Баскетбол с чего начать обучение
Если хочется играть, но нет опыта: основы баскетбола для начинающих
Когда начинаешь играть в баскетбол, важно правильно подготовиться к этому.
Нужно знать, на что обратить внимание, если опыта спортивных тренировок, кроме уроков физкультуры в школе, нет.
В этом поможет хороший тренер.
Основы баскетбола для начинающих взрослых
Разминка — первое, с чего начинается тренировка по баскетболу. Мышцы и связки разогреваются, становятся эластичнее, что помогает избежать травм и растяжений.
Общая физическая подготовка — основа, на которой строится тренировочный процесс. Это развитие ловкости, гибкости, быстроты, выносливости и силы.
Уровень подготовки определяет, задачи какой сложности выполнит спортсмен на игровой площадке, как будет протекать тренировка. ОФП улучшает самочувствие, развивает сердечно-сосудистую систему, укрепляет иммунитет.
Крепатура — это боль в мышцах, которая появляется как спустя 5—6 часов после тренировки, так и на следующий день после занятия. Возникает у людей, тело которых еще не адаптировалось к нагрузкам. Проходит сама в течение 5—7 дней.
Разминка
Средняя продолжительность — 10 минут. Каждое упражнение по 10 повторений.
Важно! При выпадах задняя нога прямая. Заднее колено над полом.
Приседания, ноги на ширине плеч, спина прямая, руки за головой. Пятки на полу:
Техника броска: уроки
Нужно знать следующие техники.
Стойка
Стойка для игрока как корни для дерева, это положение, с которого начинается выполнения перемещений в баскетболе.
Начальная стойка: ноги на ширине плеч, стопы — параллельны, на одной линии. Второй вариант: одну из ног выдвинуть на стопу вперед. Центр тяжести распределить равномерно на обе ноги. Пятки на полу, колени согнуты, туловище наклонено вперед, спина прямая, руки согнуты и разведены в стороны.
Такая стойка позволяет выполнить ведение, передачу или бросок в корзину в зависимости от обстановки.
Бросок одной рукой на месте
Параллельно со стойкой отрабатываются броски. Бросок — это ключевой момент в игре. Та команда, которая выполнит больше результативных бросков, побеждает.
Бросок начинается с понижения центра тяжести. Затем толчок ногами переходит в прыжок, выталкивает тело вверх. Одновременно с толчком мяч отрывается от бросающей руки — кисть толкает; указательный и средний пальцы направляют мяч. При этом предплечье толкающей руки направляется на цель. Выполняется два подхода по 10—15 повторений на каждую руку.
Фото 1. Таким образом выглядит правильная техника исполнения броска одной рукой на месте.
Одной рукой в кольцо с одного метра
Средний бросок
Расстояние до щита увеличивается. Для начинающих баскетболистов лучше начать с упражнений, которые не предусматривают сопротивления и помех со стороны соперника.
Темп выполнения упражнения увеличивается постепенно. Сначала ставится правильная техника, потом увеличивается скорость выполнения.
Еще один вариант — упражнение «Снайпер». Игроки делают по 10 бросков в прыжке с трех точек зала в двух метрах от щита. Засчитывается бросок, в котором мяч не коснулся корзины. Упражнение подходит для работы в команде. Проигравшие игроки делают по 10 отжиманий.
Два шага — бросок
Выполняется самостоятельно и с партнёром:
Первый вариант: игрок начинает с правого угла центра зала. Движение идет по диагонали по отношению к кольцу.
Спортсмен разгоняется, ведет мяч. На штрафной линии делает один длинный шаг, второй короткий, отталкивается от пола и забрасывает мяч в кольцо.
Два шага — бросок снизу
Начинается так же, как и бросок с двух шагов.
Во время второго шага и толчка рука с мячом разворачивается ладонью вверх. Мяч посылается в щит снизу вверх с тем расчетом, что рикошетом мяч от щита уйдет в кольцо. Упражнение выполняется одним подходом 15 повторений.
Справка! Одной тренировки недостаточно, чтобы закрепить технику выполнения упражнения.
Техника работы ног
Одновременно с освоением базовой техники, в тренировку вводятся тактические игровые элементы.
Остановки — элементы в технике нападения. Их задача помочь спортсмену избавиться от соперника, получить преимущество в атаке.
Освоение начинается одновременно с изучением бросков на два шага, так как этот ритм основной для приемов нападения в движении.
Остановка прыжком
Игрок берет разбег, отталкивается ногой от пола и делает длинный прыжок по ходу движения. Приземление отрабатывается в двух вариантах:
Для закрепления навык отрабатывается в движении:
Фото 2. Показана правильная техника выполнения остановки с прыжком на обе ноги одновременно.
Остановка шагами
Зигзаг без мяча с остановкой прыжком
Для отработки этой техники используются ориентиры — конусы или фишки.
Дорожка выставляется таким образом, чтобы линия от конуса к конусу давала диагональ.
Игрок двигается перебежками и останавливается перед каждым конусом прыжком на две ноги и фиксирует позицию.
Важно! Ноги согнуты в коленях.
Зигзаг без мяча с остановкой шагами
Выполняется так же, как и зигзаг с остановкой прыжком, только в конце диагонали спортсмен останавливается двумя шагами, фиксирует позицию.
Комплекс упражнений для обучения передачи мяча
Баскетбол — игра командная. Один игрок не выполнит работу, которая возлагается на партнёров. Передача и скорость, с которой она происходит, напрямую влияет на тактическую подвижность всей команды.
Передача двумя руками в стену
Исходное положение: ноги согнуты, стопы на ширине плеч. Спина прямая, туловище наклоняется вперёд.
Передача совершается толчковым движением от себя на уровень головы игрока.
Во втором подходе уровень подачи меняется на область груди. Упражнение выполняется на количество раз за одну минуту.
Одной рукой в стену
Исходное положение аналогичное передаче двумя руками. Передача начинается от правого плеча за правым ухом. Толкающая правая рука расположена позади мяча пальцами вверх. Направляющая левая рука — впереди.
В начале передачи вес тела смещается на заднюю ногу, «заряжая» ее. Мяч сходит с руки, вес тела перемещается на переднюю ногу, а рука заканчивает движение вращением предплечья и кисти внутрь и вниз.
Справка! Большой палец рабочей руки должен располагаться внизу.
Как научиться играть в баскетбол?
Многие люди любят активные виды спорта, поэтому научиться играть в баскетбол – это означает научиться игре, которая обязательно понравится. Научиться играть в баскетбол не так уж и сложно – достаточно овладеть базовыми навыками и запомнить правила. Необходимо овладеть игрой с мячом и правильно применять полученные навыки в новом виде спорта. Как быстро научиться играть в баскетбол самостоятельно?
Как научиться играть в баскетбол с нуля: базовые правила игры
Для начала необходимо понять смысл и суть игры. Она состоит в том, чтобы забросить как можно больше мячей в корзину противников, а также не давать сопернику закидывать мячи в свои кольца. Побеждает та команда, которая набирает больше баллов по итогу всего состязания.
Сколько человек играет в баскетбол? В процесс игры необходимо привлечь 12 человек, а вот на поле могут находиться не более пяти для каждой из команд. Мяч разрешено трогать и отбивать только руками. Также нельзя бегать с мячом в руках, бить кулаками, блокировать ногами, толкать и бить соперников, удерживать руками.
Каждая команда за попадание в кольцо соперника получает баллы (очки), количество которых зависит от расстояния броска:
Сколько играют в баскетбол по времени? Процесс игры длится 40 минут, делящиеся на 4 тайма (каждый по 10), а в профессиональных играх НБА каждый тайм длиться двенадцать минут.
Мяч получает первым та команда, которая побеждает в спорном броске, если не было сделано нарушений во время отбития мячика. Первый перерыв происходит после первого тайма на пятнадцать минут, а остальные перерывы продолжаются не более двух минут. После каждого перерыва команды-соперники обмениваются половинками игрового поля.
Если игровое время окончилось и счет указывает на ничью, судья добавляет дополнительные пять минут для игры, которые станут решающими для будущего победителя.
Прежде, чем научиться играть в баскетбол самому, важно знать нарушения, за которые судья выдает фолы. Каждый игрок на поле может получать не более 5 фолов, иначе он будет удален с игровой площадки. В баскетболе выделают несколько видов нарушений:
Обозначение фола судьей
За нарушения этих правил, судья может защитывать фолы. Штрафы подсчитывают по окончанию игры в четверти соревнования, и это может привести к разным наказаниям от судей.
Если команда смогла собрать 5 или более нарушений, то команда противников может сделать два штрафных броска. Каждая сторона должна держать в приоритете соблюдение всех норм и правил игры.
Как научиться хорошо играть в баскетбол: принципы обучения
Принципы обучения в баскетболе
Если желаете научиться играть в баскетбол, необходимо соблюдать несколько важных правил, которые могут сформировать личные спортивные взгляды и контролировать полученные знания.
1. Сознательность и активность. Обучающиеся должны добиваться полного понимания смысла теоретических аспектов игры. Самое главное в баскетболе и самое сложное – это тактика, ведь ученик должен уметь анализировать ситуацию на поле, увидеть вероятные ошибки и методы решения. Немаловажную роль в игре занимает наличие мотивации.
2. Наглядность. Ученик должен уметь визуально воспринимать материал правильно, чтобы быстро и ясно научиться играть в баскетбол. Также нужно освоить тактические приемы или фолы. Важно доступно осваивать материалы на каждом этапе обучения с мячиком.
3. Доступность и индивидуализация. Этот принцип базируется на разном уровне обучения, которые помогают вырабатывать мотивацию к игре, стимулировать активность и трудолюбие в постановках заданий или теории.
4. Постепенность. Необходимо формировать правильную поочередность, ведь прогресс обучения развивается с помощью физического воспитания, а также нужно формировать индивидуальные возможности мастерства.
5. Систематичность и последовательность. Все навыки необходимо усваивать в связи с теорией и практики на игровой зоне. Нельзя переходить на новые уровни обучения, если плохо освоили прошлый или недостаточно подготовились к изучению сложных материалов. Благодаря этим правилам можно научиться играть в баскетбол девушкам и парням любого возраста и с разными физическими возможностями.
Главные элементы движений для игрока
После того, как были освоены знания теории, можно приступать к получению игровых навыков и учиться играть в баскетбол. В приоритете для новичков – это обучение и овладение правильной стойкой и движениями, которые позволят изучать более тяжелые элементы.
Стойка.
Стойка баскетболиста
В стойке важно научиться правильно распределять равновесие тела и начинать передвижение по игровой зоне. Ноги необходимо расположить по ширине плеч и одну из конечностей выдвинуть вперед. Нога, которая расположена спереди, должна быть развернутой в сторону, туловище слегка наклоненным, колени немножко согнутыми, а голова и взгляд должны быть устремленными на противников, чтобы контролировать происходящее.
Такое положение позволяет ощущать мяч и быстро передвигаться в разных направлениях. Самой лучшей позицией для игрока является поза «тройная угроза», в которой можно легко передавать мяч, совершать броски и вести мяч на большой скорости. Для этого нужно научиться владеть мячом с сильно согнутыми ногами, опущенными локтями и напряженной кистью руки, в которой находится мяч.
Броски в корзину.
Бросок мяча двумя руками с места
Смысл игры состоит в том, чтобы набрать очки благодаря техникам броска. Научиться играть в баскетбол легко, если освоить основы броска мячика. Чтобы результативно делать броски, нужно правильно выбрать точки прицела, например:
Играть в баскетбол также можно несколькими техниками бросков, например: от груди, от головы, через плечо или голову. Важно также выбирать правильные углы и высоту прыжка. Также можно выполнить забросы после ведения мяча, когда игрок пришел на поле противников и может сделать заброс на маленьком расстоянии.
Ведение.
Ведение мяча в баскетболе и остановка
Это важный прием игры, без которого невозможно научиться играть в баскетбол. Этот навык позволяет быстро вести мяч, менять скорость, обводить соперника, брать внимание на себя и многое другое. Можно вести мячик высоко и плотно, чтобы свести его потерю к минимуму.
Передача и прием.
Передача мяча двумя руками от груди и сверху
Научиться играть в баскетбол: упражнения для начинающих
Как научиться играть в баскетбол для начинающих
Самое главное, что должен тренировать игрок – это силу и скорость передвижения. Эти физические кондиции позволят качественно развивать и овладевать даже самыми сложными навыками игры.
В силовые упражнения должны быть включены приемы, которые укрепляют брюшные мышцы, отвечающие за поддержку позвоночника, ведь все баскетболисты обычно имеют высокий рост.
Также необходимо выполнять упражнения с большим весом: чаще всего выполняются специальные толкания ногами, выбрасывания и пасы, приседания, отжимания и даже элементы борьбы.
Важно интенсивно заниматься программой развития скорости, ведь это самая важная сторона игры. Быстрота передвижений ног и величина шагов, рывки и прыжки являются важными элементами игры. Также нужно развивать скорость рук с помощью отбивания теннисных мячей, жонглирования и т.д., выполнять упражнения для скорости и силы в условиях, которые будут напоминать игру. Эти упражнения должны развивать молниеносную реакцию и быстрое мышление.
Каждый игрок уникален, поэтому научиться играть в баскетбол можно как самостоятельно, так и с тренером.
Обучение игре Баскетбол
Фото: Баскетбольная карзина
Обучение игре в баскетбол начинается с обучения передвижению в стойке баскетболиста. Передвижение в стойке баскетболиста осуществляется приставными шагами правым, левым боком, спиной вперед.
При передвижении правым боком правая нога скользящим движением переставляется на шаг вправо, затем левая нога выполняет скользящий шаг вправо, после чего все повторяется сначала: правая рука вверх, левая – в сторону или наоборот. При этом движении тяжесть тела плавно переносится с ноги на ногу, ступни ног почти не отрываются от пола, ноги согнуты в коленях.
• Передвижение прыжками;
• скрещивание ног;
• чрезмерный наклон туловища вперед или назад;
• опущенные вниз руки.
Упражнения для обучения
Игроки передвигаются левым боком приставными шагами в медленном темпе. Учитель обращает внимание на работу ног, положение рук. Через определенное количество шагов следует поворот кругом и движение другим боком.
1. То же, но игроки передвигаются по площадке зигзагом ( рис. 1, а ).
2. То же «змейкой» ( рис. 1, б ).
После того, как учащиеся усвоят это движение, учитель проводит контроль. По звуковому сигналу – свистку или хлопку – школьники должны остановиться. Если ученик правильно двигался в стойке баскетболиста, то он сразу остановится на месте, погасив инерцию тела за счет согнутых ног. Ученик же, передвигающийся неправильно – прыжками на прямых ногах, не остановится сразу, а сделает лишние движения, что приведет к выполнению игрового действия с опозданием.
Рис. 1. Схема передвижений игрока
При передвижении спиной вперед поочередно то левая, то правая нога должна находиться впереди; смотреть назад нужно через плечо.
Во время обучения передвижению в стойке баскетболиста следует обучать остановкам. Особое внимание необходимо уделить остановкам, которые выполняются прыжком или двумя шагами.
При остановке прыжком игрок касается пола двумя ногами одновременно, а при остановке двумя шагами – поочередно то левой, то правой ногой. В этом случае баскетболист делает первый шаг широким, потом чуть приседает, плечи отводит назад; второй шаг должен быть короче первого по длине. После этого тяжесть тела распределяется на обе ноги, ноги ставятся с пятки на носок.
Упражнения для обучения
Игроки передвигаются шагом по периметру зала в колонне, остановка делается по свистку.
1. То же, но передвижение выполняется бегом.
2. Передвижение зигзагом: в точках B, C, D и далее – остановка ( рис. 2 ).
Рис. 2. Передвижение загзагом
Рис. 3. Выполнение остановок при расстановке в колоннах
Основная ошибка – неправильная работа ног.
Чтобы исправить это, за линией A–B ( рис. 3 ) на расстоянии 1–1,5 м ставится кегля. Если учащийся останавливается неправильно, то по инерции он будет продолжать движение вперед и уронит ее.
Ошибки при повороте
• Отрыв опорной ноги от пола;
• смена опорной ноги.
При остановке прыжком опорной может быть любая нога, при остановке двумя шагами опорная – та, которой был выполнен первый шаг.
Упражнения для обучения
Игроки в колонне передвигаются по залу шагом, по звуковому сигналу выполняют остановку двумя шагами. Нога, которая находится сзади, – опорная. Не отрывая ее от пола, выполнить поворот на 180° и продолжить движение в обратном направлении.
1. То же, но остановка производится прыжком.
2. То же, но после остановки игроки делают поворот на 360° и продолжают движение.
3. То же, но остановка производится по зрительному сигналу.
Ловля и передачи мяча
При ловле мяча ноги чуть согнуты, руки и кисти выполняют роль пружины, пальцы рук расставлены в стороны, большие пальцы почти соединены и направлены внутрь.
Передача мяча двумя руками от груди
Мяч удерживать двумя руками на уровне груди, пальцы расставлены широко и держат мяч сбоку-сзади, туловище слегка наклонено вперед, одна нога впереди, ноги чуть согнуты. Отправить его круговым движением рук вперед – вниз – вверх – вперед – в нужном направлении. Руки сопровождают мяч. Движение начинается с ног.
Неправильное удерживание мяча: локти разведены в стороны, хотя они должны быть прижаты к туловищу. Чтобы положение локтей было правильным, надо при удерживании мяча обратить внимание на то, как большие пальцы держат мяч: они должны находиться почти рядом друг с другом.
Передача мяча одной рукой
Этот прием в основном применяется для передачи мяча на дальние расстояния для начала быстрого прорыва.
Мяч находится в правой руке на уровне плеча, левая нога впереди, тяжесть тела – на правой ноге. Переносом тяжести тела на левую ногу следует отправить его рукой в нужном направлении. Передача заканчивается движением кисти, рука как можно дольше сопровождает мяч.
Передача мяча двумя руками из-за головы
Ноги чуть согнуты, одна немного выставлена вперед, мяч удерживается двумя руками над головой. Затем следует отвести его назад и резким движением туловища и рук отправить в нужном направлении; руки как можно дольше сопровождают мяч, передача заканчивается движением кистей.
Упражнения для обучения
Передачи мяча в парах на месте
Игроки стоят в парах друг напротив друга ( рис. 4 ).
1. По команде игроки передают мяч друг другу двумя руками от груди.
2. То же, но передача мяча производится с отскоком от пола.
3. Игрок, поймав мяч, проносит его за спиной и передает партнеру.
4. Игрок, поймав мяч, заносит его за спину, ударяет о пол между ногами, ловит и передает партнеру.
5. Игрок, поймав мяч, выполняет поворот на 360° на ноге, стоящей сзади, потом передает мяч партнеру.
Передачи мяча в тройках на месте
Игроки в тройках располагаются, как показано на рис. 5.
Рис. 5. Передачи мяча в тройках
1. Игрок № 1 передает мяч игроку № 2, стоящему в середине; тот, поймав мяч, выполняет поворот на 180° на опорной ноге и передает мяч игроку № 3, который, в свою очередь, – игроку № 2, и т.д. По команде учителя игроки меняются местами.
2. Игроки №№ 1–3 передают мяч с отскоком в пол, а игрок № 2 перепрыгивает через мяч.
Рис. 6. Передача мяча со сменой мест
3. Игроки №№ 1 и 2 стоят в колонне, игрок № 3 – напротив них ( рис. 6 ). Игрок № 2 передает мяч игроку № 3 и встает за игроком № 1.
Рис. 7. Передачи мяча по треугольнику
5. Игрок № 1 передает мяч игроку № 3, тот – игроку № 2, получает мяч обратно и передает игроку № 1, и т.д. (рис. 8).
Рис. 8. Передачи мяча в тройках
Рис. 9. Передачи двух мячей в тройках
6. Игроки №№ 1 и 2 держат мячи. Игрок № 1 передает мяч игроку № 3, тот возвращает его обратно и сразу получает мяч от игрока № 2, и т.д. (рис. 9).
Передачи мяча в кругах
1. Игроки стоят в нескольких кругах. В середине кругов – участники с мячами. Они передают мячи поочередно каждому игроку своего круга (рис. 1 0).
Рис. 10. Передачи мячей в кругах
2. То же, но передача идет через одного игрока.
3. То же, но передача производится разным игрокам хаотично.
Передачи мяча в четверках
По сигналу игроки №№ 1, 2 и №№ 3, 4 меняются местами.
Рис. 11. Передачи мяча с поворотами
2. Игрок № 2 передает мяч игроку № 3 и встает за игроком № 1. Игрок № 3, выполнив передачу, встает за игроком № 4 (рис. 1 2).
Рис. 12. Передачи мяча со сменой мест
3. Игроки передают мяч друг другу по часовой стрелке. При закреплении материала можно использовать в этом построении несколько мячей (рис. 13).
Рис. 13. Передачи мяча по квадрату
Ведение мяча в баскетболе выполняется с помощью предплечья и кисти поочередно правой и левой рукой. При этом надо исключить удары по мячу ладонью. Ноги чуть согнуты в коленях, туловище слегка наклонено вперед, голова смотрит прямо.
Ошибки при ведении мяча
• Игрок бьет, стучит ладонью по мячу.
• После ведения мяча ученик ловит мяч или касается его двумя руками, затем снова начинает ведение.
• Игрок ведет мяч двумя руками одновременно.
Упражнения для обучения
Игроки располагаются в двух шеренгах, как показано на рис. 14.
Рис. 14. Сочетание ведения мяча на месте с передачами
1. Ученики выполняют ведение мяча правой рукой на месте; выполнив 5–10 ударов в пол, игроки передают мяч двумя руками от груди партнеру напротив.
2. Ведение мяча левой рукой и передача.
3. Ведение мяча поочередно левой и правой руками и передача.
4. Ведение мяча между ногами, за спиной и передача партнеру.
5. Игроки с мячом, двигаясь шагом, ведут мяч правой рукой, обводят партнера, стоящего напротив, возвращаются на место, ловят мяч и передают его партнеру (рис. 15 ).
Рис. 15. Сочетание ведения мяча в движении с передачами
6. То же левой рукой.
7. Игроки с мячом по команде учителя поворачиваются направо, шагом ведут мяч, обводят шеренгу напротив «змейкой», возвращаются на свое место и по сигналу передают мяч партнерам напротив. В этом упражнении следует обратить внимание на то, чтобы игроки вели мяч поочередно то левой, то правой рукой и обводили стоящих в шеренге партнеров дальней от них рукой (рис. 16).
Рис. 16. Ведение мяча «змейкой»
8. То же, но ведение мяча осуществляется в другую сторону.
10. То же, но мяч можно выбивать у ведущих, не сходя с места.
Рис. 17. Ведение мяча с обводкой двух игроков
12. Игрок № 1 ( рис. 18 ) ведет мяч до боковой линии баскетбольной площадки правой рукой, обратно – левой рукой, затем передает мяч игроку № 2, а сам уходит в конец колонны.
13. Построение то же. Игрок № 1 ведет мяч правой рукой, обводит препятствие – набивной мяч, кеглю, стойку, стул, возвращается назад и передает мяч игроку № 2.
14. То же, но ведение осуществляется левой рукой.
15. То же, но ведение осуществляется поочередно левой и правой рукой.
Рис. 18. Ведение мяча в тройках
16. Перед игроками на расстоянии 3 м одна от другой располагаются несколько кеглей. Игрок № 1 обводит их «змейкой», возвращается назад, передает мяч следующему игроку и уходит в конец колонны.
17. Игроки выстраиваются в 3–4 колонны, у первых номеров – мяч ( рис. 19 ). По сигналу игрок № 1 выполняет передачу в стену, ловит мяч, выполняет поворот и передает мяч игроку № 2, который, выполнив то же задание, – игроку № 3, и т.д. Последний участник, поймав мяч, выполняет поворот, посылает мяч в противоположную стену, «змейкой» обводит свою колонну и встает в нее первым. В это время вся команда сдвигается назад на одного игрока, и все упражнение повторяется сначала.
Рис. 19. Сочетание передач, поворотов и ведения мяча
В этих упражнениях следует обратить внимание на то, чтобы игроки вели мяч при обводке препятствий дальней рукой и без зрительного контроля. Для лучшего усвоения материала они могут выполнять эти упражнения, соревнуясь друг с другом.
Броски мяча с места
Бросок двумя руками от груди
Ноги чуть согнуты, одна нога впереди, руки держат мяч на уровне груди, мяч держится пальцами, большие пальцы расположены почти рядом друг с другом.
С выпрямлением ног руки выносятся по дуге вверх-вперед, кончиками пальцев мячу придается обратное вращение, руки как бы тянутся за мячом. Движения рук должны быть синхронными, иначе сложно добиться попадания в кольцо.
Бросок двумя руками сверху
Ноги чуть согнуты, одна нога впереди. Руки держат мяч над головой на кончиках пальцев, большие пальцы рядом. С выпрямлением ног выпрямляются руки; бросок заканчивается работой кистей, пальцы которых придают мячу обратное вращение; руки как можно дольше сопровождают мяч.
Бросок одной рукой от плеча
Ноги чуть согнуты, нога, одноименная бросающей руке, – впереди, мяч находится на согнутой руке на пальцах кисти. Второй рукой мяч поддерживается снизу-сбоку. Локоть бросающей руки и колено впереди стоящей ноги находятся на одной вертикальной линии. Бросок начинается с ног, вместе с выпрямлением которых разгибается рука, держащая мяч, другая рука уходит в сторону; бросок заканчивается работой кисти, пальцы которой придают обратное вращение мячу. Рука как можно дольше сопровождает мяч.
Упражнения для обучения
На щите нарисованы три цифры: 1 – 2 – 3 ( рис. 20 ).
Рис. 20. Оформление баскетбольного щита
Если броски производятся справа, то надо стараться попасть в цифру 3, и мяч будет отскакивать в кольцо; если слева, то в цифру 1; если прямо перед кольцом, то в цифру 2.
1. Игроки располагаются по 3–4 человека напротив кольца на расстоянии 3–4 шагов друг от друга и поочередно выполняют броски в кольцо.
2. То же, но за попадание игрок получает право дополнительного броска.
3. То же, но в течение определенного времени игроки должны сделать как можно больше попаданий в кольцо.
4. То же, но через определенное время игроки переходят к другому кольцу.
5. Игроки располагаются сбоку от кольца на расстоянии 2–2,5 м и выполняют броски мяча с отскоком от щита.
Упражнения для обучения
Игроки располагаются по 3–4 человека перед кольцом. Сбоку от кольца на расстоянии 3–4 м рисуют линию и два следа: первый – шаг правой ноги, а второй – шаг левой (рис. 21, а ).
Рис. 21. Обучение броску в движении
1. Игрок стоит у контрольной линии, стопы параллельны, в руках мяч. Он начинает ведение мяча на месте (2–3 удара), потом ловит его, выполняет шаг правой ногой в первый след, левой – во второй и делает бросок в кольцо.
2. То же, что в упр. 1, но впереди левая нога.
3. Игроки располагаются на расстоянии 4–5 м от контрольной линии. Двигаясь шагом, они ведут мяч, доводят его до контрольной линии, ловят мяч, выполняют 2 шага по следам и выполняют бросок в кольцо.
4. Игроки располагаются в колонне по 3–4 человека перед кольцом на расстоянии 3–4 м от него. Учитель держит мяч на вытянутой руке. Игрок в шаге правой ногой берет у него мяч, выполняет второй шаг левой ногой и бросает его в кольцо (рис. 21, б).
5. То же, но учитель подбрасывает мяч вверх. Игрок движется навстречу мячу, ловит его, выполняет два шага и бросает мяч в кольцо.
6. На расстоянии 5–6 м от кольца находится игрок с мячом, а сбоку от кольца – помощник учителя. Игрок выполняет передачу мяча помощнику, бежит к кольцу, получает передачу от помощника обратно, выполняет 2 шага и бросает мяч в кольцо.
7. Игроки располагаются в 3–5 м сбоку от кольца. На 3–4 человека – один мяч. Поочередно игроки выполняют броски по кольцу после ведения и двух шагов. Игрок, выполнивший упражнение, передает мяч следующему.
8. Игроки располагаются в 3–5 м прямо перед кольцом и выполняют поочередно броски в кольцо после ведения и двух шагов.
9. Игроки располагаются в колонну по 6 и выполняют броски в боковые кольца после ведения и двух шагов (рис. 22 ).
Рис. 22. Бросок в движении на боковые кольца
Рис. 23. Бросок в движении на основные кольца
10. Мальчики располагаются на одной стороне зала (рис. 23), а девочки – на другой. Первый игрок колонны № 1 выполняет бросок после ведения, затем передает мяч первому игроку колонны № 2. Игрок № 2 переходит с мячом в колонну № 1, а игрок № 1 – в колонну № 2.
11. Мальчики стоят в колонне № 1, девочки – в колонне № 2 (рис. 24, а). Игрок обводит круг зоны штрафного броска, выполняет бросок в кольцо, ловит мяч и передает его следующему игроку, а сам уходит в конец колонны.
12. Построение то же, но игроки обводят центральный круг и выполняют броски в кольцо (рис. 24, б ).
13. То же, но игроки обводят центральный круг, круг штрафного броска и выполняют бросок (рис. 25 ).
Рис. 25. Ведение мяча «змейкой» с бросками в кольцо
Существуют следующие приемы борьбы за мяч в баскетболе:
• вырывание;
• выбивание;
• перехват;
• накрывание мяча.
При вырывании мяч нужно обхватить двумя руками – одной сверху, другой снизу; согнуть руки в локтях и притянуть мяч к себе; резко повернуть туловище в сторону, одновременно сделав шаг назад.
Упражнения для обучения
Игроки стоят в двух шеренгах друг напротив друга. У игроков в одной из шеренг в руках мячи. Игрок № 1 держит мяч перед собой на уровне пояса, второй пытается вырвать мяч. Затем игроки меняются ролями.
1. Игроки вместе держат мяч и по сигналу пытаются овладеть им.
2. Мяч между игроками на полу. По сигналу они пытаются овладеть им.
Выбивание мяча – это действие, при котором игрок пытается отобрать мяч у противника ударом по мячу сверху, если противник держит мяч низко, снизу, если противник держит мяч высоко, или сбоку, когда противник ведет мяч.
Упражнения для обучения
Игроки стоят в двух шеренгах друг напротив друга. Первый игрок держит мяч двумя руками, а его партнер ударом кисти сверху или снизу выбивает его.
1. Один из игроков подбрасывает мяч вверх, его партнер ловит его в прыжке, а в момент приземления другой рукой выбивает мяч.
2. Один из игроков ведет мяч на месте, а другой сбоку выбивает мяч правой или левой рукой.
3. Один из игроков ведет мяч, а его партнер, отступая назад, выбивает мяч.
Перехват мяча – это овладение им при передачах. Защитник предугадывает, куда и когда последует передача, резкими шагами или прыжком оказывается перед игроком, которому следует передача, и овладевает мячом.
Упражнения для обучения
У стены на расстоянии 2–2,5 м от нее стоят два игрока в колонне. У игрока № мяч, он посылает его в стену. Игрок № 2, резко выскочив у него из-за спины, ловит мяч. Затем игроки меняются местами.
1. Упражнение в тройках. Игрок № 3 с мячом стоит напротив, в 3–4 шагах от него – игроки
№№ 1 и 2 в колонне. Игрок № 3 передает мяч игроку № 1. Игрок № 2 пытается перехватить мяч, выскочив перед игроком № 1.
2. Игроки № 1 и 2 движутся вперед, передавая мяч друг другу, а игрок № 3, отступая, пытается перехватить мяч (рис. 26).
Рис. 26. Упражнение в перехвате мяча
Накрывание мяча – это отбор его у противника в момент броска.
Упражнения для обучения
Игроки стоят в двух шеренгах друг напротив друга.
1. Игрок № 1 с мячом имитирует бросок, а игрок № 2, стоя перед ним, одной рукой пытается накрыть мяч сверху.
2. То же, но игрок № 2, стоя сбоку-сзади, накрывает мяч.
При обучении этим приемам надо дать понять ученикам, что овладеть мячом надо «чисто», не задев противника.
Взаимодействие игроков в нападении
Взаимодействие двух игроков
Упражнения для обучения
1. Игроки располагаются в колоннах под одним из центральных щитов. На двух человек – один мяч. Продвигаясь вперед и передавая его друг другу без ведения, игроки пытаются забросить мяч в противоположное кольцо. Обратно они возвращаются по боковым линиям зала и встают в конец своих колонн (рис. 27 ).
Рис. 27. Передачи мяча в движении
2. То же, но игроки выполняют передачи после ведения и двух шагов.
3. То же, но игрок № 1 передает мяч игроку № 2, а сам перебегает на его место; игрок № 2 с ведением мяча – на место игрока № 1 (рис. 2 8).
4. Игроки передают мяч друг другу, двигаясь к противоположному кольцу. Учитель располагается на линии штрафного броска у противоположного кольца. Игрок № 1 передает мяч учителю. Игроки №№ 1 и 2 пробегают перед учителем скрестно. Один из них получает мяч и выполняет бросок в кольцо (рис. 29 ).
Рис. 29. Скрестный выход
5. То же, но один из игроков, получив от учителя мяч, выполняет передачу другому игроку, а тот выполняет бросок.
6. Игрок № 1 бросает мяч в щит, а игрок № 2 ловит отскочивший мяч. В это время игрок № 1 делает ускорение к другому кольцу. Игрок № 2 делает ему длинную передачу, а сам пытается догнать игрока № 1, который, поймав мяч, выполняет бросок.
7. Игрок № 1 выбрасывает мяч из-за лицевой линии из-под щита игроку № 2, а сам делает ускорение, получает длинную передачу и выполняет бросок.
8. Два игрока стоят сбоку от щита. Игрок № 1 выполняет передачу мяча игроку № 2, потом забегает за этого игрока, получает ответную передачу и выполняет бросок.
9. То же, но игрок № 1, выполнив передачу, делает ускорение к кольцу, получает передачу от игрока № 2 и выполняет бросок.
10. То же, но игрок № 2 делает передачу игроку № 1, а сам движется к кольцу, снова получает передачу и выполняет бросок.
Взаимодействие трех игроков
Упражнения для обучения
1. Игроки располагаются в трех колоннах под основным щитом. У игроков средней колонны – мячи. Они передвигаются вперед, передавая мяч друг другу без ведения. Игрок № 2 передает мяч игроку № 1, получает его обратно, передает мяч игроку № 3, получает обратно и т.д. Выполнив упражнения, игроки меняются местами (рис. 30).
Рис. 30. Передачи мяча в тройках в движении
2. Игрок № 1 передает мяч игроку № 2, а сам бежит вслед за мячом на место игрока № 2. Игрок № 2 отдает мяч игроку № 3, а сам перебегает на его место; игрок № 3, в свою очередь, посылает мяч игроку № 1 и сам бежит вслед за мячом на место игрока № 1 (рис. 31).
Рис. 31. Передачи мяча в тройках со сменой мест
3. То же, но игроки выполняют передачи после ведения и двух шагов.
4. Игрок № 1 ведет мяч до середины зала и передает его игроку № 2. Тот ведет мяч до линии штрафного броска и передает его игроку № 3, который выполняет бросок в кольцо. Игроки №№ 1 и 2 пытаются овладеть мячом, отскочившим от щита или кольца.