Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения

Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения

§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Назначение и структура деятельности учителя. Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем мастерства педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.

Источник

Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения

Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения

Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения

Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения

Процесс обучения учащихся в образовательном учреждении проходит под руководством педагога. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их, и тем самым, обеспечивая поступательное движение мысли учащегося по пути познания. Педагог создает необходимые условия для успешного протекания учения:

· отбирает содержание в соответствии с поставленными целями;

· продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения;

· использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление образовательным процессом предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельностью:

Современная дидактика рекомендует следующие правила выдвижения познавательных задач:

· познавательная задача должна вытекать из предметного содержания;

· необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создать реальные условия для выполнения задач;

· задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов учащихся;

· нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами.

3. Этап контроля – с целью регулирования процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля. Результаты контроля учитываются педагогом как в процессе изучения темы на учебном занятии, так и в последующей работе, которая может быть замедлена, облегчена или усложнена. Регулирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивают выработку внутренних потребностей к процессу познания и активизируют деятельность учащихся.

Деятельность учащихся в процессе обучения имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения

Следующим компонентом учения являются учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Они проявляются на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми).

К внешним учебным действиям относятся: все виды предметных действий (письмо, постановка опытов и др.); перцептивные действия (слушание, наблюдение, осязание и др.); символические действия, связанные с использованием речи. К внутренним учебным действиям относятся: мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация); действия воображения; действия мышления.

Неотъемлемыми структурными компонентами процесса учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют учащиеся в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий педагога. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

Контрольные вопросы

1. Общее понятие о дидактике и этапы ее становления.

2. В чем сущность педагогического процесса как целостной дидактической системы?

3. Определите последовательность решения педагогической задачи.

4. Охарактеризуйте структуру педагогического взаимодействия.

5. Назовите и охарактеризуйте аспекты целостного педагогического процесса.

6. Раскройте сущность педагогического процесса как динамической педагогической системы.

7. Определите условия построения целостного педагогического процесса.

8. В чем сущность обучение как способа организации педагогического процесса?

9. Дайте характеристику основных функций процесса обучения.

10. Охарактеризуйте деятельность педагога и учащихся в процессе обучения.

Источник

Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.

4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

Цель учителя в процессе обучения – регулирование познавательной деятельности школьников, направленной на усвоение учебного материала. Однако методы передачи знаний, умений, навыков, а также роль ученика в процессе обучения на протяжении развития школы различались. Раньше главной обязанностью учителя являлась передача суммы знаний и умений ученикам, при этом школьники оставались лишь пассивными слушателями. Такой метод получил в дидактике название информационного или традиционного. На современном этапе существования школы ситуация коренным образом изменилась. Теперь учитель выступает главным образом в роли организатора активной деятельности самих школьников. В результате они сами усваивают необходимые знания, умения и приобретают навыки. Такой подход получил название «деятельный подход к обучению».

Деятельность учителя в процессе обучения делится на следующие составляющие.

1. Планирование. Это процесс, связанный с составлением календарно–тематических и поурочных планов. При этом, чтобы подготовиться к очередному уроку, учитель использует прежние наработки или использует методические пособия и журналы.

2. Организация работы учителя – это подготовительный и исполнительский этапы. Учитель подготавливает наглядные материалы, ищет необходимую литературу, выступает организатором и исполнителем процесса обучения.

3. Подготовка работы учеников. Ее составными частями являются постановка целей и задач урока, формирование необходимых для усвоения знаний условий, инструкции о видах деятельности. При этом учитель сможет в любой момент помочь ученику в выполнении заданий.

4. Стимулирование активности учеников. Используя этот метод, учитель, во–первых, привлекает их внимание, во–вторых, побуждает высказывать свою любознательность, в–третьих, снижает порог восприятия учебного материала. Но учитель должен постоянно стимулировать учеников, как на начальном этапе урока, так и в его процессе. Очень важно удержать внимание школьников в конце урока, когда они уже порядком подустали.

5. Текущий контроль и коррекция. На этом этапе учитель наблюдает за деятельностью учеников, за их ответами на вопросы. Происходит это во время собеседования, в процессе самостоятельной работы. Очень важно следить за тем, чтобы были выявлены недостатки, затруднения, ошибки ребят. Причем нужно не только их выявить, но и принять соответствующие меры по их дальнейшему предупреждению. Таким образом, учитель сможет совершенно точно определить, насколько рационален выбранный метод обучения. При необходимости нужно его подкорректировать.

6. Анализ результатов. Это последний этап в процессе преподавания. Но его все же лучше проводить на каждой ступени процесса обучения. Ну а чтобы выполнять его как можно успешнее, нужно учитывать уровень формирования умений, изучать причины пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Очень часто в знаниях учеников возникает много пробелов. Это зависит от нескольких факторов. Во–первых, имеет значение качество преподавания, во–вторых, уровень дисциплины, в–третьих, отношение к учению. Сюда же следует отнести степень сформированности навыков, умение работать с книгой, а также темп чтения и письма.

После анализа результатов можно говорить о резервах совершенствования процесса обучения и повышении квалификации преподавателя.

Как и деятельность учителя, деятельность ученика в процессе обучения можно разделить на несколько этапов.

1. Ученики принимают учебные задачи и план работы, предложенные учителем.

2. Они осуществляют учебные действия.

3. Они регулирует и корректирует учебную деятельность под руководством учителя.

4. Они анализируют результаты своей учебной деятельности. При этом анализом руководит учитель или они контролируют этот процесс самостоятельно.

Не меняется структура деятельности ученика и в процессе самостоятельной работы.

Говоря о деятельности школьников в рамках учебного процесса, не следует забывать и о психологических теориях обучения. К таким теориям следует отнести, во–первых, теорию развивающего обучения, а во–вторых, теорию деятельного подхода в обучении. В процессе обучения нужно ориентироваться прежде всего на развитие личности. И тут имеет значение не то, каких высот он уже достиг, а то, сколько он еще должен и может достичь.

В процессе обучения ученики должны приобретать знания, умения и навыки по различным видам деятельности. Можно сделать вывод, что все это оказывает огромное влияние на развитие человека.

Деятельность как учителя, так и учеников направлена прежде всего на усвоение учебного материала. Процесс усвоения осуществляется поэтапно. Так, сначала идет восприятие информации, потом ее осмысление. На следующем этапе полученная информация понимается, после чего начинается ее обобщение, затем закрепление и наконец применение.

Процесс восприятия затрагивает сразу как знаковый, так и словесный уровни. В связи с этим учителю необходимо учитывать, что воздействовать требуется одновременно на несколько органов чувств. Здесь крайне важен накопленный жизненный опыт. В наибольшей степени это должно касаться обучения в младших классах, так как восприятие у этих школьников не отличается устойчивостью, а мышление – эмоционально–образное.

Далее, когда материал будет воспринят, его обязательно следует осмыслить и хорошо понять. При этом должны быть проведены параллели между явлениями, раскрыты причины и следствия, мотивы поведения литературных героев и т. д. Благодаря этому начинает устанавливаться отношение школьника к материалу.

После осмысления материала происходит его обобщение. Тут школьник может выделить те или иные черты предметов и явлений и выявить основное. В этом случае учителю необходимо использовать в своей работе различного рода таблицы, схемы и классификации. Все это поможет ученикам лучше запомнить информацию.

Чтобы лучше запомнить тот или иной материал, потребуется закрепить его. Сделать это можно по–разному: во–первых, путем заучивания; во–вторых, при помощи воспроизведения основных элементов учебного материала; в–третьих, при выполнении соответствующих упражнений и практических работ. Чтобы ученики как можно лучше запомнили учебный материал, его понадобится проиллюстрировать новыми примерами, упражнениями. Очень полезно, если ученики будут приводить свои примеры.

То, насколько эффективно будут применяться полученные знания на практике – в учебе и в жизни, зависит от уровня преподавания учебного материала. При этом важно помнить, что все эти этапы взаимосвязаны, хотя иногда и осуществляются в иной последовательности. Так, чтобы сделать теоретическое обобщение, необходимо прежде рассмотреть и тщательно разобрать пример, его иллюстрирующий.

Источник

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения

Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения

Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Смотреть картинку Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Картинка про Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения. Фото Деятельность учителя и деятельность учащихся в процессе обучения

Обучение, как уже отмечалось, связано с осуществлением двух видов деятельности: преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащегося). Назначение деятельности учителя состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление процессом преподавания предполагает прохождение определенных этапов в соответствии со структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем мастерства педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.

Этап организации деятельности учащихся в процессе обучения включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач:

— познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;

— необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;

— задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;

— к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию);

— нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий.

Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Это может быть замедление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых видов работ, внесение изменений в порядок изложения материала, наводящие вопросы и дополнительные разъяснения, предупреждение затруднений и т.п. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и самостоятельности учащихся.

Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивается не только продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних классах. Большие стимулирующие возможности заложены и в формах и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).

Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. При этом необходимо исходить из требований принципа оптимальности, учитывая, что требуемый результат может достигаться и за счет перегрузки как учащихся, так и учителя. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.

Деятельность учащихся в процессе обучения, или учение, имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. И чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к гностической цели — к овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение, таким образом, имеет полимотивированный характер.

Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами:

— непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.;

— перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получения награды, признания, воздания почестей; развитое чувство долга, ответственности;

— интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.

Очевидна необходимость разумной актуализации мотивов учения всех трех групп. Не менее очевидна и предпочтительность, действенность мотивов третьей группы. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания.

Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им создавать условия его формирования (Г.И.Щукина). Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

Следующий компонент учения — учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Они проявляются на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.), перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.), символические действия, связанные с использованием речи. К внутренним — мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), действия воображения (имерджентные) и действия мышления (интеллектуальные).

Главный инструмент познания — мышление. Поэтому, учитывая его взаимосвязь с другими познавательными процессами и не умаляя их роли в организации учения школьников, основное внимание в процессе руководства их деятельностью необходимо уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

Учение и преподавание в рамках единого процесса обучения выступают как взаимосвязанные деятельности и не могут существовать друг без друга, поскольку продуктивное осуществление одной с необходимостью предполагает наличие другой деятельности. В то же время и преподавание, и учение – деятельности самостоятельные. Они, во-первых, направлены на достижение различных целей (цель преподавания – создать учащимся условия для овладения содержанием образования, цель учения – освоить предлагаемое содержание образования); во-вторых, по-разному мотивированы (профессиональная мотивация – у учителя, учебная мотивация – у учащихся); в-третьих, включают в свой состав различный набор мыслительных и практических действий.

Специфика взаимодействия деятельности учителя и деятельности учащихся определяется характером дидактической концепции, в рамках которой осуществляется процесс обучения.

В традиционной дидактической концепции основная роль отводится деятельности учителя, который планирует, организует, осуществляет и контролирует учебный процесс, а ученики, действуя по образцу, идут вслед за учителем.

В педоцентристской дидактической концепции основная роль отводится деятельности ученика, который сам определяет характер и объем изучаемого материала, намечает пути его освоения, а учитель лишь фиксирует результат движения ученика по индивидуальной образовательной траектории.

В гуманистической дидактической концепции в различных ее вариантах осуществляется взаимопроникновение и взаимодополнение учения и преподавания на основе сотворчества учителя и учащихся.

Под сотворчеством участников обучения понимается взаимосвязанный процесс духовного обмена между учителем и учащимися, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Чтобы обучение осуществлялось как процесс сотворчества учителя и учащихся, оба субъекта должны взаимодействовать в общем устремлении к заданной цели.

В наибольшей степени сотворчеству учителя и учащихся способствует педагогическая поддержка как особая, скрытая от глаз воспитанников позиция педагога, основанная на взаимодополняющем деятельностном общении, характерными признаками которого выступают:

— диалогичность во взаимоотношениях учащихся и педагога;

— деятельностно-творческий характер взаимодействия;

— направленность на поддержку индивидуального развития личности;

— предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения.

В ходе педагогической поддержки сотворчество субъектов процесса обучения проявляется в совместном творческом решении и преодолении учебно-познавательных и жизненных проблем. Это возможно при следующих условиях:

— совместное обнаружение учителем и учеником учебно-познавательной проблемы, возникшей в ходе выполнения задания;

— выявление тех внутренних возможностей, которые реально имеются у ученика и могут помочь ему в решении данной учебно-познавательной проблемы;

— проектирование деятельности по оптимальному решению учебно-познавательной проблемы доступными для данного ученика способами (опора на реальное);

— стимулирование тех внутренних возможностей ученика, которые могут быть у нею реально развиты в ходе выполнения данной учебно-познавательной деятельности (опора на потенциальное).

Таким образом, понимая сильные и слабые стороны каждого ученика, педагог побуждает его опереться на свои внутренние силы, помогает там, где ученик объективно не может сам найти адекватного решения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *