Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях

Как мозг блокирует неприятные воспоминания

Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Смотреть фото Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Смотреть картинку Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Картинка про Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Фото Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях21 октября 2012 г.: Мозг человека обладает механизмом, который блокирует неприятные воспоминания. Это механизм был обнаружен исследователями Стэндфордского университета и университета Орегона. Впервые была продемонстрирована нейробиологическая основа для подавления памяти. Исследования проводилось под руководством и при участии Майкла Андерсона из университета Орегона и Джона Габриеля из Стэндфордского университета.

Еще Зигмунд Фрейд более 100 лет тому назад предположил, что у людей имеется некий «произвольный подавляющий механизм», который удаляет воспоминания из человеческого сознания. Процесс блокировки воспоминаний ограничивается не только травмами, но и включается всякий раз, когда человек расстроен воспоминаниями любого характера, неважно приятными или нет.

Андерсон говорит, что активный процесс забывания является основным механизмом, который мы используем, чтобы исключить любое из неприятных нам воспоминаний из памяти.

Для того чтобы понять как действует этот процесс, исследователи протестировали нескольких добровольцев. Участники сначала выучили пары слов таких, как «челюсть-десна», «пар-поезд». Потом им дали по первому слову из пары и попросили подавить свои воспоминания о втором слове или подумать о нем.

Команда изучала участников в процессе выполнения задания, используя функциональные магнитно-резонансные изображения. Благодаря изображениям можно было заключить, какие части мозга наблюдаемых людей были задействованы для выполнения различных заданий.

После завершения этой фазы Андерсон протестировал память добровольцев на все пары слов. Он сделал вывод, что забывание нежелательных событий является результатом подавления памяти.

Команда исследователей обнаружила, что нежелательные воспоминания могут быть подавлены областями мозга схожими с теми, что используются, когда мы пытаемся прекратить наши физические действия.

Андерсон обратил внимание на то, что дальнейшие исследования будут направлены на то, чтобы узнать роль этих механизмов в блокировке эмоций. Уже выявлены некоторые предположения того, как некоторые личности могут забывать неприятные события.

Источник

Ученые нашли способ блокировать плохие воспоминания

С чистого листа

Польза горькой пилюли

Никто не любит переживать поражения и неудачи. Однако, с точки зрения науки, именно негативный опыт считается наиболее полезным. В частности, для развития мозга, поскольку заставляет наш управляющий центр строить новые нейронные связи, искать и находить пути выхода из ситуации, генерировать решения. Да и весь ход эволюции человеческого вида говорит о том, что безоблачное сытое существование ведет к деградации, а трудности, наоборот, способствуют развитию. Еще более ярко это проявляется в науке, где вообще все стоящие гипотезы, теории и открытия зарождаются через преодоление препятствий. Например, Томас Эдисон любил повторять, что для изобретения лампы накаливания ему пришлось поставить более 11 тысяч опытов, в результате которых он нашел столько же вариантов, при которых она не работала. И только один опыт — итоговый — оказался удачным.

Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Смотреть фото Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Смотреть картинку Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Картинка про Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Фото Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях

Кстати, зачастую двигателем научного прогресса становятся чисто житейские неприятности, как произошло со швейцарским химиком Кристианом Фредериком Шенбейном. Он часто проводил эксперименты на собственной кухне, за что ему серьезно доставалось от жены. Однажды, когда благоверной не было дома, Шенбейн занялся любимым делом. А поскольку был довольно неуклюжим, то зацепил локтем пробирку и пролил на стол азотную кислоту, которая начала разъедать дерево. Пытаясь исправить оплошность, профессор схватил первое, что попалось под руку — хлопковый фартук жены, и тщательно вытер “следы преступления”. Затем повесил фартук сушиться над плитой, а сам вышел.

И очень вовремя, потому что через несколько минут кухню разнесло в щепки. Госпожа Шенбейн проклинала косорукого мужа, но, оказалось, что он, сам того не желая, изобрел нитроцеллюлозу (она потом широко использовалась для производства бездымного пороха). Это изобретение принесло семье ученого большие деньги. Короче, “сожженные” нервы того стоили.

Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Смотреть фото Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Смотреть картинку Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Картинка про Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Фото Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях

Тем не менее нужно различать просто негативные переживания и травмирующие, то есть сильные эмоциональные потрясения. Стрессовые механизмы настолько крепко “вбивают” их в память, что делают бесконтрольными, когда постоянное эмоциональное возвращение к событию приводит к посттравматическому синдрому. Проблема блокировки такого негатива давно интересует психологов и ученых. К настоящему времени есть несколько способов, причем некоторые довольно неожиданны.

Процесс перехода воспоминания из кратковременной в долговременную память называется консолидацией. Это похоже на перезапись информации с флешки на компьютер. Но в отличие от машины, человек — существо эмоциональное.

И его память устроена по другому принципу. Она не пишется отдельным файлом и не концентрируется в каком-то одном месте, поскольку построена на ассоциациях. Каждое воспоминание дробится на множество кусочков (запах, вкус, звук и так далее) и аккуратно распределяется по ячейкам в различных отделах мозга, несмотря на то что за процесс запоминания фактически отвечает только гиппокамп.

Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Смотреть фото Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Смотреть картинку Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Картинка про Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Фото Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях

Ученые пытаются реконсолидировать плохие воспоминания — грубо говоря, извлечь их по частям. Например, психологи помогают человеку воссоздать неприятный эпизод во всех деталях, чтобы осознать, что негатив остался в прошлом. Испытываются также различные лекарства, блокирующие нейронные связи. Исследуются молекулярно-генетические механизмы травматического опыта. В 1970-х учеными из Великобритании был проведен эксперимент на мышах по оптогенетике (метод исследования возбудимых клеток, использующий белки, которые встраиваются в мембрану клетки и активируются светом). Выяснилось, что нервные клетки гиппокампа, которые хранят отдельные воспоминания, могут быть «выключены» с помощью света, передаваемого в мозг по оптоволоконному кабелю. При этом такие радикальные меры в общем и целом не влияют ни на функции памяти, ни на ее объем, ни на качество запоминания впоследствии. Безусловно, это был прорыв. Однако как «выловить» воспоминание полностью, если оно рассредоточено чуть ли не по всему мозгу? Короче говоря, все описанные выше способы вовсе не гарантируют эффективность лечения. В большинстве случаев человек остается со своим стрессом на всю жизнь.

Оказалось, есть одна лазейка. Но только в том случае, если действовать быстро. Закрепление воспоминания — процесс обстоятельный, медленный и занимает от 4 до 6 часов. Именно этим временем решила воспользоваться международная исследовательская группа ученых из Оксфордского и Кембриджского университетов, а также шведского Каролинского института. В статье, опубликованной в авторитетном журнале Psychological Science, в качестве очень эффективного средства блокировки негативных воспоминаний они рекомендуют известную всем игру Тетрис. Это может показаться несерьезным, но как сказать.

Часто мы говорим о неприятной ситуации: я закрыл эту дверь и не собираюсь ее открывать. И, таким образом, иллюстрируем действие реального механизма работы мозга. В некоторых случаях, когда травмирующее воспоминание крайне болезненно и угрожает здоровью, мозг его блокирует. Как будто, действительно, закрывает дверь и заколачивает ее гвоздями. Такое, к примеру, может произойти после предательства любимого. В один прекрасный момент проснулся утром — и даже лицо вспоминаешь с трудом.

Суть в том, что во время, казалось бы, несерьезного процесса укладывания падающих блоков мозг задействует те же каналы, что и при записи воспоминаний. В результате два процесса наслаиваются один на другой, но “зеленый коридор” дается тому, который происходит в данный момент, то есть игре. И если в течение 6 часов после травмирующего опыта человека таким образом отвлечь, процесс консолидации воспоминания нарушится. Естественно, пациент не забудет то, что с ним стряслось. Но в то же время неприятное событие сильно потеряет в эмоциональной окраске, станет как бы блеклым, неярким, как будто все происходило с кем-то другим.

Кстати, такая трактовка хорошо укладывается и в жизненные реалии. Например, во время катастроф люди, которые спешат помочь другим, разбирают завалы и спасают чужие жизни, как правило, потом испытывают гораздо меньшее потрясение от случившегося и не имеют серьезных проблем с психикой. Выходит, главное — отвлечь мозг и переключить его на другую волну?

Алкоголь закрепляет негативные переживания

Считается, что спиртное — лучший способ справиться со стрессом. Однако здесь не все так просто, как кажется, поскольку действуют сразу две схемы с прямо противоположным эффектом. Да, спиртное — самый быстрый антидепрессант. Приняв на грудь, человек расслабляется, выпадает из реальности — затуманенный алкогольными парами мозг берет тайм-аут. Но проблема в том, что эффект этот кратковременный. А поскольку действующий компонент спиртных напитков — этанол — является психоактивным веществом, угнетающим центральную нервную систему, это чревато привыканием к алкоголю.

Кроме того, исследователи из американского университета Джона Хопкинса установили, что под воздействием этанола в нервных клетках мозга активируются рецепторы, которые, наоборот, удерживают неприятные воспоминания. Этим и объясняется то, что когда человек трезвеет, печальные мысли и стресс возвращаются, но уже многократно усилившись: алкоголь их окончательно закрепляет. Поэтому большой вопрос — стоит ли тут овчинка выделки?

Источник

Инфантильная амнезия: почему взрослые люди не помнят свое детство

У всех людей существует вид потери памяти, связанный с невозможностью воспроизвести жизненные события из раннего детства. Обычно, став взрослым, человек может описать школьные годы, иногда способен рассказать о каких-то ярких моментах, случившихся с ним в возрасте 5-6 лет. Но детально вспомнить свою жизнь с момента рождения и последующие 3-4 года – не удается практически никому. Из-за чего возникает такая инфантильная амнезия?

Защитная функция

Почему даже подростки не помнят свои первые детские годы, еще в начале XX века пытался установить австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд. Проведя множество исследований, он пришел к выводу, что такова человеческая природа, которая таким образом запускает защитный механизм психики. Ребенок до 7-8 лет практически беспомощен, зависим от обстоятельств и окружения, обеспечивающего его выживание. Риск получения травмы физического, психического характера, гибели, с рождения и до вышеуказанного возраста чрезвычайно высок. Поэтому для защиты психики, личность человека все это время находится на уровне досознательного восприятия реальности, то есть отсутствует возможность понимания, что же с ним на самом деле происходит. А поскольку нет осмысления событий, то не возникает и их запоминание.

Таким образом, феномен инфантильной амнезии носит природный эволюционный характер, который связан с охранной функцией психического здоровья человека. Фактор такой амнезии не допускает осознания ребенком уязвимости собственной жизни и блокирует воспоминания, чтобы в дальнейшем они не могли нанести урон его психике, если в детстве имело место травмирующее событие или даже не одно.

Недоразвитый мозг

Многие нейрофизиологи тоже пытались разобраться, в чем же кроется причина детской амнезии. Они обратились к изучению структур головного мозга и, прежде всего, гиппокампа. Ведь именно он отвечает за «транспортировку и архивацию» человеческих воспоминаний. Функционирование его парных долей, расположенных в медиальных височных отделах полушарий мозга, долгое время изучали канадские нейробиологи Пол Фрэнкланд и Шина Джоселлин из Университета Торонто. На основании различных опытов они установили, что быстрое рождение многих новых нейронных связей в молодых, активно развивающихся участках мозга, блокирует доступ к старым воспоминаниям.

Иными словами, быстрый рост нейронов провоцирует их «наслоение» друг на друга, из-за чего та часть мозга, которая хранила самые старые воспоминания, оказывается глубоко под новыми слоями тканей и становится недоступной. К тому же, как установили канадские исследователи, маленькие дети имеют недоразвитую префронтальную кору головного мозга, а именно она отвечает за кратковременные воспоминания. Затем ее дальнейшее развитие, а также рост «закрывает» доступ к более старой информации.

Со временем нейрогенез замедляется, гиппокамп достигает своих «взрослых» размеров и старые воспоминания оказываются фрагментарно разбросаны по «закоулкам» всей коры головного мозга. Поэтому порой какие-то всплывающие образы из раннего детства невозможно, что называется, собрать воедино, хотя в прошлом, они, возможно, были цельными событиями.

Неумение говорить

Специалисты, изучающие инфантильную амнезию, не раз сталкивались с людьми, которые имели какие-то отрывочные, но четкие воспоминания, относившиеся к их 3-летнему возрасту и это казалось весьма необычным. Но также было удивительно и то, что другие люди могли хоть что-то вспомнить из своего детства только по хронологии уже ближе к начальной школе.

Исследователи из Университета Отаго в Новой Зеландии, доктор Габриэль Симкок и профессор психологии Харлин Хейн, в 2002 году опубликовали в журнале «Психологическая наука» свой совместный академический труд. Они выяснили, что запоминание событий детьми тесно связано с их речевыми навыками. Однако малыши начинают говорить далеко не в одинаковом возрасте. Одни вундеркинды неплохо строят предложения и целые рассказы уже к 3-м годам, в то время как другие девочки и особенно мальчики начинают целостно, а не словосочетаниями, разговаривать лишь в 6-7 лет. Соответственно, и первые воспоминания у таких, уже взрослых людей, относятся к разным периодам их детства. Как считают новозеландские исследователи, только достаточное владение языком способно «закодировать» то, что происходит в жизни человека и оставить это в его воспоминаниях.

Влияет культура и что сказали родители

То, что ранние детские воспоминания связаны с языком, выяснила и доктор психологии из Корнелльского университета Ци Ван. Но, проведя опрос более двух сотен студентов своего учебного заведения, она заметила иные удивительные закономерности. Оказывается, у людей, имеющих отношение к разным культурам и обладающих отличным друг от друга родным языком, время датировки самых ранних воспоминаний этим как раз и отличается. Исследователь из Корнельского университета установила, что в среднем первые моменты, которые могли вспомнить американцы, относились к периоду на 6 месяцев раньше, чем у их ровесников-студентов китайского происхождения. При этом англоязычная молодежь многословно описывала образные эмоциональные моменты из детства, в то время как китайская – констатировала четкие и важные факты, обозначаемые на письме одним-двумя иероглифами.

Однако доктор Ци Ван склонна видеть такое различие еще и в том, как преподносили эти события детям их родители. Она заявляет, что в традиционных восточных культурах детские воспоминания не важны и родители акцентировали внимание детей только на том, что они сами посчитали нужным. А вот, например, коренной народ Новой Зеландии – маори, в среде которых до сих пор можно встретить неграмотных людей, неспособных самостоятельно описать только что случившееся событие, в своем массовом культурологическом аспекте очень ценит собственное прошлое. Именно поэтому их дети хорошо помнят, что с ними происходило, начиная с 2,5 лет, причем почти каждый месяц или даже неделю. И все потому, что их общество требует от своих членов, чтобы они берегли любые воспоминания о былом. Представители старшего поколения народности знают о любых событиях из многовековой жизни своих предков и стремятся передать важные факты детям, но для этого они должны уметь хорошо запоминать.

Источник

Игры разума: как мозг стирает нашу память и зачем он это делает

Иногда кажется, что наше сознание нам не подчиняется: мы можем помнить то, чего не было, зайти в комнату и забыть, что нам там было нужно или же заменить одно воспоминание другим. Почему так происходит и где хранятся воспоминания, рассказала невролог Ольга Родионова.

Наша память очень изменчива со временем: так, некоторые могут совершенно не помнить события, участниками которых они были, а некоторые уверены, что на тот самый фильм вы ходили в кинотеатр, хотя ваш друг утверждает, что вы смотрели его дома. Что на самом деле происходит с нашей памятью, рассказала врач-невролог Ольга Родионова.

Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Смотреть фото Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Смотреть картинку Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Картинка про Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях. Фото Детский мозг блокирует воспоминания о мрачных событиях

Ольга Родионова

Медицина

Врач неврологического отделения 1 ПСПбГМУ им. Павлова, кандидат медицинских наук, преподаватель неврологии

Многие говорят, что спустя годы забывают события, которые с ними происходили. Почему так получается?

Как мозг выбирает, какое воспоминание стереть, а какое — оставить?

«Резервы нашей памяти практически безграничны — мы можем помнить достаточно много, нет какого-то ограничителя. Но чаще всего остается та информация, которой пользуемся ежедневно, или та, которая связана с какими-то яркими, эмоциональными событиями, даже если они происходили много лет назад. Что касается остальных воспоминаний, то они не сохраняются — это было для нас неважно, следовательно, мы не думаем об этом, в мозге не происходит постоянного нейронального возбуждения, воспоминания стираются».

Источник

Я не помню своего детства

Некоторые из нас совсем ничего не помнят о своем детстве — ни хорошего, ни плохого. Возможно, такая забывчивость — защита от прошлого? И надо ли в таком случае возвращать утраченные воспоминания?

«Брат с удовольствием рассказывает о том, как мы строили шалаши на даче, вспоминает и наши споры, и ссоры, и то, как втайне от родителей мы подкармливали бродячую собаку… У меня же не осталось никаких воспоминаний», — удивляется 34-летняя Елизавета.

Психофизиолог Юрий Гринченко напоминает, что мозг фиксирует все происходящие с нами: «Эта информация продолжает храниться и никуда не исчезает». В чем же причины такой амнезии?

1.Ранящие переживания

«Неспособность вспомнить, как правило, связана не с потерей памяти, а с бессознательным желанием забыть прошлое, — объясняет детский психоаналитический психолог Наталия Зуева. — Забвение защищает от пережитых в детстве минут стыда или унижения, чувства горя или острого одиночества. Оберегает и от приятных ощущений, которые находятся под запретом».

Так может быть «забыто», например, запретное возбуждение, испытанное во время игры с братом или сестрой, — а вместе с ним уходит в темноту и сама игра, и весь тот день, а иногда и более существенный отрезок времени. Если такое воспоминание всплывет, оно приведет к ранящим переживаниям в настоящем.

2.Осознанный отказ

Отказ вспоминать может быть и вполне осознанным, если человек по тем или иным причинам хочет вычеркнуть какой-то период из жизни.

«До седьмого класса я была настоящим аутсайдером, — вспоминает 30-летняя Юлия. — Потом мы переехали, и в новой школе, где меня никто не знал, я твердо решила, что никому больше не позволю с собой плохо обращаться. Я вычеркнула из памяти предыдущие семь лет своей жизни и начала все заново».

Возвращая себе воспоминания, мы восстанавливаем свою целостность

Как объясняет психоаналитик Виржини Меггле, «те, кто избегает своих воспоминаний, не готовы признать в себе того ребенка, каким они когда-то были и который все еще живет в них. Они боятся того, что, позволив прошлому ожить, обнаружат там вместо себя иное, неприятное им существо. На самом деле это лишь напуганный ребенок, который нуждается в любви».

3.Сила семейных правил

Еще одна причина «забывчивости» — правила поведения, принятые в семье.

«Когда в доме есть секреты и тайны, ребенок учится, наблюдая за старшими, не задавать вопросов о прошлом, а значит, не иметь и памяти, — говорит Наталия Зуева. — Он непроизвольно подчиняется этим правилам общения и применяет их, намеренно или по привычке, и к собственному прошлому». В зону молчания, например, могут попасть сведения о попавших в тюрьму родственниках, о предыдущих браках родителей, внебрачных детях или болезнях.

Однако «каждый из нас — это история нашей жизни, — подчеркивает Наталия Зуева. — И если мы что-то из нее вычеркиваем, то живем лишь частью себя и не можем воспринимать мир во всей полноте». Возвращая себе воспоминания, мы восстанавливаем свою целостность.

Что делать?

Быть внимательнее к своим эмоциям

«Какое-то событие или переживание в прошлом может причинять такую сильную боль, что вы непроизвольно стараетесь не помнить об этом, — говорит Наталия Зуева. — Попробуйте нащупать границы забытого. Спросите себя: что вызывают сильные чувства? Эти эмоции могут быть связаны с текущей ситуацией, а может быть, они уже встречались в прошлом. Когда, почему? Цель — постепенно проследить происхождение негативных эмоций до самого детства».

Возвращаться в места детства

«Оживите воспоминания с помощью ассоциаций, — подсказывает Юрий Гринченко. — Их могут вызвать сохранившиеся с детства предметы, игрушки или книги… Если у вас получится, побывайте в тех местах, где вы росли». Понаблюдайте за детьми. При виде маленькой девочки, которая плачет на снежной горке, пока другие катаются с нее, у вас сжимается сердце? Смысл этого переживания откроется вам, если вы заглянете в cобственное детство.

Делиться чувствами и слушать других

Прислушиваться к рассказам других об их детстве и быть чуткими к своим чувствам, которые возникают во время этих рассказов, советует Виржини Меггле. Часто достаточно начать обмен случаями из жизни, и что-то вспоминается. Она рекомендует умеренно доверять семейным источникам: «Это не объективный рассказ о событиях, их могут толковать и объяснять по своему усмотрению».

Но даже и такое субъективное изложение помогает нам заполнять пробелы в нашей истории, считает Наталия Зуева. Особенно если у нас получится задать себе вопросы или сопоставить разные версии. Постепенно расширяя прошлое, мы начинаем больше принимать самих себя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *