Что обозначает слово хаврошечка
Крошечка-хаврошечка
Смотреть что такое «Крошечка-хаврошечка» в других словарях:
Крошечка-хаврошечка — Кр ошечка хавр ошечка (сказочный персонаж) … Русский орфографический словарь
крошечка — и; мн. род. чек, дат. чкам; м. и ж.; уменьш. ласк. см. тж. крошечку к крошка I 2), 3), 4) и крошка II Крошечка Хаврошечка (персонаж русской народной сказки) … Словарь многих выражений
Бурёнушка — Тип мультфильма кукольный Жанр сказка Режиссёр Валерий Фомин Автор сценария … Википедия
Художественные произведения и современная культура в работах Пелевина — Содержание 1 Список по книгам 1.1 Чапаев и Пустота 1.2 Generation П 1.3 Шлем ужаса … Википедия
Гора самоцветов — Логотип сериала «Гора самоцветов» мультипликационный сериал по мотивам сказок разных народов. Он состоит из 54 серий продолжительностью по 13 минут каждая (таким образом общая продолжительность сериала составляет более 11 часов). Серии… … Википедия
КОРОВА — Домашнее животное, один из видов крупного рогатого скота, самка быка. В древнерусском языке крупный рогатый скот назывался говядо. Слово корова появилось в русском и других родственных языках значительно позднее и происходит от латинского cornu… … Лингвострановедческий словарь
Русские сказки — В Викитеке есть тексты по теме … Википедия
Золотой орёл — У этого термина существуют и другие значения, см. Орёл. «Золотой орёл» национальная кинонаграда России. Учреждена «Национальной Академией кинематографических искусств и наук России» (президент Академии В. Н. Наумов). Отбор… … Википедия
Золотой Орёл (премия) — «Золотой орёл» национальная кинонаграда России. Учреждена «Национальной Академией кинематографических искусств и наук России» (президент Академии В. Н. Наумов). Отбор по номинациям осуществляет «Экспертный совет». Премия присуждается по итогам… … Википедия
Жихарка (мультфильм, 2006) — У этого термина существуют и другие значения, см. Жихарка. Жихарка Тип мультфильма рисованный, перекладки Режиссёр Олег Ужинов … Википедия
sherp96
В поисках Истины!
Ведический смысл сказки «Крошечка-Хаврошечка»
В чистом виде древний ведический сакральный комплекс сохранился в широко распространенной русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка».
Осталась девочка сиротой, но у нее была любимая корова.
Это её мать (или праматерь) как бы перевоплотившаяся в корову, охранявшую свою дочь (Крошечку-Хаврошечку) и помогавшую ей прясть и ткать; корова затем трансформируется в дерево (яблоню) с волшебными плодами.
Этот ряд хорошо известен еще в ведической традиции: Ддити (несвязанность, изначальность, мать богов) – одновременно и рожающая женщина, и космическая корова, и «дерево с прекрасными листьями».
И когда девочке что-то надо было, она в левое ушко коровы влезала, в правое вылезала и получало то, что ей было необходимо. Казалось бы – такая большая девочка лазить по коровьим ушам не может.
А вот эта коровка – Небесная корова Зимун или Малая Медведица, как ее еще называют – прямоугольничек и есть коровье ушко.
Но в сказке же не будут писать: Вот девочка прошла врата Междумирья, направленное на вот это коровье ушко, и получала всё, что ей нужно было. И заметьте, она всё просила у своей мамы. Мама – это как образ коровы Зимун, прародина Предков, и там же еще Ингард недалеко.
А девочка через ушко проходила к Даждьбогу Солнца, к Земле Ингард, у Предков общалась, а выходила совершенно сквозь другое ушко, по движению звезд, в другом месте, и пробиралась опять домой. То есть она постоянно общалась со своими Предками. При входе использовался один чертог Сварожьего круга, а после посещения из другого чертога она спускалась на Мидгард через другой чертог.
А у ее мачехи было три дочери: одноглазка, двуглазка и триглазка, которых она отправила шпионить за девочкой.
В сказке о Крошечке-Хаврошечке мы вновь встречаемся со знакомым по «Сказке о Царе Салтане» и русским народным заговорам комплексом – матерью и тремя ее дочерями. В данном случае это – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка.
В русской народной сказке Одноглазка – старшая из 3-х сестер и, судя по сохранившейся до наших дней сакральной свадебной севернорусской орнаментике (браные праставки к свадебным полотенцам и рубахам XIX – начала XX века), связана с брачными отношениями, воспроизводством потомства, т.е. выполняет функции Венеры.
Об этом свидетельствует то обстоятельство, что на праставках, как правило, изображаются стилизованные чередующиеся мужские и женские фигуры, между которыми помещены маленькие фигурки детей. Мужчины изображаются с характерными признаками пола и двумя глазами, а женщины – одноглазы. Интересно, что в вышивке, ткачестве и народной игрушке горных таджиков женские персонажи тоже одноглазы, а мужские – с двумя глазами.
Общеизвестно, что в русской народной традиции все, что связано с «тем светом», т.е. прошедшим, как правило, хромо, криво, косо.
Имеет смысл вспомнить, что старшая из Мойр древнегреческой мифологии (Лахезис или Афродита, которая, кстати, была женой хромого бога-кузнеца Гефеста) пела о прошедшем, средняя – о настоящем (и, вероятно, была, как обычные люди, Двуглаза), а младшая – о будущем.
Треглазка русской народной сказки обладала именно такой способностью видеть то, что недоступно всем остальным. И здесь мы вновь находим прямые аналогии в ведической мифологии, в которой зафиксировано представление о третьем глазе как символе прозорливости, провидения будущего.
И девочка, прежде чем уйти, пела- убаюкивала: Спи глазок. Первая сестра заснула. Мачеха отправила вторую дочь следить за девочкой. Девочка опять: Спи глазок, спи другой. Заснула и эта сестра. И только третьей удалось подсмотреть за девочкой, потому что та спела ей: Спи глазок, спи другой, а третий глаз, что между бровями, энергозрение, не учла. В итоге корову зарезали, но девочка не ела мяса, а собрала все косточки, закопала их, и выросла в одном варианте сказки – яблонька, в другом – березка.
А березка это тоже образ родовой: рождалась девочка – садили березку, мальчик рождался – садили дубок. И дети, играя росли между деревьев, и от этих деревьев получали силу. Поэтому, допустим, если сын в военном походе был ранен, родители по состоянию дерева – оно сохло, видели, что с сыном беда. И родители начинали ухаживать за этим деревом, подкармливать его, лечить, и в результате и дерево расцветало, и сын – поправлялся. Так же и с березкой дочери поступали.
Крошечка-Хаврошечка: образы, смыслы и подтексты
Образ неправильной семьи
Все беды Крошечки-Хаврошечки берут начало в неправильно устроенной семье. Вместо любви и заботы о ближнем, здесь властвуют искажённые понятия об этих добродетелях. Такие люди охарактеризованы как небоящиеся Бога.
…есть и такие (люди – прим. ред.), которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка
Какие люди не боятся Бога? Наверное, те люди, которые потеряли с ним связь и имеют только земные житейские попечения, прежде всего, о самих себе. Недаром в сказке по отношению к семье Хаврошечки употреблено уничижительное, не персонифицированное словосочетание «эти люди», да и само слово «семья» в сказке не употребляется.
Почему же они «не боятся Бога»? Мачеха приютила сироту – Хаврошечку, но не из-за любви к ближнему, а для корыстных интересов, используя труд Хаврошечки на своё благо. Наверное, такие люди морально себя оправдывают тем, что раз они взяли попечение о сироте, то могут распоряжаться её судьбою по своему усмотрению т. к. та им «непомерно должна» за оказанную милость. «Эти люди» лишили сироту не только воли (внешней), но и любви, о чем можно сделать вывод по фразе: «слова доброго никогда не слыхала».
Признаков неправильной семьи в сказке хватает. В прежнюю очередь – это образ отца, который занимает подчиненное положение и во всем слушается супругу. Он хоть и не хотел резать корову-кормилицу, но испугался жены, показав кто на самом деле глава этого печального семейства. Малодушие главы семьи не раз изобличалось в русских сказках. Вспомните, это и «Морозко» (Поучительно-нравственные смыслы в сказке «Морозко»), и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и многие другие.
В чём проявляется неправильное устроение семьи?
Во-первых, в том, как воспитываются дети. У мачехи было три родные дочки, которые слыли ленивицами и сплетницами. Мачеха лично заставляет их подслушивать и следить за Хаврошечкой. Видимо она не испытывает угрызений совести по этому поводу. Дочек не возмущает повеление матери о слежке за Хаврошечкой. Мачеха не только губит свою совесть, переступая нравственные понятия о достоинстве, но и аморально поступает по отношению к своим дочкам, прививая им такую же мораль. Еще раз подтверждается известная поговорка: яблоко от яблони недалеко падает. А в Евангелие от Матфея об этом сказано так:
И не зря Хаврошечка является сиротинушкой, что не отождествляет её с этой неправильной семьей, подчеркивается её внешность ко злу, живущем в семье.
Во-вторых, в том, какое положение в семье занимает глава семейства. Муж был полностью подконтролен злой мачехе, он исполнял все что та велит. В итоге, не желая конфликта с женою, он поступает вопреки интересам семьи и режет корову – кормилицу, ради угоды и страхом перед супругой.
Почему так все происходит? Да потому что «Бога не боятся».
Почему у дочерей столько глаз
У дочерей злой матери было разное количество глаз – от одного до трех. Если с двумя старшими дочерями Хаврошечка справляется, то с «трехглазкой» не смогла. Здесь речь идет не о торжестве зла, как явления неистребимого, но о том что оно всегда неусыпно. Можно это воспринять как посыл к жизни, о том, что зло всегда сопровождает человека, но относится к нему нужно без отчаяния или сочетания с ним. Клеветники, зложелатели, сплетники всегда будут сопровождать человека, но не стоит издерживать свою жизнь чтобы всем угодить или предотвратить все плохие обстоятельства – это невозможно. Какому принципу учит сказка? Можно углядеть следующий принцип: делай что должен, и будь что будет.
Хаврошечка – образ веры надежды и любви
Несмотря на всё то, что претерпевает Хаврошечка в семье, она не отвечает злом, а со смирением выполняет всю тяжелую работу, которую ей поручают. Безусловно, в ней живет любовь к ближнему. Со всеми тяготами и невзгодами она делится с коровой, которую называет матушкой. Когда работа становится непосильной, та помогает ей через чудо (в одно ухо влезь, в другое вылези и все исполнится).
После того, как младшая сестра – «трехглазка» узнала о том, что корова помогает Хаврошечке, мать повелела зарезать помощницу падчерицы.
После гибели коровы, Хаврошечка выполнила всё то, что та ей наказала: мяса не ела, а косточки захоронила и поливала. Почему наказала не есть мяса? Что бы та не разделила зло, сотворенное «этими людьми». Заметим, что к убийству коровы причастны все члены семьи: матерь – руководила, сестры – следили за Хаврошечкой, отец – зарезал корову. Хаврошечка голодала, но к мясу не прикоснулась, точно выполнив наказание. Корова-матушка ничего не сказала для чего она дает такие поручения и ничего не обещала, то есть Хаврошечка выполнила ее наказы без какой-то будущей выгоды, а лишь веря в то, что она делает (делай что должен, и будь что будет).
Аллюзии на христианство
Очень интересные символы можно увидеть в образах и персонажах сказки. Корова в сказке именуется корова-матушка. Часто в Православии Церковь называют матерью (вспомните известную поговорку: кому Бог Отец, тому Церковь – мать). Хаврошечка бежит к коровушке за утешением, а та не только приносит ей утешение, но и совершает чудо. Не за утешением ли многие из нас идут в Храм? Не чудо ли часто происходит после наших молитв?
В дальнейшем корова-матушка погибает, но из её косточек вырастает дерево, что может символизировать Воскресение и жертву Христову. Причем это дерево является живым, но не для всех: «Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились». Сестрам же яблони с дерева, как символ райских плодов, оказались недоступны, что в целом является олицетворением недоступности Небесных благ для людей нечестивых.
Может быть, на примере Хаврошечки и для нас здесь метафорично зашифрован такой посыл, что Христос жив для тех, кто в него верит и ему верен.
Таким образом, в сказке прослеживается аллюзия не только на взаимосвязь жертвы Христовой и Церкви, но и на торжество Воскресения в целом, что позволяет сказать нам что в данной сказке присутствуют архетипные черты пасхального произведения (пасхального типа).
Урок литературного чтения. Сказка «Хаврошечка» 3 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Литературное чтение, 3 класс.
Тема: Русская народная сказка «Хаврошечка».
1)продолжить знакомство с историческими корнями волшебной сказки и учить находить в сказке следы обрядов;
2)учить применять знания о сказках при знакомстве с новым сюжетом;
3) вызвать интерес к изучению сказок;
4) развивать фантазию, воображение;
5) формировать систему читательских умений.
Здоровьесберегающие компоненты урока :
-смена видов деятельности;
Коммуникативные (умение высказывать своё мнение, работа в паре, в группе, умение обсуждать)
Познавательные (поиск информации, извлечение информации)
Регулятивные (принятие цели, постановка учебных задач, самопроверка и самооценка, выполнение плана, самооценка, удержание цели).
Содержание учебного материала,
Содержание учебного материала, деятельность учащихся.
Тихо девочки за парты сели.
Тихо мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Будем отвечать активно,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Речевая разминка. На слайде.
Произнести фразы: «Дай мне игрушку!», «Не дам!», как гром, дождик и мышка.
2.Актуализация знаний о сказках.
— игра в парах «Четвёртый лишний»
— что объединяет все эти слова?
— какие виды сказок знаете?
-Чем они отличаются?
-Какие сказки мы читаем?
Учащиеся находят лишнее: братья, Царевна-лягушка.
— русские народные сказки.
— сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок (дети отвечают)
-Волшебная, бытовая, о животных.
3.Граница знания и незнания. Проблемная ситуация.
— С какой целью мы повторили материал по сказкам?
4. Целеполагание, тема урока.
— Правильно, мы сегодня изучаем русскую народную сказку стр.42.
-Давайте определим цель, которую мы ставим перед собой?
— Что означает слово Хаврошечка, как вы думаете? (*стр. 169) Попробуйте поработать с именем как бы еще называли человека с таким именем?(Пример: Лена, Елена,Ленуша, Леночка…)
— Подберите синонимы к слову хавронья.
искажен. имя, Февронья. | Свинья.
хрюшка, свинья, чушка, грязнуля
-А что хотели бы узнать вы из сказки с таким названием?
-Проанализировать произведение с точки зрения магии чисел, слов должны быть волшебные предметы, троекратные повторы, борьба добра и зла, вознаграждение героя.
Производные: Февро́ньюшка; Февро́ня; Фе́ва; Фе́ша; Хавро́нья; Хавро́ха; Хавро́ша; Хо́вря (Хо́вра); Хо́ря.
5. Постановка учебной задачи.
Назовите дальнейший план действий. Что мы сейчас будем с вами делать?
Читать, отвечать на вопросы. Проанализируем сказку и докажем, что она волшебная.
6. Открытие новых знаний.
Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Раскрутись скорее,
К кому нитка привела?
Сказку слушать нам пора!
Сейчас вы прослушаете сказку. Будьте внимательны и запоминайте: Отмечайте непонятные слова.
восприятие текста, проверка первичного восприятия текста.
Разбор сложных слов после прочитанного.
А сейчас поработаем в парах сменного состава и начнем анализировать сказку.
Затем продолжение анализа сказки на местах
Еще несколько вопросов возникло ребята.
— Какая эта сказка по виду? Докажите.
Хаврошечка выполняла обычную домашнюю работу или перед ней ставят трудные задачи?
( Как выполняла трудную работу Царевна – лягушка? В чём разница?)
Вы уже обратили внимание, какого цвета корова и как к ней обращается героиня сказки. Это случайные детали?
— Почему корову называет Хаврошечка «коровой матушкой»?
С какими древними представлениями связано то, что необходимо влезть в одно ухо и вылезти из другого? ( если затруднения стр.170*)
— От чего засыпают обе сестры?
— Почему из косточек коровы вырастает дерево?
— Случайно ли это яблонька, да еще такая необычная? Зачитайте.
-Понравилась вам сказка?
( Чтение подготовленными учениками ).
Разбирают непонятные слова.
Работают в парах сменного состава над вопросами.
Магия волшебного слова.
8.Применение способа действия.
В парах поработайте над вторым вопросом на стр.47.
Какой урок может дать нам эта сказка?
-Как вы думаете, что сегодня на уроке было для вас главным, интересным?
-Достигли поставленной цели?
-Кому хотели бы сказать спасибо?
У вас на столе лежат наливные яблочки, зеленые листочки и розовые цветочки. Если у вас настроение хорошее и все получилось на уроке поднимите яблочки, были небольшие затруднения – цветочки, пока трудно делать выводы –покажите зеленые листики.
Рефлексируют свою работу на уроке.
Подготовить вопросы для викторины по волшебным сказкам.
Попробовать придумать свою волшебную сказку.
Стр.47 последние два вопроса.
Выбирают домашнее задание по силам.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-541780
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Крошечка-Хаврошечка — русская народная сказка
Крошечка-Хаврошечка — сказка о доброй девочке и волшебной коровушке. Нелегко жилось, Крошечке-Хаврошечке с мачехой и злыми сестрами. Но коровушка помогла девочке пройти через все трудности и обрести счастье…(А.Н. Афанасьев, т.1, записано в Курской губернии)
Крошечка-Хаврошечка читать
Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка.
Осталась она сиротой маленькой; взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, заморили; она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает.
А были у хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка; но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть.
А Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно — ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого!
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:
— Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать.
А коровушка ей в ответ:
— Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.
Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка — все готово: и наткано, и побелено, и покатано.
Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет принесет.
Дивится старуха, зовет Одноглазку:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:
— Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку. Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, матернино приказанье забыла и глазки смежила; а Хаврошечка баюкает;
— Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка все еще спала.
Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте еще больше работы дала. И Триглазка, как ее старшие сестры, попрыгала-попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поет:
— Спи, глазок, спи, другой! — а об третьем забыла. Два глаза заснули, а Третий глядит и все видит, все — как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала. Все, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
— Режь рябую корову! Старик так, сяк:
— Что ты, жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
Побежала Хаврошечка к коровушке:
— Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.
— А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.
Хаврошечка все сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая — боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — тот заглядывается.
Случилось раз — девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин — богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек:
— Девицы-красавицы! — говорит он. — Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались — ручки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать.