Бог есть потому что есть слово бог

Православная Жизнь

Ни для кого не секрет, что сегодня наша разговорная речь довольно скудна. То и дело регулярно приходится слышать, как из других языков постоянно заимствуются те или иные слова и понятия.

Бог есть потому что есть слово бог. Смотреть фото Бог есть потому что есть слово бог. Смотреть картинку Бог есть потому что есть слово бог. Картинка про Бог есть потому что есть слово бог. Фото Бог есть потому что есть слово бог

Причем они не адаптируются к синтаксису и фонетике нашего, весьма и весьма богатого, языка, а просто, самым топорным и грубым образом втискиваются. Дабы это понять, не нужно быть филологом, достаточно лишь почитать художественную литературу, скажем, XIX века.

Я понимаю, что ситуацию кардинально не изменить, но всё же хотел бы, чтоб мы задумывались над значением тех слов, которые употребляем. Ведь это интереснейший мир: когда понимаешь, откуда взялось то или иное слово, как сформировалось, то оно будто оживает у тебя в голове, перестает быть обыденным и затасканным. Для нас, людей верующих, важнейшее значение имеет слово «Бог». Вы когда-нибудь задумывались, почему Бог назван Богом? Что стоит за этим кратким, но ёмким понятием?

О Боге как таковом

Как известно, славянские языки относятся к индоевропейской группе, поэтому большинство лингвистов считает, что привычное для нас слово «Бог» является родственным санскритскому bhaga или иранскому baga, что означает «наделяющий» или «одаряющий». Есть еще понятие bhagas, т. е. «достояние» или «счастье». Как видим, наши предки в данном случае старались подобрать такое слово, которое бы наилучшим образом выражало их опыт встречи с чем-то надмирным, с Божеством. Вот почему славяне Бога называют Богом: потому что Он подлинный источник благ, дарующий людям подлинное счастье.

Далее может возникнуть еще один вполне закономерный вопрос: почему Бога называют «Господом»? Ответ здесь достаточно прост и имеет уже сугубо славянские корни. Несложно догадаться, что это слово восходит к понятию «господин» или «хозяин», в христианском понимании – «владыка». С ним так же тесно связано название Бога Творцом. Таким образом, получается, что Бог – Владыка вселенной в силу того, что Он и Творец её, но он Господин, который источает блага своему творению, ведь даже само бытие уже намного лучше, чем небытие. Отсюда следует, что Бога также называют Отцом. Мы и весь окружающий мир – дети Его, а само слово «отец» произошло из детской речи: праиндоевропейское atta – это обращение ребенка к кому-либо из родителей.

Всех перечисленных лингвистических нюансов апостол Иоанн не знал, да и намека на славян тогда не было, и писал он на койне, но именно Иоанн называет Бога любовью (1 Ин. 4:16) – наиболее полное наименование, объединяющие все понятия, о которых уже было сказано, превосходящее их и отражающее опыт встречи с Богом не только апостола, но и всех последующих поколений христиан.

Об Иисусе Христе

Отдельно несколько слов нужно сказать о Христе. Бог ведь называется Отцом не только в Своем отношении к миру и человеку, но и в контексте Своих внутритроичных отношений. Сын Божий не был создан, как был создан весь остальной, хоть материальный, хоть духовный, мир. Бог Отец назван «Отцом», так как Он причина существования Бога Сына, но Бог Сын равен Богу Отцу и ни в чем не ниже Его. Здесь наименование Бога «Отцом» используется лишь потому, что наш язык не может как-либо более адекватно отразить тайну отношений между Лицами Святой Троицы.

Бог Сын, оставаясь истинным Богом, неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно, что отражено в определении IV Вселенского Собора, соединяется с человеческой природой в едином Лице Христа. Именно поэтому Иисус назван Богом. Но следует помнить, что, именуя Спасителя Богом, мы всё равно подразумеваем наличие в Нем и человеческой природы. Сын Божий, как Бог Отец и Святой Дух, принимал участие в творении мира. На это указывают, например, слова апостолов Иоанна (Ин. 1:3) и Павла (Кол. 1:16). Однако же мы не называем Христа «Отцом» просто потому, чтоб не было путаницы в отношении лиц Святой Троицы. Лучше говорить, что Иисус Христос – Господь, что уже само собой подразумевает Его владычество над вселенной и все вытекающие отсюда смыслы, о которых было сказано выше.

Как видим, из привычных и хорошо знакомых всем понятий можно извлечь немало содержания, нередко попросту упускаемого нами из виду. Поэтому иногда стоит немного потратить времени, «покопаться» и «оживить» слова в нашем уме и памяти.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник

То, что есть – Бог. Транскрипт #65

У одного преданного Раманы Махарши, который находился с Бхагаваном 25 лет, умер сын, и он горевал об этом. Он умолял о встрече с Раманой. Рамана обычно отдыхал с 12 до 2 часов дня, но согласился повидаться со своим преданным. Когда тот вошел в зал, Рамана сидел на своей софе с закрытыми глазами. Преданный стал плакать и рассказывать Бхагавану о своих проблемах, как сильно он любил сына. Затем он спросил у Раманы: «Что такое Бог?» Рамана не ответил. Он молчал в течение 15 минут. Потом он открыл свои глаза и сказал очень мягко: «То, что есть — Бог». Сегодня вечером мы поговорим об этом.

То, что есть — Бог. Кто-то задает вопрос: «Реален ли мир?» Мир сам по себе – иллюзия. Но Бог в качестве мира — реален. По мере нашего прогресса мы обнаруживаем, что Бога, так же как и мира, никогда не было. Но ради разговора, поскольку Бог это и вселенная, все, от малейшего микроба до огромнейшей галактики, это Бог в Своем проявлении. Бог – это все. Каждый листок, каждый кусочек глины, каждая звезда, каждая планета сами по себе не имеют основы для существования. Все есть, потому что есть Бог.

Именно это имел в виду Рамана, когда он ответил: «То, что есть — Бог». Он пытался объяснить этому преданному: «Ваш сын умирает — это Бог. Ваш сын живет — это Бог. На самом деле, нет разницы. Она — только в вашем уме».

Мы видим отличия только в уме. Если бы ум был в безмолвии, в тишине, тогда не было бы разницы между смертью и жизнью. Мы проводим отличия, потому что мы думаем. Это умственная концепция, что кто-то умирает, и это плохо, а кто-то живет, и это хорошо. Нет таких отличий. Есть только Бог, все, что существует — Бог. Не может быть ничего, кроме Бога. Но когда я говорю, что Бог не существует, Он только в вашем уме, это по той причине, что в действительности, ничего не существует. Вы понимаете это?

Пока вы думаете, будут существование, люди, места и вещи, но когда вы перестаете думать, нет места для существования, потому что не может быть и безмолвия и существования. Все, что как кажется, есть, противодействует безмолвию. Безмолвие – это Сознание, абсолютная Реальность, Сат-Чит-Анада.

Истинное Я существует как Я, однако, вы начинаете видоизменять его, когда говорите: «Существует Бог». Бог – это первая модификация Сознания, и это работа Бога создавать мир, а потом разрушать мир, а потом создавать. Кто дал Богу эту работу? Генри? Генри этого не делал. Кто это был? Почему Бог хочет создавать миры, вселенные, а потом разрушать их, и через какое-то время снова возвращать к существованию?

Однако, именно об этом мы читаем во всех писаниях. Эта информация для а-джняни, для людей, которые погрязли в неведении. Такому человеку нужно объяснить, как мир обрел существование, иначе он не будет удовлетворен. Поэтому вы обращаетесь к разным модификациям. Есть Истинное Я, и Истинное Я есть Сознание. Сознание модифицирует себя, и у вас появляется Бог. Бог модифицирует себя, и у вас появляется существование.

Рамана понимал, что если он объяснит это преданному, тот не поймет его. Если бы он сказал преданному, что существует только Истинное Я, и его сын не умер, потому что он никогда не рождался, это было бы за пределами понимания этого преданного. Поэтому, вместо этого, Рамана сказал: «Бог есть. То, что есть — Бог». Это заставило преданного почувствовать себя лучше, потому что он осознал, что его сын в руках Бога, и все хорошо.

Однако, если у нас пытливый ум, мы задаем вопрос: «Откуда появился Бог?», и «Почему Бог проявился как все эти вещи? В чем Его цель?» Большинство из нас знает, что цели нет. Ничего не существует таким, как кажется. Ваша настоящая природа – это чистое Осознавание. Чистое Осознавание — вселенское. Нет места ничему другому. Иначе говоря, вы не можете иметь и существование, каким оно кажется, и чистое Осознавание. Иначе у вас была бы множественность. Есть красивое дерево, есть небо, есть цветы, есть животные, есть насекомые. Если чистое Осознавание, или Истинное Я содержит Само Себя, как может быть что-то еще? Откуда взяться месту для этого?

Это точно так же, как пространство. Когда пространство заполнено мебелью, что происходит с комнатой, которую занимает мебель? Потом вы убираете мебель из комнаты. Изменилось ли пространство? С пространством ничего не случилось. Пространство одно и то же, неважно, заполнена комната мебелью или нет. Точно так же с Реальностью. Реальность существует. Истинное Я существует, как Истинное Я. Но так кажется, будто бы во вселенной есть предметы, будто бы есть вселенная. Есть люди, есть животные, есть планеты, есть царство растений, царство минералов. Все это кажется реальным. Поэтому вы должны задавать вопрос: «Кому это кажется? Кто это видит?» Вы уже знаете, что это «я». «Я» — это преступник. Если бы не было «я», не было бы вселенной, не было бы Бога, не было бы творения.

Рамана не мог сказать это преданному, потому что тот не понял бы. Поэтому Рамана сказал: «То, что есть — Бог». Кажется, что мир существует. Мир сам по себе не может существовать. Следующее, что нужно сказать: «Бог существует в качестве мира».

Но я говорю вам, что Бога нет, мира нет, и ничего нет таким, как кажется. Кажимость называется ложным воображением. Чья в этом вина? «Я», вините «я». Каждый раз, когда вы совершаете ошибку, говорите, что это «я» виновато, потому что ошибок не бывает. Это звучит странно, потому что это смешно. Если бы вы не отождествлялись с «я», ничего бы не существовало. Вещи существует только потому, что вы отождествляетесь с вашим «я».

Большой секрет заключается в том, чтобы отслеживать «я» обратно до его источника. Если вы действительно проследите «я» обратно до источника, то Бога нет. Откуда может появиться Бог? Даже когда я говорю это слово «Бог», некоторые из вас все равно думают, о какой-то фигуре наверху, в небесах, о человекоподобном божестве. Кто его создал? Это старый вопрос. Если Бог создал мир, тогда кто создал Бога? Вербального ответа нет, поскольку это лежит за пределами мысли. Вы узнаете истину об этом вопросе, когда ваш ум замолчит. Когда ум больше не существует, ответ проявит сам себя, поскольку ответом будете ВЫ. В противном случае, ответа нет. Но я могу вас заверить, что нет такого, как Бог, нет такого, как творение, нет такого, как вселенная. Нет такого, как мир. И нет такого, как вы. Нет такого, как «я». Что остается? Безмолвие!

Роберт продолжает: Я осознаю, что многие из вас бхакты, и я лишаю вас удовольствия. Я лишаю вас Бога, которому вы поклоняетесь, будь это форма Будды, Кришны, Иисуса, Моисея или еще кого-то, кому вам нравится поклоняться. Но я говорю на многих уровнях. С точки зрения джняни, Бог действительно не может существовать отдельно от вас. Но, тем не менее, такие люди, как Нисаргадатта Махарадж, Бхагаван Рамана Махарши и многие друге джняни занимались бхакти. Рамана молился Шиве в форме Аруначалы. Нисаргадатта также молился Шиве. Вопрос в том, почему они это делали? Ответ такой – ради других.

Прийти в такое состояние, где для вас Бога больше не существует, это очень высокое трансцендентное состояние. Я не ожидаю от вас, бхакт, что вы оставите свое поклонение. Как вы знаете, в воскресенье у нас будет пуджа и песнопения. Для кого мы будем петь? Для Хари, для Рамы, для Кришны.

Я снова должен вам сказать, что пока вы считаете себя деятелем, пока вы считаете, что вы — тело и ум, не обманывайте себя мыслями, что вы не являетесь этим. Поскольку, если бы вы себя этим не считали, то не реагировали бы так на ситуации. Пока вы считаете, что вещи реальны, вы должны молиться Богу, потому что для вас Бог действительно существует. Вы можете называть Богом закон кармы. В действительности, карма не существует. Однако, многие ли из нас переживают такую Реальность? Поэтому лучшее, что вы можете сделать, это практиковать практики джняны, и также продолжать делать свои пуджи. Не сдавайтесь. Если вы занимаетесь джапой, или какой-то еще практикой, продолжайте.

Но практикуйте самоисследование. И по мере того, как вы будете практиковать самоисследование, то заметите, что с вами происходит кое-что интересное. Вы заметите, что понемногу вы начнете оставлять поклонение, медленно, но уверенно. Пока не настанет такой день, когда вы сами станете объектом своего поклонения. Если вы поклонялись Кришне, то увидите себя как Кришну, и так далее. Если вы прежде времени будете пытаться действовать как джняни, у вас будет много проблем, потому что вы разовьете отношение «мне все пофиг», именно об этом мы и говорим.

Я дам вам представление, как действует джняни. Однажды был один джняни, который жил один на горе в маленькой хижине. Он излучал счастье. Когда он возвращался со своей прогулки, то увидел, что в его дом забрались воры. Он подполз к окну, чтобы увидеть, что они возьмут. Конечно же, у него не было никакой собственности. Только на полу было рваное покрывало. Поэтому воры стали извергать проклятья, и один говорит другому: «У этого парня ничего здесь нет. Давай возьмем покрывало и уйдем». Так что они взяли покрывало.

На следующий день этот джняни интуитивно почувствовал, что воров поймала полиция. Он поспешил вниз, в полицейский участок, посмотреть, что будет происходить. Когда его увидел сержант, то сказал: «Заходи. Эти мужчины обворовали тебя?» А он сказала: «Да». Полицейский спросил его: «Что они взяли?», и джняни сказал: «Они взяли мою шляпу, мою рубашку, мои штаны и мою обувь». Двое воров начали кричать: «Что за врун этот человек. У него ничего не было. У него было только рваное покрывало». И сержант спросил: «Это правда?» Джняни сказал: «Когда я одеваю свое покрывало на голову, оно становится моей шляпой. Когда я одеваю его на плечи, оно становится моей рубашкой. Когда я завязываю его вокруг пояса, оно становится моими штанами. И когда я выхожу, оно становится моей обувью». Конечно, сержант засмеялся и сказал: «Должен ли я привлечь их к суду?», и джняни сказал: «Нет». Эти два вора стали его учениками.

Смысл этой истории в том, что если вы джняни, это не означает, что у вас нет сострадания. У настоящего джняни больше любви и сострадания, чем у кого-либо другого, но это ни к чему не привязано. И джняни первым побежит к кому-то на помощь, на выручку. Это звучит, как противоречие, но это не так. Какое-то время джняни находится в теле, тело поступает в распоряжение джняни, поскольку вы понятия не имеете, что такое джняна, или что он такое. Вы можете видеть, как джняни молится Богу, так же пылко, как бхакта, однако, джняни знает, что Бога нет. Но он делает это ради других.

Поэтому, когда я говорю, что Бога нет, что вселенной нет, что нет мира, что нет людей, что есть только абсолютная Реальность, не воспринимайте это слишком серьезно. Смотрите, где вы находитесь. Будьте честны с собой. Не обманывайте себя. Чем бы вы ни занимались, что бы вы ни проходило в данный момент, если вы будете сидеть в безмолвии и практиковать само-исследование, внутри вас что-то будет шевелиться. Что-то начнет происходить. Вы обнаружите, что ваши чувства меняются, ваши реакции меняются, вы становитесь менее эгоистичными, вы развиваете любящую доброту, вы понимаете, о чем этот мир, и вы спокойны.

Источник

16 доказательств бытия Бога

Бог есть потому что есть слово бог. Смотреть фото Бог есть потому что есть слово бог. Смотреть картинку Бог есть потому что есть слово бог. Картинка про Бог есть потому что есть слово бог. Фото Бог есть потому что есть слово бог

Публикуя этот материал, мы во многом рискуем. Рискуем потому, что сегодня как многие верующие, так и неверующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Правда, по разным причинам. Если первые считают, что это невозможно, так как Бог открывается сердечной чистоте, а не хитросплетениям разума, то вторые убеждены, что раз научно засвидетельствовать факт существования Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объективна. Однако не все знают, что в христианской культуре существует многовековая традиция доказательств бытия Бога. В эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря католическим богословам-схоластам, прежде всего Ансельму Кентерберийскому и Фоме Аквинскому. Правда, свои аргументы схоласты, как правило, обращали не к атеистам — какие атеисты в средние века! — а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, «разумным», то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения. Да и современному человеку как «Фоме неверующему» иногда хочется вложить перста в язвы, чтобы убедиться в подлинности христианства.

Редакция

Интересно отметить, что в православной традиции не возникло подобной школы «доказательств бытия Бога». Православие исходило и исходит из иного понимания соотношения веры и разума (хотя ни православные, ни католики, как правило, не противопоставляют разум и веру). Главным доказательством в православии был и остается сам человек, в сердце своем встретившийся с Богом. И если этой встречи не произошло, как можно уверовать! А если она случилась, то любящему сердцу уже не нужны еще какие-то аргументы!

Но ведь многие из нас обучались именно западной философии. И само мышление наше приобрело такой западный «привкус». Сколько раз нам приходилось слышать: а вы докажите, рационально обоснуйте, что Бог есть! И если по большому счету подобные доказательства вряд ли способны привести человека к Богу (такова позиция редакции), то это не значит, что они абсолютно бесполезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…

Мы сегодня живем не в средневековой Византии или Руси, но и не в средневековой западной Европе. Много воды утекло с тех пор, но верующий разум не переставал пытливо искать рациональные основания своей веры, находя новые и новые доказательства присутствия в мире Творца.

Нижеследующая статья — попытка перечисления и (для начала) краткого описания поисков в этой области. Конечно, не со всеми аргументами можно согласиться, и если кого-то заинтересует то или иное доказательство, редакция готова предоставить как автору, так и его оппонентам возможность для дискуссии.

1. Первое доказательство, которое можно назвать «экзистенциальным» (то есть «доказательством от существования»), формулируется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?

Ведь как создавать что-либо, так и поддерживать существование чего бы то ни было куда сложнее, чем вообще ничего не иметь. Попробуйте, например, самостоятельно спроектировать коттедж, выбрать для него подходящее место, построить и постоянно поддерживать в нем порядок… Или, к примеру, чтобы Ваш огород был действительно огородом, его нужно регулярно вскапывать, засаживать, пропалывать, поливать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарастет сорняками, одичает и превратится в обыкновенное поле без какого-либо следа разумного попечения.

Другими словами, существование любой вещи или структуры требует непрерывных затрат энергии; когда ее внутренний запас истощается или прекращается ее приток извне, структура разрушается. Поэтому вечное бытие Вселенной противоречит, например, второму началу термодинамики, согласно которому все звезды во Вселенной должны были бы давно погаснуть и даже атомы — распасться, если бы, как утверждают материалисты-атеисты, природа существовала вечно.

Так почему же она все-таки существует как БЫТИЕ, как прекрасный и чудесный Космос? Несомненно, только потому, что была Кем-то сотворена и с тех пор поддерживается Им.

Этот Творец — Бог, о котором сэр Исаак Ньютон (1642-1727), сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: «Он пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство».

2. Второе доказательство звучит следующим образом:

Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность — свойство разума)?

Так, Николай Коперник (1473-1543), создавший теорию о том, что в центре универсума находится Солнце, а Земля только вращается вокруг него, полагал, что эта модель демонстрирует мудрость Божию в мироздании, ибо «кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?»

Когда часовщик собирает механизм часов, он скрупулезно прилаживает одну деталь к другой, берет пружину точно рассчитанной длины, определенных размеров стрелки, циферблат и т.д. В результате получается прекрасный механизм, который уже самим фактом целесообразности и рассчитанности своего устройства указывает на создавший его ум.

Но насколько же сложнее, гармоничнее и разумнее устройство всей окружающей нас Вселенной, этого прекрасного Космоса!

Альберт Эйнштейн (1879-1955), сформулировавший теорию относительности, так выразил эту мысль: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

Вселенная, как говорили еще древние греки, является «Космосом», то есть прекрасно упорядоченной и гармоничной комплексной системой, состоящей из взаимосвязанных частей, каждая из которых подчинена особым законам, а все в целом управляются комбинацией общих законов, так что преследование какой-либо частной цели удивительным образом способствует достижению общей цели целого.

Поэтому невозможно допустить, чтобы все это было делом случая, а не разумного Провидения, то есть Промысла Божия.

3. «Космологическое доказательство» бытия Бога было разработано еще древними (в частности, Аристотелем) и чаще всего встречается в следующем виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя — где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, «повисает в воздухе».

О такой Причине говорят не только философы, но и многие естествоиспытатели и ученые. Так, знаменитый Луи Пастер (1822-1895), разработавший, между прочим, всемирно известный процесс очищения молока, который с тех пор носит его имя, часто упоминал «космическую асимметричную Силу», которая создала жизнь. Он полагал, что понятие ПРИЧИНА «следовало бы резервировать для единственного Божественного импульса, который сформировал эту Вселенную».

Понятно, что такой беспричинной причиной является Бог: «Бог не человек» — Он духовен («идеален», как мысль), то есть находится вне времени и пространства, поэтому не возникает, а существует вечно, являясь не причиной в физическом значении этого слова, но Создателем видимой Вселенной и ее законов.

4. «Антропный принцип Вселенной» как доказательство существования разумного плана устройства Вселенной и Бога был — наверное, невольно — выдвинут современной наукой, которая внезапно выяснила, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны только при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложены в самой природе: фиксированного расстояния от Солнца (немного ближе к нему — и живые организмы сгорели бы, немного дальше — замерзли, превратившись в бесчувственные глыбы льда); наличие вращения Земли, без которого на одной половине планеты царила бы невыносимая жара, в то время как другая была бы скована вечным льдом; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не могла бы возникнуть и развиваться техногенная цивилизация, и т.д.

Более того, у современных ученых складывается впечатление, что вся Вселенная расположена и ориентирована таким образом, чтобы на нее можно было смотреть человеческими глазами! Существующая координация, взаимосвязанность и взаимозависимость этих факторов такова, что возможность ее «случайного» появления полностью исключается.

5. Следующее доказательство созданности Космоса разумной волей также сформулировано на переднем крае современной космологии и физики, которые обратили внимание на парадоксальность существования Вселенной в том виде, в каком она существует: выяснилось, что только по четырем основным базовым физическим константам, без которых она не могла бы длительно существовать в качестве структурно организованного целого, вероятность их «случайного» возникновения и координации между собой равна примерно 10 в минус 100-й степени. А ведь базовых констант не четыре, а еще больше…

6. Следующее «телеологическое» (от греч. «телос» — исполнение, результат) доказательство бытия Бога в общем виде известно со времен античности, когда Аристотель впервые заметил наличие в организме некоторых животных и в природе явно выраженных целесообразностей. Однако только современные открытия в биологии бесспорно доказали системный характер этих телеологических механизмов и их необходимость для существования и выживания практически всех видов живых существ.

Разновидностью деятельности этих механизмов является, например, «предустановленная гармония» развития различных живых организмов, которым еще в эмбриональном состоянии как бы заранее известно, с чем им придется столкнуться после рождения.

И, — чего уже совершенно не в состоянии объяснить дарвиновская эволюционная теория, — исследования ископаемых организмов показали, что многие из них обладают органами, на тысячелетия предвосхищающими внешние условия среды, органами, которые в актуальных условиях существования этих животных абсолютно бесполезны, но действительно понадобятся данному виду через сотни поколений, когда условия существования радикально переменятся!

Возникает правомерный вопрос, на который у современной эволюционной теории нет ответа: откуда у лишенного разума тела может быть такое удивительное предзнание грядущих перемен и как оно может само вызывать в себе требуемые благоприятные мутации?!

Этот поразительный факт однозначно указывает на наличие в мире определенной и разумной программы развития, то есть Провидения, которое и называется Промыслом Божьим.

7. «Трансцендентальное» доказательство существования идеального мира и Бога отчасти было открыто Кантом и может быть представлено следующим образом: существует мир вне пространства и времени — духовный мир, мир интеллекта, мысли и свободы воли, — что доказывается наличием в каждом человеке мыслей, которые могут относиться к прошлому и будущему, то есть «путешествовать» в прошлое и будущее, а также мгновенно переноситься в любую точку пространства.

Каждый из нас, обратив сознание к источнику возникновения своих мыслей, может без труда заметить, что они появляются как бы откуда-то извне, мысль оказывается как бы проецируемым откуда-то духовным лучом, который освещает материальное бытие как солнечный зайчик — его никак, никому и никогда не удается накрыть рукой, он всегда оказывается сверху…

Таким образом человеческая мысль, якобы рождающаяся в мозгу, оказывается одновременно внутри и вне материи — она будто бы возникает благодаря нейрофизиологическим процессам в тканях мозга, окружена костями черепа, но, одновременно, принципиально существует вне любой материи, вне пространства и времени.

Благодаря этому человек ясно сознает, что обладает духовной природой, которая принципиально иная, чем физический мир, который его окружает. Но из этого следует, что эта иная природа, этот Дух, проявлением которой является человек, так же обладает и разумом, и свободой воли, как сам человек.

8. Следующее доказательство можно было бы, наверное, назвать «креационистским» — оно основывается на факте существования в природе организмов и живых систем, которые принципиально не могут развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как считает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.

К ним, например, может быть отнесена взаимосвязанная система сердца, легких и кровообращения у живых существ: невозможно представить, чтобы сначала, предположим, появилось одно только кровообращение без сердца, затем к нему постепенно «приставилось» сердце и начало перекачивать кровь и только после этого начали развиваться легкие.

9. Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта — большинство людей встречалось в своей жизни со «странными» проявлениями божественного и сверхчеловеческого: как благотворного, Божественного, так и зловредного, демонического, или, наверное, чаще всего, того и другого вместе.

Чтобы не касаться для многих сомнительных «преданий старины глубокой», расскажу о случае, который произошел с моим коллегой. Он происходил из верующей семьи, но в свое время много лет преподавал «научный атеизм» в ВУЗе и, как большинство советских интеллигентов, вел отнюдь не благочестивый образ жизни. Пережив несколько личных трагедий, он осознал порочность своей жизни и решил пойти в храм.

— Когда батюшка, — рассказывал он мне, — прочитал над моей головой молитву, отпускающую грехи, и я стал вставать на ноги, какая-то неведомая сила внезапно стала бросать меня из сторону в сторону так, что я не мог стоять на ногах: прихожане поддерживали меня с обеих сторон, у меня тряслись колени и, в довершение всего, меня неожиданно охватила странная слабость. Так я впервые на самом себе ощутил демонов, находящихся в грешнике, — заключил он.

Подобных примеров можно было бы привести довольно много.

10. Доказательство от существования у ВСЕХ наций и народов представлений о Боге и сверхчеловеческих силах в той или иной форме; если индивидуумы-атеисты и встречаются у многих народов, то «атеистических» наций на Земле не бывает.

11. Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества. Например, абсолютного большинства Нобелевских лауреатов.

Следует также помнить, что все ученые, способствовавшие своими открытиями появлению и развитию современной науки (Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн) верили в Бога.

Так, родоначальник современной химии Роберт Бойль (1627-1691) начинал каждый день с молитвы; более того, 2/3 доходов его имения в Ирландии шли на помощь бедным и поддержку Церкви, а 1/3 — на распространение христианства и миссионерскую деятельность среди индейцев.

Френсис Коллинз, один из основателей генетики, говорил: «Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства».

12. Несомненным доказательством бытия Бога является также регулярное появление в истории человечества великих святых и религиозных деятелей, которые непосредственно имеют духовные откровения свыше и свидетельствуют тем самым о Его бытии.

Это не только такие пророки, как, например, Моисей, Исайя, Иезекииль, постоянно общавшиеся с Богом, но и праведники, озарявшие и направлявшие своим светом жизнь людей во все времена.

Возможно, достаточно будет просто напомнить читателю о таких великих русских святых, как Серафим Саровский или Иоанн Кронштадский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обращается к нам, как и в далекие библейские времена, — были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слышать.

Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то удаляемся, то вновь пытаемся возвратиться к Нему.

13. Доказательство от противного: трагическая судьба проектов (и, часто, собственной жизни и судьбы) выдающихся атеистов. Самым ярким примером здесь может быть пример «дела Ленина-Сталина» и их последователей, впервые в истории попытавшихся построить атеистическое государство на «научной основе» как на территории России, так и других стран Европы и Азии.

14. Широко известно и «этическое доказательство» бытия сверхчувственного мира, которое исходит из объективного существования морали и этических законов, регулирующих поведение человеческих существ.

Исследования многих философов указывают на то, что события и воздействия окружающей среды только до определенной степени могут предопределять поведение людей и принуждать их к тем или иным поступкам: как бы ни было сильно давление извне, у человека всегда есть возможность разорвать причинно-следственную связь, которой подчиняется неразумная природа и поступить как свободное существо, то есть как существо иного, нездешнего мира!

Для иллюстрации этого можно привести простой пример: почему одни люди подают милостыню, а другие нет? Казалось бы, последние поступают вполне логично и разумно — зачем же расставаться со своими средствами, деньгами, заведомо зная, что вы не получите никакой компенсации?!

Так что же принуждает первых все-таки подавать милостыню, иногда даже в значительных размерах? В физическом мире, в природе нет ничего, что могло бы объяснить подобное «нелогичное» поведение — это объяснение лежит вне этого, в сверхчувственном мире, где находятся великие нравственные идеи любви, добра и милосердия.

К этому же типу доказательств бытия Бога относится и знаменитое рассуждение Иммануила Канта, ясно показавшего, что человек в своих поступках и действиях руководствуется ценностями, которые не принадлежат материальному миру.

15. Большое распространение получило также доказательство бытия Бога под названием «эстетический аргумент», которое гласит: в природе существует удивительная сверхъестественная красота звездного неба, закатов и рассветов, Северного сияния, гармоничных картин природы, совершенного устройства прекрасных тел живых существ и т.д., которая будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа — человека — потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому.

Уже упоминавшийся Роберт Бойль испытывал такое благоговение перед красотой природы, что часто говорил: «Когда я изучаю книгу природы… то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!»

16. Доказательство бытия Бога «от реального к абсолютному совершенству», его выдвинул Фома Аквинский: в природе существует ясно наблюдаемая градация совершенства внутри различных видов бытия, которая может быть понята только при наличии абсолютно совершенного Существа, то есть Бога.

Это доказательство сначала может показаться довольно сложным, но простой пример поможет понять его суть: если у вас есть линейка, предположим, длиной в 30 сантиметров, а у вашего коллеги — в 50 см, если существуют свернутые в рулончики метры и другие средства измерения, то все это есть только потому, что реально существуют размерность пространства (его протяженность в разных направлениях) и идея длины.

Точно так же можно было бы привести аналогичные примеры с мерами веса, времени и т.п. Но в природе наблюдаются и более сложные виды градаций, среди которых уникальное место принадлежит «восходящей лестнице» совершенства как в неживой и живой природе, так и в человеческом обществе, а также среди самих людей: есть, к примеру говоря, кривые и уродливые деревца, есть обычные, ничем не примечательные, есть «просто» красивые, но встречаются и необычно прекрасные, совершенные экземпляры. И так не только среди различных видов деревьев, но и среди различных пород рыб, зверей, внутри человеческих рас и т.д. — повсюду можно найти более и менее совершенные особи. Но эти разные степени совершенства в неживой природе (например, среди камней!), между отдельными видами предметов, живых существ и т.п., не могли бы существовать, если бы для них не было реально существующей меры абсолютного совершенства, которую, правда, мы не находим в материальном мире, но которая не может не существовать, и это совершенство — Бог!

В этом и заключается суть данного доказательства.

Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения — к Богу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *