Битов улетающий монахов о чем
Улетающий Монахов
Дверь
Поздним вечером мальчик ждёт любимую женщину — то в арке двора, то в парадном дома, куда она должна прийти к своей подруге. Он боится разминуться с нею. Мама не знает, куда он пошёл: сказал, что идёт за циркулем к приятелю. Наконец он поднимается в квартиру подруги, но та говорит, что его любимая так и не приходила. Мальчик уверен, что его обманывают. Он представляет, как будет умирать — бледный, худой — и как любимая женщина станет плакать над ним. Или как он придёт к ней много лет спустя — седые кудри будут падать на лоб, не скрывая глубокого шрама, — и скажет: «Поздно, все поздно».
Мальчик слышит за закрытой дверью голос любимой и какого-то мужчины и видит её саму, когда дверь на мгновение приоткрывается. Мужчина уходит. Мальчик ждёт, когда выйдет она. Она выходит, спокойная и красивая, объясняет мальчику, что они просто разминулись, и обещает встретиться с ним завтра. Мальчик идёт домой, чувствуя невесомость своего тела и мыслей, и думает о том, что все так и было, как сказала она.
В последние предновогодние дни Алексей ожидает звонка от Аси. Ася разошлась с мужем и снимает угол в квартире Нины, своей подруги, которая живёт у отца. Чаще всего Алексей и Ася встречаются в саду на скамейке. Алексей хочет встречать Новый год вместе. Ася говорит, что ей надо выкупить платье из ломбарда, что она любит Алексея, хочет поехать с ним летом на юг, но денег ему достать будет негде, и поэтому она поедет не с ним. Возвращаясь домой по Фонтанке, Алексей вдруг понимает, что чувствует жизнь неостро и лениво — совсем не так, как полгода назад, когда все у них с Асей только начиналось и он ревновал её, часами ожидая в подъездах и на лестницах. Тогда он думал, что любовь требует правды и ясности, а теперь любовь стала для него выше ясности, он готов к неведению.
Алексей должен дописать последнюю контрольную, чтобы его допустили к институтским экзаменам. Мама следит за тем, чтобы он занимался делом; она не любит Асю. Оставшись один в коммунальной квартире, Алексей ворует из комнаты соседа облигации и, продав их, выкупает Асино платье из ломбарда. Он идёт к Асе встречать Новый год и думает, заходила ли она в «Асторию», в которой встречает Новый год её бывший муж.
Встреча Нового года наедине не удаётся: неожиданно приходит Нина с подругами. Алексей и Ася уходят из дома и сидят на лестнице, а потом расходятся по домам. На следующий день они пытаются найти пристанище за городом, у друзей, но тех не оказывается дома. Раскрывается кража облигаций, и Алексею приходится пережить стыд их возвращения. Закрывшись в своей комнате, он читает старую книгу о любви. Его поражает мысль о том, что любовь появляется не из любимой, случайной и крохотной, и не из самого человека, тоже чрезвычайно небольшого. Тогда откуда же?
Образ
Жена Монахова ожидает ребёнка, её положили в больницу на сохранение. Стоя под окном больницы, Монахов каждый раз испытывает неловкость из-за трогательности этой сценки. Однажды по дороге в больницу в автобусе он встречает Асю. Они не виделись много лет, и теперь Монахов сличает с оригиналом образ Аси, сохранённый им в мучении разрыва. Ничего не совпадает, происходит распадение образа, и Монахов чувствует облегчение и любопытство. Ася расходится с очередным мужем, снова собирается замуж. На улице она показывает Монахову своего жениха. Монахов заходит в детский сад, где она работает заведующей. Потом они ездят по Асиным подругам в поисках свободной квартиры. Им опять, как и десять лет назад, негде уединиться. Из Асиного детского сада, где они пытаются найти пристанище ночью, Монахову приходится спасаться бегством. Он чувствует вялость своих желаний, растерянность перед мутностью и неясностью собственных ощущений, мучительную нечистоту жизненного опыта. Возвращаясь домой, он радуется тому, что ничего не произошло. Дома мать сообщает ему о рождении сына и целует в бесчувственную, устраняющуюся щеку.
Монахов приезжает в командировку в Ташкент, где живут теперь его родители. Отца он не видел три года. Он рассказывает родителям про свою чуждую жизнь: про столицу, про карьеру, про молодую жену и новую квартиру. Идя по улице, он встречает Наташу, которую любил три года назад и с которой расстался. Наташа по-прежнему любит его, и неожиданно Монахов понимает, что, будь он самим собою, именно она была бы его единственной женщиной. Он решает уехать от родителей пораньше и провести последние ташкентские дни с Наташей. У неё он знакомится с её ухажёрами. Один из них, восемнадцатилетний Ленечка, пишет стихи, которые восхищают Монахова. Глядя на Ленечку, Монахов вспоминает себя в годы любви к Асе и ужасается тому, что совсем не понимал тогда, какой страшной и нищей жизнью жила его любимая. Сидя в аэропорту, Монахов мучается тем, что раньше времени уехал от родителей, и пытается понять, что же он представляет собою сам по себе — без своих званий, успехов, работы и семьи. На его глазах случайно погибает на лётном поле молодой солдат.
Монахов едет в поезде и думает о смерти. Потом эта мысль уходит, уходит и пейзаж за окном, и остаётся только длинный вкус пирожка во рту. В поезде Монахов знакомится с хорошей, простой и умной девушкой, которую не хотел бы обмануть. Девушка похожа на женщину, которую он любил когда-то, только имя другое — Света. Монахов вдруг пугается, потрясённый этим сходством, хотя прежде его не занимала похожесть людей и обстоятельств.
Монахов решает начать новую жизнь. Он берет отпуск и снимает комнату в посёлке, напротив могилы Пастернака. Ему кажется, что окрестный пейзаж дотла высмотрен умершим поэтом, и он пытается понять, стоили ли стихи Пастернака того, чтобы ликвидировать небольшую местность. На могилу он не ходит, опасаясь повторения «рифмы» времени — то есть напоминаний жизни о том, что она существует независимо от существования его, Монахова. Монахов боится этих намёков бытия, он не пытается ухватиться за мелькнувший тайный смысл жизни, чтобы не повредить ветхую жизненную ткань. Но ему все-таки приходится пойти на могилу, чтобы показать её приехавшей Свете. На кладбище его поражает, как похожи памятники на тех, кому они поставлены. Ему кажется, что именитые покойнички вцепились в жизнь, что их положение, вкусы, тщеславие не ушли со смертью. Вернувшись домой, он встречает там однокашника, который рассказывает, что Ася, которую Монахов когда-то любил, умерла от рака груди.
Монахову приходится уехать из посёлка, чтобы хоронить умершую бабушку жены. Отпевание происходит в церкви, стоящей в пустом и тихом московском переулке. Монахову кажется, что все вокруг уцелело благодаря этой церкви. После отпевания он целует безразличную ему покойницу в лоб, и вдруг ему кажется, будто вкус — последнее живое чувство, ещё доступное его ороговевшему сознанию. На кладбище он сознаёт, что Ася действительно умерла. Он вспоминает вчерашнюю идиллию мертвецов, похожих на свои памятники, и чувствует, что в душе его кипит спокойная, здоровая, живая ненависть. «Он видел зло. Он не ведал сомнения. Он понимал, что за свои грехи он вполне готов ответить».
Лестница
«Видно, все же подкосила меня жизненная сила, видно, духу не хватило — меня ждут. Видно, впрямь дорога к Богу — слишком длинная дорога, слишком дорого и много. Господи, прости!»
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Все отзывы о спектакле Улетающий Монахов
Постановка МТЮЗ
Лучшие отзывы о спектакле «Улетающий Монахов»
Был на спектакле 13.02.2021.
Рекомендую к обязательному просмотру.
Этот спектакль про жизнь и про любовь. Даже не про любовь, а про безуспешные попытки человека найти эту любовь в череде жизненных встреч.
Думаю, многие из зрителей в том или ином эпизоде спектакля узнают самих себя.
Очень бодряще и освежающе смотрелся эпизод спектакля, когда, актёр Илья Смирнов произносил свой монолог из-за открытого настеж окна:). На улице было минус 15 градусов! А одет актёр был только в летний плащик. Выглядело это, конечно, оригинально, но боюсь в такой мороз существует реальная угроза здоровью актёра, особенно когда он выскакивает на мороз распаренный активной работой на сцене.
Кстати, в этот вечер зрители могли убедиться в том, что актёрская профессия, как и любая другая, таит в себе опасности. Подтверждением чему стало неожиданное падение актрисы Оксаны Лагутиной. Она полуприсела с гитарой на подоконник, чтобы исполнить песню. Основная нагрузка распределилась на ноги. Пол на сцене достаточно гладкий, к тому же, во время спектакля одним из актеров по ходу действия разбрасывалось конфетти. Таким образом, гладкая подошва туфель Оксаны под нагрузкой «поехала» и она упала на пол. Находясь в шоковом состоянии, спеть она уже не смогла, и покинула сцену. Слава богу, что обошлось без серьёзных травм и Оксана смогла продолжить участие в спектакле. Браво!
Спектакли МТЮЗа отличают своеобразный стиль и тонкая психологичность. Еще один прекрасный пример – «Улетающий Монахов» (скажу сразу, спектакль оставил очень много эмоций и заставил задуматься). Проходит он не на основной сцене, а во флигеле во дворе Театра. Зал очень маленький, ряды располагаются амфитеатром, все прекрасно видно. Но имейте в виду, что опоздавших не пускают – на свои места после 3 звонка невозможно пройти физически, а свободных нет.
«Улетающий Монахов» в режиссуре Сергея Аронина (он же в главной роли) поставлен по роману А.Битова. И мы будем с главным героем, с Монаховым, на протяжении всей его жизни. Не зря в самом начале Автор (Илья Смирнов) говорит: «Хорошо бы начать писать книгу и писать ее всю жизнь». А с помощью нехитрых декораций (по сути, полного их отсутствия) и листами с надписями «ДВЕРЬ», «САД» и т.д. получилось заставить зрителей поверить, что действие происходит то на лестничной клетке, то в заснеженном зимнем саду, то на кладбище.
Действительно ли первая любовь – самая сильная? На этот вопрос мы и попытаемся ответить себе вместе с Монаховым. В начале спектакля он – школьник, безответно влюбленный в молодую девушку Асю (Агнессу), готовый всю ночь ждать под дверью, когда же она пройдет мимо. Но между Асей и Монаховым всегда будет что-то стоять: сначала возраст – Ася старше лет на 5 и не воспринимает его всерьез, потом, когда она наконец согласится – отсутствие денег, места, времени… Их отношения не одобряют ни мама Монахова (Оксана Лагутина), ни подруги Аси.
Асю играют разные актрисы: Арина Борисова, Ольга Гапоненко, Алена Стебунова. Это правильно, потому что Ася для Монахова всегда разная: девочка из коммуналки, молодая женщина, взрослая дама – заведующая детсадом, когда наши герои случайно встречаются через 10 лет… Но всегда одинаково веселая, не слишком серьезная относящаяся к жизни и играющая чувствами Монахова. Конечно, он тоже не посвятил свою жизнь ей одной: он дважды был женат, у него были подруги, но помнил он всегда только Асю. И до такой степени, что, встретив ее в автобусе по дороге в роддом к жене, забыл обо всем и гулял с ней по городу всю ночь.
А годы идут, и вот уже Монахов – солидный профессор под сорок, с молодой любовницей Наташей (вновь Арина Борисова) из Ташкента. И уже он сидит у нее в квартире, а Наташин ухажер, 18-летний мальчик Ленечка (вновь Илья Смирнов), при нем наивно читает ей стихи – так же, как Монахов Асе когда-то. Время идет, идет – и все так циклично повторяется. Ведь даже у мамы Монахова лет пятьдесят назад был такой первый возлюбленный – писатель.
Спектакль идет чуть больше двух часов, в нем почти нет декораций, а актеры по режиссерскому замыслу играют несколько ролей – но он действительно переворачивает все в душе. Сходите, вы не пожалеете.
Спектакль «Улетающий Монахов» — отзывы
Описание
Продолжительность: 2 часа 20 минут
COVID-FREE. Внимание! Посещение мероприятия возможно только при предъявлении на входе действующего цифрового сертификата (QR-кода), оформленного в соответствии с указом Мэра Москвы от 8 июня 2020 года №68-УМ (в том числе при наличии отрицательного ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 72 часа до начала мероприятия) и документа, удостоверяющего личность.
COVID-free. На все спектакли с 28 октября 2021 допускаются зрители с паспортом и соответствующим QR-кодом (свидетельствующем либо о прививке от коронавируса, либо переболевшим им в последние 6 месяцев, либо отрицательным ПЦР-тестом, сданным не ранее, чем за 72 часа до начала мероприятия).
Спектакль «Улетающий Монахов» в МТЮЗе
Алексей Монахов, герой романа Андрея Битова, герой спектакля Сергея Аронина «Улетающий Монахов» – счастливый влюблённый мальчик. Взлетающий по ступенькам к Её двери. Врывающийся в жизнь, которая обещает так много. Его история любви – мальчишеская, самая обычная, банальная. Прекрасная. Какая бывает с каждым.
А дальше будет сама жизнь. Линия жизни пунктиром. Мелькание дней, листание страниц: юные влюбленные и скамейка в парке и кружение снега, и Новый год; Случайная встреча в автобусе и всё тот же запах её духов; Жёны, мужья, дети, деньги, командировки.
Летящая и пролетающая жизнь в бесконечном ожидании, что вот-вот и откроется та самая единственная дверь. И в каждой женщине он узнаёт её образ, той самой девочки, и в каждой женщине её не обретает. Встречи, расставания, поиск и попытка взлететь.
Счастливый полёт в любовь оборачивается падением.
Взлетающий Монахов, улетающий Монахов. Падающий Монахов.
В спектакле «Улетающий Монахов» звучит музыка Олега Каравайчука, Евгения Крылатова, Нильса Фрама, песня Вероники Долиной «Свеча», а также голос Павла Поймалова и Игоря Ясуловича.
Организатор: Московский театр Юного Зрителя
Улетающий Монахов
Дверь
Поздним вечером мальчик ждет любимую женщину — то в арке двора, то в парадном дома, куда она должна прийти к своей подруге. Он боится разминуться с нею. Мама не знает, куда он пошел: сказал, что идет за циркулем к приятелю. Наконец он поднимается в квартиру подруги, но та говорит, что его любимая так и не приходила. Мальчик уверен, что его обманывают. Он представляет, как будет умирать — бледный, худой — и как любимая женщина станет плакать над ним. Или как он придет к ней много лет спустя — седые кудри будут падать на лоб, не скрывая глубокого шрама, — и скажет: «Поздно, все поздно».
Мальчик слышит за закрытой дверью голос любимой и какого-то мужчины и видит её саму, когда дверь на мгновение приоткрывается. Мужчина уходит. Мальчик ждет, когда выйдет она. Она выходит, спокойная и красивая, объясняет мальчику, что они просто разминулись, и обещает встретиться с ним завтра. Мальчик идет домой, чувствуя невесомость своего тела и мыслей, и думает о том, что все так и было, как сказала она.
В последние предновогодние дни Алексей ожидает звонка от Аси. Ася разошлась с мужем и снимает угол в квартире Нины, своей подруги, которая живет у отца. Чаще всего Алексей и Ася встречаются в саду на скамейке. Алексей хочет встречать Новый год вместе. Ася говорит, что ей надо выкупить платье из ломбарда, что она любит Алексея, хочет поехать с ним летом на юг, но денег ему достать будет негде, и поэтому она поедет не с ним. Возвращаясь домой по Фонтанке, Алексей вдруг понимает, что чувствует жизнь неостро и лениво — совсем не так, как полгода назад, когда все у них с Асей только начиналось и он ревновал её, часами ожидая в подъездах и на лестницах. Тогда он думал, что любовь требует правды и ясности, а теперь любовь стала для него выше ясности, он готов к неведению.
Алексей должен дописать последнюю контрольную, чтобы его допустили к институтским экзаменам. Мама следит за тем, чтобы он занимался делом; она не любит Асю. Оставшись один в коммунальной квартире, Алексей ворует из комнаты соседа облигации и, продав их, выкупает Асино платье из ломбарда. Он идет к Асе встречать Новый год и думает, заходила ли она в «Асторию», в которой встречает Новый год её бывший муж.
Встреча Нового года наедине не удается: неожиданно приходит Нина с подругами. Алексей и Ася уходят из дома и сидят на лестнице, а потом расходятся по домам. На следующий день они пытаются найти пристанище за городом, у друзей, но тех не оказывается дома. Раскрывается кража облигаций, и Алексею приходится пережить стыд их возвращения. Закрывшись в своей комнате, он читает старую книгу о любви. Его поражает мысль о том, что любовь появляется не из любимой, случайной и крохотной, и не из самого человека, тоже чрезвычайно небольшого. Тогда откуда же?
Образ
Жена Монахова ожидает ребенка, её положили в больницу на сохранение. Стоя под окном больницы, Монахов каждый раз испытывает неловкость из-за трогательности этой сценки. Однажды по дороге в больницу в автобусе он встречает Асю. Они не виделись много лет, и теперь Монахов сличает с оригиналом образ Аси, сохраненный им в мучении разрыва. Ничего не совпадает, происходит распадение образа, и Монахов чувствует облегчение и любопытство. Ася расходится с очередным мужем, снова собирается замуж. На улице она показывает Монахову своего жениха. Монахов заходит в детский сад, где она работает заведующей. Потом они ездят по Асиным подругам в поисках свободной квартиры. Им опять, как и десять лет назад, негде уединиться. Из Асиного детского сада, где они пытаются найти пристанище ночью, Монахову приходится спасаться бегством. Он чувствует вялость своих желаний, растерянность перед мутностью и неясностью собственных ощущений, мучительную нечистоту жизненного опыта. Возвращаясь домой, он радуется тому, что ничего не произошло. Дома мать сообщает ему о рождении сына и целует в бесчувственную, устраняющуюся щеку.
Монахов приезжает в командировку в Ташкент, где живут теперь его родители. Отца он не видел три года. Он рассказывает родителям про свою чуждую жизнь: про столицу, про карьеру, про молодую жену и новую квартиру. Идя по улице, он встречает Наташу, которую любил три года назад и с которой расстался. Наташа по-прежнему любит его, и неожиданно Монахов понимает, что, будь он самим собою, именно она была бы его единственной женщиной. Он решает уехать от родителей пораньше и провести последние ташкентские дни с Наташей. У нее он знакомится с её ухажерами. Один из них, восемнадцатилетний Ленечка, пишет стихи, которые восхищают Монахова. Глядя на Ленечку, Монахов вспоминает себя в годы любви к Асе и ужасается тому, что совсем не понимал тогда, какой страшной и нищей жизнью жила его любимая. Сидя в аэропорту, Монахов мучается тем, что раньше времени уехал от родителей, и пытается понять, что же он представляет собою сам по себе — без своих званий, успехов, работы и семьи. На его глазах случайно погибает на летном поле молодой солдат.
Монахов едет в поезде и думает о смерти. Потом эта мысль уходит, уходит и пейзаж за окном, и остается только длинный вкус пирожка во рту. В поезде Монахов знакомится с хорошей, простой и умной девушкой, которую не хотел бы обмануть. Девушка похожа на женщину, которую он любил когда-то, только имя другое — Света. Монахов вдруг пугается, потрясенный этим сходством, хотя прежде его не занимала похожесть людей и обстоятельств.
Монахов решает начать новую жизнь. Он берет отпуск и снимает комнату в поселке, напротив могилы Пастернака. Ему кажется, что окрестный пейзаж дотла высмотрен умершим поэтом, и он пытается понять, стоили ли стихи Пастернака того, чтобы ликвидировать небольшую местность. На могилу он не ходит, опасаясь повторения «рифмы» времени — то есть напоминаний жизни о том, что она существует независимо от существования его, Монахова. Монахов боится этих намеков бытия, он не пытается ухватиться за мелькнувший тайный смысл жизни, чтобы не повредить ветхую жизненную ткань. Но ему все-таки приходится пойти на могилу, чтобы показать её приехавшей Свете. На кладбище его поражает, как похожи памятники на тех, кому они поставлены. Ему кажется, что именитые покойнички вцепились в жизнь, что их положение, вкусы, тщеславие не ушли со смертью. Вернувшись домой, он встречает там однокашника, который рассказывает, что Ася, которую Монахов когда-то любил, умерла от рака груди.
Монахову приходится уехать из поселка, чтобы хоронить умершую бабушку жены. Отпевание происходит в церкви, стоящей в пустом и тихом московском переулке. Монахову кажется, что все вокруг уцелело благодаря этой церкви. После отпевания он целует безразличную ему покойницу в лоб, и вдруг ему кажется, будто вкус — последнее живое чувство, еще доступное его ороговевшему сознанию. На кладбище он сознает, что Ася действительно умерла. Он вспоминает вчерашнюю идиллию мертвецов, похожих на свои памятники, и чувствует, что в душе его кипит спокойная, здоровая, живая ненависть. «Он видел зло. Он не ведал сомнения. Он понимал, что за свои грехи он вполне готов ответить».
Лестница
«Видно, все же подкосила меня жизненная сила, видно, духу не хватило — меня ждут… Видно, впрямь дорога к Богу — слишком длинная дорога, слишком дорого и много… Господи, прости!»
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.
Краткое содержание: Улетающий Монахов
Мальчик улавливает за дверью знакомые нотки голоса любимой и какого-то неизвестного мужчины и видит её облик, когда на несколько секунд приоткрывается дверь. Мужчина покидает женщину. Мальчик в ожидании, когда любимая выйдет. Женщина выходит очень красивая и спокойная, она объясняет мальчику, что они всего лишь разминулись и клянется, что они обязательно встретятся завтра. Мальчик, ощущая невесомость мысли и тела уходит домой, и думает, что все именно так и было, как она сказала.
Сад
В предновогодние последние денечки Алексей очень ждал звонка от Аси. Она разошлась с мужем и теперь ей приходится снимать угол в квартире своей подруги Нины, которая проживает у отца. Алексей и Ася чаще всего встречались на скамейку в тенистом саду. Алексей очень хочет встретить новый год с ней вместе. Девушка говорит, что ей непременно нужно выкупить её платье из ломбарда, и она очень любит Алексей и с удовольствием отправилась бы с ним этим летом отдыхать на юг. Но так как у Алексея недостаточно денег, то ей придется поехать не с ним. По дороге домой Алексей понимает, что их чувства угасли, и нет уже той остроты, что была полгода назад, когда он безумно ревновал её и часами ждал на лестницах и у подъезда. В то время он был абсолютно уверен, что любовь требует ясности и правдивости, а сейчас он уже выше ясности и вполне готов к неведению.
Алексею необходимо написать последнюю контрольную работу, чтоб его могли допустить к экзаменам в институте. Мама следит, чтоб сын был занят делом; она недолюбливает Асю. Когда Алексей остается в коммунальной квартире один он умудряется украсть у соседа облигации, а на вырученные деньги выкупает из ломбарда Асино платье. Он направляется к Асе, для встречи нового года и голову не покидают мысли, а была ли она в «Астории», где Новый год празднует её бывший муж.
Им не удается встретить Новый год наедине: неожиданно к Асе приходит Нина вместе со своими подругами. Алексею и Асе приходится уйти из дома и сидеть на лестнице, а потом и вовсе разойтись по домам. Стает известно о краже облигаций и Алексей признается и со стыдом возвращает их. Запершись в своей комнате, он перечитывает старый роман. Он поражен от мысли, что любовь возникает не из человека и все никак не может понять, откуда же она возникает.
Образ
Жену Монахова, ожидавшую ребенка, кладут в больницу на сохранение. Каждый раз, когда Монахов стоит перед окном больницы он ощущает неловкость из-за всей трогательности ситуации. Однажды на пути в больницу, в автобусе ему встречается Ася. Они много лет не видели друг друга, и Монахов начинает сличать образ теперешней Аси с сохраненным в сознании оригиналом. Ничего у него не совпадает с прежней Асей, и он чувствует некоторое облегчение и любопытство. Ася, в который раз разводится с мужем и снова выходит замуж. На улице она знакомит Монахова со своим будущим мужем. Монахов идет за ней в детский сад, в настоящий момент она работает там, в должности заведующей. Потом они отправляются к Асиным подругам для поиска квартиры, но им вновь, как и лет десять назад нет места для уединения. Они хотят найти пристанище на ночь в детском саду, но оттуда Монахову приходится убежать. Он совершенно не понимает себя, и не знает, чего именно хочет, отчего ощущает себя растерянным. Вернувшись, домой, он очень рад тому, что ничего не успело произойти. Дома мать говорит ему, что он стал отцом и на свет появился его сын.
Лес
Монахов отправляется в Ташкент в командировку, где проживают его родители. Отца он не видел уже три года. Он с удовольствием рассказывал, как он живет на чужбине: про свою карьеру, про столицу, новую квартиру и молодую жену. Идя по улице, он видит Наташу, которую еще три года назад он любил. Наташа, как и прежде, любит его, и сам Монахов понимает, что это, пожалуй, единственная женщина, которая по-настоящему ему подходит. Он решает, что уедет от родителей пораньше и оставшиеся денечки в Ташкенте проведет с Наташей. Когда он приходит к ней, то видит там её ухажеров. Стихи одного из них восемнадцатилетнего Лёнечки приводят в восхищение Монахова. Он вспоминает те годы, когда любил Асю и понимает, что его любимая жила очень нищей и страшной жизнью. Находясь в аэропорту, Монахов понимал, что зря раньше времени покинул родителей и думал, что именно он представляет из себя без всех своих званий и успехов и своей семьи и работы. На его глазах совершенно случайно на летном полу гибнет солдат, совсем еще молодой мальчик.
Вкус
Монахов думает о смерти во время езды на поезде. Потом эта мысль его постепенно покидает и остается только привкус пирожка во рту. В поезде Монахову представляется возможность узнать очень хорошую, умную и простую девушку, которую ему не хотелось бы обманывать. Девушка была очень похожа на ту женщину, которую когда то он любил, только звали её Света. Монахову вдруг становится страшно от такого количества сходств и обстоятельств встречи.
Монахов непременно хочет начать новую жизнь. Он отправляется в отпуск и снимает в поселке комнату, расположенную напротив могилы Пастернака. Ему окрестный пейзаж напоминает просто дотла высмотренный мертвым поэтом, и он все думает, нужно ли было ликвидировать небольшую местность. Могилу он не посещает, боясь повторения ритмов времени, и о том, что она вообще существует независимо от его существования. Монахов очень боится таких намеков бытия и не хочет хвататься за тайный мелькнувший смысл жизни, чтобы нечаянно не повредить такую ветхую жизненную ткань. Но пойти на могилу ему все же придется, для того чтобы показать её приехавшей Свете. На кладбище он очень поражается тому, как похожи памятники на тех людей, кому они были поставлены. Он ощущает, будто покойники тем самым цепляется за жизнь и все что у них было их вкусы. Положение в обществе и тщеславие никуда не ушли со смертью. Когда Монахов возвращается домой, то видит там своего однокашника, который поведал ему, что его бывшая любовь Ася скончалась от рака груди.
Монахову нужно уехать из поселка на похороны бабушки жены. Отпевание будет проводиться в церкви, расположенной в тихом и пустом переулке. Монахов думает, что все строения вокруг уцелели только благодаря этой церкви. Когда отпевание кончается, он целует покойницу в лоб и последнее живое чувство, которое ему было доступно. Только на кладбище он понимает, что Ася и правда умерла. Он вспоминает идиллию памятников, этих живых мертвецов и в его душе возникает ненависть.
Лестница
Не хватило ему жизненных сил и духу, видимо, и правда дорога к богу очень длинная и идти по ней нужно долго.
Краткое содержание романа «Улетающий Монахов» пересказала Осипова А.С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Улетающий Монахов». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.