Что в переводе с латыни означает слово парфюмерия
Значение слова «парфюмерия»
1. собир. Ароматические изделия, применяемые в косметических и гигиенических целях. Торговля парфюмерией.
2. Отрасль промышленности, изготовляющая такие изделия.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Наиболее популярные виды парфюмерных изделий:
Парфюмерная вода (туалетные духи)
Парфюмерные композиции входят в состав и множества других гигиенических и косметических средств, таких, как мыло, шампунь, гель для душа и т. п.
Типы парфюмерной продукции отражают концентрацию соединений ароматического ряда в растворителе, который в прекрасном аромате является обычно этанолом или соединением воды и этанола. Различные источники отличаются в определениях типов духов.
Объемные концентрации парфюмерных масел следующие:
Perfum: 30 % ароматических соединений
Perfum extract (Extrait): 15—40 % (IFRA: обычно 20 %) ароматических соединений
Eau de Parfum (EdP), Parfum de Toilette (PdT): 10—20 % (обычно
15 %) ароматических соединений, иногда обозначаются как «millésime».
Eau de Toilette (EdT): 5—15 % (обычно
10 %)) ароматических соединений.
Eau de Cologne (EdC): цитрусового типа парфюмерные продукты с 3—8 % (обычно
5 %) ароматических соединений.
Кроме самого обычного растворителя для парфюмерных масел — этанола или смеси этанола и воды, могут также быть использованы нейтрально пахнущие масла типа очищенного кокосового масла, или жидких восков типа масла жожоба.
Интенсивность и долговечность духов базируются на концентрации, интенсивности и долговечности соединений ароматического ряда используемых ароматов. Различные парфюмерные продукты содержат различные количества масел. Поэтому, хотя концентрация масел в Eau de Parfum (EdP) обязательно будет выше, чем в Eau de Toilette (EdT), внутри диапазона фактические количества могут измениться между отдельными продуктами. EdT от одного производителя может быть более силен, чем EdP от другого.
Мужские ароматы редко продаются как EdP или Perfum extract. Также женские ароматы редко бывают в EdC-концентрациях. Хотя эта гендерная тенденция является обычной для определения концентрации аромата, это однозначно не фиксирует, был ли аромат предназначен для мужчин или женщин.
Кроме того, некоторые ароматы с одинаковым названием, но наличием различного названия концентрации не могут только отличаться по их концентрациям, а фактически используют различные смеси ароматических соединений в целом. Например, чтобы сделать EdT-версию аромата, более яркой и свежей, чем его EdP-версия, состав EdT нужно изменить так, чтобы он содержал немного больше верхних нот и/или меньше базовых. В некоторых случаях слова типа «extrême», «intense» или «concentrée», которые могли бы указывать ароматическую концентрацию, обозначают другие ароматы, которые имеет отношение к базовому только из-за подобия ароматического аккорда. Примером этого является Pour Monsieur от Chanel и Pour Monsieur Concentrée.
ПАРФЮМЕ’РИЯ, и, мн. нет, ж. [фр. parfumerie]. 1. собир. Ароматические и косметические
Торговля парфюмерией. Производство парфюмерии. 2. Производство этих товаров. 3. Магазин, где эти товары продаются (разг.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
парфюме́рия
1. собир. ароматические изделия, применяемые в косметических и гигиенических целях
2. отрасль промышленности, изготовляющая такие изделия
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: призывный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
История ПАРФЮМЕРИИ
Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым»
Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым»
Aроматный дым душистого кипариса, можжевельника, пахучих трав, смесь смол или масел: мирры, ладана, сандалового дерева от земных алтарей поднимался к небесам для услаждения богов.
Ароматы приобрели сакральную функцию: ублажая высшие силы, они, как свято верили наши далёкие предки, защищали от болезней и инфекций, призывали на землю дождь или хорошую погоду.
Более пяти тысяч лет назад в Древнем Египте, в честь Ра, бога солнца, сжигались различные ароматические смеси, соответствовавшие различному положению солнца на небе. Богатые благородные египтяне пользовались масляными духами (аттарами), в состав которых входили анис, кора кассии, перечная мята, розмарин, кипарис и лимон, а также такие смолы как бальзам из Мекки, жидкий стиракс, гальбан или росный ладан, которые делали запах духов устойчивым. Простолюдинки ограничивались использованием касторового масла с мятой, тимьяном и душицей. К этому времени относится и появление первой в истории туалетной воды — kyphi, в состав которой входили мед, вино, виноград, мирра, шафран и можжевельник.
Египтяне обучили искусству парфюмерии евреев. Покинув Египет, те взяли с собой формулы. В ветхом завете встречаются первые упоминания ароматов как инструментов соблазнения (Юдифь душится прежде, чем предстать перед Олоферном; Руфь обливает себя духами, чтобы понравиться Воозу).
В VII веке до нашей эры основными центрами производства ароматических веществ были Вавилон, Ниневия и Карфаген. Здесь продавались душистая смола из Аравии, камфара из Китая, корица из Индии. У более развитых цивилизаций в Малой Азии, Персеполе и Пальмире вызывали интерес более тонкие ароматы: кедр, мимоза, жасмин, роза и лилия.
В Библии сказано, что волхвы в дар родившемуся Богу-сыну преподнесли золото, ладан и мирру — тройной символ триединого Бога.
На Ближнем Востоке и в Индии ароматы первоначально использовались в религиозных целях, даже статуи богов обливали ароматной водой. Вскоре у ароматов появились и другие функции. В Индии женщины часами лежали в ванных с ароматическими маслами, а потом натирались маслами розового дерева или туберозы. В Китае элегантные женщины предпочитали экстракты цветов жасмина, настойки глицинии и фиалки. В Японии традиционно ароматы наносятся не на тело, пакетики с душистыми веществами, в том числе, пряностями, прикрепляют к кимоно. Благодаря чему движения японки приобретают уникальный аромат. Кроме того, японки носят ароматическую пасту в лакированных коробочках на поясе, а так же окуривают свои кимоно благовониями.
Именно древние греки стали добавлять к пряностям, растительным смолам и бальзамам душистые цветочные масла. Розы, лилии и фиалки вымачивали в масле или жидком жире. Традиция воскуривать ароматические вещества в честь павших героев, а также на торжествах оставалась неизменной. Кроме того, Гиппократ рекомендовал ароматизированные ванны и массажи, а так же использование ароматических веществ при лечении некоторых болезней.
Древние римлянки предпочитали сложные парфюмерные композиции. Император Нерон душился весь, с головы до подошв ботинок (в буквальном смысле), а на его пирах рабы освежали духами головы его гостей. По легенде, когда Клеопатра покидала Марка Антония, она приказала облить паруса своих кораблей пленительными духами, чтобы ветер донес их аромат до любовника. Духами обливались даже пороги домов, а так же знамена и военная атрибутика перед сражениями, считалось, что это приносит удачу.
В 16 веке в Грасе была изобретена дистилляция, благодаря чему в производстве парфюмерии стало возможным использовать спирт.
В начале средних веков в Европе снижается производство ароматических средств, особенно служащих религиозным целям, например, ладана. Но крестовые походы возрождают использование парфюмерных изделий для ухода за телом. Благодаря крестоносцам, восточные ароматы и пряности распространяются постепенно на Север.
В эпоху Возрождения использование ароматов становится традицией. В моде были ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочке или браслете. Кроме того, не потеряло свое значение использование парфюмерии в медицинских целях: окуривание розмарином или можжевельником в качестве борьбы с чумой или ароматизированный уксус в качестве лекарства от многих болезней.
Венеция раньше других начала крупномасштабную торговлю с Ближним Востоком, обеспечивая Европу бальзамами, растительными смолами, камфарой, мускатным орехом, корицей, сандалом и другими драгоценными ароматными веществами. Подъем торговли и зарождение центра культуры при дворе Франции способствовали производству собственных ароматических средств. Знаменитая «Eau de Hongrie» — «Вода Венгерской Королевы», созданная в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелиссы, лимона и розмарина, господствовала на рынке ароматов в течение нескольких столетий.
Вторым после Венеции поставщиком сырья для парфюмерии становится Испания. Испанские мастера по дублению кожи пропитывали её ароматными веществами, в результате чего создавалась знаменитая «испанская кожа» — верблюжья кожа, пропитанная розовой, сандаловой, лавандовой водой или водой с корицей, растертой с мускусом и амброй. Особенным успехом пользовались перчатки из такой кожи. В это время в парфюмерии начинает использоваться эссенция нероли (апельсиновых цветков), пользующаяся популярностью и сейчас. Еще одно изобретение того времени — аромат «a la frangipane», названный в честь итальянца Франжипани, использовавшего в парфюмерии горький миндаль, который до этого применялся только в кулинарии.
В Англии большим успехом пользуются stillrooms — некие собрания, клубы, где знатные дамы занимались дистилляцией цветочных эссенций, изготовлением «ароматных яблок», смесей и пакетиков с ароматическими средствами, используемых в интерьерах домов.
17 век был эпохой сильных ароматов, тем более, что отсутствие гигиены не располагало к легким ароматам и тонким духам. Фаворитами были стойкие ароматы, усиленные с помощью амбры и туберозы, жасмина и флердоранжа. В век Людовика XIV жеманницы неумеренно используют флорентийские мази с ирисом, испанский воск с жасмином и «кипрскую воду», содержащую в больших количествах ваниль, амбру, мускус и ирис. Неистовство ароматов завладело эпохой: благоухают подушки, веера, бумага для писем, парики, мыло, медальоны с изображением святых, и даже пепел, которым посыпали голову в первый день поста. Под чистотой в эту эпоху подразумевалось пудриться, душиться, пользоваться мазями, натирать кожу ароматной водой, освежать дыхание с помощью амбры или гвоздики.
Людовик XV унаследовал от своего деда любовь к ароматическим средствам, а его любовницы питали к ним не менее пламенные чувства. Крепкие запахи уступали место более нежным, с выраженным цветочным оттенком. Популярными становятся гесперидные ароматы (семейство цитрусовых), травяные ароматы (например, запахи герани и мелиссы). В 18 веке в парфюмерии появляются звезды: Фаржон, Любен, Убиган. В середине 18 века создается одеколон.
В дальнейшем романтизм привил вкус к запахам нежным и легким, к флаконам из опалового стекла, к ароматной воде, которой смачивались тонкие носовые платки. Но Вторая империя (царствование Наполеона III), словно в отместку, будет предаваться настоящей оргии опьяняющих ароматов, в которой уже можно различить бодлеровскую одержимость «духами развращающими, роскошными и торжествующими». О Востоке напоминают амбра, сандал, мускус, пачули. Одновременно парфюмерное производство превращается в искусство.
Вплоть до конца XIX века в мире ароматов господствовали исключительно натуральные, животные или растительные компоненты. Но с течением времени все большую популярность приобретают искусственные ароматические вещества, существенно расширившие палитру парфюмеров. Кумарин позволил Убигану создать Fougere royale («Королевский папоротник»), гелиотропин становится основой амбровых духов, появляется хинолин, благодаря которому возникают «кожаные» ароматы, затем иононы, синтетический мускус, фруктовые ноты и огромный вклад альдегидов.
Гравюра XVII века работы Николаса Лармессина (Nicolas Larmessin), вдохновила скульптора, Томека Кавьяка (Tomek Kawiak), на создание бронзового парфюмера в городе Грасс. Город является общепризнанной мировой столицей парфюмерии, именно здесь в XVII веке производство того, что сейчас мы называем парфюмерией. Когда-то заводы Грасса снабжали сырьем и духами почти всю Европу.
На сегодняшний день в Грассе производится 60% мировой парфюмерной продукции, а также большая часть душистых масел, которые используются при производстве французских духов. Здесь цветут восемь из одиннадцати самых известных в мире ароматов.
При подготовке текста был использован материал из книги
«100 легендарных ароматов» Сильвии Жирар-Лагорс
Откуда произошло слово Парфюмерия?
Слово «парфюм» происходит от латинского «per fumum», что означает «сквозь дым». Исскуство создания парфюма, зародилось в древней Месопотамии, но было развито и улучшено римлянами и египтянами. Позже словом парфюм французы называли приятные ароматы распространяемые курительницами.
В Египет курительницы попали около 3 000 лет до нашей эры и благодаря королеве Мааткара Хатшепсут Хенеметамон обрели огромную популярность. Она инициировала экспедиции с целью поиска всевозможных интересных находок. Результаты эспедиций были отображены на стенах храма построеного в её честь.
До начала Золотого Века Египта парфюм использовался только священниками в ритуальных церемониях фараонов. Но со временем священники стали терять своё эксклюзивное право на использование курительниц и ароматизированного масла. Граждан Египта обязали использовать благовония раз в неделю. Египтяне имели привычку тщательно принимать ванну, что послужило основой для появления роскошной церемонии приёма ванны в Греции и Риме. Прием ванны был социально модным. Настолько модным, что некоторые принимали ванну три раза в день.
Многие специи и ароматы, такие как, имбирь, перец и сандал египтяне импортировали из Индии. Египет до сих пор удерживает позиции одного из лидеров в производстве ароматизированного масла.
Древние греки и римляне узнали о парфюмерии от Египтян. Как и египтяне жители о.Крит очень любили лилии. Так же большой популярностью пользовались розы. Они изобрели такие важные масла как розовое масло, масло из лилии, анисовое и фиалковое масло.
В античном Риме запахам придавалась даже целебная сила.
Только в XII веке благодаря расширению торговых отношений, парфюмерия снова продолжила свое развитие. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии и центром по переработке пряностей с Востока.
Первая парфюмерная фабрика в мире возникла в 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла. Фабрикантами были сами монахи-доминиканцы. Им покровительствовали и делали богатые вклады в монастырь князья и герцоги и даже папа римский.
Далее в 1709 году француз Жан-Мари Фарина, торговец специями из Кёльна, выпустил душистую воду, названную в честь города в котором он проживал, «Echt Kölnisch Wasser №4711». Во Франции она появилась во второй половине XVIII века и с тех пор продается под названием о-де-колон.
Император Наполеон покупал до 60 флаконов одеколона в месяц.
Парфюме́рия — совокупность изделий, применяемых для приятной ароматизации чего-либо. Обычно парфюмерные изделия представляет собой жидкие растворы пахучих веществ. Растворителями могут быть спирт, смесь спирта и воды, дипропиленгликоль и другие вещества. Ароматические вещества могут быть как натуральными, так и искусственного происхождения.
Наиболее популярные виды парфюмерных изделий:
духи,
одеколон,
туалетная вода,
парфюмированная вода,
дезодорант,
освежитель воздуха и др.
История парфюмерного искусства
История парфюмерного искусства
Само слово «парфюмерия» обязано своим происхождением латинскому сочетанию «perfumum» — «через дым», применявшемуся к жертвоприношениям и воскуриванию благовоний, посвященных божествам. Чтобы умилостивить
небесных покровителей, римские жрецы возжигали на алтарях ладан, мирру, сандал и другие приятно пахнущие субстанции. Однако пользоваться природными дарами для создания ароматов, используемых в качестве духов, люди начали намного раньше.
Древний Египет: искусство с пятитысячелетним стажем
По заверениям археологов, первые ароматные подношения богам возжигались в Древнем Египте более пяти тысяч лет назад. Духов в современном понимании этого слова еще не существовало, так как не было спирта, составляющего основу современных формул. Началась парфюмерная история Египта с окуривания и применения ароматных веществ при изготовлении лекарственных средств и косметики.
Вскоре египтяне поняли: ароматы — это не только божественная субстанция, но и способ сделать привлекательным земное тело. Большое распространение среди знатных египтян получили масляные духи-аттары с ароматом аниса, мяты, розмарина, экстрактов кассии, лимона и кипариса. Для придания им устойчивости применяли бальзамические смолы, росный ладан и стиракс. Простым же людям приходилось довольствоваться гораздо более дешевыми парфюмами на основе касторового масла, ароматизированного душицей, тимьяном и мятой. Первая ароматическая вода, названная kyphi (кифи), производилась из вина, мирры, меда, шафрана и ягод можжевельника.
Для изготовления ароматной косметики применяли жиры (как растительные, так и животные) с целью поглощения и сохранения аромата. Эти мази и жидкие масляные духи хранили в небольших красивых сосудах, напоминающих современные флаконы для духов: им придавали причудливые формы, покрывали росписью и эмалью. С тех пор парфюмерия стала искусством не только душистым, но и радующим глаз.
Богатые египтяне постоянно окружали себя ароматами, причем разнообразными средствами пользовались как женщины, так и мужчины. Специальные добавки делали особо душистыми не только косметику и лекарства, но и пищу, вино: появились массажные масла и притирания. У египтян также был в ходу оригинальный обычай: они часто использовали небольшие благоухающие пирамидки и шарики из масел, которые водружались на прическу и таяли в горячем африканском воздухе, распространяя вокруг нежные ароматы. Применялись они во времена признанной красавицы Нефертити. Жена фараона часто пользовалась жасминовыми ваннами вкупе с сандаловыми притираниями и амбру. Образ прекрасной Нефертити сохранился в веках благодаря фрескам и скульптурным изображением, запечатлевшим жизнь при дворе.
К моменту воцарения в Египте династии Птолемеев, в столице Александрии были организованы целые мануфактуры по изготовлению духов. Лучшее сырье для производства свозилось из Персии, Аравии, Китая, Индии. Последняя представительница династии, царица Египта Клеопатра активно использовала благовония, духи и ароматические косметические средства в искусстве соблазнения, стремясь укрепить собственную власть. Одним из любимых благовоний царицы был индийский нард — экстракт травянистого растения с терпким, чувственным ароматом. Но для привлечения мужчин царица выбирала запахи на основе умиротворяющей мирры и ладана.
Порой египетская чаровница совершала настоящие безумства, благодаря которым ее запомнили в веках. Например, путешествуя к Марку Антонию, Клеопатра приказала надушить паруса, чтобы полководец мог издалека почувствовать знакомый аромат.
У египтян переняли искусство составления ароматических композиций их рабы —евреи. В Библии имеется упоминание о том, что Юдифь, соблазняя Олоферна, применяла духи, да и Руфь привлекла Вооза чувственным ароматом искусственного происхождения.
Античность: культ аромата
Унаследовав опыт и рецепты египтян, греки увеличили число известных ароматических веществ и расширили их применение от религиозной до повседневной сферы. Парфюмированные мази и масла теперь применяются для гигиенических и косметических целей не только во время принятия ванны, но также до и после еды.
Древняя Греция придерживалась мнения, что ароматы — это дар богов. Широко применялись ароматные смолы при похоронном обряде, каждый усопший уносил с собой в могилу сосуд с благовониями для того, чтобы умилостивить богов загробного мира. Так же, как в Египте, большое внимание уделялось внешнему виду флаконов: многие изготавливались из популярного в то время коринфского алебастра и расписывались сценками охоты, игр, повседневной жизни, и др. Оригинальные сосуды в форме мифических существ, животных, человеческих ступней в обуви были найдены при раскопках на острове Родос.
Римляне, подхватив эстафету от греков и под сильным влиянием восточных традиций, также уделяли парфюмерии много внимания. Хотя Юлий Цезарь активно восставал против внедрения в жизнь подданных экзотики, повседневное применение ароматных продуктов сильно расширилось. Поддерживалась активная торговля сырьем для духов с Индией, Африкой и Аравией. Римляне заложили основы ароматерапии, связывая воздействие ароматов с исцелением различных болезней, а также ввели в обиход стеклянные флаконы для духов.
Исламский же мир в эпоху христианизации Запада, отрекшегося от старых обрядов и устроившего гонения на все плотское, в том числе и на парфюмерное искусство, напротив, активно сохранял наследие предыдущих цивилизаций. Арабы продолжили торговлю с Востоком ароматическими веществами, а также изобрели перегонный куб и усовершенствовали технологию дистилляции, ранее слабо применявшуюся при изготовлении экстрактов из-за низкой эффективности.
Арабы использовали ароматическое мыло, духи, благовония не меньше, чем египтяне и представители античных цивилизаций. Огромную благодарность потомков должен вызвать тот факт, что они сохранили и уберегли от утраты все тайны парфюмерно-косметического искусства, чтобы впоследствии рыцари-участники крестовых походов вер- нули Европе драгоценные ароматы.
От Средневековья к классике: новое рождение
После падения Римской империи и воцарения варваров, завершивших развитие античного мира, говорить о сохранении парфюмерии не было никакого смысла. Лишь к XII веку искусство создания ароматов вернулось с Востока вместе с укреплением торговых отношений. В крупных европейских городах открывались учебные заведения, в которых начали изучать основы химии и алхимии.
В то время Венеция, связанная торговыми путями со многими странами Востока, быстро стала настоящей парфюмерной столицей. Путешественники и торговцы привозили раз- ные пряности — гвоздику, корицу, мускатный орех, шафран, имбирь, кардамон и они стали активно использоваться при изготовлении ароматов.
Ароматические воды на основе спирта и эфирных масел, появившиеся ближе к концу XIV века, по уверениям летописцев того времени, творили настоящие чудеса. Эти средства применялись внутрь и были очень популярны.
Легенда о первой ароматической «Воде королевы Венгрии» гласит, что венгерская королева Елизавета, которой было на тот момент 70 лет, после применения ароматической воды на основе розмарина, изготовленной искусным монахом, настолько помолодела, что смогла в своем возрасте выйти замуж за короля Польши.
После открытия Нового Света оттуда хлынули всевозможные экзотические растения, которые также стали применяться в парфюмерии. В отличие от португальцев и испанцев, делавших ставку на торговлю пряностями, голландцы развивали селекцию и сельскохозяйственное производство. Начали появляться самые разнообразные парфюмированные воды (розовая, лавандовая, флердоранжевая) с добавлением мускуса и амбры. Они оказывали целебное воздействие и маскировали неприятные запахи (вы, дорогие читательницы, конечно же, помните, что ванны в то время принимали довольно неохотно). Эпоха Возрождения вознесла ароматы на пьедестал как верное средство в борьбе с миазмами и болезнями. Для оздоровления атмосферы и борьбы с инфекциями была изобретена шаровидная курительницапоман- дер, наполняющая дом волшебными ароматами.
XVII век стал эпохой настоящего расцвета парфюмерии. При дворе Людовика XIV духами, ароматизированными пастилками для приятного дыхания и парфюмированными пудрами, пользовались абсолютно все — от мала до велика. Спустя некоторое время разразилась настоящая война между аптекарями-алхимиками и производителями перчаток. Чтобы замаскировать тошнотворный запах дубленой кожи, перчаточники монополизировали производство парфюмерии. В это же время линейка ароматов расширяется и к уже знакомым запахам присоединяются розовое масло, экстракты туберозы и жасмина. Искусство же создания флаконов оттачивается до совершенства и становится сферой интересов не только стеклодувов, но и ювелиров: прекрасные сосуды для благовоний и духов стали предметами роскоши и символами богатства владельца.
Эпоха Просвещения и XIX век
При дворе французского короля Людовика XV, прозванного «парфюмированным» двором, было принято пропитывать ароматами и одежду, и парики, и предметы интерьера. Причем ароматические воды и туалетные уксусы служили не только в своем обычном качестве, но и как защита от инфекций.
Известнейший туалетный уксус XVIII века носил название «Уксуса четырех воров». С ним связана леденящая душу история о мародерах, грабящих дома жертв эпидемии чумы в Марселе в 1720 г. Якобы, благодаря его свойствам, лихая четверка не заразилась, и за рецепт чудодейственного средства они были помилованы. Современные ученые объясняют волшебный эффект уксуса тем, что резкий запах отпугивал насекомых — основных переносчиков инфекции.
XVIII век — время настоящей парфюмерной революции. Eau de Cologne, «кельнская вода» или одеколон — вот главное ароматное событие века. Ароматизированная запахами нероли, лимона, бергамота и розмарина, вода использовалась в качестве добавки в воду для купания, стирки одежды, инъекций медикаментов, для полоска- ния рта и многого другого. Итальянские семьи Фемини и Фарина до сих пор спорят за право первенства в изо- бретении этого шедевра парфюмерного искусства.
А вот XIX век ознаменовался развитием химии в современном её виде. Практически все нынешние сочетания запахов были открыты именно в то время. При Наполеоне был особенно популярен одеколон: великий император использовал по 60 флаконов кельнской воды в месяц! Основные запахи той эпохи — это сильные, насыщенные ароматы амбры и мускуса. По словам очевидцев, будуар Жозефины спустя 70 лет после её смерти благоухал духами прежней хозяйки. А вот Реставрация сменила предпочтения двора с сильных животных ароматов на цветочные и нежные. Парфюмерные композиции становятся более изысканными и тонкими, а город Грасс стал настоящей Меккой парфюмеров. Здесь открылось несколько крупных фабрик, производящих духи. Позже к нему присоединился и законодатель мод — Париж. Известными тогда были имена парфюмеров Пивера, Лантье, Убигана, Любена, Роже и Галле. В 1828 году открыл лавку молодой химик Герлен — изобретатель парфюмерной композиции «L’Eau de Cologne imperiale» и основатель легендарной фирмы Guerlain. Парфюмер за свое открытие был возведен в ранг поставщика императорского двора.
Но главный толчок развитию парфюмерии в мире дала органическая химия. Синтез определенных соединений позволил выделять запахи, которые представляли интерес для покупателей. Не существующие ранее в природе запахи потрясли мир и зародили профессию парфюмера. Не отставало и производство флаконов для духов: наиболее ценились хрусталь и богемское стекло. А изобретение пульверизатора в 1870 году французом Брийя-Савареном, положило начало совершенно новой ступени в парфюмерной промышленности.
XX век: дух современности
К 1900 году значение парфюмерии в развитых странах стало столь велико, что была открыта всемирная выставка в Париже. Компании-производители в то время все больше внимания уделяли оформлению флаконов, привлекая для их совершенствования извест- ных художников, например, Гектора Гимара или Альфонса Муху. Стекольщики также принимали активное участие в создании тары для духов. Фирмы Баккара, Лалик и Броссе сотрудничали с известными парфюмерами: Коти, Герлен, Д’Орсей, Убиган, Карон и Шанель.
Духи же отныне становятся все более сложносоставными. Впервые натуральные и синтетические запахи были смешаны в аро- мате Франсуа Коти L’Origan и Chypre (Шипр). Впоследствии Шипр с ароматами мха, бергамота, пачули и ладанника стал прародителем целого семейства ароматов с одноименным названием. Популярность приобрели восточные и амбровые запахи с нотами пудры, ванили, мускуса, амбры. Известнейший кутюрье Поль Пуаре в 1911 году впервые выпустил духи к линейке одежды. Но первым настоящим законодателем этой сферы стала великая Габриэль Шанель.
Легендарные духи Chanel No 5, автором композиции которых является Эрнест Во, стали не только самым известным парфюмерным продуктом фирмы Chanel, но и первыми духами, содержащими инновационные синтетические вещества альдегиды, запах которых чрезвычайно интенсивен.
На сегодняшний день парфюмерия — одна из элитных сфер косметической промышленности. К сожалению, как и все остальные сферы, она переживает некоторые трудности. Сегодня парфюмер обязан считаться с мнением клиентов и, создавая новые ароматы, постоянно внедрять инновации. Возможно, парфюмерия следующего века будет использовать открытия генетики или нанотехнологии. Естественно, что главным в этом направлении должен оставаться креатив и поиск новых горизонтов.