Что обозначает слово фюзис
Так что же такое ипостась, усия и фюзис?
Отвечая на вопрос о том, что значат богословские термины «ипостась», «усия» и «фюзис» следует, прежде всего обратится к трудам Аристотеля, а именно к тому труду, в котором он дает определение «первой сущности» и «второй сущности».
Согласно Аристотелю, конкретно-существующими являются не только конкретные, отдельные, единичные животные данного последнего вида, но и сам соответсвующий последний вид; что же касается более общих видов и родов, то Аристотель считал их существующими лишь абстрактно.
Конктретно-существующего отдельного единичного представителя последнего вида Аристотель называл «первой сущностью»; сам же конкретно-существующий последний вид, понимаемый как нечто конкретно-существующее общее, делающее обладателя этим общим представителем именно данного «последнего вида», Аристотель называл «второй сущностью».
как ясно, в обоих наших определениях предмет, вещь есть нечто такое, что обладает второй сущностью; следовательно, нечто хаотично и беспорядочно построенное и соединенное между собой, в чем нельзя усмотреть вторую сущность, не есть собственно предмет, вещь в упомянутом выше смысле, хотя, конечно, такой объект можно назвать «предметом» в смысле «предмета рассмотрения».
Теперь перейдем от Аристотеля и аристотелевских терминов «первая сущность», «вторая сущность», «фюзис» («природа») и «усия» («сущность») к христианским богословским терминам «ипостась», «усия» («сущность») и «фюзис» («природа»).
Сперва отметим, что Аристотель использовал термин усия» («сущность») в нескольких значениях и, соответсвенно давал несколько определений тому, что это такое; подобно, Аристотель и термин «фюзис» («природа») использовал в нескольких значениях.
Итак, применительно к Богу, к Троице, говоря, что такое ипостась, мы можем повторить то же, что подразумевается в учении Аристотеля о превой сущности:
божественная ипостась есть нечто целостное конкретно-сущее, нечто единичное, нечто относительно отдельное и относительно обособленное от других божественных ипостасей, обладающих той же самой божественной усией (фюзисом) и нечто обособленное и отдельное от ипостасей, обладающими иными, небожественными усиями (фюзисами); это, божественная ипостась, есть нечто, что обладает божественную усию (фюзис), что включает в себя эту божественную усию (сущность), которая (божественная усия (фюзис)), мыслится как нечто конкретно-сущее, что, в силу обладания им, сообщает ипостаси божественное достоинство.
Применительно же к прочим, небожественным ипостасям,мы можем сказать следующее, нечто подобное сказанному вывше, но немного подправленное:
небожественная ипостась есть нечто целостное конкретно-сущее, нечто единичное, нечто отдельное и обособленное как от ипостасей, обладающих божественной усией (фюзисом), так и ипостасей, обладающих прочими, небожественными усиями (фюзисами); это, небожественная ипостась, есть нечто, что обладает определенной небожественной усией (фюзисом), которая, мыслится лишь как нечто абстрактно-сущее; при этом конкретно-сущее, соответствующее данному абстрактно-сущему, данной усии (фюзису), наделяет данную ипостась тем, что необходимо данной ипостаси для того, чтобы в ней можно было созерцать данную абстрактно-существующую усию (фюзис).