Ассамблея обсе что это такое
Парламентская Ассамблея ОБСЕ (ПА ОБСЕ)
Создана в 1991 году на Мадридской конференции парламентариев государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе для исполнения положений Парижской хартии для новой Европы 1990 г. Является самостоятельной парламентской структурой. В задачи ПА ОБСЕ входит оценка выполнения целей ОБСЕ, обсуждение вопросов, поднимаемых на саммитах и заседаниях Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, разработка механизмов предупреждения конфликтов, поддержка демократических институтов в государствах-участниках, развитие институтов Организации.
В составе Ассамблеи 323 парламентария из 57 государств: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия /с 1990 года/, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.
Федеральное Собрание Российской Федерации представлено делегацией в количестве 15 человек (5 от Совета Федерации и 10 от Государственной Думы). Главой российской делегации в ПА ОБСЕ с января 2017 г. является заместитель Председателя Государственной Думы П.О.Толстой, его заместителем — первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам В.М.Джабаров.
Руководящий орган ПА ОБСЕ — Постоянный комитет, управляющий ее работой между сессиями и состоящий из членов Бюро, глав национальных делегаций и должностных лиц трех Общих комитетов Ассамблеи.
Бюро ПА ОБСЕ состоит из Председателя, его заместителей и казначея. На Бюро возлагается обязанность обеспечивать выполнение решений Постоянного комитета и эффективное функционирование Ассамблеи между заседаниями Постоянного комитета.
Председатель ПА ОБСЕ избирается тайным голосованием сроком на один год, с правом переизбрания еще на один срок. У Председателя ПА ОБСЕ 9 заместителей, которые избираются на трехлетний срок с правом на одно переизбрание. Председатель наделен правом назначать на соответствующем уровне своих представителей. Покидающий свой пост Председатель занимает пост Почетного председателя до окончания срока полномочий действующего председателя ПА. С декабря 2020 г. исполняющим обязанности Председателя ПА ОБСЕ является Питер Боунесс (Великобритания), сменивший Георгия Церетели (Грузия). Выборы нового Председателя Ассамблеи должны состояться в ходе ежегодной сессии 2021 г.
Генеральный секретарь ПА ОБСЕ избирается Постоянным комитетом по предложению Бюро на 5 лет большинством в две трети поданных голосов при тайном голосовании. Назначение может быть дважды (в исключительных обстоятельствах и больше) продлено большинством голосов Постоянного комитета. С января 2016 года Генеральным секретарем ПА ОБСЕ является Роберто Монтелла (Италия). На заседании Посткомитета виюле 2019 г. был переизбран на второй пятилетний срок с мандатом до 31 декабря 2025 г.
Международный секретариат ПА ОБСЕ находится в Копенгагене и выполняет административно-организационные функции.
В феврале 2003 г. в Вене открылось Представительство ПА ОБСЕ. Его возглавляет посол Андреас Нотелле (Германия).
Парламентская ассамблея собирается три раза в год: на ежегодные сессии, а также осенние и зимние заседания. Ежегодные сессии проводятся ротационно в одном из государств-участников, в ходе которых принимаются итоговые декларации, резолюции и рекомендации, которые носят рекомендательный характер и не имеют обязательной силы для правительств государств-участников. На них же избирается председатель Ассамблеи и его 9 заместителей. Зимние сессии проходят в Вене для подведения итогов работы в предшествующем году и определения ориентиров работы Ассамблеи на текущий год. Осенние сессии представляют собой конференции парламентариев, посвященные 1–2 наиболее актуальным проблемам региона ОБСЕ. «На полях» осенних сессий обычно проходит средиземноморский форум.
Кроме того, Ассамблея проводит семинары, конференции и межпарламентские форумы по конкретным темам или отдельным регионам.
Работа сессий ПА ОБСЕ состоит из пленарных заседаний, заседаний Постоянного комитета и трех Общих комитетов, тематика которых соответствует трем «корзинам» ОБСЕ: политические вопросы и безопасность; экономические, научно-технические и экологические вопросы; вопросы демократии, прав человека и гуманитарные проблемы.
По линии Парламентской ассамблеи ОБСЕ активно осуществляется наблюдение за выборами в государствах-участниках Организации. По приглашению проводящего выборы государства Председатель Ассамблеи формирует из ее членов краткосрочную мониторинговую миссию.
Ассамблея регулярно взаимодействует с другими институтами ОБСЕ. Она представлена на всех официальных мероприятиях ОБСЕ, поддерживает контакты с Действующим председателем ОБСЕ, Генеральным секретарем ОБСЕ, институтами и структурами ОБСЕ, а также полевыми присутствиями.
ПА ОБСЕ сотрудничает с межпарламентскими организациями: МПС, МПА СНГ, ПА НАТО, ПАСЕ. Совместно с ПАСЕ, Европарламентом и ПА НАТО формируются т. н. объединенные международные миссии по наблюдению за выборами.
ОБСЕ: история, структура и функции организации
Общая информация
ОБСЕ (расшифровка аббревиатуры – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ) – международная организация, которая занимается вопросами безопасности на европейском континенте. Сегодня в ее состав входит 57 государств северного полушария, еще 11 считаются партнерами. В ОБСЕ страны-участники имеют равный статус.
В отличие от других организаций, ОБСЕ не является субъектом международного права. Поэтому ее решения не имеют обязательного характера, зато они обладают значительным политическим значением.
Бюджет организации имеет две составляющие: финансирование центрального аппарата и отдельных миссий. В 2013 году на ОБСЕ потрачено 145 млн евро.
Сегодня членами ОБСЕ являются 57 государств
Логотип – аббревиатура названия, каждая из букв которой размещена в отдельном синем квадрате.
Функции и задачи ОБСЕ
ОБСЕ создавалась в период Холодной войны для уменьшения напряженности между государствами коммунистического блока и Западом. Схожими задачами она занимается и сегодня. Главная функция – обеспечение безопасности в европейском регионе. ОБСЕ занимается предотвращением военных столкновений, ликвидацией их последствий, урегулированием международных кризисов. Направления деятельности ОБСЕ можно разделить на три большие группы:
Во вторую группу входят вопросы, связанные с экономической безопасностью государств-членов организации. Отдельно следует выделить усилия ОБСЕ на повышение транспортной и энергетической безопасности, управлению миграционными потоками. Ассамблея проводит целый ряд программ, направленных на защиту окружающей среды: утилизацию отходов, управление водными ресурсами и др.
Штаб-квартира ОБСЕ находится в Вене
Структура и институты
Высшими управляющими органами ОБСЕ является периодически созываемый саммит глав государств-членов, а также совет министров иностранных дел, который собирается один раз в год. На них обсуждаются глобальные вопросы, определяется стратегия организации и список ее приоритетов.
Парламентская ассамблея ОБСЕ
Как появилась ОБСЕ
Отношения России и ОБСЕ трудно назвать простыми. Лавров даже угрожал выходом из этой организации
Развитие достигнутых договоренностей происходило на последующих саммитах: в Белграде (1977), Стокгольме (1984), Вене (1986).
До 1990 года СБСЕ функционировала в режиме периодических совещаний, на которых система Хельсинских соглашений дорабатывалась. Однако уже в середине 80-х годов стало понятно, что этого недостаточно – начиналась новая эпоха, требовавшая других подходов. Необходим был орган, работающий на постоянной основе.
Новейшая история ОБСЕ
В конце 1996 года состоялся Лиссабонский саммит, на котором были приняты две декларации в области региональной безопасности. Россия выдвинула инициативу о сдержанности относительно военных усилий и количества вооружений. На этой встрече была предпринята попытка решения Карабахского конфликта – противоборствующие стороны взяли определенные обязательства. Однако решить эту проблему так и не удалось – она лишь перешла в замороженную стадию. Не слишком успешно действовало ОБСЕ и в отношении Югославии.
Миссия ОБСЕ более пяти лет работает на Донбассе. Ее эффективность оставляет желать лучшего
В 2014 году для разрешения конфликта на украинском Донбассе была создана специальная миссия, состоящая из невооруженных гражданских лиц. Она регулярно фиксирует нарушения обеими сторонами конфликта, но как-то повлиять на ситуацию не в ее силах. Наблюдателей не пускают на многие территории, недоступна для них и российско-украинская граница.
Критика организации
В первую очередь ОБСЕ критикуют за неспособность к реальному разрешению конфликтов. Это очень наглядно продемонстрировал Донбасс, хотя и ранее особыми успехами организация похвалиться не могла. За несколько десятилетий она не только не смогла решить конфликты в Приднестровье и Карабахе, но даже показать сколько-нибудь заметный результат. У ОБСЕ просто нет механизмов воздействия на противоборствующие стороны.
То же самое относится и к мониторингу выборов. Наблюдатели могут зафиксировать нарушения или признать выборы недемократичными, но часто на их мнение просто не обращают внимания. Теоретически, за подобные фальсификации могут ввести санкции, но здесь уже действуют правила политической целесообразности.
Институты и структуры
Парламентская ассамблея ОБСЕ включает в свой состав 323 парламентария, которые представляют страны, расположенные на географическом пространстве от Ванкувера до Владивостока. Она служит форумом для парламентской дипломатии и парламентских дискуссий, направляет своих членов с целью руководства миссиями по наблюдению за выборами и укрепляет международное сотрудничество в поддержку обязательств в политической, экономической, экологической и правозащитной областях, а также в области безопасности.
Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ) рассматривает ту или иную ситуацию, если, по его/ее мнению, напряженность, связанная с проблемами национальных меньшинств, потенциально может перерасти в конфликт. Повседневная работа Верхового комиссара заключается в выявлении и поиске путей противодействия причинам межэтнической напряженности и конфликтов.
Верховный комиссар рассматривает краткосрочные причины и факторы, провоцирующие межэтническую напряженность или конфликты и долгосрочные структурные проблемы, вызывающие озабоченность. Если то или иное государство-участник не выполняет своих политических обязательств или международных норм, Верховный комиссар оказывает ему помощь в виде аналитических заключений и рекомендаций. Опираясь на накопленный опыт, ВКНМ публикует тематические рекомендации и руководящие принципы, где формулируются предложения, касающиеся общих проблем и внедрения передового опыта. Верховный комиссар оказывает также структурную поддержку, реализуя небольшие совместные проекты, направленные на достижение устойчивого развития путем повышения ответственности на местном уровне. (Более подробная информация доступна только на английском языке)
Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) оказывает государствам-участникам и гражданскому обществу поддержку, содействие и экспертную помощь в интересах продвижения демократии, верховенства права, прав человека, толерантности и недискриминации. БДИПЧ осуществляет наблюдение за выборами, проводит анализ законодательства и консультирует правительства относительно путей развития и поддержки демократических институтов. Бюро проводит учебные мероприятия для должностных лиц государственных и правоохранительных органов, а также неправительственных организаций по тематике поддержки, продвижения и мониторинга прав человека. (Более подробная информация о Бюро доступна только на английском языке)
Деятельность Представителя можно разделить на две составляющие: наблюдение за ситуацией в области СМИ в рамках выполнения функции раннего предупреждения и содействие государствам-участникам в выполнении их обязательств в области свободы выражения мнения и свободы СМИ. Сюда входят также усилия, направленные на обеспечение безопасности журналистов; оказание содействия в развитии плюрализма медиа; содействие декриминализации диффамации; борьбу с языком ненависти при сохранении свободы выражения мнения; подготовку экспертных оценок по вопросам регулирования СМИ и законодательства в области СМИ; поддержку свободы в интернете; а также оказание содействия процессу перехода с аналогового на цифровое вещание. Кроме того, Представитель проводит ежегодные региональные медиа-конференции с участием журналистов, представителей гражданского общества и органов власти, а также академического сообщества, на которых обсуждаются актуальные вопросы, связанные со свободой СМИ. (Более подробная информация о Представителе доступна на английском и русском языках)
Основным механизмом, прописанным в Конвенции, является примирение, цель которого состоит в выработке для сторон в споре условий урегулирования. Этот механизм может быть задействован в одностороннем порядке любым государством – участником Конвенции применительно к спору между этим и другим или другими государствами-участниками. По завершении разбирательства Комиссия по примирению представляет сторонам доклад и рекомендации. Затем сторонам предоставляется 30 дней для принятия решения о том, готовы ли они согласиться с этими рекомендациями. Если за этот период достичь соглашения не удается, и если стороны согласны передать дело в арбитраж, то в этом случае возможно учреждение специального Арбитражного трибунала; его решение будет носить для сторон юридически обязательный характер. Арбитражное разбирательство может быть начато при согласии заинтересованных сторон государств-участников. (Более подробная информация доступна только на английском языке)
Минская группа, деятельность которой известна под названием «Минский процесс», возглавляет усилия ОБСЕ по поиску мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Ее сопредседателями являются Франция, Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. (Более подробная информация доступна только на английском языке)
Под руководством Генерального секретаря Секретариат ОБСЕ в Вене обеспечивает оперативную поддержку Организации. В его состав также входит Центр документации ОБСЕ в Праге.
ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ПА ОБСЕ)
ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ОБСЕ (ПА ОБСЕ)
Создана в 1991 году на Мадридской конференции парламентариев государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе для исполнения положений Парижской хартии для новой Европы 1990 г. Является самостоятельной парламентской структурой. В задачи ПА ОБСЕ входит оценка выполнения целей ОБСЕ, обсуждение вопросов, поднимаемых на саммитах и заседаниях Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ, разработка механизмов предупреждения конфликтов, поддержка демократических институтов в государствах-участниках, развитие институтов Организации.
Руководящий орган ПА ОБСЕ – Постоянный комитет, управляющий ее работой между сессиями и состоящий из членов Бюро, глав национальных делегаций и председателей общих комитетов ПА ОБСЕ. Председатель ПА ОБСЕ избирается на один год, девять его заместителей избираются на три года. Председатель наделен правом назначать на соответствующем уровне своих представителей. Бюро ПА ОБСЕ состоит из Председателя, его заместителей и казначея. На Бюро возлагается обязанность обеспечивать выполнение решений Постоянного комитета и эффективное функционирование ПА ОБСЕ между заседаниями Постоянного комитета. Генеральный секретарь ПА ОБСЕ назначается Постоянным комитетом по предложению Бюро. Международный секретариат ПА ОБСЕ находится в Копенгагене и выполняет административно-организационные функции. В феврале 2003 г. в Вене открылось представительство ПА ОБСЕ.
Парламентская ассамблея собирается три раза в год. Работа сессий ПА проходит в трех общих комитетах, тематика которых соответствует трем «корзинам» ОБСЕ (политические вопросы и безопасность; экономические, научно-технические и экологические вопросы; вопросы демократии, прав человека и гуманитарные проблемы), а также на пленарных заседаниях. Постоянный комитет может формировать также временные или специальные комитеты и рабочие группы, занимающиеся сфокусированной проработкой конкретных вопросов. В настоящее время в рамках ПА ОБСЕ функционируют: рабочая группа по Белоруссии (с октября 1998 г.); парламентская группа по Молдавии (с января 2000 г.); временный комитет по транспарентности и подотчетности в ОБСЕ (с июля 2001 г.) Осенью, как правило, проходит Средиземноморский форум, каждые два года ПА ОБСЕ организует субрегиональную конференцию.
По линии Парламентской ассамблеи ОБСЕ активно осуществляется наблюдение за выборами в государствах – участниках Организации. Членами ПА ОБСЕ являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия (с 1990 года), Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония. В составе ПА ОБСЕ 323 парламентария, которые участвуют в ПА ОБСЕ в личном качестве. Федеральное Собрание Российской Федерации представлено делегацией в количестве 15 человек (5 от Совета Федерации и 10 от Государственной Думы).
Что такое ОБСЕ?
Здравствуйте, уважаемые, сударыни и судари.
В новостях, в свете освещения проблем Украины и мигрантов, которые стоят у белорусско-польской границы, часто слышимы формулировки НАТО, ОБСЕ, Красный Крест и прочие политические термины. Что ОБСЕ приступило к урегулированию сложившегося конфликта и т.д., и т.п.
А задумывались ли вы, что означают эти термины и как они расшифровываются. Поэтому важно иметь хотя бы ориентировочное представление о международных организациях, имеющих значительное влияние на политическую обстановку в мире.
ОБСЕ создана 1 августа 1975 года в Хельсинки, Финляндия, где главы 35 государств в тот день подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).
История
«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано как постоянно действующий международный форум представителей всех европейских государств (кроме Албании и Андорры), а также США и Канады, для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.
Структура
Основными органами организации являются:
Цели и задачи ОБСЕ
Главная цель ОБСЕ — предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидация последствий конфликтов.
Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:
• контроль над распространением вооружений;
• дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
• меры по построению доверительных отношений и безопасности.
• экономическая и экологическая безопасность.
• защита прав человека;
• развитие демократических институтов;
Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Они не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.
Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.
Официальные языки ОБСЕ
Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются:
Бюджет ОБСЕ
Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет секретариата и институтов и бюджет полевых операций. В 2013 году бюджет организации составил 145 млн евро.
Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине
В материалах о ситуации на востоке Украины регулярно упоминается ОБСЕ – ее сотрудники пытаются развести стороны и контролировать прекращение огня. Правда, пока у них это получается не слишком хорошо. Замечена организация и в других конфликтах на территории бывшего СССР – в Грузии и Приднестровье.
Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине (СММ) — это невооружённая гражданская миссия, основные задачи которой — беспристрастно и объективно наблюдать за ситуацией на востоке Украины и отчитываться по ней, а также способствовать диалогу между всеми сторонами конфликта. СММ начала свою работу 21 марта 2014 года в связи с обращением правительства Украины в ОБСЕ и общим решением всех стран-участниц ОБСЕ. Мандат миссии продлевается каждые полгода.
Штаб-квартира ОБСЕ находится в австрийской Вене, сайт ассамблеи – osce.org.
В отличие от других организаций, ОБСЕ не является субъектом международного права. Поэтому ее решения не имеют обязательного характера, зато они обладают значительным политическим значением.
Штаб-квартира ОБСЕ находится в австрийской Вене, сайт ассамблеи – osce.org.