Что такое словоизменительная морфема
Глава 4. Морфемика
§1. Морфема
Морфема – это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.
Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).
Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.
Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.
§2. Виды словообразовательных морфем
К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.
Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.
Слова без корня в русском языке невозможны.
Слово не может состоять только из приставки.
Слово не может состоять только из суффикса.
§3. Виды формообразующих морфем
К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.
Окончание – это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:
гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.
сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.
Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол – нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал – нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).
В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:
Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.
Обсуждаем проблему толкования.
Формообразующие суффиксы или окончания?
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Виды морфем (классификация)
Морфема – элементарная двусторонняя единица языка.
Морфема — минимальной двусторонней единицей языка в которой :
1) за определенным экспонентом закреплено то или иное содержание и которая 2) неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством.
Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ как объединяющее для понятий корня, приставки, суффикса, окончания. Наряду с этими, как теперь говорят, сегментными морфемами Бодуэн рассматривает и нулевые морфемы, «лишенные, всякого произносительно-слухового состава» Позже в работах многих лингвистов разных стран понятие морфемы было значительно расширено и углублено и постепенно стало одним из центральных понятий в мировом языкознании. Теперь морфема рассматривается как универсальная языковая единица. Наряду с сегментными морфемами частями слов выделяются сегментные морфемы, функционирующие в качестве целого слова служебного (например, наши предлоги к, на, союзы и, но) или знаменательного (здесь, увы, метро, рагу). Есть языки, в которых подобные морфемы-слова являются количественно преобладающим типом. Выделены и другие разнообразные типы морфем, описываемых как «морфемы-операции»
3. Виды морфем. (Куликова 2017, ч.1)
Виды морфем (классификация)
По обязательности наличия в слове:
2. аффиксальные (аффиксы).
Корневые (корни), обязательные:
Аффиксальные (аффиксы), необязательные:
Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Не может самостоятельно образовывать слово (в русском языке) — только в сочетании с корнями. В отличие от некоторых корней (как, например, почтамт, стеклярус), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.
1. По положению относительно корня: (наибольшую распространённость в языках мира имеют первые два типа)
префиксы — перед корнем. Традиционное название в русском языке приставки. Отсутствуют в некоторых языках (напр., тюркские, финно-угорские) — все грамматические отношения выражаются постфиксами.
интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс);
инфиксы — аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многихавстронезийских языках (например, в тагальском: sumulat ‘писать’, ср. sulat ‘письмо’);
трансфиксы — аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных средисогласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском), Akbar — самый большой, Kabir — бой, Kibar — большие. В арабском языке всего три гласные фонемы.
конфиксы — комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge-lob-t — «хваленый»);
4. Понятие формы слова. Синтетические и аналитические образования. (Вендина 2017).
Различные способы выражения грамматического значения можно разделить на две группы:
1. Способы выражения грамматического значения, когда лексическое значение им грамматическое значения выражаются как бы слитно, в одном и том же слове, внутри слова. Образуют синтетические формы, например, читай, Lies!
2. Способы выражения грамматического значения, когда грамматическое значение выражается вне лексемы образуют формы аналитические. Это формы представляют собой сочетание знаменательного слова со служебным (предлогом, частицей, вспомогательные глаголы). Например, Давайте почитаем!
В русском языке к числу аналитических форм относится форма будущего времени от глаголов несовершенного вида: буду писать. Однако лексическое значение слова буду сохраняется в таком выражении как «Я буду учителем». Аналитическими являются те конструкции немецкого языка, где употребляются вспомогательные или модальные глаголы: Perfekt, Futurum, Passiv. Аналитической является форма выражения принадлежности с помощью предлога von: Die Bucher von meinen Freunden.
5. Что такое грамматическая категория? Как выявляются грамматические категории?
6. Грамматические категории в русском и английском и языках.
В английском грамматическая категория — объединение двух или более грамматических форм, противопоставленных или соотнесенных по грамматическому значению. Данное грамматическое значение закреплено за данным набором форм (парадигмой). Вне постоянных формальных показателей грамматической категории не существует. Грамматическая категория включает не менее двух противопоставленных форм, но возможно и большее их количество. Так, существует три формы времени — настоящее, прошедшее и будущее, четыре глагольных разряда — основной, длительный, перфектный и перфектно-длительный, но две формы числа существительных, два залога и т. д. Не существует категорий, имеющих только одну форму: не может быть одного артикля, одного залога и т. д. Противопоставление внутри категории необходимо, хотя не обязательно бинарно.
В русском есть категории двучленные, например, в современном русском языке число (единственное : множественное), глагольный вид (совершенный : несовершенный); трехчленные, например, лицо (первое : второе : третье); многочленные, например, в русском и многих других языках — падеж.
7. Что такое грамматическое значение? Чем оно отличается от лексического?
Грамматическое значение — значение, выражаемое словоизменительной морфемой
Грамматическое значение зависит от части речи, от набора его грамматических признаков. Грамматическое значение может выражаться с помощью:
— с помощью вспомогательных слов
— с помощью разных основ слова
— с помощью перемещения ударения
— с помощью чередования букв
8. Как выявляется то или иное грамматическое значение?
Внешним выразителем грамматического значения могут быть и синтаксические свойства слова или его связь с определенными грамматическими категориями. В таких случаях и порядок слов может быть внешним выразителем грамматического значения, поскольку благодаря тому или иному порядку слов слово осознается как та или иная часть речи.
9. Чем отличаются словоизменительные грамматические значения от классификационных?
Морфологические категории делятся на словоизменительные и классификационные.
Словоизменительная категория дифференцирует разные словоформы одного слова, образуя противопоставленные ряды форм, граммемы.
Классификационная категория характеризует своим частным значением все словоформы одной лексемы, и тем самым приписывает ей морфологический признак, объединяющий ее с частью лексем в определенный класс и в то же время отличающий от другой части лексем. Например, категория рода существительного делит все существительные, к которым она применима, на три класса: существительные мужского, женского и среднего рода. Аналогично категория вида делит глаголы на два класса: глаголы несовершенного и совершенного вида.
10. Назовите основные типы аффиксов и приведите примеры.
1. По положению относительно корня: (наибольшую распространённость в языках мира имеют первые два типа)
префиксы — перед корнем. Традиционное название в русском языке приставки. Отсутствуют в некоторых языках (напр., тюркские, финно-угорские) — все грамматические отношения выражаются постфиксами.
интерфиксы — служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах (например, лоб-о-тряс);
инфиксы — аффиксы, вставляемые в середину корня; служат для выражения нового грамматического значения; встречаются во многихавстронезийских языках (например, в тагальском: sumulat ‘писать’, ср. sulat ‘письмо’);
трансфиксы — аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных средисогласных, определяя грамматическое значение слова (встречаются в семитских языках, в частности, в арабском), Akbar — самый большой, Kabir — бой, Kibar — большие. В арабском языке всего три гласные фонемы.
конфиксы — комбинации префикса с постфиксом, которые всегда действуют совместно, окружая корень (как, например, в немецком слове ge-lob-t — «хваленый»);
циркумфиксы — аффиксы, морфемы, которые ставятся и в начале, и в конце корня.
«обычные» аффиксы — передают грамматическое и лексическое значение.
флексии — передают реляционное (указывающее на связь с другими членами предложения) значение. Являются словоизменяющими аффиксами. В русском языке обычно называются — окончания (так как являются исключительно постфиксами), однако в языках банту и некоторых других языках являются исключительно префиксами, а в некоторых могут быть как префиксами, так и постфиксами.
11. В каких случаях можно говорить об ударении как о грамматическом средстве?
Ударение может быть выразительным средством в грамматике, когда оно изменчиво. И значит тоновое ударение всегда может быть грамматическим способом, вследствие своей политоничности.
Монотоничное ударение можно использовать в качестве грамматического способа лишь в случае его подвижности. В языках с фиксированным ударением очень редко можно встретить
В русском языке ударение может различать:
1) разные слова во всех их формах;
2) разные слова в некоторых формах;
3) разные формы одного и того же слова.
Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом – морфемы. Они образуют морфемный состав слова. Каждая морфема в слове имеет свое значение. Все морфемы делятся на две группы: корневые (корень) и служебные (суффикс, приставка, окончание). Служебные служат для образования и изменения слова. Словообразовательные – приставка и суффикс, словоизменительные – окончания.
Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица: дом – дома, красивый – красивые; красный – красное – красная; стол – стола – столу – столом –на столе; решаю – решаешь – решает. Окончание может быть нулевым. Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой (лесÿ, мышьÿ, жилÿ).
Часть слова без окончания называется основой. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Отделяя окончание, мы одновременно отделяем основу:песня, каменистый, сравниваем. Основа слова может быть равна корню: вода, лесÿ, синий. Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы. У неизменяемых слов основу составляет все слово: снова, везде. Неизменяемые слова не имеют окончаний.
Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными: мир, мирный, примирить, перемирие, миролюбивый. Родственные (однокоренные) слова составляют гнездо. Чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в словах беда, бедный, бедность, обеднеть, бедненький корень -бед- ; в словах искатель, искать, поиск, искание – корень –иск-. Найти корень слова – значит выделить в слове самое главное, понять его смысл, проверить и запомнить написание корней целой группы слов, составляющих гнездо. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению корни: гора – гористый – горный –корень –гор-;угореть – загорать – перегорать – нагорать – корень –гор-, но это корни, разные по значению. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Приставки образуют слова с новым значением. Например: приставкив- и вы- в глаголах вбежать и выбежать, вползти – выползти, ввести – вывести указывают на направление движения. В слове могут быть не одна, а две и более приставки:выход – безвыходное (положение).
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов. Например, суффиксы –чик(летчик, водопроводчик), -щик(фонарщик),
-ик(академик, трагик),-ин(грузин, осетин), -ист (машинист), -ец (кавказец) образуют названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства. Суффиксы могут служить для образования форм слов, например: знамя (Им.п.) – знамени (Р.п.), веселый – веселее (сравн.степень), почитать (сов.вид) – почитывать (несов.вид).
Суффиксы служат для образования некоторых глагольных форм слов: думать, видеть, слышать(в этих словах суффикс–ть образует неопределенную форму глагола), жил, считал, рассчитывал (в этих словах суффикс –л- служит для образования формы глагола прошедшего времени). Формообразовательные суффиксы в основу глагола не входят.
Билет №7.
Основные способы образования слов в русском языке.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, которые для нового слова являются исходными. Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложением, переходом одной части речи в другую.
Приставочный способ. При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные (заголовок – подзаголовок, удача – неудача), прилагательные (важный – преважный, веселый – развеселый, полезный – бесполезный), местоимения (что – нечто, сколько – несколько, нисколько), наречия (ныне – доныне, всюду – повсюду, весело – невесело).
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи. Этот способ является основным для образования существительных, прилагательных, наречий. Основа слова при образовании иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы (заготовить – заготовка), изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков (внук – внучок).
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса: закон – узаконить, грызть – огрызок, река – заречный. Наиболее часто образуются этим способом существительные (нахлебник, подснежник), наречия (по-братски, по-старому), глаголы (приземлить).
Сложение. Виды сложения:
1. Сложение слов (школа-интернат, диван-кровать).
2. Сложение основ с помощью соединительной гласной (лесостепь, пешеход).
3. Сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, полдыни). После пол- в сложных словах ставится дефис в следующих случаях: перед всеми прописными буквами (пол-Москвы), перед гласными буквами (пол-яблока), перед согласной –л- (пол-лимона). В остальных случаях слова с пол- пишутся слитно: полдыни, полгруши. Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся слитно (полуденное солнце).
4. Сложение начальных букв слов (МГУ, вуз). Слова, образованные этим способом, называются сложносокращенными. В сложносокращенных словах между буквами точка не ставится: МГУ, ЭВМ, ПТУ, АЭС.
5. Образование слов из словосочетаний: из подчинительных (железная дорога – железнодорожный вокзал), из сочинительных (научный и технический – научно-технический прогресс). Слова, образованные этим способом, называются сложными. Сложное слово, образованное из подчинительного словосочетания, пишется слитно (древнерусский язык – Древняя Русь). Сложное слово, образованное из сочинительного словосочетания, пишется через дефис (немецко-русский словарь – немецкий и русский).
Слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. Так образуются существительные из прилагательных: учительская ручка – зайти в учительскую; наречия из существительных или словосочетаний: из дали – издали, на бок – набок, тот час – тотчас.
Билет №8.
Именные части речи, их общие и отличительные признаки.
К именным частям речи относятся имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное. Их общими признаками является то, что все эти части речи обозначают или предмет (существительное), или признак предмета (прилагательное), или количество предметов при счете (числительное), или их порядок при счете (числительное), или указывают на предмет, признак количество, но не называют их (местоимение). Также у всех именных частей речи начальной формой является форма именительного падежа единственного числа (например, стол, добрый, пять, второй, я, мой). Каждая из названных частей речи в предложении может быть сказуемым, то есть главным членом предложения, а за исключением прилагательного все другие части речи могут быть и подлежащим. Приведем примеры. Книга делает человека хозяином вселенной. Четыре делится на два без остатка. Никто не хотел быть последним. Мой брат – студент. Пятью пять – двадцать пять. Красив зимний лес. Я не он, не надо меня обижать. Кроме того, все названные части речи при определенных условиях могут выполнять в предложении роль определения. Лестница на чердак была крутая. Новую школу построили в поселке. Первый раз в первый класс! Твой портфель самый большой. Все вышеперечисленные части речи изменяются по падежам, то есть склоняются, и изменяются по числам.
Отличительными признаками этих частей речи являются их морфологические признаки.
У существительных постоянные признаки – это собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные – падеж, число.
Постоянные признаки прилагательных – разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное); непостоянные – сравнительная и превосходная степень сравнения (у качественных), полное или краткое (у качественных), падеж, число, род (в ед.числе).
Имя числительное имеет следующие постоянные признаки – простое или составное, количественное или порядковое, обозначает целое, дробное число или имеет собирательное значение (у количественных). Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Постоянные признаки местоимения – разряды по значению (личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные). Лицо (у личных). Непостоянные признаки – падеж (не все местоимения), число (не все местоимения), род (если есть).
Отличаются именные части речи и ролью в предложении (синтаксической ролью).
Существительное чаще всего в предложении бывает подлежащим, дополнением, несогласованным определением, обстоятельством, иногда именной частью составного именного сказуемого, приложением.
Синтаксическая роль прилагательного – определение, именная часть составного именного сказуемого.
Количественные числительные в предложении могут быть любым членом предложения, порядковые – определением, именной частью составного именного сказуемого.
Местоимения бывают подлежащим, определением, дополнением, обстоятельством.
Билет №9.
Глагол как часть речи.
Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал?
Общее грамматическое значение глагола – это действие.
Морфологические признаки глагола – изменения по наклонениям, временам, лицам, числам и родам.
Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения. Например, в предложении Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет глаголы гуляет, подгоняет являются сказуемыми и согласуются с подлежащим ветер в ед.ч.
Каждый глагол имеет свою начальную форму (инфинитив). Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы что делать? Или что сделать? Например, учить, писать (что делать?), выучить, написать (что сделать?).
Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), называются возвратными: одеваться – одеваюсь. В инфинитиве пишется –ться (вопрос что делать? Или что сделать?): улыбаться, смеяться. В 3 лице глагола пишется –тся (вопросы что делает? Или что сделает?): улыбается, смеется.
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Вид определяется по вопросам. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (говорить, говорил), а совершенного вида – на вопрос что сделать? (сказать, сказал).
Глагол имеет три наклонения: изъявительное, условное и повелительное: Ученики решили эту задачу (изъяв.). С помощью учителя ученики решили бы эту задачу (усл.). Ребята, решите эту задачу! (повел.). Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам, числам и родам.
Глагол имеет три формы времени, которые показывают, когда происходит действие: в прошлом, настоящем или будущем (решали, решают, будут решать).
1. частица не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без не не употребляются: не читал, но ненавидеть.
2. Перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что перед –ть в инфинитиве: видеть – видел.
3. Во 2 лице ед.ч. после ш пишется ь, который сохраняется перед –ся: учишь – учишься.
4. Частица бы с глаголами пишется раздельно.
5. В повелительном наклонении на конце глаголов после согласных пишется ь, который сохраняется перед –ся и –те: спрячь – спрячьте – спрячься. Искл.: ляг, лягте.
Билет №10.
Место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Причастие и деепричастие занимают особое место среди частей речи, так как, во-первых, образованы от глаголов, во-вторых, совмещают в себе признаки двух частей речи: причастие – глагола и прилагательного, деепричастие – глагола и наречия.
Рассмотрим каждую из этих частей речи отдельно.
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию (ужин, стоящий на столе).
Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? Что сделавший? (Ночь, глядящая из сада. Растворенное окно).
Общее грамматическое значение причастий – признак предмета по его действию.
Морфологические признаки причастий – сочетание в одном слове свойств прилагательного и глагола.
Синтаксические признаки причастий: в предложении причастия бывают определениями или сказуемыми. Сорванный цветок увял. Цветок был сорван.
Причастия, как и прилагательные, согласуются с существительными в роде, числе, падеже: прочитанный журнал, прочитанная книга, прочитанное стихотворение, прочитанные книги.
Причастия, как и глаголы, могут быть невозвратными (одевающий) и возвратными (одевающийся). Причастия, как и глаголы, имеют вид: прыгавший (несов.вид) и прыгнувший (сов.вид). причастия, как и глаголы, имеют время – настоящее (толкающий) и прошедшее (толкавший). Форм будущего времени причастия не имеют. Причастия могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак, который создается действием самого предмета: летящий самолет. Страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета: выученный учеником урок.
5. В суффиксе –енн- после шипящих под ударением пишется е (ё), хотя произносится О: сожженный, решенный.
6. Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. В кратких причастиях пишется одна буква Н: прочитан, рассказана.
7. Если причастие образовано от глаголов на –ать или –ять, то перед –н- и –нн- пишутся А или Я: вспахать – вспахан. Если причастие образовано от любых других глаголов, то перед –нн- и –н- пишется буква Е: изучить – изученный.
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие. Деепричастие отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Почему? Когда?
Общее грамматическое значение деепричастия – обозначение добавочного действия.
Морфологические признаки деепричастий – объединение в одном слове свойств глагола и наречия.
Синтаксические признаки деепричастий – в предложении деепричастие зависит от глагола и является обстоятельством: Он ушел не оглядываясь.
Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными (вытирая – вытираясь), совершенного и несовершенного вида (решая задачу – решив задачу). Деепричастие не изменяется. Частица не с деепричастиями пишется раздельно: не задумываясь. Но: ненавидя.
Билет №11.
Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.
К неизменяемым самостоятельным частям речи относятся наречие и деепричастие, а также отдельные группы местоимений. Рассмотрим подробнее каждую из этих частей речи.
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? В какой степени?: читать (как?) внимательно, ехать (куда?) далеко.
Общее грамматическое значение наречия – это признак действий или признак признаков.
По значению наречия делятся на следующие группы:
1. наречия образа действия (как? Каким образом?): громко, весело, вдвоем.
2. Наречия меры и степени (в какой степени? Насколько?): очень, совсем, чересчур.
3. Наречия места (где? Куда? Откуда?): далеко, вперед, издали.
4. Наречия времени (когда? Как долго?): давно, накануне, допоздна.
5. Наречия причины (почему? Отчего?): сгоряча, сослепу, поневоле.
6. Наречия цели (зачем? Для чего?): назло, нарочно.
Морфологический признак наречий – неизменяемость. Они не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.
Синтаксические признаки наречий – в предложении наречия являются обстоятельствами. Береги честь смолоду.
1. приставочный способ. Легко – нелегко, завтра – послезавтра.
2. Суффиксальный способ. Гордый – гордо, умышленный – умышленно.
3. Приставочно-суффиксальный способ. Левый – влево, приятельский – по-приятельски.
4. Путем перехода различных частей речи в наречия. Капельку, рысью, из дали – издали, тот час – тотчас.
Деепричастие – см.предыдущий билет.
Местоимения – наречия – указывают на признаки действий, не изменяются и связываются с глаголами так же, как наречия. Отвечают на вопросы как? Когда? Где? Почему? Зачем? Например, там, тогда, так, везде, здесь, никогда и др. В предложении бывают обстоятельствами. Кое-где поднимались небольшие холмы. Нигде не мерцал огонек.
Билет №12.
Служебные части речи: предлог, союз, частицы. Их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Служебные части речи – предлоги, союзы, частицы. Служебные части речи не называют ни предметов, ни действий, не бывают членами предложения и не изменяются. Служебные части речи нужны для связи слов и предложений, а также для передачи дополнительных значений. Эти слова называются служебными потому, что они обслуживают самостоятельные части речи.
Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении. Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения. В лесу раздавался топор дровосека.
По значению предлоги делятся на разряды.
1. пространственные (указывают на место): в, на, около, из-за, у. Ехать в город, сидеть на берегу.
2. Временные (указывают на время): через, к, до, в течение. Прийти через час, работать до вечера.
3. Причинные (указывают на причину): по, от вследствие, ввиду. Дрожать от холода.
4. Целевые ( указывают на цель): для, ради, на. Трудиться на благо Родины.
5. Образа действия (указывают на образ действия): с, без, в, по. Работать с увлечением.
6. Дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие): о, про, с, насчет. Рассказать о поездке.
По происхождению предлоги делятся на непроизводные (в, на, под) и производные (в течение, ввиду, вокруг). Пишутся слитно производные предлоги: вследствие (= из-за), ввиду (= из-за), насчет (= о), вместо, наподобие. Пишутся раздельно производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны.
Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Простые союзы состоят из одного слова: и, а, что, если. Составные союзы состоят из двух и более слов: потому что, так как, не только – но и.
По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные связывают и однородные члены предложения, и простые предложения в составе сложного. Умный знает и спросит, а глупый не знает и не спрашивает.
Группы сочинительных союзов.
1. соединительные: и, да (= и), ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также. В классе сидели мальчики и девочки. На столах лежали не только учебники, но и тетради.
2. Противительные: а, но, да (= но), зато. Труд скучен, да труд ученья вкусен.
3. Разделительные: или, либо. То – то, не то – не то, или – или. Всю ночь огонь костра то разгорается, тот гаснет.
Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложноподчиненные.
Группы подчинительных союзов.
1. временные (указывают на время): когда. Пока, едва, лишь, лишь только. Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
2. Причинные (указывают на причину): потому что, оттого что, так как, ибо. Я взял зонтик, потому что шел дождь.
3. Целевые (указывают на цель): чтобы. Для того чтобы, с тем чтобы. Я пошел в техникум, чтобы получить профессию и образование.
4. Условные (если, раз, если бы). Если я долго не приезжал в город, значит, я был болен.
5. Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя, несмотря на то, что, пускай. Хотя было еще рано, ворота оказались запертыми.
6. Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно, точно. Журавли кричали грустно, будто звали с собой.
7. Следственные (указывают на следствие): так что. В сенях дуло со всех сторон, так что чуть не погасла свеча.
8. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто. Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало.
Частицы – служебные слова, которые придают различные оттенки значения словам и предложениям или служат для образования форм слов. Частицы не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. Формообразующие частицы служат для образования форм наклонения глагола: пусть грянет буря; выучил бы; для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий: более интересный, менее вкусно; для образования неопределенных местоимений: кто-то, какой-нибудь.
Остальные частицы являются модальными и придают следующие значения:
1. вопросительные: неужели, разве, ли.
2. Восклицательные: что за, как.
3. Указательные: вот, вон.
4. Усилительные: даже, ведь, все-таки, же.
5. Отрицательные: не, ни.
Билет №13.
Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Словосочетание – это сочетание двух и более самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: любить (кого?) животных, дождь или снег. Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него. Грамматическая основа предложения словосочетанием не является.
По характеру связи между словами словосочетания делятся на подчинительные и сочинительные. Сочинительная связь объединяет равноправные части: сочинительные словосочетания – однородные члены предложения – и части сложносочиненных предложений. Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. В предложении больше подчинительных словосочетаний. Способы подчинительной связи – согласование, управление, примыкание.
Согласование – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Ландыш (какой?) серебристый. Согласование в роде (муж.), числе (ед.), падеже (Им.п). При изменении формы главного слова изменится и форма зависимого.
Управление – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже: тормозить движение, препятствовать движению. При управлении изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого (участвую в движении, участвуешь в движении, участвовать в движении).
Примыкание – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, а также интонацией и порядком слов: очень милый, уехал учиться, сказал волнуясь. Примыкают наречия, инфинитивы, деепричастия.
По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные, наречные.
1. Глагольные – главное слово выражено спрягаемыми формами глагола, а также причастием и деепричастием. Выполнить долг, потемневший от загара, улыбаясь смущенно.
2. Именные – главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением. Кабинет директора, белый от снега, пятый справа, я с тобой.
3. Наречные – главное слово – наречие. Совершенно секретно, весьма важно.
Особую группу словосочетаний составляют цельные словосочетания. В предложении они выступают как один член предложения. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Нам с матерью отвели небольшую светлую комнату.
Билет №14.
Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого.
Предложение – основная единица синтаксиса, так как в предложении оформляется мысль, которую говорящий или пишущий хочет сообщить (высказать) слушающему или читающему.
Предложение имеет следующие признаки:
1. Предложение имеет грамматическую основу.
2. Предложение является высказыванием о предмете речи. Сообщение, вопрос и побуждение – разновидности высказывания.
3. Предложение является единицей общения.
4. Предложение характеризуется интонационной законченностью.
Грамматическая основа предложения состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы Им.п. кто? Или что?
Подлежащее может быть выражено:
1. Существительным в Им.п. Сонный туман на лугах серебрится.
2. Местоимением в Им.п. Все утомились за день до изнеможения.
3. Инфинитивом. Друга спасти – это высшая честь.
4. Цельным словосочетанием. Мы с приятелем вдвоем замечательно живем.
5. Прилагательным, перешедшим в существительное. Смелый к победе стремится.
6. Причастием, перешедшим в существительное. Будущее принадлежит людям честного труда.
7. Наречием. Завтра не будет похоже на сегодня.
8. Числительным. Пять – моя любимая цифра.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Жаворонок запел песню. Сказуемое отвечает на общий вопрос: что говорится о предмете речи? Этот вопрос можно уточнить вопросами: что делает предмет? Какой он? Кто он такой? Что такое предмет? Каков он?
Сказуемое может быть простым и составным.
Простое сказуемое может быть только глагольным, так как спрягаемый глагол выражает и основной смысл сказуемого (его лексическое значение), и его грамматическое значение. Брат учится в институте. Простое глагольное сказуемое может быть также выражено формой сложного будущего времени. Я буду петь. Может быть выражено глаголом быть со значением наличия, существования. На рассвете был туман. Может быть выражено фразеологизмом. в котором есть спрягаемая глагольная форма. Он легко находил общий язык с Антоном.
Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной частей. Основное лексическое значение заключается в инфинитиве. Вспомогательная часть выражает грамматические значения наклонений и дополнительные лексические значения начало, продолжения и конца действия; желательности, возможности, необходимости действия; эмоциональную оценку действия. Девочка перестала плакать. Он хотел дышать чистым воздухом. Я люблю читать. Вспомогательная часть может включать краткие прилагательные, слова состояния. Надо учиться языку.
Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной части и именной, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматические значения времени, наклонения и добавочные лексические значения.
Вспомогательная часть выражается глаголом-связкой быть, который в настоящем времени обычно отсутствует; глаголами-связками стать, становиться, делаться, являться, считаться, казаться, называться, представляться. Вода была теплая. Вода казалась теплой. Именная часть сказуемого чаще всего выражена существительными, прилагательными, причастиями, словами состояния, реже – числительными и местоимениями. Мне грустно. Пять плюс пять будет десять.
Билет №15.
Простое предложение, его виды по цели высказывания. Восклицательные и невосклицательные предложения.
Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например: Приятно пахнет черемуха.
Целью высказывания является сообщение, вопрос или побуждение. В соответствии с этим простые и сложные предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Предложения, которые содержат побуждение, называются повествовательными: Лесной запах усиливается.
Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными: Знаете ли вы украинскую ночь?
Предложения, которые содержат побуждение (совет, приказ, просьбу, пожелание), называются побудительными: Не бросай друга в несчастье.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения различаются использованием специальных слов и форм слов. Вопрос часто оформляется вопросительными частицами (неужели, разве, ли) и вопросительными местоимениями (кто, что, какой, где, куда, откуда, почему). Вопросительные частицы не являются членами предложения, а вопросительные местоимения выполняют роль членов предложения. Разве я тебе этого не сказал? Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?
Побудительные предложения часто имеют один главный член – сказуемое, выраженное глаголом в форме повелительного наклонения: Думайте иногда о Дубровском. В побудительные предложения часто вводится обращение, называющее лицо или предмет, которые побуждают к действию: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
По эмоциональной окраске предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. В начале повествовательных восклицательных предложений часто употребляются частицы как, какой, что за и междометия: Ну что за шейка! Что за глазки. Какие перышки! Какой носок. Ах! Какая прелесть!
Побудительные предложения с восклицательной интонацией часто начинаются частицами да, пусть, пускай: Да приснятся тебе самые лучшие, самые красивые сны! В конце предложений с подобными частицами обычно ставится восклицательный знак.
Вопросительные предложения с восклицательной интонацией, которые не требуют ответа, так как содержат в себе скрытое утверждение или отрицание, называются риторическими вопросами. Кто из писателей не пользовался метафорой! Риторические вопросы обладают большой выразительностью, эмоциональностью. Они употребляются в художественной речи как яркое стилистическое средство. В конце риторических вопросов на письме ставится вопросительный или восклицательный знак (иногда оба): Неужели даже этого не понимаете?!
Билет №16.
Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
Предложения, грамматическая основа которых состоит из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Правда глаза колет.
Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными. Бездонную бочку водой не наполнишь.
По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся на группы.
Определенно-личные – это односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. Люблю зимний лес. Сказуемое выражается формой 1 или 2 лица единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения, а также формами будущего времени. Читайте больше! Обязательно прочитаю.
Неопределенно-личные – это такие односоставные предложения, в которых деятель не назван, мыслится как неопределенное лицо. В поселке строят новую школу. Сказуемое в таких предложениях имеет форму прошедшего времени множественного числа, а также форму 3 лица множественного числа. Дорожки в поселке посыпали галькой.
Безличные – это такие односоставные предложения, в которых действие и состояние не создаются деятелем. Светает. Мне холодно. Сказуемое в безличных предложениях выражается безличным глаголом (Светает); личным глаголом в безличном значении (Приятно пахнет черемухой); возвратным глаголом в безличном значении (Мне не спится); инфинитивом (Быть грозе!); неизменяемой глагольной формой нет (Сильнее кошки зверя нет); словом состояния (В лесу тихо).
Назывные предложения – это такие односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления. Зима. Вот и снег. В назывных предложениях есть только подлежащее, которое может распространяться определениями. Осенний холодок. Пирог с грибами.
По наличию второстепенных членов простые предложения могут быть нераспространенными и распространенными. Лес шумел (нераспр.). Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой (распростр.).
По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения. Я читаю интересную книгу. В результате образуется цепочка связей между словами. В неполных предложениях цепочка связей разрушается.