Дистанционное обучение в военном вузе
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Военно-технический университет МО РФ
Продолжение. Стр.2
Дистанционное обучение
Обучение и контроль знаний организуется на основе дистанционных образовательных технологий с использованием Интернета. В университет студент прибывает только на завершающем этапе обучения для защиты квалификационной работы.
По окончании университета выпускникам выдается диплом государственного образца (бакалавра) с высшим профессиональным образованием.
При обучении с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) применяется модульная организация образовательного процесса, направленная на повышение качества освоения учебного материала, а также на обеспечение объективности промежуточных и итоговых оценок по дисциплинам за счет их многократных испытаний остаточных знаний с использованием рейтинговых технологий.
Технологии дистанционного обучения максимально приближена к традиционной дневной форме обучения, принятой в российских ВУЗах. Поступление и обучение организуется непосредственно дома или в офисе. Процесс обучения может вестись круглосуточно, по индивидуальным графикам, которые выбирает для себя студент.
Наши ведущие преподаватели разработали методические рекомендации по изучению дисциплин а также составлены тестовые задания для промежуточного контроля и самоконтроля студентов.
При успешной сдаче тестовых заданий студент получает определенное количество баллов. Сдача экзаменационной сессии производится по бальной системе. За текущую сессию для ее успешного завершения,студент должен набрать определенное количество баллов по каждой дисциплине.
Приём в ВТУ осуществляется в соответствии с Порядком приема, регламентирующим процесс приёма в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования России по следующим направлениям (специальностям):
По программам высшего профессионального образования (ВПО) специалиста (срок обучения-5 лет):
271502 Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей – Б.
190109 Наземные транспортно-технологические средства – В.
По программам ВПО бакалавра (срок обучения 4 года):
1.4. В ВТУ производится приём студентов для обучения по сокращенной программе подготовки из числа выпускников средних специальных учебных заведений соответствующего профиля и лиц, имеющих высшее профессиональное образование по направлениям 270800, 190100, также лиц, имеющих высшее образование, на направление 030900.
Возможность обучения студентов по сокращённой программе определяется решением Ученого совета ВТУ и в соответствии с требованиями, установленными Федеральными государственными образовательными стандартами.
Прием студентов на заочную форму обучения по полной и сокращенной программе с применением дистанционных образовательных технологий производится для выпускников средних специальных учебных заведений соответствующего профиля на направления 270800, 190100, 030900, 040400, 080200, 050400.
1.5. Поступление в ВТУ иностранных граждан из стран ближнего зарубежья осуществляется только на места с оплатой стоимости обучения в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 2895 от 28 декабря 2011 г. «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования»
1.6. Иногородним абитуриентам общежитие не предоставляется.
1.7. Университет обеспечивает при приёме соблюдение прав граждан на образование, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы Приёмной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Одним из путей, обеспечивающих опережающее развитие образования, является использование информационных технологий и развитие системы дистанционного обучения (ДО).
В первую очередь активизации этого процесса способствует развитие глобальной сети Internet, web-технологий и других средств коммуникации, предоставивших новые возможности в развитии данной формы обучения.
Также это обусловлено реалиями современной жизни: все большему количеству специалистов необходимо в жестких условиях ограниченного времени получить, во-первых, то или иное специализированное образование, и, во-вторых, определенный багаж дополнительных знаний.
В системе военного образования, являющегося частью системы профессионального образования в целом, выросли требования к уровню подготовки офицеров, особенно в Военно-Воздушных Силах, как в одном из высокотехнологичных видов вооруженных сил. Поэтому одной из существенных задач российской системы военного образования, является формирование специальной среды и условий, обеспечивающих нужды, и позволяющих максимально использовать все потенциальные возможности военного образования, с использованием дистанционных технологий обучения.
В соответствии с концепцией реформы военного образования в органах управления военного образования, военных академиях, училищах и НИИ МО РФ ведется активная работа по поиску новых, более эффективных информационных технологий образования, которые позволили бы вывести подготовку военных специалистов на качественно новый уровень, где рассматривается возможность внедрения ДО в военных ВУЗах на базе компьютерных технологий и спутниковых телекоммуникаций [2].
Создание в вузах МО РФ системы единого образовательного пространства на основе использования ДО будет способствовать развитию информационно-образовательной сети для подготовки специалистов ВС РФ. Оно станет центром непрерывного образования на основе сетевых технологий и существенно позволит решить ряд проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации военных специалистов дистанционными методами.
Современную подготовку офицеров в военном ВУЗе по военноинженерным специальностям можно рассматривать как многоуровневую систему военно-профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка может осуществляться с помощью дистанционного образования. «Дистанционное образование» или «образование на расстоянии» обозначает целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и практикуется в двух формах: через переписку и через средства массовой коммуникации [3]. Дистанционное обучение, достаточно новое явление в педагогике.
Наиболее перспективными в плане внедрения ДО стоит считать государственные структуры и центры переподготовки и повышения квалификации кадров, которым в наибольшей степени соответствует, создаваемая сеть военных ВУЗов МО РФ.
Конечно, сегодня в некоторых высших военных учебных заведениях России внедрены дистанционные технологии и методы обучения в процесс подготовки офицеров, но в большинстве случаев они имеют экспериментальный характер и несмотря на актуальность ДО в процессе подготовки офицеров, они еще не получили должного развития в военных ВУЗах. Внедрение системы дистанционного обучения в систему подготовки офицеров позволит на практике реализовать систему непрерывного образования и открытую образовательную среду для подготовки будущих офицеров. Внедрение ДО позволит расширить контингент обучаемых за счет сержантского и рядового составов.
Сущность ДО в процессе подготовки офицеров по военно-инженерному профилю заключается в целенаправленном, организованном процессе интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся и средств обучения.
Создание в вузах МО РФ системы единого образовательного пространства на основе ДО, будет способствовать развитию информационно-образовательной сети для подготовки специалистов ВС РФ. Оно станет центром непрерывного образования на основе сетевых технологий и существенно активизирует процесс подготовки специалистов, при этом использование информационно-образовательной сети явится мощным средством самообразования и основой непрерывного образования.
Открытое и дистанционное образование
Журнал зарегистрирован в Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №77-12619 от 14 мая 2002 г.). 23 апреля 2001 г. журналу присвоен международный регистрационный номер ISSN 1609-5944.
ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЖУРНАЛА
Основная цель журнала «Открытое и дистанционное образование» – предоставление читателям достоверной информации, посвященной актуальным и перспективным научным разработкам по проблемам открытого и дистанционного образования, медицинским и психологическим аспектам открытого и дистанционного образования, новым информационным и образовательным технологиям и т.д. имеющим практическую ценность в реальных условиях российского образования.
В журнале «Открытое и дистанционное образование» публикуются статьи по следующим отраслям науки:
Журнал публикует:
Материалы журнала распределяются по следующим рубрикам.
1. Информационно-телекоммуникационные системы.
2. Методологическое, научно-методическое и кадровое обеспечение информатизации образования.
3. Педагогика и психология открытого и дистанционного образования.
4. Информационные технологии в образовании и науке.
5. Электронные средства учебного назначения.
6. Интернет-порталы и их роль в образовании.
7. Автоматизированные информационные системы в образовании и науке.
8. Социально-гуманитарные проблемы информатизации образования.
9. Информационная безопасность образовательной информационной среды.
10. Информационные технологии в школьном образовании.
Материалы журнала адресованы специалистам и педагогам, работающим в системе общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования, интересующимся современными информационно-телекоммуникационными технологиями в сфере образования.
Электронная версия журнала доступна через наш сайт, Научную электронную библиотеку ТГУ и Научную Электронную Библиотеку eLIBRARY.RU.
Все публикации в журнале осуществляются на некоммерческой основе.
Мы всегда открыты для нового сотрудничества!
Технологии дистанционного обучения в системе военного образования возможности и перспективы
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 12/2006, стр. 46-49
Технологии дистанционного обучения в системе военного образования: возможности и перспективы
Полковник В.Ф. МОРДВИНОВ,
кандидат военных наук
СОВРЕМЕННОЕ состояние науки и образования, обусловленное экономическими и социальными факторами, характеризуется повышением требований к качеству подготовки специалистов и определяет необходимость постоянного поиска новых методов и средств повышения эффективности образовательного процесса. Одними из таких методов является дистанционное обучение (ДО). Технологии дистанционного обучения обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых, освобождают преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контролю знаний, способствуют разработке объективных методов контроля знаний и облегчают накопление учебно-методического опыта. Анализ ряда научно-педагогических и технических трудов и результаты исследований, проведенных лично автором, позволяют сделать вывод об эффективности технологий дистанционного обучения в образовательной деятельности.
С целью обоснования использования технологий дистанционного обучения в системе военного образования приведем результаты анализа основных преимуществ и недостатков этих технологий.
Недостатки технологий дистанционного обучения: существует целый ряд практических навыков, которые можно получить только при выполнении реальных (а не виртуальных) практических и лабораторных работ; успешность обучения частично зависит от технических навыков в управлении компьютером, перемещении в Интернет и от способностей справляться с техническими трудностями; дефицит доверия к электронным средствам общения и обучения; слушатели хотят видеть преподавателя и общаться с ним «в живую»; недостаточная интерактивность (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении); сложность восприятия больших объемов информации с экрана; обучаемые превращаются в некоторой степени в пассивных потребителей чрезмерно структурированных порций знания; некоторая социальная изолированность; недостаток невербальных взаимодействий может препятствовать общению; коммуникационные технологии приводят к изоляции обучаемых, ослабляют контроль со стороны преподавателя; снижается разнообразие форм учебного процесса и плюрализм мнений; создание дистанционных курсов, позволяющих достичь той же эффективности, что и традиционное обучение, дорого и занимает достаточно много времени; программно-методические требования, предъявляемые к учебно-практическим пособиям, ограничивают возможности авторов наиболее полно представить изучаемый материал, который в отсутствие преподавателя полностью берет на себя функции управления образовательным процессом; ограниченные технические возможности (медленные компьютеры и каналы связи) приводят к задержкам в передаче звука, видео и графики, хотя соответствующие технологии постоянно улучшаются; достаточно высокая стоимость высокопроизводительных программно-технических и телекоммуникационных средств.
Названные недостатки носят достаточно объективный характер, но некоторые из них могут быть устранены различными способами: техническими, организационными, методическими, дидактическими, функциональными. Например, недостаточные навыки работы на компьютере компенсируется наличием максимально упрощенного и понятного пользовательского интерфейса (меню, диалоговый режим, справки и т. п.). Недостаточная интерактивность восполняется за счет использования определенных дидактических приемов и интеллектуальных технологий моделирования знаний и деятельности, организации регулярных консультаций в очной или дистанционной форме. Ослабление контроля со стороны преподавателя компенсируют сеансы дистанционного контроля, проводимые по жесткому графику и предусматривающие предоставление обучаемыми отчетных материалов по каждому пройденному разделу.
Приведенные примеры свидетельствуют о целесообразности использования технологий дистанционного обучения в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. При этом понятно, что технологии ДО не являются исключающей альтернативой традиционного обучения, а наоборот, должны органично встраиваться в существующую образовательную систему.
У каждого человека свой стиль обучения, характеризующий наиболее оптимальный для него механизм восприятия учебного материала. Существует определенный процент людей, для которых единственно возможным способом восприятия учебного материала является аудиторная форма обучения. Однако, как показывают исследования, как минимум 80 % обучаемых могут эффективно воспринимать учебные материалы в электронной форме. Это означает, что абсолютное большинство военных специалистов способны эффективно обучаться электронным способом, естественно при условии наличия качественного учебного контента (содержания) курсов. При этом нелинейность и многоуровневость представления учебной информации средствами электронного обучения дают обучаемым возможность выбора различных траекторий обучения с осуществлением изучения выбранных тем с различной степенью глубины.
Программный комплекс информационной системы профориентационного сопровождения, созданный на основе интернет-технологий, позволяет осуществлять информирование обратившихся военнослужащих и членов их семей о рабочих вакансиях в различных регионах, выборку по интересующим профессиям по заданным критериям (вид профессии, место работы, зарплата и т. д.), консультирование в плане выбора профессии и необходимой для этого профессиональной переподготовки, направление на трудоустройство. Программный комплекс информационной обучающей системы, разработанный на базе системы дистанционного обучения «Прометей», позволяет создавать электронные учебные курсы и осуществлять последующее дистанционное обучение слушателей.
Облик перспективной системы информационного обеспечения профессиональной адаптации увольняемых военнослужащих (а в целом и различных категорий безработных граждан) целесообразно представить в виде региональных информационных центров, учебных центров (центров переподготовки) и справочно-консультационных пунктов, объединенных в единую телекоммуникационную среду с использованием унифицированных распределенных информационных ресурсов. Первоначальный опыт создания такой системы уже убедительно показал, что использование современных информационных образовательных технологий существенно расширяет возможности системы военного образования в области подготовки (переподготовки) военных кадров.
Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002; Канаев В.И. Дистанционное обучение: Технологические аспекты. М.: СГА, 2004.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Дистанционное обучение в военном вузе
Библиографическая ссылка на статью:
Поршнева Е.Г., Полозов П.Ю. Технологии дистанционного образования на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/11/13058 (дата обращения: 21.11.2021).
За последние 10 лет в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) произошли существенные изменения в структуре, образовании и воспитании военнослужащих. В рамках перехода к новому облику Вооруженных Сил РФ особую актуальность приобретают проблемы подготовки кадровых офицеров и совершенствование подготовки офицеров запаса в гражданских вузах.
Реформирование Вооруженных Сил РФ направлено на достижение необходимого уровня профессиональной компетентности военных специалистов и обеспечение высокого уровня их профессиональной подготовки в системе профессионального образования. В газете «Красная звезда» [1.] написано: «Требование нашего времени – борьба за повышение результативности военных вузов, факультетов и кафедр. Необходимо постоянно внедрять в образовательный процесс педагогические инновации, эффективно использовать имеющиеся средства вычислительной техники, информационные технологии, повышать качество практической направленности проводимых педагогических экспериментов».
Военные кафедры являются структурными подразделениями гражданских вузов и сформированы для обучения граждан по программам подготовки офицера запаса, формирования мобилизационного ресурса младших офицеров на период военного времени.
Современный этап научно-технического прогресса характеризуется стремительным внедрением и использованием средств информационных технологий в условиях учебного процесса по программам подготовки офицеров запаса, так как способствует увеличению объема учебной информации, повышению интереса обучающихся к изучению военных дисциплин, применению индивидуального подхода, созданию сред дистанционной поддержки обучения [1, 2]. Решение этих задач возлагается на современные дистанционные образовательные технологии обучения (ДОТ), рассматриваемые в качестве одного из перспективных направлений совершенствования процесса подготовки выпускников военных кафедр гражданского вуза.
До сих пор очная форма с непосредственным взаимодействием преподавателя и группы студентов являлась самой эффективной формой обучения, а использование только дистанционных технологий не рассматривалось как приемлемая форма подготовки военных специалистов. При этом упускается из виду, что речь не идет о дистанционном обучении как об основной форме обучения, речь идет об использования дистанционных технологий для эффективной поддержки традиционного обучения [4, 5]. Дистанционное обучение должно не заменять традиционные занятия, а органично и эффективно дополнять их.
Проблема объективной оценки уровня знаний существует во всех областях образования, но наибольшую актуальность она имеет при использовании дистанционных образовательных технологий. В этой связи для учебного процесса особенно важна хорошо разработанная и отлаженная контрольно-диагностическая деятельность. Одной из перспективной и отвечающей современным требованиям системой контроля учебных достижений является балльно-рейтинговая система (БРС). Традиционные формы обучения в совокупности с рейтинговой системой организации и контроля процесса обучения стимулируют обучающихся к активной аудиторной деятельности и самостоятельной внеаудиторной работе.
Оценивание не должно просто тестировать умственные способности студентов и фиксировать результаты учебной деятельности, а способствовать повышению качества учебного процесса. Именно формирующее оценивание (ФО) ориентировано на индивидуальные достижения каждого учащегося; призвано выявить пробелы в освоении теоретического и практического материала с целью эффективного их восполнения; а также нацелено на формирование адекватной самооценки у студентов и способов улучшения собственных результатов. Формирующее оценивание основано на приоритетности учения с регулярным обеспечением обратной связи и позволяет осуществлять оценку не результата, а процесса обучения; не только знаний, а умений (в том числе и умения оценивать самого себя); не всего курса, а отдельных модулей с возможностью корректировки. Результатами применения ФО является формирование знаний, умений и навыков всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, а также максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату.
Дистанционные образовательные технологии в совокупности с балльно-рейтинговой системой и формирующим оцениванием целесообразно рассматривать как эффективный инструмент реализации компетентностного подхода на военных кафедрах. С позиций компетентностного подхода выпускник военной кафедры не только приобретает профессиональную квалификацию в соответствии с полученной военно-учетной специальностью, но и способен принимать решения в различных служебных и жизненных ситуациях [6, 7]. Введение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, позволяющих расширить возможности системы военного образования в области подготовки офицеров запаса, способствует формированию компетентностей, необходимых для будущего офицера запаса.
Мы предлагаем использовать пакет Moodle – Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) – система дистанционного обучения для создания учебных курсов преподавателями, обеспечивающая размещение в сети электронных учебных материалов, тестов, опросов, заданий с обратной связью, анкет и т.д. Информационно-коммуникационная среда Moodle специально создана разработчиками под модульную структуру, а также позволяет преподавателю с помощью контролирующих и коммуникационных элементов обнаружить пробелы в усвоении материала и разъяснить студентам наиболее сложные вопросы. Благодаря среде дистанционной поддержки обучения Moodle студенты не просто получают готовые знания, но и учатся их находить и занимать активную позицию в учебно-познавательной деятельности [8]. Среда Moodle ориентирована разработчиками и на максимально возможное использование активных методов обучения, позволяя организовывать занятия путем проведения дискуссий, бесед, консультаций, деловых игр и др.
На наш взгляд, важной особенностью сочетания очного и дистанционного обучения является наличие систематического «живого» контакта с преподавателем для эффективного информационно-мотивационного воздействия на учащихся. Внедрение дистанционных образовательных технологий повышает наглядность и качество представляемых учебных материалов, а также стимулирует к самостоятельной работе над теоретической частью дисциплины. Закрепление полученных знаний происходит при организации практических занятий на военной технике, способствуя более интенсивному усвоению теоретического курса.
Информационные технологии предлагают огромные дополнительные возможности в системе образования по размещению и обработке информации. Дистанционные технологии выгодно дополняют, развивают и расширяют традиционные формы занятий. С помощью дистанционных образовательных технологий осуществляется постоянный доступ обучающихся к учебному материалу, а со стороны преподавателя – проведение тестирований знаний, консультаций, обмен материалами и заданиями. Преимущества использования дистанционного обучения в качестве поддержки традиционных занятий очевидны. Благодаря ДОТ осуществляется переход от пассивного обучения к активному; от бумажного представления информации – к электронному; от группового подхода – к индивидуальному. Возникает новый источник информации – мировой Интернет-ресурс. Дистанционные образовательные технологии – это эффективный инструмент поддержки традиционных занятий. Совершенствование образовательных технологий и педагогических методик с позиций компетентностного подхода способствует повышению эффективности учебного процесса.
Таким образом, качество подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в гражданских вузах может быть повышено за счет разработки и реализации модели дистанционной поддержки учебных курсов с помощью использования балльно-рейтинговой системы и формирующего оценивания на основе компетентностного подхода.