Дианетика современная наука о разуме читать бесплатно
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Самоанализ
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Простая книга для помощи самому себе, содержащая тесты и методы, основанные на открытиях дианетики.
Одним из самых больших препятствий в изучении нового предмета является его терминология, то есть совокупность терминов, используемых для описания тех вещей, с которыми этот предмет имеет дело. Понять и передать содержание предмета невозможно без предварительного введения в него обозначений, имеющих точный, определенный смысл.
Если бы я описывал части тела как «то-на-чем-сидят» и «как-их-там», мы все были бы в замешательстве; поэтому точное наименование вещей является очень важной частью любой сферы деятельности.
Человек приступает к изучению чего-либо, и у него возникает масса трудностей. Почему? Потому что ему нужно изучить не только множество новых принципов и методов, но также и целый новый язык. Если человек этого не понимает, если он не осознает, что «чтобы спеть песню, сначала надо знать слова», то он недалеко продвинется в изучаемом предмете или в своих попытках и усилиях.
Теперь я хочу сообщить вам важный принцип:
Единственная причина, по которой человек бросает учебу, приходит в замешательство или теряет способность к усвоению знаний, состоит в том, что он прошел мимо слова, которое не было им понято.
Замешательство или неспособность понять или усвоить наступает после слова, которому человек не дал определения и которое не понял.
Случалось ли вам дочитать до конца страницы и вдруг осознать, что вы не знаете, о чем только что читали? Значит, где-то раньше на этой странице вы пропустили слово, для которого у вас не было определения.
Вот пример. «Было обнаружено, что с наступлением крепускулы дети становились спокойнее, а в ее отсутствие вели себя намного живее». Видите, что происходит? Вы думаете, что не понимаете всю мысль, но на самом деле неспособность понять возникает целиком из-за одного слова, которому вы не смогли дать определения — крепускула, что означает «сумерки» или «темнота».
Этот принцип, утверждающий, что нельзя пропускать слово, которому не дано определение, является важнейшим фактом во всем обучении. Каждый предмет, который вы брались изучать, а потом бросили, содержал в себе слова, для которых вы не смогли найти определения.
Поэтому, изучая «Самоанализ» и Дианетику, очень и очень внимательно следите за тем, чтобы никогда не пропускать слова, которые не поняты полностью. Если материал становится запутанным, или вам кажется, что вы не можете его понять, то немного раньше непременно найдется слово, которое вы не поняли. Не спешите двигаться дальше, а вернитесь назад, до того места, где возникли трудности, найдите непонятое слово и выясните его значение.
Сноски и словарь
Словарь в конце книги и система сносок служат для того, чтобы облегчить читателю задачу определения значений слов в процессе чтения и тем самым в значительной степени предотвратить проявления непонятых слов, которые иначе могли бы возникнуть.
Наиболее трудные, необычные слова или технические термины в этом тексте определяются в сносках внизу страницы при первом их появлении в тексте.
Все слова, определенные в сносках, вместе с их определениями, собраны в словаре в конце книги. Для каждого слова указан номер страницы, на которой оно впервые встречается.
Сноски пронумерованы в порядке последовательности их появления в главе.
Определения терминов Дианетики, вынесенных в сноски, разработаны автором в ходе его исследований.
Новые термины
В процессе научного поиска, результатом которого стало возникновение Дианетики, было открыто много новых явлений, что впервые привело к созданию действенной и способной предсказывать науки о разуме и жизни. Для объяснения этих новых явлений и для предотвращения смешивания Дианетики с предшествующими, неработающими школами, изучавшими разум, нужно было разработать новые термины. Необходимость выучить эти новые слова — небольшая цена, которую приходится платить, поскольку они открывают абсолютно новые горизонты самосовершенствования для человечества.
Полагаясь только на себя, вы сможете сделать больше для своего благополучия, чем вы когда-либо считали возможным. Для этого нужны всего лишь эта книга и около получаса занятий в день.
В 1950 году Л. Рон Хаббард опубликовал книгу «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Читатели, открыв для себя силу Дианетики в самосовершенствовании человека, сделали эту книгу одним из крупнейших бестселлеров всех времен — продано уже более восемнадцати миллионов экземпляров.
Сегодня, как и в 1950 году, дианетическая технология духовного исцеления получает широкое признание во всех слоях общества.
Теперь, с помощью книги «Самоанализ», вы сможете сами, у себя дома, ощутить первые положительные результаты применения Дианетики, без длительного обучения, не отнимая времени у кого-то еще.
Просто прочитайте первые главы — они о вас и о жизни (и о том, почему вы порой с кем-то не ладите). Затем приступайте к спискам. Как правило, в них вам предлагается вспомнить приятные моменты из вашего прошлого и вновь пережить связанное с ними удовольствие. Не правда ли, это похоже на игру? Но не обманывайтесь. Под внешней простотой скрыт динамит — система, которая настолько хорошо работает, что она с успехом применялась миллионами людей.
Возможно, вы почувствуете изменение в себе почти сразу же после начала выполнения процессов. Чтобы вы действительно смогли оценить величину этих изменений, на стр. даются тесты, позволяющие определить их с помощью специальной таблицы.
«Самоанализ» — это незаурядная книга. И она поможет вам доказать, что вы — незаурядная личность!
Читать онлайн ДИАНЕТИКА 55! бесплатно
ДИАНЕТИКА 55!
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
При чтении этой книги ни в коем случае не пропускайте слова, которые вы не поняли полностью.
Единственная причина, по которой человек бросает учёбу, или запутывается, или становится неспособным к обучению, заключается в том, что он пропустил слово, которое не понял.
Замешательство или неспособность усвоить или выучить возникает ПОСЛЕ того, как человек встретил слово, которому он не нашёл определения и которое он не понял.
С вами когда-нибудь случалось такое, что дойдя до конца страницы, вы осознавали, что не помните, о чём читали? Что ж, где-то раньше на этой странице вы пропустили слово, определения которого вы не знали или знали неправильное определение.
Вот пример. «Наше внимание привлекли ропаки, ослепительно сверкавшие в лучах восходящего солнца». Смотрите, что получается: вам кажется неясным всё предложение, тогда как на самом деле ваше непонимание произошло исключительно от одного слова, которое вы не поняли, — «ропак», что значит «льдина, стоящая ребром».
Слова, которые вам придётся посмотреть в словаре, необязательно будут новыми или необычными. Часто может оказаться неверным ваше понимание самого простого слова, что и будет причиной замешательства.
Эта информация о том, что нельзя пропускать непонятые слова, является наиболее важной во всём обучении. Каждый предмет, который, вы начали изучать и бросили, содержал слова, значения которых вы не знали.
Поэтому при чтении этой книги ни в коем случае не пропускайте слова, которые вы не вполне понимаете. Если материал кажется запутанным и его никак не удаётся понять, то прямо перед этим местом вы обнаружите непонятое слово. Не спешите двигаться дальше, а вернитесь назад, ДО того места, где у вас начались трудности, найдите непонятое слово и посмотрите его значение в словаре.
Определения
В помощь читателям новые и наиболее трудные слова вынесены в сноски на тех страницах, где они появились впервые. Эти слова могут также иметь и другие определения. Их можно найти в словарях.
Глоссарий, включающий определения всех слов, вынесенных в сноски, имеется в конце этой книги.
Содержание
Единица, осознающая осознание
Акцент на способности
Шесть базовых процессов
Клир с одной попытки
Какие препятствия существуют в общении и понимании?
Предисловие
И истина. Истина! Все мы, от Джона Китса [2] до Джонни Джонса [3] имеем дело с истиной, истиной, истиной. Профессора владеют истиной, приверженцы религий владеют истиной, звёзды владеют истиной — практически все, кроме правительства, владеют истиной, истиной, истиной.
Знание! Его обожают, как драгоценный источник света, к нему испытывают отвращение, как к какому- то невротическому кошмару, — и всё это знание, знание, знание! Вы получаете за него дипломы и покупаете наполненные им книги, гибнете из-за его нехватки и торжествуете при его отсутствии. Но чем бы ни было знание, оно драгоценно и бесполезно, оно опасно, ужасно и вожделенно.
Но что же такое знание? Что же такое тайна? И что такое истина?
Так что же такое истина? Что. такое знание? Что такое тайна? Выдумки ли это, навеянные шаманскими видениями? Связаны ли они с наукой? Относятся ли они к философии? Что они собой представляют, где их истоки? Существуют ли они? Владеет ли кто-нибудь ими? Были ли они когда- нибудь записаны, произнесены или угаданы? И не сойдёт ли человек с ума, если познает их?
Дианетика вошла в этот мир 9 мая 1950 года, когда была опубликована книга «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Она ворвалась неистово, хотя несла в себе послание мира. Её прочли полмиллиона американцев, и многие, многие из них начали применять её — и применяют по сей день. С каждым годом расходится всё большее количество её экземпляров — больше, чем в среднем у «бестселлера».
Дианетика была приключением; она вела в тёмные владения тайны, чтобы накопить знание и установить истину. До Дианетики эти понятия принадлежали философии эзотерических [8] или догматических школ либо использовались шарлатанами — в церковных одеяниях или без них — для завлечения людей в свои сети.
Многое произошло за последующие четыре бурных года. Из всего произошедшего единственное, что было последовательным и прогрессивным, — это движение Дианетики по дороге знания в глубь царства тайны, приближающее нас к истине.
Это приключение — движение к истине по дороге знания — было очень ярким и новым в 1950 году, В 1954 оно было уже не столь новым, но гораздо более ярким. В 1950 году были даны определённые обещания, которые содержатся в последней главе книги «Дианетика: современная наука душевного здоровья». И теперь эти обещания выполнены.
Человека можно сделать клиром [13] За относительно короткое время хорошо подготовленный и компетентный одитор может сделать человека клиром, то есть привести к состоянию, описанному во второй главе первой книги.
Итак, «Дианетика 55!», по сути дела, является Книгой Второй по Дианетике. Титул «Книга Первая» был единодушно присвоен книге «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Однако никто никогда не называл «Науку выживания», опубликованную в 1951 году, Книгой Второй; Никто её так не называл, потому что она, очевидно, таковой и не являлась. «Наука выживания» сама по себе была книгой первой. Она была первой книгой плана В, изложенного в заключительной главе настоящей книги первой. «Наука выживания» отважилась рассмотреть причины тех проблем, которые были описаны в «Дианетике»; она не занималась их решением.
Следовательно, у нас никогда не было второй книги по Дианетике. Такая книга должна была бы поднять те же самые проблемы, что и первая книга, и разрешить их, используя ту же самую систему взглядов и оперируя теми же самыми понятиями.
Если взглянуть на то, как в целом обстоят дела с художественной и технической литературой, можно обнаружить, что в случае четырёхлетнего — почти пятилетнего — перерыва между первой и второй книгой того или иного автора круг его читателей за это время уменьшается. Но когда мы рассматриваем статус Дианетики, и когда мы осознаём, что здесь несколько тысячелетий деятельности сжимается до нескольких лет, мы видим, что четырёх- или пятилетний интервал между выпуском первой и второй книг — это не так уж плохо.
Что же произошло за эти четыре — пять лет? Многое. Начнём с того, что наши исследования и наше развитие были как-то профинансированы, и основная организация, преодолев многочисленные трудности, выжила. Произошло множество мелких событий, которые в последующее десятилетие обратятся в прах — ведь ни одному из этих событий, ни одной из этих страшных историй, ни одной из этих, атак, ни одной из этих вещей, связанных с финансированием или коммерческими успехами, не дано воспрепятствовать тому, что в отличие от всего остального имеет значение, — результату многолетних устойчивых достижений на пути знания, ведущему к абсолютной истине.
Знание, истина, тайны — это составные части жизни, и это её анатомия [16] Поэтому они не должны находиться в чьей-то собственности. Они не должны быть спрятаны или извращены. Им нужно позволить находиться у всех на виду под ярким солнечным светом, ибо только когда они видимы, владеть ими и знать их безопасно.
Это Книга Вторая по Дианетике. Она может означать новую Землю, новую свободу. Но что бы она ни означала, она не может означать «ничего», в том смысле, в котором человек использует это слово; ибо, раскрыв тайну, вы никогда уже снова не сделаете её тайной в той же степени.
Дианетика
Почему люди хотят знать что-нибудь о человеческом разуме? И коли на то пошло, почему люди верят, что познание человеческого разума либо недостижимо, либо нежелательно? Почему люди, которые, казалось бы, пытаются найти ответы на загадки разума, настолько далеко отходят от этого предмета, что начинают исследовать крыс и совершенно не смотрят на людей? И почему люди, заявляющие, что они занимаются лечением разума, настолько сильно отклоняются от этого, что используют электрический шок?
Ответы на эти вопросы относительно просты. Очень трудно контролировать человека, который знает структуру, функции и динамики [1] человеческого разума. Единственный способ установить контроль над разумом — это, используя силу, сделать разум невежественным в отношении самого себя. И если говорить об изучении и лечении разума, то разум, который сделали невежественным в отношении самого себя, должен восстановить осознание собственных основ, прежде чем его можно будет считать выздоровевшим. А когда разуму возвращено полное осознание, его уже более нельзя сделать жертвой. Поэтому для того, чтобы область деятельности или общество в целом были эффективными, они должны; перейти от ориентации на рабский труд к деятельности на основе свободы и согласия.
Вы должны хотеть познать себя и других в той же степени, в какой вы не хотите, чтобы вас контролировали другие. Вас будут контролировать в той же степени, в какой вы отталкиваете знание о самом себе.
Простая и убедительная наука о разуме жизненно необходима для любого общества, которое хочет стать свободным и оставаться свободным. Противодействовать усилиям, направленным на создание такой науки, или выступать против них будут только те элементы общества, которые, по невежеству своему, хотят сохранить свою власть, основанную на рабстве. Всё, что ведёт к свободе, — ведёт к счастью, душевному и физическому здоровью. Всё, что ведёт к рабству, — ведёт к страданиям, болезни и смерти. Как в отношении больного артритом, так и в отношении человека, страдающего неврозом, можно сказать следующее: основная причина физического или умственного недуга коренится в усилиях, направленных на ограничение свободы индивидуума, группы или человечества.
Дианетика — это усилие поднять человека на такой уровень свободы, где будут преобладать порядочность и счастье и где знание о человеческом разуме само по себе предотвратит бессовестное использование механизмов рабства. Можно бороться с Дианетикой, можно её очернять, можно публично пригвождать к позорному столбу её основателя и тех, кто ею занимается, но её невозможно игнорировать. Её не утопить в восхвалениях, не уничтожить, в огне- какой-нибудь «чистки», поскольку, как можно прекрасно увидеть, единственное стремление человека, которое не может быть уничтожено, — это его стремление к свободе, душевному здоровью, более высоким достижениям во всех его дерзаниях. Это стремление — единственная из добродетелей человека, искупающая все его недостатки. И. поскольку Дианетика является таким стремлением, поскольку основные задачи Дианетики с момента её зарождения были неизменно направлены на достижение большей свободы, она не может погибнуть, — факт, который с течением времени, безусловно, будет всё более раздражать рабовладельцев.
Мы могли бы попытаться вступить в спор о том, что такое Дианетика: наука ли, искусство, гуманитарный предмет или мистификация, но это принесло бы нам, мало пользы, поскольку это было бы лишь пустым словопрением. Дианетика такова, какова она есть, и вся её сущность может быть выражена словами: «понимание человека». Является она наукой или нет — нам безразлично. Будет ли более правильно отнести её к категории «приключение», «загадка» — нам безразлично. Нам не безразлично то, получит ли она распространение и известность, потому Что везде, где появляется Дианетика, исчезает рабство. Разум, который понимает себя, — это разум свободного человека. Такой разум больше не склонен к навязчивому [2] поведению, бездумному подчинению, использованию уничижительных намёков. Он не чувствует себя чужим в своём окружении. Он решает проблемы и создаёт игры. Порабощённый разум слаб. Свободный разум могуч, и вся его мощь определяется свободой и заключается в свободе.
Зачем нужно что-то знать о своём разуме? Подобным по значимости был бы вопрос: «Зачем нужно жить?» Как-то один фантаст придумал мир, целиком и полностью состоящий из машин, так что одни машины ремонтировали другие, а их, в свою очередь, ремонтировали третьи; это происходило таким образом, круг замыкался, и машины выживали. Он написал этот рассказ, основываясь на убеждении, которое так дорого сердцу учёных — ядерщиков, — убеждении в том, что существует только машина, что человек появился: в результате самовозгорания [3] грязи, что души не существует, что свобода невозможна, что всё поведение является раздражительно-ответным [4] и причинного [5] мышления быть не может. Ну и мир бы это был! Но именно такой мир, построенный по такой модели, является целью поработителе. Если бы каждого человека можно было низвести от состояния свободы до точки, где он считал бы себя лишь винтиком в огромной машине, — тогда всё было бы порабощено. Но кто тогда остался бы, чтобы наслаждаться этим миром? Кто остался бы, чтобы извлекать из этого выгоду? Не поработитель, поскольку он первый пал бы жертвой. Он пал бы жертвой своих же собственных механизмов. По нему с полной силой ударили бы его собственные попытки поймать других людей в ловушку. Какая цель была бы у такого мира машин? Не существует цели, достойной рассмотрения, которая не включала бы в себя достижение счастья и приобретение опыта. Когда человек больше не может видеть счастья в своём будущем — он, мёртв… Он становится не более чем одушевлённым роботом, не имеющим ни понимания, ни человечности; поэтому он совсем, не прочь создавать ракеты такой разрушительной силы, что. они способны уничтожить всю цивилизацию, способны разрушить счастье — всех и каждого радиацией, которую человек, в отличие от ядерного реактора, не может «переварить». Итак, удаляясь от представлений о свободе, мы входим во тьму, где воля, страх и жестокость одного или нескольких людей, (неважно, насколько они образованны) способны уничтожить всё, ради чего мы трудились, всё, на что мы надеялись. Именно это случается, когда машина выходит из-под контроля или когда то же самое происходит с человеком, ставшим машиной. Человек может стать машиной только в том случае, когда он более не способен понимать свою собственную бытийность [6] и утратил с. ней связь. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы мы понимали некоторые вещи, относящиеся к разуму, чтобы мы понимали, что мы сами и есть разум, что мы не являемся машинами; и чрезвычайно важно, чтобы человек немедленно поднялся на более высокий уровень свободы, где можно держать под контролем разрушительную реакцию машин и где сам человек может наслаждаться своей долей счастья, на которую он имеет право.
В этот момент он ступает на порог смерти. Когда у человека в конце концов появлялась уверенность в том, что он бессилен перед лицом судьбы или каких- то определённых обстоятельств, он становился рабом обстоятельств — в той степени, в которой он был уверен в своём бессилии. Поэтому сейчас в этом мире неправильным действием является бездействие. Неважно, насколько невероятен, насколько фантастичен план, за выполнение которого мы принимаемся, неважно, каким образом мы выдвигаем этот план, это всё равно лучше, чем отказ от любых планов и действий. Может быть, наши планы — нечто большее, чем фантазия. Может быть, мы, обладая знанием о разуме и человеке, ещё сможем предотвратить бездействовать перед лицом неизбежного уничтожения его самых сокровенных мечтаний и самых дорогих его сердцу чаяний, перед лицом уничтожения его имущества — вплоть до документов и денег в его кошельке. После подобного разрушения не останется ничего, чем можно было бы владеть. Оно означает конец всего, на что мы все надеемся, всего, к чему стремились мы и наши предки; и я думаю, что человек, способный наблюдать за этим равнодушно, не испытывая никакого побуждения действовать, настолько потерян для человечества, для самого себя, своей семьи и своих друзей, что его личное убеждение наверняка состоит в том, что надежды нет — ни для чего, нигде и никогда. Трудно представить себе столь глубокую испорченность. Мы совершенно точно знаем, что неправильным действием является бездействие. Какой бы ни была ситуация, мы знаем: бездействие это ошибка. Человек попадает в серьёзные неприятности лишь тогда, когда он решает, что в данной ситуации он ничего не может сделать.
В этот момент он ступает на порог смерти. Когда у человека в конце концов появлялась уверенность в том, что он бессилен перед лицом судьбы или каких- то определённых обстоятельств, он становился рабом обстоятельств — в той степени, в которой он был уверен в своём бессилии. Поэтому сейчас в этом мире неправильным действием является бездействие. Неважно, насколько невероятен, насколько фантастичен план, за выполнение которого мы принимаемся, неважно, каким образом мы выдвигаем этот план, это всё равно лучше, чем отказ от любых планов и действий. Может быть, наши планы — нечто большее, чем фантазия. Может быть, мы, обладая знанием о разуме и человеке, ещё сможем предотвратить совершение этого жуткого преступления, ведущего к забытью.
Кто поверит, что можно уничтожить всё живое на одном континенте, не загрязнив при этом атмосферу Земли настолько, что все остальные формы жизни на этой планете не будут подвергнуты опасности или вовсе уничтожены? Какие противоречия между людьми могли бы стать причиной подобной судьбы для Земли? Не существует таких противоречий между людьми. Такие противоречия могут возникнуть между машинами: кто-то, нажимает на их кнопки, и эти машины, ничего не осознавая, приходят к решениям, за которые они не несут ответственности.
Основы жизни
Всё в жизни подразделяется главным образом на способность и механику, что также можно назвать подразделением на качество и количество, но это будет менее точно.
Когда механика обладает способностью делать что-либо, эта способность только кажущаяся. Механику наделила способностью жизнь. Вполне допустимо полагать, что электронный мозг способен мыслить, но при следующем условии: вы должны осознавать, что необходимо присутствие жизни, для того чтобы дать такому мозгу мотив, наделить его качеством или задать ему направление. Электронный мозг будет сидеть весь день, ничего не делая, до тех пор пока жизнь не запустит эту машину. Он выдаст миллионы ответов, но ни один из них, каким бы умным: он ни был, не будет иметь никакого смысла, пока его не рассмотрит жизнь. Машина — это не более чем вспомогательный механизм для жизни. На самом деле, не будь жизни, не было бы и машины.
Под механикой мы понимаем все без исключения существующие предметы, движения и пространства. Основным из вышеперечисленного, основным в любой механической системе является пространство. Затем идёт энергия. Затем — сгустившаяся или уплотнившаяся энергия, называемая материей, И наконец, в Любой механической системе, в любой механике всегда присутствует относительное изменение положения частиц или предметов, которое мы называем временем. Таким образом, у нас есть пространство, энергия, материя и время. Рассматриваем ли мы тело, работающее на том или ином виде энергии, автомобиль или гору, мы всё равно имеем дело с тем, что называем здесь механикой. Механика всегда количественна: это всегда такое-то расстояние, такая-то масса, столько-то часов. Качество пространства, энергии, материи и времени имеет ценность только тогда, Когда пространство, энергия, материя’ к время рассматриваются, используются или контролируются жизнью. В действительности оно даже не может существовать, если нет жизни. Правильно это положение или нет, но оно работает, и оно является нашим основным исходным положением. У нас есть слово, которым мы обозначаем механику. Это слово — МЭСТ, составленное из английских слов matter (материя), energy (энергия), space (пространство) и time (время). Под МЭСТ мы понимаем все без исключения энергетические системы, будь то жидкие или твёрдые, находящиеся в пространстве или пространствах. Мы не считаем, что жизнь обладает энергией, поэтому любая энергия — даже если она порождена самой жизнью — относится к сфере, охватываемой количественным понятием МЭСТ.
Жизнь как таковая обладает качеством и способностью. Механика — это продукт качества и способности. Способность проявляется в управлении материей, энергией, пространством и временем. Качество просто означает, что что-либо подверглось оценке или имеет определённую значимость. Если нет жизни, то не существует никаких оценок и значимостей — иначе говоря, мнений. Рассматривая автоматический выключатель, можно предположить, что он способен принять решение, находиться ли ему в положении «включено» или «выключено». Однако мы должны помнить, что первоначальное решение о том, чтобы сделать выключатель, и о том, что его можно установить в положение «включено» или «выключено», и даже сама конструкция выключателя полностью обуславливаются качеством, присущим жизни.
В сфере механики мы не находим созидания. Мы находим там изменяющиеся состояния, взаиморасположения, упадок и разрушение тех или иных форм, но мы не обнаруживаем изменения количества. В действительности вся физика основана на положении о «сохранении энергии»; другими словами, сама энергия не может быть создана или уничтожена, она может только переходить из одного состояния в другое. К этому мы могли бы добавить «сохранение пространства», «сохранение материи» и «сохранение времени». Ничто из вышеперечисленного само по себе не способно измениться. Ничто из этого не способно на большее, чем изменение местонахождения или формы. Физик очень любит демонстрировать, что разбивание вазы — это не более чем изменение формы и относительного расположения частиц; что при сжигании куска угля простейшие, частицы материи не изменяются, поскольку, если собрать весь дым, пепел и все излучённые при горении частицы и взвесить их, можно увидеть, что они будут весить столько же, сколько кусок угля до сжигания, другими словами, количество материи не изменяется и, как сказано выше, материя никоим образом не создаёт ничего сверх того, что уже имеется, и ничего к этому не добавляет.
Однако жизнь, как было достаточно убедительно доказано, обладает способностью создавать. Она может создавать частицы и дополнительную массу. Это можно легко и весьма убедительно продемонстрировать на человеке. Процесс, известный под названием «Исправление обладания» [2] может увеличить вес человека на 10–15 килограммов, даже если ни в питании, ни в повседневных привычках этого человека не происходит никаких изменений. Другими словами, жизнь, которая присутствует в теле человека и которая в действительности и есть этот человек, может увеличить его массу с помощью определённого процесса. Другой процесс, известный под названием «Совершенное воспроизведение» [3] может сделать прямо противоположное — уменьшить массу человека, и опять же — без изменения питания и его повседневных привычек, при отсутствии каких-либо осложнений, связанных с температурой и выделениями из организма. Таким образом, используя тот же самый подход, который используют физики, можно непосредственно продемонстрировать, причём с лёгкостью, что жизнь действительно создаёт массу и может вызывать её исчезновение.
Как видно из статьи в «Британской энциклопедии», ещё 50 лет тому назад достаточно хорошо понимали, что изучение физики следовало бы начинать с исследования разума. Эта статья, в разделе, посвящённом времени и пространству, утверждает, что поскольку пространство и время — явления умственного плана, то отправная точка в описании и изучении этих явлений должна лежать в области разума. Представители так называемых «наук о разуме» XIX столетия не имели достаточного научного образования, — чтобы понять это, а физики, которые большей частью находились в неведении относительно этого факта, не предполагали, что их подлинной сферой деятельности является разум. Таким образом, в гуманитарных и естественных науках, которые зависели друг от друга, существовало неправильное понимание, и в результате получилось, что представители как одних, так и других наук не знали, в какую область им следует направить свои усилия. Если бы изучение разума осуществлялось с применением того же подхода, который используется в физике, с применением всех принципов, известных в химии, физике и математике, — только в этом случае было бы возможно достижение некоторого понимания того, что мы называем жизнью, в том месте, которое мы называем физической вселенной. Но психолог XIX столетия был совершенно незнаком, с химией, физикой и математикой, а психолог XX века их просто ни во что не ставит.
Итак, то, что рассматривает, то, что имеет мнения, то, что создаёт, то, что контролирует, то, что имеет цели и желания, то что может переживать, испытывать что-либо, — это жизнь. То, что мы называем пространством, временем, энергией, материей, формами любого вида, является побочным продуктом жизни и контролируется жизнью. Энергия, как в виде умственного образа, так и в виде тела, дерева или скалы, является побочным продуктом жизни. Нет ни малейшей разницы (за исключением лишь плотности и длины волны) между пространством, которое мы видим вокруг себя глазами своего физического тела, и пространствами и формами, которые мы видим, созерцая мысленный образ с закрытыми глазами. Всё это является энергией и подчиняется разнообразным законам энергии.
Итак, мы имеем некую единицу, или качество, способную порождать такие количественные вещи, как пространство, энергия, масса и время, способную изменять и контролировать эту массу и энергию, увеличивать или уменьшать их количество.
Здесь мы имели дело с тремя видами ума. Первый — это точка-причина, единица, осознающая осознание, которая, по всей видимости, не имеет каких-либо побочных продуктов, но которая была приведена в тесный контакт и взаимодействие с другим умом, называемым аналитическим. Аналитический ум рационально анализирует ситуации, работая при этом как машина. Он разумен и рационален. Был также третий вид ума, ещё более удалённый от единицы, осознающей осознание, — действующий без какого-либо согласия со стороны точки-причины и никоим образом не принимающий её во внимание. Теперь, после очень тщательного рассмотрения этого вопроса, мы видим, что как аналитический ум, так и реактивный являются механическими умами, представляющими собой побочный продукт. Они оба сходным образом зависят от энергии, пространств, памяти для хранения данных и от других количественных вещей. Однако единица, осознающая осознание, сама является решением, сама является знанием. И она наделяет аналитический ум и его системы различными гранями знания, которыми те распоряжаются механическим образом. Единица, осознающая осознание, также невольно предоставляет реактивному уму — который является полностью механическим — право изменять и поправлять действия аналитического ума. Следовательно, мы видим здесь точку-причину и две машины, и мы можем также сделать очевидный вывод: есть единица, осознающая осознание, и она каким-то образом управляет машинами; при этом аналитический ум, реактивный ум и даже тело и наше окружение относятся к механике. Единственное во всём этом, что обладает качеством и принимает решения, — это единица, осознающая осознание, а остальное подчинено ей и зависит в своих выводах от неё или же от того, что находится вокруг. Здесь снова противопоставлены качество и количество.
Дальнейшая демонстрация того, как работает единица, осознающая осознание, весьма убедительна. Машина (измерительный прибор), созданная в соответствии со всеми традиционными представлениями физики и электроники и сконструированная из обычных измерительных устройств и электродов, может регистрировать энергию, вырабатываемую аналитическим умом. Эта машина убедительно показывает, что единица, осознающая осознание, может по своему желанию предсказывать и вызывать энергетическую реакцию. Более того, она демонстрирует, что единица, осознающая осознание, находясь на расстоянии от тела, без какого-либо контакта с ним, может вызвать в нём поток энергии. Это поразительная демонстрация, и она является одним из наиболее значительных открытий в области электричества, сделанных в последнее время. Условия эксперимента являются достаточно строгими, чтобы развеять любые сомнения физика относительно достоверности происходящего.
Если бы не существовало энергии, создаваемой единицей, осознающей осознание, то невозможно было бы объяснить существование умственных энергетических картинок, поскольку эти картинки, производимые с огромной скоростью, обладают значительной массой, которая может быть измерена с помощью такой обычной, повседневной вещи, как бытовые напольные весы.
Как только было открыто, каким образом появляются на свет факсимиле (эти самые умственные энергетические картинки), было также обнаружено, что они представляют собой подлинную энергию, а не «идею энергии», как предполагалось ранее. Факсимиле и инграммы приводятся в действие сопротивлением. Единица, осознающая осознание, противодействует той или иной ситуации, существующей в физической вселенной, сопротивляясь либо её приближению, либо её удалению, и так, посредством этого сопротивления, создаёт отпечаток. Эти отпечатки создаются один за другим, как кадры кинофильма. Отпечаток содержит всё до мельчайших подробностей. Позже человек может, вновь вызвав этот отпечаток и посмотрев на него, обнаружить в нём те же самые силы, которые присутствовали в «оригинале» — в физической вселенной. Единица, осознающая осознание, делает это настолько легко, что она совершенно не осознаёт того, что она делает. Когда единица, осознающая осознание, создаёт отпечаток, пытаясь не допустить удаления или приближения чего-либо, и при этом считает, что выживанию её тела препятствуют или угрожают, она помещает этот отпечаток на хранение таким образом, чтобы ей не пришлось смотреть на него вновь. Это не означает, однако, что обстоятельства в физическом окружении, напоминающие содержание отпечатка, не могут самостоятельно реактивизировать этот отпечаток. Другими словами, когда единица, осознающая осознание, убирает такое факсимиле прочь и не хочет смотреть на него вновь, это факсимиле приобретает способность воздействовать на неё. Помещённые на хранение подборки картинок таких контрвыживательных случаев объединяются — они и являются реактивным умом. Единица, осознающая осознание, могла бы воспринимать эти картинки на сознательном уровне, но она предпочитает не делать этого. Таким образом, окружение может рестимулировать реактивный ум и привести к изменениям в поведении человека и форме его тела — например, к ожирению, психосоматическим заболеваниям — или может даже привести к тому, что человек будет неизменно повторять определённые фразы или жесты.
Поскольку эти факсимиле, особенно факсимиле молчания, могут «жить» с человеком, мы получаем весь этот механизм, называемый «рестимуляцией». Он заключается в том, что окружение реактивизирует факсимиле, которое затем воздействует на тело или единицу, осознающую осознание, этого человека. Это очень простая система, работающая по принципу «раздражитель-ответ». Таким образом, мы обнаруживаем, что инграммы, или факсимиле вообще, имеют тенденцию «зависать» на всех своих участках молчания или неподвижности. Таким образом, факсимиле может содержать значительное количество действия и всё же застрять в одной точке, где нет движения. В этом месте отсутствует движение, а по обеим сторонам от него движение существует. Точка, где нет движения, «застревает», и у единицы, осознающей осознание, нет никакого контакта с этой точкой, поскольку единица, осознающая осознание, ищет главным образом движение. Итак, мы получаем явление, называемое «застреванием на траке времени», когда человек думает, что он находится в какой- то отдалённой точке прошлого. Факсимиле или инграмма, в которые он «пойман», почти настолько же реальны для него (в качестве состояния его существования), как и его окружение в настоящее время. Когда он полностью становится психотиком, факсимиле или инграмма приобретают для него гораздо большую реальность, чем его окружение в настоящее время. Таким образом возникает аберрация и психосоматическое заболевание.
В ранней Дианетике для облегчения такого состояния работали с самими картинками и единицу, осознающую осознание, убеждали стирать эти картинки посредством их пересказывания и повторного Переживания. Поскольку это занимало много времени, а одиторы часто бросали наполовину стёртые случаи, эти технологии (хотя они и работали) нельзя было считать окончательными. Поэтому нужно было продолжить исследования, чтобы определить, как лучше всего справиться с этой ситуацией.
Единица, осознающая осознание
Точно так же, как вы не стали бы говорить, что Джонни Джонс является своей машиной, вы должны сказать (если вы ясно это осознаёте), что Джонни Джонс не является своим аналитическим или реактивным умом, своим телом или одеждой. Джонни Джонс является единицей, осознающей осознание, и всё, что в нём способно знать и осознавать, — это Джонни Джонс, единица, осознающая осознание.
Когда мы получаем состояние, находясь в котором сам Джонни Джонс знает, что он единица, осознающая осознание, а не его аналитический или реактивный ум, не его тело, одежда, дом, автомобиль, жена, дедушка или бабушка, тогда перед нами то, что в Дианетике называется «клир». Клир — это просто единица, осознающая осознание, которая знает, что она является таковой, и может по своему желанию создавать энергию и контролировать, уничтожать или воссоздавать аналитический или реактивный ум.
Разница в подходах состоит в следующем: вместо того чтобы стирать всё, с чем единица. Осознающая осознание, находится в конфликте, мы делаем её способной взять верх и установить контроль над всем, с чем она должна, по её мнению, находиться в конфликте. Другими словами, мы поднимаем детерминизм [2] индивидуума до такого уровня, где он становится способным контролировать свои умственные картинки и разнообразные побочные продукты жизни. Когда он может контролировать, определять их поведение (если говорить о его способности), он более не аберрирован. Он может вызвать из памяти всё что угодно без помощи энергетических масс. Он может быть тем, кем он хочет быть. Он вернул себе значительную свободу.
В течение долгого времени в Дианетике мы искали способ получить «Клира с одной попытки» [3] Этот способ ныне существует, он действует более чем на 50 процентах современного человечества. Условием получения «Клира с одной попытки» является, конечно же, следующее: поместить единицу, осознающую осознание, на некоторое расстояние от её различных побочных продуктов и сделать её способной управлять ими — с тем чтобы она больше не смешивала себя с этими побочными продуктами. Только когда вы сами начнёте применять это на практике, вы поверите, что половину человечества можно привести к состоянию клир с такой поразительной быстротой. Вот эти магические слова: «Будьте в метре позади своей головы». Это и есть «Клир с одной попытки». Если идея существования «Клира с одной попытки» или сам процесс невыносимы для людей, это происходит потому, что они так долго созерцали предметы и их внимание было настолько зафиксировано на этих предметах, что они стали неспособны видеть пространство. И сама идея созерцания пространства, идея существования без предметов, настолько им отвратительна, что они чувствуют необходимость осуждать любые действия, которые могут лишить их возможности находиться рядом с каким-нибудь дорогим их сердцу имуществом.
Рассмотрение пространства является настолько отвратительным занятием для человека, что один из базовых процессов Дианетики, в котором требуется смотреть на места в пространстве, вызывает у’ человека, находящегося в достаточно низком тоне, весьма сильное ощущение тошноты. Это ощущение, возникающее просто в результате созерцания пустого пространства, наблюдается только у тех, у кого много неприятностей, связанных с имуществом, и кто неспособен что-либо иметь. От необходимости иметь такие люди перешли к состоянию, когда уже не верят, что могут иметь что-либо. Поэтому достаточно попросить их рассматривать пустоту любого рода — и это вызовет бурную физическую реакцию. По этой причине вся тема «клира» и экстериоризации [4] (как это технически называется) весьма неприятна для остальных 50 процентов человечества, на которых не действует мгновенно эта кнопка — «Клир с одной попытки».
Если вы не будете предварительно отбирать себе преклиров (преклир — человек, находящийся на пути к состоянию клир), то 50 процентов людей, к которым вы подойдёте, немедленно экстериоризируются (будут находиться на расстоянии от своего тела) и увидят, что они способны управлять великим множеством вещей, которые до этого, как они считали, они не могли контролировать; это произойдёт в тот самый момент, когда вы скажете: «Будьте в метре позади своей головы». Остальные 50 процентов посмотрят на вас, демонстрируя различные степени изумления. Они знают, что являются телами. Они знают, что являются предметами, и они знают (большинство из них), что у них возникнет ощущение тошноты, если они представят себя находящимися в пространстве в полном одиночестве. Они думают, что невозможно управлять телом, находясь в метре позади него. Поэтому с такими людьми немедленно начинается спор, и у них возникает желание заняться глубокомысленными рассуждениями. Если бы современные дианетические процессы не давали никакого результата в работе с такими людьми, наши попытки сделать что-нибудь для человечества, или вообще попытки работать с разумом, по-прежнему можно было бы назвать гораздо более успешными, чем те, что были предприняты когда-либо прежде.
Глядя в прошлое, даже такое недавнее, как 1949 год, мы видим, что люди, в общем, не могли добиться выздоровления более чем 22 процентов пациентов. Как это ни странно, был ли это знахарь, психоаналитик, психиатр, психолог, терапевт или человек, занимающийся чем-то ещё, — неважно, но, просто ободрив пациента и похлопав его по плечу, они получали примерно 22 процента выздоровлений. Этот факт которому люди, занимающиеся лечением других, не уделили должного внимания, заставил поверить в то, что единственное, что не так с разумом, — это наличие у людей представления о том, что с разумом что-то не так, и достаточно только слова одобрения, чтобы всё пришло в порядок. 22 процента населения поправится, если для них сделать хоть что- нибудь. Оставшимся 78 процентам не так повезло. Когда мы можем увеличить эту цифру хотя бы до 30 процентов, мы делаем больше, чем делалось когда- либо прежде. Когда в какой-либо лечебной деятельности выздоровлений меньше чем 22 процента, эта деятельность на самом деле явно вредит людям, так как всё, что человеку нужно делать, — это сидеть в своём кабинете и приветливым тоном подбадривать пациентов. И тогда он получит эти 22 процента. Нужно хорошенько постараться и оказать очень угнетающее воздействие, чтобы снизить этот процент «выздоровлений». Сейчас, когда у нас этот процент подскочил до 50, мы знаем, что приближаемся к ответу. Поэтому мы могли бы на этом успокоиться, уверенные, что уже сделали в сфере исцеления больше, чем было сделано когда-либо прежде.
Работа с рядом кейсов [6] проводившаяся недавно с целью выявить объём и содержание того, что мы должны сделать для получения результатов у этих оставшихся 50 процентов, сейчас успешно завершена. Используя современные техники [7] (и очень точно придерживаясь их), одиторы, обученные в саентологических организациях, успешно приводили к состоянию клир кейсы, которые «не поддавались» и не получали улучшений при использовании всех более ранних процессов, разработанных в 51, 52, 53 годах и большей части 54 года. За способностью уверенно приводить к состоянию клир первые 50 процентов — просто с помощью этих магических слов — последовала способность уверенно справляться с оставшимися 50 процентами кейсов. Поэтому положение дел в настоящее время и наша нынешняя позиция несколько отличаются от того, что было в 1950 году, когда одитор должен был использовать «интуицию», и когда казалось, что ему приходится трудиться бесконечно, чтобы добиться достижений в кейсах, не говоря уже о том, чтобы сделать кого-то клиром. Мои собственные проценты в получении клиров не в счёт, и я рано обнаружил (с некоторым изумлением) следующее: то, что я делал с преклиром, результаты, которых я достигал, — это не то же самое, чего достиг бы какой-нибудь другой одитор. Именно этот самый факт стал причиной столь долгих исследований, а также столь тщательной систематизации процессов. Ибо сначала нам необходимо было знать процессы, затем нам необходимо было знать, как обучать одиторов, — и в конце концов мы получаем клиров.
О достижении состояния клир всегда судили просто по тому факту, что данный человек мог по своему желанию вызывать в памяти картинки или выполнять некоторые другие фокусы. В действительности, человек мог оставаться клиром только в том случае, если он не был непосредственно связан ни со своим аналитическим, ни с реактивным умом. И те клиры, состояние которых оставалось стабильным, на самом деле непреднамеренно были подняты на гораздо более высокий уровень, чем кто-либо предполагал — даже сам одитор. Именно исследование этих клиров привело к открытию техник, которыми мы сейчас располагаем. Было обнаружено, что многие из этих клиров являлись просто широко открытыми кейсами, которые обрели способность просматривать собственные факсимиле. Некоторые из них просто повысили свои способности до уровня, настолько превосходящего способности других людей, что все согласились с тем, что их следует называть «клирами». И кроме этого, были настоящие клиры. Как выяснилось в результате тщательно проведённых опросов, настоящий клир считал, даже если он сам не всегда это замечал, что он теперь находится на некотором расстоянии от тела. Лишь стабильно, экстериоризированные клиры прочно оставались в состоянии клир и продолжали действовать вопреки потрясениям жизни. Этот факт, возможно, очень трудно принять некоторым приверженцам Дианетики, но опять-таки, эта трудность происходит лишь оттого, что они не желают смотреть на пространство или боятся, что их чего-то лишат. Такие люди очень боятся потерять свои тела. Но вот факт, который мы не можем оспаривать; психосоматические болезни лучше всего устраняются посредством экстериоризации. Заставьте человека сделать «шаг» назад из своего тела, посмотреть на него и «залатать» — и это приблизительно всё, что необходимо сделать с его психосоматической болезнью. Есть, конечно, электронная структура тела, на которую можно направить внимание человека, но я видел, как моментально менялись черты лица человека, как психосоматические болезни исчезали за секунды, и, если вообще оставалась хоть какая-то физическая структура, с которой нужно было работать, я видел, что проблема психосоматических заболеваний так далеко отодвинулась на задний план, что мы перестали о ней думать. И более того, мы не считаем, что Дианетика хорошо используется, когда с её помощью пытаются лишь устранить психосоматическое заболевание или аберрацию.
Сегодня мы делаем упор на способность. Мы обнаружили, что чем больше мы повышаем способность человека делать что-то, тем лучше становятся окружающее его побочные продукты. Просто повышая способность человека ходить или говорить, можно изменить его физическую бытийность и его отношение к жизни.
Согласно этой теории, было бы достаточно научить человека мастерить глиняную посуду, или водить машину, или петь, или выступать перед аудиторией, чтобы его душевное и физическое здоровье улучшились. И действительно, при исследовании мы обнаружили, что всё это обладает терапевтическим эффектом, но мы также обнаружили, что этот эффект ограничен, потому что таланты, которые индивидуум приобретает таким образом, полностью связаны с управлением телом и ориентированием тела, а на человека воздействует не только тело. На него воздействует также вычислительная машина, которую он называет своим аналитическим умом, а также более коварная и менее заметная машина, называемая реактивным умом. Более того, это повышение способностей не приводит его в такое состояние, когда он мог бы контролировать всё своё окружение. Такая способность может быть развита только самой единицей, осознающей осознание, и только она может обладать этой способностью. Когда она учится делать что-то посредством тела, она не учится делать это непосредственно, она учится делать это с помощью чего-либо — рук, ног, лица, голоса, глаз; следовательно, «хобби-терапия» ограниченна, хотя и весьма полезна.
При дальнейшем рассмотрении этого вопроса обнаруживается, что единица, осознающая осознание, обладает уникальными способностями. Первая и наиважнейшая из них — это способность быть там, где ей нравится, и смотреть. Ей не требуется глаз. Ей не требуется средств передвижения, чтобы перемещаться. Всё, что ей необходимо делать, — это постулировать [8] своё существование в определённом месте и затем смотреть из этой точки своего существования. Чтобы это делать, она должна желать быть причиной. Она должна желать быть следствием. Но если она может делать это, то она может и гораздо большее — создавать и изменять пространство. Более того, она может стирать факсимиле и инграммы, просто взглянув на них.
Если человек не может находиться лицом к лицу с тем, чем он является, он не может быть свободным. Потому что единица, осознающая осознание, находится в трудном, просто отчаянном положении, когда она со всех сторон окружена энергетическими массами и полностью отождествляет себя с этими массами. Она, например, верит, что для перемещения из одного места в другое ей придётся взять с собой эту энергетическую массу. Это не так. Можно таскать с собой тело для того, чтобы быстрее поговорить с кем- нибудь, чтобы иметь проблему, чтобы получить внимание и вызвать к себе интерес со стороны других людей, но тело необязательно таскать с собой только потому, что его нужно иметь.
Крайне интересно наблюдать общее отношение клира к своему окружению. Только клир обладает ярко выраженной терпимостью к поведению других людей. До того как люди становятся клирами, они в различной степени испытывают недоверие к другим людям. Они прячут или защищают что-то или владеют чем-то — до такой степени, что не осмеливаются отделить себя от этих вещей.
Люди в какой-то степени боятся экстериоризированного человека. Они считают, что он может причинить им вред. В действительности вред другим в этом мире причиняют ущербные, а не сильные люди. Нет необходимости порабощать и насильственно контролировать тех людей, поведения которых вы не страшитесь. Когда вы обнаруживаете человека, который поставил перед собой цель во что бы то ни стало установить контроль за движениями других людей и который прилагает к этому все усилия, перед вами человек, который боится. По страху их вы узнаете их.
Другая небольшая трудность, связанная с состоянием экстериоризации, заключается в том, что человек склонен оставлять всё более или менее таким, как оно есть. До определённого момента он доволен тем, что позволяет игре продолжаться, принимает в ней участие и получает от этого удовольствие. Этим моментом, конечно, является уничтожение игрового поля. Для клира жизнь — не что иное, как игра, и единственное, что он счёл бы довольно непростительным поведением, — это полное разрушение игрового поля. Но если бы он находился на ещё более высокой ступени состояния клир, он, теоретически, мог бы создать собственное игровое поле. Однако сделай он это, ему было бы трудно вступить в общение с другими живыми существами, если, конечно, он не создал бы их сам, но такое положение дел было бы для него весьма неудовлетворительным, поскольку он никогда не, смог бы полностью забыть, что они созданы им.
Моральное поведение — это поведение, соответствующее кодексу произвольно установленных законов. Этичное поведение — это поведение, вытекающее из собственного чувства справедливости человека и его честности. Когда вы навязываете людям какой-либо, моральный кодекс, вы далеко, отходите от того, что хоть сколько-нибудь похоже на этику. Люди повинуются моральному кодексу потому, что боятся. Люди этичны только тогда, когда они сильны. Можно сказать, что преступники, существующие на Земле, — это те люди, которым слишком усердно навязывали моральные кодексы. Примером этому может служить такой стереотипный персонаж, как сын священника. Этичное поведение не означает распутства, вседозволенности или беззакония. Человек становится и является этичным потому, что у него есть чувство этики, справедливости и терпимости. Это нравственность, которая основана на собственном детерминизме. У клира это очень отчётливо выражено. Действительная проверка многих таких людей показала, что их поведение является намного более нравственным, чем поведение тех, кто гордится, что он «хороший». Этот момент привлекает внимание по следующей причине: для того чтобы люди придерживались моральных норм, необходима система поддержания правопорядка, — этим и обусловлено наличие такой системы; поэтому представители этой системы с некоторым ужасом взирают на человека, который является хорошим без содействия (или без угроз) со стороны сил по поддержанию правопорядка. Такой человек был бы весьма неудобным для них. Из-за таких людей пришлось бы значительно сократить численность полиции.
Итак, состояние клир достижимо, и это желательное состояние. И теперь, когда мы можем его достигать с большей уверенностью, чем в 1950 году, выяснилось, что оно превосходит то, что было описано во второй главе книги «Дианетика: современная наука душевного здоровья».
Способ стать клиром — или создать, клира — прост, однако для этого требуется соблюдение определённого кодекса поведения, названного кодексом одитора, а также, как мы обнаружили, это требует значительного объёма обучения. Способность приводить людей к состоянию клир требует совершенно особых, специальных навыков. Необходимо повысить эту способность у человека, прежде чем он сможет без труда взяться за это дело и добиться в нём успеха. Свидетельством тому является следующий факт; хотя множество процессов, используемых при создании клира, были доступны уже очень-очень давно, лишь очень немногие люди успешно применяли их. Открытие причины такого положения дел настолько же важно, как и открытие самого состояния клир. Средство от этой неспособности — обучение и процессинг. Действия, посредством которых создают клира, называются процессингом. Они предпринимаются одним человеком ради другого. Было обнаружено, что в ситуации, когда человек сильно увяз в собственном кейсе, «самоклирование» невозможно.
Единицу, осознающую осознание, было непросто открыть в области физики, потому что эта дисциплина полностью связана с механикой. Физика начинается с положения о сохранении энергии и существовании пространства, и отсюда она переходит к более сложным положениям. Единица, осознающая осознание, находится на одну ступеньку ниже всего этого, и о её существовании даже не подозревали, потому что одно из определений в физике было неверным. Это определение статики (статичного объекта). Статикой в физике называется что-либо находящееся «в состоянии равновесия сил». Это выражение — «объект, находящийся в покое при равновесии сил» — представляет собой очень интересную семантическую [13] головоломку. Если мы поставим стакан на стол и скажем, что это статика, то это будет самой настоящей ложью. Этот стакан не находится в состоянии равновесия сил. В действительности он несётся со скоростью полторы тысячи километров в час уже только потому, что Земля вращается. Он одновременно летит в семи разных направлениях с семью разными скоростями, потому что является частью планеты Земля, солнечной системы и этой галактики. Следовательно, нельзя считать, что он находится в состоянии покоя. Поэтому никакой предмет нельзя рассматривать как неподвижный, если только не считать его неподвижным относительно чего-либо. Стакан неподвижен относительно стола, но это отличается от определения, которое даётся в физике.
Определение статики проливает свет ещё на один интересный момент. В математике отсутствовало одно определение — определение ноля. Веками математики использовали во всех своих формулах непредсказуемую переменную, даже не подозревая об этом. Они не сталкивались с ней по-настоящему, пока не попали в высшие области, принадлежащие ядерной физике. И тогда они столкнулись с ней с такой силой (а знали о ней так мало), что им пришлось изменить большинство своих математических концепций, чтобы вообще использовать математику в ядерной физике.
Эта непредсказуемая переменная — не что иное, как ноль. Ноль, изображаемый в математической формуле как гусиное яйцо, приводит к появлению множества интересных переменных. Во-первых, абсолютный ноль никогда не было достигнут в этой вселенной — к нему только приближались. Это утверждение справедливо в отношении температуры. Это утверждение справедливо в отношении отсутствия чего бы то ни было. Мы можем сказать: «Здесь ноль яблок», но это всё равно ноль с оговоркой. Мы можем сказать, что тут не было Яблок, но это ещё одна оговорка: прошедшее время — ноль в прошлом. Мы могли бы сказать, что яблок не будет, и снова получили бы ноль с оговоркой — ноль в будущем. Ноль был отсутствием чего-то, и это сразу же вступало в противоречие с определением ноля, так как, по определению, ноль — это ничто; «Ничто» в его абсолютном состоянии пришлось изучить, когда мы занимались исследованиями в области разума, и в действительности это привело к некоторым совершенно поразительным открытиям, относящимся к самой жизни, и немедленно указало на существование единицы, осознающей осознание.
Подходящее и правильное определение ноля таково: «что-то, что не имеет массы, не имеет длины волны, не имеет положения в пространстве, не имеет положения во времени или взаимосвязи с чем-либо во времени». Это и был бы ноль. Можно выразить это и короче, хоть и чуть менее правильно: «что-то, не имеющее массы, не обладающее значением и подвижностью».
Было бы практически невозможно заставить закоренелого физика отойти от представления, что всё является «чем-то», и поверить в то, что в действительности существует «ничто». Однако существует «ничто», которое обладает качеством. Оно обладает потенциалом и способностями. Оно обладает способностью воспринимать, способностью создавать, способностью понимать, а также способностью появляться и исчезать, к своему удовольствию, в различных местах пространства. Более того, как мы убедительно продемонстрировали, оно может производить пространство, энергию и массы и вызывать их исчезновение, и, в дополнение к этому, оно может смещать время.
Эти новые понятия в действительности являются достижениями в области физики и математики, и, с точки зрения физика и математика, лишь попутно применимы к разуму.
Наиважнейшей способностью единицы, осознающей осознание, является способность иметь идею, «продолжать» эту идею, а также воспринимать эту идею и воспринимать её продолжение в форме массы, энергии, предметов и времени. В Саентологии тот факт, что единица, осознающая осознание, может также контролировать физические тела и даже создавать их, практически можно считать второстепенным. Это всего лишь одно из специализированных ответвлений игры. В Дианетике же эта функция очень важна, потому что здесь работают с человеком.
Статику также можно назвать точкой ориентации. Именно из этой точки статика создала пространство, энергию и различные объекты и задала им направление. Именно из этой точки она присвоила значения, и, следовательно, имеется существенное различие между единицей, осознающей осознание, и её побочными продуктами. Эти продукты мы можем отнести к классу символов. В действительности под механикой мы до некоторой степени подразумеваем символы. Символ — это что- то, обладающее массой, значением и подвижностью. Таково техническое определение символа. Точка ориентации — это то, что контролирует символы. Уровень способности единицы, осознающей осознание, определяется соотношением между тем, в какой степени она является точкой ориентации, и тем, в какой степени она считает себя символом — или считает, что у неё есть масс, значение или подвижность. Переход от состояния осознания на более низкий уровень — это переход в состояние символа: массы, значения и подвижности. Чтобы яснее понять это, посмотрите на слово «и» на этой странице. Оно имеет Массу, хоть и очень незначительную. Оно имеет значение, так как передаёт определённую идею, когда на него смотрят, и оно, безусловно, имеет подвижность, потому что вы можете перемещать эту книгу. Сейчас вы, глядя в эту книгу, выступаете в роли точки ориентации в той степени, в которой вы считаете себя не имеющим фиксированной личности, фиксированного положения и фиксированной массы. Если вы, глядя в эту книгу, не имеете никакой действительной массы, если ваше имя для вас не является чрезвычайно фиксированной идеей и если вы знаете, что можете перемещать своё тело без необходимости самому перемещаться вместе с ним, тогда можно сказать со всей ясностью и определённостью, что вы являетесь точкой ориентации. Но если вы думаете, что имеете массу и являетесь массой, если вы думаете, что являетесь своим Именем, если вы думаете, что можете перемещаться, лишь перемещая своё тело, тогда, конечно, кто-то другой или что-то другое может быть вашей точкой ориентации. Ею может быть ваша мать, ею может быть ваш родной город или — если вы мистик — какой-нибудь дух. В этом случае вы считали бы себя символом. Подобным образом, символ помнит не более того, что он символизирует, поэтому ваша память в значительной степени могла бы быть памятью о прошлых защитниках — людях, которые заботились о вас и к которым вы чувствовали привязанность. И если бы вы слушали лекцию, вы бы, вероятно, стали записывать её, вместо того чтобы запомнить то, о чём говорится. Точка ориентации обладает способностью помнить — без записей. Символ обладает способностью помнить только в той степени, в которой он является записью.
Таким образом, мы видим; желательно, чтобы человек не отождествлял себя с физическими массами, а сохранял свои способности управлять этими массами, предметами и энергией и вспоминать по своему желанию, не обращаясь к записям (подобным тем, что содержатся в реактивном банке) или к факсимильным умственным машинам (подобным тем, что имеются в банке аналитического ума).
Любое добросовестное, тщательное исследование проводится, чтобы увидеть, каким же будет результат исследования, а также чтобы найти лучшие способы делать что-либо. В любом заслуживающем доверия отчёте об исследовании автор описывает то, что он обнаружил, а также характер и природу этого. В данной науке мы делаем именно это. Когда мы говорим о единице, осознающей осознание, мы делаем это не для того, чтобы кому-то понравиться, приобрести друзей или оказать влияние на профессоров, — мы просто рассказываем вам, что было открыто в результате двадцати пяти лет поисков и исследований в области разума, отправной точкой для которых послужили скорее принципы физики и математики, нежели философии. Единица, осознающая осознание, — это факт. Это факт, который можно продемонстрировать, и лучший способ продемонстрировать его — это использовать процессы, которые позволяют достичь этой цели, а затем вы обнаружите, что состояние человека улучшилось, его память стала лучше, его ориентация стала лучше, теперь он более способен, более этичен и счастлив, лучше распоряжается временем, может лучше общаться, возросло его желание дружить, он менее антисоциален, чем обычный человек, он более жизнелюбив и с большим задором доводит дело до конца. И на поверку выходит, что всего этого можно достичь.
В 1950 году нам часто представлялась возможность продемонстрировать существование инграммы. Казалось, что в её существовании сильно сомневались те люди, которые — как было сказано в их дипломах — являлись крупнейшими специалистами в области разума. Быть высококвалифицированным специалистом в области разума и тем не менее ничего не знать об инграммах и факсимиле — это чистой воды идиотизм, потому что разум состоит из факсимиле и инграмм (если вы захотите рассмотреть компоненты разума или созданные им энергетические образования). Что ж, тогда — как и сейчас нас интересовали только результаты. Что мы можем сделать с помощью этой технологии? Если мы можем продемонстрировать, что эта технология позволяет улучшить жизни и повысить способности тех, кто нас окружает, позволяет сделать их более терпимыми, тогда несомненным фактом является то, что мы кое-чего достигли. Мы не собираемся вдаваться в философские опоры относительно этих данных. Это просто те данные, которые могут работать. Не будете же вы оспаривать инструкцию по открыванию консервной банки. Если вы ей не следуете, то вы не откроете банку. Или если вы не выполняете шаги инструкции, но настойчиво пытаетесь открыть банку, вы просто поломаете банку и испортите содержимое. Никто не станет пускаться в философские рассуждения на тему инструкций по открыванию банки. Ясно, что такие инструкции написаны кем-то, кто умеет открывать банки, и время, потраченное на то, чтобы заставить его продемонстрировать, что он действительно умеет открывать банки, будет потрачено впустую. То, что нужно сделать, — это просто прочесть инструкции, очень точно их выполнить и посмотреть, открылась банка или нет. Хотя этот пример кажется довольно- таки банальным, чтобы использовать его в отношении такого благородного создания, как человек, тем не менее это самое прямое заявление, которое можно сделать относительно статуса Дианетики и Саентологии, их предназначения и использования.
Цель Дианетики заключается в том, чтобы починить, подлатать то, что непосвящённые называют цивилизацией: изъять её судьбу из рук сумасшедших, считающих весь организм просто машиной, и вложить её в руки тех же самых людей, только уже наделённых душевным здоровьем. Нет никакого смысла пытаться отнести Дианетику к какой-либо категории или говорить, что она сравнима с психологией, или математикой, или техническими областями, или каким-то ещё видом деятельности, потому что она несомненно выше всего этого, и для того, чтобы Дианетика работала, нет необходимости принимать во внимание какой-либо из этих видов деятельности. Всё, что нужно для того, чтобы Дианетика работала, — это обученный одитор, преклир и немного времени для выполнения дианетических процессов. Если бы эти составляющие — одитор, преклир и немного времени — отсутствовали, то вообще не было бы никакого смысла иметь какую- то Дианетику, поскольку в этом случае просто не было бы рода человеческого.
Подход, используемый при вынесении этих выводов на ваше рассмотрение, сугубо практический. Теперь, когда какие-то болваны, которые, вероятно, не ладят со своими жёнами и ненавидят собак, заняли такое положение, что могут — либо сами, либо отдав кому-нибудь приказ — столкнуть парочку атомов и разнести в клочья одно очень приятное игровое поле, присутствие Дианетики в этом мире не просто целесообразно, оно является крайне необходимым.
Акцент на способности
Почти каждый осознаёт, что он может быть лучше, чем есть, и может делать те или иные вещи лучше, чем он это делает. И совсем другое дело — попросить кого-нибудь осознать, что он болен, аберрирован или глуп. Почему же человек в состоянии понять, что он может быть более способным, и в то же время очень часто не может понять, что он неспособен? Казалось бы, если человек осознал возможность быть более способным, то отсюда должно вытекать, что он сразу должен осознать, что он до некоторой степени менее способен, чем мог бы быть. Однако по различным причинам этого не происходит. Слишком часто приходится встречаться с полными глупцами, настойчиво заявляющими о своём блестящем уме. С некоторой долей истины можно сказать: если человек утверждает, что для того, чтобы быть таким же умным, как его собратья, ему нет никакой необходимости знать больше, чем он уже знает, то при проверке его понимание и способности окажутся весьма недостаточными.
Основная причина этого проста почти до идиотизма. Человек может понять понимание и увидеть, что понимание может возрастать. Глупость, невежество, болезнь, аберрация, неспособность — всего лишь отход от понимания, они сами являются меньшим пониманием, и поэтому они менее понятны. Человек не понимает, что ему может стать хуже, и поэтому его общение с теми, кто говорит, что ему станет хуже, не очень-то хорошее. Умирающий до самого последнего вздоха верит в выздоровление, что бы он ни говорил врачу или семье. Он не понимает того состояния полного непонимания, которое зовётся смертью. Можно понять то, что доступно пониманию. Нельзя понять непостижимого, так как определение «непостижимого» — это «то, что невозможно понять». Как я уже сказал, это почти по- идиотски простая ситуация.
Жизнь в своём наивысшем состоянии является пониманием. Жизнь в более низких состояниях находится на более низких уровнях понимания, а когда жизнь перестаёт функционировать и достигает того уровня, который может быть назван абсолютной неспособностью, то понимание отсутствует вовсе.
Аффинити, реальность и общение составляют треугольник, вершины которого взаимозависимы. При некотором рассмотрении этого предмета можно легко обнаружить, что человек не может общаться при отсутствии реальности и аффинити. Далее, человек не может иметь реальность в отношении того, с чем он не может общаться и к чему не чувствует аффинити. Точно так же у человека не будет аффинити к тому, относительно чего у него нет реальности и с чем он не может общаться. Ещё более конкретизируя, можно сказать, что у человека не будет аффинити к тому, относительно чего у него нет реальности и что не может служить для него, предметом общения; у человека не будет реальности относительно того, к чему у него нет аффинити и что не может служить для него предметом общения; и предметом общения для человека не может служить то, относительно чего у него нет реальности и к чему он не испытывает аффинити.
Наглядный пример этого — человек в гневе. Человек впадает в гнев, и его слова совершенно не доходят до того, на кого он разгневан. Говоря ещё проще, самый быстрый способ утратить общение с машиной — это перестать чувствовать к ней какое- либо аффинити и отказаться иметь какую-либо реальность по поводу этой машины.
Мы называем это треугольником АРО. Точные определения трёх его составляющих таковы:
Общение — это взаимообмен идеями или частицами между двумя точками. Более точное определение общения: причина, расстояние, следствие, включая намерение и внимание, а также воспроизведение в точке-следствии того, что исходит из точки-причины.
Реальность — это степень согласия, достигнутого двумя точками, находящимися на концах линии общения. В сущности, это степень воспроизведения, достигнутая между причиной и следствием. То, что реально, является реальным просто потому, что об этом достигнуто согласие, и ни по какой иной причине.
Аффинити — это относительное расстояние между двумя точками, находящимися на концах линии общения, и их относительное сходство. Аффинити подразумевает массу. Само это слово предполагает, что максимально возможное аффинити было бы в случае занимания одного и того же пространства, и это было продемонстрировано экспериментами. Когда какие-либо объекты не занимают одного и того же пространства, то их аффинити определяется относительным расстоянием между ними и степенью воспроизведения.
Можно продемонстрировать, что эти три составляющих — аффинити, реальность и общение — равны пониманию. Выше понимания находится состояние знания, не обладающее формулой или структурой, и пребывание в этом состоянии можно рассматривать как деятельность единицы, — осознающей осознание. Опускаясь с уровня полного знания, мы попадаем в область понимания, поскольку понимание — проявление, относящееся к третьей динамике, свойственное двум или более индивиду