Что такое словообразовательное гнездо

Словообразовательное гнездо и его строение

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Строение словообразовательного гнезда прилагательно­го здоровый можно схематически представить в следующем виде:

Из данных слов постройте словообразовательные гнезда.

1. Башмак, башмачница, башмачок, башмачник, башмач­ный.

2. Село, сельсовет, сельмаг, сельчанин, сельцо, сельчанка, по-сельски, сельский.

3. Светить, свет, светильник, светило, осветить, освеще­ние, засветить, подсветить, посветить.

4. Книжный, книга, книговедческий, книжонка, книжка, книжно, книжность, книговед.

5. Ночевать, ночь, ночка, ночлежный, ночью, ноченька, ночник, еженощный, ночничок, по-ночному, ночевка, перено­чевать, ночлег, заночевать.

Сгруппируйте однокоренные слова. Постройте словообразо­вательные гнезда.

1. Клуб, клубный, одноклубник, одноклубница, клубок, клубочек, спортклуб, клубочница, клубком, автоклуб.

2. Белка, белый, белить, побелка, беличий, белочка, побелить, бельчонок.

3. Нос, носочек, поднос, носочный, носик, носок, носиль­щик, носище, чулочно-носочный, носач, переносица, обноски, носатый, носовой.

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор — это разбор слова, ста­вящий своей задачей описание словообразовательных свойств слова, т. е. установление отношений производности, связывающих данное слово с другими однокоренными сло­вами.

При словообразовательном разборе необходимо найти про­изводящую основу, выделить словообразовательное средство и охарактеризовать способ словообразования; дополнительно — показать место производного слова в словообразовательном гнезде.

1. Определить, производное ли данное слово.

2. Если слово производное, выписать соответствующее про­изводящее слово (или, при сложении, несколько производя­щих), указав стрелкой отношения производности между про­изводящим словом и производным.

3. Показать графически словообразовательную структуру производного слова, выделив в составе производной основы словообразовательное средство и производящую основу. Если производящая основа претерпела изменения (усечение, нало­жение морфем, чередования) или при словообразовании ис­пользован интерфикс, следует отметить это.

4. Назвать способ словообразования.

5. Указать словообразовательное гнездо, в которое входит данное производное слово, выделив словообразовательную цепь, включающую анализируемое слово.

Образец:

1. Слово производное.

2. Отношения производности: кричать —» раскричаться.

я; производящая основа вошла в состав производной в не­изменном виде (не отмечается чередований, усечения произво­дящей основы и наложения морфем).

4. Способ словообразования — аффиксальный (префик-сально-постфиксальный).

5. Анализируемое слово входит в словообразовательное гнездо глагола кричать и образовано непосредственно от «вер­шины» данного словообразовательного гнезда.

Выполните полный словообразовательный разбор всех про­изводных слов в стихотворении.

По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли (М. Лермонтов).

В случае затруднений при словообразовательном разборе реко­мендуем обращаться к «Словарю-справочнику по русскому языку» под редакцией А. Н. Тихонова (М., 1995) или к «Школьному словооб­разовательному словарю русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1996).

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Морфология как раздел грамматики

Морфология — раздел грамматики. Термин «грамматика» многозначен. Принято различать следующие значения этого термина.

1. Грамматика — это строй языка, система наиболее общих закономерностей устройства и использования в речи основных значимых единиц языка — слов и предложений.

2. Грамматикой называется также область языкознания, изучающая грамматический строй языка и представленная двумя научными дисциплинами — морфологией и синтакси­сом. Грамматической науке противопоставлена лексика, изу­чающая лексическое значение слова, которое всегда индивиду­ально. Фонетика также отграничивается от грамматики, так как звуковые единицы не имеют своего значения.

3. Наконец, грамматикой называют и обобщающий науч­ный труд, содержащий полное системное описание строя дан­ного языка. Наиболее авторитетными являются академиче­ские (изданные Академией наук) грамматики, например «Рус­ская грамматика» под редакцией Н. Ю. Шведовой и др. (М., 1980).

Морфология — это, во-первых, уровень грамматиче­ской системы языка, на котором реализуются закономерности грамматического поведения слов и правила образования грам­матических разновидностей слов — словоформ. Во-вторых, морфологией принято называть раздел языкознания, изучаю­щий грамматические свойства слов и словоформ.

Задачи морфологии как раздела лингвистической науки та­ковы:

1) выявление грамматических (морфологических) призна­ков слов, т. е. их грамматических значений и средств выраже­ния данных значений;

2) грамматическая классификация слов (а именно установ­ление частей речи и иных морфологических классов слов — типов склонения, спряжения и др.);

3) конкретный анализ морфологических признаков слова в предложении и тексте.

К числу основных понятий морфологии как науки относят­ся понятия слова и словоформы, словоизменения, грамматиче­ской формы и грамматического значения слова, грамматиче­ской категории, части речи.

Слово и словоформа

Слово как единица языка рассматривалось в разделе «Лек­сикология». Для морфологии важны прежде всего граммати­ческие свойства слова, в частности соотношение слова как единицы языка и словоформы.

Словоформа — это грамматическая разновидность слова; например, слово ученик в тексте предстает как одна из слово­форм: ученик, ученика, ученику, учеником, (об) ученике; уче­ники, учеников, ученикам, учениками, (об) учениках.

Словоформы различаются грамматическими значениями. Так, в словоформе ученик выражено значение именительного падежа единственного числа, а в словоформе ученикам — зна­чение дательного падежа множественного числа.

В то же вре­мя грамматические разновидности одного слова характеризу­ются и чертами сходства, а именно:

1) одной и той же основой (исключение составляют супплетивные, т. е. образованные от разных корней, основы словоформ типа я — меня, идушел, человеклюди, хорошийлучше, маленькийменьше, а также словоформы с частичным видоизменением конца ос­новы: матьматери, знамязнамени, сынсыновья);

2) одинаковым лексическим значением;

3) общими граммати­ческими значениями (для форм существительного ученик это частеречное значение предметности и грамматические значе­ния одушевленности и мужского рода).

У одного и того же слова могут быть как простые сло­воформы типа читать, читаю, читал, читай, читающий, так и составные типа буду читать, читал бы. В простой словоформе средством выражения грамматического значения служит словоизменительный аффикс (или несколько таких аффиксов: чита-л-а), а в составной — служебное слово и сло­воизменительные аффиксы основного слова (буду чита-ть). Составные словоформы характерны для глаголов, а также при­лагательных (самый веселый) и наречий <быстрее всех).

Способность слова образовывать грамматические разновид­ности — словоформы — называется словоизменением. Изменение по падежам существительных, прилагательных, числительных и местоимений называется склонением, а словоизменение глагола — спряжением.

Выпишите словоформы существительных. Приведите на­чальную форму каждого из них и его другие словоформы. Укажите, что объединяет и что различает разные словоформы одного существи­тельного.

В те времена, лет восемнадцать назад, на этом месте было очень много сирени. Там, где сейчас магазин «Мясо», желтел деревянный дачный заборчик — все тут было дачное, и люди, жившие здесь, считали, что живут на даче. (Ю. Трифонов).

В тексте предыдущего задания найдите слова с супплетив­ными основами, а также слова, основы которых частично изменяют­ся при склонении и спряжении.

Выпишите в два столбика все простые и все составные слово­формы глаголов. Какие грамматические значения и какими элемен­тами (служебными морфемами, вспомогательными словами) выра­жаются в этих словоформах?

1. Мой приятель был самый простой и обыкновенный че­ловек, хотя и стихотворец. Долго дожидалась бы почтенней­шая публика подарков от моего приятеля, если б книгопродав­цы не платили ему довольно дорого за его стихи (П.). 2. Где слезиночки роняла, завтра розы будут цвесть. Я кружавчики сплетала, завтра сети буду плесть Щв.).

Определите, какими грамматическими значениями разли­чаются прилагательные. Как выражаются эти значения?

1. Синее небо, синий цветок, синяя туча. 2. Спелый апель­син, более спелый апельсин, самый спелый апельсин. 3. Крас­ный карандаш, красные карандаши.

Грамматическое значение и грамматическая форма слова

Грамматическое значение слова — это значение, выража­емое типизированными формальными средствами, характер­ными для определенной части речи. Этим грамматическое зна­чение отличается от лексического, которое выражается не грамматическими средствами, а основой слова.

Например, значение наклонения (изъявительного, повели­тельного или сослагательного) является грамматическим, по­скольку оно у всех глаголов выражено формальными показа­телями, т. е. окончаниями (беру, бери), или служебным словом бы (брал бы).

Самым важным грамматическим значением слова, от кото­рого зависят все другие его грамматические значения, являет­ся обобщенное частеречное значение, свойственное всем словам данной части речи: для существительных это значение ‘предмет’, для глаголов — ‘действие’, для числительных — ‘количество’ и т. д.

Термин «грамматическая форма слова» нередко понимает­ся как синоним термина «словоформа». Однако у термина «грамматическая форма слова» есть и более глубокий смысл. Под грамматической формой слова принято понимать целост­ную систему формальных средств выражения его грамматиче­ского значения.

Так, средствами выражения числового значения у сущест­вительного являются в совокупности: 1) окончания существи­тельного: книга, книги; 2) показатели, расположенные за пре­делами существительного, например окончания слов, согла­сующихся по числу с этим существительным: ваша книга, ваши книги.

Формальные показатели последнего типа особенно важны в тех случаях, когда грамматическое значение слова не может быть выражено его окончаниями; ср.: мощная АЭС (единствен­ное число) — мощные АЭС (множественное число); также: на­ша староста (женский род) — наш староста (мужской род).

Какие значения выражаются основой слова, какие — окон­чанием? Назовите грамматические значения приведенных слов.

1. Несу, голову, приеду, столу. 2. Иди, яблоки, (нет) книги.

В выделенных словах отделите основу от словоизменитель­ных морфем. Укажите, какие грамматические значения в этих сло­вах выражены нулевыми окончаниями.

В лесу медведь без всяких правил

Машиной персональной правил (Я. Козловский).

Источник

словообразовательное гнездо

Смотреть что такое «словообразовательное гнездо» в других словарях:

словообразовательное гнездо — Объединение производных, включающее в свой состав: 1) словообразовательные цепи; 2) словообразовательные парадигмы. Приведем фрагмент гнезда с вершиной петь: петь певец запеть → запевать → запевала допеть пропеть Здесь представлены и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Гнездо — Совокупность слов, связанных между собою непосредственными последовательными словообразовательными отношениями (словообразовательное гнездо),слов, восходящих генетически к одной производящей основе (корню, слову) через цепь словообразовательных… … Справочник по этимологии и исторической лексикологии

гнездо — а/; гнёзда; ср. см. тж. гнёздышко, гнездовище, гнездовой 1) а) Место, устраиваемое или приспосабливаемое птицами для кладки яиц и высиживания птенцов. Воронье, ласточкино гнездо/. Гнезд … Словарь многих выражений

гнездо — а/, мн. гнёзда, гнёзд, с. 1) У птиц, насекомых, животных: место, обустраиваемое для укрытия, кладки яиц и выведения потомства. Орлиное гнездо. Птица сидит в гнезде. Свить гнездо. Синонимы: обита/лище 2) Скопление плотно растущих вместе растений,… … Популярный словарь русского языка

гнездо слов — группа однокоренных слов, упорядоченная отношениями производности; словообразовательное гнездо … Толковый переводоведческий словарь

гнездо — а; гнёзда; ср. 1. Место, устраиваемое или приспосабливаемое птицами для кладки яиц и высиживания птенцов. Воронье, ласточкино г. Г. перепёлки, глухаря. Вить г. Разорять птичьи гнёзда. Выпасть, вывалиться из гнезда. / О месте обитания, зимовки,… … Энциклопедический словарь

ГНЕЗДО — ГНЕЗДО, а, мн. гнёзда, гнёзд, ср. 1. У птиц, насекомых, пресмыкающихся, грызунов и нек рых других животных: место жилья, кладки яиц и выведения детёнышей. Вить гнёзда. Г. аллигатора. Воровское г. (перен.: притон). Свить себе г. (также перен.:… … Толковый словарь Ожегова

гнездо словообразовательное — Комплексная единица словообразовательной системы, представляющая собой упорядоченную совокупность однокоренных дериватов, связанных отношениями производности с одним непроизводным (базовым) словом – вершиной данного гнезда. Компоненты… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Словообразование — Словообразование 1) образование слов, называемых производными и сложными, обычно на базе однокорневых слов по существующим в языке образцам и моделям с помощью аффиксации (см. Аффикс), словосложения, конверсии и других формальных средств.… … Лингвистический энциклопедический словарь

Тихонов, Александр Николаевич (лингвист) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тихонов, Александр Николаевич. Александр Николаевич Тихонов Дата рождения: 20 ноября 1931(1931 11 20) Место рождения: пос. Поташевка, Аургазинский район Дата смерти … Википедия

Источник

Презентация по русскому языку «Словообразовательные пары, цепочка и гнездо» (6 класс)

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверим домашнее задание

Самостоятельная работа Часть 1 «Тест» 1. Определите способ образования слова диван-кровать: А) приставочно-суффиксальный Б) приставочный В) сложение слов Г) бессуффиксный 2. Это слово образовано при помощи суффикса: А) луноход Б) лесник В) побережье Г) перекосить

3. Приставкой называется: А) главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов. Б) значимая неизменяемая часть слова, служащая для связи слов. В) значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова. Г) значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова.

4. Укажите слово, образованное приставочным способом: А) подоконник Б) мясной В) лосиный Г) подстанция 5. Укажите форму слова лесок: А) леска Б) лесочек В) лесник Г) лесной

Часть 2. Определите способ словообразования Потемнеть, лентяйничать, бездорожная, лесостепь, платье-костюм, булочная.

Рассмотрите рисунок и объясните его лингвистический смысл.

Что отображают эти рисунки?

Словообразовательные гнёзда и цепочки.

ночь ночной Исходное слово и образованное от него слово являются… СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРОЙ

серый сероватый сероватенький При последовательном образовании слов друг от друга создаётся… СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА

серый сероватый сероватенький … Словообразовательные цепочки, имеющие одно и то же исходное слово, составляют… СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГНЕЗДО Рассмотрите словообразовательное гнездо с исходным словом «смелый» (стр.98).

Словообразовательное гнездо – это группа однокоренных слов, расположенных в виде словообразовательных пар и цепочек, которые показывают, какое слово от какого образовано. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово.

белый Работа в паре

белый беловатый белить беловатенький побелить побелка белизна белила (сущ.) отбелить белёный

новый новость обновить новатор возобновить новаторский новинка Задание. Расположите однокоренные слова с учетом последовательности образования их друг от друга. Вы допустили ош.

Определите способ словообразования слова ИСПУГ: приставочный суффиксальный бессуффиксный приставочно-суффиксальный

Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом: Его никто не провожал: он не любил проводов.

Домашнее задание 1. п.33 2. Упр.175 (любые 3)

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Номер материала: ДБ-765823

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного

Время чтения: 2 минуты

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве

Время чтения: 4 минуты

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое словообразовательное гнездо

Однокоренные слова, лишенные названных свойств (домик и домище), не находятся между собой в отношениях мотивации.

Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксальные морфы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях (подробнее см. § 31).

§ 28. Словообразовательный формант

Словообразовательный формант имеется у всех словоформ мотивированного слова; этим он отличается от словоизменительных формантов (см. § 15), присущих отдельным словоформам.

Примечание. К числу аффиксов, выступающих во всех словоформах одного слова, относятся не только аффиксы, имеющие словообразовательное значение, но и аффиксы, имеющие несловоизменительные морфологические значения (см. § 15): -ива- в видовом значении, -ся в залоговом и др. Образования с этими аффиксами в «Краткой русской грамматике» рассматриваются наряду с образованиями, имеющими словообразовательные аффиксы.

В «Краткой русской грамматике» описываются главным образом непосредственные мотивации. Опосредованные мотивации указываются в редких случаях. Описание всех случаев неединственности мотиваций также не входит в задачу этой книги; указание одной из мотиваций не означает отсутствия у слова других мотиваций.

§ 29. Словообразовательные цепочка и гнездо

Совокупность всех слов с общим корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями мотивации, называется словообразовательным гнездом. Словообразовательное гнездо состоит из словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, например:

Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть фото Что такое словообразовательное гнездо. Смотреть картинку Что такое словообразовательное гнездо. Картинка про Что такое словообразовательное гнездо. Фото Что такое словообразовательное гнездо

§ 30. Словообразовательные типы

По характеру отношений между лексическими значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы:

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.

Словообразовательные типы и подтипы могут иметь различную продуктивность, т.е. способность служить образцом для производства новых слов. Типы и подтипы, по которым в современном языке активно образуются новые слова, являются продуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, открытыми. Типы и подтипы, по которым в современном языке не образуются новые слова, являются непродуктивными, а ряды слов, к ним относящихся, закрытыми. Кроме того, существуют слабопродуктивные типы и подтипы, по которым новые слова образуются редко, лишь в единичных случаях.

Способы словообразования. Несмешанные способы словообразования

Способы словообразования делятся на несмешанные (простые) и смешанные. К несмешанным способам словообразования относятся следующие:

Смешанные способы словообразования

В смешанных способах словообразования соответствующие средства по-разному комбинируются, и, таким образом, формант равен сочетанию формантов, принадлежащих несмешанным способам (двум или трем). В русском языке имеются следующие смешанные способы словообразования:

Последние два способа малопродуктивны.

Примечание. В отдельных группах слов и в изолированных словах, а также в окказионализмах представлены и другие смешанные способы словообразования, например: префиксально-сложный (у-мир-о-творить), сращение в сочетании с постфиксацией (за-благо-рассудит-ся), сращение в сочетании с субстантивацией (впе-рёд-смотрящий, сущ.).

Морфологические средства

Роль словообразовательных средств

Словообразование является важным звеном языковой системы, связующим лексику с грамматикой. С одной стороны, оно служит пополнению лексического состава языка новыми словами, создаваемыми на базе уже существующих слов, формированию лексического значения мотивированного слова, часто также группировке слов в лексические разряды (например, разряды слов со значением лица, с собирательным значением большей частью состоят из мотивированных слов). А поскольку мотивированных слов в языке подавляющее большинство, словообразование является и важным ключом к лексике языка в процессе ее усвоения, к пониманию значения новых слов; словообразовательная структура слова (формант в сочетании с мотивирующей частью) всегда в той или иной мере указывает на его лексическое значение (о связи лексического и словообразовательного значений в разных словообразовательных типах см. § 30).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *