Что обозначает слово декаданс
Что такое декаданс
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Томная дама в меховой горжетке и с папиросой в длинном мундштуке, морфинисты, странные песни Александра Вертинского и тексты популярной в 90-е группы «Агата Кристи» — все это приходит на ум, когда слышишь слово декаданс.
Декаданс — это не столько течение или стиль, сколько настроение, переломный этап в развитии культуры.
Декаданс — это.
Термин декаданс, или декадентство, пришел из французского языка, где decadence означает «упадок». Происхождение слова восходит к латинскому глаголу decadere — падать.
В самом общем смысле можно сказать, что декаданс — это такое состояние упадка, распада значимого культурного стиля, когда внутреннего огня уже не хватает на создание шедевров, но еще достаточно энергии на причудливые стилизации.
Декадентство чаще ассоциируется с периодом конца XIX — начала XX века, потому что в это время начинается упадок огромного пласта классической культуры.
*Александр Вертинский в образе Черного Пьеро
Но вполне уместно говорить о декадансе великого Ренессанса (это когда было?), который проявился в маньеризме, или об академизме, как о декадансе Классицизма (это когда было?), или о рококо — как об упадке Барокко (что это было?).
Мы остановимся на декадентстве как явлении в искусстве и литературе на переломе XIX–XX веков, когда основные настроения творческих произведений — это безнадежность, неприятие жизни, крайний индивидуализм, а на первый план выходят темы смерти, тоски, душевных страданий.
«Страшно оттого, что не живется — спится.
И все двоится, все четверится.
В прошлом грехов так неистово много,
Что и оглянуться страшно на Бога.
Да и когда замолить мне грехи мои?
Ведь я на последнем склоне круга.
А самое страшное, невыносимое, —
Это что никто не любит друг друга…»
Зинаида Гиппиус, 1916 г.
Кстати, «с детства раненая смертью и любовью» Зинаида Гиппиус написала это стихотворение в 47 лет, но предчувствие «последнего склона круга» ее обмануло.
Поэтесса умерла в 76 лет в 1945 году в Париже.
Предпосылки декаданса
Простыми словами декаданс — это кризис, творческие люди всегда особенно остро чувствуют переломные моменты эпохи, а искусство становится отражением их мироощущения.
Кризис рационализма (это что?) привел к поискам новой точки опоры. Нужны были иные формы, новый язык искусства (это как?), который бы отразил меняющееся мироощущение.
В Европе такими поисками занялась творческая молодежь, которую стали называть модернистами от французского moderne — современный.
*Фредерик Базиль, Портрет Поля Верлена, 1868 г.
Модернисты, как и любые новаторы, сначала вызвали резкое неприятие, их творчество воспринималось упадническим и получило издевательское название декаданс.
Термин «декаданс» появился во Франции в конце XIX как ругательное определение, которое давали критики происходящему, по их мнению, безобразию в литературе.
Кружок поэтов, объединившихся вокруг Поля Верлена и Стефана Малларме, охотно подхватил это название, в 1880-е годы начал выходить журнал «Декадент», где печатались Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Артюр Рембо и другие «прОклятые поэты».
Слово прижилось, а упаднические настроения быстро докатились из Франции до России.
*«. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему. »
Валерий Брюсов, поэт, основоположник русского символизма
Характерные черты декадентов
Поль Верлен в серии очерков назвал своих друзей poete maudit — прОклятые поэты. Со временем к этой компании из шести французских поэтов последней трети XIX века: Тристана Корбьере, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Марселины Деборд-Вальмор, Вилье де Лиль-Адама и самого Верлена — стали причислять и других авторов.
Конечно, никто и не думал проклинать несчастных. Их проклятие в тонкой душевной организации, в особом темпераменте (это как?), нежелании подчиняться массе, принятым в обществе нормам морали, прописным истинам.
Декаденты — это изгои, бунтари, стремящиеся к гибели и страдающие от предчувствия заката великой эпохи.
Под влияние этих настроений попали многие знаковые фигуры того времени: Морис Метерлинк, Оскар Уайлд, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, даже Александр Блок.
Для декадентского творчества характерны несколько ярко выраженных особенностей:
Декаденты отвергают законы морали как устаревшие предрассудки и мещанство. Их произведения полны ощущением безнадежности и пессимизма (это как?), но в упадке, смерти, пороке декаданс видит красоту.
*Константин Бальмонт (1867–1942 гг.)
Вот как описывает своих современников К.Бальмонт в очерке «Элементарные слова о символической поэзии»:
«Декадент — есть утонченный художник, гибнущий в силу своей утонченности. Как показывает самое слово, декаденты являются представителями эпохи упадка. Они видят, что вечерняя заря догорела, но рассвет еще спит где-то, за гранью горизонта; оттого песни декадентов — песни сумерек и ночи».
Декадентство как болезнь
Одни исследователи и современники оценивали декаданс как переломный момент, эпоху разочарования и переосмысления этических и эстетических норм, но многие не принимали такую точку зрения.
Декадентство — «симптом душевной болезни», так жестко определил это явление Николай Бердяев.
Врач и писатель Макс Нордау ставит свой диагноз декадентам:
«…Модные течения в литературе и искусстве, характеризуемые названием „конца века“, равно как и сочувствие к ним публики, вызываются болезнями, именно вырождением и истерией».
Действительно, декаданс — это не стиль и не школа, это настроение, объединившее в определенный отрезок времени совершенно разных поэтов, художников, музыкантов.
Обреченность, душевная усталость, потеря связи с реальностью, апатия — все это черты времени, состояние целой группы талантливых людей, болезненно чувствующих слом эпохи.
«Поиграем в декаданс»
*«Давай вечером умрем весело, поиграем в декаданс. »
Декадентские настроения могут настичь человека в разные отрезки жизни.
Сейчас декаданс — это скорее игра, стилизация, этакое эстетское смешение гламура и готики.
Существует даже свое декадентское шоу — фестиваль «Бархатное подполье», который, по сути, является обыкновенным балом-маскарадом любителей эстетики декаданса.
*Ряженые декаденты XXI века
Такие мероприятия имеют мало общего с истинным Декадентством, из которого вышли модернисты, символисты, акмеисты, авангардисты и другие творческие направления удивительной и трагической эпохи Серебряного века.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Слово красивое, но его смысл явно диссонирует с его красотой, ну и как обычно, из некой идеи, сегодня декаданс превратился в пустую блестящую обёртку.
Значение слова «декадентство»
[От франц. décadent — упадочный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Подобно более раннему Движению искусств и ремёсел, родоначальники декадентства стремились освободить искусство от материалистических забот промышленной революции, раскрепостить мораль, скованную условностями викторианской эпохи. Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.
Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни (taedium vitae), что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм («Там, внизу», «Скорбь Сатаны»), преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.
ДЕКАДЕ’НТСТВО, а, мн: нет, ср. [от фр. decadent — упадочный] (лит., искус.). Литературно-художественное направление в конце 19 в. и начале 20 в., отличавшееся упадочничеством, крайним эстетизмом и индивидуализмом, предшествовавшее символизму и отражавшее собой настроение нек-рых групп интеллигенции в эпоху упадка капитализма. || Вообще черты упадочничества в литературе или искусстве.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
декаде́нтство
1. искусств. направление в литературе и искусстве конца XIX — начала XX века, отличавшееся настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: упрочнение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Декадентство
Декаде́нтство (фр. decadent — упадочный) — упадок, культурный регресс; изначально использовался как исторический термин для обозначения культурных явлений Римской империи к. II—IV вв. Также этим термином обозначают модернистское направление в изобразительном искусстве, музыке, литературе и архитектуре, в творческой мысли, самовыражении как таковых — конца XIX — начала XX веков, характеризующихся извращённым эстетизмом, индивидуализмом, имморализмом. Его основатели выступили прежде всего как противники старых течений искусства, главным образом, академизма. Провозглашённые ими принципы имели вначале чисто формальный характер: декаденты требовали создания новых форм в искусстве, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.
Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах — стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.
Содержание
Обозначение декадентства
Основным вопросом обозначения границ декадентства становится разделение его с символизмом. Ответов существует довольно много, но господствующих из них два, первый говорит о различности этих течений в искусстве, большим приверженцем и изобретателем его был Ж. Мореас, второй — о невозможности их разделения или отсутствия необходимости в таковой.
К. Бальмонт в статье «Элементарные слова о символической поэзии» говорит о триединстве декаданса, символизма и импрессионизма, называя их «психологической лирикой», которая меняется «в составных частях, но всегда единая в своей сущности. На самом деле, три эти течения то идут параллельно, то расходятся, то сливаются в один поток, но, во всяком случае, они стремятся в одном направлении, и между ними нет того различия, какое существует между водами реки и водами океана». Он характеризует декадента как утонченного художника, «гибнущего в силу своей утонченности», существующего на смене двух периодов «одного законченного, другого ещё не народившегося». Потому декаденты развенчивают все старое, отжившее, ищут новых форм, новых смыслов, но не могут их найти, так как взросли на старой почве.
Ф. Сологуб называет декадентство методом для различения символа, художественной формой для символистского содержания, «мировоззрения»: «декадентство есть наилучшее, быть может единственное, орудие сознательного символизма».
Русские символисты второй волны (младосимволисты) определяли разницу между декадансом и символизмом мировоззренчески: декадентство субъективно, а символизм преодолевает индивидуалистическую отъединенность эстетства сверхличной правдой соборности. Андрей Белый в книге «Начало» описывает это так: «символисты» — это те, кто, разлагаясь в условиях старой культуры вместе со всею культурою, силится преодолеть в себе свой упадок, его осознав, и, выходя из него, обновляются; в «декаденте» его упадок есть конечное разложение; в «символисте» декадентизм — только стадия; так что мы полагали: есть декаденты, есть «декаденты и символисты» (то есть в ком упадок борется с возрождением), есть «символисты», но не «декаденты»; и такими мы волили сделать себя».
По мнению Б. Михайловского (Литературная энциклопедия 1929—1939), «символизм» как термин шире термина «декадентство», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).
Однако, Михалковскому противоречит Ф. П. Шиллер («История западно-европейской литературы нового времени»): «Менялись и сами названия группировок и направлений: начиная с романа „Наоборот“ (1884) Гюисманса, наиболее популярным из них было „декадент“ (под этим же заглавием выходил журнал), затем позже большим распространением пользовалось название „символист“. И тут разница не только в одних названиях. Если, например, все символисты были декадентами, то нельзя сказать, что все декаденты „конца века“ были и символистами в узком значении этого слова. Декадентство — более широкое понятие, чем символизм (если отвлечься от небольшой группы поэтов, объединявшихся вокруг журнала „Декадент“)».
То, что называют «стилем декаданса», писал Готье, «есть не что иное, как искусство, пришедшее к такой степени крайней зрелости, которую вызывают своим косым солнцем стареющие цивилизации». Омри Ронен вообще выводит декаданс за рамки течения в искусстве и даже самого искусства: «декаданс нашёл художественное воплощение своей тематике в разных стилях: в символизме, в поэтике парнасцев, в позднем романтизме — „викторианском“ в Англии, „бидермайере“ в Средней Европе, и в позднем реализме — натурализме. Декаданс, таким образом, являлся не стилем и даже не литературным течением, а настроением и темой, которые в равной мере окрашивали и искусство, и научную, философскую, религиозную и общественную мысль своего времени».
Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь). «Вырождение» стало модным словечком эпохи. Врач Нордау ополчился против него по гигиеническим соображениям. Зато пациент Ницше отметил, что не только «пресловутая борьба за существование», но и появление вырождающихся, слабых, а потому более утонченных и восприимчивых натур способствует облагорожению человека и всякому движению вперёд («Человеческое, слишком человеческое»).
История
В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По.
Идея декаданса восходит к XVIII веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Низара — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декадентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.
Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом.
Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.
Идеи декадентства
Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, имморализм, отход от общественности, taedium vitae (лат. «отвращение к жизни» ) и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи [источник не указан 459 дней] и др.
Авторы-декаденты
Наиболее яркими представителями декадентства в западной культуре являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.
Декадентское движение сегодня
ДЕКАДАНС
Смотреть что такое «ДЕКАДАНС» в других словарях:
декаданс — а, м. décadence f. <лат. decadentia упадок. 1. Упадок, культурный регресс. Уш. 1934. А есть мнение, что в истинно гениальных натурах (не талантливых, а гениальных ) никакого упадка (décadence) быть не может. 1852. А. Серов Ст. о муз. 1 217.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Декаданс — Декаданс ♦ Décadence Начало конца и противоположность прогрессу. Декаданс – это медленная и кажущаяся необратимой эволюция к худшему или к ничто. Обычно декаданс создает вокруг себя атмосферу пессимизма и тоски, которую искусный художник… … Философский словарь Спонвиля
декаданс — см. упадок Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. декаданс сущ., кол во синонимов: 5 • … Словарь синонимов
ДЕКАДАНС — (от лат. decadentia упадок) англ. decadence; нем. Dekadenz. Процесс соц. упадка, при к ром институты утрачивают функцию соц. контроля и общество теряет свою целостность. Сопровождается распространением гедонизма, сексуального индивидуализма.… … Энциклопедия социологии
Декаданс — Декадентство (от позднелатинского decadentia упадок) общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2 й половины XIX начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и… … Википедия
Декаданс — (от лат. decadentia упадок) состояние упадка, увядания, в котором пребывает конкретный, локальный социокультурный мир взакатную фазу своего существования, когда угасает его внутренний нравствен ; ный пафос, медленно сходит на нет творческий… … Эстетика. Энциклопедический словарь
Декаданс — (лат. decadentia упадок) общее название кризисных явлений в искусстве 19 20 вв. в Западной Европе, отмеченных индивидуалистическим пессимизмом, неприятием подлинных ценностей жизни, эстетизацией смерти (в нацистской Германии, например, эсесовцы… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Декаданс — I м. Упадок, регресс. II м. Антиреалистическое направление в литературе и искусстве конца XIX начала XX в., характеризующееся упадочничеством, формализмом, индивидуализмом; декадентство. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Декаданс — I м. Упадок, регресс. II м. Антиреалистическое направление в литературе и искусстве конца XIX начала XX в., характеризующееся упадочничеством, формализмом, индивидуализмом; декадентство. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Декаданс: что это такое
Что представляет собой декаданс?
«Декаданс» — слово французского происхождения. Обозначает упадок, распад, разложение укладов общества. Как понятие было введено в обиход историками Франции в XIX веке.
История образования
Изначально этим понятием обозначались события, происходившие в Римской империи в период II-IV веков. На фоне упадка экономики, формирования противоречий в социуме, снижения уровня нравственности и политических противоречий активно развиваются и процветают направления культуры и искусства.
Краткое определение термина
Писатели, философы, художники и музыканты тех времен продвигают в массы оккультизм, мистику. За счет неудовлетворенности текущим положением в произведениях происходит идеализация старины, придание ей романтического оттенка. Даже стиль разговора в обществе возвращается к стилю старых времен.
Ярким примером произведений того времени становится «Золотой осел» Апулея. В произведении описаны приключения представителя знати на фоне колдовства, иронических реплик и безнравственного эротизма. Все это показывает, насколько хуже стали моральные принципы общества.
За счет того, что в творчестве появляется примесь мистического, можно смело отметить, что общество постаралось отрешиться от обыденности, политики и экономических проблем. В произведениях присутствует некая сила, которая исполняет желания человека, потворствует его низменным порывам.
Позже, в конце XIX века, подобные настроения поразили мастеров и философов Европы. Произошел новый упадок в общественных проявлениях, изменились политические веяния. В рядах творческого бомонда поселились апатия, чувствительность и болезненное восприятие происходящего.
В произведениях появились сюжеты о смерти, вечной любви и красоте окружающего мира. Образы героев эпатажны: нескрываемый эротизм и чувственность, мистический взгляд на вещи, вера в символику.
Определение термина простыми словами
К концу XIX века общество развивалось быстрыми темпами, в сознании людей появилось много информации, которую можно было применить на практике. Поэтому декаданс принял форму запутанных и завуалированных проявлений. Его уже нельзя назвать направлением искусства в полной мере — это настроение времени.
Проявление декаданса в искусстве
Небольшое видео на нашу тему:
В современности
В наше время декаданс продолжают почитать и освещать для общества. В начале столетия в Санкт-Петербурге прозаик Маруся Климова и художник Тимур Новиков провели фестиваль искусств «Темные ночи» в стиле декаданса.
Позже эту идею подхватили журналист Владимир Преображенский и группа «Бостонское чаепитие» и провели новый московский фестиваль.
Современный декаданс стремится к тому, чтобы стать отдельным направлением, «Куртуазным декадансом». Он представляет собой сообщество дизайнеров, музыкантов, танцоров, художников, погруженных в атмосферу эзотерики, мистицизма, изящества, аристократизма. Фактически, это интерпретация ‹декаданса› в стиле арт-хаус.