Белый стих что это такое

Белый стих, Верлибр, Вольный стих, это всё одно?

Это разные термины.

Свободный стих, или верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов свободного стиха, отграничивающего его от художественной прозы, обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют свободный стих от строгих стихотворных форм.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух Макбета.
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.

Белый стих – стих, имеющий размер, но не имеющий рифмы. Термин белый стих перешёл в русскую поэтику с французского – vers blanc.

В еврейской хижине лампада
В одном углу бледна горит,
Перед лампадою старик
Читает библию. Седые
На книгу падают власы.
(А. Пушкин)

Восемь лет в Венеции я не был.
Мука Бреннер! Вымотало душу
По мостам, ущельям и туннелям,
Но зато какой глубокий отдых.
(И. Бунин)

Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом.
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
(А. Ахматова)

Вольный стих – рифмованный силлабо-тонический стих со значительным и неурегулированным перепадом стопности, употреблявшийся в русской поэзии со второй половины XVIII века до середины XX века, преимущественно в стихотворной драматургии и басенном жанре. Как правило, под вольным стихом понимался вольный ямб. Характерной (но не обязательной) приметой вольного стиха была особая стихотворная графика, подчёркивавшая различную длину строк различным их отступом от левого края.

Вольный стих не следует смешивать ни со свободным стихом (с которым он не имеет ничего общего, кроме сходства названия), ни с раёшным стихом (также рифмованным, но не имеющим отчётливой силлабо-тонической структуры), ни с акцентным стихом (в частности, у В. Маяковского), проявляющим определённые признаки урегулированности, но скорее тонической, чем силлабо-тонической, ни, наконец, с русским логаэдом, у которого метрическая схема строки носит постоянный характер.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Белый стих

Бе́лый стих — стих, не имеющий рифмы, но, в отличие от свободного стиха, обладающий определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник.

Употребление этого термина возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными, системообразующими признаками: так, применительно к древнегреческой поэзии, в которой нечто похожее на рифму возникало разве что в виде исключения, о белом стихе говорить не принято.

В русской поэзии белый стих пользовался в определённые периоды (главным образом, в конце XVIII — начале XIX веков) значительной популярностью; особенно это касается белого ямба, широко использовавшегося в поэмах и стихотворных драмах. Например, у Александра Пушкина в драме «Каменный гость»:

Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно. »
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…

Полезное

Смотреть что такое «Белый стих» в других словарях:

Белый стих — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

Белый стих — БЕЛЫЙ СТИХ. Понятие белого стиха соотносительно с понятием стиха рифмованного. С водворением в европейской поэзии рифмы, как осознанного элемента стихотворной формы, стало возможным говорить о нарочито нерифмованном стихе, каковой и получил… … Словарь литературных терминов

БЕЛЫЙ СТИХ — БЕЛЫЙ СТИХ, стих без рифм в новоевропейском силлабическом и силлабо тоническом стихосложении. Часто, особенно в стихотворной драме ( Борис Годунов А.С. Пушкина), 5 стопный ямб. Сравни со свободным стихом … Современная энциклопедия

БЕЛЫЙ СТИХ — стих без рифм. Часто, особенно в стихотворной драме ( Борис Годунов А. С. Пушкина), 5 стопный ямб. Ср. со свободным стихом … Большой Энциклопедический словарь

белый стих — сущ., кол во синонимов: 1 • стих (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Белый стих — БЕЛЫЙ СТИХ, стих без рифм в новоевропейском силлабическом и силлабо тоническом стихосложении. Часто, особенно в стихотворной драме ( Борис Годунов А.С. Пушкина), 5 стопный ямб. Сравни со свободным стихом. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

белый стих — стих без рифм. Часто, особенно в стихотворной драме («Борис Годунов» А. С. Пушкина), 5 стопный ямб. Ср. со свободным стихом. * * * БЕЛЫЙ СТИХ БЕЛЫЙ СТИХ, стих без рифм. Часто, особенно в стихотворной драме («Борис Годунов» А. С. Пушкина), 5… … Энциклопедический словарь

белый стих — бе/лого стиха/ Нерифмованный стих, в котором окончания, передающие созвучие (рифму), остаются в звуковом отношении незаполненными ( белыми ). Этимология: Калька французского vers blanc (← англ. blank verse ‘незаполненная строфа’).… … Популярный словарь русского языка

Белый стих — 1) В широком смысле всякий нерифмованный стих. 2) Нерифмов. стих новоевроп. силлабич. и силлабо тонич. поэзии. 3) В узком смысле нерифмован. 5 стопный ямб; термин чаще употребляется во 2 м значении. Б. С. впервые появляется в нач. 16 в. в Италии… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Источник

Белый стих что это такое

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Белый стих. В.Б. Семенов

Я не увижу знаменитой “Федры”
В старинном многоярусном театре,
С прокопченной высокой галереи,
При свете оплывающих свечей.

И, равнодушен к суете актеров,
Сбирающих рукоплесканий жатву,
Я не услышу, обращенный к рампе,
Двойною рифмой оперенный стих…
(“Я не увижу знаменитой “Федры”…)

Свалив беду на лешего, (д)
Под лесом при дороженьке (д)
Уселись мужики. (м)
Зажгли костер, сложилися, (д)
За водкой двое сбегали, (д)
А прочие покудова (д)
Стаканчик изготовили, (д)
Бересты понадрав. (м)

Часто последовательность клаузул при белом стихе заменяет композицию рифм, компенсирует их отсутствие: рифма исчезает, но композиция клаузул сохраняется. Такие стихи не менее мелодичны, чем рифмованные, а между тем их творцы часто стараются не отвлекать читателя звучными рифмами от особо насыщенного смыслом текста. Б.Л.Пастернак как переводчик Шекспира сохранял исходную форму белого стиха, но часто компенсировалотсутствие рифм чередованием мужских (м) и женских (ж) клаузул (и в тех случаях, когда этого чередования не было в тексте источника). Вот так в переводе Пастернака выглядит начало первого монолога леди Макбет из знаменитой трагедии:

Да, ты гламисский и кавдорский тан (м)
И будешь тем, что рок сулил, но слишком (ж)
Пропитан молоком сердечных чувств, (м)
Чтоб действовать. Ты полон честолюбья. (ж)
Но ты б хотел, не замаравши рук, (м)
Возвыситься и согрешить безгрешно. (ж)
(У.Шекспир. Макбет. Акт I. Сцена V)

“Белый стих” как “минус-рифмовку” не следует путать с “холостым стихом” (в схеме рифмовки обозначается литерой “х”). “Холостыми” называют стихотворные строки без рифмы, которые обнаруживаются в строфе с рифмовкой. Существуют даже способы рифмовки, основывающиеся на чередовании рифмованных и холостых стихов. Такова рифмовка “гейневского” типа (хаха хвхв …), чрезвычайно популярная в русской поэзии середины XIX века: в четверостишии четные стихи – рифмованные, нечетные – холостые.

Во Францию два гренадера Х
Из русского плена брели, а
И оба душой приуныли, Х
Дойдя до Немецкой земли. а
(Г.Гейне. Гренадеры. Пер. М.Михайлова)

Когда в душе разлад – х
Строка не удается: А
Строке передается А
Разлаженность души… х
(Ю.Д.Левитанский. “Когда в душе разлад…”)

Подобно тому как в строфе стихотворения могут чередоваться рифмованные и холостые стихи, в произведениях больших форм могут сочетаться части с рифмованным текстом – и с белым стихом. В “Борисе Годунове” А.С.Пушкина сплошной белый стих сменяется рифмованным текстом лишь однажды, когда Лжедимитрий “гордо”, согласно ремарке, произносит перед Мариной монолог “Тень Грозного меня усыновила…”. Этот монолог открывается четверостишием с перекрестной рифмовкой. Неожиданная смена белого стиха рифмованным символизирует перемену эмоционального состояния действующего лица, выделяет особо значимый для постижения характера фрагмент текста.
Как было указано, белый стих преимущественно используется в силлабо-тонике. Он невозможен в такой разновидности тоники, как акцентный стих, по сути являющийся рифмованным верлибром. А вот в дольнике и тактовике – возможен, но подобные тонические образцы встречаются крайне редко, да и создаются, по-видимому, ради эксперимента.

…И ты увидишь в кромешном мраке,
как кружится ворон над спящей Троей,
и ты разглядишь в коне деревянном
ахейских воинов смуглолицых,
ты разглядишь их лица и руки,
их оружье и их доспехи
(Ю.Д.Левитанский. “Не руки скрещивать на груди…”)

В русской поэзии белый стих изначально использовался для переводов иностранных произведений, а также для их имитации. Он органичен в любых силлабо-тонических формах и применим в сочинениях любого литературного рода. Между тем, в истории отечественной литературы можно отчетливо различить оформившиеся традиции: во-первых, использования белого стиха в первую очередь в лирических и драматических жанрах, а во-вторых – его применения в произведениях с определенным силлабо-тоническим размером.
Так, белый 5-стопный ямб пришел в Россию из Англии. На русских авторов стихотворных трагедий и драм оказали влияние исторические хроники и трагедии Шекспира. Ориентируясь на приемы Шекспира, Пушкин пишет “Бориса Годунова” и цикл “Маленькие трагедии”. А.К.Толстой белым 5-стопным ямбом подхватывает историческую тему и развивает ее в драматической трилогии “Смерть Иоанна Грозного”, “Царь Федор Иоаннович” и “Царь Борис”. Уже в первой половине XIX в. эта форма распространилась на лирику и укоренилась в элегиях.
Белый 4-стопный хорей, напротив, применялся в стихотворных эпических жанрах. Начиная с переводов В.А.Жуковского, а затем П.А.Катенина “Романсов о Сиде”, этот хорей с регулярными женскими клаузулами оформлял в “героических” балладах изображение иностранной “экзотики”. Связь стиховой формы с тематикой отчетливо видна в пародийной балладе Козьмы Пруткова (А.К.Толстого) “Осада Памбы”, которая соотносится и с названными переводами, и с переведенной Жуковским балладой Л.Уланда “Алонзо”. В конце века И.А.Бунин переведет белым 4-стопным хореем “Песнь о Гайавате” Г.У.Лонгфелло, а вскоре эта “героическая” форма определит метризацию прозаической “Песни о Буревестнике” М.Горького.
И, наконец, белый стих в русской поэзии традиционно связан с интонацией философствования, с изображением внутренней душевной рефлексии (по-видимому, и в этом сказалось влияние драматургии Шекспира). В начале ХХ века с этой целью к форме белого стиха обращался А.А.Блок (“Вольные мысли”).

Источник

Что такое белые стихи и почему они так популярны

Белый стих что это такое. Смотреть фото Белый стих что это такое. Смотреть картинку Белый стих что это такое. Картинка про Белый стих что это такое. Фото Белый стих что это такое

В России выходит сборник стихов Рупи Каур Milk and Honey. Дебютная книга 24-летней поэтессы из Торонто оказалась на первой строчке списка бестселлеров The New York Times. Она уже переведена на 30 языков, а количество проданных экземпляров преодолело отметку в 2 миллиона. Как Рупи Каур и ее стихам без рифмы удалось достучаться до стольких сердец?

В поэзии каждое слово наделено смыслом так, что даже несколько строк дают читателю образы, складывающиеся в объемную картину, или рассказывают историю. Именно поэтому, кстати, поэты стали обращаться к верлибру, чтобы ради рифмы и размера не добавлять лишних слов.

«я теряю тебя все больше, как роняю свои ресницы, бессознательно и повсюду».

Если коротко, сборник Milk and Honey — это истории о любви и сексе. Если подробней, то о разных сторонах отношений мужчины и женщины. Легкий флирт, головокружение от влюбленности, страсть, познание друг друга, предательство, исцеление. А еще истории о насилии, травме, преодолении страха и умении быть независимой. Иногда Каур достаточно десятка слов, чтобы читатель испытал знакомое томление или почувствовал в горле ком слез.

не любовь,
это мы жестокие,
мы играем,
и правила наши.

Белый стих что это такое. Смотреть фото Белый стих что это такое. Смотреть картинку Белый стих что это такое. Картинка про Белый стих что это такое. Фото Белый стих что это такое

Каур избегает поэтических образов, но так подбирает слова, что всего пара фраз вытягивает из сознания читательниц картины, знакомые им, пусть о некоторых из них они даже предпочли бы забыть.

В эффекте узнавания секрет ее успеха. Некоторые стихи настолько лаконичны и наивны, будто созданы для многочисленных женских пабликов «Вконтакте». Но при этом в поэзии Каур заключена огромная сила. По признаниям поклонниц автора, ее стихи стали для них своего рода терапией. Этому способствует и структура сборника, который ведет читателя от боли через любовь и разрыв к исцелению.

даже после обиды,
потери,
боли
и расставания
твое тело все еще
единственное,
под которым я хочу
быть раздетой.

Белый стих что это такое. Смотреть фото Белый стих что это такое. Смотреть картинку Белый стих что это такое. Картинка про Белый стих что это такое. Фото Белый стих что это такое

Основная аудитория Каур — молодые женщины, близкие ей по возрасту. Те, кто уже приобрел жизненный опыт и стремится разобраться в себе. Те, кто пережил непростые отношения и расставания. Те, в чьей жизни была боль и кто, возможно, пережил серьезную эмоциональную травму. Те, кто устал от навязанных шаблонов и хочет найти себя. Стихи Рупи Каур появились в самое подходящее время, когда движение за права женщин вышло на новый уровень, когда женщины стали прислушиваться к себе, отказываясь от стереотипов, предложенных миром мужчин. При этом автор не противопоставляет женскую независимость отношениям с мужчиной, в ее картине мира они дополняют друг друга.

я не хочу, чтобы ты
заполнял мои пустоты.
я хочу быть наполненной собой.
я хочу быть настолько полной,
чтобы освещать целый город.
и только потом
я хочу повстречать тебя,
потому что вдвоем мы сумеем
его поджечь.

Источник

Белый стих

Кто сказал, что стихи обязательно должны быть рифмованными? Созвучие окончаний строк – это своего рода рамки, сдерживающие творческий полёт души. Если автору проще передать свои мысли вне канвы рифмы, то он пишет белый стих без привычного звукового состава, но с определённым ритмом и размером.

Белый стих что это такое. Смотреть фото Белый стих что это такое. Смотреть картинку Белый стих что это такое. Картинка про Белый стих что это такое. Фото Белый стих что это такое

Предтечи белого стиха

У первых известных человечеству поэтов рифма не была чем-то обязательным. Вспомним античные произведения – их легко узнать по характерному сложению строк, но трудно читать. Тем не менее, по отношению к той же древнегреческой поэзии о белом стихе говорить не приходится. Этот термин можно употреблять, когда речь идёт о национальном стихосложении, которому свойственна рифма. Например, английские поэты старались придавать своим строкам созвучие. От них же и пошло название «белый стих» – blank verse («стереть вирши»).

Особенности стихосложение в России

Как обойтись без рифмы

Белый стих – это вид поэзии со своими правилами и законами. Он легко воспринимается слушателями и даёт свободу в использовании выразительных средств. Соблюдение ритма, следование размеру и полная отдача творческому процессу – в этом и есть секрет успеха любого поэта.

Праздник слова – литературные выходные

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Белый стих что это такое. Смотреть фото Белый стих что это такое. Смотреть картинку Белый стих что это такое. Картинка про Белый стих что это такое. Фото Белый стих что это такое

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *