Дистанционное обучение судебная практика
Дистанционное обучение судебная практика
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 29 декабря 2020 г. № 21/1-06-2020 “О соблюдении прав обучающихся на получение образования в дистанционном формате”
В связи с введением ограничительных мер в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции в ряде регионов образовательные организации (отдельные классы) переведены на дистанционный формат обучения. Однако не всегда образовательный процесс организован надлежащим образом.
В г. Москве учащейся из многодетной семьи ноутбук выдан спустя месяц после обращения ее родителей в образовательную организацию. В Омской области лишь по требованию прокурора компьютерами обеспечены трое студентов техникума, у которых отсутствовала возможность полноценного обучения, поскольку имеющиеся в семье компьютеры использовались их братьями и сестрами. В Пензенской области благодаря своевременному прокурорскому вмешательству 2,5 тыс. нуждающихся детей получили компьютерное оборудование.
В отдельных регионах локальными актами образовательных учреждений на обучающихся неправомерно возлагалась обязанность принимать участие в организации образовательного процесса в дистанционном формате. Так, прокуроры в Алтайском крае добились отмены норм положений о дистанционном обучении семи образовательных учреждений, обязывавших детей иметь дома персональный компьютер с возможностью воспроизведения звука и видео, стабильный канал подключения к сети «Интернет», программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами. Аналогичные протесты принесены прокурорами в Брянской, Волгоградской, Омской, Тульской областях.
Не все обучающиеся имели доступ к сети «Интернет» и устойчивый сигнал связи (республики Марий Эл, Саха [Якутия], Иркутская, Калининградская, Тюменская области и др.). По этой причине в Республике Башкортостан дети были вынуждены связываться с педагогом по мобильному телефону из неотапливаемого здания заброшенной фермы. В Бобровском районе Воронежской области для получения доступа к сети «Интернет» учащимся приходилось перемещаться между населенными пунктами, в том числе на общественном транспорте.
Во исполнение требований представлений прокуроров в Курганской области 106 обучающимся оказано содействие в подключении к сети «Интернет». По рассмотрении информации прокурора Республики Тыва, направленной главе региона, в муниципальных образованиях, где отсутствовали стабильный сигнал сети «Интернет» и сотовая связь, организована работа проекта «Телешкола Тувы», в рамках которого региональные вещательные компании транслировали видеоуроки и видеоконсультации для учащихся общеобразовательных организаций.
Прокурорами принимались меры реагирования в связи с необеспечением компьютерами и доступом к сети «Интернет» педагогических работников, а также непроведением их обучения работе в указанных условиях. В Республике Бурятия в одной из школ при наличии 66 компьютеров лишь 31 был подключен к сети «Интернет», в результате освоение обучающимися образовательных программ обеспечивалось педагогами на компьютерах с использованием собственных флэш-модемов за счет личных средств.
Прокурорами в Вологодской, Омской, Саратовской, Свердловской областях, г. Севастополе и других регионах пресечены факты замены учебных занятий в дистанционном формате самостоятельным изучением предмета, неподтверждения их проведения, а также необеспечения контентной фильтрации, повлекшего транслирование роликов порнографического характера во время проведения онлайн-уроков. В Новосибирской области по требованию прокурора в одной из школ возобновлено обучение математике, неправомерно приостановленное на две недели.
Кроме того, некоторыми образовательными организациями в Республике Дагестан, Удмуртской Республике, Красноярском, Приморском, Ставропольском краях, Липецкой, Ярославской областях и других регионах не были изданы локальные акты о порядке организации дистанционного обучения, на официальных сайтах в сети «Интернет» не размещена информация, непосредственно связанная с таким обучением. К примеру, в г. Майкопе Республики Адыгея такие локальные акты размещены на сайтах 20 школ только по представлениям прокуроров.
Всего в указанной сфере в 2020 году прокурорами выявлено более 6 тыс. нарушений законодательства, в целях их устранения внесено свыше 3,8 тыс. актов реагирования, по результатам рассмотрения которых более 1 тыс. лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
В целях соблюдения прав несовершеннолетних и молодежи, учащихся в дистанционном формате, следует поручить Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации и другим заинтересованным министерствам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации установить реальную нуждаемость обучающихся в компьютерной технике, провести ревизию образовательных организаций на предмет их оснащенности компьютерным оборудованием, принять комплекс мер, направленных на обеспечение в регионах доступа к сети «Интернет» и устойчивого сигнала связи.
Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации | А.Э. Буксман |
Обзор документа
Генпрокуратура проверила соблюдение прав несовершеннолетних и молодежи на получение общего, среднего профессионального и высшего образования дистанционным способом.
В 2020 г. прокурорами выявлено более 6 тыс. нарушений законодательства, в целях их устранения внесено свыше 3,8 тыс. актов реагирования, по результатам рассмотрения которых более 1 тыс. лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.
Следует поручить федеральным и региональным властям установить реальную нуждаемость обучающихся в компьютерной технике, провести ревизию образовательных организаций на предмет их оснащенности компьютерным оборудованием, принять комплекс мер, направленных на обеспечение в регионах доступа к Интернету и устойчивого сигнала связи.
Клиент хочет вернуть деньги за онлайн-курс. Можно ли возместить не всю сумму?
Да, можно, если у клиента нет претензий к качеству курсов. Эксперт рассказывает, какую сумму нужно возвращать в конкретных случаях и как минимизировать потери для бизнеса
Елена Янина
Читательница Елена спрашивает: «Клиент оплатил годовой онлайн-курс, а через три месяца передумал заниматься и попросил вернуть деньги. Как в таком случае вернуть деньги за курсы? Можно ли возместить только часть суммы, если клиент уже начал учиться?»
Да, можно, но не всегда
С точки зрения гражданского кодекса обучение — это услуга, а от услуги можно отказаться, пока она не оказана. То есть пока ученик не получил все, что ему обещали в программе курса.
В зависимости от вида и условий договора у школы есть три варианта: вернуть всю сумму, вернуть часть суммы или не возвращать деньги. Разберемся, как вид договора влияет на сумму возврата.
Тинькофф Касса
Принимайте оплату на сайте, в мобильном приложении, соцсетях и мессенджерах
Какие бывают договоры
Для онлайн-курсов используют один из двух видов договора: лицензионный или договор оказания услуг. От того, какой вариант выбрала онлайн-школа, зависит сумма возврата.
Лицензионный договор используют для онлайн-курсов без обратной связи. То есть когда клиент получает учебные материалы и сам по ним занимается, без онлайн-вебинаров, консультаций, чата с куратором, проверки домашних заданий преподавателем.
Лицензия работает так: клиент получает возможность пользоваться интеллектуальной собственностью автора — например, конспектами, методичками, записями вебинаров, компьютерными программами. При этом другие клиенты могут получить такое же право. Материалы как будто сдают в аренду нескольким покупателям.
Онлайн-школа запустила курс по фотографии для начинающих. Он состоит из обучающих видеороликов, пошаговых инструкций по работе с фотоаппаратом и небольших статей, а домашних заданий и обратной связи от преподавателя нет. Для этого курса можно использовать лицензионный договор: каждый ученик сразу после оплаты получает одинаковый набор материалов.
В таком случае услуга считается оказанной в тот день, когда клиент получил доступ к курсу: например, пароль от личного кабинета или электронное письмо с материалами. А это значит, что он уже не может потребовать вернуть деньги за обучение.
Договор оказания услуг можно применять для любого вида обучения — когда в курсе есть обратная связь и когда ученик занимается самостоятельно по высланным материалам.
Клиент, который учится по договору оказания услуг и передумал проходить курс, может вернуть всю стоимость обучения или ее часть.
Онлайн-школа сама выбирает, какой договор использовать, исходя из программы курса.
Чтобы подсчитать сумму возврата, нужно учесть, какой договор вы использовали, на каком этапе прохождения курса находится клиент и есть ли у него претензии. Рассказываем, сколько денег нужно вернуть в разных ситуациях.
Когда можно не возвращать деньги
Есть два случая, в которых вы не обязаны возвращать деньги клиенту, который передумал заниматься и не имеет претензий к качеству курса:
Если курс завершился. Если клиент учился по договору оказания услуг, прошел курс, а потом захотел вернуть деньги, потому что ему не понравилось, — можно не возвращать деньги. В законе нет формулировок «не помогло» и «не понравилось» — это нельзя доказать.
Исключение — если вы гарантировали результат и обещали вернуть деньги.
Если вы используете лицензионный договор. Не важно, когда клиент отказался от обучения, — если он учится по лицензионному договору, возвращать ему деньги не нужно.
Советуем заранее предупреждать клиента на сайте и перед покупкой курса, что после оплаты вернуть деньги будет нельзя.
Когда придется вернуть всю сумму
Вернуть полную стоимость курса придется в трех случаях:
Если обучение еще не началось. Клиент может оплатить курс и передумать учиться до начала занятий. Если он еще не получил учебные материалы и попросил вернуть деньги, нужно вернуть всю сумму.
Если клиент недоволен качеством. Если ученик написал претензию и доказал, что обучение не соответствовало описанию или было некачественным, нужно вернуть деньги. Например, если в программе курса по фотографии указаны вебинары по основам Photoshop, а вместо них провели занятия по работе в другом редакторе, клиент может написать претензию и потребовать вернуть полную стоимость курса.
Если вы обещали вернуть деньги. Иногда онлайн-школы дают гарантии трудоустройства и обещают вернуть стоимость курса, если клиент не достигнет результата.
Например, школа английского языка обещала вернуть полную стоимость курса, если клиент через полгода не сможет сдать международный экзамен TOEFL на 80 баллов. Ему достаточно принести результаты тестирования, чтобы доказать, что он не набрал нужное количество и имеет право требовать возврат. Деньги придется вернуть.
Не важно, какой договор использовали и когда открыли доступ к материалам. Если не выполнить обещания, ученик имеет право пойти в суд.
Когда можно вернуть часть суммы
Если с качеством все хорошо, а ученик передумал заниматься, сумму возврата рассчитывают по такой формуле:
Расходами на конкретного ученика считают, например, комиссию банка и создание учетной записи. Нельзя уменьшить сумму возврата за счет денег, которые школа потратила на аренду помещения, рекламу или гонорар преподавателя, — эти затраты связаны со всеми клиентами.
В договоре могут быть прописаны дополнительные условия, тогда сумма будет рассчитываться иначе. Дополнительные условия:
Если у каждого дня своя стоимость, то есть цена курса складывается из стоимости каждого дня. Например, серия вебинаров состоит из 10 занятий по 500 ₽, общая стоимость такого курса — 5000 ₽.
Такие условия обычно используют для курсов, которые состоят из одинаковых элементов, например вебинаров или онлайн-тренировок. Сумму возврата в этом случае надо рассчитывать так:
Школа запустила недельный онлайн-курс снижения веса. Каждый день клиент участвует в тренировке, которую проводят в прямом эфире. Семь дней занятий стоят 1400 ₽, один день обходится в 200 ₽. Школа указывает это в договоре. Если через три дня после старта клиент заболел и просит вернуть деньги, ему нужно вернуть: 1400 − (200 × 3) = 800 ₽.
Если бы организатор курса не использовал дополнительные условия, то смог бы оставить себе только комиссию банка.
Если стоимость курса разбита на составляющие. Так поступают, когда в обучении используют много разных форматов. Чтобы правильно определить сумму возврата, нужно посчитать, какими из них клиент успел воспользоваться:
Если в том же семидневном онлайн-курсе есть пять прямых трансляций, две консультации диетолога и методичка по питанию, в договоре можно прописать стоимость каждого элемента и при возврате вычесть ее из общей суммы.
Допустим, трансляции стоят по 200 ₽, консультации — по 150 ₽, а методичка — 100 ₽. Ученик за три дня успел получить две онлайн-тренировки, консультацию и методичку, всего на 650 ₽. Тогда ему нужно вернуть: 1400 − 650 = 750 ₽.
Такой метод возврата включают в договор нечасто, и ученик может о нем не догадываться, поэтому советуем заранее его предупредить — достаточно разместить условия возврата на сайте.
Как вернуть деньги за онлайн-обучение
Вернуть деньги можно двумя способами. Все зависит от того, как вы принимали оплату:
Если не перевести деньги без оснований, дело может дойти до суда. Если клиент выиграет, придется вернуть сумму предоплаты с процентами, оплатить судебные издержки, а возможно, и штраф в размере 50% от суммы и компенсацию морального вреда.
Тинькофф Касса
Принимайте оплату на сайте, в мобильном приложении, соцсетях и мессенджерах
Сейчас читают
Можно ли сделать вывеску на английском языке?
Информационная вывеска должна быть на русском языке, но ее можно продублировать на иностранном. В рекламе можно использовать иностранные слова, если рядом расположить их точный перевод или они зарегистрированы как товарный знак
Как можно разделить отпуск на части?
Отпуск можно делить на сколько угодно частей по договоренности с работодателем с единственным ограничением: одна из частей — не меньше 14 дней
Как узнать коды статистики по ИНН?
Легче всего это сделать на сайте Росстата
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Мосгорсуд: отстранение от учебы детей, чьи родители не согласны на экспресс-тесты на COVID-19 в школе или платные ПЦР, законно
CITAlliance / Depositphotos.com |
Напомним, что спорный приказ (он действует в отношении всего лишь нескольких школ, это «пилот») вводит следующее правило:
Приказ вызвал бурю возмущения, многочисленные жалобы в надзорные органы и прокуратуру (кстати, напрасно: прокурор в данном процессе выступил на стороне Депздрава и Депобразования), а также – административный иск, в котором указывалось на противоречие спорного приказа положениям федерального законодательства – об образовании (нарушено право ребенка на получение образования), о лицензировании и медицинской деятельности (в части проведения медицинской манипуляции без получения соответствующей лицензии лицами без медицинского образования) и об основах охраны здоровья граждан (в части проведения медвмешательства без оформления ИДС и вообще принудительном характере этого тестирования).
Однако суд отказал в иске полностью, сформулировав ряд очень ярких правовых позиций:
Кроме того, суд рассмотрел еще аргумент о нарушении врачебной тайны – ведь сведения о факте медвмешательства (участия в экспресс-тестировании на COVID) относятся к сведениям, составляющим врачебную тайну; при поголовном экспресс-тестировании эта тайна неизбежно нарушается, тем более что тестирование проходит строго под видео, однако согласия на ее разглашение никто из пациентов не давал. На это суд предсказуемо заметил, что разглашение тайны допустимо при угрозе распространения инфекционных заболеваний, обжалуемая норма соответствует санитарному законодательству, а цель оправдывает средства – «целью является именно защита жизни и здоровья, а не произвольное вмешательство в личную жизнь и образовательный процесс обучающихся».
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Отметим, что сформулированные судом правовые позиции, – если они будут поддержаны вышестоящими инстанциями, – означают фактическую либерализацию лицензионного законодательства в сфере медицинской деятельности. Напомним, что ранее, например, медорганизации могли запросто получить штраф за работу без лицензии по генетике, если, например, они принимали от пациента самостоятельно отобранные образцы буккального эпителия: процедура проводится не зондом в носоглотке, как в экспресс-тесте, и вообще не медицинским изделием, а простой ватной палочкой – ею нужно нежно провести по внутренней стороне щеки. Тем не менее суды, включая Верховный Суд Российской Федерации, сочли, что такая потенциально опасная манипуляция может проводиться только медработником, требует наличия медлицензии, а отсутствие таковой влечет риски причинения вреда здоровью граждан (мы подробно рассказывали об этом деле).
Инхаус на учебе: где и как юристы повышают свою квалификацию
Повысить квалификацию в университетах и не только
Если говорить о юристах, то в Соединенном Королевстве ставка делается на их обучение soft-skills (социально-психологические навыки), рассказывает Наталья Мосунова, докторант университета Восточной Англии (UEA), LLM: «Когда юрист является солиситором (таких там большинство), то фокусы повышения квалификации ему помогает определять профессиональное объединение «The Solicitors Regulation Authority». Бесплатно приобретать новые знания британские юристы могут во время партнерских мероприятий, которые проводят ведущими юрфирмы, рассказывает Мосунова.
Но более фундаментальный подход к приобретению новых навыков – это образовательные программы от специальных институтов для непрерывного юридического образования. В Великобритании самый известный из них – University of Law. Там можно выбрать как онлайн-курсы, так и «живые» аудиторные занятия в зависимости от уровня квалификации юриста. Большинство программ рассчитано на срок от 1 года и стоят в среднем около £10 000. Некоторые международные компании с британским присутствием приглашают «внешних тренеров» для своих сотрудников, делится опытом Мосунова: «Это в тех случаях, когда специалистов надо обучить новым уникальным навыкам». А вот дистанционное образование в виде онлайн-курсов пока не пользуется большой популярностью в Великобритании, признает эксперт.
В России тоже есть частные учебные заведения, специализирующиеся на повышении квалификации юристов. Директор одного из таких, М-Логос, Артем Карапетов рассказывает, что основной контингент их слушателей составляют как раз инхаусы. Он говорит, что московские юристы охотнее ходят на вечерние курсы повышения квалификации, так как это позволяет учиться без отрыва от работы. А региональные чаще выбирают дневные интенсивные семинары продолжительностью от 2 до 5 дней или онлайн-курсы. Ориентируясь на практику М-Логоса в течение последних 15 лет, Карапетов отмечает, что наибольшим спросом пользуются образовательные программы по областям частного права, включая банкротство. Не менее популярны занятия по тактике, стратегии и навыкам эффективного ведения судебных споров.
Подобные курсы повышения квалификаций есть и в государственных вузах. Юрфак МГУ предлагает программы на разные темы: от «Организации и техники договорной работы» до «Юрист компании». Потратить на них придется от 1,5 до 2 месяцев, а стоимость учебы варьируется от 5 000 до 65 000 руб.
Получить новые навыки юристам в МГЮА им. О.Е. Кутафина будет дороже. Зато в этом университете можно подобрать и более долгосрочные программы продолжительностью до года. Тем, кто захочет разобраться в «Правовом сопровождении бизнеса» придется отдать 176 000 руб., а краткосрочное повышение квалификации по теме трансграничных сделок стоит значительно меньше – 24 500 руб.
Еще один вариант для обучения работников правового департамента – пригласить с лекциями консультантов из крупных юрфирм. Юристов из Пепеляев групп Пепеляев Групп Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × привлекают для обучения своих инхаусов наши постоянные клиенты, рассказывает партнер этой юркомпании Марина Ивлиева: «Это те, с кем мы сотрудничаем уже многие годы».
Об учебе коллег из первых рук
На практике компании стараются привлекать к обучению сотрудников не только сторонних экспертов, но и своих же работников из других отделов или с вышестоящих должностей. Мы предпочитаем обучать людей через работу, говорит Тимур Валиев, глава юридической службы En+ Group: «Никакие самые полезные тренинги и семинары не дают практического ощущения проблемы и способов ее решения». По его словам, внешние способы повышения квалификации нужны и используются при каких-то существенных нововведениях. В этом году вступил в силу европейский регламент в сфере персональных данных GDPR, и мы заказывали методичку на эту тему у консультантов, приводит пример он.
В ГК Дикси делают упор на обучение внутренними силами, рассказывает бывший глава* их правового департамента Артем Афанасьев. Он говорит, что ежемесячно работники всех подразделений юрдепа обмениваются друг с другом знаниями по актуальным вопросам в рамках своих отраслевых компетенций. Так, управление, отвечающее за сопровождение операционной деятельности, рассказывает коллегам информацию о важных подходах контролирующих органов. А судебный отдел сообщает о последних ключевых решениях и подходах судов.
Но не везде так системно выстроено обучение инхаусов. Бывший управляющий директор Внешэкономбанка, Андрей Набережный рассказывает, что проблемой многих компаний является отсутствие централизованной структуры, отвечающей за образование юристов: «Либо таких людей вообще нет, либо этим занимаются кадровики, не знающие специфики повышения квалификации юристов». В организациях, где я работал, повышение квалификации проходило по инициативе самого юриста, который находил подходящие юрмероприятия, признается Набережный: «Но инициатива могла разбиться об административные барьеры согласования внутри компании, поэтому доступ к образованию оказывался ограничен». Он объясняет, что привлечение внешних специалистов часто ограничено, поскольку требует не только финансирования, но и одобрения от руководства, которое не всегда понимает полезность информации и уровень спикеров: «Ведь в большей части топ-менеджеры не являются юристами».
Из-за подобного отношения в фирмах отсутствует структурированный подход к обучению сотрудников. Глава юрдепартамента российской нефтегазовой компании, Антон Панков* честно признается, что их подразделению как раз не хватает системности в этой работе. Чувствую, что в идеале необходимо составлять учебную программу на год, выбирая ответственных за тот или иной блок вопросов, говорит он: «Делать это надо, опираясь на специализации наших сотрудников. У нас в юрдепе 13 юристов, которые работают по самым разным направлениям – от договорной работы до исполнительного производства».
Инхаус со статусом адвоката и онлайн-курсы
Если юридическое сопровождение фирмы осуществляют адвокаты, то они должны будут повышать свою квалификацию. Эта обязанность предусмотрена ст. 7 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Более подробно этот вопрос регулируется «Стандартом профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов», принятым IX Всероссийским съездом адвокатов 18 апреля 2019 года. Адвокаты со стажем менее 3 лет должны ежегодно повышать профессиональный уровень в количестве не менее 40 академических часов. Более опытные должны будут потратить на учебу не менее 30 часов в год. При этом адвокатские палаты могут принять решения об увеличении минимально требуемого количества часов, но не более чем в два раза. Кстати, во многих регионах адвокаты со стажем до 1 года проходят бесплатное обучение не менее 30 часов в год по программе «Введение в профессию». Образовательную программу можно построить так, что все занятия для адвоката не потребуют никаких трат. В рамках этой работы ФПА организует ежемесячные вебинары, конференции, круглые столы, а также распространяет на безвозмездной основе специализированную литературу. Кроме этого региональные палаты проводят аналогичную работу: организуют собственные вебинары, мастер-классы, дискуссионные клубы, устраивают ролевые и интеллектуальные игры, приглашают известных юристов из экспертного пула ФПА для проведения лекций и тренингов.
А вот за новую форму обучения от ФПА – очно-дистанционные курсы на платформе Moodul придется платить. Эти занятия проводятся по разным направлениям: от «Участие адвоката в суде присяжных» до «Допустимости доказательств» и «Семейных споров». В этом формате адвокат сначала прослушивает лекции онлайн, а затем обсуждает усвоенную информацию с другими участниками на очной встрече, рассказывает Светлана Володина, вице-президент ФПА. Она отмечает, что обучение включает в себя не только прослушивание курсов, но и выполнение огромного количества различных заданий: «В совокупности это помогает приобрести не только знания, но и навыки». За таким обучением мы видим будущее, подчеркивает Володина.
• Соответствие темы имеющимся потребностям
• Условия прохождения курса (цена, длительность доступа)
• Удобство использования платформой,
• Наличие документов о прохождении курса, их авторитетность.
+ Информацию можно подстроить под себя для удобного восприятия: установить скорость речи лектора, громкость, делать паузы при необходимости и прочее.
+ Не нужно отправлять сотрудников в командировки и платить крупные организационные взносы за их обучение – обучение юристов переносится непосредственно на рабочее место.
Илья Мотенко, директор по развитию LF Academy
Выстраиваем правильную систему обучения в юрдепартаменте
Идеальное обучение внутренних юристов должно быть в первую очередь системным, подчеркивает Мосунова: «Это не должны быть случайные семинары и конференции часто по одной и той же тематике». Необходимо составить хотя бы годовой план с теми навыками, которые сотруднику предстоит последовательно приобрести, говорит она: «В идеале это должно быть синхронизировано с их личными карьерными планами».
Обучение наших юристов основано на принципе ответственности. В этом процессе нет более эффективного инструмента, чем личная мотивация сотрудника. Только голодный до знаний специалист позволит себя научить и себе научиться. Мы даём только возможность и инструменты. А ответственность за результаты учебы лежит не только на спикере, но и на остальных участниках. Для чего надо постоянно закреплять результат. В этом помогает обмен опытом между участниками тренинга. Если коллеги после учебы общаются и рассказывают, что изменилось в их работе – результат от занятий будет намного выше.
Артем Афанасьев, бывший* директор юридического департамента и комплаенс-контроля ГК ДИКСИ
И одного главы юрдепа для организации такой работы явно мало. Набережный отмечает, что в каждой компании должно быть отдельное подразделение, которое будет отвечать за повышение квалификации юристов: «Оно должно заниматься не только поиском мероприятий и составлять графики прохождения обязательного обучения, но и находить внешних специалистов в отдельных сферах для проведения мероприятий внутри компании». В таких вопросах не стоит полагаться и исключительно на HR-ов. Ивлиева предупреждает, что они недостаточно компетентны в правовых вопросах и подходят к организации обучения формально: «У них главное – выполнить функцию».
Выбранный тренинг должен решать конкретную задачу. Я ни разу не видела полезного для использования в работе семинара, если в названии были слова «некоторые проблемы применения…». Не совсем понимаю и занятий, который посвящены разбору уже вышедших постановлений пленумов. Если юрист не может их сам прочитать и освоить, возможно, ему и не стоит этим заниматься. Важны курсы, связанные с навыками, усиливающими продуктивность работника: хорошие коммуникативные тренинги, тренинги по работе со стрессом.
Наталья Мосунова, докторант университета Восточной Англии (UEA), LLM
По словам Набережного, дополнительно можно построить внутреннюю систему обучения у фирмы. В юрдепе, где я работал, каждый сотрудник периодически проводил обучающие семинары по разным вопросам для своих коллег, вспоминает он: «По каждому направлению назначался куратор, который отслеживал последние изменения и судебную практику, доводя эту информацию до коллег». Одним словом, идеальная система обучения должна строиться так, чтобы вносить разнообразие в рабочие будни специалиста и давать возможность избежать рутинности, резюмирует Афанасьев: «Поскольку скука и профессиональная стагнация часто приводят к увольнению амбициозных и сильных специалистов».
— Каждый юрист раз в год (минимум) посещает внешний семинар по направлению своей деятельности с последующей подготовкой краткого отчета-обзора для коллег, которые туда не ходили. Этот документ должен отвечать на вопрос «что нового, полезного, важного есть в законодательстве и практике его применения для нашей компании?»
— Каждый юрист должен раз в год (минимум) провести внутренний семинар по направлению своей деятельности. Можно устраивать совместные занятия, где выступят 2-3 сотрудника. Тогда получится выйти на частоту 1 семинар в два месяца или в квартал.
— Регулярная (ежеквартальная) подготовка сотрудниками дайджестов в рамках их направлений деятельности для рассылки внутри подразделения (коллеги будут знать, что происходит в смежных сферах, не станут замыкаться на своих направлениях, а увидят ситуацию шире).
— Проведение 1-2 тренингов для сотрудников, которые не связаны непосредственно с «правовым материалом». Это может быть что-то связанное с психологией, тайм-менеджментом, новыми информационными технологиям и т.п.
Глава юрдепартамента российской нефтегазовой компании, Антон Панков**
*Артем Афанасьев занимал посты главы юридического департамента ГК Дикси до весны 2019 года
**имя и фамилия комментатора изменены