Дефицит общения и эмоций в обучении это недостаток обучения
Учебно-методические комплексы по дисциплине «Педагогика» (стр. 10 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
в) формирование обоснованного суждения о перспективах, возможных состояниях объекта или явления в будущем;
г) представление и преобразование объектов, явлений или процессов, которых еще нет в реальности или они недоступны.
18. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
а) социально-педагогическое проектирование;
б) психолого-педагогическое проектирование;
в) образовательное проектирование
1) преобразование системы педагогического общения;
2) создание образовательных стандартов;
3) решение социальных проблем педагогическими средствами.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
19. К основным объектам педагогического проектирования относятся:
а) педагогические системы разного уровня сложности;
б) учебные кабинеты
в) педагогические процессы
д) педагогические ситуации
20. К педагогической модели не относятся:
а) положение об образовательном учреждении
б) графики контроля выполнения заданий
в) устав общеобразовательного учреждения
г) календарные планы самостоятельных работ
ТЕСТ-КОНТРОЛЬ К ВНУТРИСЕМЕСТРОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО МОДУЛЮ № 3 (max 6,6 баллов, полный ответ на каждый вопрос
оценивается в 0,33 балла)
Инструкция к выполнению теста
1. Цель: определить уровень знаний студента о сущности понятий педагогическая технология, педагогическая задача и педагогическая ситуация, об основных видах современных педагогических технологий, педагогических задач и ситуаций.
2. Время тестирования — 1 час 15 минут
3. Количество заданий — 20.
5. Шкала оценок. Каждый правильный ответ оценивается на 0,33 балла.
Итого: 20 тестовых заданий к модулю «Педагогические технологии. Педагогические задачи и педагогические ситуации» по 0,33 балла за каждое задание, максимальное количество баллов за тест – 6,6 баллов.
1. Алгоритм процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания называется педагогической (-им):
2. В процессе педагогического проектирования происходит оформление замысла решения педагогической задачи в______ аспектах:
г) содержательном и организационно-методическом
3. С точки зрения процессуального аспекта обучения различают технологии:
в) интерактивного обучения
г) компьютерного обучения
д) укрупнения дидактических единиц
4. В классификацию педагогических задач по временному признаку не входит группа _____ задач:
5. Постоянно складывающиеся и непрерывно меняющиеся педагогические ситуации составляют:
а) дидактическую технологию
б) педагогический процесс
в) учебную практику
г) воспитательную деятельность
6. Главным требованием к формулировке целей в педагогической технологии является требование:
а) предварительного определения результатов обучения и воспитания
б) экспериментального подхода к целеполаганию
в) диагностичной постановки целей
г) вариативности в определений целей
7. Дефицит общения и эмоций в обучении это недостаток ____ обучения:
8. Результатом субъективного осмысления учителем педагогической ситуации является педагогическая (-ое):
9. Диагностическая постановка педагогической цели предполагает:
а) установления явного противоречия
б) подбор диагностического инструментария
в) учет особенностей учащихся
г) описание действий учащихся, которые можно измерить и оценить
10. Задачи управления учебно-познавательной деятельностью учащихся относятся к классу задач:
11. К достоинствам программированного обучения не относится:
а) репродуктивный характер усвоения знаний
б) возможность использования технических средств
в) постоянный контроль усвоения
г) индивидуальный темп обучения
12. Состояние педагогического процесса в конкретное время характеризует педагогическая:
13. К достоинствам репродуктивной технологии обучения относится:
б) систематизированные знания учащихся
в) развитие мышления учащихся
эффективное управление образовательным процессом
14. К достоинствам проблемного обучения относится:
а) учет индивидуальных способностей учащихся
б) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся
в) развитие мышления учащихся
г) большие затраты времени
15. К методам педагогической диагностики относятся:
г) педагогический эксперимент
16. Логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся, называется:
17. Любая педагогическая технология должна отвечать требованиям:
а) доступности, прочности
б) системности, концептуальности
в) мобильности, вариативности
г) наглядности, научности
18. Наиболее технологичной формулировкой учебных целей является такая формулировка, как:
а) сформировать у учащихся умение бегло читать
б) изучить явление фотоэффекта
в) уметь устанавливать связи между географическим положением страны и характером её экономики
г) формировать интерес учащихся к физике
19. Наиболее характерным признаком любой педагогической технологии является:
а) изложение знаний мелками дозами
б) легкая перестраиваемость работы
в) диагностично поставленная цель
г) обучение на высоком уровне трудности
20. Сотрудничество, диалог, самоуправление характерно для технологии:
1. В основе проектной технологии лежит идея:
2. Системное представление комплекса технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на комплексной основе называется:
а) автоматизированное обучение
б) программированным обучением
в) технологизацией обучения
г) индивидуализацией обучения
3. К достоинствам программированного обучения относится:
а) возможность использования технических средств
б) индивидуальный темп обучения
в) постоянный контроль усвоения
г) репродуктивный характер усвоения знаний
4. Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели, называется:
а) педагогической деятельностью
б) педагогической технологией
в) педагогической техникой
г) непродуктивной системой
5. Педагогическая цель – это:
а) представление учителя о своей педагогической деятельности
б) идеальная модель ожидаемого результата педагогического процесса
в) основное положение деятельности учителя
г) направление работы учителя
6. К недостаткам проблемного обучения можно отнести:
а) большие затраты времени
б) отсутствие прочных знаний
в) отсутствие взаимодействия в процессе обучения
г) слабую мотивацию и интерес к обучению
7. К достоинствам репродуктивной технологии обучения не относится:
б) систематизированные знания учащихся
в) развитие мышления учащихся
г) эффективное управление образовательным процессом
8. По преобладающим методам и способам обучения выделяют такие виды педагогических технологий, как:
9. При модульном обучении максимальное время отводится на:
а) отбор содержания образования
б) контроль, анализ и коррекцию
в) самостоятельную работу учащихся
10. Способ постановки педагогических целей, являющийся наиболее технологичным, осуществляется через:
а) изучаемое содержание
б) внутренние процессы учащихся
в) деятельность учителя
г) результаты обучения на языке наблюдаемых действий учащихся
11. Педагогическое явление или событие, отражающее реальные действия педагога и других субъектов педагогической ситуации, называется:
б) педагогическим фактом
12. По временному признаку принято выделять такие группы педагогических задач, как:
13. Развитие мышления, творческих способностей и сил учащихся является преимуществом ______ обучения:
14. Различают диагностику:
16. Специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы завершающихся созданием продукта называется:
а) самостоятельной работой учащихся
17. Примерами модульных изменений являются:
а) создание адаптивной модели школы;
б) изменение статуса школы;
в) внедрение в начальной школе системы развивающего обучения ;
г) внедрение преподавания основ экономики в старшем звене;
д) реконструирование преподавания предметов естественнонаучного цикла в среднем звене.
18. Среди понятий «педагогическая технология», «умение управлять собой», «педагогическая техника», «программа самопознания» наиболее масштабным является понятие:
а) «педагогическая техника»
б) «программа самопознания»
в) «педагогическая технология»
г) «умение управлять собой»
19. Таксономия целей – это:
а) соотнесение методов и целей между собой
б) расположение целей по иерархии
в) диагностичная постановка целей
г) уточнение формулировок целей
20. Установление главных целей и задач обучения на его определённых этапах называется:
ТЕСТ-КОНТРОЛЬ К ВНУТРИСЕМЕСТРОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО МОДУЛЮ № 4 (max 8,2 балла, полный ответ на каждый вопрос
оценивается в 0,33 балла)
Инструкция к выполнению теста
1. Цель: определить уровень знаний студента о сущности понятий педагогическая инновация, педагогическое творчество, педагогическое взаимодействие, о специфике педагогического творчества, о формах и видах педагогического взаимодействия.
2. Время тестирования — 1 час 25 минут
3. Количество заданий — 25.
5. Шкала оценок. Каждый правильный ответ оценивается на 0,33 балла.
Итого: 25 тестовых заданий к модулю «Педагогическое творчество и педагогические инновации. Взаимодействие субъектов в педагогическом процессе» по 0,33 балла за каждое задание, максимальное количество баллов за тест – 8,2 балла.
1. Процесс возникновения, разработки и реализации нововведения, обеспечивающий переход объекта из одного состояния в другое – это
г) инновационный процесс
2. В качестве источников идей для инноваций могут выступать:
а) передовой педагогический опыт
в) исполнение поручений органов управления образованием
3. Критериями педагогических инноваций являются:
г) возможность творческого применения в массовом опыте
а) рекомендация органов управления образованием;
б) ограниченная или массовая реализация;
г) решение методического совета учителей-предметников;
д) обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи.
5. Новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики относятся к _____________ инновациям:
6. Освоение новых форм и методов труда, новшества, предполагающие изменение соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц (вопросы комплектования классов и групп, способов работы в классах и т. д.) относятся к __________ инновациям:
7. По характеру вклада в науку и практику инновации подразделяются на:
8. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на:
9. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое – это:
10. К педагогическим инновациям не относятся изменения:
а) в структуре системы образования
б) во внутренней организации деятельности школы
в) общественного положения образования
г) методов обучения
д) в оборудовании учебных заведений
11. Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает:
а) дополнительное финансирование;
б) включение учителей в процесс создания, освоения и использования новшеств;
в) создание в школе определенной инновационной среды;
г) дополнительных мер контроля.
12. Соотнесите типы учителей (по ) по отношению к инновациям и их характеристики:
б) предварительное большинство
в) позднее большинство
2) осваивают новшество после ранних рационализаторов, свободно общаются с ними и с новаторами; им требуется более значительное время для внедрения новшества;
3) ориентируются на традиционные ценности, осваивают новшества последними сомневаются в новаторах и инициаторах нововведений, являются тормозом в распространении новшества.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
13. К барьерам педагогического творчества не относятся:
а) недостаток материальных средств;
б) недостаточность организационно-педагогической готовности к творческому труду;
в) отсутствие указаний со стороны органов управления образованием.
г) инерция мышления.
14. Среди этапов процесса организации творческого поиска различают:
15. Деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов – это:
а) педагогическая деятельность
б) педагогическое мастерство
16. Характерными для творческой личности качествами (по А. Маслоу и К. Роджерсу) являются:
а) стремление к самореализации;
б) принятие себя, других и мира в целом такими, какими они есть на самом деле;
в) высокий уровень профессиональных знаний;
д) открытость новому опыту.
17. К особенностям педагогического творчества не принадлежат:
а) зависимость проявления творческого потенциала от методического и технического оснащения образовательного процесса;
б) отсроченность результатов творческих поисков педагогов;
в) зависимость творческого потенциала от мнения руководителя образовательного учреждения;
г) зависимость творческого потенциала от мнения родителей.
18. К субъективным условиям развития педагогического творчества относятся:
а) положительный эмоциональный психологический климат в коллективе
б) высокий уровень общекультурной подготовки учителя
в) материально-техническая оснащенность педагогического процесса
г) педагогический опыт и интуиция
д) умение принимать оперативные решения нетипичных ситуациях
19. Прямое или косвенное воздействие субъектов друг на друга в педагогическом процессе, порождающее их взаимную связь носит название педагогического __________:
20. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
а) личностная сторона педагогического взаимодействия
б) функционально ролевая сторона педагогического взаимодействия
1) в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу учащихся;
2) направлена главным образом на преобразование когнитивной сферы учащихся.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
21. Личностно-развивающие стратегии педагогического взаимодействия подразумевают:
а) опору на контролируемые и опережающие средства;
б) использование каждого ученика как образца для подражания в каком-нибудь виде деятельности;
в) утверждением статусно-ролевых позиций;
г) установлением эмоционального контакта в отношениях.
22. При ________ стиле руководства учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам:
23. Ученик рассматривается как равноправный партнер при______стиле педагогической деятельности:
24. 0сновными признаками понятий «эмпатия», «толерантность», «рефлексия» являются:
а) способность к творчеству
в) способность к сочувствию
г) терпимость к чужому мнению
д) умение анализировать свои действия
25. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
а) учебно-дисциплинарная модель педагогического взаимодействия
б) модель педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных связей;
в) модель педагогического взаимодействия на основе объект-субъектных связей.
1) в качестве субъекта выступает обучаемый, а педагогу отводится пассивная роль;
2) главное действующее лицо – педагог, выполняющий роль носителя общественного заказа, целей и программ обучения и воспитания;
3) построена на личностно-ориентированных технологиях обучения.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
1. Педагогическими инновациями являются изменения в:
б) методах обучения
в) оборудовании учебных заведений
г) отношениях «учитель-ученик»
д) содержании образования
2. Инновации являются результатом:
б) передового поиска отдельных учителей
в) непроизвольно полученные при развитии учреждения
г) исполнения поручения органов управления образованием
передового поиска педагогических коллективов
3. К этапам инновационной деятельности относятся:
а) рекомендация органов управления образованием;
б) ограниченная или массовая реализация;
г) решение методического совета учителей-предметников;
д) обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи.
4. Критериями педагогических инноваций не являются:
г) возможность творческого применения в массовом опыте
5. Новые концепции, подходы, гипотезы, направления и закономерности, полученные в результате научно-исследовательской деятельности и положенные в основу инновационных процессов относятся к ____________инновациям:
6. Нововведения, проявляющиеся в форме активизации человеческого фактора путем разработки и внедрения системы усовершенствования кадровой политики; системы профессиональной подготовки и повышение квалификации работников; системы социально-профессиональной адаптации, системы вознаграждения и оценки результатов труда – это _______________ инновации:
7. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
а) инновации на уровне дополнения
б) инновации на уровне преобразования
в) инновации на уровне конкретизации
1) конкретизируют отдельные теоретические и практические положения, касающиеся обучения и воспитания;
2) расширяют известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании;
3) характеризуются принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
8. В зависимости от специфики и места использования различают инновации:
9. Наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования охватывающий процесс преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования и переподготовки кадров – это _____________ инновации:
10. Введение новшества, суть которого заключается в комплексном процессе создания, распространения и использования новшества как нового практического средства для удовлетворения потребностей человека, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов – это:
11. Комплексная деятельность по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств – это:
г) инновационный процесс
12. Соотнесите типы учителей по отношению к инновациям и их характеристики:
а) позднее большинство
б) ранние рационализаторы
1) отличаются авантюрным духом, поглощением новшествами, открытостью к новому, ориентированы космополитически;
2) проявляют скепсис, осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды;
3) следуют за новаторами, информаторы и советники.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
13. К барьерам педагогического творчества относятся:
а) инерция мышления;
в) недостаток материальных средств;
г) недостаточность организационно-педагогической готовности к творческому труду;
д) отсутствие указаний со стороны органов управления образованием.
14. Этапами процесса организации творческого поиска не являются:
15. Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью – это:
а) педагогическая деятельность
б) педагогическое мастерство
16. Чтобы свести к минимуму негативное влияние барьеров творчества, реализовать творческий потенциал личности и выразить свою индивидуальность, преподавателю нужно овладеть:
а) научной организацией труда
б) знаниями о специфике педагогической профессии
в) технологией педагогического творчества
г) технологией решения изобретательских задач
17. Особенностями педагогического творчества являются:
а) зависимость творческого потенциала от мнения руководителя образовательного учреждения;
б) зависимость творческого потенциала от мнения родителей;
в) зависимость проявления творческого потенциала от методического и технического оснащения образовательного процесса;
г) отсроченность результатов творческих поисков педагогов.
18. К объективным условиям развития педагогического творчества относятся:
а) высокий уровень общекультурной подготовки учителя
б) положительный эмоциональный психологический климат в коллективе
в) материально-техническая оснащенность педагогического процесса
г) педагогический опыт и интуиция
д) наличие адекватных средств обучения и воспитания
19. Социально-нормативные формы взаимодействия педагогов и учащихся – это:
а) педагогическое воздействие
б) педагогическое взаимодействие
в) педагогическая деятельность
г) педагогическое общение
20. В педагогическом взаимодействии различают стороны:
а) требовательность как основу всех применяемых методов воздействия;
б) отношение к ученику как к субъекту собственного развития;
в) установление субъект-субъектных отношений;
г) ориентацию на развитие и саморазвитие личности учащегося
22. Учитель, стремящийся к равноправному взаимодействию с воспитанниками и признающий их право на совместное мнение, имеет стиль педагогической деятельности:
23. Приоритет общечеловеческих ценностей в отношениях учащихся между собой и с педагогами декларирует принцип:
24. В группу педагогических воздействий на ученика (по ) не входят:
а) выбор и применение методов форм, средств воздействия и их комбинаций;
б) отбор, переработка и передача учителем содержания учебного материала;
в) изучение наличных возможностей учащихся и новых условий их психического воздействия;
г) умение работать с содержанием учебного материала.
25. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
а) учебно-дисциплинарная модель педагогического взаимодействия
б) модель педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных связей;
в) модель педагогического взаимодействия на основе объект-субъектных связей.
1) построена на личностно-ориентированых технологиях обучения;
2) главное действующее лицо – педагог, выполняющий роль носителя общественного заказа, целей и программ обучения и воспитания;
2) в качестве субъекта выступает обучаемый, а педагогу отводится пассивная роль.
Ответ: а)______________, б)______________, в)______________
Барьеры педагогического творчества: инерция мышления, по-другому вязкость мышления; узость мышления, выражающаяся в его функциональной ограниченности, когда использование знаний происходит лишь в установленных мыслительных пределах. Выделяют также внугриличностные барьеры творческого самовыражения педагога: личностные обоснования педагогом собственных педагогических действий или уклонение от них: «это у меня уже есть «это у меня не получится», «это не решает моей главной проблемы», «здесь не все равноценно».
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Классификации педагогических задач:
— по временному признаку – стратегические, тактические, оперативные;
— в соответствии с технологическим подходом – собственно педагогические и функционально-педагогические.
Здоровье – процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни;
Здоровье физическое – 1) состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; 2) это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение).
Здоровье психическое – 1)это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновешивать себя с окружающей средой; 2) высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение).
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать: 1) как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XXI века; 2) как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья; 3) как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Импровизация – неожиданное создание чего – то нового.
Инновация (нововведение): 1) целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое; 2) конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Минимальное условие для учета в качестве инновации состоит в том, что продукт или процесс должен быть новым (или значительно усовершенствованным) для фирмы (он необязательно должен быть новым для всего мира).
-внедрение нового продукта или качественного изменения в существующем продукте;
— процессная инновация, новая для отрасли;
— открытие нового рынка;
— разработка новых источников поставки сырья;
— изменения в хозяйственной организации.