Что означает разобрать слово по составу 4 класс
Разбор слова по составу
Разобрать слово по составу − значит указать, из каких частей оно состоит. К значимым частям слова (морфемам) относятся:
Приставка − значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Лететь − вы лететь, пере лететь, при лететь, у лететь.
Основа − это часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение. Основа слова включает в себя корень, а также приставку(-и) и суффикс(-ы) (если они есть).
Если слово не изменяется, то у него нет окончания и всё слово составляет основу. Например, при разборе по составу неизменяемого существительного «пони» получаем: корень − пони, окончания нет, основа слова − пони.
Порядок разбора слова по составу
а) задать вопрос;
б) определить, что означает слово.
а) отделить часть слова перед корнем;
б) образовать другие слова с этой частью;
в) проверить, действительно ли этот отрезок — одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку — часть слова, стоящую перед корнем);
г) отделить значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначить приставку условным значком: -.
Образец устного разбора слова по составу
На придорожной 2 траве блестят росинки.
Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:
Как разобрать слово по составу
Существует чёткое правило, которое надо выполнять, чтобы сделать разбор слова по составу без ошибок. Для этого надо строго следовать порядку разбора, не пропуская ни одного шага, и помнить об указанных ниже особых и трудных случаях.
Алгоритм разбора слова по составу
Алгоритм разбора слова по составу — пошаговая последовательность. Она помогает правильно выполнить работу. Используемый приём сравнения развивает логическое мышление.
Обязательная поэтапность разбора любого слова по составу:
Особенности определения окончания на примере разных частей речи
Разбор по составу существительного
Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.
Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания. Всё слово — основа.
Имя прилагательное
Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.
Примеры
Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы
Парашютист — человек, спускающийся с парашютом
Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.
«Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.
Примеры разбора слов по составу
Разбор слова Настенный
Разбор слова Сползает
Разбор слова Запевает
Разбор слова Повторяла
Разбор слова Преподаватель
Разбор слова Вверху
Разбор слова Разноцветный
Изучение состава слова играет значительную роль при формировании орфографической зоркости.
Дети начинают понимать и запоминают: все части слова неизменны в написании и не зависят от произношения.
Трудные случаи при разборе слова по составу
Проводя анализ слов, школьники не всегда обращают внимание на лексическое значение разбираемого слова. Это часто приводит к ошибкам, особенно при выделении суффиксов.
В словах с такими суффиксами подбор однокоренных слов обязателен. (Мяч-ик — мяч, ключ-ик— ключ, рез-чик — резать, ящик, хрящ-ик — хрящ, камен-щик — камень; аист, лист; ушко, нес-ушк-а).
Непонимание разницы в значениях приводит к частым ошибкам при морфемном анализе глаголов в неопределённой форме.
в учебных пособиях разных авторов рассматриваются или как суффикс, или как окончание. В любом случае предшествующий гласный в эту часть слова не входит.
Умение разбирать последовательно слово по составу приобретается при постоянной работе по алгоритму. Нарушение последовательности или игнорирование приводит к ошибкам. Внимание к слову — основа успеха.
Как разбирать слова по составу
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
пришкольный
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
расцветают
3. основа — РАСЦВЕТА-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые с уффиксы имен существительных
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Суффиксы прилагательных
Суффиксы глаголов
Полезно помнить:
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый |
безобразный | жизнь | съеденный | белый |
донёс | пришкольный | водный | чёрный |
простота | домашний | цветик | ключи |
поворот | садик | свалка | рыба |
замёрз | сухая | куча | курица |
вышёл | дума | каменщик | смысл |
завёл | жаркий | рыбка | одежда |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание |
конь | лето | плакучий | мягкий |
подтянул | локоток | мясник | молодость |
вписать | проходить | зима | мяч |
прожить | водитель | книга | сады |
заяц | часы | кормовой | земляной |
срок | котёнок | мир | ножницы |
заря | школа | лесник | радость |
ссора | покрасить | низкий | лодка |
стул | сиреневый | погода | карандаш |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
«Русский язык» для «4» класса
Урок № 66 «Состав слова»
На уроке Вы вспомните:
Основные термины и понятия:
Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.
Всего в русском языке 4 морфемы.
Приставка, корень, суффикс и окончание.
Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к словообразовательному словарю.
Корень – это общая часть родственных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
Основная и дополнительная литература:
* Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 51 с.
* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
* Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.
Какие бывают морфемы?
Всего в русском языке 4 морфемы.
Приставка, корень, суффикс и окончание.
Корень – это общая часть родственных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
Посмотрим на слово
выделяем три морфемы.
Каждая морфема имеет значение:
Окончание –и указывает на множественное число имени существительного (ёжиков много, а не один).
Теперь мы знаем, почему морфему называют значимой частью слова.
А как же разобрать слово по составу?
Для начала определи, к какой части речи относится слово.
Затем найди окончание и обведи его рамочкой;
Найди приставку и обозначь ее значком
Найди суффикс и отметь его значком
Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к помощнику. К словообразовательному словарю.
Словообразовательный словарь – словарь, который показывает членение слов на составляющие их морфемы, словообразовательную структуру слова. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением.
Впишите подходящие слова к моделям.
Газета, пробежка, верхушка, шутка, обучение, база, бумага, переносица, глубина.
2. Часть слова без окончания
3. Общая часть родственных слов.
4. Часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Перепишите и разберите слова по составу.
Беготня, предгрозовой, дремота.
Может ли слово существовать без корня?
Спишите. Разберите по составу имена прилагательные. Рядом с ними напишите подходящие имена существительные.
Пример.
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
«Русский язык» для «4» класса
Урок № 66 «Состав слова»
На уроке Вы вспомните:
Основные термины и понятия:
Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.
Всего в русском языке 4 морфемы.
Приставка, корень, суффикс и окончание.
Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к словообразовательному словарю.
Корень – это общая часть родственных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
Основная и дополнительная литература:
* Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 51 с.
* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
* Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.
Какие бывают морфемы?
Всего в русском языке 4 морфемы.
Приставка, корень, суффикс и окончание.
Корень – это общая часть родственных слов.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
Посмотрим на слово
выделяем три морфемы.
Каждая морфема имеет значение:
Окончание –и указывает на множественное число имени существительного (ёжиков много, а не один).
Теперь мы знаем, почему морфему называют значимой частью слова.
А как же разобрать слово по составу?
Для начала определи, к какой части речи относится слово.
Затем найди окончание и обведи его рамочкой;
Найди приставку и обозначь ее значком
Найди суффикс и отметь его значком
Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к помощнику. К словообразовательному словарю.
Словообразовательный словарь – словарь, который показывает членение слов на составляющие их морфемы, словообразовательную структуру слова. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением.
Впишите подходящие слова к моделям.
Газета, пробежка, верхушка, шутка, обучение, база, бумага, переносица, глубина.
2. Часть слова без окончания
3. Общая часть родственных слов.
4. Часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.
5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Перепишите и разберите слова по составу.
Беготня, предгрозовой, дремота.
Может ли слово существовать без корня?
Спишите. Разберите по составу имена прилагательные. Рядом с ними напишите подходящие имена существительные.
Пример.