Барма и постник построили что
БАРМА И ПОСТНИК
Русские средневековые архитекторы, авторы Покровского собора на Рву (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.
Авторы храма Василия Блаженного
По легенде, Барма и Постник (Посник) – один и тот же человек, выходец из Пскова, полное имя которого – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Также иногда встречается имя Барма Постников. Имя Бармы известно по Пискаревскому летописцу (редакция 1556 г.) и «Сказанию о святей чудотворней великорецкой иконе святого чудотворца Николы. » (кон. XVII-нач. XVIII). Пискаревский летописец сообщал имя только одного зодчего: «А мастер был Барма стоварищи».
Строительство Покровского собора в Москве
Покровский собор был сооружен в 1555-1561 гг. в честь взятия Казани русскими войсками в 1552 г. По имеющимся сведениям, строительство осуществлялось на основе деревянной модели собора, сделанной в натуральную величину. В кладке собора обнаружены деревянные конструкции от макета.
Судьба средневековых архитекторов
По легенде, создатели собора были ослеплены царем Иваном Грозным, чтобы не построили похожий по красоте собор. Однако легенде противоречат данные о том, что Постник, согласно писцовым книгам, тогда и позднее занимался строительными работами в Свияжске (Успенский собор 1560-1561 гг. и Никольская трапезная церковь 1556 г. Успенского монастыря) и Казани (часть южных стен и ряд башен Кремля, включая Спасскую, Благовещенский собор – 1556-1562 г.).
Также существует версия, что Постник Яковлев, работавший в Москве и Постник из Казани и Свияжска – два разных архитектора. Авторству Бармы также приписывают церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в селе Дьяково, церковь Вознесения в Коломенском и церковь Космы и Дамиана в Муроме. По оценкам специалистов, строители Покровского собора продемонстрировали высокое мастерство, обучались у итальянских мастеров, работавших в Москве, что прослеживается по ряду архитектурных элементов.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков — один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд…
Архитекторы Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный
Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно.
В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».
Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного).
Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.
В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.
Строительство собора завершено в 1560 году
До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах.
Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю.
Храм Василия Блаженного – официальное название собора
С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.
Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились.
В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.
Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный
По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.
Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555 году.
Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу
Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так.
Сень над могилой Василия Блаженного.
Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим.
Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора
Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.
Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного.
Попытки уничтожения храма и противостояние им
Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем. Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».
Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.
Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.
Постник «Барма» и Василий Блаженный
Большинство людей знают этот собор не по официальному названию — Покровский собор, а по имени похороненного в нем Василия Блаженного. Этот храм стал символом Руси, олицетворением ее духа, хотя его нельзя назвать типичным и традиционным. И до сих пор остается загадкой, кто же построил это удивительное сооружение.
Его облик знают все более или менее образованные жители планеты, даже те, кто никогда не бывал в России. Успенский или Архангельский соборы могут не признать, Большой театр спутать с Пушкинским музеем, а Василия Блаженного — определят сразу. Это всемирно признанный символ нашей страны, как Эйфелева башня — символ Франции, Парфенон — Греции, Колизей — Италии, а статуя Свободы — Америки. Точное название самого Покровского собора могут не знать, но слова Москва и Россия, глядя на него, произнесут непременно. Как и название Красной площади, которая именно благодаря стоящему на ней храму получила негласный статус главной в стране.
Кому же нарушать царские указы, как не самому самодержцу!
Храм Покрова Богородицы, что на Рву, а именно так официально величается этот собор, был построен примерно на полвека позже знаменитых кремлевских соборов — Успенского, Архангельского и Благовещенского. Причина создания была вполне значительная — взятие Казани и присоединение Поволжья к Московскому государству. Это было событие огромного значения. Во-первых, захват Поволжья очень существенно увеличил территорию страны и вывел Россию в ранг крупнейших стран Европы, одновременно открывая путь на восток. А во-вторых, взятие Казани было важнейшим символическим актом: триста лет наши предки возили туда дань, а теперь Казань сама стала подданной Русского царя! Согласитесь, событие такого масштаба должно было найти монументальное отражение, а поскольку иные формы триумфов (ворота, памятники и прочее) тогда были не приняты, решили возвести храм. В официальном названии собора есть слово «обетный» — дело в том, что Иван IV еще до волжского похода пообещал отблагодарить всевышнего строительством большого храма (то есть дал обет) и слово сдержал.
План Кремля, гравюра Килиана, 1610 год
Изображение: Владислав Осипов / Фотобанк Лори
Почему было решено строить не в Кремле, а за его стенами? Свободного места в Кремле было не так много, а новых больших соборов — в достатке. Храм не задумывался как главный или кафедральный, посему вполне мог быть несколько отдален от центра. К тому же появилась возможность возвести его на очень удобном месте — большой торговой площади за «алевизовым» рвом, между Ильинкой и Варваркой. Раньше здесь строить было запрещено по соображениям фортификации — перед кремлевскими стенами должно было оставаться свободное простреливаемое пространство. Но в 1538 году было закончено строительство мощной Китайгородской стены, так что восточная часть укреплений Кремля (теперь дополнительно прикрытая Китай-городом) свою оборонительную функцию несколько утратила, и решено было запретом пренебречь. В конце концов, кому же нарушать царские указы, как не самому самодержцу!
По традиции принято считать, что храм сначала был деревянным. По одной из версий, изначально были возведены несколько деревянных церквей, а потом на их месте был построен один каменный собор. С реальностью эти «легенды» согласуются довольно слабо и имеют лишь косвенные подтверждения, даже намеки.
Главная загадка собора — это вопрос авторства: мы точно не знаем, кто же построил это чудо. Причем, дело даже не в имени мастера или мастеров (хотя это тоже важно), а в воссоздании их творческого пути и биографии.
Раз зодчему доверили строительство такого значимого объекта на Красной площади, значит он был хорошо известен. Но тогда должны быть свидетельства о его ранних постройках, сделавших его знаменитым. Ничего подобного мы не наблюдаем, хотя очевидно, что над Покровским собором работал опытный, зрелый мастер. Естественен и второй вопрос: а куда пропал этот удивительный мастер (или мастера) после строительства Покровского храма? Что он строил потом? Точного ответа тоже нет. Видимо, это загадочное обстоятельство и породило огромное количество поздних легенд, самая известная из которых гласит, что грозный царь ослепил мастеров, чтобы они не могли создать ничего равновеликого. Но это, конечно, лишь легенда: Иван IV, несомненно, тот еще был «душегубец», но все же, не до такой степени…
Итак, во всем, что связано с Покровским собором, легенд гораздо больше, чем точных данных. Главная причина — отсутствие современных ему письменных источников, которые или не существовали, или погибли. Виной тому и регулярные пожары, и сложные отношения Ивана с церковью (а летописание по большей части велось в монастырях), и «опричнина», когда царский двор с канцелярией выехал из Кремля, и последующие неурядицы Смутного времени. В некотором смысле можно говорить, что строительство Покровского собора стало символом наивысшего подъема Московской Руси, он как бы увенчал вековой цикл создания государства и ранний этап правления Ивана IV. Может быть, этим и объясняется неподражаемое величие храма: он был построен как бы на пике, за которым последовал спад, а потом и смещение культурных акцентов. Понятно, что в период внутренних распрей и Смуты было не до большого строительства.
Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода
Современных строительству письменных данных у нас почти нет. Ни в том, что касается точных указаний о связанных со строительством распоряжениях царя, ни в отношении авторства собора. Есть лишь косвенные упоминания в текстах, прямого отношения к собору не имеющих. Например, в «Сказании о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца» или в тексте «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича». Памятники эти довольно поздние, не ранее XVII века. В первом есть такая фраза: царь (Иван IV) после взятия города Казани «вскоре поставиша церкви древяны, седмь престолов, иже быти окрест осмаго болшаго престола, церкви каменный, близ мосту Фроловских ворот надо рвом. И потом дарова ему бог дву мастеров руских, по реклу Постника и Барму, и быша премудрии и удобни таковому чюдному делу».
Писано это минимум на сто лет позже строительства собора и основано, видимо, на народном предании. У исследователей вызвало удивление, что первый из зодчих (Постник) назван именем, второй (Барма) — прозвищем. Кстати, «по реклу» в традиции того времени и значит «по прозвищу», а не по имени. Значение и возможное происхождение прозвища «Барма» специалисты толкуют неоднозначно. Оно может быть связано с названием части торжественного одеяния царей и высшего духовенства, спускавшегося от головного убора на плечи. Подобные бармы обычно были богато украшены, так что прозвище могло свидетельствовать о художественных способностях его обладателя. Другой вариант связан с устаревшей языковой характеристикой непонятной, невнятной речи. До наших дней сохранилось схожие слова бормотать или обормот. Можно предположить, что у носителя прозвища были дефекты дикции или особенная манера говорить, скажем, какой-то диалект.
Но вернемся к источникам. У автора второй упомянутой выше летописи мы находим удивительнее утверждение: «Того же году (7068–1560) повелением царя и государя и великого князя Ивана, зачата делати церковь обетная еже обещался в взятие Казанское Троицу и Покров и семь приделов еже именуется на рву, а мастер был Барма с товарищи».
Заметьте, Постником уже и не пахнет…
А еще, до нас дошел подлинный царский указ от 15 декабря 1555 года, направленный в Новгород к дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому, в котором государь повелевал «псковскому диаку Шершню Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину, да Семену Мизинову, да с ними церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщиком псковским Ивашку Ширяю с товарыщы, к весне, в Казани новой город Казань камен делати, выбрати двесте человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцов, сколько будет человек пригоже».
План второго этажа Покровского собора
Здесь «всплывает» Постник Яковлев, но нет Бармы. Но ведь речь может идти об одном человеке — Постнике по прозвищу «Барма». Тогда чередование в упоминаниях его имени и прозвища можно допустить. Есть здесь и четкое указание на псковское происхождение мастера и его работу в Казани. Это может быть ответом на многие вопросы.
Последнее документальное свидетельство относится к 1633 году. Это запись в рукописи Судебника 1550 года, которая говорит о том, где хранился сей документ у «стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева сына Постникова, по реклу Бармы». То есть, Дружина был сыном Тарутия и, очевидно, внуком Постника, по прозвищу (реклу) «Барма». И по времени все вроде бы совпадает. Еще одно подтверждение того, что Постник и Барма это, соответственно, имя и прозвище одного человека. На сегодня, эта версия считается самой вероятной. Как и то, что после работы в Москве Постник Яковлев по прозвищу Барма был командирован в Казань, где возводил крепость и соборы. Точных данных нет, но по художественному почерку историки архитектуры склонны считать его работами Благовещенский сбор и Спасскую церковь казанского кремля, а также Успенский и Никольский храмы в Свияжске. Это город, заложенный Иваном IV как форпост для взятия Казани.
Он обличал воров и казнокрадов, делился скудным подаянием со страждущими, исцелял тела и души людей. Говорят, его боялся сам Иван Грозный
Зодчий (с некоторой долей условности, все же будем именовать его Постником Бармой, сыном Якова) решил объединить все пределы в одном здании, сохранив относительную независимость каждой церкви. Так получилась эта удивительная форма — один центральный купол, четыре купола поменьше по сторонам света и еще четыре по диагонали. Могло получиться нагромождение и хаос, но благодаря изумительным пропорциям вышел настоящий шедевр. Храм получился изящный, легкий, в то же время замысловатый и сложный. Он несет явные черты деревянного зодчества, перекликаясь с мотивами резных церквей русского севера. Если все соборы Кремля крестово-купольные, то Покровский храм создан в новом шатровом стиле. Нам известны лишь два более ранних подобных каменных сооружения (в Коломенском и Александровой слободе), но они не сопоставимы по масштабу с Покровским собором. Этот новый стиль станет определяющим на долгие годы, но создать что-то более величественное, нежели Покровский собор, не удастся. Он так и остался эталоном шатрового зодчества.
Собор построен из кирпича, что позволило богато декорировать фасады, барабаны и даже купола. Изначально, он был двуцветным красно-белым, современная яркая окраска появилась позже, в конце XVII (по другой версии, в XVIII веке, при Екатерине) века, когда храм ремонтировали после пожара. Тогда же галереи, или «гульбище», были перекрыты и застеклены, появилось крыльцо, а колокольня была соединена с основным зданием.
Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press
За годы жизни собор несколько раз достраивался, посему в нем сейчас не изначальные девять, а одиннадцать куполов. Первая «модернизация» относится к 1588 году и связана с именем Василия Блаженного.
Василий Блаженный — фигура подлинная и удивительная. В шестнадцать лет бывший подмастерьем у сапожника юноша обрел прозрение и дал обет юродства. Он отказался от всех материальных радостей жизни — постоянно соблюдал пост, ходил в лохмотьях и босиком, спал на паперти. При этом он был чрезвычайно популярен в народе. Ему приписывают множество чудес и поступков, которые можно назвать нравственным подвигом. Он обличал воров и казнокрадов, делился скудным подаянием со страждущими, исцелял тела и души людей. Что в этих рассказах правда, а что вымысел — сказать сложно, но фигура явно была незаурядная. Говорят, его боялся сам Иван Грозный. Во всяком случае, после смерти Василия, царь лично нес его гроб вместе с боярами, а отпевал юродивого сам митрополит Макарий. Считается, что на могиле Василия стали происходить чудеса.
В 1588 году Василий был канонизирован как блаженный, и тогда же его перезахоронили в Покровском соборе, для чего по приказу царя Федора Иоановича, был построен специальный придел. С тех пор храм в народе именуют в честь Василия Блаженного.
Спустя сто лет в соборе захоронили еще одного блаженного — Иоанна и в память о нем тоже возвели придел. Но такой известности, как Василий, он не обрел.
Это удивительно, но в памяти народной Покровский сбор чаще ассоциируется с Иваном Грозным и Василием Блаженным, а не с его создателем Постником «Бармой», сыном Яковлевым. Долгие годы о нем вообще ничего не было известно. Первые данные о зодчем появились благодаря изысканиям священника Ивана Кузнецова, которые он опубликовал в 1896 году. Его сведениями воспользовался известный историк и москвовед Забелин, правда, он считал, что Барма и Постник это разные люди. Без всякой критики эта версия и царила до недавнего времени, кочуя по туристическим буклетам и школьным учебникам. Сейчас большинство ученых от нее отказалось. Но последнее слово в истории строительства собора и в описании трудов его гениального создателя еще не сказано, и архивы ждут исследователей наследия знатного «церковного и городового мастера» Посника «Бармы» Яковлева сына, подарившего нам истинное чудо — Собор Покрова, что на Рву.
Пять удивительных фактов о соборе Василия Блаженного
Сегодня, 12 июля 2017 года исполняется 456 лет одному из самых известных памятников Москвы — собору Василия Блаженного на Красной площади. Он без сомнения является одним из главных архитектурных символов Москвы, можно сказать, даже брендом, с которым иностранцы ассоциируют Россию и ее столицу. Его они видят в туристических буклетах и по телевизору, на открытках и сувенирах. Сегодня, в день его освящения, «МИР 24» публикует самые удивительные факты о нем, которые за много веков оказались густо замешаны на легендах и мифах.
Собор называется совсем иначе
Это правда. Он называется собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву» и был возведен по велению царя Ивана IV, прозванного Грозным. Отправляясь в поход на Казань 1552 году, царь дал обет построить величайший собор в случае своей победы. Штурм Казани начался в день Покрова Пресвятой Богородицы – 1 октября 1552 года. Именно поэтому собор был освящен в честь этого праздника.
Взятие Казани было невероятно важным историческим событием, и по благословению митрополита Макария, грандиозный собор был возведен очень быстро, всего за 6 лет — с 1555 по1561 год.
Точная дата освящения храма — 12 июля по новому стилю — стала известна не так давно, в середине XX века. Когда реставрировали храм, то нашли на стене скрытый под слоями краски текст, в котором значилось, что собор был освящен в 1561 году, в день памяти апостолов Петра и Павла.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в центре, она и дала название всему сооружению, а вокруг нее еще девять церквей, все были возведены на едином основании.
Церковь Василия Блаженного была пристроена к сооружению одной из последних, 1588 году. Она была возведена над захоронением Василия Блаженного по повелению сына Ивана Грозного — Федора. Эта церковь была просторнее всех предыдущих и отапливалась! Именно это обстоятельство сделало возможным регулярные богослужения в храме. До этого службы в соборе шли только в теплое время года, и у храма не было постоянных прихожан.
Только после того, как была постороена церковь Василия Блаженного, собор зажил, а богослужения в соборе стали ежедневными. Возможно именно поэтому с тех пор за собором закрепилось народное название — собор Василия Блаженного.
Василий Блаженный — юродивый, которого сам Иван Грозный побаивался
Василий Блаженный — один из самых известных московских юродивых. Он родился в 1468 году в селе Елохово, в крестьянской семье. Мальчиком он был отдан учиться ремеслу в сапожную мастерскую. Однако уже тогда стало очевидно, что ему открывается и будущее некоторых людей, и опасности, грозящие целым городам, и поступки людей, скрытые от общества.
В шестнадцать лет он ушел в Москву, жил на улице, казался безумцем: ходил почти нагим, молился сутками на паперти, среди уличной толпы хранил молчание. Но странные его поступки вызывали всеобщее внимание, и молва о них дошла даже до царя.
Так, он бросал камни в углы домов благочестивых граждан, и целовал мостовую около домов грешников. А когда его спрашивали о причинах столь странного поведения, он говорил, что гоняет бесов, которые не решаются войти в дом праведника, и целует землю у ног ангелов, которые не могут войти в дом, полный греха и ненависти.
Бытует мнение, что сам Иван Грозный побаивался блаженного, поступки которого граничили с чудом. Историки склоняются к версии, что он скорее отдавал должное юродивому и прислушивался к нему.
Известна легенда, что, когда в Нижнем Новгороде начался большой пожар, то по городу ходил странный нагой человек, который кропил горящие дома и огонь постепенно угасал. В этом человеке люди признали московского юродивого. В это самое время он сам был на пиру во дворце Ивана Грозного. Когда юродивый трижды вылил за окно вино, царь с некоторым раздражением спросил, что он делает. «Гашу пожар в Нижнем Новгороде» — ответил тот.
В другой раз он прямо указал царю после литургии в храме, что тот мысленно был далеко, и не молился Богу, а думал о новом дворце, который собирался себе построить. После этого царь стал относиться к блаженному с удвоенным вниманием.
Юродивый умер в глубокой старости: ему было 88 лет. Перед смертью 2 августа 1557 года он пророчествовал о будущем царстве. Когда его отпевали, то, по преданию, весь город наполнился чудесным благоуханием. Царь со своими сыновьями лично нес гроб с его телом до церкви. Похоронен юродивый был в основании строящегося храма.
Но чудеса, связанные с ним, не прекращались и после его смерти. И в 1588 году Василий Блаженный был канонизирован. В том же году в честь нового святого был освящен храм, достроенный в том же году на едином фундаменте с собором Покрова Пресвятой Богородицы.
Архитекторы Барма и Постник были ослеплены?
Это самая жуткая легенда, которая упорно ходит в связи с именами русских зодчих, создавших великолепный собор на Красной площади.
Некоторые историки считают, что возникла она в связи с тем, что легенды о подобной страшной традиции бытовали в средневековой Западной Европе. Какое-то время эта история попала даже в школьные учебники по истории. А намертво закрепилась она, вероятнее всего, благодаря стихотворению Дмитрия Кедрина «Зодчие», написанному в 1938 году. Стихотворение это длинное, но вот его фрагмент:
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
И, тряхнув волосами,
И ударились в ноги царю.
Повелел ослепить этих зодчих,
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
Не поставили лучшего храма,
Кололи им шилом железным,
Увидеть они не могли…
И стояла их церковь
Что словно приснилась.
Будто их отпевала навзрыд,
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
Кто же создал собор Покрова Пресвятой Богородицы? Наиболее устоявшейся точкой зрения является та, которая признает авторство за двумя русскими зодчими. Имена их — Иван Барма и Постник Яковлев. Летописи гласят: «дарова ему (царю Ивану Грозному) Бог двух мастеров русских Постника и Барму и были они премудры и удобны таковому чудному делу». Однако есть и другие летописные упоминания этих имен, по одному из них оба совмещаются в одном человеке: «сын Постников по реклу Барма». Поэтому есть версия, что это был один и тот же человек.
В любом случае, нет никаких подтверждений того, что создатели (или создатель) собора были ослеплены. Наоборот, имя Постника Яковлева упоминается в казанских писцовых книгах как имя зодчего, строившего позже по велению царя Ивана Грозного Казанский кремль, а также Благовещенский собор в Казани.
Собор Василия Блаженного избежал разрушения благодаря Сталину?
Самая большая опасность нависла над собором, когда к власти пришли большевики. Существуют генеральные планы реконструкции Москвы начала 30-х годов, на которых собора на Красной площади нет.
Первый секретарь Московского городского комитета ВКП(б) Лазарь Каганович, под руководством которого проводилась модернизация столицы, добивался полного сноса собора Василия Блаженного. Под его руководством были снесены Храм Христа Спасителя, Сухарева башня, Страстной монастырь, разрушено множество храмов Москвы.
Он предложил Сталину полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Существует не подтвержденная документами история, что Каганович якобы продемонстрировал на заседании Политбюро, посвященном перестройке Москвы, специально изготовленный макет Красной Площади со съемными фигурами. Пытаясь показать, как много места освободится для проведения парадов военной техники, Каганович снял с макета Красной площади храм Василия Блаженного. На это Сталин сказал: «Лазарь, поставь на место»! И судьба собора тем самым оказалась решена.
Известно однако, что этому предшествовала историческая телеграмма реставратора Петра Барановского, которому Каганович предложил обмерять собор для подготовки его сноса. Телеграмма была такая: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти». Как это ни странно, это подействовало. Правда, сам реставратор в 1933 году был арестован по 58 статье, как враг народа и шпион.
Сейчас собор Василия Блаженного — это только музей.
И это тоже неправда, хотя даже москвичи не все знают, что в соборе давно уже возобновились регулярные церковные службы.
Чем только не был собор за долгую историю своего существования! Как каменное сооружение с очень толстыми стенами, собор было надежным убежищем на случай пожаров, которые в то время случались нередко. Поэтому подклет – нижний хозяйственный этаж — использовался как сокровищница, своего рода огромный несгораемый сейф, в которой хранилась царская казна. Там же были и тайники самых богатых и знатных людей города. Тем более, что у соборного подклета очень прочные кирпичные стены — до трех метров в толщину, да и высота немалая — есть, где развернуться. В подклет попадали из верхней центрального собора по тайной лестнице, расположенной внутри стены. Конечно, об этом ходе знали только посвященные в тайну.
В 1923 году в соборе открыли архитектурный музей и стали водить экскурсии. Но до 1929 года продолжались и службы тоже. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу — ту самую, по которой из храма можно было попасть в подклет, а сейчас наоборот — посетители музея попадают в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкой внутренней галерее.
Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. То есть он действует и как музей, и как храм. Церковные богослужения возобновились в 1991 году и с тех пор не прекращались. Еженедельно по воскресеньям литургию служат в храме Василия Блаженного. Также в престольные праздники, то есть в дни памяти тех святых, во имя которых освящены храмы и приделы собора.
В 1990 году собор был включен в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в России.