Что такое словообразовательная цепочка в русском языке
Краткое описание
Чтобы понять, как составить словообразовательную цепочку, нужно первым делом разобраться в теории. Эту тему подробно разбирают в 10 классе. Если ученик решит пропустить этот раздел, то он не сможет самостоятельно формировать новые речевые конструкции.
Производная форма представляет собой первичную ветвь словообразования. На основании конкретного слова базируются все связанные между собой элементы. Слова для словообразовательной цепочки отвечают за последовательность речевых форм, имеющих одинаковый корень.
Каждый новый элемент происходит от предыдущего. Это позволило сделать специалистам вывод, что сформированная конструкция имеет универсальную иерархическую структуру. К примеру: в выстроенной цепи «приятный > неприятный > пренеприятный разговор» первое слово является логическим производным по отношению к «неприятный», а также мотивирующим для «пренеприятный».
Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. А вот производными принято называть образованные с помощью морфемных включений все последующие ответвления.
В классической словообразовательной цепи здоровый > здоровенький > здоровенный > нездоровый > здороветь именно слово «здоровый» является непроизводным.
Техническая сторона
Используемые в русском языке новообразованные элементы речи имеют производную форму. На базе простой производящей единицы каждый человек может сформировать новую словообразовательную цепочку. Все образованные единицы речи относятся к производной категории. Это важное правило, благодаря чему оно сохраняется во всех случаях формирования новых единиц речи.
Более сложной структурой обладает мотивирующее слово. Этот нюанс находит отражение в морфологических, семантических, а также стилистических аспектах. Основные примеры словообразовательной цепочки позволяют разобраться во всех нюансах использования производящих и производных элементов: бить > выбить. Первое слово выступает в роли производящего, а второе является мотивирующим. Очень важно разобраться во всех этих нюансах, так как эта тема является одной из самых важных.
Величественный русский язык содержит такие речевые единицы, которые не произошли от других слов, имеющих аналогичный корень. Специалисты утверждают, что все эти формы имеют непроизводную основу. Если конкретный словообразовательный ряд имеет немотивированную основу, то она может быть сформирована следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей > мотивирующая форма. А это значит, что за основу берётся то слово, которое является элементарным по своему составу.
Чаще всего немотивированные речевые единицы включают в себя один корень: окно, ночь, дочь.
Предназначение словообразовательной цепи
Это направление в русском языке отвечает за последовательность образования новых единиц речи. Словообразование является ключевым механизмом в понимании значения лексики и возможности её усвоения учащимися. Специалистами были разработаны различные задачи, которые призваны закрепить навыки построения логических цепочек:
Правильно сформированные словообразовательные цепи призваны объединить однокоренные элементы речи с идентичным смысловым значением, чтобы в итоге составить ещё одну последовательность, которую называют «гнездом». Это одно из самых важных понятий в системе поэтапного построения совершенно новых лексических форм. В словообразовательном направлении гнёзда представляют собой некую совокупность цепочек, благодаря которым происходить объединение речевых единиц с общим смыслом.
Для избежания распространённых ошибок крайне важно учитывать не только общий корень, но и сам факт семантической схожести. Своеобразной основой словообразовательного ряда является простая, но неизменённая речевая единица.
Эксперты рекомендуют первым делом правильно выделять основное слово в ряду всех представленных однокоренных речевых элементов, чтобы в итоге можно было определить, сколько именно уместных последовательностей может быть построено.
Гнездо — это своеобразная совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо включает в себя цепочки. Все слова, входящие в гнездо, обязательно имеют общий корень, но они должны объединяться смысловым значением. Например: череп > черепок > черепной. Это только одно словообразовательное гнездо, а черепица > черепичный > черепитчатый — уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень. Но смысл остаётся разным. Поэтому считается, что это два разных словообразовательных гнёзда.
Особенности выбора однокоренных слов
Составление словообразовательной конструкции имеет свои нюансы, так как в русском языке действует несколько важных правил, которые тоже надо учитывать.
Специалисты выделяют несколько доступных способов построения речевых конструкций:
Для каждого способа свойственные свои правила и исключения, которые нельзя оставлять без внимания.
Алгоритм действий
Чтобы максимально разобраться в том, как правильно составить словообразовательную цепочку, необходимо не только выучить, но и понять последовательность действий. Только тщательное соблюдение всех пунктов позволяет существенно упростить поставленную задачу. Правильно сформировать словообразовательную цепь поможет только комплексный подход:
К примеру: нужно найти производящее для слова «родственники». Обязательно следует выделить аффиксы и корень: род-ств-енн-ик-и (корень — род; суффикс — ств; суффикс — енн; суффикс — ик; окончание — и). Для этого варианта свойственен суффиксальный способ словообразования. Остаётся определить семантическое значение: родственники — это лица, которые связаны кровным родством.
Важные нюансы
При составлении словообразовательных цепочек обязательно нужно обращать внимание на ряд нюансов. Только тщательное их соблюдение поможет добиться желаемых результатов:
Прилагательное в словообразовании наречий на «о» выполняет функцию производящей единицы.
Поиск недостающей информации в словарях
Даже если разобраться во всех нюансах и максимально соблюдать алгоритм формирования словообразовательных цепей, трудности неизбежны. В такой ситуации можно воспользоваться словарями. Специальные издания позволяют выбрать наиболее подходящие однокоренные формы абсолютно к любому речевому элементу. Словарные записи позволяют разобраться в методах построения языковых форм. В некоторых изданиях можно найти эффективные подсказки, как составить цепочку к определённому речевому элементу.
Для закрепления изученной информации можно ознакомиться с алгоритмом составления словообразовательной цепи, взяв за основу слово «развеселиться». Схема действий:
В конечном счёте словообразовательная цепь примет следующий вид: весёлый > веселить > развеселить > развеселиться. На просторах интернета много ресурсов, благодаря которым можно онлайн выполнить разбор слова, а также отыскать недостающую промежуточную речевую единицу. Проверить свои знания можно в том случае, если записать или назвать зашифрованные в схемах словообразовательные элементы.
Что такое словообразовательная цепочка?
Словообразование – одна из самых сложных, но вместе с тем и интересных тем русского языка. При объяснении этого раздела лингвистики часто всплывают такие термины, как словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная пара, и далеко не всегда так очевидно, что же они обозначают. Попробуем вместе постичь основы словообразования и разобраться, что из этих названий что обозначает и как же понимание этого поможет в словообразовании.
Что это такое?
Первые попытки
Дополнительная теория
Упражнение 1: производящее и производное
Словообразовательная пара
Способы словообразования
Ни в коем случае нельзя говорить о словообразовательных цепочках, не зная основных способов словообразования. Их существует четыре:
Именно при морфологическом способе словообразования наиболее чётко прослеживаются звенья словообразовательных цепочек – в остальных способах преобразования производящего слова не всегда так очевидны.
Сложение
Обращаемся к сложению. Здесь мы работаем сначала с производящим словом, образовывая его слиянием основ или же слиянием целых слов: пароход, газопровод, завуч. В этом случае словообразовательная пара будет иметь вид пар, ход — пароход.
Слияние
Переход одной части речи в другую
Упражнение 2: построение цепочек
Теперь, когда у нас уже есть определённое представление о том, как же образовываются слова в словообразовательных цепочках, попробуем попрактиковаться. Постройте словообразовательные цепочки, выделите в них морфемы, с помощью которых были образованы новые слова, и назовите способы словообразования:
Словообразовательное гнездо
Теперь перейдём к последнему из трёх упомянутых в самом начале терминов – словообразовательным гнёздам. Словообразовательным гнездом называют совокупность всех возможных словообразовательных цепочек от одного производящего слова. Возьмём, например, лексему «весёлый». Для начала постройте словообразовательные цепочки, которые приведут к словам «невесело», «развеселиться» и «повеселиться».
Начнём проверять (в цепочках указаны способы словообразования):
Все эти цепочки вместе образуют огромное словообразовательное гнездо для слова «весёлый». То есть каждое непроизводное слово – это и есть самый центр гнезда, вокруг которого начинают обвиваться цепочки образованных слов.
Упражнение 3: восстановление цепочек
Сейчас, когда нам уже ясна и основная терминология, и способы словообразования, пришло время поупражняться. Начнём с самого простого: восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке, указав при этом все способы словообразования в данной цепочке:
Упражнение 4: восстановление последовательности
Кстати говоря, в предыдущем задании есть одна небольшая ошибка. Попробуйте определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность.
Да, это самая первая цепочка. Слово «тайна» является производным, а не производящим по отношению к слову «таить». Дело в том, что непроизводными словами чаще всего являются прилагательные и глаголы, тогда как все остальные части речи образуются уже от них. Давайте восстановим правильный порядок слов в словообразовательной цепочке:
1) приют, ютиться, приютить;
2) кулинар, кулинария, кулинарный;
3) белый, побелка, белеть.
Правильные цепочки выглядят следующим образом:
Упражнение 5: поиск лишнего слова
Очень важно уметь определять однокоренные слова и не добавлять в словообразовательную цепочку схожие по звучанию, но всё же совершенно отличные по своему смыслу слова. В какой словообразовательной цепочке встречаются лишние слова?
1) смех, смешить, смешенный;
2) барсучий, барсовый, барсук;
3) бассейн, басенный, басня.
Итак, в каждой из представленных выше цепочек есть одно слово, которое к ней не относится. Давайте найдём его и составим правильные цепочки:
Упражнение 6: игра с морфемами
Итак, словообразовательная цепочка слова содержит некоторое количество однокоренных слов, связанных общим корнем и изменяемыми морфемами. Теперь немного усложним задачу: попробуем создать словообразовательную цепочку, зная лишь непроизводное слово и способы образования последующих звеньев:
Возможные варианты цепочек:
Конечно, в этом задании нет универсально правильных ответов, всё зависит от конкретно использованных вами приставок.
Упражнение 7: использование морфем
А сейчас попробуем понять, как же выглядела первоначально словообразовательная цепочка. Вам даётся непроизводное слово, а потом морфемы, которые использовались при создании производных слов. Восстановите цепочку:
Правильные цепочки выглядят так:
Сложность этого задания в том, что не указано, какая именно морфема (приставка, суффикс или постфикс) использована в процессе словообразования, так что здесь придётся хорошенько подумать, восстанавливая опущенные слова.
Упражнение 8: словообразовательные гнёзда
В качестве закрепления попробуем построить словообразовательное гнездо для следующих слов: зелёный; дом; вода.
Конечно, это далеко не все цепочки этих гнёзд, но всё же такая игра с различными морфемами поможет гораздо лучше понять принципы словообразования.
Заключение
Итак, мы знаем, что по итогам словообразования слова можно объединять в цепочки, умеем определять, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность звеньев, умеем сами составлять эти цепочки. Словообразование – отнюдь не каторга, а настоящее удовольствие. И теперь вы сами можете в этом убедиться.
Основные способы словообразования в русском языке
п.1. Понятие словообразования
Основной путь пополнения словарного состава русского языка – словообразование.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого: желать → желание, грамотный → безграмотный.
Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка состоит из трёх и более родственных слов: соль → солить → пересолить → пересоленный.
Все слова одного корня составляют словообразовательные гнёзда. Вначале выстраиваются пары, затем цепочки и наконец гнездо.
Существуют разные способы образования слов.
п.2. Приставочный способ словообразования
Новые слова могут образовываться путём прибавления приставки к исходному слову. Такой способ образования слов называется приставочным: думать → вы думать, город → при город, туда → от туда.
п.3. Суффиксальный способ словообразования
п.4. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
п.5. Бессуффиксный способ словообразования
п.6. Переходной из одной части речи в другую
В русском языке есть способ словообразования, при котором происходит переход слов одной части речи в другую: пожарный (прил.) шланг → пожарный (сущ.) в каске, мороженое (прил.) мясо → фруктовое мороженое (сущ.).
п.7. Сложение
Сложение представляет собой способ словообразования, при котором происходит объединение исходных частей двух (и более) слов с помощью соединительных гласных о, е или без них, с одновременным присоединением суффикса или без него: голубые глаза → голубоглазый; пар, ходить → пароход; много лет → многолет н ий; острый ум → остроум н ый; Древняя Русь → древнерус ск ий.
Словообразование
Дидактический материал к учебнику М.В. Панова
6 класс
§ 11. Словообразовательная цепочка
Задание 163. Мы уже подробно рассмотрели один вид отношений однокоренных слов – это словообразовательные отношения между производным и исходным словами. Рассмотрите следующие пары и ответьте на вопросы.
Задание 164. Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные аффиксы.
Задание 165. В предыдущем задании вы выстраивали «прямые» цепочки – от исходного слова ко все более многоморфемным производным. Но вы знаете, что если есть прямой порядок, то есть и обратный! В данном случае от конечного производного – к первоначальному исходному. (Может ли оно быть производным?)
Доберитесь до исходного непроизводного. Попутно определяйте способ образования производных. В случае крайнего затруднения обращайтесь к словообразовательному словарю.
Задание 166. Представьте, что по чьей-то злой воле слова из цепочки «свалены в кучу» и где исходные, где производные – не разобрать. А восстановить-то правильный порядок надо! Вот я и прошу вас сделать это. (Не забывайте указывать словообразовательные аффиксы.)
Например: плавать, пловчиха, плыть, пловец.
Таксист, такси, таксистский;
изобилие, изобильный, обильный;
подтянуть, подтягивание, тянуть, подтягивать;
приобретатель, приобрести, приобретать, обрести;
таинственность, тайна, таинство, таить, таинственный;
охота, по-охотничьи, охотник, охотиться, охотничий;
наращивающийся, растить, наращивать, нарастить, расти, наращиваться.
Задание 167. Перед вами 4 «испорченные» словообразовательные цепочки. Исходное слово для каждой цепочки – боль. Восстановите в них нужную последовательность. Для всех ли производных нашлось место? Попробуйте для этих «лишних» слов тоже составить цепочку.
1. Болезнь, больница, болеть, больной, безболезненный.
2. Болеть, болезненный, болезненно, болезнь.
3. Обезболивание, обезболить, обезболивать, больно.
4. Заболеть, заболевание, болеть, заболевать.
Задание 168. В конце октября выпал первый снег. Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов быстренько выбежали на улицу и принялись лепить снежную бабу. Вова скатал огромный ком, Настя – поменьше (девочка все-таки!). Приступили к сооружению снеговика. А как раз накануне ребята на уроке русского языка познакомились со словообразовательной цепочкой. И тут Вову осенило.
Догадайтесь: какая мысль пришла в голову Вове?
Продолжите рассказ, включив в него диалог ребят. А заодно поделитесь своими рассуждениями о том, на что похоже производное слово в цепочке и вся цепочка в целом.
Задание 169. Вернитесь к заданиям 164–167. Из скольких слов может состоять словообразовательная цепочка? Найдите в словообразовательном словаре цепочки из разного количества слов, запишите их, выделяя словообразовательные аффиксы.
Задание 170. Вы поняли, что в словообразовательной цепочке однокоренные слова выстраиваются в определенном порядке – от сложного к простому. Свой порядок (но совсем другой) есть и у слов в предложениях (см. задание 151), и особый порядок у предложений в абзацах (иначе текст разрушится).
Перед вами – «рассыпанные» предложения одного абзаца. Установите их нужную последовательность, и у вас получится отрывок из повести-сказки «Волшебная книга», которую написали М.Фадеева и А.Смирнов.
1. Слева, недалеко от него, с пологого склона, шумя по крупной гальке, впадала в море небольшая речонка.
2. Кора на них была шершавая, очень похожая на войлок, а на самом верху чуть трепетали от ветра большие листья, похожие на широкие веера.
3. С моря раздался тонкий, пронзительный крик.
4. Петрушка вышел из лодки и обмотал цепь вокруг острого камня.
5. Прямо перед ним, только чуть выше по берегу, стояли три высокие пальмы.
6. Волны с шумом выбросили лодку Петрушки прямо к большим камням, покрытым позеленевшими скользкими водорослями.
7. «Вот какая высокая пальма, – успел подумать мальчик, – нужно подойти поближе», – но сделать это он не успел.
8. Куда же это он попал?
9. «Все, теперь не унесет», – облегченно вздохнул он и огляделся вокруг.
Составьте словообразовательную цепочку с исходным глаголом трепетать. У кого она получилась длиннее?
Найдите место в цепочке, которое должен занимать глагол выбросить среди данных однокоренных слов: выбрасыватель, бросить, выбрасывать.
Задание 171. Запишите в нужном порядке перепутанные абзацы, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Из какого произведения А.П. Гайдара взят получившийся фрагмент? Читали ли вы эту повесть? О чем она? Чем отличаются гайдаровские мальчишки от своих сверстников начала XXI века? А что между ними общего?
Пока соседка разб_рала тазы и тря_ки Ольга взяла к_тенка и прошла в сад.
Тут Ольга услышала быстрый тревожный ш_пот. И вдруг, л_мая сухие ветки, тяж_лая лес_ница – та, что была пр_ставлена к окну чердака сарая, – с треском полетела вдоль стены и, подм_ная л_пухи, гулко брякнулась о землю.
Отсюда был виден больш_й запущенный сад. В глуб_не сада торчал неуклюжий двухэтажный сарай и над крыш_ю этого сарая разв_вался маленький красный флаг.
На стволах о_клеванных воробьями вишен бл_стела г_рячая смола. Крепко пахло см_родиной, р_машкой и п_лынью. Замшелая крыша сарая была в дырах и из этих дыр т_нулись поверху и и_чезали в л_стве деревьев какие-то тонкие веревочные провода.
Грузовик свернул в дачный поселок и ост_новился перед небольш_й укрытой плющ_м дач_й.
Ольга пр_бралась через орешник и смахнула с лица п_утину.
Веревочные провода над крыш_й задр_жали. Царапнув руки, к_тенок кувыркнулся в крапиву. Недоумевая, Ольга ост_новилась, осм_трелась, пр_слушалась. Но ни среди зелени ни за чужим забором ни в ч_рном квадрате окна сарая никого (не)было ни видно, ни слышно.
Ш_фер с помо_ником откинули борта и вз_лись (з,с)гружать вещи а Ольга открыла застекленную те(р,рр)а(с,сс)у.
Что такое? Красного флага над крыш_й уже (не)было и там торчала только палка.
Ольга вернулась к машине. (З,с)десь к ней подск_чила бойкая старая жен_щина – это была соседка, моло_ница. Она вызвалась пр_брать дачу вым_ть окна полы и стены.
Постройте три словообразовательные цепочки, исходными словами в которых были бы: 1) существительное; 2) прилагательное; 3) глагол, встретившиеся в этом тексте. Укажите словообразовательные средства.
§ 12. Словообразовательное гнездо
Задание 172. Ответьте на вопросы:
Что значит первый шаг (первое звено) в словообразовательном разборе?
Из чего состоит словообразовательная цепочка?
Верно ли утверждение: от данного исходного образуется только одна цепочка? Докажите.
1. Первое звено словообразовательных отношений – исходное и производное слова (нулевая и первая ступени): громоздить – громоздкий.
2. Второе звено – словообразовательная цепочка (первая и все последующие ступени): думать – выдумать – выдумывать – навыдумывать – понавыдумывать.
3. Подумайте: а существует ли третье звено? Какие отношения включает оно? Это более или менее сложный уровень? Почему?
4. Докажите справедливость или несправедливость ваших выводов на следующем примере словообразовательного гнезда:
5. С чем бы вы сравнили словообразовательное гнездо?
Задание 173. Понаблюдайте, как устроено словообразовательное гнездо, исходным словом которого является указанное выше гримаса.
Сколько цепочек в этом гнезде?
Докажите, что гнездо показывает ступенчатый характер русского словообразования.
Как соблюдается алфавитный порядок в размещении производных в гнезде?
Почему гнездо называют упорядоченным объединением всех производных слов с одним корнем?
Задание 174. Какие бывают гнезда?
Рассмотрите следующие словообразовательные гнезда. Чем они отличаются?
Из скольких слов может состоять гнездо?
Всегда ли можно однозначно говорить об исходных словах для одного и того же производного (см. пример 7)? Меняется ли способ словообразования в том случае, когда цепочка последовательностей выстраивается разными путями?
Раскройте на любой странице словообразовательный словарь. Вы видите, что гнезда бывают гораздо объемнее, чем те, которые мы с вами сейчас рассмотрели. Встречаются поистине гнезда-гиганты. К примеру, у слова холод 157 производных, свет (= лучистая энергия) – 288, ходить – 470, два – 547, половина – 587! (Не верите – проверьте!)
Приведите свои примеры словообразовательных гнезд, состоящих из огромного количества слов.
Задание 175. Восстановите пропущенные слова в словообразовательном гнезде.
а) Импровизировать (для мальчиков):
Задание 176. Вернитесь к заданию 174. По желанию выберите самое легкое или самое сложное гнездо и попробуйте построить подобное, взяв за исходное одно из следующих слов: странный, хоккей, экстренный, эффект, радиатор, шея, экскурсия. Сверьтесь со словообразовательным словарем.
Сравните получившееся у вас гнездо с выбранным вами образцом. Если в обоих вариантах встретились производные с одним и тем же словообразовательным значением, посмотрите, одинаковые ли дериваторы выражают его.
Есть ли в получившемся гнезде что-то общее с первоначальным? Чем вы объясните разницу?
Задание 177. Перед вами – фрагменты гнезд (словообразовательные аффиксы не выделены). Проверьте: все ли они приведены верно, нет ли в них «чужаков»? Обоснуйте свой ответ.
Придумайте предложения с «лишними» словами, используя их внешнее сходство с якобы родственным исходным словом. Например: Я красил потолок малярийной кистью. В конце невосклицательного повествовательного предложения ставится уточка. Вы улыбнулись?
Задание 178. Прочитайте текст.
Все, о чем здесь идет речь, случилось в нашем уездном городишке, который в давние времена, быть может, и назывался городом, но теперь, когда в нем живет не более двух тысяч обывателей, кличется, по непонятной игре русского языка, городищем, что более подходило бы, конечно, какой-нибудь столице.
Познакомьтесь с фрагментом словообразовательного гнезда.
Определите разницу в лексическом значении выделенных в тексте однокоренных слов.
ГОРОД. Общеслав. Того же корня, что и жердь, немец. Garten – «сад», албан. garth – «ограда» и т.д. Исходное gordъ > город в результате появления полногласия и отпадения в историческую эпоху слабого редуцированного ъ. Первоначально – «ограда, забор», затем – «огороженное место» и далее – «крепость, город».
Согласны ли вы с утверждением автора, что слово городище «более подходило бы какой-нибудь столице»? В чем причина возникшей двусмысленности?
Придумайте несколько предложений с разными значениями слова городище.
После нашей деревушки даже маленький городок кажется городищем.
Рядом с парком Тригорского находится городище Воронич – памятник далекого героического прошлого русского народа, его славной истории. (С.С. Гейченко)
Выясните лексическое значение слова обыватель. Производное оно или нет? В каком гнезде можно его встретить? В случае затруднения прочитайте этимологическую справку.
ОБЫВАТЕЛЬ. Искон. Суффикс, производное от обывать – «обитать, проживать». Первоначальное значение – «житель какой-либо местности». Отрицательное значение вторично, ср. мещанин, бюргер. (Заодно выясните лексическое значение и этих слов.)
Задание 179. Вот еще фрагмент словообразовательного гнезда (без выделения словообразовательных аффиксов).
Как образованы производные житейский и жизненный?
Как называются подобные слова? Какие трудности могут возникнуть в употреблении паронимов?
В.И. Красных приводит такое толкование лексического значения слов жизненный и житейский.
ЖИЗНЕННЫЙ – связанный с жизнью, с окружающей действительностью, общественно значимый; близкий к жизни, к действительности, типичный, характерный для нее.
ЖИТЕЙСКИЙ – обыденный, свойственный повседневной жизни. (По словарю С.И. Ожегова.)
Во избежание трудностей в их употреблении дополнительно приводится такая справка.
В предложениях со словом житейский речь идет преимущественно о явлениях и событиях обычной, будничной жизни, несколько «приземленных», происходящих на бытовом уровне (семья, работа, отношения с окружающими людьми и т.д.). В то же время предложения со словом жизненный касаются, как правило, вопросов, выходящих за узкие рамки бытовых отношений и имеющих в той или иной степени общественное значение. В некоторых случаях оба паронима могут употребляться с одними и теми же существительными, привнося при этом те или иные оттенки в высказывание.
Вставьте на месте пропусков один из паронимов – жизненный или житейский. Какие из получившихся вариантов достаточно спорные? Почему?
И все эти люди, несмотря на видимую молодость, очевидно, обладали большим _______ опытом. (А.Куприн)
Чувствовалось, как много И.Смоктуновский хлебнул горестного и горького, какой огромный _______ опыт накопил. (О.Аросева)
К сожалению, я вновь в госпитале. Мое ______ пространство сокращается. (Д.Волкогонов)
Вопросы обсуждаются самые _______, интересующие горожан. (В.Николаев)
Мы поговорили о делах _______.
Ну что поделаешь, коли ни Господь, ни _______ обстоятельства не дали человеку ни образования, ни таланта. (Газета «Известия»)
Для М.Н. Ермоловой критерием художественности служило соответствие _______ правде. (Т.Щепкина-Куперник)
И мы расстались, чтоб никогда уже не встретиться в многоликой _______ сутолоке большого города. (Г.Семенов)
Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с _____ неудачами. (К.Паустовский)
Напишите свое рассуждение о паронимах удачный – удачливый, представить – предоставить или о паронимах, встретившихся в одном из приведенных предложений (по выбору).
Задание 180. Есть такой анекдот.
Трехлетний ребенок спрашивает у своей бабушки:
– Бабушка, если на ногах ногти, то ведь на руках рукти, да?
Что ответила бабушка внуку, вы, уверен, без труда определите. Но. в чем все-таки причина этой ошибки? И как она связана со словообразованием? Попробуйте самостоятельно построить гнезда, исходными в которых являются нога, ноготь, рука.
Задание 181. Прочитайте текст.
У Александра Сергеевича тоже были ученики. И он учил их русскому языку. Безусловно, язык – условность, просто договорились, что корова пишется через о, ни в Новом, ни в Ветхом Завете не сказано, что корову нужно писать через о. Это придумали учителя, чтобы мучить учеников. Потому что учителя грамотные, а ученики безграмотные, а потом учителя умирают, и ученики становятся учителями, и так до конца света, пока слово корова не отомрет вместе со своей буквой о.
Найдите однокоренные слова к глаголу учить. Постройте из них фрагмент словообразовательного гнезда этого исходного.
О каком написании упоминает автор, говоря о том, как пишется слово корова?
Справедливо ли утверждение автора, что «безусловно, язык – условность»? (Помните, что правописание 85–90 процентов русских слов подчиняется фонемному принципу?)
Подберите в тексте примеры, написание которых не условное, а соответствует основному правилу русской орфографии.
О какой грамотности учителей и неграмотности учеников идет здесь речь? А какая еще бывает грамотность?
Вы разделяете позицию автора, что правила правописания придумали учителя? И только для того, чтобы мучить учеников? Порассуждайте об этом письменно.
Задание 182. Осторожно: опасное словообразование!
В одной из занимательных историй рассказывается.
Один помещик желал определить сына в какое-то учебное заведение. Для этого ему нужно было подать прошение на высочайшее имя. Не зная, как написать прошение и, главное, затрудняясь, как титуловать государя, простак вспомнил, что государя называли августейшим, а так как дело было в сентябре, написал в прошении: «Сентябрейший государь!». Прочитав это прошение, Николай I рассмеялся и сказал:
– Непременно принять сына и учить, чтобы он не был таким дураком, как отец его!
Что подвело помещика?
Запишите несколько предложений с обращениями, уместными по отношению к лицам разного возраста, степени родства, знакомства, положения в обществе.
Применима ли к этой исторической байке пословица «Не было бы счастья, да несчастье помогло»? Почему?
Воспроизведите гнездо с исходным словом сентябрь. Сколько в нем слов? Вспомните, какой диалектный однокоренной глагол использует К.Г. Паустовский. (См. задание 26.)
Помогло ли вам понимание словообразовательных законов определить значение глагола титуловать?
Задание 183. Рассмотрите репродукцию пейзажа И.Левитана «Золотая осень».
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Допишите последнее предложение абзаца.
«Золотая осень». Белые стволы и пылающая листва берез, пр_зрачная голуб_зна неба, рыж_ватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывает(?)ся в грудь и от которого, как от ключ_вой воды, поламывает зубы. И бодр_сть, которой зар_жает нас этот п_гожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончит(?)ся праздник, а за ним – ув_данье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенн_сть, что потом, впереди.
К словам с пропусками в суффиксах подберите проверочные. Во всех ли случаях удалось сделать это?
Определите тип текста. Выпишите несколько слов и словосочетаний, доказывающих ваше мнение.
Что общего в морфемном составе слов синь, зелень, грудь? Можно ли говорить об исходной основе каждого из них?
Найдите слова с корнем -син-, расположите их в словообразовательном гнезде, дополните его известными вам производными.
Постройте словообразовательную цепочку от исходного слова золото, состоящую из производных не менее двух ступеней.
Определите словообразовательный тип следующих производных: увяданье, рыжеватая, поламывать; дополните их список.
Задание 184. Поработаем «гнездостроителями»!
А теперь последовательно будем присоединять к слову аллея перечисленные суффиксы. Все ли из них мы можем использовать? (Не забывайте о непредсказуемости словообразования: что удобно в одном случае, совершенно неприемлемо в другом!) Вот какая картина, наверное, у вас получилась:
АЛЛЕЙ-арь (аллеярь) – мастер по закладке аллей;
АЛЛЕЕНИЕ – процесс украшения города аллеями;
АЛЛЕЯНИН – постоянный обитатель аллей (может быть, бомж?);
АЛЛЕИЗМ – философское учение, доказывающее полезность и нужность увеличения количества аллей
АЛЛЕИСТ – см. Аллеярь или аллеизм;
АЛЛЕИХА – жена (см. предыдущую строку);
АЛЛЕИЦА – аллея гигантских размеров;
АЛЛЕИШКА – пренебрежительное название не совсем приглядной аллеи;
АЛЛЕЁНОК – очень молодая аллея;
АЛЛЕЙСТВО – приверженность к разведению аллей;
АЛЛЕЙЩИК – специалист на все руки по аллеям.
И это только существительные! Прилагательные и глаголы получаются тоже не менее симпатичные:
АЛЛЕИТЬ – украшать аллеями;
АЛЛЕЙНИЧАТЬ – проводить время в аллее и т.д.
К глаголам совсем легко добавлять приставки, и вот, пожалуйста:
Если ваша фантазия иссякла, то уставшие могут отдохнуть, а самые отважные пусть теперь попытаются объединить все получившиеся производные в гнезде.
Но не слишком обольщайтесь: придуманные только что слова можно назвать полноправными членами лексики лишь относительно – они пока не вошли в язык, не закрепились в нем, да и вряд ли когда-то войдут. Вы сочинили их по просьбе учителя, также их можно создавать и на случай, к примеру, в разговоре. То есть эти слова быстро возникают и почти всегда столь же быстро исчезают. В науке их называют окказионализмами.
Вопрос, на который можно не отвечать: как вы считаете, полезной или бесполезной работой вы сейчас занимались? Кто хочет, поясните свой ответ.