Аспидная доска что это такое
Аспидная доска что это такое
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.
Аспидная доска что это такое
Однажды, рассматривая картины швейцарского художника Альберта Анкера, я обнаружил очень любопытное полотно.
Оно называется «Школьник в снежном пейзаже».
Мельком бросив на этого школяра поверхностный взгляд, я подумал: «Странно, очень странно – мальчик в старой рваной курточке и залатанных штанишках держит подмышкой планшет… Стоп! Какой такой электронный планшет в XIX-м веке!? Не может такого быть!»
Действительно, не может быть такого! Это не гаджет, это – аспидная доска!
Жуткое название – аспидная доска – не правда, ли!? Воображение тут же рисует всевозможных мерзких аспидов. Так в старину называли огромных крылатых змеев, способных извергать огонь. Вместо пасти у этих гадов был птичий клюв. А ещё, наши бабушки называли аспидами хитрых, коварных и злых людей. В наше время это название сохранилось у довольно таки большого семейства ядовитых змей. Между прочим, знаменитые королевская кобра и чёрная мамба – это тоже аспиды.
Так вот, чёрные доски-планшеты в руках у школьников прошлых веков никакого отношения к опасным пресмыкающимся не имеют. Они названы аспидными благодаря материалу, из которого были изготовлены. Аспидный камень, или шунгит, как правильно называют его геологи – это такая горная порода, разновидность твёрдого сланца тёмно-серого или чёрного цвета. Из пластины такого сланца вырезали прямоугольник толщиной в 2-3 сантиметра, обрамляли его деревянной рамкой и получали идеальное школьное пособие для письма. На протяжении нескольких столетий аспидная доска служила детям многоразовой тетрадью. Кстати, не только детям. Банкиры вели на ней свои расчёты, учёные рисовали формулы, а трактирщики изображали меню.
Писали на такой доске обычно грифелем, поэтому в некоторых странах её именовали грифельной. Когда металл алюминий подешевел и стал общедоступен, то из него стали изготавливать палочки для письма. Алюминий оставлял на аспидной доске красивый серебристо-белый след. Позже стали активно использовать обычный мел. А вот стиралось всё написанное хорошо нам знакомым способом – влажной губкой или тряпочкой.
Почему я столь подробно описал применение этой учебной принадлежности? Да потому что аспидная доска стала «родительницей» самой известной школьной детали – классной доски. Её ведь изобрели сравнительно недавно – в начале XIX-го века. До этого учителя объясняли материал, так сказать, на пальцах. Вспомните, как это делал Архимед – прутиком на песке.
Создателем традиционной классной доски считается школьный директор из Шотландии Джеймс Пилланс.
Однажды Джеймс Пилланс вёл урок географии и решил для наглядности нарисовать контур изучаемой страны. Но она у него не поместилась на одной доске, и тогда он взял несколько штук и составил их вместе. И тут ему пришла в голову идея – а что если разместить несколько аспидных досок в несколько рядов на стене класса. Да установить их повыше, чтобы всем ученикам было видно! Так он и сделал!
Вот так, в 1814 году и родилась идея привычной всем нам классной доски.
Более того, шотландский учитель Джеймс Пилланс придумал ещё и цветные мелки. И знаете для чего? Для того, чтобы было красиво!
Он рисовал на доске контуры государств белым цветом; горы – зелёным; реки, озёра и моря – естественно, синим; а места военных сражений обильно закрашивал красным мелом. В те годы пойти в магазин канцтоваров и купить там цветные мелки, сами понимаете, было ещё невозможно, и поэтому изобретательный шотландец придумал свой собственный рецепт их изготовления. Он толок мел, и добавлял в него не только красящие вещества, но и секретную британскую добавку – овсянку! Я предполагаю, что овсянка нужна была для вязкости.
Следует отметить, что примерно в это же время за океаном, в Североамериканских Штатах математик Джордж Барон тоже стал использовать традиционную классную доску в большой аудитории во время чтения своих лекций в Военной Академии. Интересен тот факт, что в Америке XIX-го века школьные доски сколачивали из сосны, и покрывали их поверхность составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи.
На протяжении более ста лет с момента изобретения основным цветом классных досок был исключительно чёрный. Школяры и студенты писали белым по чёрному. И на мой взгляд, белым по чёрному – это самое изящное, классическое такое, цветовое сочетание.
В середине XX-го века добавился ещё один колор – коричневый. Сейчас и в школах, и в университетах доски почти везде зелёные почему-то.
Во многих современных учебных заведениях активно применяются устройства нового электронного поколения – интерактивные доски и планшеты. А вот старые аспидные доски окончательно перестали использоваться тоже сравнительно недавно – в 30-е годы прошлого века.
Кстати, поэтесса Марина Цветаева в детстве училась писать палочкой по сланцевой поверхности. У неё даже стихи об этом есть:
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах…
Есть одна жуткая школьная фраза, которая вот уже два столетия приводит в трепет учеников всех стран мира, всех национальностей, сидящих в совершенно различных классах разной степени комфортности. Всё равно какая у них школа: элитная в престижном районе или у которой стены из тростника, замазанного глиной. И без разницы – какая именно доска висит на стенке: зелёная, коричневая или чёрная, цифровая-интерактивная или покрытая горелой картофельной шелухой. Её размер тоже не имеет никакого значения. Всё вышеперечисленное не имеет значения для одной очень сильной школьно-институтско-образовательной эмоции.
Вот уже 200 лет ученики и студенты вздрагивают, покрываются холодным потом и зарываются носом в учебники когда слышат ужасную, леденящую душу фразу: — А сейчас к доске пойдёт…
Так вот, это страшное душераздирающее требование «К доске!» впервые произнёс шотландский учитель-новатор Джеймс Пилланс, тот самый, который разместил аспидные доски на стене.
АСПИДНАЯ ДОСКА
Смотреть что такое «АСПИДНАЯ ДОСКА» в других словарях:
аспидная доска — грифельная доска Словарь русских синонимов. аспидная доска сущ., кол во синонимов: 1 • грифельная доска (1) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов
ДОСКА — жен. дска, дщица, церк. (греч. дискос, итал. desco, нем. Tisch), пласт, пластина, плита, плоский брус, тонкий, сравнительно с длиною и шириною; ·собств. теснина, вытесанная или выпиленная из бревна; также нарезанные из нее для разного дела части … Толковый словарь Даля
ДОСКА — ДОСКА, и, вин. доску и доску, мн. доски, досок и досок, доскам и доскам, жен. 1. Плоский с двух сторон срез дерева, получаемый путём продольной распилки бревна. Толстая, тонкая д. Дубовые доски. Тесовые доски. Как д. кто н. (о тощем, худом… … Толковый словарь Ожегова
ДОСКА — ДОСКА, доски, вин. доску, мн. доски, досок, доскам, жен. Плоский с двух сторон кусок дерева небольшой толщины, обычно выпиленный из бревна. Дюймовая доска. Половая доска. Сосновые доски. || Пластина, плита. Медная доска. Мраморная доска. ❖… … Толковый словарь Ушакова
грифельная доска — аспидная доска Словарь русских синонимов. грифельная доска аспидная доска (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
информационный щит — ▲ панель ↑ с, крупный, надпись щит. рекламный щит. щит объявлений. доска. доска объявлений. классная доска. аспидная доска. стенд щит для размещения экспонатов. витрина. плакат. объявление. афиша. транспарант. система отображения информации.… … Идеографический словарь русского языка
АСПИДНЫЙ — АСПИДНЫЙ, аспидная, аспидное. прил. к аспид2; сделанный из аспида. Аспидная доска. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
аспид — АСПИД, а, муж. 1. Ядовитая змея, родственная кобре, ехидне (во 2 знач.). Семейство аспидов. 2. Злой, злобный человек (прост. бран.). II. АСПИД, а, муж. Разновидность горного сланца. | прил. аспидный, ая, ое. Аспидная доска (чёрная доска, на к рой … Толковый словарь Ожегова
ТАБЕЛЬ — муж., франц., нем. роспись в графах. Табель казенным праздником. Табель о рангах, росписанье всех чинов по классам. Табельный праздник, включенный в число, казенных. Таблица, личка, малая табель, графленный, расчерченный или исписанный в особом… … Толковый словарь Даля
а́спидный — ая, ое. 1. прил. к аспид 2. || Сделанный из аспида. Аспидная доска. 2. Черно серый, цвета аспида. Скрылись из виду пригороды, и, посерев от ночного тумана, аспидным стало поле за дорогой. Березко, Мирный город. ◊ аспидный сланец слоистый сланец… … Малый академический словарь
АСПИДНЫЕ ДОСКИ
Смотреть что такое «АСПИДНЫЕ ДОСКИ» в других словарях:
ГРИФЕЛЬНЫЕ ДОСКИ — ГРИФЕЛЬНЫЕ ИЛИ АСПИДНЫЕ ДОСКИ тонкие и гладкие сланцевые доски, употребляемые для письма грифелем. Лучшие г. д. изготовляются из грифельного сланца в Саксонии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка
АСПИД — (греч. aspis). 1) ядовитейшая из змей. 2) злой, хитрый, язвительный человек. 3) род сланца или толстого черного слоистого камня, из которого делают грифельные доски. 4) прежнее название яшмы. 5) старинная пушка, в 5 футов длины. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
Бильярд — Бильярдные шары для игры в пул … Википедия
Школьная гигиена* — представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Школьная гигиена — представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кардиган графство — (Cardigan) графство и г. в Валлисе. Графство занимает пространство в 1793 кв. км. Поверхность его ровная у берегов Кардиганского зал., гористая внутри, с плодоносными долинами. Богатые серебряные и свинцовые рудники. Населения (1891) 62596 чел.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кардиган, графство — (Cardigan) графство и г. в Валлисе. Графство занимает пространство в 1793 кв. км. Поверхность его ровная у берегов Кардиганского зал., гористая внутри, с плодоносными долинами. Богатые серебряные и свинцовые рудники. Населения (1891) 62596 чел.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Аспид (значения) — Аспид мифическое существо, чудовищный крылатый змей. Аспид ядовитая змея, распространённая обычно в Южной Азии, Африке и тропической Америке; также употребляется в переносном значении: коварный, хитрый, злой человек. Аспид чёрный сланец, горная… … Википедия
Кровля* — верхняя оболочка крыши, устраивается из разнородных материалов. Она обыкновенно настилается на стропила при посредстве обрешетки или сплошной нижней настилки. К. бывает твердой, из камня, черепиц, стекла или металла, или мягкой, из дерева,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кровля — верхняя оболочка крыши, устраивается из разнородных материалов. Она обыкновенно настилается на стропила при посредстве обрешетки или сплошной нижней настилки. К. бывает твердой, из камня, черепиц, стекла или металла, или мягкой, из дерева,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Писала я на аспидной доске…
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах…
Марина Цветаева
Писали на такой доске обычно грифелем, поэтому её иногда называли грифельной. Когда металл алюминий подешевел и стал общедоступен, то из него стали изготавливать палочки для письма. Алюминий оставлял на аспидной доске красивый серебристо-белый след. Позднее стали активно использовать обычный мел. А стиралось всё написанное хорошо нам знакомым способом – влажной тряпочкой.
Грифельные/аспидные доски, находящиеся в Этнографическом музее под открытым небом датируются концом ХIХ начала ХХ веков. Они разного размера и качества. Например, доски конца ХIХ века имеют меньший размер, цвет тёмно-серый, изготовлены кустарным способом. Доски начала ХХ века большего размера, фабричного изготовления, разлинованы: одна сторона – в клетку, другая – в косую линию. На протяжении нескольких столетий аспидная доска служила детям многоразовой тетрадью, и не только детям. На аспидных досках писали банкиры, их использовали моряки для вычислений координат, а рабочие на производствах использовали доски для учета произведённых изделий.
Гавриил Романович Державин имел привычку писать стихи вначале на аспидной доске (черновой вариант), завершённый стих переписывал на бумагу.
Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы…
«За три дня до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту «Река времен», начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет. Эти строки написаны им были не на бумаге, а ещё на аспидной доске (как он всегда писывал начерно)…» [1] Предположительно, это начало оды, которая так и не была завершена в связи со смертью автора. Автограф на грифельной доске хранится в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт Петербурге. «Как трубный глас звучит угроза, нацарапанная Державиным на грифельной доске». Так написал О.Э. Мандельштам, в статье, которая была опубликована в журнале «Слово и культура» в 1921.
Мало кому известно, что аспидная доска стала «родительницей» самому известному школьному предмету – классной доске. Её изобрели сравнительно недавно – в начале XIX века. До этого учителя объясняли материал, образно говоря, на пальцах. Однажды Джеймс Пилланс вёл урок географии и решил для наглядности нарисовать контур изучаемой страны. Но она у него не поместилась на одной доске, и тогда он взял несколько штук аспидных досок, составил их вместе. И тут ему пришла в голову идея – а что если разместить несколько аспидных досок в несколько рядов на стене класса. Да установить их повыше, чтобы всем ученикам было видно. Так он и сделал. Вот так, в 1814 году и родилась идея привычной для всех нас классной доски. Вот уже 200 с лишним лет школьники и студенты вздрагивают, зарываются носом в учебники, когда слышат ужасную, леденящую душу фразу: — А сейчас к доске пойдёт… Именно с тех пор ленивые и нерадивые ученики обзывают своих преподавателей обидным словом «Аспид!».
[1] Журнал «Сын отечества», 1816, № 30, стр. 175.
Источники:
Старший научный сотрудник
Отдела хранения
Лобанова Софья Юрьевна.
1. Школьные принадлежности. нач. ХХ в.
3. Аспидная доска кон. 19 века
4. Грифельная доска ХХ в. в линию
5. Грифельная доска ХХ в. в клетку
6. Школа. Устный счёт («Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» Н. П. Богданов-Бельский, 1895)