День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021

День памяти святых отцов шести Вселенских Соборов

День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть картинку День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Картинка про День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021Святые отцы шести Вселенских Соборов

Церковь созывала Собор, когда требовалось разрешить какой-либо спорный вопрос или проблему, выработать определенный общий подход или видение. На Вселенские соборы съезжались епископы и представители всех церквей. Постановления, принятые на Соборе записывались в Книгу Канонов (Правил) и впоследствии принимались церковью в качестве учения.

Предшественником Вселенских соборов стал Апостольский собор, созванный апостолами в 51 году и обозначенный в Библии (Деяния 15:1-29).

Православной Церковью признаны семь Святых Вселенских Соборов:
— Никейский I — 325 год, против ереси Ария
— Константинопольский I — 381 год, против ереси Македония
— Ефесский — 431 год, против ереси Нестория
— Халкидонский — 451 год, против ереси монофизитов
— Константинопольский II — 553 год, «О трех главах»
— Константинопольский III — 680—681 годы, против ереси монофелитов
— Никейский II — 787 год, против ереси иконоборцев.

А литургическое празднование святым отцам шести Соборов объясняется тем, что седьмой Вселенский Собор был призван таковым на Поместном Константинопольском Соборе в 879—880 годах, тогда как каждый из шести был утвержден Вселенским на следующем за ним.

Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только Соборы обладали даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории.

Краткий итог догматического богословия святых отцов шести Вселенских Соборов отражен в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 год), ставшего продолжением VI Вселенского (III Константинопольского).

Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.

Другие праздники в разделе «Православные праздники» День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть картинку День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Картинка про День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021

Источник

Память святых отцов шести Вселенских Соборов

Историческое содержание

Первый Вселенский Собор. В работе Собора участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.
Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.
Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.
На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.
На первом Вселенском соборе была утверждена последовательность, главенство христианских Церквей — Римская Кафедра (бывший царствующий град), Константинопольская (царствующий град), Александрийская, Антиохийская. Приоритет Церкви отдавался по месту правления государя Империи, что доныне мешает современным католикам доказать, что Папа — глава всей христианской Церкви.

Второй Вселенский Собор был созван в 381 году в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Созван этот Собор был против лжеучения бывшего арианского епископа Константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы, Духа Святого; он учил, что Дух Святый не есть Бог, и называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так как Ангелы.
На Соборе присутствовали 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута.
К Никейскому Символу Веры было добавлено учение о Духе Святом. Раньше говорилось в Символе Веры: И в Духа Святаго. Точка. На Втором Вселенском Соборе, эта фраза была продолжена: И в Духа Святаго Господа Животворящего. Тем самым разъяснялось, что Господь есть Бог, а не тварь, то есть не имеет тварной природы. Далее было уточнено: Иже от Отца исходящего — то есть, причина бытия Святаго Духа, Его источник – Бог-Отец. Бог-Отец является источником божественной природы Сына и Святаго Духа. Но это не означает, что Сын и Дух ниже Отца. Лица Троицы – равносущны. Бог-Отец — причина, а Бог-Сын и Бог-Дух — следствие. Но совершенная причина может порождать только совершенные следствия. И если Сын и Дух совершенны, то и они божественны. И если бы были они несовершенны, то и Отец был бы несовершенен. Бог-Отец является источником божественной природы, и Сын, который рождается от Отца, и Дух Святой, который изводится от Отца — Они являются равносущными, равноценными и равнозначными по отношению к Отцу. Таким образом в Символе Веры появилась формулировка о том, что Дух Святый исходит только от Отца, и не является творением Сына, как учил Македоний.
Иже от Отца исходящего. Иже со Отцем и Сыном споклоняемый и славимый глаголавшего пророки. То есть Дух Святый имеет вместе со Отцом и Сыном равную славу, равную честь и равное достоинство, и единое с ними поклонение.
Собор также ввел в Никейский Символ Веры еще четыре членами, в которых излагается учение о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.

Третий Вселенский Собор был созван в 431 году в Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовали 200 епископов.
Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицею. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году в Халкидоне, при императоре Маркиане. На Соборе присутствовали 650 епископов. Собор был созван против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь, и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками).
А по поучениям святых отцов Василия Великого, Григория Богослова «что не воспринято, то не уврачевано», то есть, если нет во Христе полноты человеческой природы, тогда как уврачуемся мы? Если вся человеческая природа подверглась падению, то она вся должна быть и исцеленной. Господь должен был соединить в Себе всю полноту человеческой природы со Своей природой, со Своим Божеством. И спасти ее от греха, от проклятия. Получается, что если вместо духа человеческого в Иисусе было Божество, он не был таким, как мы, значит, Он воспринял какую угодно природу, но только не нашу, не падшую, не исковерканную грехом, человеческую природу. Учение монофизитов подрывало основы нашего спасения, основу христианского учения. Это было ниспровержение христианской Церкви. Более радикальные ученики Аполлинария, основоположника ереси монофизитов, пошли дальше и утверждали, что у Иисуса не только вместо Духа Божество, но и вместо души – тоже. А тело было человеческое. То есть только внешне Иисус – человек. Другие аполлинариане говорили, что и тело Он получил с неба, и прошел сквозь Богородицу, как сквозь трубу. Человеческая природа Христа не была полноценной, ее поглотила Божественная природа. Учителями этой ереси стал архимандрит константинопольских монастырей Евтихий и Архиепископ Александрийский Диаспор. Противником ереси был Лев Великий, Папа Римский, хотя он на Соборе и не присутствовал. Он прислал свое Послание против монофизитской ереси к Собору, а чтобы не ошибиться, по преданию, он это Послание положил на раку Апостола Петра в храме Апостола. Молился Богу, и потом увидел в Послании подпись Петра, который «проверил и исправил» Послание.
Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория). И каждая природа во Христе имеет всю полноту. И эти понятия неслиянно, нераздельно, неизменно носят апофатический характер, отрицательный, и показывают, как природы во Христе не соединяются не так, не так и не так. А как они соединяются? Святость этого не объясняет. Догматы не раскрывают нам самой Тайны, они только очерчивают границы вокруг этой Тайны и показывают, что за этой границей начинает ересь, начинается ложь. А каким образом соединяются – это непостижимо не только для человеческого, но даже и для ангельского ума. Из этого мы должны знать, как важно правильное четкое понимание православной веры православного учения. Как раз именно в силу этих причин.

Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году в Константинополе, при знаменитом императоре Юстиниане I. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью, именно Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на Четвертом Вселенском соборе ничего не было упомянуто о этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать самый четвертый Вселенский собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовали 165 епископов.
Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, т. к. отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Собор снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков-монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После пятого Вселенского собора волнения, производимые монофелитами продолжались и грозили Греческой Империи большою опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились Софроний, патриарх Иерусалимский и Константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.
Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более трехсот лет, была временем христологических споров о Святой Троице, поэтому память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, была определена богословская основа вероучения.
Седьмой Вселенский собор был посвящен уже проблеме иконоборчества.

Источник

Спасение там, где кровоточит сердце

Памяти святых отцев Вселенских соборов

День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть картинку День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Картинка про День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021 Среди дат церковного календаря с завидным постоянством попадаются дни памяти всех семи Вселенских соборов по отдельности и еще дни памяти шести первых соборов и всех семи. Точнее, звучит так: память святых отцев Вселенских соборов. Вот и в грядущее воскресенье воспоминается память святых отцев VII Вселенского собора.

Были ли все участники VII Вселенского собора, да и вообще всех тех соборов, святыми в современном значении этого слова? Нет. Но во время работы на соборе они, несомненно, были святыми в первоначальном значении этого слова – они посвящали себя и свой труд Богу. Это выразилось в том, что они искали не своего, но Божьего, желали поступить не по своей воле, а по Божией. Звучит легко, но легко ли это в жизни?

Стремление найти лучший вариант, поступившись своими амбициями, далеко не всегда может возобладать даже там, где разговор идет о грубой меркантильной выгоде для всех совещающихся. В бизнесе, например.

В политике – искусстве властвовать – эта проблема усугубляется естественным образом и тормозится в основном лишь страхом общественного порицания, способного развалить карьеру. В искусстве же художественном она цветет буйным цветом.

Цвела бы она буйно и в науке, но там объективное положение дел рано или поздно доказывается экспериментальным путем. Поэтому в науке проблема отстаивания своей правоты из самолюбия просто цветет. Не буйно, умеренно.

Если огорчаешься, что словами твоими пренебрегают, то нет в тебе страха Божия

Ну, а уж там, где мы предлагаем миру свои ценные суждения о том, что такое хорошо и что такое плохо, – там предел человеческой амбициозности может положить только и исключительно страх Божий. И здесь-то и выясняется, насколько мало людей его имеют.

Ответственности за ошибку – на этом свете – не предусмотрено вообще никакой, последствия ее – на этом свете – всегда можно истолковать чем-то иным. А потому: «Пустите меня вперед – я, я знаю, как лучше!» Каждый, пусть и время от времени, знает, как спасти от зла мир и страну, как навести порядок во всей Церкви или хотя бы на своем приходе; каждый лелеет мысли, замечательные для него и никуда не годные для других.

Как же так получается, что мы спорим, дабы исправить, построить и наладить, а получаем лишь еще большие разрушения и нестроения? Да так и получается – не построить ведь хотим, а доказать, что мы можем построить лучше других. Не созидать хотим, а тешить свое самолюбие. Не болезнуем сердцем о том, в чем же наша часть вины, не вопием к Богу: «Скажи ми, Господи, путь, в онь же пойду!» Не Божьего желаем, а своего. А свое без Бога всегда разрушительно…

Что давало отцам соборов такое огромное дерзновение? Голос совести, который говорил им, что они искали не своего, но Божьего

Как пугающе дерзновенно звучит формула «Изволися Духу Святому и нам», с которой начинались оросы и постановления соборов! Что давало апостолам и отцам соборов такое огромное дерзновение? Голос совести, который говорил им, что они искали не своего, но Божьего.

Но ведь постановления лжесоборов начинались так же – вот что по-настоящему страшно! Люди считали, что их устами глаголет Дух Святой, а на деле были движимы душепагубным желанием настоять на своем: «Я, я знаю, как лучше!» В курсе нравственного богословия отец Владислав Свешников как-то сказал нам:

«Даже во фразе “я хочу исполнить волю Божию” можно расставить акценты самым разным, в том числе и самым неугодным Богу образом!»

Мало сказать: «Хочу исполнить волю Божию». Надо еще проверить это желание на наличие всяких лукавых составляющих. А страх Божий, по слову преподобного Ефрема Сирина, есть обоюдоострый меч, отсекающий всякое лукавое пожелание.

Страх Божий – это предстояние перед Богом во свете Его заповедей. Для его стяжания важно отрывать сердце от суеты, возделывать его самопонуждением и самоукорением. А еще приобретению страха Божия способствуют страдания, потому что они тоже помогают человеку оторваться от земных пристрастий. «Я полюбил страдание, – писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), – так удивительно очищающее душу».

Святые отцы, принимавшие решения на Вселенских соборах, далеко не все канонизированы и известны народу Божию. Но одно мы знаем о них точно: все они имели опыт богобоязненности, опыт болезнования сердцем, опыт изнесения помыслов сердца на Божий суд, опыт отсечения своего лукавства.

Ведь уязвлять свое самолюбие на этих соборах приходилось не только тем, кто приезжал туда с заблуждениями. Те, кто изначально высказывал мысли верные, ехали смиряться ничуть не меньше. Вспомним слова апостола Павла, обращенные к Фессалоникийцам:

«Мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фес. 2: 7)

Носитель истины должен смиряться сообразно величине истины, иначе он потеряет моральное право высказывать ее

Носитель истины должен смиряться сообразно величине истины. Иначе он потеряет моральное право высказывать ее.

И когда я вижу в церковном календаре дни памяти святых отцов Вселенских соборов – скромные, чаще всего совсем не праздничные, – я вспоминаю слова старых сестер Пюхтицкого монастыря: «Спасение совершается там, где у человека каждый день кровоточит сердце».

Источник

Воскресенье, 28 ноября 2021 года: что будет в храме?

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Ежегодно 28-го ноября начинается Филиппов (Рождественский) пост. Филипповым его называют потому, что заговенье (последний день перед постом) приходится на праздник апостола Филиппа.

В 2021 году этот день приходится на воскресенье. Больше тысячелетия 15 ноября (28 — по новому стилю) православная Церковь молитвенно вспоминает мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия, а также мученика Димитрия Дабудского. Новомученики и исповедники российские, поминаемые на литургии 28 ноября, расстреляны в Казахстане в один день — 28 ноября 1937 года. Среди них мученик Григория Долинин, а также священномученики Николай Щербаков, Петр Конардов и Никита Алмазов. 28 ноября совершается память преподобного Паисия Величковского, прославленного в 1988 году, а также иконы Божией Матери Купятицкая, явление которой произошло в 1182.

Воскресенье, 28 ноября 2021 года, начало Рождественского поста

Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 28 ноября.

Подробнее о Рождественском посте читайте в наших материалах:

День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть картинку День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Картинка про День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021

Тропарь преподобному Паисию Величковскому

Странен быв на земли, Небеснаго Отечества достигл еси преподобне отче Паисие, добротолюбия подвижниче, верных научил ум к Богу возводити и сердцем к Нему взывати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Кондак преподобному Паисию Величковскому

Избранный иноческаго жития ревнителю, яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси, коегождо наставляя на путь спасения, сего ради зовем ти: радуйся, Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.

Молитва преподобному Паисию Величковскому

О великий наставниче, ревнителю и учителю премудрый всех чающих спасения и подвига духовнаго, преподобне отче наш Паисие!

Услыши нас, грешных, тебе верою и любовию призывающих, и вонми прошением нашим.

Ты от юности любве ради Божия оставил еси отечество твое и в иных странах безмолвия ища, во Святей Горе Афонстей и обителех иноческих Молдовлахии небесное богатство стяжал еси.

Ты великим воздержанием, в трудех, теснотах и крайнем лишении плоть твою духови покорив, стяжал еси сокрушение сердечное, трезвение, истинное безстрастие, молитву сердечную и сим обновитель древняго иночества и столп Православия показался еси; темже десница Божия учителя, наставника и чадолюбиваго отца возведе тя и благоволи собрати священный вертоград ученик твоих, иже простре отрасли своя во вся концы Российския земли.

Умоли всещедраго Бога, да сохранит святую Церковь Русскую и вся святыя Церкви Православныя в союзе единомыслия веры, мира и братския любве, паче же от расколов пагубных, междоусобных нестроений и сеющих раздоры избавит и в непоколебимем благостоянии утвердит, во спасение всех истинно исповедающих пресвятое имя Его.

Испроси, угодниче Божий, отечеству и народу нашему мира и благоденствия, изобилия плодов земных и благоустроения весей и градов наших, обителем же иноческим жития богоугоднаго, да славится в них пресвятое имя Господа и Бога и обретают в них вечное спасение любящия Его.

Помози нам, в суетнем и грешнем мире сем странствующим, отче преподобне, и умоли Господа даровати нам оставление всех прегрешений и во исходе душ наших избавити нас воздушных мытарств и вечнаго мучения, да молитвами твоими, узревше неизреченную славу Христа Бога нашего, возблагодарим тя, заступника и предстателя за всех любящих и чтущих имя твое, и прославим Безначальную Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков.

Святые дня

Мученики и исповедники Гурий, Самон (299–306) и Авив (322)

День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть картинку День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Картинка про День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021

Краткое житие покровителей супружества слушайте на радио «Вера».

Мученики Елпидий, Маркелл и Евстохий (361–363)

Святые пострадали в правление Юлиана Отступника (361–363). Важный сановник Елпидий служил при императорском дворе. Но его как христианина предали суду вместе со святыми Маркеллом и Евстохием. После пыток их сожгли. На месте, где христиане погребли останки святых, было явление Спасителя с ангелами. Господь воскресил Елпидия, а император вновь приказал пытать святого. Мученик молился и тогда стоявшие неподалеку идолы рассыпались. Более 6 000 язычников-свидетелей чуда уверовали. А святой Елпидий. был вновь сожжен.

Мученик Димитрий Дабудский (конец III — начало IV)

День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть картинку День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Картинка про День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021

Святой мученик Димитрий происходил из селения Дабуда, во Фракии. Когда префекту Публию донесли о вере святого, тот приказал схватить мученика. На допросе Димитрий говорил о Святом Духе и учил о воплощении Иисуса Христа, о Его благости и человеколюбии. Обличение идольского обольщения разгневало правителя, который приказал отсечь ему голову.

Ммощи святого Димитрия были погребены и еще в Х веке источали исцеления всем приходящим к ним.

Преподобный Паисий Величковский (1722 — 1794)

День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть картинку День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Картинка про День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021

Святой Паисий родился в семье священника в Полтаве, но большую часть жизни провел в монастырях в Молдавии, число братии которых возрастало под его влиянием в разы. Краткое житие святого, возродившего старчество на Руси, слушайте на радио «Вера».

Новомученики и исповедники Российские

Священномученик Николай Щербаков (24 июля 1876 — 28 ноября 1937)

23 ноября 1937 года священник арестован в ссылке. На допросе на требование следователя — признаться в проведении антисоветской агитации — он дал ответ:

— Нет, этого я не признаю. Проживая в Семипалатинске как ссыльный, никакой антисоветской агитации я никогда не вел. Другого показать ничего не имею.

Слушайте житие подробнее на радио «Вера».

Священномученик Петр Конардов (1870 — 28 ноября 1937)

Петр Иванович шел по стопам отца и закончил Духовную академию, но не знал, что крест ему предстоит нести не только священнический. Слушайте житие подробнее на радио «Вера».

Священномученик Никита Алмазов (1874 — 28 ноября 1937)

Больше 40 лет он служил диаконом, в том числе военным, кавалер двух орденов, награжден 7 медалями. В 1935 году протодиакон Никита выслан из Ленинграда, как социально опасный элемент, в Казахстан. 22 ноября 1937 года арестован, 28 ноября 1937 года приговорен и в тот же день расстрелян.

Мученик Григорий Долинин (1875 — 28 ноября 1937)

«Контрреволюционная пропаганда, член церковно-сектантской к/р группы из числа преимущественно духовенства и сектантов всех ориентаций, участие в нелегальных богослужениях».

Краткое житие святого слушайте на радио «Вера».

Икона Божией Матери Купятицкая (1182)

День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Смотреть картинку День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Картинка про День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021. Фото День памяти святых отцов шести вселенских соборов 2021

Явление самой древней на Белорусской земле Купятицкой иконы Божией Матери произошло около села Купятичи, расположенного на реке Ясельда в пределах бывшего Пинского уезда Минской губернии (ныне — Белоруссия).

Крестьянская девочка Анна пасла скот, когда увидела в лесу образ в виде креста, излучавший необычайно яркий свет между деревьями. Радостная девочка, отнеся икону Божией Матери домой, спрятала ее в сундук. Вернувшись на прежнее место, она снова увидела сияние между деревьями. Думая, что это другой крест, девочка положила его за пазуху. Вечером, желая показать своему отцу Василию найденные ею кресты, Анна не смогла их найти. Когда же они вместе пришли на пастбище, то уже издали увидели сияние вокруг дерева, на котором ранее чудесным образом был явлен крест. Принесенная в дом икона на следующий же день снова оказалась на прежнем месте в лесу. Пораженные этими событиями, местные жители построили на месте чудесного явления иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы, где поставили обретенную икону.

В 1240 году во время набега татары разорили и сожгли село и Купятицкую церковь, но чудотворный образ сохранился в пепле неповрежденным.

Вторично святая икона была обретена в конце XV века на месте сгоревшего храма странником-богомольцем по имени Иоаким, возвращавшимся на родину из Иерусалима. Не дерзнув взять с собой обретенный образ, он сообщил о чудесной находке местным жителям. Крестьяне в сопровождении священника перенесли крест-икону в сельскую церковь, построенную на месте сгоревшего храма. Иоаким остался при храме пономарем.

В 1629 году при церкви был устроен Купятицкий Свято-Введенский Преображенский мужской монастырь, но вскоре он был захвачен сначала католическими, а затем униатскими монахами. В 1655 году православные иноки во главе с наместником, покидая монастырь, взяли с собой святую икону Богородицы и перенесли чудотворный образ в Киевский Софийский собор, где и поместили в ряду местных икон южного придела апостола Андрея Первозванного. Существуют сведения, что в Софийском соборе чудотворный образ пребывал до конца 20-х годов XX столетия. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Купятицкая икона Пресвятой Богородицы представляет собой небольшого размера медный крест. На одной стороне креста рельефно изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем на левой руке, на другой — Распятие.

Точный список с чудотворной иконы, написанный в XVII веке, находится в настоящее время в Свято-Николаевской церкви села Купятичи Пинского района Брестской области. Для поклонения святой Купятицкой иконе Божией Матери сюда ежегодно стекаются паломники со всей Беларуси.

Особенности православного богослужения

В прошлый раз мы остановились на том месте литургии, где начинается чтение отрывка из Апостольских посланий, посвященного этому дню. Сегодня мы подробно разберем сугубую ектению, то есть усиленное прошение, которое возглашает диакон сразу после чтения.

В этой молитве диакон формулирует наши общие обращения к Богу, а хор отвечает за нас трижды «Господи, помилуй!»

О чем мы просим «от всей души и всего помышления нашего»? Чтобы милостивый Бог нас услышал и помиловал. Просим о всех христианах — членах Церкви — от патриарха и правящего епископа до «всего братства нашего»; о нашей Родине и тех, кто заботится о нашем «тихом и безмолвной» жизни, то есть о власти и воинах. Благодаря им мы можем жить в благочестии и чистоте. Молимся о священниках и монахах. Просим милости к тем, кого призваны вечно поминать на молитве, — к создателям храма, в котором обращаемся к Богу сейчас, к тем православным христианам, кто пребывает в жизни вечной. Призываем Бога к милости, просим дать жизнь, мир, здравие, спасение, посещение, прощение и оставление грехов рабов Божиих всех прихожан этого храма или монастыря, в котором сейчас находимся.

После прошения диакона перед царскими вратами священник в алтаре перед престолом обращаемся к Богу в молитве с благодарностью и славословие: Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Затем следует заупокойная ектения и молитва об усопших, которую разберем в следующий раз.

Чтение Евангелия:

Евангелие от Луки, глава 10, стихи 25 — 37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Евангелие от Луки, глава 8, стихи 8 — 12

8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? 10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. 11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

Апостольское чтение:

Послание апостола Павла к ефесянам, глава 2, стихи 4 — 10

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился. 10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Послание Апостола Павла к ефесянам, глава 6, стих 10 — 17

10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. 14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

На литургии приносится Жертва за всех людей. За несчастных и счастливых, за бездомных и военных, за инвалидов и сирот. Все участники литургии соединяются во Христе, становятся братьями и сестрами. «. Человечество до конца своей истории только этим живо и действенно: смертью и Воскресением Христа, только этим жертвенным воздухом Литургии», — писал Сергей Фудель.

Не наше усилие воли, не стечение обстоятельств, не воспитание или образование, а только Христос помогает нам преодолеть все трудности, прощать обиды, доверять и любить друг друга.

Редакция «Фомы» желает вам доброго воскресного дня в храме!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *