что значит разобрать слово по составу 2 класс
Разбор слова по составу
Разобрать слово по составу − значит указать, из каких частей оно состоит. К значимым частям слова (морфемам) относятся:
Приставка − значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Лететь − вы лететь, пере лететь, при лететь, у лететь.
Основа − это часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение. Основа слова включает в себя корень, а также приставку(-и) и суффикс(-ы) (если они есть).
Если слово не изменяется, то у него нет окончания и всё слово составляет основу. Например, при разборе по составу неизменяемого существительного «пони» получаем: корень − пони, окончания нет, основа слова − пони.
Порядок разбора слова по составу
а) задать вопрос;
б) определить, что означает слово.
а) отделить часть слова перед корнем;
б) образовать другие слова с этой частью;
в) проверить, действительно ли этот отрезок — одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку — часть слова, стоящую перед корнем);
г) отделить значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначить приставку условным значком: -.
Образец устного разбора слова по составу
На придорожной 2 траве блестят росинки.
Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:
Разбор слова по составу 2 класс
Ф. И. _________________________
Разбери по составу:
Ф. И. _________________________
Разбери по составу:
Ф. И. _________________________
Разбери по составу:
Ф. И. _________________________
Разбери по составу:
Ф. И. _________________________
Разбери по составу:
Ф. И. _________________________
Разбери по составу:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-929081
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки обновит перечень специальностей высшего образования
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок «Разбор слова по составу» (2 класс)
Урок русского языка в 2 классе (УМК «Школа России) Тема: Разбор слова по составу Цели:
• Сформировать представление о том, что значит разобрать слово по составу.
• Составить алгоритм разбора слов по составу.
• Развивать навык разбора слов по составу.
• Ввести в активный словарь учащихся понятий: состав слова, основа слова, приставка, суффикс, окончание.
• Учить детей работать в парах; развивать коммуникативные умения.
• Учить детей ставить перед собой учебную задачу, оценивать результаты своей работы, работать по алгоритму.
Оборудование: интерактивная доска, маркеры, карточки для доски, раздаточный материал
— Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. Садитесь.
2 Мобилизующий этап.
Сегодня на улице морозная, зимняя погода. Окна украшены красивыми узорами.
Мороз узором по стеклу ползёт И кружева плетёт без спиц умело. Вот чудо – сказка на окне растёт – Фантазию зима внедряет смело!
Ты окон двух похожих не найдёшь.
На каждом свой рисунок – персональный.
И каждый вид по-своему хорош! Мороз – художник очень уникальный!
Чем злей мороз – тем сказочней узор! Ты только всё увидеть постарайся! Расправь ты крылья, ощути простор И в сказке очутиться попытайся!
— Мы тоже сейчас будем создавать морозные узоры с помощью букв и росчерков, но уже в тетради.
— Итак, минутка чистописания. Для чего мы её проводим в начале урока?
(Чтобы писать красиво, аккуратно, правильно соединять буквы)
Первый узор. Посмотрите. Повторите.
Второй, третий, четвёртый.
Звучит музыка Чайковского П.И.
Симфония №4, 2 часть Слайды (узоры на окне)
Показ узоров и копирование в тетради по 1 разу.
4 ученика обводят маркером
— А какого символа здесь нет? ( Основы)
— Что такое основа слова? ( Неизменяемая часть)
Какую мы перед собой поставим цель?
Научиться правильно разбирать слова по составу.
-Что для этого нам нужно знать:
Какие символы используются, их место в слове, необходимо ли соблюдать порядок разбора слов или можно в любом порядке выделять части слова. Если порядок нужен, то какой?
другого цвета приставку, суффикс, окончание, корень в узорах и рассказывают, что они знают.
4 Построение проекта выхода из затруднения. а) Обратимся к математике.
— Что в них схожего, различного. ( Общее- цифры, знаки, различие –ответы)
— Какой пример решён верно. (Первый).Докажите.
— Почему второй пример решён неверно? ( там нарушен порядок действия). Сделайте вывод: Если нарушить порядок действий, то можно… (ошибиться)
— Сделайте вывод, что мы должны знать, прежде чем начать разбирать слова по составу? (порядок или алгоритм разбора)
-Запишите в тетради цифры от 1 до 5. Продумайте и составьте свой алгоритм разбора слова. Т.Е. Рядом с каждой цифрой нарисуйте карандашом символ части слова.
Самостоятельное составление алгоритма в тетради.
5 Реализация построенного проекта
ученик разбирает слово по составу на доске, а
— А теперь вместе проверим. Мне помогать будет 1 ученик. Возьмём слово НАМЁРЗЛО.
-Изменим форму слова ( намёрзли, намёрзла, намёрз) Что можем выделить? (Окончание, основу)
— Подберём однокоренные слова. (Мёрзну, примерзать, вымерзли)
— Что теперь мы можем выделить? (Корень) Почему именно корень? (Это общая часть однокоренных слов).
— Остались приставка и суффикс. Что будет следующим в алгоритме?
-Сделаем вывод: в каком порядке нужно разбирать слово по составу. (Дети повторяют)
учитель на 7 слайде
слова, составляя алгоритм
ученик садится на место
7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1)Закрепим знание полученного алгоритма. Работаем в парах.
Сначала 1 вариант рассказывает алгоритм разбора слова по составу, затем 2-ой первому.
2)Проверка работы (1 человек)
3)Для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу?
(Чтобы писать правильно слова, правильно их переносить)
1 Правило: нельзя отрывать первую букву от корня
2 Какое правило встречается в этих словах? В каком можно проверить орфограмму?
3 Тему «Состав слова» мы будем изучать не только на этом уроке. Мы познакомимся с правилами правописания всех частей речи. Таких правил много. Они изучаются и в
(выделены части слова и поставлено ударение заранее)
начальной школе и в старших классах. Кроме того разбор слова по составу часто встречается в контрольных и экзаменационных работах.
8 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Перед вами текст. Прочитайте его. Найдите слово
НАМЁРЗЛО. Как оно помечено в тексте? Означает, что его нужно разобрать по составу.
Какие ещё слова из текста нужно разобрать по составу?
Выполним задание по уровням сложности.
1 уровень: подбери из текста слова к схемам:
1)корень, окончание 2) корень, суффикс, окончание
2)уровень: сад, вырастает, снежные 3 уровень: ветка, водяной, на окне
— Проверьте свою работу. Поставьте смайлик.
дети читают текст на карточках
слайд 10с проверкой задания
9 Включение в систему знаний и повторение.
Выполните задания по тексту
Утром на стекле появились снежные узоры. Там длинная ветка, странный цветок, перья птицы. Их рисует мороз.
В воздухе всегда есть водяной пар. Тёплые пары садятся на холодные стёкла. Они становятся кристаллами льда.
Таких кристалликов намёрзло много. ***
1 Устно озаглавь рассказ.
2 Выпиши из текста ответы на вопросы Что появилось утром?
Кто их рисует? 3* В каком словаре можно найти значение слова «кристалл»?
(Один ученик ищет значение слова)
4 В первом предложении подчеркни основу, подпиши части речи над всеми словами. 3 а
4 Составь и запиши предложение из слов: на, постепенно, окне, ледяной, вырастает, сад.
Самопроверка. Оценивание смайликами.
Словари: синонимов, антонимов, толковый, словообра-зовательный
10 Рефлексия учебной деятельности.
— Правильно ли составлена схема слова? Исправь ошибку.
Схема: суффикс, корень,
-Добились ли мы поставленной цели?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Цели: Сформировать представление о том, что значит разобрать слово по составу.Составить алгоритм разбора слов по составу.Развивать навык разбора слов по составу.Ввести в активный словарь учащихся понятий: состав слова, основа слова, приставка, суффикс, окончание.Учить детей работать в парах; развивать коммуникативные умения. Учить детей ставить перед собой учебную задачу, оценивать результаты своей работы, работать по алгоритму. Оборудование: интерактивная доска, маркеры, карточки для доски, раздаточный материал
Общая информация
Похожие материалы
Конспект внеурочной деятельности на тему: Растения Крымских лесов. Лекарственные растения.
Внеурочная деятельность на тему: Рельеф Крымского полуострова 2 класс
Статья «Организация работы классного руководителя по профилактике конфликтного поведения младших школьников в образовательном процессе»
Семинар для учителей начальных классов «Развитие познавательного интереса посредством создания на уроках проблемных ситуаций».
Презентация по литературному чтению «Лев Николаевич Толстой» (4 класс)
Сценарий новогоднего праздника «Новый год по дорогам сказок»
Как подготовить своего ребёнка к поступлению в школу.
Программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5368926 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В школах Тюмени запустят раздельный сбор отходов
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как разобрать слово по составу?
Разобрать слово по составу следует, указав следующие морфемы: приставку, корень, суффикс, окончание, соединительную морфему, постфикс.
Окончание в составе слова
Выполнение разбора слова по составу, обычно необходимо начинать с выделения окончания, которое не входит в его основу. Для этого определим, изменяемое ли слово перед нами, есть ли у него окончание. С этой точки зрения важно, к какой части речи относится анализируемая лексема.
Помним, что у неизменяемых частей речи и форм слов нет окончания:
1. у несклоняемых существительных
2. У несклоняемых прилагательных
3. У наречий на конце вычленим только суффиксы:
4. В морфемном составе деепричастий имеются формообразующие суффиксы:
5. В форме простой сравнительной степени прилагательных и наречий вычленим суффиксы:
Основа слова
Выделив окончание в изменяемом слове, которое склоняется, спрягается или изменяется по родам и числам, остальную часть лексемы обозначим как основу слова.
Помним, что в основу слова не входят формообразующие суффиксы причастий, деепричастий, формы прошедшего времени глагола, постфикс формы повелительного наклонения глагола -те, суффиксы простой сравнительной степени прилагательных и наречий.
Примеры
Приставка в составе слова
Затем выделим приставку в слове, если она есть. Чтобы убедиться, есть ли эта морфема в слове, можно убрать ее и посмотреть, существует ли в лексике русского языка такое самостоятельное слово, или, второй вариант проверки, — менять предполагаемую приставку на другую:
со рвать — рвать; ото рвать, надо рвать, пере рвать, у рвать.
Результативным способом определения приставки в составе слова является подбор лексем с такой же приставкой:
со драть, со брать, со вместить, со гласиться.
В морфемном составе лексемы может быть несколько приставок, тогда целесообразно составить словообразовательную цепочку и добраться до первого производящего слова:
не без ынтересный — без ынтересный — интересный.
Суффикс в составе слов
Теперь займемся суффиксом слова. Посмотрим, существует ли слово без такого суффикса:
Подберем слова с таким же суффиксом и убедимся, что такой суффикс существует:
И теперь после последовательного вычленения всех морфем осталась главная часть слова — корень. Чтобы точно определить границы корня и убедиться, правильно ли мы его выделили, займемся подбором родственных слов. Как известно, общая часть родственных слов, в которой заключено основное лексическое значение слова, и есть корень.
Бодр ость — бодр ый, бодр о (шагать), бодр енький, бодр иться.
Пример разбора слова по составу
Рассмотрим в качестве примера морфемный разбор слова «безрадостный».
Это изменяемое прилагательное, значит, вычленим окончание -ый, сравнив его формы:
Определим основу слова — безрадостн-:
Далее укажем приставку без-, как и в составе слов:
безрадостный ← радост н ый ← рад ость ← рад (нет полной формы прилагательного).
Оставшаяся часть слова -рад- является корнем, который прослеживается в родственных словах:
Закончим разбор по составу итоговой записью:
без рад ост н ый — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание
Видеоурок «Разбор глагола по составу»
Как разобрать слово по составу
Существует чёткое правило, которое надо выполнять, чтобы сделать разбор слова по составу без ошибок. Для этого надо строго следовать порядку разбора, не пропуская ни одного шага, и помнить об указанных ниже особых и трудных случаях.
Алгоритм разбора слова по составу
Алгоритм разбора слова по составу — пошаговая последовательность. Она помогает правильно выполнить работу. Используемый приём сравнения развивает логическое мышление.
Обязательная поэтапность разбора любого слова по составу:
Особенности определения окончания на примере разных частей речи
Разбор по составу существительного
Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.
Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания. Всё слово — основа.
Имя прилагательное
Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.
Примеры
Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы
Парашютист — человек, спускающийся с парашютом
Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.
«Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.
Примеры разбора слов по составу
Разбор слова Настенный
Разбор слова Сползает
Разбор слова Запевает
Разбор слова Повторяла
Разбор слова Преподаватель
Разбор слова Вверху
Разбор слова Разноцветный
Изучение состава слова играет значительную роль при формировании орфографической зоркости.
Дети начинают понимать и запоминают: все части слова неизменны в написании и не зависят от произношения.
Трудные случаи при разборе слова по составу
Проводя анализ слов, школьники не всегда обращают внимание на лексическое значение разбираемого слова. Это часто приводит к ошибкам, особенно при выделении суффиксов.
В словах с такими суффиксами подбор однокоренных слов обязателен. (Мяч-ик — мяч, ключ-ик— ключ, рез-чик — резать, ящик, хрящ-ик — хрящ, камен-щик — камень; аист, лист; ушко, нес-ушк-а).
Непонимание разницы в значениях приводит к частым ошибкам при морфемном анализе глаголов в неопределённой форме.
в учебных пособиях разных авторов рассматриваются или как суффикс, или как окончание. В любом случае предшествующий гласный в эту часть слова не входит.
Умение разбирать последовательно слово по составу приобретается при постоянной работе по алгоритму. Нарушение последовательности или игнорирование приводит к ошибкам. Внимание к слову — основа успеха.