Декрет о введении в стране всеобщего начального обучения
31 августа 1925 года был принят декрет о Всеобщем начальном обучении в СССР
08:25 Авг. 31, 2015 6218
1
В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашел поддержки на общегосударственном уровне.
Принято думать, что население Российской империи было почти сплошь неграмотным. На самом деле это не совсем так.
Первая общероссийская перепись населения, состоявшаяся в 1897-году, показала, что грамотными являлись 26 с половиной миллионов человек из 125 миллионов поданных империи – это чуть больше 20-ти процентов. Среди мужчин грамотных было почти 30 процентов, среди женщин – только около 13-ти. Значительный разрыв существовал между городским и сельским населением. Если в городах 45 процентов жителей являлись грамотными, то в селах и деревнях – всего 17 процентов.
При этом надо иметь в виду, что некоторые крестьяне (в том числе старообрядцы) предпочитали скрывать свою грамотность, и значительная часть деревенских жителей умела читать духовную литературу по-церковнославянски, но при этом не считала необходимым изучать русскую грамоту и потому также считалась «неграмотной». Более того, в переписи 1897-го года не учитывались территории Великого княжества Финляндского, имевшие почти 100 процентов грамотного населения – один из лучших показателей в мире. С учетом этих факторов можно предположить, что в начале 20-го века грамотным был каждый третий или четвертый поданный Российской Империи.
Как бы там ни было, для большевиков повышение образовательного уровня населения стало одной из центральных задач. В октябре 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет утвердил Положение «о единой трудовой школе», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от восьми до 17 лет.
В 1923 году Совет народных комиссаров принял решение приступить к разработке плана всеобщего образования. А в конце августа 1925-го Всероссийский центральный исполнительный комитет определил ввести всеобщее начальное образование до 1933 учебного года. К этому сроку начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. Затем наступила очередь обязательного семилетнего обучения.
Вместе с тем, по предварительным результатам переписи населения 1937 года 26 процентов граждан СССР все еще не умело ни читать, ни писать. Эту перепись объявили вредительской, ее результаты засекретили. По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 процентам. Так или иначе, но к началу 40-х годов ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической. Хотя работы по ликвидации безграмотности велись в Советском Союзе до конца 60-х.
Постановление ЦК ВКП (б) о всеобщем начальном обучении (1930)
Всеобщее обучение является одной из фундаментальных педагогических идей, издавна привлекавших внимание мыслителей и теоретиков образования. Первый практический опыт воплощения этой идеи был предпринят в Германии в XVII веке.
Процессы индустриализации, проходившие в развитых капиталистических странах в XIX — начале XX века, способствовали широкомасштабной реализации всеобщего начального обучения, в том числе, на бесплатной основе, поскольку новая техника требовала наличия большого числа грамотных специалистов, а государство стало рассматривать систему образования как средство воспитания подданных.
В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашел поддержки на общегосударственном уровне.
В дореволюционной России население было почти сплошь неграмотным. После Октябрьской революции в октябре 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от восьми до 17 лет в школах первой и второй ступеней. На VIII съезде Российской социал-демократической рабочей партии была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17-летнего возраста.
В 1923 году Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР принял решение приступить к разработке плана всеобщего образования.
Всероссийский центральный исполнительный комитет и СНК РСФСР постановлением от 31 августа 1925 года определили ввести всеобщее начальное образование до 1933/1934 учебного года. Аналогичные законы были приняты правительством Украинской ССР (1925) и Белорусской ССР (1926).
Центральный Комитет ВКП (б) в постановлении от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» признал необходимым ввести с 1930/1931 учебного года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте восьми-десяти лет, с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/1932 учебном году.
Для осуществления всеобщего обязательного начального обучения предполагалось увеличение бюджетных ассигнований, всемерное привлечение к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственных, профсоюзных, кооперативных и других общественных организаций, а также инициативу широких масс.
ВЦИК и Совет народных комиссаров РСФСР в развитие постановления ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года приняли 14 августа 1930 года постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от восьми до 15 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы.
К 1934 году начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. В 1933-1937 годах в СССР было введено обязательное семилетнее обучение.
По постановлению СНК СССР (1943) начато школьное обучение детей с семи лет. В 1950-1956 годах в СССР осуществлено семилетнее, а в 1958-1962 — восьмилетнее всеобщее образование.
Закон Российской Федерации об образовании (1992) установил обязательным получение основного общего образования.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Декрет о введении в стране всеобщего начального обучения
31 августа 1925г принят декрет «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети».
Впервые в стране была введена система единого сквозного начального образования, общего, бесплатного и обязательного для всех категорий граждан, не зависимо от национальной и религиозной принадлежности.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ Р.С.Ф.С.Р.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 1925 года
О ВВЕДЕНИИ В Р.С.Ф.С.Р. ВСЕОБЩЕГО
НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОСТРОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ
В целях осуществления в течение ближайших лет всеобщего обязательного обучения на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и согласования системы школьных учреждений и социального воспитания с потребностями населения и его национальным составом Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. постановляют:
1. Предельным сроком для введения всеобщего обязательного обучения на всей территории Р.С.Ф.С.Р. считать 1933/1934 учебный год. В первую очередь всеобщее обучение должно быть проведено в тех областях и губерниях, где это окажется возможным по состоянию местного бюджета и школьной сети, а также плотности населения. Принять меры к тому, чтобы к десятилетию Октябрьской Революции была обеспечена общедоступность школ первой ступени, при условии добровольного посещения ее, а в следующие годы было осуществлено всеобщее начальное обучение.
Примечание. Краевым, областным и губернским исполнительным комитетам, по соглашению с Народным Комиссариатом Просвещения Р.С.Ф.С.Р., предоставляется, по мере развертывания школьной сети, право издавать постановления об обязательности посещения школ первой ступени и до истечения предусмотренного ст. 1 десятилетнего срока.
2. Впредь до открытия школ первой ступени в числе, достаточном для действительного введения всеобщего начального обучения, школы второй ступени и школы-семилетки могут открываться лишь в определенных отношениях к числу школ первой ступени, в соответствии с правилами ст. ст. 11 и 12 настоящего Постановления.
Примечание. Впредь до установления порядка осуществления сети начального обучения за губернскими (областными) исполнительными комитетами, сохраняется право взимания платы за право учения в школах первой и второй ступени в городах и в поселениях городского типа, согласно декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1923 года о порядке взимания платы за обучение в учреждениях Народного Комиссариата Просвещения (Собр. Узак., 1923, N 24, ст. 279) и изданных в изменение и дополнение этого декрета Постановлений Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. от 25 июля 1923 года (Собр. Узак., 1923, N 69, ст. 671), 28 июля 1924 года (Собр. Узак., 1924, N 67, ст. 665) и 20 декабря 1924 года (Собр. Узак., 1925, N 2, ст. 12).
4. Сеть трудовых школ первой ступени должна соответствовать, по своей численности и густоте, числу и территориальному распределению населения губернии (области).
При осуществлении всеобщего обучения, в первую очередь, развивается сеть в тех местностях, где последняя в настоящее время слабо развита, с особым учетом сети школ национальных меньшинств.
5. Число трудовых школ первой ступени строится из расчета одного учащегося на сорок детей (комплект).
6. Нормальным типом трудовой школы первой ступени является четырехкомплектная школа с четырьмя последовательными группами.
7. Предельная величина радиуса района, обслуживаемого одной трудовой школой первой ступени, устанавливается в три версты.
Примечание. Увеличение радиуса допускается не иначе как с разрешения Народного Комиссариата Просвещения, в зависимости от местных условий, при непременной организации или подвоза учащихся в школу, или школьных ночлежных пунктов (интернатов) и питания учащихся.
Ни в коем случае не допускается больше двух групп на одного учащегося.
9. Местности с малолюдным кочующим населением обслуживаются или школами ближайших селений при непременном выполнении условий, указанных в ст. 5 и в примечании к ст. 7, или передвижными школами.
10. Сеть школ национальных меньшинств в тех местностях, где они не живут компактными массами, строится на основании уменьшения комплекта до тридцати учащихся и увеличения радиуса района, обслуживаемого одной трудовой школой свыше трех верст, с соблюдением условий, установленных примечанием к ст. 7, а также организации передвижных школ.
11. Впредь до осуществления в данной местности утвержденной Народным Комиссариатом Просвещения сети школ первой ступени, одна трудовая школа-семилетка (три комплекта повышенного типа) может открываться на сорок комплектов учащихся школ первой ступени.
В каждой из дополнительных групп трудовой школы первой ступени повышенного типа полагается не свыше сорока учащихся.
12. Впредь до полного осуществления в данной местности утвержденной Народным Комиссариатом Просвещения сети школ первой ступени, один комплект учащихся трудовой школы второй ступени может открываться на двадцать комплектов школ первой ступени.
Примечание. В тех местах, где в настоящее время на один комплект учащихся второй ступени приходится меньше двадцати комплектов школ первой ступени, дальнейшее открытие школ второй ступени прекращается впредь до установления нормального соотношения.
13. Трудовая школа второй ступени состоит из пяти групп. В каждой группе полагается не свыше сорока учащихся.
14. Трудовые школы первой и второй ступени, а также школы первой ступени повышенного типа содержатся на местные средства, причем распределение расходов на содержание этих школ между губернскими, уездными и волостными исполнительными комитетами регулируются законодательством о местных финансах.
15. Из государственного бюджета по смете Народного Комиссариата Просвещения на содержание педагогического персонала школ первой и второй ступени и школ первой ступени повышенного типа, а также на школьное строительство отпускаются губернским исполнительным комитетам, приступившим к осуществлению всеобщего обучения, пособия в порядке долевых отчислений (субвенций), размер которых зависит от экономической мощности губернии (области), густоты школьной сети и размера местных расходов на массовое народное образование.
16. Порядок отпуска долевых отчислений (субвенций) и их расходование определяется общими положениями о долевом участии государства в финансировании местных бюджетов.
17. С 1 октября 1925 года ассигнования в порядке долевых отчислений из общегосударственных средств производятся лишь на школы, вошедшие в утвержденную сеть.
18. Сеть трудовых школ первой ступени общего и повышенного типа, а также школы второй ступени вместе с финансовым планом по их осуществлению и содержанию разрабатывается в годичный срок губернскими (областными) исполнительными комитетами и с заключением Народного Комиссариата Просвещения и Народного Комиссариата Финансов Р.С.Ф.С.Р. представляется на утверждение Совета Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р.
Примечание. Сеть трудовых школ первой ступени повышенного типа и второй ступени может утверждаться лишь после утверждения для данной губернии (области) сети школ первой ступени.
19. В развитие вышеизложенных положений Народный Комиссариат Просвещения издает подробные инструкции о порядке составления сети и финансового плана, по открытию и содержанию сети трудовых школ первой ступени общего и повышенного типа, а также школ второй ступени.
Примечание. Инструкцию по составлению финансового плана Народный Комиссариат Просвещения согласовывает с Народным Комиссариатом Финансов Р.С.Ф.С.Р.
20. Ссуды местным органам на капитальный ремонт, восстановление и постройку школьных зданий подлежат выдаче из особого школьно-строительного фонда, положение о котором поручается разработать Народному Комиссариату Просвещения по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов Р.С.Ф.С.Р.
21. Для приведения в точную известность количества детей всех возрастов, подлежащих обучению и обучающихся в школах всех ступеней, а также в целях установления степени соответствия существующей сети школ потребностям в ней, Центральное Статистическое Управление производит не позже января 1926 года однодневную перепись воспитательных учреждений всех типов, а также всех детей и подростков до семнадцати лет.
22. Утвержденная Советом Народных Комиссаров сеть педагогических техникумов увеличивается с таким расчетом, чтобы к 1934 году названные учебные заведения вполне обеспечивали бы потребность в новых работниках для трудовых школ первой ступени.
23. В период до 1934 года подготовка педагогического персонала ведется, помимо педагогических техникумов, также путем организации Народным Комиссариатом Просвещения соответствующего числа краткосрочных педагогических курсов.
Постановление ЦК ВКП (б) о всеобщем начальном обучении. Справка
25 июля 2010 года исполняется 80 лет с того дня, как было принято постановление КЦ ВКП о введении всеобщего начального обучения.
В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашел поддержки на общегосударственном уровне. Установление советской власти вновь выдвинуло проблему на повестку дня, и в октябре 1918 г. ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконило обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1‑й и 2‑й ступеней. В 1919 г. на 8‑м съезде РКП(б) была поставлена задача обеспечения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц старше 17‑летнего возраста.
В 1923 г. началась разработка плана введения всеобщего обучения в союзном государстве.
Центральный Комитет Коммунистической партии в постановлении от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении» признал необходимым ввести с 1930/1931 учебного года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8‑9‑10 лет, с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/1932 учебном году.
Для обеспечения осуществления всеобщего обязательного начального обучения предполагалось увеличение бюджетных ассигнований, всемерное привлечение к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственных, профсоюзных, кооперативных и других общественных организаций, а также инициативу широких масс.
Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров РСФСР в развитие постановления ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года приняли 14 августа 1930 года постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», узаконившее обязательное обучение детей обоего пола в возрасте от 8 до 15 лет в объеме четырехлетнего курса начальной школы.
Параллельно шла реализация плана по введению обязательного семилетнего обучения в городах и рабочих поселках. К 1934 г. начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. В 1933‑1937 годах в СССР было введено обязательное семилетнее обучение. В послевоенный период основное внимание уделялось развитию всеобщего среднего обязательного образования.
Обязательность получения общего образования, включающего в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, зафиксирована и в ныне действующем законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1992 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
31 августа 1925 года был принят декрет о всеобщем начальном обучении.
Постановление гласило: «В первую очередь всеобщее обучение должно быть проведено в тех областях и губерниях, где это окажется возможным по состоянию местного бюджета и школьной сети, а также плотности населения. Принять меры к тому, чтобы к десятилетию Октябрьской Революции была обеспечена общедоступность школ первой ступени при условии добровольного посещения её, а в следующие годы было осуществлено всеобщее начальное обучение».
В документе говорилось и о подготовке педагогических кадров, и о ссудах на строительство и ремонт школьных зданий. Так реализовалось одно из наиболее успешных начинаний того времени.
**************
В дореволюционной России вопрос о введении всеобщего обучения поднимался неоднократно, но так и не нашёл поддержки на общегосударственном уровне.
Первая общероссийская перепись населения, состоявшаяся в 1897 году, показала, что грамотными являлись 26 с половиной миллионов человек из 125 миллионов поданных империи – это чуть больше 20%.
Среди мужчин грамотных было почти 30%, среди женщин – только около 13%. Значительный разрыв существовал между городским и сельским населением. Если в городах 45 процентов жителей являлись грамотными, то в селах и деревнях – всего 17 процентов.
Для Советской власти повышение образовательного уровня населения стало одной из центральных задач. В октябре 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет утвердил Положение «о единой трудовой школе», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от восьми до 17 лет.
В 1923 году Совет народных комиссаров принял решение приступить к разработке плана всеобщего образования. А в конце августа 1925-го Всероссийский центральный исполнительный комитет определил ввести всеобщее начальное образование до 1933 учебного года. К этому сроку начальное обучение было внедрено в СССР повсеместно. Затем наступила очередь обязательного семилетнего обучения.
По данным переписи 1939 года, грамотность лиц в возрасте от 16 до 50 лет приближалась к 90 процентам. К началу 40-х годов ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР перестала быть катастрофической. Хотя работы по ликвидации безграмотности велись в Советском Союзе до конца 60-х.