Что значит слово леля
Что значит слово леля
Смотреть что такое «леля» в других словарях:
леля — сущ., кол во синонимов: 3 • богиня (346) • леленька (2) • лёля (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Леля — У этого термина существуют и другие значения, см. Лёля. Леля (Ляля) мифологический персонаж у восточных славян, вероятно возник под влиянием православия и христианизации, как часть песенного куплета.[1] Содержание 1 Мифологический архетип… … Википедия
ЛЕЛЯ — Богдашка Леля, ростовский тюремный сторож. 1657. А. К. III, 240. Срв. Ляля … Биографический словарь
леля — същ. тетка, вуйна, стринка … Български синонимен речник
леля — рубашка … Воровской жаргон
леля — ляле (поэтич. жанр в туркмении) … Краткий словарь анаграмм
леля — [2/0] рубашка. Уголовный жаргон … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга
«Как луч зари, как розы Леля» — «КАК ЛУЧ ЗАРИ, КАК РОЗЫ ЛЕЛЯ», стих. Л. (1832), в к ром дан психологич. портрет Н.Ф. Ивановой, намечена характерная для Л. тема «уничтожающего» воздействия светского общества, его «нарядной маски» на человеческую душу. Первые 4 стиха близки к… … Лермонтовская энциклопедия
Лель — … Википедия
Славянская религия — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать · Божество · … Википедия
Традиции крещения: а вы чьи коки и лёли, помните?
Иногда вам делают предложение, от которого трудно отказаться. И в один прекрасный день в вашу жизнь входит маленький человечек, который будет называть вас крестной (крестным), кокой, лёлей.
Крестные отец или мать — это все знают. Другие слова употребляются реже, этимология их не очень ясна. С Лёлей и Лелем ситуация еще как-то прояснена, да и слово «лелеять» пока еще в ходу, не забылось. Вот и лелеют сознательные Лёли и Лели своих лелек…
Со словом «кока» сложнее. Кто-то производит его от старофинского, кто-то — от старославянского со значением «детская рубашечка» (интересно, что и у Леля, кроме прочих многочисленных вариантов, есть значение «детская рубашка», как тут не вспомнить о крестильной одежде!). А еще этим словом обозначалось и яйцо, и картофелина с калачом — гостинец, в общем. Впрочем, и некое чудище «кока» тоже известно.
От последнего слова пошла фамилия Кокиных. Когда родители умирали, заботу о детях брали на себя крестные. Сколько тех Кокиных на Руси! Еще с XV века известны. Целый огромный род получается, только вот не все кровные они в этом роду…
А в литературе однажды казус произошел. Стал крестный отец девочки сироты просто Кокованей. Редакторы, говорят, не поняли, в чем там дело у Бажова, и напечатали слитно.
Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. («Серебряное копытце»)
И действительно, жили Кокованя с Даренкой как могли, заботились друг о друге. Дед с утра — на работу, Даренка — прибираться в хате, да кашу варить. А однажды и хризолиты нашли, камни такие драгоценные…
Но, в основном, все всегда решалось волшебными палочками, которыми заведовали крестные мамы. И взмахивали они ими, выручая своих крестников из всевозможных неприятностей.
А в русских сказочках волшебных палочек вообще нет. Производство волшебных палочек так и не было налажено, даже не предполагалось. И здесь не повезло. Своей земной заботой должны мы помогать нашим крестникам. Куда как труднее. Но должны справиться, не впервой.
Принято считать, что быть крестным или крестной — это дар. И мы ему сами дальнейшие хозяева. Бездумно соглашаться на это не стоит, но уж если взялись, решились, то все получится.
Но может кто-нибудь объяснить все-таки, почему нам не выдаются волшебные палочки для особо насущных случаев? Так иногда хочется заявиться прекрасной феей и совершить чудо из чудес…
Почему крестных называют «лёля»? Откуда такое пошло?
Исходя из мифологии древних языческих славян прослеживается следующая цепочка:
У богини красоты, весны, покровительницы брака и любви Лады и бога Ладо/Ярило
Лелей могут называть одного из крёстных родителей. Название пришло из славянской мифологии, где Леля была богиней любви, молодости, весны. Именно от имени Леля образовалось слово «лелеять», то есть любить и баловать. Это одна из версий, почему крёстных зовут Лелями. По другой версии Леля произошло от украинского названия айста «лелека», который приносит детей.
Я родилась в Архангельске, у нас крестных так и называли «крестный и крестная», а услышала я слово «Лёля» от девочки из Ростова-на-Дону и очень удивилась, а ещё слышала, как в Чебоксарах крестную называют «кока».
Просто какой-то новый русский язык для себя открыла.
Оказывается, называть крестных лелей, причём «леля» это и к отцу крестному относится, прошло издавна. Ещё «лелей» называют детскую рубашку.
С детства слышала это слово, но сама никогда не употребляла. Слышала лишь от других. Лёля может быть одним из вариантов имени Ольга, Оля, Леля. Но иногда так называют одного из крестных родителей. Это принято не повсеместно, например, у нас в Твери подобное слово слышу крайне редко. Слово имеет древнеславянские корни, может происходить от имени мифологического существа, бога Леля, который считался богом любви.
Скорее всего из понятий русского языка, слово Леля это сокращенное измененное от слова лелеят, нежить, баловать, как правило это делали крестные мамки, которые в воспитании не участвовали, не строжились на детей как родители воспитатели, а только баловали и лелеяли. Еще есть поговорка первый ребенок нянька второй лялька.
Автор лучшего ответа просто молодец, он ответил на поставленный вопрос со всей точностью. Я сейчас перечитал уйму информации в интернете, и там все описано как я уже сказал у автора лучшего ответа. Очень познавательно. Именно из славянско языческой мифологии и зародилось слово Лёля.
Слово «Леля», это сокращеное изменение от слова лелеять, нежить, и баловать. Как говорят в России, так делают крёстные мамки, которые не участвуют в воспитании детей, и не стражат их, как родители. «Лели», они только холят и лелеят своих крёстных детей.
Здесь все завязано, на древнерусском значении слова «Леля», которое по семантике, является синонимом таких слов как: лелеять, баловать, нежить. Ведь крестные, на самом деле редко ведут себя сурово, по отношению к своим крестникам и зачастую все что делают, так это одаривают их подарками, а потому и называют их так.
Святое имя – Лёля
Читать «Новости Югры» в
В номере 63 от 11 июня «Новости Югры» объявили конкурс по сбору диалектных слов, которые понятны жителям округа, Урала и Сибири.
В адрес редакции пришло письмо из п. Пионерского Советского района. Вот чем поделилась с нами Елена Зверева: «Прочитала статью в газете «Новости Югры», в которой объявлен конкурс по сбору диалектных слов. Диалектные слова – это сокровища народа, речь людей, «говор» в разных (в основном сельских) местностях. Россия – великая наша держава, наш народ богат своими традициями, культурой, верой. Сохранились такие слова, которыми люди пользуются до сегодняшнего дня, и это вызывает очень большой интерес.
Вот некоторые из них, которые я слышала от своих бабушек: Гороховой Федосьи Ивановны (1924 г.р.) и Зверевой Анастасии Ефимовны (1922 г.р.), а также от знакомых: кочет – «петух», гутарить, трещать – «рассказывать», балакать – «разговаривать», койка, полати – «кровать», ручник – «полотенце», курень – «изба», хата – «дом», зипун – «крестьянский рабочий кафтан», лыва – «лужа», вылюдить – «выйти в люди», исподница – «рубаха, поддеваемая под сарафан», чаю – «ожидаю».
С этим словом знакомы все крестные: лёля – «крестная». Человек, которого берут в крестные, по значимости – это вторая мама. Милый, светлый, добрый человек, которому доверяют своих детей.
23 апреля 2019 года я стала крестной двух своих племянниц – Кариши и Сашеньки. Это большая честь – быть участником таинства крещения в церкви Всех Святых в Земле Русской просиявших п. Пионерский. Церковь – это второй дом, в который мы приходим с открытой душой, верой и любовью, таинство крещения – это благодать, спасительная сила».
Свои варианты названий предметов или явлений, истории, с ними связанные, присылайте почтой: Ханты-Мансийск, ул. Мира, 46, редакция «Новостей Югры» или на электронную почту tuzova@idnu.ru с пометкой «На конкурс».
Кстати
У богини красоты, весны, покровительницы брака и любви Лады и бога Ярило было два сына – Лель и Полель. Лель – божество любви и брака, златовласый и сладкоголосый, испускал из рук искры, воспламеняющие сердца. Сопровождала его священная птица лелека – аист. Вот от имени Леля (согласно словарю В. Даля) происходит слово лелеять – ласкать, нежить, холить, заботливо ухаживать, оберегать. Крестные матери – лелеющие маленьких лялек – назывались Лёлями, крестные отцы – Лелями.
Что значит слово леля
Леля (Ляля) — мифологический персонаж у восточных славян, вероятно возник под влиянием православия и христианизации, как часть песенного куплета. [1]
Содержание
Мифологический архетип образа
Существование «богини» Лели и «бога» Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов.
Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.
И. Н. Данилевский пишет:
Многочисленные попытки увидеть в славянской мифологической системе подобие античной модели предпринимались со времен Яна Длугоша с его знаменитой «Historia Polonica» (XV в.) вплоть до Ломоносова и Татищева. Иногда результатами подобного «домысления» фактов славянской мифологии становились искусственно созданные мифологические персонажи, в реальных традициях не существовавшие (образцами т. н. «кабинетной мифологии» являются Лель, Лада, Коляда, Курент и пр.) [5]
Идеалистическая теория Б. А. Рыбакова
Б. А. Рыбаков выдвигал теорию, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо — Лада. В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей (Лялей). В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:
Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зелёном саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.
Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков — 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник — ляльник — 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от неё ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.
Впрочем, теория Б. А. Рыбакова не подтверждается ни этнографическими, ни фольклорными данными, и считается самой слабой.