Что значит слово секта

Значение слова «секта»

Что значит слово секта. Смотреть фото Что значит слово секта. Смотреть картинку Что значит слово секта. Картинка про Что значит слово секта. Фото Что значит слово секта

1. Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. В Урене что ни двор, то новая вера; тут есть всякие секты раскола. М. Пришвин, Светлое озеро.

2. перен. Группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах, оторванная от народных масс.

[От лат. secta — учение, направление, школа]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Латинскому слову лат. secta в древнегреческом языке соответствует слово др.-греч. αἵρεσις — ересь. Понятия «ересь» и «секта» в этих языках тождественные.

СЕ’КТА, ы, ж. [латин. secta, букв. отрезанная, отделенная]. 1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. С. баптистов. 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

се́кта

1. религиозная община, проповедующая идеи, не признаваемые господствующей церковью ◆ Наконец, в раннем исламе с его идеей «цепи пророков», последним из которых является Мухаммед, можно увидеть и черты гностической ереси: именно такую идею провозглашала известная гностическая секта манихейцев. Рафаил Нудельман, «Тайны вечных книг: ученые исследуют Коран», 2003 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. обособленная группа людей, замкнувшаяся в своих узких групповых интересах ◆ Это была секта кустарей ― продавцов отретушированных, грубо подкрашенных анилиновыми красками трафаретных карточек со всякой неподцензурной всячиной; … Александр Иличевский, «Перс», 2009 г. (цитата из НКРЯ)

3. перен. любая обособленная группа людей ◆ Я даже огорчаться не смею. Я низшая секта, неприкасаемый. Слышал мой разговор с Колькой? Василий Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит слово секта. Смотреть фото Что значит слово секта. Смотреть картинку Что значит слово секта. Картинка про Что значит слово секта. Фото Что значит слово сектаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: раззява — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

СЕКТА

Смотреть что такое «СЕКТА» в других словарях:

секта́нт — сектант … Русское словесное ударение

Секта — Секта ♦ Secte «Всякая секта, – говорит Вольтер, – есть союз сомнения и ошибки». Действительно, спорить можно только о том, что ускользает от нашего понимания. В геометрии никаких сект нет, продолжает Вольтер свою мысль, «никто ведь не… … Философский словарь Спонвиля

СЕКТА — (лат. secta, от secare отделять, отсекать). В древние времена, философские школы, отличавшаяся своеобразным учением; в настоящее время, раскол, ересь; малая часть сообщников, отделившихся в деле, касающемся веры, от большей господствующей религии … Словарь иностранных слов русского языка

секта — См. разряд … Словарь синонимов

секта — ы, ж. secte f., пол. secta, нем. Secte. 1. Религиозная группа, отколовшаяся от господствующей церкви. СИС 1954. Вредная ненависть, обходя Христианския Европейския целомудренные обычаи и политическия обхождения, употребила себя к точному… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

секта — СЕКТА, ы, ж. Любая группа, объединение, партия, общество и т. п. У них своя секта. На съезд все секты съедутся … Словарь русского арго

СЕКТА — (религиозная) отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п. Для С. характерна замкнутость, обособленность … Юридический словарь

СЕКТА — (от лат. secta учение направление, школа), религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах … Большой Энциклопедический словарь

СЕКТА — СЕКТА, ы, жен. 1. Религиозное течение (община), отделившееся от какого н. вероучения и ему противостоящее. С. духоборов. 2. перен. Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неод.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова

Источник

СЕКТА

Смотреть что такое «СЕКТА» в других словарях:

секта́нт — сектант … Русское словесное ударение

Секта — Секта ♦ Secte «Всякая секта, – говорит Вольтер, – есть союз сомнения и ошибки». Действительно, спорить можно только о том, что ускользает от нашего понимания. В геометрии никаких сект нет, продолжает Вольтер свою мысль, «никто ведь не… … Философский словарь Спонвиля

СЕКТА — (лат. secta, от secare отделять, отсекать). В древние времена, философские школы, отличавшаяся своеобразным учением; в настоящее время, раскол, ересь; малая часть сообщников, отделившихся в деле, касающемся веры, от большей господствующей религии … Словарь иностранных слов русского языка

секта — См. разряд … Словарь синонимов

секта — ы, ж. secte f., пол. secta, нем. Secte. 1. Религиозная группа, отколовшаяся от господствующей церкви. СИС 1954. Вредная ненависть, обходя Христианския Европейския целомудренные обычаи и политическия обхождения, употребила себя к точному… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СЕКТА — СЕКТА, секты, жен. (лат. secta, букв. отрезанная, отделенная). 1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. Секта баптистов. 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими,… … Толковый словарь Ушакова

секта — СЕКТА, ы, ж. Любая группа, объединение, партия, общество и т. п. У них своя секта. На съезд все секты съедутся … Словарь русского арго

СЕКТА — (религиозная) отколовшаяся от основного или господствующего религиозного вероисповедания группа верующих, придерживающаяся своих взглядов и толкований его отдельных догматов, обрядов, поучений и т.п. Для С. характерна замкнутость, обособленность … Юридический словарь

СЕКТА — (от лат. secta учение направление, школа), религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах … Большой Энциклопедический словарь

СЕКТА — СЕКТА, ы, жен. 1. Религиозное течение (община), отделившееся от какого н. вероучения и ему противостоящее. С. духоборов. 2. перен. Группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неод.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова

Источник

Секта

Се́кта – 1) рели­ги­оз­ное тече­ние, отко­лов­ше­еся от основ­ного рели­ги­оз­ного направ­ле­ния, под­верг­шее суще­ствен­ной реви­зии его веро­уче­ние, создав­шее соб­ствен­ную орга­ни­за­цию; 2) рели­ги­оз­ная группа (община), обла­да­ю­щая соб­ствен­ным веро­уче­нием, создан­ным её осно­ва­те­лем (осно­ва­те­лями) с нуля или на осно­ва­нии заим­ство­ва­ний веро­учи­тель­ных поло­же­ний из других рели­ги­оз­ных учений, жестко обособ­ля­ю­щая себя от внеш­него мира, име­ю­щая во главе тота­ли­тар­ного лидера, поль­зу­ю­ще­гося мани­пу­ля­тив­ными и иными сред­ствами для под­дер­жа­ния стро­гой внут­рен­ней дис­ци­плины и экс­плу­а­та­ции адеп­тов.

В хри­сти­ан­ском истол­ко­ва­нии поня­тие «секта» чрез­вы­чайно тесно свя­зано с поня­тием ереси и лже­уче­ния (лож­ного учения). Дли­тель­ное время слова «ересь» и «секта» рас­смат­ри­ва­лись в хри­сти­ан­ском бого­сло­вии как сино­нимы. Незна­чи­тель­ному раз­гра­ни­че­нию эти тер­мины под­верг­лись в Новое время, когда слово «секта» стало обо­зна­чать группу или орга­ни­за­цию, а «ересь» – ее учение. Однако в гре­че­ском пра­во­слав­ном бого­сло­вии до сего­дняш­него дня в обоих зна­че­ниях исполь­зу­ется лишь слово «ересь».

С точки зрения Пра­во­сла­вия, секта всегда несет отри­ца­ние хри­сти­ан­ской дог­ма­тики, извра­ще­ние основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Такое отри­ца­ние может быть скры­тым или откры­тым. В первом случае, секта стре­мится сохра­нить види­мую пре­ем­ствен­ность с хри­сти­ан­ством, исполь­зует хри­сти­ан­скую сим­во­лику и тексты. К таким сектам отно­сятся Сви­де­тели Иеговы, мор­моны, муниты и пр. В доре­во­лю­ци­он­ной России к ним при­над­ле­жали, напри­мер, хлысты и скопцы. Эти секты стре­мятся назвать себя хри­сти­а­нами, исполь­зуют Библию, однако пере­смат­ри­вают хри­сто­ло­гию – основу хри­сти­ан­ского веро­уче­ния, отри­цают догмат о Вопло­ще­нии Сына Божьего. Во втором случае отвер­же­ние хри­сти­ан­ской дог­ма­тики про­ис­хо­дит открыто и секта, как пра­вило, имеет откро­венно язы­че­ские истоки, пред­став­ляя собой одну из форм совре­мен­ного неоязы­че­ства (напри­мер, «Меж­ду­на­род­ное обще­ство созна­ния Кришны», «АУМ Син­рикё» и пр.). Такая секта уже не псевдо­хри­сти­ан­ское учение, а, обычно, «оско­лок» одной или несколь­ких язы­че­ских рели­гий.

При этом для всех сект свой­стве­нен:

Секты не сле­дует путать с ино­сла­вием. Если секты для Пра­во­сла­вия явля­ются прин­ци­пи­аль­ным ино­ве­рием (то есть иной рели­гией), то ино­сла­вие в той или иной сте­пени сохра­няет основ­ные Дог­маты хри­сти­ан­ства.

Учение Иисуса Христа об отно­ше­нии к сек­тан­там.

В насто­я­щее время совре­мен­ными рели­гио­ве­дами дела­ется попытка внутри Церкви под­ме­нить пра­во­слав­ную тер­ми­но­ло­гию свет­ской и секу­ля­ри­зи­ро­вать саму стра­те­гию цер­ков­ной про­по­веди в среде заблуд­ших. Вытес­ня­ется тра­ди­ци­он­ное для Церкви деле­ние ере­ти­ков по трем чинам, и на перед­ний план выхо­дят соци­аль­ный, уго­лов­ный, меди­цин­ский и пра­во­вой аспекты в оценке и клас­си­фи­ка­ции того или иного не пра­во­слав­ного веро­уче­ния. Такие состо­яв­ши­еся поня­тия, как «тота­ли­тар­ные» секты, «деструк­тив­ные» культы и т. д., ни в коей мере не отве­чают рели­ги­оз­ным и веро­учи­тель­ным оцен­кам ложных веро­уче­ний, и пере­ме­щают про­блему пре­одо­ле­ния сек­тант­ской экс­пан­сии, из плос­ко­сти рели­ги­оз­ной в плос­кость поли­ти­че­скую. Здесь на перед­ний план выхо­дит соци­аль­ная оценка каких-либо сек­тант­ских веро­уче­ний и, таким обра­зом, раз­мы­ва­ется пред­став­ле­ние о любой секте именно как о группе людей, одер­жи­мой той или иной ересью. Уже сейчас актив­ность про­ве­де­ния мис­си­о­нер­ской работы с какой-нибудь сек­тант­ской груп­пой обу­слов­ли­ва­ется не пагуб­но­стью ее заблуж­де­ний (ересей), а именно соци­аль­ной респек­та­бель­но­стью или нере­спек­та­бель­но­стью. Таким обра­зом, целые рели­ги­оз­ные группы ино­слав­ных (по пре­иму­ще­ству) и сек­тан­тов ока­зы­ва­ются вне поля мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти Церкви. И все вни­ма­ние сосре­до­та­чи­ва­ется на мало­чис­лен­ных мар­ги­наль­ных груп­пах, не име­ю­щих такого же обшир­ного рас­про­стра­не­ния на тер­ри­то­рии нашей страны, как като­лики, люте­ране, бап­ти­сты, адвен­ти­сты и пяти­де­сят­ники.

Подоб­ное новое направ­ле­ние в оте­че­ствен­ной мис­сио­ло­гии уже полу­чило наиме­но­ва­ние в духов­ных школах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви как «тота­ли­тар­ная теория».

Без сомне­ния, любое отступ­ле­ние от истины заслу­жи­вает при­сталь­ного вни­ма­ния со сто­роны пра­во­слав­ного мис­си­о­нера. Но при этом нельзя забы­вать, что миссия свя­щен­ника, и миссия врача, тем более сле­до­ва­теля про­ку­ра­туры, есть разные миссии, кото­рые, сле­до­ва­тельно, и исполь­зуют разные методы и под­ходы в осу­ществ­ле­нии своей работы. Не дело свя­щен­ника зани­маться сыском, и не дело сыс­каря – духов­ни­че­ство.

Непра­во­слав­ное отно­ше­ние к сектам воз­никло в резуль­тате силь­ного вли­я­ния аме­ри­кан­ских рели­гио­вед­че­ских школ и направ­ле­ний. Изжить этот виток секу­ля­ри­за­ции – и озна­чает воз­вра­ще­ние к биб­лей­скому и свя­то­оте­че­скому отно­ше­нию к сек­тан­там, ере­ти­кам и заблуд­шим.

Сама мис­си­о­нер­ская работа с заблуд­шими не должна при­об­ре­тать формы край­ней нетер­пи­мо­сти и даже враж­деб­но­сти, что, без сомне­ния, будет про­ти­во­ре­чить духу хри­сти­ан­ской любви и еван­гель­ской откры­то­сти. Именно секу­ля­ри­за­ция раз­лич­ных форм мис­си­о­нер­ской работы с сек­тан­тами при­вно­сит в созна­ние отдельно взятых горе-мис­си­о­не­ров дух мир­ской нетер­пи­мо­сти и агрес­сии по отно­ше­нию к заблуд­шим. В основ­ном подоб­ным духом нетер­пи­мо­сти к отпав­шим зара­жены нео­фиты. Войдя в Цер­ковь, они так и не изба­ви­лись от пост­ком­му­ни­сти­че­ского метода веде­ния борьбы с «оппо­зи­ци­о­не­рами» самыми дикими и бес­сер­деч­ными мето­дами. Их «мис­си­о­нер­ская» дея­тель­ность сво­дится только к сбору ком­про­мата на заблуд­ших и орга­ни­за­ции их травли в судах и СМИ, с при­вле­че­нием служб без­опас­но­сти и зако­но­да­тель­ных орга­нов власти.

Опре­де­ле­ние Архи­ерей­ского Собора Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви «О псевдо­хри­сти­ан­ских сектах, неоязы­че­стве и оккуль­тизме» (декабрь 1994 г.), в част­но­сти, уточ­няет: «В то же время Архи­ерей­ский Собор при­зы­вает всех верных чад Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви широко про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие Гос­пода нашего Иисуса Христа, созда­вать кате­хи­зи­че­ские школы, разъ­яс­нять людям пагуб­ность лже­уче­ний, помо­гать тем, кто вре­менно осту­пился, под­дав­шись про­па­ганде сек­тант­ских про­по­вед­ни­ков. Однако про­ти­во­сто­я­ние ложным взгля­дам не должно сопро­вож­даться нетер­пи­мым отно­ше­нием к самим носи­те­лям несов­ме­сти­мых с хри­сти­ан­ством учений… Мы при­зы­ваем всех членов Церкви молиться о про­све­ще­нии одер­жи­мых лож­ными уче­ни­ями и твердо хра­нить пере­дан­ное нам…»

Ап. Петр писал о своем Боже­ствен­ном Учи­теле: «Ибо вы к тому при­званы, потому что и Хри­стос… нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ).

Иссле­дуя отно­ше­ние Сына Божия к сек­тан­там Его вре­мени, мы сумеем отде­лить рели­гио­вед­че­ские пле­велы все­ян­ные на ниве рос­сий­ского апо­сто­лата от доброй пше­ницы Еван­гель­ского Пра­во­слав­ного Бла­го­вест­во­ва­ния.

Биб­лей­ское учение о сама­ря­нах (с учетом выше обо­зна­чен­ных про­блем) заслу­жи­вает нашего осо­бого вни­ма­ния. Сама­ряне: этни­че­ско-рели­ги­оз­ная группа, клас­си­че­ская секта внутри иуда­изма. Данная этни­че­ская группа воз­никла из сме­ше­ния евреев, насе­ляв­ших Север­ное (Изра­иль­ское) цар­ство, с пере­се­лен­цами из разных обла­стей асси­рий­ской импе­рии ( 4Цар.17:24 ; 1Езд. 4:9-10 ), кото­рые и засе­лили опу­стев­шие (после изгна­ния евреев в Вави­лон) города Сама­рии. Пер­во­на­чально сама­ряне окорм­ля­лись иудей­скими свя­щен­ни­ками (леви­тами – 4Цар.17:27 ), но позже они создали свое соб­ствен­ное свя­щен­ство, аль­тер­на­тив­ное иудей­скому. Есть у сама­рян и свой соб­ствен­ный (аль­тер­на­тив­ный) текст Торы (Пяти­кни­жия Моисея), извест­ное «Сама­рян­ское Пяти­кни­жие». Данный текст имеет отли­чия от масо­рет­ского (еврей­ского) текста пяти первых книг Библии. Так, напри­мер, назва­ние горы «Гевал» ( Втор. 27:4 ) заме­нено на «Гари­зим» и т. д. – всего около 6 тыс. несов­па­де­ний. Сама­ряне еже­годно празд­нуют на горе Гари­зим Пасху и др. рели­ги­оз­ные празд­ники, уста­нов­лен­ные в Книге Левит.

Хри­стос вос­при­ни­мал сама­рян именно как отступ­ни­ков от истин­ной веры Изра­иля. Отправ­ляя уче­ни­ков на про­по­ведь, Он гово­рил им: «… на путь к языч­ни­кам не ходите, и в город Сама­рян­ский не вхо­дите» ( Мф. 10:5 ). Подоб­ное низ­ве­де­ние ере­ти­ков сама­рян до поло­же­ния нече­сти­вых языч­ни­ков наглядно харак­те­ри­зует глу­бину их заблуж­де­ний. В беседе с сама­рян­кой, отве­чая на ее вопрос, какая из двух вер более соот­вет­ствует истине (сама­рян­ство или иуда­изм), Гос­подь со всею опре­де­лен­но­стью заяв­лял: «Вы не знаете, чему кла­ня­е­тесь, а мы знаем, чему кла­ня­емся, ибо спа­се­ние от Иудеев» ( Ин. 4:22 ); здесь Он отож­деств­ляет Себя Самого, сло­вами «мы знаем», с вет­хо­за­вет­ною верою и прямо про­ти­во­по­став­ляет ее заблуж­де­ниям сама­рян. К тому же сами сама­ряне про­яв­ляли агрес­сию по отно­ше­нию к Сыну Божию, видя в нем только пра­во­вер­ного иудея. Ска­зано: «но там не при­няли Его, потому что Он имел вид путе­ше­ству­ю­щего в Иеру­са­лим» ( Лук. 9:53 ). Послед­няя исто­рия заслу­жи­вает осо­бен­ного нашего вни­ма­ния.

Беседа Сына Божия с сама­рян­кой при­несла куда боль­ший резуль­тат. Ска­зано: «И многие Сама­ряне из города того уве­ро­вали в Него по слову жен­щины, сви­де­тель­ство­вав­шей, что Он сказал ей все, что она сде­лала. И потому, когда пришли к Нему Сама­ряне, то про­сили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще боль­шее число уве­ро­вали по Его слову» ( Ин. 4:39-41 ).

Извест­ная притча о Добром Сама­ря­нине ( Лк. 10:30-37 ) есть не что иное, как притча о «добром ере­тике и сек­танте». Именно так она и вос­при­ни­ма­лась совре­мен­ни­ками Иисуса Христа. Гос­подь в нрав­ствен­ном отно­ше­нии ставит сек­танта сама­ря­нина выше и пра­во­вер­ного свя­щен­ника, и пра­во­вер­ного левита. Именно «добрый сама­ря­нин» ока­зался под­лин­ным ближ­ним для постра­дав­шего от раз­бой­ни­ков. Увы! Но и в наше время многие сек­танты в нрав­ствен­ном смысле стоят намного выше своих бого­слов­ских про­тив­ни­ков. Многие из тех обви­не­ний, кото­рые неко­то­рые пра­во­слав­ные рели­гио­веды воз­во­дят против сек­тан­тов, могут в боль­шей мере быть исполь­зо­ваны против нас самих.

Сама­ряне пред­став­ля­ются в Еван­ге­лиях и более бла­го­дар­ными по отно­ше­нию ко Христу. Из десяти очи­щен­ных про­ка­жен­ных только один вер­нулся ко Христу «и пал ниц к ногам Его, бла­го­даря Его; и это был Сама­ря­нин» ( Лук. 17:16 ).

Еван­гель­ское учение о сама­ря­нах и есть Еван­гель­ское учение об отно­ше­нии Христа к сек­тан­там (ере­ти­кам). Ни в коей мере не усту­пая им пер­вен­ство веры, Сын Божий, однако, часто ставит их в пример для самих пра­во­вер­ных и выстра­и­вает мис­си­о­нер­скую работу с ними с пози­ции вни­ма­тель­ного и даже люб­ве­обиль­ного отно­ше­ния к ним самим. Воз­можно, именно из-за такой нрав­ственно выве­рен­ной системы отно­ше­ний с сама­ря­нами для неко­то­рых иудеев Хри­стос и Сам выгля­дит как «Сама­ря­нин». Ска­зано: «…Иудеи отве­чали и ска­зали Ему: не правду ли мы гово­рим, что Ты Сама­ря­нин…» ( Ин. 8:48 ).

Мис­си­о­нер только тогда будет иметь успех в про­по­веди, когда поста­ра­ется насколько воз­можно отож­де­ствить себя с объ­ек­том про­по­веди. Хри­стос это сделал все­цело. Ска­зано: «Он, будучи обра­зом Божиим, не почи­тал хище­нием быть равным Богу; но уни­чи­жил Себя Самого, приняв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век» ( Фил. 2:6-7 ).

Только та про­по­ведь будет услы­шана, кото­рая учи­ты­вает все, даже субъ­ек­тив­ные, осо­бен­но­сти объ­екта про­по­веди. Ска­зано: «Ибо, будучи сво­бо­ден от всех, я всем пора­бо­тил себя, дабы больше при­об­ре­сти: для Иудеев я был как Иудей, чтобы при­об­ре­сти Иудеев; для под­за­кон­ных был как под­за­кон­ный, чтобы при­об­ре­сти под­за­кон­ных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но под­за­ко­нен Христу,— чтобы при­об­ре­сти чуждых закона; для немощ­ных был как немощ­ный, чтобы при­об­ре­сти немощ­ных. Для всех я сде­лался всем, чтобы спасти по край­ней мере неко­то­рых» ( 1Кор. 9:19-22 ). Ап. Павел ради дела бла­го­вест­во­ва­ния отож­деств­лял себя даже с фари­се­ями (этими после­до­ва­тель­ными вра­гами Христа и хри­сти­ан­ства); одна­жды он (ап. Павел) запи­сал о себе: «обре­зан­ный в вось­мой день, из рода Изра­и­лева, колена Вени­а­ми­нова, Еврей от Евреев, по учению фари­сей» ( Фил. 3:5 ).

Нам трудно до конца понять всю сте­пень само­отож­деств­ле­ния самого себя с заблуд­шими в жизни ап. Павла; иногда это дохо­дило и до само­от­ре­че­ния во Христе, когда он (Павел) писал: «Я желал бы сам быть отлу­чен­ным от Христа за бра­тьев моих, родных мне по плоти… ( Рим. 9:3 ). Иными сло­вами, он сам был готов нахо­диться в аду, только бы знать, что братья его, родные по плоти, нахо­дятся в раю. А Сам Сын Божий и сошел во ад, приняв на себя грехи мира «…и нахо­дя­щимся в тем­нице духам, сойдя, про­по­ве­дал» ( 1Пет. 3:19 ). Слу­же­ние про­по­веди заблуд­шим всегда должно носить жерт­вен­ный харак­тер, так как это было и у Христа, так как это было и у ап. Павла, ска­зав­шего: «Посему умоляю вас: под­ра­жайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ).

По учению апо­сто­лов, «ере­тика, после пер­вого и вто­рого вра­зум­ле­ния, отвра­щайся» ( Тит. 3:10 ). «После пер­вого и вто­рого», — то есть, необ­хо­димо упо­тре­бить мак­си­мум усилий. Апо­столы не реко­мен­дуют про­яв­лять и чрез­мер­ную враж­деб­ность по отно­ше­нию к отпав­шим: «Если же кто не послу­шает слова нашего в сем посла­нии, того имейте на заме­ча­нии и не сооб­щай­тесь с ним, чтобы усты­дить его. Но не счи­тайте его за врага, а вра­зум­ляйте, как брата» ( 2Фес. 3:14-15 ). Так же ап. Павел реко­мен­дует про­яв­лять мило­сер­дие и к нахо­дя­щимся под дис­ци­пли­нар­ным (кано­ни­че­ским) запре­ще­нием: «Для такого довольно сего нака­за­ния от многих, так что вам лучше уже про­стить его и уте­шить, дабы он не был погло­щен чрез­мер­ною печа­лью. И потому прошу вас ока­зать ему любовь» ( 2Кор. 2:6 ).

Общая тональ­ность рели­ги­оз­ных собе­се­до­ва­ний (даже нося­щих обли­чи­тель­ный харак­тер) не должна пере­хо­дить в грубые формы. Ска­зано: «Гос­пода Бога свя­тите в серд­цах ваших; будьте всегда готовы вся­кому, тре­бу­ю­щему у вас отчета в вашем упо­ва­нии, дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­нием» ( 1Пет. 3:15 ). Но подоб­ное внешне мягкое отно­ше­ние к ере­ти­кам нико­гда в апо­столь­ском учении все же не пере­хо­дило пре­де­лов доз­во­лен­ного.

Апо­стол Любви Иоанн Бого­слов учил: «Кто при­хо­дит к вам и не при­но­сит сего учения, того не при­ни­майте в дом и не при­вет­ствуйте его. Ибо при­вет­ству­ю­щий его участ­вует в злых делах его» ( 2Ин. 1:10-11 ). Ап. Иуда при­зы­вал гну­шаться «…даже одеж­дою, кото­рая осквер­нена плотью» ( Иуд. 1:23 ), Конечно, здесь име­ются в виду руга­тели, «…посту­па­ю­щие по своим нече­сти­вым похо­тям» ( Иуд. 1:18 ). Но и весь стро­гий тон посла­ния ап. Иуды не избе­жал напо­ми­на­ния о мило­сер­дии к отпав­шим: «И к одним будьте мило­стивы, с рас­смот­ре­нием…» ( Иуд. 1:22 ).

Ярким при­ме­ром отли­чия «тота­ли­тар­ной теории» виде­ния про­по­веди по отно­ше­нию к заблуд­шим может послу­жить и повест­во­ва­ние из древ­него пате­рика, кото­рым я и хочу завер­шить данный доклад: «Гово­рили об авве Мака­рии Еги­пет­ском, что одна­жды, вос­ходя из скита на гору Нит­рий­скую, будучи близок к месту, он сказал своему уче­нику: «Пройди немного вперед». И когда ученик прошел немного вперед, он встре­тил эллина – это был жрец Педала, кото­рый нес боль­шую вязанку дров для сожже­ния и бежал. И закри­чав ему, брат сказал: «Ах ты, демон! Куда ты бежишь?» И вер­нув­шись, жрец пошел к брату, нанес ему удары и оста­вил его напо­ло­вину мерт­вым. Потом, подняв дрова, он снова побе­жал. И пройдя немного вперед, авва Мака­рий встре­тил его и сказал ему: «Здрав­ствуй, здрав­ствуй, тру­до­лю­бец!» И жрец, уди­вив­шись, пошел к нему и сказал: «Что доб­рого ты нашел во мне, что почтил меня при­вет­ствием?» Старец сказал ему: «Я видел, что ты утруж­да­ешь себя; но не знаешь ли ты, что ты утруж­да­ешь себя напрасно?» Он сказал: «Я уми­лился от при­вет­ствия, и узнал я, что ты – слу­жи­тель вели­кого Бога; но другой монах, злой, кото­рого я встре­тил, оскор­бил меня, и я избил его до смерти». И старец узнал, что это был ученик его. И взявши его ноги, жрец гово­рил: «Я не отпущу тебя, если ты не сде­ла­ешь меня мона­хом». И они пошли к месту, где нахо­дился брат, при­вели его в цер­ковь горы; и когда уви­дели там жреца, были изум­лены. Они кре­стили его, сде­лали мона­хом, и мно­же­ство элли­нов сде­ла­лись хри­сти­а­нами из-за него.

При­ме­ча­ния:

1. Иоанн Зла­то­уст, свт. Тво­ре­ния. СПб., 1898. Т. 1. С. 766.
2. Иоанн Зла­то­уст, свт. Тво­ре­ния. СПб. Т. 2. С. 25–26.
3. Тол­ко­вая Библия. Изд. пре­ем­ни­ков А.П. Лопу­хина. Сток­гольм, 1987. Т.З. С. 186.
4. Ком­мен­та­рий блж. Фео­фи­лакта на Лк. 9, 56.
5. Мака­рий Еги­пет­ский, прп. Тво­ре­ния. Биб­лио­тека Отцов и Учи­те­лей Церкви. М.: Палом­ник, 2002.

Рели­гия и право, № 1(40), 2007. С. 5–7

Источник

Секта и сектанты: актуальный глоссарий

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современный мир переполнен идеями: какие-то остаются лишь словами, другие обретают значительную теоретическую базу и обзаводятся практической основой.

В прошлом на осмысление новых концепций уходило несоизмеримо больше времени, что и обусловило зарождение такого понятия, как секта.

Что значит слово секта. Смотреть фото Что значит слово секта. Смотреть картинку Что значит слово секта. Картинка про Что значит слово секта. Фото Что значит слово секта

Что такое эти общины, в каких формах они существуют и какую опасность в себе таят, разберемся по порядку.

Секта – это…

Несмотря на четко выраженный негативный подтекст, оригинальное слово указывает всего лишь на приверженность/следование определенной идее. Причем изначально не было никакой строгой привязки к религиозным догматам и вероучениям – речь шла об особенностях мышления какого-либо человека или небольшой группы людей, объединенных схожим мировоззрением.

Секта – это социальная группа, объединенная духовной идеей или целью.

Тогда под сектой подразумевался и образ жизни, который в корне отличался от общепризнанных устоев, а иногда и противопоставлялся традиционным кодексам. Долгое время термин «секта» ограничивался употреблением в отношении:

И это понятно, поскольку основным понятийным маркером здесь послужило латинское «sequor» (то есть «следую»), которое впоследствии трансформировалось в «secta»:

Что значит слово секта. Смотреть фото Что значит слово секта. Смотреть картинку Что значит слово секта. Картинка про Что значит слово секта. Фото Что значит слово секта

Однако вскоре слово секта стало обретать все более негативную коннотацию, обусловленную в первую очередь двумя причинами:

Ну а поскольку члены таких общин действительно стремились отмежеваться от чего-то традиционного, то вполне ест естественно, что общество стало с подозрением смотреть на сектантов, воспринимая некорректную трактовку как истину.

Особенно непримиримо относилась к сектам официальная церковь. И это тоже понятно: какой доминирующей идеологии понравится покушение на ее единовластное правление?

Сектанты – все нюансы значений

В традиционном смысле секта – это обособленная религиозная община, созданная с нуля или отделившаяся от господствующей церкви.

В свою очередь, сектанты – это группа последователей какого-либо учения, ставшего ответвлением крупного культа, превалирующей религии или традиционной философской школы.

Что значит слово секта. Смотреть фото Что значит слово секта. Смотреть картинку Что значит слово секта. Картинка про Что значит слово секта. Фото Что значит слово секта

Ранние христиане, кстати, отнюдь не стеснялись называть себя сектой и адептами учения, отколовшегося от иудаизма. В то же время сам иудаизм, как утверждают некоторые эксперты, зародился в очень древние времена и перерос в мировую религию из маленькой секты, впервые попытавшейся подвести теологическую основу под знания об окружающей действительности.

Есть и другая аналогия. Например, современные ученые выделяют различные научные дисциплины, а в прошлом в разных местах существовали секты тех или иных наук, члены которых смотрели на мир иначе, нежели группа классических исследователей.

Внимания достоин и такой момент. Поскольку ересь – это результат сознательного отклонения от церковных догматов, то отрицание, что лежит в ее основе, практически всегда служит поводом для конфликтов.

С этой точки зрения любой еретик – тоже в своем роде сектант, потому что пытается следовать собственной теории, отличной от общепризнанных.

Правда, ересь при этом – далеко не единственный формат сектантства. Так и получилось, что в ходе доминирования того или иного религиозного мировоззрения – равно как и сопутствующей борьбы с мракобесием, – определение секты стало восприниматься людьми как нечто дурное.

Секта Виссариона как пример разрушительного влияния

В законодательствах многих стран используется такое понятие, как деструктивная секта. В этих случаях подразумеваются организации квазирелигиозного толка, лидеры которых пытаются осуществлять полный контроль над жизнью, мыслями и деятельностью всех своих членов.

Что значит слово секта. Смотреть фото Что значит слово секта. Смотреть картинку Что значит слово секта. Картинка про Что значит слово секта. Фото Что значит слово секта

Неудивительно, что современники просто опускают определение «деструктивные» и подсознательно опасаются любых видов сектантства. Да и наглядных примеров из жизни, как правило, бывает достаточно. Только, к сожалению, не для всех.

Яркое тому доказательство – новое религиозное движение с амбициозным названием «Церковь последнего завета» (основатель и духовный лидер – уроженец Краснодара Сергей Тороп, более известный как «Учитель» или просто Виссарион).

Начав свою деятельность в начале 90-х с публичных проповедей, в которых называл себя апостолом и избранным последователем Христа, Виссарион к 1993 году обзавелся уже несколькими тысячами адептов.

Они толпами съезжались к нему в поселение-самострой «Обитель рассвета» (близ озера Тиберкуль) буквально изо всех уголков России, привозя с собой нехитрый скарб и, главное, – свои щедрые пожертвования.

На своих проповедях Виссарион, отлично владеющий как словом, так и методиками эриксоновского гипноза, психологически «зомбировал» своих последователей, обретая над ними безграничную власть.

Помимо этого в общине «Тиберкуль» практиковались довольно дикие для современного общества вещи. В частности, это:

Что значит слово секта. Смотреть фото Что значит слово секта. Смотреть картинку Что значит слово секта. Картинка про Что значит слово секта. Фото Что значит слово секта

Что касается религиозной составляющей, то в этой секте люди верили не столько в бога, сколько в довольно противоречивое учение своего гуру и навязанный им образ жизни. При этом эксперты-культурологи и религиоведы, исследовавшие все аспекты движения Виссариона, отмечают, что сам лидер отнюдь не стремился соблюдать свои же правила.

Какие секты запрещены в России – список опаснейших из них

Сегодня методами психологической обработки пользуются, как говорится, все кому не лень, включая финансовые пирамиды, мошеннические структуры, большинство сетевых бизнесов и тренингов личностного роста.

И хотя официальная идеология подобных организаций ставит целью заработок и/или саморазвитие, они оказывают не меньший разрушительный эффект на жизни адептов, чем самозваные духовные гуру.

Кто из них опаснее – разницы в принципе нет, ибо в любом случае тот, кто последует за чужими красивыми словами, потеряет не только свои деньги, но и себя самого. Факт в том, что секты раскидывают наиболее обширные сети, чтобы «завербовать» подростков и молодых людей.

Обещания в таком случае традиционны: справедливое будущее, посмертное блаженство, праведная жизнь и т.д. Тогда почему, оказавшись в той или иной общине, адепты оказываются в убогих – практически нищенских – условиях, подвергаются жестокому обращению либо сами участвуют в истязаниях?

Но ведь именно это характерно для большинства запрещенных в России религиозных организаций, многие из которых признаны тоталитарными, но втайне продолжают свою деятельность, невзирая на букву закона.

В список таких организаций включены десятки особо опасных сект экстремистского толка. Чтобы представить себе их размах и масштабы влияния, достаточно упомянуть только первую тройку:

Что значит слово секта. Смотреть фото Что значит слово секта. Смотреть картинку Что значит слово секта. Картинка про Что значит слово секта. Фото Что значит слово секта

Таких сект может быть сколько угодно, но все они «работают» по одному и тому же принципу – активный набор последователей, отсекание семейных связей, культивирование фанатизма, подвластность лидеру, оппозиционность традиционному обществу, психологическое давление и, разумеется, – выкачивание денег.

Вместо заключения

Сегодняшняя реальность такова, что простому обывателю, ищущего себя или Бога, практически невозможно разобраться самому, где кончается «хорошая» религия и начинается «плохая». Трудно, спору нет. Но ведь здравый смысл никто не отменял!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Любая Секта — это стадо умственно отсталых

Серега: вовсе не факт. Уровень интеллекта не всегда играет главную роль. Чаще всего это внушаемость или жизненные обстоятельства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *