Дивеево успенский храм мозаика
Красота из кусочков смальты
Около 6000 квадратных метров мозаики будет уложено в Благовещенском соборе Дивеевского монастыря. Построенный по завету батюшки Серафима на Канавке Божией Матери, этот храм станет не только самым большим в монастыре, но и самым красивым. Его стены и своды от низа до верха украсят мозаичные композиции, иконы и узоры из цветной, играющей множеством оттенков смальты. В таких масштабах мозаичные работы в России не велись со времен Киевской Руси, если не считать двух петербургских храмов: Спаса-на-крови и Исаакия.
Уже полностью готов нижний с шестью престолами Успенский храм, интерьер которого выполнен в византийском стиле и украшен мозаикой. А сейчас кипит работа по украшению мозаичными композициями в верхнем Благовещенском храме. Над созданием монументальной красоты сейчас трудятся более десяти мозаичных артелей, мастера собрались со всей страны. Сроки поставлены сжатые, надо уложиться в три-четыре года. Поэтому работа кипит с утра до ночи, и в храме, и в мастерских.
Заглянуть к мастерам
Создание мозаичных композиций — процесс творческий, трудоемкий и многоэтапный.
— Сначала мы делаем эскизы изображения, затем распечатываем их в крупные картоны и прикладываем к стене в храме: надо оценить, как они будут смотреться в общем интерьере, — рассказывает художественный руководитель мозаичных работ в Благовещенском соборе, преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии Анатолий Алешин. — Потом картон с эскизом сажаем на твердую основу, чаще фанеру, а уже затем накладываем на нее сетку, которая является одновременно и каркасом, и основой для выкладывания кусочков смальты.
Трудно удержаться, чтобы не заглянуть к мастерам. Их мастерские находятся в Дивееве, за чертой обители. Пока они занимают один дом, но уже возводится по соседству еще один, его также определят под мастерскую.
В светлых, с большими окнами комнатах одновременно работает три или четыре мастера. Они как художники — сидят за высокими мольбертами-треногами, на которых закреплены доски с эскизами мозаичных икон, покрытых сеткой. На рамах в нескольких местах — фотографии с разными фрагментами эскиза.
За одним станком мастер накладывает на небольшие участки эскиза похожий на известку клей, аккуратно распределяя его мастерком, за другим — мозаичист колет на кусочки пластинки из цветного стекла, так называемой смальты, третий мастер подбирает уже готовые кубики стекла и осторожно пинцетом сажает на клей в нужную ячейку сетки. Чтобы собрать лик, говорит один из мастеров, уходит полторы, а иногда и две недели.
Золотая, цветная, россыпью
Основной материал дивеевских мозаик — смальту — варят из непрозрачного стекла по специальным технологиям с добавлением пигмента. Но, конечно, делают это не сами мастера — ее покупают у российских производителей или у художников и архитекторов, у которых остались ее запасы с советских времен, когда она использовалась очень широко.
Красочная палитра смальт насчитывает более 10 000 оттенков. Для украшения фона, а также при изображении нимбов святых, сияния вокруг фигуры Христа, одежд Спасителя, Богородицы и ангелов используют золотую смальту, которую получают, заключив тонкую золотую фольгу (сусальное золото) между двумя слоями стекла. Эта технология получила название кантарели и была широко распространена на территории Византийской империи.
Смальта и камень занимают основное пространство мастерской. Материал для мозаики лежит в виде кирпичей на стеллажах, они разных цветов и толщины, россыпью в контейнерах, стаканах и тарелках на столах и подоконниках. Емкости с кусочками колотого камня и стекла стоят на подставках у мольбертов, а также на специальных пеньках, на которых их колют молотками. Шутка ли, чтобы выложить одну композицию, надо использовать сотни кубиков.
На стене и на станке
В древности работали сразу на стене, плитку укладывали на известковый раствор. Современные материалы, в первую очередь специальные клеевые составы, сегодня позволяют работать сначала в мастерских, где мозаичисты набирают композиции на станках, а затем уже в храме, где происходит монтаж образов на стену.
— В мастерской мы делаем основные фигуры, а элементы пейзажа: горки, палатки, деревья, а также угловые орнаменты, — набираем в храме, стоя на лесах, — уточняют мастера. — В храме можно отойти на большее, чем в мастерской, расстояние, посмотреть снизу, сравнить с соседними композициями, и только тогда, в окружении интерьера, о мозаике можно получить целостное представление.
Мозаичист Адриан Сурду выполняет фигуру апостола и евангелиста Луки, основу будущей композиции «Путешествие в Эммаус». Ему остается завершить стопы святого. По его словам, в работе с ликами, руками и ногами может понадобиться более 20 оттенков стекла или камня. Ведь в мозаике много общего с вышивкой. Чтобы создать живописную структуру, смягчить цветовые переходы, приходится использовать широкую палитру оттенков и полутонов. Благодаря тщательному подбору и сочетанию цветов и их оттенков создается мерцание смальты в храме. При богослужении свет часто меняется и перемещается — мозаика сразу откликается на эти изменения.
В иконописном каноне
На стадии эскизов, как уточнили мастера, они ориентируются на иконописные образцы Древней Руси X–XIV веков, а при работе с материалом — на итальянскую и византийскую мозаику. Связь с русской традицией в мозаике помогает передать иконописная база. Не случайно многие мозаичники в первую очередь иконописцы. Работая в технике мозаики, приходится прилагать немало физических усилий. Наверное, поэтому среди мозаичистов в основном мужчины. Смальтокол, купленный в Италии, приходится часто точить, менять детали, которые быстро ломаются: камни попадаются разной плотности, некоторые очень твердые, как гранит.
При создании мозаичных образов учитываются особенности зрительного восприятия: при одинаковом размере близкие предметы кажутся крупнее удаленных. Поэтому, садясь за работу, мастер учитывает, где будет расположена фигура или композиция в храме. Если на уровне глаз, то работа выполняется более тонкая, камни подбираются более мелкие. Первостепенное же правило для мозаичистов, как и художников-иконописцев, — молитва.
В ожидании литургии
В древности церковную мозаику комбинировали с живописью. Изначально предполагалось, что и в Благовещенском соборе будут и мозаика, и роспись. Однако со временем, в процессе обсуждения проекта интерьеров вместе с настоятельницей обители игуменией Сергией и священноначалием, созрело решение выложить мозаикой весь храм.
Благовещенский собор — единственный однокупольный храм в Дивеевском монастыре. Его венчает большой купол, и сверху, вторым ярусом, купол малый. Эта архитектурная особенность не позволила расположить в куполе крупный образ. Обычно в нем изображают Спаса Вседержителя, образы Божией Матери «Оранта», «Знамение» и другие. Поэтому было решено крупный образ изобразить в конхе, то есть полукуполе.
— В результате обсуждений с владыкой, матушкой Сергией и сестрами, в конце мы решили написать не Спасителя, как принято в италийских храмах, а Божию Матерь с Младенцем, — объясняет художественный руководитель работ. — Во-первых, храм находится в Четвертом Ее уделе, во-вторых, посвящен Божией Матери, в-третьих, находится внутри богородичной Канавки. Кроме того, такая иконографическая концепция свойственна русским храмам. Таким образом, Благовещенский собор будет отражать связь как с русской землей, так и с историей Дивеевской обители.
В куполе будет изображен Спаситель в окружении архангелов, в алтаре — святители, авторы литургии, а на стенах и сводах кроме общепринятых композиций появятся сцена обретения мощей преподобного Серафима и другие сюжеты, связанные с историей Дивеевской обители.
Выводы о том, получилась мозаика или нет, по словам Анатолия Алешина, делать еще рано. Мозаика — искусство монументальное, и смотреться композиция будет только после завершения всех работ, причем богослужение — непременное условие для оживления мозаики.
— Литургия — общее делание. Нам хочется, чтобы у молящихся возникло ощущение присутствия Церкви Небесной: Спасителя, Божией Матери, святых и ангельских сил. Если мозаика будет звучать вместе со службой, значит она удалась, — считает Анатолий Валерьевич.
Вкусить будущую красоту верхнего храма можно спустившись в нижний, где мозаичные работы полностью завершены. Пространство храма настолько насыщено декором, что дух захватывает от этой грандиозной красоты, искрящихся красок и восхитительного света. Видимо, то же самое, но в большем масштабе, ждет нас при соприкосновении с мозаикой храма верхнего — Благовещенского.
Марина Дружкова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Дивеево
Новый грандиозный прекрасный самый высокий собор в Дивеево был заложен в 2012 году. Еще сто лет назад батюшка Серафим указал место, где по наказу Богоматери надлежало построить храм.
Наконец, свершилось! Ныне собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы построен.
Известно, что преподобный Серафим Саровский от себя лично никогда никаких указаний не давал. Он передавал повеления Царицы Небесной. Постройка Благовещенского собора – живое современное свидетельство исполнения ее воли.
Сестры обители считают, что Благовещенский собор утверждает преемственность церковных традиций. Является символом опоры на непреходящие христианские ценности. И посвящен Благовещению, одному из двунадесятых праздников (12 важнейших, после Пасхи, праздников в Православии).
Праздник Благовещение Пресвятой Богородицы
Полное название Праздника – Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Благовещение Пресвятой Богородицы – Великий Праздник для православных христиан еще со времен апостолов. Окончательно ритуал праздника сформировался к 4 веку. Благовещение также значимо как Рождество Христово и Пасха. Празднуется 7 апреля по новому стилю (25 марта по-старому).
Слово «благовещение» означает добрую или благую весть. «Благовещение» – это и евангельское событие, и посвященный ему христианский праздник.
В Святом Писании рассказывается о том, к Деве Марии Богом был послан Архангел Гавриил. Архангел принес Марии благую весть о непорочном зачатии и рождении ею Сына Божьего. Событие описано Евангелистом Лукой.
По преданию апостол Лука написал и самую первую икону Богородицы. Предполагается, что Мария еще в земной жизни позировала иконописцу.
С праздником Благовещение связано много церковных традиций, также народных обычаев и примет.
В этот великий праздник священники в голубых облачениях. В Православии голубой цвет символ невинности, высшей чистоты и непорочности, символ Божьего чуда, цвет Богоматери.
Храмы украшают цветами. В цветочных композициях обязательно будут лилии. Белые и красные. Лилия – цветок Благовещения.
Белая – цветок Богородицы. Символ чистоты, совершенства и надежды на спасение. Красная – напоминание о крестных муках Христа. В предании рассказывается, что белая лилия, оплакивая страдания Спасителя за людей, от горя стала красной, цвета крови.
Храм благоухает. Царские врата и икона «Благовещение» на центральном аналое украшены цветочными гирляндами.
Царские врата – врата посередине иконостаса.
Иконостас – стенка, отделяющая алтарь от других частей храма; на ней ярусами расположены иконы.
Аналой – высокий столик, подставка для икон и богослужебных книг, центральный аналой стоит перед иконостасом.
Одна из самых трогательных традиций Благовещения – обряд освобождения птиц. На пороге храмов священники выпускают белых голубей.
Как символ благой вести от Бога и надежды на спасение. И просто это очень красиво. В Дивеево также возродили этот чудесный обряд.
Пушкин, в одном их своих стихов, нежно вспоминает эту традицию:
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Во время религиозных праздников, естественно и в день Благовещения, верующие большую часть времени посвящают молитве и посещению храма.
Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы» – один из самых почитаемых в народе. «Самый большой праздник у Бога», «Как Благовещение проведешь, так и весь год пройдет».
Ликует природа, вся Земля. И Ангелы радуются на небесах. Даже грешников в аду не мучают в наказание за грехи, дают им отдых.
Этот день всегда встречали и встречают с радостью. По возможности в новой красивой одежде. Накануне готовится вкусная еда. В традиции было качание на качелях, хороводы.
Благовещение – это еще и встреча весны. Время начала сельскохозяйственных работ. Считается, что сама Богоматерь засевает в этот день поля. Просит Сына своего дать людям хороший урожай.
А сколько народных примет связано с Благовещением! Нельзя разжигать огонь. Запрет на любую работу: «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Особенно не шить и не вязать: «Ангелы в нитях запутаются». Но желательно с утра до полуночи 34 раза назвать мужа «милый» – и весь год в семье будет мир и лад.
Люди верят, что на Благовещение «открывается небо». Из Рая прилетают птицы и приносят ключи от неба. Самое время просить Господа о прощении грехов. О наставлении для более правильной жизни. О здоровье и благополучии.
Весь праздник сопровождают птицы. Символ Благовещения – аист. Жаворонки – символ прихода весны. Белый голубь символизирует Святой Дух.
Пекут печенья в форме жаворонков. Раньше дети с «птичками-печеньями» в руках пели особые обрядовые песни «веснянки», призывая весну.
В благовещенские дни холили и лелеяли кур. Совершали разные действа, чтобы они были здоровы и хорошо неслись. Хозяева были особенно ласковы со всем скотом и домашними животными.
Особое значение народ придавал благовещенской просфоре. Издавна считают, что благовещенские просфоры наделены особой силой. Они могут исцелять. Делают скот сильным и плодовитым. Пчелы, прикормленные крошками просфор, будут давать много меда. Их привязывают к сеялкам для обильного урожая.
Просфора (на греческом «приношение») – это небольшой освященный круглый хлебец. Состоит из двух частей, символизируя двойную природу Христа – Божию и человеческую. Просфоры очень значимы в богослужении, когда совершается великое Таинство – превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню.
На Благовещенье с молитвой готовят и особую, благовещенскую, соль. Многие верят, что правильно приготовленная благовещенская соль лечит и предохраняет от заболеваний. Очищает жилища, приносит в семью благополучие.
Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Дивеево (новый храм)
Благовещенский собор стоит внутри Святой Канавки, ближе к ее концу. Архитектура собора близка к стилю «русское барокко». В этом же стиле возведен и Казанский храм в Дивеево.
Пропорции собора, росписи, внутренне и внешнее убранство – все исполнено глубокого смысла. По представлениям верующих красота собора прославляет Господа. Он зримое выражение любви и веры православных к Святой Троице и Божией Матери.
По преданию, пропорции Благовещенского собора определены самой Пречистой Девой в меру ее Пояса. И строить надо было не просто по его размеру. А так, чтобы в итоге сложилась сотница.
Воздвигнутый собор в ширину равен 20 поясам (24 метра), в длину 30 поясам (36 метров), а в высоту – 50 (60 метров!). Сложив все размеры (24+36+60), как раз и получим число 100.
А в монашестве «сто» – это так называемая «монашеская сотница». Сто молитв, которые, считая бусины, читают по четкам.
При постриге каждому православному монаху (монахине) дают четки. С ними никогда не расстаются. Православное монашество воспринимает четки как духовную защиту, «духовный меч». Четки замкнуты в круг. Круг – символ непрерывной молитвы.
Пояс Богородицы – древнейшая христианская святыня. Был соткан самой Девой Марией. Сейчас он храниться в монастыре на Святой горе Афон, в Греции.
Когда собор начинали строить случилось невероятное. Ковчег с Поясом Богородицы был привезен в Дивеево из Афонского монастыря и пронесен по Канавке.
До этого события, Пояс Божией Матери никогда на покидал святой Афон. Весь православный мир расценил это как чудо, как благословление постройки собора самой Царицей Небесной.
Во время строительства возродили старую традицию – пожертвования на «именной кирпичик». Тому, кто покупал кирпичик, выдавали «билет», в специальной книге записывали имя покупателя (можно было приобрести и в подарок). Имя писали и на кирпиче. И такие именные кирпичики становились частью храма, частью его стен.
Не огорчайтесь! И сейчас можно стать одним из благотворителей. Внести свой вклад в создание чуда красоты. Чтобы это сделать, надо приобрести специальный билет. Собранные средства идут на убранство собора, его украшение.
Собор не подавляет размерами, хотя по-настоящему, огромен. Разместиться могут около 2000 человек. По завершении в нем будет двенадцать приделов. Собор двухуровневый: верхний храм и нижний храм.
Этот роскошный собор одноглавый. Видимо поэтому, несмотря на размеры, выглядит изящным. Одноглавые соборы – большая редкость в русской храмовой архитектуре.
К собору ведет впечатляющая просторная лестница в три пролета. Такой архитектурный прием придает собору величественность и, одновременно, легкость.
Золоченный купол собора украшен объемными платиновыми звездами (звезды – на Руси традиционны для храмов, посвященных Богородице). Белоснежный цвет фасада оттеняют нежные кремово-бежевые декоративные элементы. Вход венчает мозаичная икона «Спас Нерукотворный».
Снаружи Благовещенский собор великолепно украшен. Несмотря на обилие декора, внешнее убранство церкви не перегружено. Многочисленные пилястры (выступ в стене, полуколонна), колонны, цветные декоративные вставки вписаны очень гармонично.
Лепнина в форме цветов и виноградных лоз, майолики (керамические плитки с узором, покрытые цветной глазурью) напоминают о райском саде. Храм кажется почти невесомым из-за большого количества окон по фасаду.
Обрамление собора также очень красиво. Сделано с любовью и со вкусом. На ступенях лестницы зеленые деревца. Белокаменные перила украшают изящные фонари «под старину» на высоких постаментах. Сами постаменты оформлены декоративными вставками.
Просторная площадь перед собором делает храм еще более величавым. Всё в зелени. Повсюду газоны, цветники, деревца.
Перед входом «Ангельский фонтан». Место для него выбрано не случайно. Ангелы как будто благословляют пройти по Святой Канавке.
Круглая мраморная чаша фонтана украшена миниатюрными цветниками. Над голубой водной гладью плещутся маленькие фонтанчики.
На «островках» среди воды стоят три ангела. Три белоснежные фигуры в человеческий рост. Лица ангелов одухотворены, радостны и прекрасны.
Но фонтан не просто необычен и красив. Он пронизан христианской символикой. У одного ангела в руках рыба, у другого вино (чаша), у третьего хлеб (сфера). Ангелы направляют нас мыслью к Библии в целом, и к Новому завету особенно.
Рыба – один из первых, возможно самый первый, символ христианства. Если фраза «Иисус Христос Божий сын Спаситель» написана на древнегреческом, то первые буквы каждого слова составят на греческом слово «рыба». Первые христиане в этом символе таинственно подразумевали Христа.
Кроме того, многие ученики Иисуса Христа были рыбаками. Христос их поэтически называет «ловцами человеков». Также мы вспоминаем о том, как Господь творит чудо в пустыне. Умножает количество еды, и насыщает более 4000 человек хлебом и рыбой.
Вода в христианстве символ очищения, обновления, освящения и крещения. В Раю из-под Древа Жизни вытекает ручей с живой водой. Воды Всемирного Потопа по велению Бога очистили мир от греха, обновили его.
Чин великого освящения воды совершается в храмах в праздник Крещения. Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа. Христос был крещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан.
Крещение – первое и важнейшее таинство Христианской церкви. При совершении таинства, ребенка или взрослого погружают в купель со святой (освященной) водой.
Вино упоминается в Ветхом и Новом завете более 200 раз. Первое чудо Христа – превращение воды в вино на свадьбе.
Но самое важное священное значение вина открылось на Тайной Вечере. Тайная Вечеря – последняя перед распятием трапеза Христа с ближайшими двенадцатью учениками, двенадцатью апостолами.
Хлеб в Православии также имеет символическое значение. Иисус Христос называл себя «хлебом жизни». Мы уже говорили о чуде приумножения хлебов в пустыне.
Но, как и с вином, главное – священное значение хлеба, то, которое открылось на Тайной Вечере. Во время трапезы Иисус Христос благословил вино и хлеб, сказав ученикам, что вино «есть Кровь Моя», а хлеб «есть Тело Мое». Христос открыл ученикам таинство причастия.
И доныне в церквях происходит священнодействие «Евхаристия» или «Святое Причастие», когда Божественные дары, освященные вино и хлеб, таинственным образом превращаются (пресуществляются) в Кровь и Тело Христа. Поедая их, христианин соединяется с Богом.
Евхаристия – главное Таинство Церкви. В нем осуществляется то, к чему призван христианин – единение с Господом.
Благовещенский собор состоит из двух храмов потрясающей красоты – верхнего и нижнего. В верхнем храме главный престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В нижнем храме главный престол в честь Успения Божией матери.
Внутреннее убранство обоих храмов изумительно. В каждом мозаичные иконы. Есть и писанные маслом в прекрасных окладах. Красивейшие светильники. Узорные полы.
На потолке и стенах мозаикой выполнены священные изображения. А также росписи и узоры, которые похожи на драгоценные ковры и ткани.
Царские врата – чудесные произведения искусства из мрамора с изящной резьбой и золоченного металла, с мозаичными иконами. На ажуре металлического кружева литые изображения Архангелов.
Пространство верхнего храма устремлено ввысь. В нижнем – потолок невысокий. Тем не менее, он не давит. Его поддерживают сводчатые арки, как в классической архитектуре русских каменных теремов.
Благовещенский собор уникален. Такого храма, украшенного мозаикой от пола до потолка, в России нет. Красота ошеломляет.
Попадаешь в какой-то необыкновенный мир. Наполненный красотой, переливами света и цвета.
Мозаики набирают из кусочков специально изготовленного стекла – смальты. Также драгоценных, полудрагоценных минералов.
Может быть использовано больше 20 оттенков одного цвета. Цвет в смальте «живой», ярко искрящийся или нежно мерцающий. Фоны мозаичных икон и узоров в Благовещенском соборе часто золотые.
Свет от лампад, свечей и из окон изменчив. Представьте, он попадает на мозаики. Они не только переливаются и искрятся разноцветьем. Фигуры на иконах, на фоне мерцающего золота, становятся объемными, оживают. Кажется, что приближаются к молящимся. Невероятное ощущение!
Когда собор будет полностью закончен, в верхнем и нижнем храмах будет 12 приделов. Уже сейчас многие приделы освящены и идут службы.
Придел – специально выделенная основная часть храма со своим алтарем.
Освященные приделы Благовещенского храма
Иконы Благовещенского Собора
Обо всех иконах собора в статье рассказать невозможно. Их очень много. Поэтому остановимся только на трех.
Икона «Спас Нерукотворный»
Это совершенно особая икона. Самый первый образ Христа. Согласно церковным преданиям, она не была написана. Лик Господа появился благодаря чуду.
«Нерукотворный» –не руками сделанный
Христос умылся и отер лицо платком. На нем проявился и сохранился его Божественный образ. Позднее, было написано много икон по этому Божественному образцу.
Перед иконой молятся с молитвой «Отче наш». Просят об исцелении, укреплении в вере, помощи в решении жизненных трудностей.
Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Эта икона, как и большинство икон, существует в разных списках – воспроизведениях первого чудотворного образа. Их детали могут отличаться, так как список не воспроизводит оригинал. Но суть, религиозный смысл всегда одинаковы.
Посланник Бога, Архангел Гавриил, приносит Деве Марии Благую Весть «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Дева избрана Господом для высокой миссии – рождения Спасителя.
Богословы считают, что это была первая добрая весть для человечества после «грехопадения». И именно эти слова мы произносим, читая богородичную молитву. Эту молитву еще называют «ангельское приветствие».
Все иконы исполнены глубокого смысла. Образы на иконах говорят с нами, если мы понимаем их язык. Не исключение и икона «Благовещение».
Архангел Гавриил (имя в переводе с древнееврейского «сила Божия») – один из высших небесных посланников. Приносит людям хорошие вести и открытые Богом знания.
На иконах «Благовещение» Архангел благословляет Деву Марию. У него в руках белая лилия (символ чистоты, цветок Богоматери), может быть и цветущая райская ветвь, пальмовая ветвь (символ мира) или жезл/посох (символ власти и небесного посланничества).
Дева Мария тоже изображается с различными религиозными символами. Они раскрывают одну из сторон ее земной жизни.
Богородица с прялкой и красной нитью. Этот образ отсылает нас к преданию, согласно которому Дева пряла красный занавес для Иерусалимского храма. Эта завеса впоследствии разодралась надвое в момент смерти ее сына. Красный цвет нити символ того, что из крови и плоти Божией Матери соткалась человеческая плоть Спасителя.
На других благовещенских иконах Мария изображена с книгой. Как указание на то что, находясь на обучении в храме, она многие часы проводила за чтением религиозных текстов.
Реже всего можно встретить икону, на которой Мария изображена с младенцем Иисусом в ее лоне.
Перед иконой «Благовещение» молятся об очищении от грехов, исцелении от бесплодия, о замужестве, о благополучии в семье. Лучше при этом читать специальные молитвы на Благовещение. Если не знаете – то богородичную молитву «Богородица, Дева, радуйся…»
Икона «Успение Пресвятой Богородицы»
Это удивительно красивая икона. Со многими образами и деталями. Икона посвящена переходу Богоматери в Жизнь Вечную.
Священные писания рассказывают, Богородица постоянно молила Сына взять ее к себе. И за три дня до ее кончины к ней явился Архангел Гавриил и принес ей весть о предстоящем успении и вознесении в Царство Небесное.
Последние дни земной жизни Пречистая Дева посвятила общению с близкими и прощанию с ними. Но не надеялась проститься с апостолами. Ведь они проповедовали в разных странах мира.
Мария попросила сына о помощи. Господь явил чудо: ангелы на облаках перенесли апостолов к Марии. Всех, кроме Фомы. Ему была уготовано другое.
Настал день и Мария приготовилась к встрече с Господом. Она лежала на смертном одре. Вокруг нее печально стояли апостолы.
Внезапно комната ярко осветилась неземным светом. К матери явился ее Сын Иисус Христос в окружении ангелов. И в этот момент Дева Мария мирно скончалась. Ее душа была принята Спасителем. Они вместе вознеслись в Небеса.
Именно этот момент отхождения души и принятие ее Господом изображен на иконе «Успение».
Тело Преблагой Девы похоронили в семейной гробнице. Как положено вход закрыли камнем.
На третий день после смерти Марии к апостолам присоединился Фома. Он сильно горевал, что не сумел попрощаться с ней. Для святого Фомы открыли гробницу.
И было явлено чудо. В гробнице не было тела, тронутого тлением. Она была пуста. Лежали только погребальные одежды. Стало понятно, что Матерь Божия воскресла и была взята на Небеса.
С Фомой произошло еще одно чудо. Утешая апостола, Преблагая сбросила ему с Небес свой Пояс.
Апостолы праздновали Воскресение и Вознесение Пресвятой Девы. Им было явление Богородицы, которая провозгласила «Я с вами». Человечеству был дан знак, Царица Небесная всегда рядом и оберегает каждого из нас.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы» по горизонтали разделена на две смысловые части: нижняя – земная скорбь, верхняя – радость, обещание бессмертия.
В центре изображения на ложе с покоится Дева Мария. Над головой Пречистой, нимб. Богоматерь укрыта пурпурной тканью. Сандалии пурпурного цвета (на ногах или сброшены).
Пурпур – указание на царственность. Перед нами уже Царица Небесная. Реже Богородицу изображают в короне со скипетром.
Вокруг ложа сгрудились скорбящие апостолы. Перед ложем горят свечи.
Свеча на иконе – символ божественного света, символ Христа как Света для мира. Свет – одно из имен Бога.
Рядом со смертным одром стоит Сам Спаситель. В руках он держит Душу своей Пречистой Матери. Над Господом и Богоматерью летают ликующие ангелы.
Душа – в образе спеленутого младенца с нимбом над головой. Это трогательный символ рождения в жизнь вечную, победа над смертью.
Вокруг Христа удлиненный овал; фигура вписана в него. Такой овал на иконах называется мандорла. С ним изображают только Спасителя и Пресвятую Деву.
Мандорла – это сияние, Божественный Свет. Говорит о том, что Спаситель пришел во всей своей Божественной Славе.
Иногда, на иконе изображают как ангелы возносят Богородицу к раскрытым вратам Рая. Нередко в верхней части иконы изображают, как Ангелы несут Апостолов на облаках.
Часто в верхней части мандорлы, обычно красным цветом, пишут шестикрылого Серафима.
Слово «серафим» в переводе с древнееврейского «пылающий», «огненный».
Серафимы самые близкие к Богу Ангелы. Они сжигают, обращают в пепел грешные помыслы и чувства.
Молитвы перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы» помогают верующим избавиться от страха физической смерти. Также можно обращаются с молитвенными просьбами об исцелении души и тела, укреплении в вере, избавлении от искушений. Чтобы получить уверенность в собственных силах. Просить о прощении грехов, чтобы попасть в Царствие Небесное