Аис на судне что это
Что такое АИС?
Автоматическая идентификационная система (Автоматическая информационная система)
Автоматическая идентификационная система, сокращенно АИС (от англ. AIS – Automatic Identification System), передает данные о судне с помощью волн ОВЧ/УКВ диапазона. Если по-простому, АИС – это передатчик, установленный на судне, который транслирует в радиоэфир определенные данные – статическую информацию (не изменяется во время плавания) и динамическую (обновляется в реальном времени). Динамические данные АИС получает от подключенных к нему приборов (в частности, GPS).
К статической информации, передаваемой АИС, относится название судна, позывной, IMO номер, номер MMSI, длина и ширина судна и данные о текущем рейсе – порт назначения, дата и время прихода, осадка судна. Информация от текущем рейсе забивается судоводителем, как правило, навигационным помощником, перед выходом из порта и может изменяться на переходе, если необходимо.
К динамической информации можно отнести текущие координаты судна (LAT, LONG), курс (COG), скорость движения (SOG) и скорость поворота (ROT).
Ни спутниковая, ни мобильная связь в АИС не используется, только радиочастоты, поэтому прием и передача данных АИС совершенно бесплатна (только сам прибор и его первоначальная установка, разумеется, оплачивается судовладельцем).
Как пишет Википедия, в последнее время появилась тенденция трактовать АИС как Автоматическую информационную систему (от англ. Automatic Information System), что связано с расширением функциональности системы по сравнению с ординарной задачей идентификации судов.
🔥 Эксклюзивно в COMPASS 🔥
Есть чашки для моряков 🥴🥱, а у нас чашки для моряков ⚓️💪
Смотрите больше вариантов на сайте www.compass.com.ua
Использование технологии АИС
Изначально, данные системы АИС использовались только в целях безопасности (safety & security) мореплавания, однако, на данный момент АИС получила широкое распространение и в других сферах. Например, названия и позиции судов, которые транслирует система используются для создания онлайн карт судов в реальном времени.
Автоматическая идентификационная (информационная) система (АИС)
Оснащение судов автоматической идентификационной системой АИС
АИС – автоматическая идентификационная система предназначена для передачи в УКВ-диапазоне данных о параметрах судна и его движении. АИС представляет собой эффективный инструмент поддержания безопасности судовождения. Поскольку функциональность любого судового оборудования постоянно расширяется, функции АИС со временем перестали ограничиваться передачей только лишь идентификационной информации о судне, а сама система из идентификационной превратилась в информационную, что никак не отразилось на аббревиатуре названия.
Использование оборудования АИС регламентируется Конвенцией SOLAS, в соответствии с которой для всех судов от трехсот р.т. для международных рейсов и всех без исключения пассажирских судов и судов от пятисот р.т. обязательно применение на борту автоматических идентификационных (информационных) систем так называемого класса А. Для остальных судов, включая небольшие яхты, допускается наличие АИС класса Б.
Безопасность мореплавания – важнейшее условие экономической целесообразности эксплуатации любого судна. Автоматические идентификационные системы позволяют предупреждать столкновения судов, информировать береговые службы, получать информацию береговых служб, а также осуществлять общий мониторинг судовой обстановки в регионе, при необходимости проводить поисково-спасательные операции, полагаясь на данные АИС.
Назначение АИС
Итак, судовые автоматические идентификационные системы необходимы для осуществления обмена информацией, непосредственно влияющей на безопасность судов. Девятнадцатое правило Конвенции SOLAS 74 описывает предъявляемые к АИС требования, в соответствии с которыми автоматическая идентификационная система на борту должна в авторежиме отправлять и принимать идентификационные данные судна, параметры его передвижения и другую информацию, непосредственно влияющую на общую безопасность. Кроме этого, оборудование АИС должно сопровождать наблюдаемые суда и обмениваться данными с береговыми службами.
Функции АИС
Идентификация судов по номеру судна Международной Морской Организации, идентификационному номеру MMSI, позывному или названию;
Поскольку информация АИС передается в открытом режиме, вполне естественно, что ею могут воспользоваться с преступными целями, например, для организации террористических атак, захвата судна, груза и т.п. Такова плата за общую безопасность мореплавания, современные правила игры на рынке коммерческого судоходства.
Типы данных АИС
Статические данные
Динамические данные
Рейсовые данные
Принцип работы АИС
Оборудование АИС работает в УКВ-диапазоне, что означает зону охвата порядка 30 морских миль. В этом радиусе суда могут обмениваться информацией, выстраивая на судовых дисплеях полноценную картину навигационной обстановки заданного района. Глобальная навигационная спутниковая система (ГНСС) обеспечивает оборудование АИС необходимыми данными, синхронизирует работу всех систем, находящихся в заданном районе.
Помимо обмена основной информацией в автоматических идентификационных системах предусмотрен функционал передачи дополнительной текстовой информации между терминалами – так называемый пейджинг. Данная передача возможна как для всех получателей в зоне видимости, так и адресно. Передаваемый текст кодируется шестибитовыми кодами ASCII.
Работе оборудования АИС свойственна жесткая синхронизация по времени (погрешность до десяти микросекунд). Информация, полученная по каналам АИС может быть представлена в двух видах: таблично и схематически на карте, что зависит от возможностей самого оборудования. В случае таблицы – это простой перечень окружающих судов с соответствующей информацией о них, в случае карты – информация о судах с их взаиморасположением.
Передача информации АИС происходит по алгоритму SOTDMA, позволяющему всем судам, способным создать помехи друг другу, использовать разделение передачи по времени и уложиться в четко выделенные эфирные промежутки. В открытом море, где все передатчики АИС равноправны, происходит автоматический выбор свободных слотов.
Полезные ресурсы информации АИС
Для того чтобы наглядно понять, как работает АИС, достаточно зайти на один из ресурсов, предоставляющих открытые данные онлайн-карт. Например,
Онлайн-карты в реальном времени позволяют оценить какова же на самом деле плотность судоходства в мире, какие районы наиболее загружены, и сколь важную функцию выполняет оборудование АИС в динамичном мире морских перевозок.
Виды АИС
Оборудование АИС может быть установлено не только на судах, но и на стационарных объектах – это так называемые базовые и репитерные станции береговых служб. Мобильные станции АИС устанавливаются на судах и других подвижных объектах, например, воздушных. АИС класса А – оборудование, обязательное для установки на конвенциональных судах (регулируется СОЛАС). Во всех других случаях можно использовать АИС класса Б, это касается прогулочных яхт, катеров, рыболовных судов и т.п.) АИС класса Б проще и дешевле, они могут не иметь дисплея и не используют рейсовую информацию.
Работа АИС класса Б более проста, а само оборудование более доступно, что особенно важно в сегменте маломерных судов. Оборудование класса Б может обойтись без дисплея и клавиатуры, при этом подключается к МФД или другому навигационному оборудованию, способному отображать информацию АИС. По сравнению с АИС класса А класс Б имеет низший приоритет, т.е. для передачи сигнала ему требуется наличие свободного слота в эфире.
Состав и отличия АИС
АИС класса А состоит из нескольких устройств:
Оборудование АИС в компании «Маринэк»
Компания «Маринэк» является известным оператором рынка судового оборудования в течение многих лет. На счету инженеров компании десятки реализованных проектов оснащения судов различных типов всевозможным оборудованием, подбор оборудования различных брендов, монтаж, пусконаладка, техническое обслуживание созданных технических решений. Благодаря впечатляющему опыту специалистов «Маринэк», наработанному практикой, компания всегда может предложить экономически целесообразное решение как для начинающего, так и для опытного судовладельца. Автоматические идентификационные системы – важная составляющая судового оборудования, применение которого регламентируется нормативами соответствующих структур. Сотрудничая с «Маринэк», заказчик никогда не сделает ошибку в выборе судового оборудования, его установке и эксплуатации.
В каталоге на нашем сайте представлено оборудование АИС для судов от таких ведущих мировых производителей, как: Icom, Furuno, Raymarine, Thrane&Thrane, Samyung.
Что такое AIS и как она работает
Количество транспортных средств постоянно растет не только на дорогах. В последнее время мировой гражданский флот ежегодно пополняют примерно три тысячи судов водоизмещением свыше 100 тонн. На сколько увеличивается поголовье более мелкого мореходного планктона, остается только догадываться, но когда наблюдаешь лес мачт в очередной турецкой марине, запросто можно подумать, что яхты там каждый день размножаются простым делением — как инфузории.
Разумеется, при столь бурном росте мирового флота пути судов будут пересекаться все чаще и чаще.
Математическая статистика прозрачно намекает, что далеко не все эти встречи закончатся благополучным расхождением на безопасном расстоянии, ну а практический опыт показывает, что одними радарами данную проблему не решить.
Главным образом для уменьшения риска столкновений судов в 2000 году и была разработана AIS — Automatic Identification System, то есть Автоматическая Идентификационная Система. Ее функционал оказался настолько удачным, что спустя всего два года Международная морская организация потребовала обязательной установки терминалов AIS на все грузовые суда водоизмещением более 500 регистровых тонн, на «грузовики» свыше 300 тонн, совершающие международные рейсы, и на все корабли для пассажирских перевозок независимо от тоннажа.
В отличие от радаров, способных зафиксировать появление крупных плавучих объектов неподалеку от судна и приблизительно оценить их текущие направление и скорость перемещения, AIS позволяет получить куда более развернутую и точную информацию о навигационной обстановке.
Чтобы лучше понять возможности новой системы, для начала разберемся, как она устроена.
Корабельный модуль AIS представляет собой цифровой УКВ-приемопередатчик, связанный с судовыми навигационными системами. В зависимости от скорости судна, каждые 2–10 секунд (каждые 3 мин на стоянке) он в автоматическом режиме передает следующую оперативную информацию: идентификационный номер MMSI, навигационный статус («на якоре», «в движении под мотором» и т. п.), текущие координаты, истинные курс и скорость, угловую скорость поворота и метку точного времени.
Полученная информация может выводиться на терминал в виде таблицы с информацией о находящихся поблизости судах, а также в виде их символов, наложенных на навигационные карты (например, в картплоттере) — понятное дело, в этом случае куда легче оценить взаимное расположение и динамику движения.
Одним словом, по сообщениям AIS капитан может абсолютно точно оценить текущую навигационную обстановку. Кстати, радиообмен в системе ведется в диапазоне 162 МГц, то есть на гораздо меньшей, по сравнению с излучением радаров, частоте. Более длинные радиоволны способны огибать препятствия вроде крупных судов и невысоких островов, а потому радиус действия AIS приятно впечатляет. При благоприятных условиях он может превышать 40 миль, однако имейте в виду, что высота установки антенны тут, как и в случае других бортовых передатчиков, играет решающую роль.
Для яхтсменов, по крайней мере тех, чьи суда не фигурируют в чартах журнала Forbes, тонкость использования системы заключается в том, что на корабли водоизмещением менее 300 тонн разрешено устанавливать только терминалы упрощенной версии, обозначаемые «Класс В».
Они отличаются заметно сниженной мощностью передатчика (2 Вт против 12,5 Вт), что ограничивает радиус приема их сообщений примерно пятью милями. Еще одна неприятность — упрощенный алгоритм передачи данных, позволяющий посылать информацию только в том случае, если в эфире остается свободное место в ходе радиообмена старших братьев, оснащенных терминалами класса А. Хитрость тут в том, что в каждый момент времени на любом из двух каналов AIS возможна передача одного единственного блока цифровых данных, и об очередности их выдачи аппараты класса А умеют договариваться меду собой заранее.
Однако согласитесь: несмотря на такую дискриминацию, находясь в ночном неспокойном море, очень приятно сознавать, что на проходящем неподалеку супертанкере вахтенный наверняка знает о присутствии у него под боком вашей 45-футовой яхты.
Есть и еще один способ пользования AIS, и заключается он в установке приемника, не позволяющего отправлять никакие данные вовсе, но зато способного отслеживать перемещения всех судов, оснащенных полноценными терминалами. По большому счету для этого даже отдельное устройство не требуется, поскольку производители вроде Icom и Standard Horizon начали оснащать данной функцией топовые модели монтируемых VHF-радиостанций.
Удобно, компактно, не дорого, однако имеется одно большое «но» — на маленьком экранчике с низким разрешением даже текстовую таблицу разместить проблематично, а уж построить даже самое примитивное подобие карты…
Именно поэтому были разработаны ресиверы AIS, вообще не показывающие графическую информацию, но умеющие конвертировать данные в пакеты стандартного протокола NMEA, понимаемого подавляющим большинством картплоттеров. Плюс к тому некоторые из них могут подключаться к компьютерам по USB, или даже посредством Wi-Fi передавать данные на мобильные гаджеты, работающие под управлением Android или iOS. Подобные девайсы выпускает, к примеру, Weather Dock.
Кстати, при установке аппаратуры AIS даже в дополнительной антенне стопроцентной необходимости нет по причине работы в одном частотном диапазоне с бортовым радио. Однако имейте в виду, что сплиттеры, используемые для подключения к антенне двух разных устройств, как правило немного снижают уровень сигнала, да и в случае проблем с единственной антенной, вы лишитесь сразу двух систем обеспечения безопасности.
Было бы наивно полагать, что такая продвинутая система обмена информацией создавалась исключительно для помощи рулевым в оперативном маневрировании. В задачи AIS также входит глобальный контроль за перемещениями судов в интересах разнообразных судоходных компаний, центров управления движением, а также государственных служб, которым может потребоваться информация о местоположении определенных судов или грузов. По этой причине аппаратура AIS может базироваться не только на кораблях, но и на береговых станциях, многие из которых связаны в глобальную сеть.
Ну, а чтобы эффективнее использовать систему для поиска и спасения моряков в экстренных ситуациях, выпускаются аварийные буи, способные передавать информацию AIS с повышенным приоритетом. Существуют и так называемые виртуальные буи — это единственный тип устройств в системе, чье реальное расположение может не совпадать с координатами в их сообщениях. Как правило, это установленные на берегу передатчики, предупреждающие проходящие суда об опасностях вроде плохо заметных скал или лишенных маяков мысов, выдающихся далеко в море.
Надо сказать, что приемники AIS размещаются даже на спутниках. Это ведь только на поверхности Земли радиус распространения ее сигнала ограничен видимостью до горизонта, а в космосе его без проблем можно принимать и с сотен километров. Сегодня вокруг планеты вращается более десятка космических аппаратов, занятых мониторингом морского траффика.
Автоматическая идентификационная система АИС (AIS). Полный разбор
Коротко разобраться с этим навигационным прибором не получится. В ходе написания статьи я решил полностью ответить на все вытекающие вопросы, такие как «Что такие АИС», «Для чего он нужен» и «Какие бывают типы автоматической идентификационной системы».
АИС (на английском – Automatic Identification System, она же AIS) – автоматическая система слежения, которая показывает суда поблизости. При включенном АИС ваше судно тоже будет видно на мониторах других морских кораблей поблизости. В любом случае данное навигационное оборудование должно быть включено постоянно. Только капитан корабля может дать команду отключить АИС, если посчитает, что так будет безопаснее для экипажа судна. Автоматическая идентификационная система работает в автономном режиме.
Для чего нужна АИС?
Он установлен на судах для идентификации других судов, а так же навигационные объекты (буи). Это вспомогательное устройство и его не стоит использовать для избегания столкновения. Береговые службы используют АИС, чтобы идентифицировать, обнаружить и следить за судами. Панамский канал использует АИС, так же для того чтобы передавать погодные данные о дожде вдоль канал, а так же ветра в шлюзах.
Требования СОЛАС
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS) в регламенте V/19.2.4 требует, чтобы на всех судах с водоизмещением 300 GT и выше, выполняющие международные переходы, а так же на всех пассажирских судах вне зависимости от водоизмещения, был установлен АИС.
Разновидности АИС
Класс А: Используется на судах с водоизмещением 300 GT и больше выполняющие международные рейсы, а так же для всех пассажирских судов.
Класс Б: Используется на судах СОЛАС которых обошел (в основном на яхтах). Функциональность подобных АИС ограничена.
Как работает АИС?
Первоначально, автоматическая идентификационная система использовала береговые антенны для передачи данных между судном и береговой станцией. Радиус действия подобных сигналов составлял приблизительно 20 миль. Спутниковую помощь начали использовать, когда морские суда начали ходить вдали от берега. А это значит, что не важно где морское судно ходит, береговые службы, компании или родственники всегда могут узнать где именно вы сейчас ходите.
АИС – средство наблюдения за судном
В прибрежных водах береговые службы могут установить автономные АИС станции для мониторинга движения судов в заданной зоне. Береговые службы, так же, могут использовать каналы АИС для передачи информативных сообщений. Информативные сообщения могут быть связанные с: приливами и отливами, погодными условиями. Береговые службы могут использовать АИС для слежения за опасным грузом и контролировать рыболовные операции судов. Автоматическая идентификационная система, так же может использовать для операций по спасению жизней путем поиска судов поблизости с происшествием.
АИС как вспомогательное средство предотвращения столкновения
В безопасной навигации, АИС, принимает тоже не маловажную роль. Вся полученная информация от данного устройства помогает судоводителю вовремя среагировать на ситуацию. В любом случае нельзя полностью полагаться на информацию полученную от данного устройства. Всегда используй радар и все навигационные приборы, чтобы оценить ситуацию и принять верное решение.
АИС и его ограничения
Как и вся навигационная и электронная аппаратура, АИС имеет свои ограничения:
1. Точность полученной информации зависит от силы сигнала.
2. Координаты полученные через АИС могут не совпадать с координатами на картах WGS 84 формата.
3. Чрезмерное доверие к АИС, может привести к неприятным последствиям.
4. Любой судоводитель может послать на другое судно ошибочную информацию.
5. Не на всех судах есть автоматическая идентифицированная система.
Подведем итоги. АИС упрощает жизнь вахтенным офицерам, а так же береговым службам.
Средняя оценка 4.1 / 5. Количество оценок 14
ГМССБ. Автоматическая идентификационная система (АИС)
В соответствии с требованиями новой главы V «Навигационная безопасность» Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (Конвенция СОЛАС-74) установка автоматической идентификационной системы (АИС) на судах должна проходить поэтапно, начиная с 1 июля 2002 года.
Требования Конвенции СОЛАС-74 с поправками по оснащению судов аппаратурой АИС сведены в табл. 29.1.
АИС прежде всего предназначена для использования на судах при решении задач предупреждения столкновений, а также для автоматического обмена с другими судами и компетентными береговыми службами навигационной, рейсовой и другой информацией, связанной с безопасностью.
В соответствии с правилом 19 СОЛАС-74 АИС должна:
АИС должна способствовать повышению безопасности (safety) мореплавания, эффективности судовождения и эксплуатации систем регулирования движением судов (СРДС), а также защите окружающей среды. Указанные общие задачи решаются путем использования АИС в качестве:
АИС выполняет следующие функции:
Следует отметить, что АИС как средство радиосвязи является также объектом в общей системе обеспечения безопасности (security) в соответствии с Международным кодексом по охране судов и портовых средств. Информация, передаваемая по каналам АИС, может использоваться пиратскими судами и террористами, так как она передается в широковещательном режиме без каких-либо средств защиты информации от несанкционированного доступа.
Преимущества и ограничения АИС
Совместное использование АИС на судах и в береговой инфраструктуре позволяет реализовать следующие преимущества в сравнении с существующими средствами навигации:
Применение АИС в системах регулирования движением судов позволяет дополнительно получить такие преимущества:
Аппаратура АИС не заменяет другое судовое навигационное оборудование. АИС следует применять только как средство, дополняющее радиолокационную станцию и другие средства наблюдения за навигационной обстановкой, а также как средство обмена информацией с береговыми службами.
Ограничения, которые необходимо учитывать при использовании АИС, связаны со следующими факторами:
Таким образом, установка на судне АИС не подменяет и не снимает требований к радиолокационной станции и другим навигационным средствам, а также не изменяет требований в отношении несения вахты на ходовом мостике.
Принцип функционирования АИС
Принцип действия АИС поясняется рис. 29.1. Суда, оборудованные аппаратурой АИС, находясь в открытом море или в прибрежных районах, автоматически и регулярно передают в диапазоне УКВ морской подвижной радиослужбы стандартные сообщения, содержащие информацию о судне, его координатах, курсе, опасном грузе па борту, порте назначения, времени прибытия и другие данные.
В прибрежных районах, где установлены базовые станции АИС, информация, передаваемая судами, принимается базовыми станциями и поступает в распоряжение береговых служб (СРДС, системы судовых сообщений, службы поиска и спасания, службы экологического контроля и ликвидации последствий загрязнения, пограничные и таможенные власти, различные портовые службы). Обычно, для получения целостной картины судоходства в контролируемом районе, базовые станции АИС обьединяюгся в сети, позволяющие интегрировать информацию от отдельных базовых станций. Для расширения зоны действия базовой станции АИС могут устанавливаться так называемые репитерные станции АИС для расширения зоны действия береговой станции, например, при затеняющем береговом рельефе.
В прибрежных районах точность определения координат судов может быть повышена посредством передачи дифференциальных поправок в СВ диапазоне береговыми опорными станциями и радиомаяками. Дифференциальные поправки могут также передаваться береговой станцией АИС по УКВ каналам АИС в специальном сообщении.
Для существенного расширения зоны действия базовой станции АИС может использоваться режим дальней связи, когда судовые данные передаются по каналам ИНМАРСАТ-С. В этом режиме обеспечивается автоматическая передача информации от судов в адрес береговых служб в целях мониторинга судоходства в территориальных водах, исключительных экономических зонах и районах ответственности морских спасательно-координационных центров (МСКЦ).
Аппаратура АИС может также устанавливаться на летательных аппаратах, участвующих в поисково-спасательных операциях на море, и на средствах навигационного оборудования (СНО) морских путей (плавучих и стационарных). Лоцманские службы могут использовать портативную аппаратуру АИС, доставляемую на борт судна и работающую автономно или с подключением к судовому оборудованию АИС.
Передаваемая и принимаемая информация АИС
АИС передает и принимает статическую, динамическую и рейсовую (или маршрутную) информацию, а также сообщения, касающиеся безопасности плавания.
Все статические данные вводятся при установке оборудования.
Сообщения по безопасности и двоичные сообщения.
Сообщения по безопасности представляют собой короткие текстовые сообщения в свободном формате с использованием кодировки ASCII, подобно SMS в персональных мобильных радиотелефонах. Они могут быть адресованы как конкретному судну (или береговой станции), так и всем станциям. Передача этих сообщений осуществляется оператором путем набора текста на пульте управления и отображения информации.
Кроме сообщений безопасности в АИС предусмотрена передача так называемых двоичных (или бинарных) сообщений. Двоичные сообщения могут использоваться для специальных приложений, одобренных ИМО. Например, в циркуляре 236 Комитета по безопасности мореплавания даны форматы ряда двоичных сообщений, которые содержат следующую информацию:
Планируется испытательная передача двоичных сообщений в течение 4-хгодичного периода времени. После испытательного периода будет принято решение о их дальнейшем использовании.
Следует подчеркнуть, что использование АИС в режимах передач сообщений по безопасности и двоичных сообщений ни в коей мере не подменяет функции ГМССБ по безопасности мореплавания и поиску и спасанию.
Система АИС в настоящее время продолжает развиваться и является открытой для внедрения новых информационных приложений в границах пропускной способности каналов передачи данных УКВ АИС.
В зависимости от вида передаваемой информации и режима плавания АИС обеспечивает интервалы передач в соответствии с табл. 29.2 и 29.3.
Статическая и рейсовая информация передается в так называемом сообщении №5 «Статические данные о судне и информация о рейсе». Все типы сообщений АИС приведены в приложении. Динамическая информация передается в зависимости от скорости судна и изменения курса судна. Интервал передач задается в соответствии с табл. 29.3. Динамическая информация передается в сообщении №1 «Сообщение о местоположении». Если судно находится на якоре или движется с малой скоростью (менее 3-х узлов), то интервал между сообщениями динамической информации составляет 3 минуты. При повышении скорости судна интенсивность передач увеличивается. При скорости судна 23 узла и более интервал времени между соседними передачами динамической информации составляет всего 2 секунды.
Такая адаптация интервала передач к динамике судна позволяет в максимальной степени отследить перемещение и все маневры судна и в то же время не перегружать эфир излишними передачами при медленном перемещении судна.
Станции АИС обмениваются данными между собой по умолчанию на двух УКВ каналах с временным разделением сигналов (TDMA): 87В (161,975 МГц) и 88В (162,025 МГц). Станции АИС используют TDMA каналы на одинаковых частотах с разделением передач по времени. В качестве источника единого времени станции АИС используют внешний и внутренний GPS или ГЛОНАСС/GPS приемники.
9600 бит/сек х 26,7 мкс = 256 бит
Для точного задания начала слота используются сигналы времени ГНСС, которая обеспечивает точность синхронизации по времени не хуже 10 мкс. Таким образом, каждая станция как бы вклинивается для передачи в определенный слот.
Естественно возникает вопрос о назначении слотов для передач каждой станции. Для предотвращения конфликтов, когда в пределах УКВ радиосвязи (т. е. примерно 30 мор. миль) два судна будут использовать для своих передач один и тот же слот, используется специальный алюритм самоорганизации выбора занимаемых слотов. Этот алгоритм предусматривает передачу каждым судном своего расписания передач на ближайший период времени. Кроме параметров по судну в типовое сообщение включаются номера забронированных слотов, которые судно планирует использовать для последующих передач. Все другие суда анализируют панораму занятых слотов и соответственно планируют свои передачи только в свободных слотах.
В регионах, где осуществляется мониторинг береговыми станциями, могут использоваться другие частотные каналы АИС, если каналы 87В и 88В заняты иными службами.
Кроме двух TDMA каналов станция АИС одновременно работает па канале DSC. (канал 70). По этому каналу производится назначение рабочих каналов АИС со стороны береговой станции.
Минутный интервал представляет собой кадр (или фрейм), включающий 2250 слотов.
26,7 мкс х 2250 = 60 сек
Для повышения надежности системы и повышения пропускной способности используются два канала АИС, обеспечивая передачу/прием по 2250 слот/мин па каждом канале.
Таким образом, пропускная способность АИС на двух УКВ каналах составляет 4500 слот/мин.
2250 слот/мин х 2 = 4500 слот/мин.
Принцип временного разделения передач отдельных судов поясняется рис.29.2.
Функционирование АИС основываются на модели взаимодействия открытых информационных систем (Open System Interconnection, OSI), разработанной международной организацией но стандартизации (International Standard Organisation, ISO). Данному стандарту отвечают большинство компьютерных и информационных систем.
В модели ISO/OSI предусмотрено семь уровней и определен порядок информационного обмена на каждом уровне. В АИС определены требования к четырем уровням: физическом), канальному, сетевому и транспортному.