Деревяницкий монастырь в великом новгороде фото
Деревяницкий женский монастырь
Деревяни́цкий монастырь — бывший православный монастырь Новгородской епархии. Находится в микрорайоне Деревяницы в северной части Великого Новгорода, на правом берегу небольшой протоки — Деревянки. Через Деревяницы проходит дорога на Хутынский монастырь. Основан в 1335 прп. Моисеем; до 1875 был мужским. В Успенском храме монастыря находился точный список чудотворной Киевской иконы Божией Матери. Ежегодно 10 июля совершался крестный ход вокруг монастыря и с. Деревяницы. В 1875 преобразован в женский, в нач. ХХ в. в монастыре помещалось епархиальное женское училище. Закрыт в 1920, позже была разобрана ограда (кон. XVIII в.), часть келий. Уцелели только церкви и корпус училища.
Содержание
История [ править ]
Известен с 1335 года, когда летопись упоминает о возведении каменной церкви Воскресения на Деревянице.
Во время Смуты колокола монастыря были вывезены в Швецию. 2 бронзовых колокола (один 1596 г.) были подняты в 1987 г. экспедицией Морского музея Хельсинки со дна Финского залива у острова Мулон.
В 1695 году, на месте обветшавшей старой, строится новая церковь. На строительство подряжаются две артели каменщиков: Фомы Алексеева из Костромского уезда и Никиты Киприянова из Ярославского уезда. Однако, в 1697 году, уже достроенная, церковь рушится до основания.
В 1700 году по указанию митрополита Иова в монастыре возводят пятиглавый Воскресенский собор. Он ставится на месте, где некогда стояли две описанные церкви. Как и в 1695 году, строительство поручено тем же артелям.
Собор имеет двухстолпную конструкцию. Все сложные сводчатые конструкции собора поддерживаются изнутри двумя столбами. Такая архитектурная особенность была нетипичной для новгородского зодчества, однако весьма распространённой в XVI—XVII вв. в Подмосковье, Поволжье и Вологодских краях. Позднее к собору пристраиваются приделы.
В 1725 году севернее собора строится каменная церковь Успения Богородицы с большой трапезной палатой и колокольня.
В XIV—XV вв. в монастыре доживали свой век ушедшие с кафедры архиепископы Алексий (умер в 1389 году) и Иоанн, который, приняв схиму, прожил здесь с 1414 по 1417 гг. В 1820-х гг. здесь жил на покое архиепископ Антоний (Знаменский).
В Смутное время начала XVII в. в монастырь была эвакуирована братия Коневского монастыря. Коневская икона Божией Матери оставалась в Деревяницах до 1799 года.
В 1875 году Деревяницкий монастырь был преобразован в женский. В нем разместилось Новгородское епархиальное женское училище. Каменное трёхэтажное здание для него было построено в 1884 году заботами митрополита Новгородского и С.-Петербургского Исидора (Никольского) и им освящено.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время пребывает в неудовлетворительном состоянии. Маковки двух куполов отсутствуют. Оставшиеся находятся в аварийном состоянии. До наших дней Деревяницкий монастырь сохранился лишь частично — он был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны. Частично реставрирован в 1965 году. Затем долгое время здесь размещался склад готовой продукции завода «Стекловолокно», расположенного поблизости. Сегодня Деревяницкий монастырь находится в плачевном состоянии: маковка двух куполов отсутствует, ещё два из оставшихся четырёх — в аварийном состоянии. В октябре 2013 года обрушился центральный купол Воскресенского собора.
В бывшем здании женского училища сейчас находится стационар Новгородского областного наркодиспансера «Катарсис». В июне 2015 года проведены противоаварийные работы по сохранению Воскресенского собора. Была установлена временная кровля над 2мя барабанами.
Фото [ править ]
Деревяницкий монастырь на берегу Деревянки
Трапезная палата с церковью в честь Коневской иконы Божией Матери
Вид с юго-востока.jpg
Как добраться [ править ]
Новгородская область, г. Великий Новгород, пос. Деревяницы, ул. Восточная, д. 3
Деревяницкий монастырь (Великий Новгород)
Воскресенский собор Деревяницкого монастыря внутри.
Деревяницкий монастырь является объектом культурного наследия и комплексом памятников архитектуры федерального значения, в который входят Воскресенский собор, трапезная с церковью Успения Пресвятой Богородицы и колокольней, а также здание духовного училища.
Расположен этот комплекс в Деревяницком районе Великого Новгорода, на правом берегу протоки Деревянки. Собственно, именно вокруг монастыря образовался посёлок Деревяницы, который ныне превратился в большой активно застраивающийся Деревяницкий район города.
Деревяницкий монастырь — не музейный объект. Ранее это был православный монастырь Новгородской епархии, а сейчас у него осталась лишь смотрительница Наталья, которая бывает там каждый день и читает молитвы в южном приделе Воскресенского собора, а также прихожане из числа местных жителей. Собор при этом находится в собственности Росимущества.
Ключи от собора Наталье дали в Росимуществе в 2017 году, разрешив присматривать за храмом. Тогда из здания достали очень много мусора.
Постройки постепенно ветшают и разрушаются. В марте у пятиглавого Воскресенского собора рухнул один из малых куполов. Ещё один малый купол и центральный большой купол обрушились ранее: первый — в 1995 году, второй главный — в 2013 году. Таким образом, из пяти куполов, на главном объёме собора осталось два купола, со стороны реки Волхов.
Мы посетили Воскресенский собор Деревяницкого монастыря с архитектором Дмитрием Пекшиным, работавшим над проектом реновации монастыря в рамках диссертации.
Рухнувшие кресты и купола Деревяницкого собора
Надо сказать, что рухнувшие элементы не выброшены, а аккуратно сложены в Воскресенском соборе, для возможности их исследования и восстановления в последующем.
Облицовка рухнувших куполов Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Облицовка рухнувших куполов хранится в северном приделе собора.
Облицовка рухнувших куполов Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Здесь же, в соборе, лежат кресты с этих куполов.
Кресты рухнувших куполов Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Кроме того, в соборе хранится тяжёлый неподъёмный крест с главного купола, который именно из-за веса никто не смог утащить из собора за всю историю разрушений.
Тяжёлый крест главного купола Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Южный придел Воскресенского собора Деревяницкого монастыря
Мы встретились с Натальей и зашли в собор через двери с южной стороны, попав в южный придел, который, по сути, сейчас является единственной действующей частью Деревяницкого монастыря, где проходят службы.
На полу есть места, где, видимо, когда-то были саркофаги или погребения. Они накрыты тканью.
Южный придел Воскресенского собора. © GPVN.RU
Здесь находятся иконы, в том числе те, которые принесли жители.
Коневская икона в Воскресенском соборе Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Особое место среди икон занимает Коневская икона Божией Матери, вернее её список. Дело в том, что в XVII-XVIII веках, в Смутное время, здесь находилась подлинная икона из Коневского монастыря. Затем её заменили на список, то есть на не точную копию.
Иконы в Воскресенском соборе Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Разрушенные стены и своды, особенно в верхней части, восстановлены в советское время. Эта кирпичная кладка визуально отличима. Также бросаются в глаза советские фонари, развешанные по всем приделам монастыря. Послевоенная реставрация собора была проведена в 1965 году.
Советские фонари в Воскресенском соборе Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Северный придел Воскресенского собора Деревяницкого монастыря
Вдоль стен по периметру здания собора сохранились трубы отопления, а северный придел использовался как котельная. Сейчас эта система, разумеется, не работает и разрушена. Часть придела, где была эта котельная, просто замурована.
Северный придел Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
В северный придел, как и в южный, и в западный, есть отдельный вход с улицы.
Северный придел Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Западный придел Воскресенского собора Деревяницкого монастыря
Приделы перекрыты коробовыми сводами.
Западный придел Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Как и в других приделах, в западном есть свой вход.
Западный придел Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Одной из архитектурных особенностей, которая присуща не многим религиозным сооружениям, является декор у окон.
Элементы декора. Западный придел Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
На стенах в западном приделе можно обнаружить множество граффити, но сделаны они не в древности, а вандалами в советские годы. Это процарапанные в штукатурке надписи типа «здесь был Вася» с датой их нанесения.
Надписи вандалов. Западный придел Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Вход в основной объём из западного придела Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
У входа из западного придела в основной объём собора сохранилась орнаментальная резьба.
Орнаментальная резьба на входе в основной объём. Западный придел Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Основной объём Воскресенского собора Деревяницкого монастыря
В основной объём зайти сейчас нельзя в связи с произошедшими обрушениями куполов. Поэтому мы взглянули на пространство снаружи.
Пространство основного объёма Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Впервые монастырь упоминается в летописи в 1335 году. В летописи говорится о возведении каменной церкви Воскресения на Деревянице в Новгродской республике. В 1695 году на месте этой церкви построили новую, но спустя два года она полностью разрушилась. Воскресенский собор, который стоит сейчас на территории монастыря, был построен на месте прежних церквей в 1700 году.
Алтарь в Воскресенском соборе Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Архитектура собора не типична для новгородского зодчества. Конструкция собора двухстолпная. Своды поддерживают внутри два столба. От столпов на восточную и западную стены перекинуты подпружные арки, служащие основанием для лотковых сводов, прорезанных пятью барабанами.
Проход в южный придел из основного объёма Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Фрески Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Пространство основного объёма Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Изображения на стенах Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Изображения на стенах Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Вокруг Воскресенского собора Деревяницкого монастыря
Главный собор монастыря, собор Воскресения, был возведен в конце XVII века. Долгое время постройки Деревяницкого монастыря использовались по разному назначению новгородским заводом «Стекловолокно». Новгородский завод стекловолокна построили в 1960-ых годах практически на территории монастыря.
Не сразу заметны лики святых, изображённые на стенах снаружи собора. Но если присмотреться, то кое-где их можно различить.
Лики святых с внешней стороны стен Воскресенского собора. © GPVN.RU
Не так давно в Воскресенском соборе располагался склад завода.
Северный фасад Воскресенского собора Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Рядом с монастырём стоит недействующая водонапорная башня и бесхозное подземное водохранилище. Здесь же расположен сад-некрополь.
Водонапорная башня. © GPVN.RU
Севернее от Воскресенского собора расположена церковь Успения Пресвятой Богородицы с колокольней. В церкви была размещена столовая завода. Строительство церкви Успения завершилось к 1725 году.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы и колокольня. © GPVN.RU
К ней была построена кирпичная переходная галерея из здания духовного училища, нарушившая ансамбль.
Кирпичная переходная галерея. © GPVN.RU
Корпус женского епархиального училища 1880-ых годов постройки служил как административное здание. В здании епархиального училища сейчас располагается областной наркологический центр.
Медицинское учреждение для нарко и алкозависимых «Катарсис». © GPVN.RU
Женским монастырь стал в 1875 году, хотя изначально его строили как мужской. Училище для девиц духовного ведомства, разместившееся в монастыре, преобразовали в 1882 году в Новгородское епархиальное женское училище. Каменное трёхэтажное здание для него построили в 1884 году.
Здание духовного училища Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
В краснокирпичном корпусе 1915-1917 годов постройки располагался ткацкий цех. Это здание напоминает дом с приведеньями.
Краснокирпичный корпус Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
Среди монастырских построек были каменные братские кельи и каменная ограда с четырьмя башнями.
Прокладка сетей на территории Деревяницкого монастыря. © GPVN.RU
В 1920 году монастырь был упразднен, а в 1930-ых годах храмы и вовсе были закрыты.
Решить вопрос с передачей Деревяницкого монастыря церкви или музею сегодня не удаётся. Никто не хочет брать объект, требующий дорогостоящей реставрации. Ситуацию усложняет то, что постройки монастыря используют разные организации.
Великий Новгород. Деревяницкий монастырь.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Деревяницкий Воскресенский монастырь, 3 класса, в 3 верстах от Новгорода, на берегу реки Волхова, при впадении реки Деревяницы. Основан в 1335 году святым Моисеем (см. 25 января); до 1875 года был мужским. В Успенском храме монастыря находится точный снимок с чудотворной Киевской иконы Божией Матери (см. 10 июля). Ежегодно 10 июля совершается крестный ход вокруг монастыря и села Деревяницы. При монастыре епархиальное женское училище и школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Известен с 1335 года, когда летопись упоминает о возведении каменной церкви Воскресения на Деревянице. Во время Смуты колокола монастыря были вывезены в Швецию. В 1695 году, на месте обветшавшей старой, строится новая церковь. На строительство подряжаются две артели каменщиков: Фомы Алексеева из Костромского уезда и Никиты Киприянова из Ярославского уезда. Однако, в 1697 году, уже достроенная, церковь рушится до основания.
В 1700 году по указанию митрополита Иова в монастыре возводят пятиглавый Воскресенский собор. Он ставится на месте, где некогда стояли две описанные церкви. Как и в 1695 году, строительство поручено тем же артелям. Собор имеет двухстолпную конструкцию. Все сложные сводчатые конструкции собора поддерживаются изнутри двумя столбами. Такая архитектурная особенность была нетипичной для новгородского зодчества, однако весьма распространённой в XVI—XVII вв. в Подмосковье, Поволжье и Вологодских краях. Позднее к собору пристраиваются приделы. В 1725 году севернее собора строится каменная церковь Успения Богородицы с большой трапезной палатой и колокольня. В 1875 году появляется каменное трёхэтажное здание женского епархиального училища.
Известно, что в XIV—XV вв. в монастыре доживали свой век ушедшие с кафедры архиепископы Алексий (умер в 1389 году) и Иоанн, который, приняв схиму, прожил здесь с 1414 по 1417 гг. С монастырём так же связана личность преподобного Арсения Коневского — православного подвижника, жившего в XIV веке Долгое время Воскресенский собор использовался как склад готовой продукции находящегося поблизости завода «Стекловолокно». В настоящее время пребывает в неудовлетворительном состоянии. Маковка одного из куполов отсутствует. Как минимум два из оставшихся четырёх находятся в аварийном состоянии. В бывшем здании женского училища располагается стационар Новгородского областного наркодиспансера «Катарсис».
Впрочем, монастырь вовсе не был захолустным. При нём имелось епархиальное женское училище и школа, здания которых частично сохранились. Ежегодно 10 июля в Деревяницком монастыре проходил широко известный в Новгороде крестный ход. В этот день совершалась память чудотворной Коневской иконы Божией Матери, точный список которой имелся в церкви Успения Пресвятой Богородицы и очень почитался жителями близлежащих селений. После революции Деревяницкий монастырь был закрыт, а его корпуса использовались как склады и для размещения наркологического диспансера. В годы Великой Отечественной войны комплекс Деревяницкого монастыря пострадал не так сильно, как многие другие. Однако на сегодняшний день результаты реставрационных работ 1965 года уже почти незаметны: купола обветшали и зияют дырами, штукатурка со стен во многих места сошла, а стёкла почти все разбиты.
Согласно описи 1583 г., приведенной архим. Амвросием (Орнатским), в Д. м. находились каменные Воскресенский и Успенский храмы, а также деревянная ц. свт. Николая Чудотворца с трапезной. В челобитной насельников 1610 г. названо 3 храма: Воскресенский, Успенский и «великого чюдотворца Николы» (см.: Кадыкин. С. 20). Во время швед. оккупации Новгорода в 1611-1617 гг. Д. м. был «разорен до основания» (Там же). Согласно описи 1617 г., храмы стояли без кровель, церковное имущество разграблено, кельи и ограда сожжены. После 1617 г. Успенская ц., вероятно, не возобновлялась. Были восстановлены Воскресенский храм (к 1620), деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной палатой, началось строительство келий. В 1663 г. Никольская ц. сгорела, но в 1672 г. была возобновлена. В 1693 г., при игум. Маркелле, по благословению митр. Новгородского Корнилия началось строительство деревянной надвратной ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К кон. XVII в. настоятельские и братские кельи, хозяйственные службы и др. постройки также были деревянными.
С 1694 г. и в 1-ю треть XVIII в. в Д. м. велись каменные строительные работы, в результате к-рых монастырский ансамбль был полностью обновлен. В 1694 г. был разобран каменный Воскресенский собор, и в 1695 г. по благословению митр. Корнилия «царского Величества ближний боярин и воевода князь Борис Иванович Прозоровский на том же месте завел церковь великую и строил тое церковь три лета из монастырской казны» (ОПИ НГМОМЗ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 145. Л. 1-1 об.). В 1695 г. был заключен подрядный договор с 2 артелями каменщиков, к-рые возглавляли Фома Алексеев из Костромского у. и Никита Киприянов из Ярославского у.
Подробное описание собора в подрядной записи позволило Н. Н. Кузьминой выполнить его графическую реконструкцию и поставить собор в типологический ряд с такими памятниками московского зодчества, как церкви Покрова Пресв. Богородицы в Филях, Спаса в Уборах, св. мучеников Бориса и Глеба в Зюзине и др. (Ильин. Каменное зодчество. С. 247, 249, 259, 261).
Воскресенский собор представлял собой высотную 3-ярусную постройку в нарышкинском стиле. На четвериковом основании, окруженном с 3 сторон папертью и «палатками», возвышались 2 уменьшающихся восьмерика и 8-гранный глухой барабан, увенчанный главкой. Возведение масштабного сооружения можно связать с замыслом Б. И. Прозоровского обновить древние новгородские ансамбли, привести их в соответствие с требованиями нового времени (см.: Новгород Великий в XVII в.: Док-ты по истории градостроительства. М., 1986. Ч. 2. С. 247, 258, 269).
В 1697 г. Воскресенский собор «разрушился до основания». О 3-летнем строительстве и о разрушении храма как о «великой беде» оставил запись игум. Антоний в памятной записке (ОПИ НГМОМЗ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 145. Л. 1-1 об.). Причиной внезапного обрушения послужила, вероятно, сложность конструктивного решения здания, малознакомого или вовсе не знакомого костромским и ярославским мастерам. При натурных исследованиях в кладке стен существующего храма были обнаружены вторично использованные профилированные кирпичи XVII в. со следами побелки. Это означало, что строительство собора было завершено и декор облевкашен.
При возведении Воскресенского собора в кон. XVII в. мощи святителей Алексия и Иоанна были перенесены в зап. паперть. В нач. XX в. могилы архиепископов обследовал И. А. Шляпкин. Одна оказалась разграбленной. Сохранившаяся гробница представляла собой «дубовую долбленую домовину», выкрашенную по бортам красной краской. Погребенный был одет в длинную схиму из крученой белой ткани, которая от времени стала коричнево-серой. Шляпкин предположил, что это захоронение архиеп. Новгородского Иоанна (Архив ИИМК РАН. Ф. 51. Д. 70).
Воскресенский собор представляет собой монументальное 5-главое строение, окруженное с 3 сторон невысокими галереями, оканчивающимися 2 симметричными приделами с вост. стороны. Его плановое решение и архитектурные формы отличаются строгой симметрией и геометрической правильностью. Особенностью собора является 2-столпная конструкция сводчатого перекрытия интерьера с центральным барабаном, расположенным строго на оси столбов,- истинное двустолпие, по определению В. П. Выголова (Выголов В. П. Архитектура Благовещенского собора в Сольвычегодске // Архив архитектуры. М., 1992. Вып. 1. С. 82-83). Такое решение нетипично для позднесредневек. рус. архитектуры, тем не менее подобную конструкцию имеют неск. соборов 2-й пол. XVII в. (Мерзлютина Н. А. Архитектурные памятники села Фаустово // Христианское зодчество: Новые мат-лы и исслед. М., 2004. С. 307). От столпов на вост. и зап. стены перекинуты мощные подпружные арки, которые служат основанием для лотковых сводов, прорезанных 5 барабанами. Приделы перекрыты коробовыми сводами и отделены от галерей арочными проемами. Отсутствие апсидных выступов у приделов объясняется тем, что они были возведены на фундаментах «палаток и папертей» предыдущей постройки.
Фасады основного объема разделены плоскими лопатками, переходящими на уровне окон в парные полуколонки. Венчает фасады фриз из кокошников, украшенных в XVIII в. живописными композициями. При украшении порталов, наличников окон, тяг, карнизов использовано ок. 50 типов профилированных кирпичей. Это валики, полочки, гуськи, шары, балясины, розанчики, халы и т. д. Оконные проемы основного объема обрамлены полуколонками, разорванными навершиями изогнутой формы. Узор наличников зап. галереи напоминает памятники Каргополья кон. XVII в.
Воскресенский собор представляет собой образец искусства переходного периода, в к-ром объединены древнерус. традиции и нововведения, связанные с влиянием нарышкинского стиля; к числу последних можно отнести граненые формы апсиды и барабанов, а также форму наличников основного объема. Памятник реставрировали в 1965-1973 гг. по проекту архитектора НСНРПМ Кузьминой, реставрацию кирпичного декора исполнил Ю. И. Марков, в обмерах принимали участие Г. П. Никольская и П. И. Анисимова.
Памятник исследован и реставрирован в 1964-1965 гг. по проекту Кузьминой. Хорошая сохранность первоначальных конструкций (стен, сводов) позволила при недостатке средств восстановить здание в формах, максимально приближенных к времени его создания.
В 1729 г. был заключен подрядный договор с крестьянином Костромского у. Саввой Павловым «с товарищи» на строительство «без всякого отлагательства и отговорки… самым добрым майстерством» каменных братских келий (Архив СПбФИРИ РАН. Ф. 154. Оп. 1. Д. 577. Л. 1-1 об.). В качестве образца для архитектурного оформления фасадов рустами в договоре названа колокольня при трапезной палате. Работы предполагалось вести «по их, архимандрита с братиею, показанию и данного чертежу». При архим. Иоанникии были возведены и каменные 2-этажные настоятельские кельи.
О монастырском комплексе свидетельствует опись 1764 г. (из коллекции Шляпкина). 2 каменных храма в центре мон-ря, колокольня и деревянная надвратная церковь, построенная к 1764 г. на месте сгоревшей, составляли полностью обновленный треугольник архитектурных вертикалей. К западу от Воскресенского собора располагались настоятельские кельи, в сев. линии застройки стояли 2 братских корпуса (ОПИ НГМОМЗ. Д. 12087. Листы не пронумерованы). Остальные постройки были деревянными. Внутри ограды находились поварня, квасоварня, солодовня, сушило, амбары, кузница, 2 бани. Сады с яблонями и вишнями дополняли живописный облик мон-ря. За пределами рубленной ограды с 6 башнями располагался комплекс хозяйственных строений: конюшенный и коровий дворы, гумно с ригой, амбар, 2 ветряные мельницы «российского строения», т. е. столбовки, в к-рых клеть с мельничным устройством вращалась вокруг столба (Архив СПбФИРИ РАН. Ф. 154. Оп. 1. Д. 615. Л. 9 об.- 11).
Перестройки кон. XVIII-XIX в. были не столь существенными, чтобы кардинально изменить архитектурный облик монастырского ансамбля 1-й пол. XVIII в. В 1797 г. вместо деревянной была построена каменная ограда с 4 угловыми башнями и 3 воротами (деревянная надвратная церковь разобрана).
В 1919 г. из Д. м. были изъяты денежные средства, недвижимое имущество и сельхозинвентарь. В 1920 г. Д. м. был упразднен, 14 монахинь и рясофорных послушниц организовали сельхозартель. Храмы передали в бесплатное пользование коллективу верующих Деревяницкой слободы и с. Погорелец. В др. помещениях разместилась детская сельскохозяйственная колония им. К. Либкнехта (позднее им. М. Калинина), в к-рой содержалось ок. 300 воспитанников (ГИАНО. Ф. Р-268. Оп. 1. Д. 15. Л. 68-69). К 1931 г. артель была упразднена, храмы закрыты, на территории монастыря устроен военный городок (Там же. Ф. Р-138. Оп. 3. Д. 90. Л. 58; Д. 25. Л. 6-16). При закрытии храмов заведующий Новгородским музеем Н. Г. Порфиридов сохранил для экспозиции наиболее ценные иконы (23 ед. хр.) и изделия прикладного искусства: 2 потира (XVIII в.), ложчатое кадило, дарохранительницу и потир иностранной работы. Др. конфискованные предметы были отправлены в хозяйственный отдел ОГПУ Москвы или в металлолом (Там же. Д. 90. Л. 58, 62, 66-69 об.).
В годы Великой Отечественной войны после оккупации Новгорода на сев.-вост. главе Воскресенского собора фашисты устроили наблюдательный пункт. В ходе боевых действий храмы Д. м. получили серьезные повреждения, были уничтожены покрытия, в стенах образовались многочисленные трещины, снарядами повреждены центральный свод и стены собора. В 1964-1973 гг. НСНРПМ произвела в памятниках комплекс научно-исследовательских, проектных и восстановительно-реставрационных работ. К нач. 2007 г. храмы арендуются заводом «Стекловолокно», к-рый размещается в непосредственной близости от них. Успенская ц. закрыта, в Воскресенском соборе находится склад.