Барочная литература или серебряный век что это такое

Серебряный век. поэты. литературные течения

* Сере;бряный век — период в истории русской культуры, относящийся
к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века.
В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de si;cle («конец века») и Belle Epoque.

Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него.
На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Владимир Маковский. В отличие от общеевропейского fin de si;cle, об искусстве и, главным образом, литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство, деградацию, декаданс. Отмечают, что русская художественная литература приобрела в «Серебряный век» выраженную эротичность.

Серебряный век русской поэзии

Символизм
Акмеизм
Футуризм
Кубофутуризм
Эгофутуризм
Имажинизм
Конструктивизм
Крестьянская поэзия
Сатирическая поэзия
«Центрифуга»
«Мезонин поэзии»
«ЛЕФ»
Обэриуты
Вне школ
****************
*****************

О поэтическ течении:
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
*******

А.
Анненский Иннокентий
Ахматова Анна
Б.
Бальмонт Константин
Балтрушайтис Юргис
Белый Александр
Брюсов Валерий
Блок Александр
Бунин Иван
Г.
Гиппиус Зинаида
Д.
Добролюбов Александр
З.
Зоргенфрей Вильгельм
И.
Иванов Вячеслав
К.
Коневской Иван
Кузьмин М.
М.
Мережковский Дмитрий
Маяковский Владимир
Мандельштам Осип
П.
Пяст Владимир
Р.
Рукавишников Иван
С.
Сологуб Федор
Соловьева Поликсена
Стражев Виктор
Северянин Игорь
Т.
Тиняков Александр
Ф.
Фофанов Константин
Х.
Хлебников В.
Ч.
Чулков Георгий
********************
******************************

Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира.
Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах,
а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века.
**Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году.
Чем это обосновано?
С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование.
Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление.
**Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы. Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.

*****ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов.
***Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.

***ДЕКАДЕНСТВО
В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию. Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.

***МОДЕРНИЗМ
Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения. Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.

***АКМЕИЗМ
В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни. Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.

***ФУТУРИЗМ
Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности. Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы. Авторы пытались освободить ее от содержания.

***Имажинизм
В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением. Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.
Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.

**ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.

Заключение
Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечестве

Источник

Литература происхождения барокко, характеристики, авторы и произведения

Барочная литература Это литературное проявление, имевшее место в Европе сразу после Ренессанса и совпадающее с так называемым испанским золотым веком. Именно там, в Испании, эта тенденция имела свое наибольшее великолепие и развитие.

Барочная литература подчиняется общему движению, которое дает ей название (барокко) и которое защищает не только буквы, но и широкий сборник художественных проявлений. Это литературное выражение также совпадает с так называемой католической контрреформацией и определенным образом служит опорой в его дискурсивном аппарате..

Барочная литература или серебряный век что это такое. Смотреть фото Барочная литература или серебряный век что это такое. Смотреть картинку Барочная литература или серебряный век что это такое. Картинка про Барочная литература или серебряный век что это такое. Фото Барочная литература или серебряный век что это такое

Общими темами литературы романтизма были жизнь и ее постоянные изменения, мимолетность человека, боль и страдания. Человек и его существование, его влияние на других существ и вещей, является эпицентром работ наиболее представительных авторов.

Барочная литература считается отчасти перегруженным, показным, оскорбительным стилем в использовании литературных приемов, таких как метафора или антитеза. Это движение возникает во время многих социальных, политических, экономических и экзистенциальных напряжений.

Эта хаотическая ситуация вынудила авторов выразить свои мысли, выразить сожаление по поводу страданий, чумы, неравенства между классами и облегчения, которое означает религиозность..

Можно сказать, что у него не могло быть лучшей среды, лучших условий для развития этого литературного течения. Эти темы, которыми пользовались авторы, были питательной средой для сотен произведений, прочной основой, которая позволила четко аргументировать барочное движение..

источник

Первые письменные выражения с литературными элементами, которые считались чисто барочными, были выполнены в Англии, Италии и Франции..

В англии

К концу 16-го века в английской литературе уже была очевидная демонстрация того, что позже будет считаться литературой барокко..

Джон Лили был главным и первым крупным представителем англосаксонских земель. Его работа Euphues, анатомия ума, в 1578 году он идеально соответствует параметрам барокко.

В этой работе Джон Лили преувеличивает использование напыщенных терминов. Это ценится за преувеличенный эстетизм, чрезвычайно загруженный, хотя и хорошо проработанный, с гротескной склонностью к искусственному.

Во франции

Со своей стороны, во Франции в конце шестнадцатого века и в начале и середине семнадцатого века парижане развили преувеличенный вкус к хорошим манерам и утонченности.

Такое поведение стало ответом на пошлости, воспринятые обществом в Генрихе IV и его суде. Это движение было названо «Preciosismo».

Во всех сферах социального поведения парижане предпочитали элегантность, штраф. Что касается языка и букв, Франция имела в качестве своего главного представителя Клода Фавра, который опубликовал свою знаменитую работу в 1647 году: Remarques sur la langue française, полезный для quux veulent bien parler et bien écrire.

В этой работе автор подчеркивает необходимость хорошего использования каждого слова на французском языке.

В италии

Там, в частности, тенденция была очень похожа на английскую. Джованни Баттиста Марини, неаполитанский писатель с огромным литературным произведением, был уполномочен дать основы барокко на итальянском полуострове.

В стиле этого неаполитанца, переполненного гиперболами, метафорами и антитезами, его называли «маринизмом». Это характеризовалось тонким обращением с преувеличенными и преувеличенными литературными формами. Его поэзия с более чем 40 тысячами стихов была очень наглядной и была нацелена на удивление читателя..

Именно этот англо-французско-итальянский трином дал начало рождению барочного движения. Важно иметь в виду, что термин «барокко» был обозначен после конца периода и был придуман уничижительным образом: гротескные, преувеличенные произведения без глубокого и реального смысла..

Барочная литература или серебряный век что это такое. Смотреть фото Барочная литература или серебряный век что это такое. Смотреть картинку Барочная литература или серебряный век что это такое. Картинка про Барочная литература или серебряный век что это такое. Фото Барочная литература или серебряный век что это такое

черты

Это вытекает из кризиса Ренессанса

Как это часто бывает в истории человечества, каждая тенденция, каждый поток мыслей порождает другие проявления. Ренессанс и барокко не выходят из этой реальности, они более чем подчинены тонким нитям. Связи между обоими течениями широкие и сложные.

После износа структуры эпохи Возрождения из кризиса появляются стилизованные и перегруженные предложения, которые впоследствии будут крещены в стиле барокко..

Существует необходимость в расширении, которое удовлетворяется новыми путями, которые несет с собой восходящий тренд.

Его имя было впоследствии придумано и является оскорбительным

Термин «барокко» был придуман во время романтизма, когда проявления, эстетика которых была характерна для этого движения, уменьшились. Этот термин, этимологически, происходит от португальского слова барокко, что означает «неправильный или деформированный жемчуг».

Более чем очевидно, что те, кто использовал это слово, стремились обозначить как «гротескные» или «аморфные» проявления этого литературного течения..

Причин было достаточно, чтобы каталогизировать движение преувеличенного, однако постоянное использование риторики позволило углубить и усовершенствовать этот ресурс.

Это было идеологическое, а не формальное, литературное движение

В то время как есть свидетельства использования и управления формальными ресурсами в письменной форме в преувеличенной манере, невозможно перевесить идеологическую нагрузку, которой обладает литература барокко..

Произведения писателей из-за различных кризисов, которые проявились в контексте производства, демонстрируют заметное подчинение религиозным концепциям католического порядка..

Существует привязанность к контрреформации, поддержка преданного механизма, который означал понтификат в то время.

Великолепный Ренессанс, но сосредоточенный на горе

Темы эпохи Возрождения не остаются в стороне, наоборот, они взяты в полном упадке и расширены, преувеличены. Кризис, в котором европейские народы были затоплены в то время, оставил на улицах худшее из человеческого рода.

Чума, голод, лень, попрошайничество были ежедневным хлебом. Эти реалии не ускользнули от ручки писателей. Влияние было таким, что подавляющее большинство авторов использовали свою ручку, чтобы раскрыть худшее из видов. Нежелание можно было вдохнуть в большое количество работ.

Жизнь считалась полной ложью, в то время как правда, с ее твердостью и грустью, была скрыта под полированным поверхностным блеском, который элиты показывают неосторожным.

Прикоснись к вере и духовности как к бастионам человека

Имея решительную поддержку всего, что касается защиты католической церкви в отношении протестантской реформы, инициированной Лютером и Кальвином, печально известно наличие аспектов духовного характера в литературных произведениях.

Эти темы во многих случаях отвечали большей безопасности, которую церковь могла обеспечить в эти кризисные моменты, чем желанию обеспечить читателям спокойствие через веру. Писатели, люди, наконец, искали свое выживание.

Это считается ремонтным течением

Барочная литература была наполнена великими инновациями в отношении способов и техник. Это отражается и распространяется по всей Европе контрреформации. В частности, в Испании рост шире, чем в других европейских странах.

Испанские писатели впитали литературные проявления соседних стран и приспособили их к своему языку. Эти лингвистические изменения, или испанизации, уступили место новым строфам для их культуры. Племя использовалось великолепно, вместе с сонетом, катреном и редондиллой.

Как никогда ранее в испанской культуре было необузданное увеличение использования напыщенных терминов. Станьте частью Ренессансного классицизма, где обновление было произведено посредством увеличения риторических ресурсов.

Разрыв со стабильностью эпохи Возрождения

Ренессанс характеризовался спокойствием и безмятежностью его литературных предложений, все было в равновесии. Когда извергается барокко, происходит дестабилизация и конфликт между эстетическим и формальным.

Эта характеристика очевидна во всей Европе, поскольку в каждой стране наблюдается разное развитие, которое, конечно же, адаптируется к каждому производственному контексту..

Злоупотребление ресурсами было частью нормы

Это одна из наиболее распространенных характеристик, присутствующих в литературе этого периода, особенно у так называемых «Культеранос»..

Culteranos и conceptistas, две ярко выраженные тенденции

Грубая ошибка полагать, что литературное проявление барокко было однородным, ничем не отличающимся от реальности. Авторы этого времени придерживались разных взглядов на контекст, в котором они должны были жить.

Тем не менее, в литературных творениях, которые произошли, в подавляющем большинстве есть общие аспекты, которые позволили объединить их в две группы: culteranos и conceptistas..

culteranos

Ваше восприятие красоты связано с улучшением качеств объекта или существа, которое вы хотите украсить. Эти авторы замечательно использовали гиперболы и метафоры в своих произведениях..

Точно так же они прибегали к мифологии, смешивая ее с другими аспектами, которые в некоторых случаях делают ее неясной и трудной для понимания. Луис де Гонгора считается одним из великих представителей этого стиля.

conceptistas

Эти авторы, с другой стороны, концентрировались в основном на содержании. Его способ охватить литературу более изобретателен и глубок, полностью используя двойственность в значении определенных слов, таким образом, присутствие двойных чувств воспринимается в его работах.

Концептуалисты имели тенденцию выражать более сложные идеи несколькими словами. У них было то качество, что, когда имеешь дело с лишними проблемами, им удавалось придать им славу, подходя к ним великолепно. Франсиско де Кеведо или Кальдерон де ла Барка считаются одними из самых выдающихся представителей этого литературного стиля..

Барочная литература или серебряный век что это такое. Смотреть фото Барочная литература или серебряный век что это такое. Смотреть картинку Барочная литература или серебряный век что это такое. Картинка про Барочная литература или серебряный век что это такое. Фото Барочная литература или серебряный век что это такое

Литературные жанры

Среди литературных жанров барокко можно выделить следующие:

Барочная поэзия

Из-за и без того безнадежного контекста поэзия стала одной из литературных форм, наиболее эксплуатируемых авторами того периода. Выражение чувств принимает особую известность.

Каждый автор использовал ресурсы и формы, наиболее подходящие их интересам, с наиболее рекурсивными формами поэзии. Это явно ценится в работах culteranas и conceptistas. Были многочисленные эклоги, десятые, сонеты, среди многих других поэтических форм.

Популярная поэзия также очевидна в то время, наполненная темами любви и разочарования, с менее глубоким и более усваиваемым содержанием. Он адресован массам, людям.

Барочная проза

Если есть место, достойное того, чтобы считаться предшественником барочной прозы, это была Испания. Совпадение барокко с испанским золотым веком привело к беспрецедентному творческому кипению в прозе.

Письменные постановки, подобные роману, в те годы имели огромное значение. Мигель де Сервантес и Сааведра был одним из величайших представителей.

Для этого существуют две замечательные вымышленные формы: картина, в которой главный герой состоит из плебса и демонстрирует трудности, с которыми живут бедные; и куртизанка, ориентированная на показ роскоши, негодования и эксцентричности богатых того времени.

Барочный театр

Театральный текст был одним из жанров, оказавших наибольшее влияние в эпоху барокко, чтобы напрямую и недвусмысленно доходить до населения без различия слоев..

Представления с религиозными, мифологическими, историческими коннотациями были очень распространены. Авторы всегда искали благодати с лидерами и понтификами, развлекая людей, чтобы получить взамен одолжение.

Были созданы хорошо организованные театральные труппы, рожденные от передвижных театров на улицах. Эти выставленные более свободные и более популярные темы смещены от общих тем судов и церкви. Среди его великих представителей выделяется Лопе де Вега.

Авторы и выдающиеся работы

Луис де Гонгора-и-Арготе (1562-1627)

— Басня Полифема и Галатеи (1612).

— Басня о Пирамо и Тисбе (1618).

Франсиско де Кеведо и Виллегас (1580-1645)

— Речь всех дьяволов или ада исправлена (1628).

— История жизни Бускона называется Дон Паблос; пример вагамундоса и зеркало скупого (1626).

— Суд справедливой мести (1635).

Мария де Заяс (1590-1616?)

— Любовные и образцовые романы (1637).

— Романы и сарао (1647 г.).

— Любовное разочарование в (1649).

Феликс Лопе де Вега Карпио (1562-1635)

— Красота Анжелики с другими разнообразными рифмами (1602).

Кальдерон де ла Барка (1600-1681)

— Любовь, честь и сила (1623).

— Богу по причине государства (1650-1660).

Мигель де Сервантес и Сааведра (1547-1616)

— Гениальный джентльмен Дон Кихот де ла Манча (1605)

— Гениальный джентльмен Дон Кихот де ла Манча (1615)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *