Что такое словообразовательное гнездо
Словообразовательное гнездо и его строение
Строение словообразовательного гнезда прилагательного здоровый можно схематически представить в следующем виде:
Из данных слов постройте словообразовательные гнезда.
1. Башмак, башмачница, башмачок, башмачник, башмачный.
2. Село, сельсовет, сельмаг, сельчанин, сельцо, сельчанка, по-сельски, сельский.
3. Светить, свет, светильник, светило, осветить, освещение, засветить, подсветить, посветить.
4. Книжный, книга, книговедческий, книжонка, книжка, книжно, книжность, книговед.
5. Ночевать, ночь, ночка, ночлежный, ночью, ноченька, ночник, еженощный, ночничок, по-ночному, ночевка, переночевать, ночлег, заночевать.
Сгруппируйте однокоренные слова. Постройте словообразовательные гнезда.
1. Клуб, клубный, одноклубник, одноклубница, клубок, клубочек, спортклуб, клубочница, клубком, автоклуб.
2. Белка, белый, белить, побелка, беличий, белочка, побелить, бельчонок.
3. Нос, носочек, поднос, носочный, носик, носок, носильщик, носище, чулочно-носочный, носач, переносица, обноски, носатый, носовой.
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор — это разбор слова, ставящий своей задачей описание словообразовательных свойств слова, т. е. установление отношений производности, связывающих данное слово с другими однокоренными словами.
При словообразовательном разборе необходимо найти производящую основу, выделить словообразовательное средство и охарактеризовать способ словообразования; дополнительно — показать место производного слова в словообразовательном гнезде.
1. Определить, производное ли данное слово.
2. Если слово производное, выписать соответствующее производящее слово (или, при сложении, несколько производящих), указав стрелкой отношения производности между производящим словом и производным.
3. Показать графически словообразовательную структуру производного слова, выделив в составе производной основы словообразовательное средство и производящую основу. Если производящая основа претерпела изменения (усечение, наложение морфем, чередования) или при словообразовании использован интерфикс, следует отметить это.
4. Назвать способ словообразования.
5. Указать словообразовательное гнездо, в которое входит данное производное слово, выделив словообразовательную цепь, включающую анализируемое слово.
Образец:
1. Слово производное.
2. Отношения производности: кричать —» раскричаться.
я; производящая основа вошла в состав производной в неизменном виде (не отмечается чередований, усечения производящей основы и наложения морфем).
4. Способ словообразования — аффиксальный (префик-сально-постфиксальный).
5. Анализируемое слово входит в словообразовательное гнездо глагола кричать и образовано непосредственно от «вершины» данного словообразовательного гнезда.
Выполните полный словообразовательный разбор всех производных слов в стихотворении.
По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли (М. Лермонтов).
В случае затруднений при словообразовательном разборе рекомендуем обращаться к «Словарю-справочнику по русскому языку» под редакцией А. Н. Тихонова (М., 1995) или к «Школьному словообразовательному словарю русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1996).
Морфология как раздел грамматики
Морфология — раздел грамматики. Термин «грамматика» многозначен. Принято различать следующие значения этого термина.
1. Грамматика — это строй языка, система наиболее общих закономерностей устройства и использования в речи основных значимых единиц языка — слов и предложений.
2. Грамматикой называется также область языкознания, изучающая грамматический строй языка и представленная двумя научными дисциплинами — морфологией и синтаксисом. Грамматической науке противопоставлена лексика, изучающая лексическое значение слова, которое всегда индивидуально. Фонетика также отграничивается от грамматики, так как звуковые единицы не имеют своего значения.
3. Наконец, грамматикой называют и обобщающий научный труд, содержащий полное системное описание строя данного языка. Наиболее авторитетными являются академические (изданные Академией наук) грамматики, например «Русская грамматика» под редакцией Н. Ю. Шведовой и др. (М., 1980).
Морфология — это, во-первых, уровень грамматической системы языка, на котором реализуются закономерности грамматического поведения слов и правила образования грамматических разновидностей слов — словоформ. Во-вторых, морфологией принято называть раздел языкознания, изучающий грамматические свойства слов и словоформ.
Задачи морфологии как раздела лингвистической науки таковы:
1) выявление грамматических (морфологических) признаков слов, т. е. их грамматических значений и средств выражения данных значений;
2) грамматическая классификация слов (а именно установление частей речи и иных морфологических классов слов — типов склонения, спряжения и др.);
3) конкретный анализ морфологических признаков слова в предложении и тексте.
К числу основных понятий морфологии как науки относятся понятия слова и словоформы, словоизменения, грамматической формы и грамматического значения слова, грамматической категории, части речи.
Слово и словоформа
Слово как единица языка рассматривалось в разделе «Лексикология». Для морфологии важны прежде всего грамматические свойства слова, в частности соотношение слова как единицы языка и словоформы.
Словоформа — это грамматическая разновидность слова; например, слово ученик в тексте предстает как одна из словоформ: ученик, ученика, ученику, учеником, (об) ученике; ученики, учеников, ученикам, учениками, (об) учениках.
Словоформы различаются грамматическими значениями. Так, в словоформе ученик выражено значение именительного падежа единственного числа, а в словоформе ученикам — значение дательного падежа множественного числа.
В то же время грамматические разновидности одного слова характеризуются и чертами сходства, а именно:
1) одной и той же основой (исключение составляют супплетивные, т. е. образованные от разных корней, основы словоформ типа я — меня, иду — шел, человек — люди, хороший — лучше, маленький — меньше, а также словоформы с частичным видоизменением конца основы: мать — матери, знамя — знамени, сын — сыновья);
2) одинаковым лексическим значением;
3) общими грамматическими значениями (для форм существительного ученик это частеречное значение предметности и грамматические значения одушевленности и мужского рода).
У одного и того же слова могут быть как простые словоформы типа читать, читаю, читал, читай, читающий, так и составные типа буду читать, читал бы. В простой словоформе средством выражения грамматического значения служит словоизменительный аффикс (или несколько таких аффиксов: чита-л-а), а в составной — служебное слово и словоизменительные аффиксы основного слова (буду чита-ть). Составные словоформы характерны для глаголов, а также прилагательных (самый веселый) и наречий <быстрее всех).
Способность слова образовывать грамматические разновидности — словоформы — называется словоизменением. Изменение по падежам существительных, прилагательных, числительных и местоимений называется склонением, а словоизменение глагола — спряжением.
Выпишите словоформы существительных. Приведите начальную форму каждого из них и его другие словоформы. Укажите, что объединяет и что различает разные словоформы одного существительного.
В те времена, лет восемнадцать назад, на этом месте было очень много сирени. Там, где сейчас магазин «Мясо», желтел деревянный дачный заборчик — все тут было дачное, и люди, жившие здесь, считали, что живут на даче. (Ю. Трифонов).
В тексте предыдущего задания найдите слова с супплетивными основами, а также слова, основы которых частично изменяются при склонении и спряжении.
Выпишите в два столбика все простые и все составные словоформы глаголов. Какие грамматические значения и какими элементами (служебными морфемами, вспомогательными словами) выражаются в этих словоформах?
1. Мой приятель был самый простой и обыкновенный человек, хотя и стихотворец. Долго дожидалась бы почтеннейшая публика подарков от моего приятеля, если б книгопродавцы не платили ему довольно дорого за его стихи (П.). 2. Где слезиночки роняла, завтра розы будут цвесть. Я кружавчики сплетала, завтра сети буду плесть Щв.).
Определите, какими грамматическими значениями различаются прилагательные. Как выражаются эти значения?
1. Синее небо, синий цветок, синяя туча. 2. Спелый апельсин, более спелый апельсин, самый спелый апельсин. 3. Красный карандаш, красные карандаши.
Грамматическое значение и грамматическая форма слова
Грамматическое значение слова — это значение, выражаемое типизированными формальными средствами, характерными для определенной части речи. Этим грамматическое значение отличается от лексического, которое выражается не грамматическими средствами, а основой слова.
Например, значение наклонения (изъявительного, повелительного или сослагательного) является грамматическим, поскольку оно у всех глаголов выражено формальными показателями, т. е. окончаниями (беру, бери), или служебным словом бы (брал бы).
Самым важным грамматическим значением слова, от которого зависят все другие его грамматические значения, является обобщенное частеречное значение, свойственное всем словам данной части речи: для существительных это значение ‘предмет’, для глаголов — ‘действие’, для числительных — ‘количество’ и т. д.
Термин «грамматическая форма слова» нередко понимается как синоним термина «словоформа». Однако у термина «грамматическая форма слова» есть и более глубокий смысл. Под грамматической формой слова принято понимать целостную систему формальных средств выражения его грамматического значения.
Так, средствами выражения числового значения у существительного являются в совокупности: 1) окончания существительного: книга, книги; 2) показатели, расположенные за пределами существительного, например окончания слов, согласующихся по числу с этим существительным: ваша книга, ваши книги.
Формальные показатели последнего типа особенно важны в тех случаях, когда грамматическое значение слова не может быть выражено его окончаниями; ср.: мощная АЭС (единственное число) — мощные АЭС (множественное число); также: наша староста (женский род) — наш староста (мужской род).
Какие значения выражаются основой слова, какие — окончанием? Назовите грамматические значения приведенных слов.
1. Несу, голову, приеду, столу. 2. Иди, яблоки, (нет) книги.
В выделенных словах отделите основу от словоизменительных морфем. Укажите, какие грамматические значения в этих словах выражены нулевыми окончаниями.
В лесу медведь без всяких правил
Машиной персональной правил (Я. Козловский).
словообразовательное гнездо
Смотреть что такое «словообразовательное гнездо» в других словарях:
словообразовательное гнездо — Объединение производных, включающее в свой состав: 1) словообразовательные цепи; 2) словообразовательные парадигмы. Приведем фрагмент гнезда с вершиной петь: петь певец запеть → запевать → запевала допеть пропеть Здесь представлены и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Гнездо — Совокупность слов, связанных между собою непосредственными последовательными словообразовательными отношениями (словообразовательное гнездо),слов, восходящих генетически к одной производящей основе (корню, слову) через цепь словообразовательных… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии
гнездо — а/; гнёзда; ср. см. тж. гнёздышко, гнездовище, гнездовой 1) а) Место, устраиваемое или приспосабливаемое птицами для кладки яиц и высиживания птенцов. Воронье, ласточкино гнездо/. Гнезд … Словарь многих выражений
гнездо — а/, мн. гнёзда, гнёзд, с. 1) У птиц, насекомых, животных: место, обустраиваемое для укрытия, кладки яиц и выведения потомства. Орлиное гнездо. Птица сидит в гнезде. Свить гнездо. Синонимы: обита/лище 2) Скопление плотно растущих вместе растений,… … Популярный словарь русского языка
гнездо слов — группа однокоренных слов, упорядоченная отношениями производности; словообразовательное гнездо … Толковый переводоведческий словарь
гнездо — а; гнёзда; ср. 1. Место, устраиваемое или приспосабливаемое птицами для кладки яиц и высиживания птенцов. Воронье, ласточкино г. Г. перепёлки, глухаря. Вить г. Разорять птичьи гнёзда. Выпасть, вывалиться из гнезда. / О месте обитания, зимовки,… … Энциклопедический словарь
ГНЕЗДО — ГНЕЗДО, а, мн. гнёзда, гнёзд, ср. 1. У птиц, насекомых, пресмыкающихся, грызунов и нек рых других животных: место жилья, кладки яиц и выведения детёнышей. Вить гнёзда. Г. аллигатора. Воровское г. (перен.: притон). Свить себе г. (также перен.:… … Толковый словарь Ожегова
гнездо словообразовательное — Комплексная единица словообразовательной системы, представляющая собой упорядоченную совокупность однокоренных дериватов, связанных отношениями производности с одним непроизводным (базовым) словом – вершиной данного гнезда. Компоненты… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь
Тихонов, Александр Николаевич (лингвист) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тихонов, Александр Николаевич. Александр Николаевич Тихонов Дата рождения: 20 ноября 1931(1931 11 20) Место рождения: пос. Поташевка, Аургазинский район Дата смерти … Википедия
Презентация по русскому языку «Словообразовательные пары, цепочка и гнездо» (6 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проверим домашнее задание
Самостоятельная работа Часть 1 «Тест» 1. Определите способ образования слова диван-кровать: А) приставочно-суффиксальный Б) приставочный В) сложение слов Г) бессуффиксный 2. Это слово образовано при помощи суффикса: А) луноход Б) лесник В) побережье Г) перекосить
3. Приставкой называется: А) главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов. Б) значимая неизменяемая часть слова, служащая для связи слов. В) значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова. Г) значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова.
4. Укажите слово, образованное приставочным способом: А) подоконник Б) мясной В) лосиный Г) подстанция 5. Укажите форму слова лесок: А) леска Б) лесочек В) лесник Г) лесной
Часть 2. Определите способ словообразования Потемнеть, лентяйничать, бездорожная, лесостепь, платье-костюм, булочная.
Рассмотрите рисунок и объясните его лингвистический смысл.
Что отображают эти рисунки?
Словообразовательные гнёзда и цепочки.
ночь ночной Исходное слово и образованное от него слово являются… СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРОЙ
серый сероватый сероватенький При последовательном образовании слов друг от друга создаётся… СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА
серый сероватый сероватенький … Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, составляют… СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО Рассмотрите словообразовательное гнездо с исходным словом «смелый» (стр.98).
Словообразовательное гнездо – это группа однокоренных слов, расположенных в виде словообразовательных пар и цепочек, которые показывают, какое слово от какого образовано. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово.
белый Работа в паре
белый беловатый белить беловатенький побелить побелка белизна белила (сущ.) отбелить белёный
новый новость обновить новатор возобновить новаторский новинка Задание. Расположите однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга. Вы допустили ош.
Определите способ словообразования слова ИСПУГ: приставочный суффиксальный бессуффиксный приставочно-суффиксальный
Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом: Его никто не провожал: он не любил проводов.
Домашнее задание 1. п.33 2. Упр.175 (любые 3)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-765823
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое словообразовательное гнездо
Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.
Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксальные морфы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях (подробнее см. § 31).
§ 28. Словообразовательный формант
Словообразовательный формант имеется у всех словоформ мотивированного слова; этим он отличается от словоизменительных формантов (см. § 15), присущих отдельным словоформам.
Примечание. К числу аффиксов, выступающих во всех словоформах одного слова, относятся не только аффиксы, имеющие словообразовательное значение, но и аффиксы, имеющие несловоизменительные морфологические значения (см. § 15): -ива- в видовом значении, -ся в залоговом и др. Образования с этими аффиксами в «Краткой русской грамматике» рассматриваются наряду с образованиями, имеющими словообразовательные аффиксы.
В «Краткой русской грамматике» описываются главным образом непосредственные мотивации. Опосредованные мотивации указываются в редких случаях. Описание всех случаев неединственности мотиваций также не входит в задачу этой книги; указание одной из мотиваций не означает отсутствия у слова других мотиваций.
§ 29. Словообразовательные цепочка и гнездо
Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например:
§ 30. Словообразовательные типы
По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:
Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.
Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, открытыми. Типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, закрытыми. Кроме того, существуют слабопродуктивные типы и подтипы, по которым новые слова образуются редко, лишь в единичных случаях.
Способы словообразования. Несмешанные способы словообразования
Способы словообразования делятся на несмешанные (простые) и смешанные. К несмешанным способам словообразования относятся следующие:
Смешанные способы словообразования
В смешанных способах словообразования соответствующие средства по-разному комбинируются, и, таким образом, формант равен сочетанию формантов, принадлежащих несмешанным способам (двум или трем). В русском языке имеются следующие смешанные способы словообразования:
Последние два способа малопродуктивны.
Примечание. В отдельных группах слов и в изолированных словах, а также в окказионализмах представлены и другие смешанные способы словообразования, например: префиксально-сложный (у-мир-о-творить), сращение в сочетании с постфиксацией (за-благо-рассудит-ся), сращение в сочетании с субстантивацией (впе-рёд-смотрящий, сущ.).
Морфологические средства
Роль словообразовательных средств
Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. С одной стороны, оно служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов; словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение (о связи лексического и словообразовательного значений в разных словообразовательных типах см. § 30).