Что является сложным словом
Слова с двумя корнями. Примеры
Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».
Сложные слова в русском языке
Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:
Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».
Примеры сложных слов
Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом
Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»
Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»
Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»
Cлова c двумя корнями без соединительной гласной
В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.
Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.
Примеры сложных слов без соединительной гласной
Определение рода сложных слов без соединительной гласной
При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:
В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:
1. по первой части, если изменяются обе части слова:
2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:
Видеоурок «Сложные слова»
Сложные слова
Сложные слова
Сложные слова — это слова, имеющие в своём составе два (и более) корня.Они образуются как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.
(Текст статьи по учебнику 1915 г. [1] )
Содержание
Понятие о собственном и несобственном сложении слов
Сложение слов бывает двух видов — собственное и несобственное.
Собственным сложением называется такое, которое производится при помощи гласной о или е; напр.: водовоз, землетрясение, Цареград.
Несобственным сложением называется непосредственное сложение слов, без помощи гласной о или е; Царьград, себялюбие, сумасшедший.
К несобственному сложению относятся и слова, сложенные с приставками, то есть 1) с предлогами (приходить); 2) с наречиями ни, не, наи (никто, некто, неудача, наидобрейший).
Правописание сложных слов
Собственное сложение
Гласными, служащими для образования слов собственным сложением, могут быть лишь о и е.
Несобственное сложение
У слов, образованных несобственным сложением и представляющих собой соединение либо имен с именами, либо имен с глаголами, первая половина бывает или 1) именительным падежом, или 2) косвенным падежом, или 3) какой-нибудь глагольной формой. Поэтому при правописании таких сложных слов надо обращать внимание на их состав и писать соответственно словообразованию. Напр.
Царьград………..царь — И. падеж;
пятьсот………..пять — И. пад.;
пятиэтажный…пяти — Р. пад. (из выражения пяти этажей);
сумасшедший….с ума — Р. пад. (из выраж. с ума сойти);
немогузнайка…..не могу — 1-е лицо (из выраж. не могу знать);
скопидом………..скопи — повелительное наклонение (из выражения скопить дом).
Дополнительно
Различать составные части слов (приставки, корни, суффиксы) было важно в дореволюционной орфографии. Это связано со сложными дореволюционными правилами переноса слов (на другую строку), по которым слово следовало делить по этимологическому составу (с некоторыми уступками в пользу слогового).
Но (отчасти) и в современной орфографии применяется такой метод переноса слов. Так, по правилам 1956 года, дробить приставку при переносе слов (на другую строку) — хотя и допустимо, но не желательно. [2] Можно перенести слово бе-зумный, но лучше без-умный; ра-зочарованный и раз-очарованный. [3]
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Сложные слова» в других словарях:
сложные слова — слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ («пароход», «углеродсодержащий»); см. Словосложение. * * * СЛОЖНЫЕ СЛОВА СЛОЖНЫЕ СЛОВА, слова, образованные сложением двух или более полнозначных слов или их основ… … Энциклопедический словарь
Сложные слова — слова, имеющие в своём составе не менее двух полнозначных основ, образующих структурно семантическое единство. Образуются либо объединением двух и более полнозначных слов или их основ в цельнооформленный комплекс по определённому… … Большая советская энциклопедия
Сложные слова без соединительной гласной — 1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения). 2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой… … Справочник по правописанию и стилистике
Сложные слова без соединительной гласной — 1. Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения). 2. В некоторых сложных словах первая часть представляет собой… … Справочник по правописанию и стилистике
слова-близнецы — В лексической стилистике: сложные слова и фразеологические единицы, образованные посредством повтора, ассонанса или аллитерации. Авось да небось … Учебный словарь стилистических терминов
СЛОВА И ВЕЩИ: АРХЕОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК — ’СЛОВА И ВЕЩИ: археология гуманитарных наук’ (‘Les mots et les choses: une archéologie des sciences humaines’, 1966) книга Фуко. В своем исследовании Фуко стремился вычленить в истории человеческого общества структуры (по Фуко ‘эпистемы’),… … История Философии: Энциклопедия
Сложносокращённые слова — разновидность сложных слов (См. Сложные слова); слова, возникшие на основе составных наименований и терминов путём сокращения всех или части слов, их составляющих. Основные типы С. с.: 1) образованные из начальных звуков или названий… … Большая советская энциклопедия
170 примеров сложных слов с двумя корнями
Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».
Сложные слова в русском языке
Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:
Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».
Примеры сложных слов
Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом
Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»
Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»
Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»
Cлова c двумя корнями без соединительной гласной
В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.
Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.
Примеры сложных слов без соединительной гласной
Определение рода сложных слов без соединительной гласной
При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:
В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:
1. по первой части, если изменяются обе части слова:
2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:
Видеоурок «Сложные слова»
Разновидности словосложения
Возникновение нового слова из двух основ называют словосложением. В отдельных случаях вместо основы могут использоваться приставки либо предлоги, которые объединяются с корнем в единую синтаксическую единицу. Принято выделять несколько групп по характеру словосложения. К ним относятся:
Различие между собственным и несобственным сложением заключается в том, что в первом случае соединение осуществляется посредством специальных гласных, тогда как в несобственном слова стыкуются между собой без каких-либо букв. Также к несобственным относятся существительные, сложенные вместе с приставками не, ни, при, пре, наи, без, бес (некто, неудача, ненависть, невидимка, непоседа, неряха, никто, ниоткуда, нисколько, приходить, приехать, приблизиться, привстать, припевать, прислать, приговаривать, наилучший, наихудший, бескассовый, безаварийный).
Особенности правописания
Существует несколько основных правил написания сложных слов. Значение имеет способ образования слова, часть речи, к которой оно относится, и лексическое значение. Также необходимо учитывать многочисленные исключения из правил, большинство из которых рекомендуется просто запоминать.
Примером общего правила может являться употребление букв «е» и «о»: после мягких согласных пишется гласная «е» (пешеход, птицелов, землекоп), а после твёрдых нужно писать букву «о» (теплоход, томограф). В некоторых случаях в первой основе сохраняется окончание в именительном падеже — времяпрепровождение, времяисчисление.
Иногда после мягкой согласной ставится буква «о» (баснописец, зверолов), так как в результате словосложения согласная из мягкой стала твёрдой.
Дефисное и слитное написание
Использование дефиса при написании словесных конструкций осуществляется согласно общим правилам слитного и дефисного написания, а также с учетом некоторых других особенностей. Следует заметить, что слитное либо раздельное написание словесных конструкций во многом зависит от той части речи, к которой они относятся. Таким образом, краткий свод правил можно представить в следующем виде:
Числительные при образовании двухосновных элементов должны употребляться в родительном падеже (сорокаминутный, пятилетка, трёхэтажный, одиннадцатиметровый). При этом такие числительные, как девяносто и сто, не изменяют своей формы, если входят в состав двухосновного слова (девяностолетие, столетие). В слове «сороконожка» соединительной гласной является «о».
Сложные существительные
Двухосновные имена существительные пишутся слитно, если соблюдается ряд условий. К таковым относятся сложносокращённые слова (вуз, завкафедры, завмаг, спецкор), наличие «град» и «метр» в конце (Белград, Калининград, амперметр, динамометр), присутствие «борт» (бортпроводница и бортинженер).
Сюда же следует отнести и образованные от дефисных слов сложные существительные, к примеру, пуэрториканец (но Пуэрто-Рико), куклуксклановец (но Ку-клукс-клан). В сложносокращённых словах не принято ставить точки (ФСБ, госуниверситет). Для дефисного написания необходимо знать следующее:
Также в обязательном порядке дефис необходим для написания составных фамилий: Жолио-Кюри, Мамин-Сибиряк, Римский-Корсаков. Дополнить список можно географическими и сложносочинёнными названиями: Нью-Йорк, Лас-Вегас, Йошкар-Ола, Ново-Архангельск, Усть-Кулой.
Прилагательные и причастия
Слитное написание характерно для двухосновных прилагательных, образованных от существительных: железобетонный (железобетон), паровозный (паровоз), микроскопический (микроскоп). Если основой для прилагательного было словосочетание с подчинительной связью, то оно тоже пишется слитно: ремонтировать вагоны — вагоноремонтный, пять килограмм — пятикилограммовый, Древняя Греция — древнегреческий.
Также в результате сращивания словесных сочетаний (существительное + причастие или определение) в одну конструкцию получается бездефисное написание: тяжелораненый, сильнодействующий, высокообразованный, нижеподписавшийся, малоизученный.
Наконец, слитное правописание сложных слов можно наблюдать в азиатских названиях (Фуд-зи — фудзийский, Три-ши — тришинский), а также при наличии «ико» (великорусский, великосветский). Через дефис, согласно многим словарям, сложные прилагательные пишутся в таких случаях:
Грамотное написание многих труднопроизносимых и замысловатых слов зависит от контекста.
К примеру, слово «многообещающий» пишется слитно, однако где-нибудь в диктанте это же слово делится на наречие + причастие, поэтому должно писаться раздельно (практикант, много обещающий, но часто забывающий про намерения).
Краткий словарь
Нередко люди под сложными словами подразумевают очень длинные речевые конструкции, у которых трудное произношение и непонятное ударение, то есть те, что могут вызвать проблемы при разговорной и публичной речи или интересной дискуссии с кем-либо. Многие дикторы и ведущие ТВ рекомендуют для развития дикции тренироваться при помощи специальных фраз, предложений или скороговорок (та же скороговорка «Лигурия»). Сборник наиболее тяжёлых и неприятных для чтения и произношения слов приведён ниже:
Чтобы добиться лёгкости в произношении, необходимы упорные и регулярные тренировки, включающие в себя разработку артикуляционного аппарата и работу с речевым материалом.
Несмотря на простой вопрос, многое зависит и от врождённых речевых особенностей. В отдельных случаях нужные объяснения человек может получить только от логопеда или других специалистов.
В любом случае нужно понимать, что всегда могут встретиться словосочетания (особенно профессиональные медицинские или химические термины), которые поставят в тупик даже профессионального диктора. Примером тому служит ситуация, когда ведущему в прямом эфире нужно было рассказывать про извержение вулкана Эйафьятлайкоудль. С первого раза будет трудно это слово выговорить правильно. Даже профессионалы могут ошибаться.
Сложные слова (теория)
В последнее время появляется много новых школьных учебников по самым разным дисциплинам – от языкознания и семиотики до физкультуры. Если поставить задачу создания нового учебника по русскому языку, то самой сложной проблемой будет, по-видимому, сочетание новизны и традиции.
В предлагаемом к обсуждению фрагменте проекта акцент делается на стратегии сотрудничества исследователя-словесника и учителя, учителя и ученика. Сотрудничество теоретика и педагога помогает найти новые объяснительные модели известных фактов языка; сотрудничество учителя и ученика обеспечивает более глубокое усвоение материала, чем при пассивном следовании за учителем и учебником.
Основой сотрудничества всегда является интерес. Детям должно быть интересно учиться. Особенно важно привить интерес к родному языку. Поэтому методической основой преподавания должен быть скорее объяснительный, чем предписывающий принцип: т.е. вопрос почему? не может заменяться указанием, как надо. Поэтому в предлагаемом тексте почти нет правил, но есть объяснительный текст.
Предлагаемые приемы обработки материала – моделирование игровых ситуаций, сознательное творчество. Обращение к любимым книгам может сделать работу на уроке более увлекательной и стимулировать интерес к чтению.
Может быть, не обязательно для всех делать все упражнения: кого-то больше увлекает техника, кого-то – биология; ученики могут иметь выбор. Но предложенные темы упражнений в целом более или менее полно охватывают круг проблем, связанных со сложным словом.
На составление цельной картины явления ориентирован и теоретический подход, объединяющий и сложные, и сложносоставные, и сложносокращенные слова. Критериями принадлежности к сложным словам являются наличие в слове по крайней мере двух корневых основ, соединенных на любом шаге словообразовательного процесса (т.е. садовод и садоводство в равной мере считаются сложными словами), а также слитное и дефисное написание (в последнем случае целый пласт окказиональных образований, в синтаксисе традиционно рассматриваемых как имена и приложения, в плане словобразования тоже имеет право относиться к сложным словам). В целом теоретическая основа для такого подхода заложена в работах В.В. Виноградова, Е.А. Земской, Д.Э. Розенталя.
Материал для упражнений может быть использован и на уроках развития речи.
Сложное слово – это слово, образованное сложением двух или более основ
Основа может представлять собой чистый корень (хор-о-вод) либо корень с приставкой или суффиксом (неб-о-склон, железн-о-дорож-н-ый), а может соответствовать целому знаменательному слову (семи—глав-ый, ярко—зелен-ый). Основа может быть и сокращенной, усеченной (зар—плат-а из заработная плата).
Сложение слов может производиться разными способами: морфологическим, лексико-синтаксическим, условно-фонетическим.
1. При морфологическом сложении новое слово образуется соединением значимых частей – основ или основы и знаменательного слова – при помощи соединительных гласных: о после основ на твердый согласный, е после основ на мягкий согласный, шипящий или ц. Например: пар—о-ход, зме[й]-е-лов, душ—е-губ, солнц—е-пек.
Значение такого слова легко получается на основе значений составляющих его частей.
Иногда для образования сложного слова необходимо добавить еще и суффикс: полк-о-вод-ец, рук-о-дел-и-е, железн-о-дорож-н-ый (целое слово не получается без суффикса: *полк-о-вод-, *рук-о-дел-). В этих случаях считается, что слово образовано сложносуффиксальным способом, т.е. одновременно сложением основ и добавлением суффикса.
Морфологическое сложение – продуктивный способ словообразования; это значит, что таким способом можно образовывать новые слова (например, диск-о-вод).
2. При лексико-синтаксическом способе соединяются в одно целое устойчивые сочетания слов в том виде, как они обычно употребляются в речи. Происходит сращение слов без соединительных гласных для обозначения единого понятия – предмета, лица, признака или единого множества предметов, например: полцарства, Конек-Горбунок, вечнозеленый, белым-бело, гуси-лебеди.
Сращение слов может быть полным или неполным.
При полном сращении новое слово пишется слитно и имеет одно окончание: Новгород-Ж , в Новгород-е; сорвиголов-а, о сорвиголов-е. Обычно одна его часть имеет форму, в которой использовалась в словосочетании: сорвиголова ¬ сорви голову, трехэтажный ¬ из трех этажей.
При неполном сращении части сложного слова сохраняют вид и форму самостоятельных слов, но объединяются дефисом в одно целое, например: платье-костюм, кошки-мышки, Ростов-на-Дону. Иногда части сложного слова могут иметь каждая свое окончание: школ-а-интернат, в школ-е-интернат-е; Царевн-а-лягушк-а, о Царевн-е-лягушк-е. Но чаще они имеют только одно общее окончание: к оригинал-макет-у, о генерал-майор-е. Фактически при неполном сращении получаются сложносоставные слова из равноправных или неравноправных частей.
При лексико-синтаксическом сложении также возможно использование морфологического приема – добавления суффикса одновременно со сложением основ: пятикласс-ник, трехтом-н-ый.
Многие модели синтаксического сложения являются продуктивными.
3. При условно-фонетическом способе новое слово также образуется из словосочетаний, но собирается в единое целое по частям из слогов или звуков. Слоги получаются из начальных частей слов или названий начальных букв (универмаг из универсальный магазин; МГУ – [эм-гэ-у]), звуки берутся из начальных звуков слов (вуз, завуч – из заведующий учебной частью). Последнее слово исходного словосочетания может использоваться целиком (зарплата из заработная плата).
Такие слова называются сложносокращенными, или аббревиатурами, а условно-фонетический способ – сложносокращенным.
Аббревиатуры значительно сокращают длинные названия, и тем они удобны, но не всегда новые слова оказываются легкими для произношения, а их смысл понятным. Аббревиатуры, как правило, недолго сохраняются в языке.
Аббревиация – достаточно новый, но распространенный и продуктивный способ словообразования во многих языках мира.
УПРАЖНЕНИЯ
Объясните, почему их так зовут:
1) Синеглазка; 2) Златовласка; 3) Белоснежка; 4) Черномор; 5) Мойдодыр; 6) Мальчик-с-пальчик; 7) Золушка; 8) Жар-птица; 9) Незнайка; 10) Людоед; 11) Конек-Горбунок; 12) Снегурочка; 13) Дед Мороз; 14) Красная Шапочка.
Какие из этих слов сложные? Какими способами они образованы? У каких еще сказочных героев имена построены на основе словосложения?
Вспомните, как называли себя жители сказочного теремка:
– Кто-кто в теремочке живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка!
– Я, зайчик-побегайчик!
– Я, лисичка-сестричка!
Каким способом образованы их названия?
3. Сказочные предметы
Вспомните, как называются в сказках волшебные предметы:
скатерть, сапоги, шапка, ковер, цветик, гусли, меч.
Почему они так названы? Какие из названий – сложные слова?
Из истории слов
КОЛОБОК – это не сложное слово, оно образовано с помощью уменьшительного суффикса -ок от не сохранившегося слова колоб – ‘маленький круглый хлебец’. Древнерусское слово коло, от которого произошло колоб, значит ‘круг’; его корень сохранился также в словах около, кольцо, колесо.
КОЛОКОЛ – в этом слове повторяется древний, по-видимому, звукоподражательный корень кол- (коло-), не связанный со значением ‘круг’. Слово построено так же, как бум-бум, дзинь-дзинь, но сейчас его части уже срослись в единый корень. Аналогично устроено название другого ударного музыкального инструмента: тамтам.
Объясните, что означают следующие названия людей по роду их деятельности:
кашевар, дровосек, следопыт, трубочист, зверобой, свинопас, брадобрей, костоправ, мореход, рыболов, полководец, воевода, летописец, водовоз, стеклодув, солевар, каменотес, сталевар, мукомол, звездочет, воздухоплаватель.
Постарайтесь для объяснения значения использовать корни сложного слова. Образец: брадобрей – тот, кто бреет бороды.
4А. Для выделенных слов попытайтесь подобрать более современные названия, например: брадобрей – парикмахер.
Сравните старые и новые названия (устно). Значение старого названия часто оказывается более конкретным и узким, значение нового – более общим и широким: парикмахер – тот, кто стрижет волосы и делает прически и мужчинам, и женщинам, и детям.
4Б. Слово зверобой построено с нарушением морфологического правила. В чем состоит нарушение? Есть ли здесь еще слова с этим нарушением?
Из истории слов
ПАРИКМАХЕР – по происхождению это тоже сложное слово. Оно сложено в немецком языке из двух слов: Perucke – «парик» и Macher – «мастер». Из немецкого оно заимствовано в XVIII в. русским языком, где считается простым словом.
Словосложение – распространенный способ образования новых слов во многих языках. Этим способом образованы, например, в английском языке слова:
СПОРТСМЕН, БИЗНЕСМЕН – с общей основой men – «человек» и частями sport – «спорт» и bisness – «дело».
ЧАРОДЕЙ, ЗЛОДЕЙ– это по происхождению также сложные слова с общей основой -дей-, производной от глагола деть – «делать». От него произошли также слова действие, дело, деяние. Чародей – буквально «делающий чары», т.е. колдовство, волшебство, злодей – «делающий зло». Особые гадальные чаши на Руси назывались чары; возможно, «колдовство» – это переносное значение.
Сложное слово – это целая картинка, наглядно представляющая ситуацию с помощью двух образов. На основе этих образов и производится наименование. Но ним можно представить и саму картинку.
Вспомните, как называют людей по качествам и привычкам. Объясните, как вы понимаете следующие наименования:
лежебока, лизоблюд, домосед, лоботряс, белоручка, дармоед, живодер, тугодум, молокосос, водохлеб, сладкоежка, живоглот, пустомеля, буквоед, душегуб, зубоскал, верхогляд, крючкотвор, губошлеп, крохобор, очковтиратель, щелкопер, чистоплюй, сорвиголова, вертихвостка.
Используйте объяснительные схемы: Тот, кто (делает что-то / чем-то / как-то). Тот, у кого (что-то какое-то).
Обратите внимание! Слова с окончанием -а – общего рода, т.е. могут относиться к лицам и мужского, и женского пола (кроме вертихвостка с суффиксом женского рода -к-).
Из истории слов
РОТОЗЕЙ – образовано из основы -рот- и основы -зей-, которую производят от не сохранившегося зети – «зиять, раскрываться», от которого произошли зев, зевать. Ротозей буквально значит «тот, у которого раскрывается рот».
ГОРЕМЫКА – тоже сложное слово со значением «тот, кто горе мыкает». У мыкать исходное значение – «двигать, гнать, бросать», мыкаться – значит «беспорядочно двигаться из стороны в сторону, скитаться, испытывая нужду». Тот, кто «мыкает» горе, – значит, живет в нужде.
ТУНЕЯДЕЦ – первоначально сложное слово, образованное сращением не сохранившегося наречия туне – «напрасно, даром» (сравните: втуне) и существительного ядец – «любитель поесть» от яд – в значении «еда». Тунеядец означает то же, что и дармоед – «даром едящий, любитель даром поесть».
6. Перекати-поле и сорвиголова
Некоторые слова образуются сложением повелительной формы глагола с существительным. Это – словосложение по типу сращения. В этих словах нет законной соединительной гласной, но сохраняется глагольное -и. Как правило, такие слова пишутся слитно (исключение – перекати-поле, пример неполного сращения).
Вспомните слова, образованные по этой модели:
сорвиголова, горицвет, вертишейка, горихвостка, вертихвостка, держиморда, перекати-поле, скопидом.
Кого или что обозначают эти наименования?
Из истории слов
СПАСИБО – это слово получилось из словосочетания спаси Бог! (устойчивая форма благодарения) сращением основ и отпадением конечного согласного (произносилось [х]).
Некоторые славянские имена также образованы словосложением. Морфологическим сложением образованы имена Ярослав (от ярый – «горячий, яркий»), Вячеслав (от вячий – «вящий, больший»). А имя Владимир (древнерусское Володимер) – от славянской основы со значением «владеть» и не сохранившейся основы мер, связанной с древнегерманским mar – «великий, славный» (сравните немецкое имя Вальдемар, Вольдемар), – уже позднее переосмыслено как сращение глагольной формы и существительного мир. Такое переосмысление называют народной этимологией.
Иностранные имена тоже нередко строятся на основе словосложения, например, арабское Абдулла означает «раб Бога», испанское Розамунда – «роза мира».
Названия городов тоже могут быть сложными словами. Так, сращением образованы названия Новгород, Ленинград, Петербург, Ставрополь. Вторая основа у них – город – по-старославянски, по-немецки и по-гречески.
Носорог, сороконожка, лирохвост, шелкопряд, муравьед, мухоловка, перекати-поле, утконос, буревестник, волкодав, долгоносик, красноперка, водомер, сыроежка, трясогузка, мать-и-мачеха, землеройка, козодой, толстолобик, горицвет, не-тронь-меня, зимородок, мухомор, горихвостка, чертополох, короед, иван-чай, трын-трава, водоросли, тысячелистник.
Какие слова не укладываются в схемы?
Из истории слов
ЛЕОПАРД – в основе этого слова лежит латинское сложное слово, образованное из leo – «лев» и pardus – «тигр».
ДИКОБРАЗ – образовано в русском языке от сложного прилагательного дикообразный – «выглядящий дико», «дикого вида».
ВИНОГРАД – первоначально означало «винный сад», что видно из сохранившегося устойчивого сочетания сад-виноград. Образовано в старославянском языке по модели германского слова wingart.
Выпишите из списка сначала названия транспортных средств, потом приборов и механизмов:
Вездеход, водопровод, ледоруб, самокат, мышеловка, самовар, дырокол, снегоход, паровоз, кофемолка, землечерпалка, пылесос, вертолет, стеклорез, луноход, маслобойка, громоотвод, самолет, зубочистка, пароход, самосвал, мусоропровод.
8А. Придумайте название тому прибору (механизму, средству транспорта), который вы хотели бы изобрести.
Из истории слов
ПАРОХОД – так вначале был назван паровоз. Очевидно, описательная схема «то, что ходит посредством пара» приложима к обоим видам транспорта.
ВЕЛОСИПЕД – это слово заимствовано в XIX в. из французского языка, в котором оно было образовано из латинских основ velox, velocis – «быстрый» и pes, pedis – «нога». Велосипед буквально означает «быстроногий» («тот, у кого быстрые ноги»).
АВТОМОБИЛЬ – это слово также заимствовано из французского языка вместе с изобретением. Французское automobile образовано сложением основ двух слов: греческого autos – «сам» и латинского mobilis – «движущийся, подвижный».
МОПЕД – это слово образовалось в современном русском языке своеобразным способом: из сочетания мото велосипед (= моторизованный велосипед) были взяты первый и последний слоги. Мопед – сложносокращенное слово.
Вспомните как можно больше сложных слов, относящихся к технике, в составе которых используются латинские и греческие основы.
Латинские и греческие корни используются для наименования наук и научных областей исследования. Второй частью таких слов обычно являются греческие основы -лог- (от логос – «слово»), и -граф- (от графо – «пишу»), первая часть обозначает предмет науки: био- – «жизнь», гео- – «земля», а целостное значение наименованию придает суффикс -иj-, например, биология – «слово (наука) о жизни», география – «наука о поверхности земли».
Из истории слов
ФИЛОЛГИЯ – это слово устроено иначе, чем большинство названий наук. Первая его основа происходит от греческого филео- – «люблю». Филология – буквально «любовь к слову».
БИОГРАФИЯ – а это слово вообще не обозначает науку, а означает «описание жизни» – «жизнеописание».
11. Природа и погода
11А. Выпишите сначала названия природных явлений, названия местности и природных объектов:
снегопад, солнцеворот, плоскогорье, землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход, звездопад, гололед, редколесье, небосвод, ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом, сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие, солнцепек.
11Б. Календарь. Посмотрите, какими названиями характеризовали на Руси календарные месяцы: сентябрь – златолист, листопадник; октябрь – листопад; ноябрь – полузимник, листогной; февраль – вьюговей, бокогрей; март – зимобор; апрель – снегогон, водолей; июнь – скопидом, хлеборост, разноцвет, светозар; июль – сенозарник; август – хлебосол, разносол, припасиха-собериха, густоед.
Из истории слов
ЛУКОМОРЬЕ – древнерусское слово, образованное сложением и суффиксацией на основе словосочетания лука («изгиб, излучина») моря и означающее изгибающийся берег моря.
ПОЛОВОДЬЕ – также образовано сложносуффиксальным способом на основе словосочетания полая вода – «открытая вода».
12. Занятия и качества
Выпишите сначала названия занятий людей, их времяпрепровождения, затем названия их качеств:
чаепитие, честолюбие, путешествие, простодушие, хоровод, рукоделие, милосердие, сенокос, равнодушие, пустословие, легкомыслие, своеволие, мордобитие, самолюбие.
Выпишите сначала признаки, относящиеся к внешности людей, потом к характеру, потом признаки, описывающие животных:
синеглазый, долговязый, любопытный, короткошерстный, вислоухий, широкоплечий, твердолобый, мягкотелый, низкорослый, великодушный, миролюбивый, полоумный, длиннохвостый, добродушный, остромордый, легкомысленный, белобрысый, курносый, лопоухий, самостоятельный, сумасшедший.
Объясните их значения, используя схему Такой, у кого. Такой, кто.
13А. Опишите свою внешность. Опишите свою или знакомую собаку или кошку.
14. Сказочные существа
Вам, наверное, известны мифические существа: дракон, кентавр, сфинкс, козерог, единорог. В Подземной стране А.Волкова водились шестилапые (читай: А.Волков. Семь подземных королей), в «Винни-Пухе» – Слонопотам. Попробуйте придумать свое сказочное существо: дайте ему название, опишите его внешность и характер, используя сложные слова, существующие в русском языке и составленные вами.
Из истории слов
ЛОПОУХИЙ – образовано морфологическим сложением не сохранившегося слова лоп – «лист» (ср. лопух) или лопа – «лапа, ладонь» и ухо. Буквально означает: «с ушами, похожими на ладонь, лист».
ДОЛГОВЯЗЫЙ – образовано морфологическим сложением двух основ: долгий – «длинный» и вязы – «шея» (такое слово сохранилось в диалектах). Буквально означает «длинношеий».
БЕЛОБРЫСЫЙ – образовано на основе словосочетания бела(я) бры («бровь») и суффиксации. Исходное значение – «белобровый».
КУРНОСЫЙ – первоначально корноносый – «коротконосый» от не сохранившегося корний – «короткий» (ср. корнать – «обрезать»).
С основой душа существует много сложных слов:
просто-
равно-
велико-
мало-
тще-
благо-
двое-
прямо-
едино-
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
-раздирающий
-щипательный
Многие из них пришли к нам из старославянского языка, где были построены по модели греческих слов.
Образуйте эти сложные слова и попробуйте объяснить различия в их значениях.
Первой основой сложного слова может быть основа числительного – порядкового, количественного или собирательного.
Сложные слова, образованные от порядковых и собирательных числительных, строятся по модели морфологического сложения – т.е. с соединительной гласной о/е – первоцвет, третьеклассник, троекратный. По этой же модели строятся сложные слова с количественными числительными один, девяносто, сто, тысяча: одноэтажный, стограммовый, тысячелистник.
Сложные слова, образованные от остальных количественных числительных, образуются иначе – лексико-синтаксическим сложением:
сращением в исходном словосочетании формы родительного падежа числительного с основой существительного (и обычно с добавлением суффикса):
(крокодил) пяти метров длины => пятиметровый (крокодил),
(роман) из трех томов => трехтомный (роман).
16А. Запишите полностью:
1-классник, 2-классник, 3-классник, 4-классник, 5-классник, 2-годник, 10-томник, 100-метровка, 50-летие, 90-летний, 80-летний, 40-летний, 1-этажный, 4-этажный, 1-кратный, 2-кратный, 3-кратный, 4-угольник, 5-угольник.
Какие основы использованы в этих словах? В каких словах возможны две разные основы?
Из истории слов
Число «3» входит в сложные слова в разных формах. Во-первых, существует ряд слов, образованных сложением с основой тре- (от не сохранившегося наречия тре – «трижды»): треугольник, трезубец, треножник, треух, трезвон, треволнение.
Во-вторых, сращением со словом три образованы числительные тринадцать, тридцать, триста, а также некоторые другие слова: Тригорское (от «три горы»), тридесятое (царство), втридорога.
Обе эти модели непродуктивны. Зато продуктивна модель с основой трех – формой родительного падежа числительного три (трехдневный, трехсложный, трехведерный).
Сложные слова с количественным числительным два также образуются от разных основ: дву- и двух-: двуглавый и двухголовый, двуличный и двухместный. Основа дву— – это тоже форма родительного падежа, но только для парных предметов (т.е. предметов, нормально существующих в паре).
16Б. Запишите полностью:
2-главый орел, 2-головый теленок, 2-ногие существа, 2-колесный велосипед, 2-сторонние переговоры, 2-кратный чемпион, 3-кратный чемпион, 3-кратное «ура!», 3-угольник, 4-угольник, 4-классник, 2-властие, 2-недельные тр_волнения, 3-значное число.
17. Во саду ли, в огороде.
Вспомните как можно больше овощей и фруктов и возьмите от каждого половину. Что у вас получится?
Правило. Числительное пол пишется слитно с существительным в форме родительного падежа. Через дефис пишется пол-:
1) перед гласной: пол-яблока;
2) перед л: пол-лимона;
3) перед заглавной буквой: пол-Москвы
– то есть тогда, когда иначе не напишешь! (Неудобно к строчной букве присоединять заглавную; в других случаях слитное написание меняет произношение. Проделайте эксперимент: представьте, что эти слова написаны без дефиса. Как бы вы их прочли?)
Из истории слов
ПОЛТОРА – результат сращения пол и втора (т.е. второго).
Подберите сложные слова к заданным морфемным структурам («скелетам» слова):
Обратите внимание! В третьей модели – одновременное сложение корней и добавление суффикса (хлеб + о + паш + ец), в пятой суффикс добавляется к существующему сложному слову (зубоскал – зубоскаль + ство), в шестой происходит сложение слова и корня (градо + начальник).
Найдите в текстах все сложные слова. Определите способы, которыми они образованы.
1) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
2) Глубокоуважаемый вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?
3) В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. (Читай: Дж. Ролинг. Гарри Поттер и тайная комната.)
4) В НИИЧАВО (научно-исследовательском институте чародейства и волшебства) понедельник начинался в субботу, потому что опыты по волшебным превращениям были интереснее обычного воскресного времяпрепровождения. (Читай: А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу.)
5) Космические пираты Весельчак У и Крысс примчались из будущего в поисках новоизобретенного аппарата, помогающего слышать чужие мысли, – миелофона. Этот аппарат шестиклассник Коля, путешествуя во времени, случайно унес с собой в XX век. (Читай: Кир Булычев. 100 лет тому вперед.)
6) Благородный рыцарь Дон Кихот путешествовал по дорогам Испании в поисках приключений со своим верным оруженосцем Санчо Пансой. Не умея отличить вымысел от реальности, Дон Кихот сражался с ветряными мельницами, и злоключения преследовали его. (Читай: М. де Сервантес. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский.)
Почти все городские учреждения, организации и предприятия имеют дополнительные сложносокращенные названия. Они часто употребляются в речи, а иногда встречаются и на вывесках. Вспомните вывески, которые вы читаете на улицах города. Время проходит, названия делаются непонятными, вывески меняются. Попытайтесь объяснить, как устроены следующие – старые и современные – названия.
Универмаг, Союзпечать, канцтовары, промтовары, универсам, химчистка, культтовары, сбербанк, детсад, ЖЭК, ДЭЗ, ГАИ, Главпочтамт, сельхозпродукты, военкомат, стройматериалы, шиномонтаж, НИИ, МГУ, ТЮЗ, ГАБТ, ДК.
21. Сочиняем сказку (игру)
Попробуйте сочинить свою сказку (игру). Для этого можно использовать схему:
1) Определите место действия (волшебную или реальную страну, край. дом).
2) Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?).
3) Отправьте его в путешествие (куда?).
4) Определите цель путешествия (зачем?).
5) Выберите волшебные средства (с помощью чего?).
6) Выберите помощников (зверей, птиц), сведите их с героем (с помощью кого. как?).
7) Определите злодеев и друзей (кого?), дайте им имена (какие?).
8) Придумайте препятствия и испытания в путешествии главного героя (какие?).
9) Придумайте хороший конец, в котором главный герой добивается цели (каким образом?) и получает награду (какую?).
10) Можете придумать и волшебное заклинание (против чего? какое?).
11) Можно нарисовать картинку, например, такую: