Дистанционное обучение в норвегии

Развитие электронного и дистанционного обучения в Норвегии

Проблема старения населения на фоне правительственной программы освоения Арктики и ее богатейших ресурсов не обошла и Норвегию, кaк и другие страны Северной Европы. Поэтому Норвегия крайне заинтересована в притоке молодых, инициативных людей, способных не только сохранить нынешнюю экономическую ситуацию, но и дать толчок к ее развитию.

Цель Норвежского Королевства: привлечь наиболее перспективную молодежь со всего мирa и создать ей все условия для того, чтобы она захотела остаться навсегдa. Кроме того, здесь очень ценят нестандартный подход, креaтивное мышление как в облaсти науки, тaк и в технической сфере. Это выражается в целой системе поддержки и поощрения «молодых гениев».

Как появилось дистанционное образование в Норвегии?

В 1996 Норвежский центр телемедицины (НЦТ) начал совместный проект с Архангельской областью «Телемедицинa на Северо-Западе России». Целями проекта были:

· улучшение возможностей для общения и обмена информацией между медицинским персоналом Норвегии и России и на территории Архангельской области;

· обмен знаниями и компетентностью при помощи простых стандартных технологических решений.

Дистaнционное обучение медицинского персонала в Тромсё и Архангельске было одним из разделов проекта. НЦТ имеет большой опыт организации проведения ДО среди различных групп медицинского персонала, пациентов и их родственников в Норвегии. Стоял главный вопрос каким образом наладить подобное обучение между странами с различиями в языке и уровне развития инфраструктуры и коммуникаций? Требовалось найти подходы, которые помогли бы преодолеть эти препятствия наиболее эффективным путем. В то время еще не было достаточного количества литературных источников с освещением данной темы. С самого начала воплощения проекта пришлось решать одновременно три проблемы: язык, общение, способ передачи.

В период 1996-1999г.г. использовались простые методы: ряд фиксированных изображений, иллюстрирующих тему доклада, пересылался заранее, а сам доклад зачитывался в назначенное время по телефону с громкоговорителем. Все лекции сопровождались обсуждениями. При внедрении видеoкoнференциoннoй связи в 1999 г. появилась возможность видеть друг друга, активнее участвовать в дискуссии

До 1999 г. передача фиксированных изображений происходила через модемную связь к месту назначения. Изобразительный материал передавался по проводам за несколько дней до проведения лекции. Это занимало много времени, и часто приходилось пересылать несколько раз по причине обрывов связи. С появлением доступа в Интернет и электронной почты процедура упростилась. Текстовой лекционный материал заранее переводился на русский язык и в оговоренное время зачитывался слушателям в Архангельске с громкоговорителем по телефону. Далее обсуждение уже шло с переводом. Иллюстрации, которые находились в Архангельске, демонстрировались на экране монитора по ходу доклада.

Электронное обучение поспособствовало формированию межкультурной коммуникационной компетенции и послужило средством развития межкультурного взаимодействия. В развитии межкультурного взаимодействия важную роль играет Арктический Университет, который объединяет в своем составе 145 учебных и научных учреждений, он же является одной из крупнейших исследовательских и образовательных сетей в мире.

«Арктический университет предлагает обменные программы для студентов и преподавателей, on-line обучение, обмен опытом и информацией между факультетами и кафедрами университетов. Он не имеет «собственных студентов». Для участия в большинстве программ студенты должны быть зарегистрированы в любом из учебных заведений-партнеров.» Миссия Арктического Университета – «улучшить доступ к образованию, предоставить расширенные возможности и сломать барьеры на пути к получению высшего образования жителям Севера». Жителям Севера долгое время было непросто получить образование, и для решения этой проблемы Университет Арктики разработал уникальные он-лайн курсы, направленные на то, чтобы устранить преграды на пути к получении образования.

Участие в работе Арктического Университета возможно не только в качестве студента, обучающегося на онлайн курсах. Сетевое взаимодействие между университетами-партнерами осуществляется на основе программы «Тематические сети», которая направлена на развитие сотрудничества между членами Университета Арктики в рамках определенной тематики.

Так, в 2008 году при финансировании Норвежского министерства образования и научных исследований была создана тематическая сеть «дистанционное образование и электронное обучение».Факультет образования Университета Тромсё является главным учреждением сети и сотрудничает с организациями северных стран. Целью тематической сети является обмен знаниями в области электронного обучения и обсуждения методики преподавания с использованием онлайн ресурсов. Основное внимание уделяется организации учебного процесса, педагогике и соответствующим информационным технологиям, необходимым для обеспечения студентов учебными материалами.

Информационные технологии и электронное обучение не смогут полностью заменить традиционную форму обучения, вытеснить педагога из образования. Они должны изменить характер взаимодействия преподавателя и студента, их роли в учебном процессе. Так как современные ИКТ не сопоставимы живому общению студента с преподавателем, по мнению экспертов, наиболее перспективным и эффективным является blended learning – то есть смешанное обучение, основанное на сочетании электронного обучения и традиционных аудиторных занятий. Например, информация, полученная студентами в ходе изучения материалов он-лайн курса в Арктическом университете, может обсуждаться на профильных семинарских занятиях, а также использоваться на практических занятиях по английскому языку или являться составной частью научно-исследовательских работ студентов.

Немаловажное условие успешного внедрения электронного обучения – это понимание того, что электронное обучение по сути –ориентированная на студентов технология обучения. Необходимо отметить, что Арктический университет в данном случае полностью соответствует предъявленным требованиям.

Заключение

Как в настоящее время относятся к Дистанционному Образованию? Рассмотрим диаграмму. Дистанционное обучение только набирает обороты в развитии, поэтому целых 34% опрошенных людей пока не представляют, что это такое.

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии

Развитие электронного обучения требует современное оборудование, квалифицированных преподавателей, технический персонал, который обеспечит бесперебойное функционирование оборудования, необходимого для внедрения новых образовательных программ. Развитие электронного обучения предполагает постоянную консультационно-методическую и организационную поддержку внедрения новых образовательных программ и обеспечения их реализации в образовательных учреждениях. Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным дисциплинам

Таким образом, эффективно управляемое электронное обучение является одним из важных факторов инновационного развития современного образования в целом и вузовского образования в частности. Сбалансированное электронное обучении, которое дополняет очное обучение, должно стать приоритетным направлением развития системы образования в условиях глобализации, социализации. Электронное обучение стремится стать одним из самых эффективных способов преодоления проблемы замкнутости образовательной системы. Из всего многообразия различных технологий обучения работа, которая организованна с использованием он-лaйн ресурсов, является востребованной и эффективной на современном рынке образовательных услуг, поэтому интерес к электронному обучению и использованию ресурсов постоянно растет.

Список литературы

1. Источник: Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development. Moscow 2000, 86 pp., UNESCO Institute for Information Technologies in Education, рр.3-6
Автор: ИИТО ЮНЕСКО

2. Distance learning. [online] Tromsø: Norwegian Centre for Telemedicine. URL: telemed.no/index.php?id=44420

3. Фуру Р., Скорпен С., Бюе С. Путеводитель по видеоконференции. Tromsø: Norwegian Centre for Telemedicine

4. Евреинов Э.В., Каймин В.А. Информатика и дистанционное образование. М.: «ВАК», 2008.

Источник

Степень магистра в Норвегии

Недавно я закончил магистратуру в Норвегии по специальности «Электротехника» и, наконец, созрел для написания своего поста на Хабр.
Тем, кому интересно, как попасть в страну троллей и фьордов с пользой для карьеры, прошу под кат.

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии

Почему Норвегия?

«Там холодно и темно», — скажут многие. Но на самом деле это… ну в целом, так. Однако смотря с чем сравнивать. Если с Испанией или Францией, то да. Но мне, парню из Мурманска, такой климат был весьма привычен (хотя не обошлось и без сюрпризов, об этом — ниже).

Норвегию я полюбил давно, по многим причинам. Во-первых, поразительная природа. Во-вторых, безмятежный образ жизни. В-третьих, уважение права человека быть самим собой. Для мурманчан поездка в близлежащий Киркенес — дело весьма обыденное. Стоит отметить развитое сотрудничестве норвежских и мурманских вузов, что облегчает процесс поступления.

Образовательная система Норвегии

Школьное образование

Тут всё просто — после детского сада ребёнок отправляется в Ungdomsskole — это что-то вроде нашей школы до 9-го класса (только тут они учатся в таком режиме 10 лет). Потом начинается Videregåendeskole — 2-3 года старшей школы. Они бывают разные. Часть таких школ даёт сразу профессию (парикмахер, бухгалтер, слесарь, электрик), а часть — подготавливает для дальнейшего обучения по техническим, экономическим или гуманитарным направлениям. Школы разные, часто ученики переезжают в другую губернию для учёбы именно в VGS. Бывает так, что ученик выбрал школу со специальностью, но по окончанию решил таки продолжить учиться дальше — ничего страшного, берёт Forkurs и добирает необходимые предметы для поступления.

Высшее образование

Высшее образование можно получить в университетах и университетских колледжах (Høgskole — дословно «высшая школа»). Если в первых сделан упор на фундаментальные знания, то во вторых — более практикоприменимые. И там, и там — степени бакалавра (3 года, 180 кредитов) и магистра (+2 года, 120 кредитов) или магистра сразу (5 лет, 300 кредитов). Образование бесплатно для всех (есть несколько частных школ, но разговор не про них).

Поступление

Итак, я закончил 4-й курс (2011 год) по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» в Мурманском государственном техническом университете. Пора была задуматься о дальнейшей судьбе, а тут до меня дошла информация о том, что наш вуз пачками отправляет студентов в Норвегию, да ещё и со стипендиями. Зашёл на сайт МГТУ — там международный отдел. Увидел, что есть путёвки в Университет Трумсё (UiT) и в Колледж Нарвика (HiN). Так как фундаментальных знаний мне уже хватило, я решил подать документы в Нарвик на направление «Master of Science in Electrical Engineering». Обучение на английском. Пришёл в отдел; мне ответили, что пока рано, приходи после нового года.

Пришёл я, значит, после нового года, в январе, кажется. Мне рассказали, что есть стипендия на полгода (8900 крон в месяц), а вроде есть ещё и на два года по квотам (7800 крон в мес). Понятное дело, что я захотел сразу на всю магистратуру, но бланк заявления — всё равно один. Мне надо было подготовить письмо (даже не мотивационное, а просто, кратко рассказать о себе, и почему хочу в Нарвик, полстранички) и перевести зачётку. Специалист в международном отделе всё заверила и отправила в школу. Потом было долгое молчание, но в конце апреля координатор с норвежской стороны задал вопрос — а учил ли я в школе английский в течение 7 лет? (Надо отметить, что знание английского обычно подтверждается на собеседовании). Мы ответили «да, конечно» и на следующий день пришло письмо о зачислении с грантом на полгода. Вот такие они, норвежцы.

Радоваться или огорчаться времени не было, надо было подавать на студенческий вид на жительство. Одновременно я познакомился с парнем, который поступил вместе со мной, Ваня. Стоимость вида на жительство — 2500 крон (около 14000 рублей). Если ты поступаешь не по стипендии, необходимо предварительно подтвердить свою платежеспособность — на счёт школы или университета отправляется обеспечительный залог в размере около 95000 крон (около полумиллиона рублей), которые потом по приезду будут переведены на счёт студента до последнего ‘ёре.

Пока ждал визу, защитил диплом, чуть подтянул язык и сдал на права. За недели 3 до отъезда вспомнил, что вопрос с жильём не решён, на сайте общежитий висело «not processed». После нескольких звонков и писем нам с Ваней выделили по комнате в гостинице-хостеле. Стоимость — 3800 крон в месяц (включая электричество, интернет и тв).

Насчёт поездки. Мы решили ехать на машине (Мурманск-Киркенес-Инари (Финляндия)-Кируна (Швеция)-Нарвик). Около 1300 км, но было занятно, когда программа навигатор уже на территории Норвегии запросила докачать 90 Мб трафика. Большую часть пути проехали реально чуть ли не по пачке Беломорканала. Студентам машину разрешается без пошлины иметь на территории Норвегии до одного года. На данный момент могу сказать, что это было очень здравое решение. На дорогу на двоих ушло около 6 тысяч рублей.

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии
Граница Финляндия — Швеция

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии
Граница Швеция — Норвегия

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии
Ветропарк недалеко от Нарвика

Нарвик

Приехав в Нарвик первым делом разместившись в гостинице (нас реально там ждали). Затем сходили в полицию, в школу, погуляли. Вечером после долгой дороги я благополучно вырубился. На следующий день мы снова пошли в полицию, чтобы сфотографироваться на вид на жительство, и начали изучать город. Городок, в принципе, маленький, 12-13 тысяч населения.

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии
Часть гостиницы, предназначенного для долгого проживания, в том числе, для студентов

Через несколько дней прошло открытие учебного года. Нас торжественно поприветствовали, провели экскурсию, зарегистрировали в единой информационной системе, накормили. Всё было очень мило.

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии
Раньше это было несколько корпусов, но потом улицу между ними накрыли стеклянной крышей, получилась Glassgata — стеклянная улица.

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии
Приветственное барбекю.

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии
Потом нас возили на гору — центровое место в Нарвике.

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии
Нас следующий день — экскурсия по городу и церемония посвящения в студенты-магистры.

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии
В качестве мотивации дали вот такую бумажку, дескать, студент.

Стоит отметить, что в целом, у разных студентов первая неделя прошла по-разному. У нас, магистров, 3 дня подряд был вводный курс линейной алгебры, но вообще ненапряжный, вспоминали матрицы. У бакалавров и тех, кто на курс норвежского записался, программа включала несколько другие мероприятия. Также можно было играть в боулинг, были вечеринки в клубе и так далее.

Бумажные вопросы

Вид на жительство

Через 10 дней после фотографирования пришла карточка и письмо, что я такой-то такой, имею право полгода не вылезать из Норвегии. В качестве бонуса — имею право до 20 часов в неделю работать не в ущерб учёбе.

Персональный номер

Он же — fødselsnummer. 11-значный персональный код, в виде ДДММГГЦЦЦЦЦ — дата рождения и 5 случайных цифр. Выдаётся в налоговой. Ожидается около месяца, без него — и шага не ступить. Так же в налоговой заказывается налоговая карточка — skattekort, где исходя из предполагаемого дохода (на самом деле от балды) пишется налоговая ставка. Мне установили сразу 36%.

Банковская карточка

Сейчас не все банки хотят давать студентам Visa Classic. DNB вредничает. Поэтому я заказал по интернету карточку в Skandiabanken, подтверждение личности осуществлялось на почте. Потом я заказал уже карточку в Sparebank1, там выдают нормальную карточку с фотографией (может быть использована как удостоверение личности) и генератор одноразовых паролей для Bank-id (единая система идентефикации, с помощью одного id можно заходить в интернет-банки, в личные кабинеты на сайт госуслуг, страховой, почти и так далее).

Водительские права

Российские действительны в течение 3-х месяцев с момента первого въезда. Хоть международные, хоть какие. После этого периода надо получать местные права. Удовольствие долгое (около 3 месяцев) и дорогое (я заплатил порядка 34 тысяч крон).

Учебный процесс

По идее — это самое главное. Расписание бакалавров похоже на типичное расписание в России — пары вперемешку. У магистров в Нарвике всё не как у людей. Семестр состоит из двух подсеместров, каждый из которых длится 9 недель. Неделя 1 и 5 отводится одному предмету, 2 и 6 — второму, 3 и 7 — третьему. На самоподготовку отводятся недели 4 и 8, неделя 9 (и обычно — пятница/четверг недели 8) отводится на экзамены.

Иногда, чтобы подстроиться под приглашённых преподавателей, недели меняются местами. За каждый предмет начисляется 5 кредитов, но иногда один предмет читается 3 недели, тогда за него полагается 7,5 кредитов, или одну неделю — 2,5. Кроме того, есть проекты вместо лекций, то есть вместо экзамена по окончании происходит публичная защита.

Каждый день на академической недели с 8:15 до 12:00 проводятся 4 часа лекций (45 минут + 15 минут перерыва), потом часовой ланч и решение практических/лабораторных заданий с 13:00 до 16:00. В это время можно спросить совета у преподавателя, иногда преподаватель ведёт такие занятия, но редко. На портал It’s Learning преподаватель выкладывает задания и вспомогательные материалы. Сдача заданий обычно происходит тоже через этот портал. StudentWeb нужен для изменения учебного плана, проверки оценок за экзамены, заказа переэкзаменовок или дополнительных предметов. Также на нём происходит оплата семестрового сбора — 700 крон в полгода.

Все гниги приобретаются самостоятельно. В школьном магазине книги дорогие, стоят около 700 крон за учебник. Можно взять в библиотеке, но там чаще всего старые издания на короткий срок и в малом количестве. Можно купить с рук за полцены. Ещё можно в интернете заказать, в среднем, на 30-40% дешевле, доставка бесплатна, но занимает до недели. Получается, что 50% предмета ты сидишь без учебника. Список необходимой литературы публикуется заранее редко, учебный план может меняться каждый год. Обычно я старался взять учебник в библиотеке и заказывал сразу в интернет-магазине.

Экзамен проводится анонимно, за 2-3 дня студенту выдаётся уникальный номер, который и указывается на всех бланках вместо фамилии или студенческого номера. На экзамене присутствуют цензоры — обычно пенсионеры, которые к школе не имеют никакого отношения, выдают бланки и следят за порядком. На некоторые предметы можно принести учебник, дополнительную литературу, собственные записи, словари. Это указано в заглавном листе. На все экзамены разрешены Оксфордские словари, они школьные и лежат по 3-5 штук на класс, могут принести дополнительный. Если задание сформулировано некорректно или непонятно, на отдельном листе пишется уточняющий вопрос, который анонимно передаётся преподавателю через цензора. В кабинете обычно сидят вперемешку студенты с разных направлений. Экзамен проверяется месяц преподавателем и рецензентом, каждый выставляет свою оценку, потом они обсуждают все несоответствия между собой.

Оценки от А до Е, F — не сдал. На оценку может повлиять задание, если такое предусмотрено учебным планом. Например, расчётка — 30%, экзамен — 70%. Результаты загружаются в систему отдельно (экзамен — по номеру кандидата, расчётка — по студенческому, открытому номеру), которая и рассчитывает итоговую оценку для публикации.

Есть общие предметы для нескольких направлений (линейная алгебра 2, численные методы, экономика и инновации, менеджмент и инновации, инженерная термодинамика, ООП, компьютерные технологии), но большая часть предметов — индивидуальные. В нашем плане были «Теория контроля 1 и 2», «Энергосистемы», «Альтернативная энергетика», «Стабильность и восстановление энергосистем», «Электрорынок», «Проект». В рамках одного предмета была поездка в Осло, там мы посетили головные офисы крупнейших норвежских компаний — Statkraft (производство энергии) и Statnett (распределение энергии). Также съездили в Хандел (час от Осло), там молодая компания занимается Smartgrid. Плюс была небольшая культурная программа. Перелёты и проживание полностью покрывалось школой.

В рамках учебного процесса лабораторные работы были только по Power systems, лаборатории маленькие, но аккуратные.

Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть фото Дистанционное обучение в норвегии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в норвегии. Картинка про Дистанционное обучение в норвегии. Фото Дистанционное обучение в норвегии
Лаборатория электрических машин

Стоит отметить, что техническое оснащение школы весьма на высоком уровне — во всех кабинетах экран и проектор, в большинстве — учительский компьютер. 4 компьютерных класса + возможность удалённого подключения. МФУ по всей школе (на каждый семестр даётся 150 кредитов. Если Коран не ксерить, хватает). Лаборатории Электроники, Электротехники, Электрических машин, Сопромата, механики. Мастерские электроники, механической обработки. 3д-принтеры, фрезеровальный станок для печатных плат. В общем, всё, что надо. Большая часть работников всегда готова прийти на помощь, подсказать, найти того, кто знает. Есть, конечно, пофигисты, но редко кто из норвежцев.

Диплом взял по теме «sample only when necessary control» — я сам выбрал, в каком направлении двигаться, преподаватель (старый финн, немного не от мира сего, но очень милый дядька) не то, чтобы совсем отстранился, нет. Но он реально поддерживал меня в начинаниях, когда я строил те или иные гипотезы. Встречались мы с ним раз в неделю-две, по 2-3 часа беседовали о продвигающейся работе и просто о жизни. Он всегда спрашивал, требуется ли мне помощь в техническом оснащении, ничего ли не мешает написанию диплома. В общем, только положительные эмоции (за исключением того, что оценку жду уже почти 3 месяца). Диплом печатается в 4-х экземплярах и записывается на 4 компакт-диска. Дополнительные кредиты для диплома, обложки и спирали выдаёт школа бесплатно.

Как я уже писал, обучение проводилось на английском. В Нарвике практически все магистерские программы на английском, за исключением стройки. Бакалавриат — на норвежском. Английского также вполне достаточно для повседневной жизни. Однако мне хотелось выучить и норвежский, но школа для магистров никаких курсов не имела. Поэтому первые полгода я учил язык сам. А потом школа все-таки профинансировала короткий 30-часовой курс, где я уже отшлифовал свой начальный уровень. После этого я смог начать разговаривать с норвежцами по-норвежски, ну и продолжил изучать сам. Конечно, на данный момент мой уровень ещё очень далёк от хорошего, но буду честен, два года назад мой уровень английского был не лучше, чем сейчас норвежского, что не помешало мне два года отучиться на приличные оценки.

Финансирование

Как я уже писал, мне выделили грант на полгода. Потом продлили ещё на полгода. А второй год я покрывал уже сам. Благодаря друзьям устроился в гостиницу в середине первого курса, этих денег вполне хватило для подтверждения платежеспособности.
В чём отличие гранта от стипендии? Грант даётся на срок (3 месяца, полгода, год), финансирование идёт из разных фондов. Цель — дарить добро за пределами Норвегии, делиться знаниями. Если поступаешь по квоте (или норвежец) — то здесь уже работает Lånekassen. Лон — это образовательный кредит, состоит стипендии (около 1200 крон) и непосредственно займа — всё остальное. Если заваливаешь сессию, стипендия переходит в займ, надо будет отдавать и её. Если по истечении обучения уехал из Европейской Экономической зоны и не запрашивал в течении 3 лет вида на жительства ни в одной из этих стран — займ списывается. Выплата же займа происходит весьма медленно — порядка 20 тысяч в год, но при зарплате инженера (от 450 тысяч в год) не напрягает (напрягает больше то, что выплата растягивается на очень долгий срок).

Итоги

Цель данной статьи была — не инструкция, как поступить, а рассказать, как это сделал я. Норвегия не входит в Евросоюз, поэтому там (в отличии от той же Швеции) образование бесплатно для неевропейцев, экология прекрасна, народ приветлив и дружелюбен (хотя и грубоват). Если кто-то заинтересовался — проверьте, в вашем вузе должен быть отдел международных отношений, скорее всего, у них есть связи с норвежскими вузами. В других случаях без проблем выбирается программа на сайте конкретного вуза, далее нужно связаться с координатором и уточнить моменты. Иногда умно будет поступить в тот российский вуз, у которого есть связи, тогда можно поступить на льготных основаниях.

Сейчас я закончил образование и работаю в Норвегии по специальности. Есть вопросы по обучению — с радостью отвечу. Если кому интересна тема поиска работы в Норвегии — я напишу статью.

PS. Фотографий непосредственно с учёбы почти и нет. Не до фотоаппарата было.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *