Священник Георгий Максимов В России, как и почти во всем мире, вот уже не первый год проводятся т.н. «фестивали красок холи», во время которых люди кидаются друг в друга разноцветными красками и веселятся. Что же такое «холи», какой смысл данный праздник имеет на своей исторической родине и можно ли христианину в нем участвовать, мы попросили рассказать священника Георгия Максимова.
— Отец Георгий, в честь чего установлен праздник красок холи?
— Как отмечают его в Индии?
Раскрашивание красками на празднике холи есть символическое нанесение на себя пепла сожженной демоницы — В Индии праздник холи начинается накануне ночью, когда в большом костре сжигают чучело Холики. Исторически на следующий день индусы мазали себя пеплом, оставшимся от этих костров. Со временем пепел стали раскрашивать или заменять порошком разных цветов, что делают и доныне. Так что раскрашивание есть символическое нанесение на себя пепла сожженной демоницы. В этот день также употребляются специальные напитки и блюда, в состав которых входит сок либо листья конопли.
— А насколько безопасно швырять друг в друга красками?
— Во время праздника в Индии ежегодно растёт число пострадавших от разноцветной пыли. В большинстве случаев это астма, аллергия, проблемы с кожей и даже потеря зрения. Натуральные краски для этого действа даже в Индии используются редко — в ход идут различные химические смеси. Но даже при использовании гипоаллергенных красок остаются незащищенными глаза.
— Кто же занимается продвижением этого праздника в России?
— Есть сведения, что насаждением холи в России занимаются кришнаиты и другие секты неоиндуистского толка, прикрывающиеся названиями типа «Общества любителей индийской / ведической культуры» и так далее. Конечная цель устроения холи — вербовка членов в свою неоиндуистскую религиозную организацию.
— Неужели здесь нет коммерческой и «тусовочной» составляющих?
— Конечно же, есть. На проведении фестивалей крутятся большие деньги, и большинство молодежи приходит повеселиться, не подозревая, к какому языческому празднику они оказываются причастными. Но и сводить всё к одной лишь коммерции было бы неправильно. Смотрите: в 2005 году, когда холи только-только стал появляться в России, в Москве его проводили индуисты и кришнаиты. В Сургуте праздник красок 2014 года был напрямую организован кришнаитами, которые раздавали идоложертвенные пирожные и просили петь: «Харе Кришна!» То же самое происходило в Таганроге. В Новокузнецке фестиваль красок холи приурочили к «новому году по индийскому календарю». Наконец, хотелось бы спросить, почему в названии фестиваля красок присутствует слово «холи», указывающее на его языческое происхождение?
— А когда холи отмечают в Индии?
— Холи всегда отмечается в последний день полнолуния лунного месяца фалгун, что приходится на конец февраля либо начало марта. Поэтому индусы считают его также праздником наступления весны.
— Почему же холи, будучи праздником наступления весны, проводится в Москве летом?
— Прекрасный вопрос. Я бы добавил к нему и другие:
Почему организаторы праздника в России скрывают его религиозное происхождение и значение? Стоит ли мазать себя разноцветной грязью в честь языческого праздника Индии, установленного в память о сожженной заживо демонице? Стоит ли подвергать риску собственное здоровье, если даже в Индии праздник сопровождается вспышкой астмы и аллергии? Стоит ли поддерживать инициативы неоиндуистов, направленные на распространение в России чуждой религиозной культуры? Многие, наверное, слышали, как в детстве мама им говорила: «Не тащи в дом всякую грязь!» Мудрый совет. Он напрямую относится к попыткам привить в России празднование холи.
— Отец Георгий, задам последний вопрос, актуальный для людей хоть и крещёных, но мало разбирающихся в вопросах веры: может ли христианин участвовать в языческих праздниках?
— Нет. Это тяжкий грех, который является предательством Бога. Еще в Ветхом Завете было описано, как грешили израильтяне, перенявшие языческий праздник в честь «богини неба». Бог через пророка Иеремию говорит: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба. Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?» (Иер. 7:18–19). Этим грехом израильтяне навлекли беду на свой народ, были побеждены и угнаны в вавилонское рабство.
Так что если вы христианин, задумайтесь: стоит ли совершать грех и изменять своей вере просто ради того, чтобы испачкаться разноцветной грязью?
Со священником Георгием Максимовым беседовал Антон Поспелов27 мая.
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
В ГОРОДЕ КРАСНОДАРЕ
В монастырском храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (ул.Димитрова, 148)
Храм и монастырская лавка открыты ежедневно с 7 ч. до 19:30.
7:45 – Часы 8:00 – Божественная литургия. После литургии – заупокойная лития. 16:00 – Молебен с акафистом пред Чудотворной иконой Божией Матери «Всецарица». 16:45 – Вечернее Богослужение.
7:45 – Часы. 8:00 – Божественная литургия. После литургии – панихида (кроме Великих праздников). 15:00 – Соборование для болящих (в нижнем храме в честь св. равноапостольной Нины. Запись перед соборованием в монастырской лавке). 16:45 – Всенощное бдение.
8:00 – Водосвятный молебен (в нижнем храме. После молебна исповедь там же). 8:45 – Часы. 9:00 – Божественная литургия. 16:00 – Молебен с акафистом пред чтимой иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». 16:45 – Вечернее Богослужение.
Исповедь в будние дни совершается во время литургии.
Священники в городской обители совершают все требы (обращаться в монастырскую лавку во дворе рядом с воротами).
НА МОНАСТЫРСКОМ ПОДВОРЬЕ
(расположено в Динском районе северо-западнее ст.Пластуновской на 1301-м км Ростовской автотрассы М4 «Дон», на берегу реки Ставок):
По воскресеньям в 12:00 служится молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица».
Открыты ежедневно с 7:30 до 19:00 (в летнее время до 20:00) храм Благовещения Пресвятой Богородицы, малый храм в честь прп.Саввы Освященного, купель источника Тихвинской иконы Божией Матери, часовня свт. Николая Чудотворца, часовня в колокольне вмч. Георгия Победоносца, монастырская лавка.
Священники на подворье совершают все требы (обращаться в монастырскую лавку во дворе рядом с Благовещенским храмом).