Для чего нужна музейная практика
Содержание и значение музейной практики
Музейная практика рассматривает музеи исторического и художественного направлений как предмет изучения будущих педагогов, воспитания их эстетического мировоззрения и приобщения к культурному наследию.
Назначение музейной практики состоит в том, чтобы приобщить студентов, будущих педагогов, к изобразительному искусству в стенах музеев и художественных галерей города, подчеркнуть коммуникативную роль искусства, научить пользоваться коллекционными материалами и экспозициями, понять высокую роль музея в формировании личности.
Некоторые полагают, что значение музейной практики состоит лишь в посещении выставок изобразительного искусства и в копировании мастеров и изучении техники письма (особенно в художественных вузах). Это не исключается, но только является частью общей подготовки преподавателя ИЗО в вузе.
Не менее важным представляется нам значение музейной практики для духовного развития личности будущего учителя, повышения общего уровня культуры. Разработанная нами программа курса музейной практики начинается в первом семестре с изучения искусства древних племен на материале археологических находок нашего края.
Как развитие музея начиналось с художественных коллекций (в Др. Греции, например, во дворцах, храмах, термах), так и изучение музеев целесообразно начать с собраний изобразительного искусства, с посещений экспозиций художественной галереи во втором семестре.
В умении осмысленно воспринимать прекрасное и вербально выразить свое эстетическое чувство также состоит значение музейной практики для студентов, которым предлагаются самостоятельные практические работы по написанию отзывов о выставке, обсуждению художественных работ с автором.
В будущем представляется возможным посещение галерей и музеев мирового значения с помощью сети Интернет, созданной в КГУ Фондом Сороса. Проведенное нами небольшое исследование вопроса о значении музейной практики для студентов выявляет необходимость в посещении музеев и галерей, чтобы общение с прекрасным стало насущной необходимостью, вошло в привычку у студентов и осталась навсегда тяга к музею как источнику мудрости, правды и красоты.
Введение. Содержание предмета «музейная практика» как дисциплины в обучении студентов следует из определения художественного музея
Содержание предмета «музейная практика» как дисциплины в обучении студентов следует из определения художественного музея. «Музеи художественные (от греч. museion – храм муз) – специальные научно-исследовательские и просветительские учреждения и заповедные зоны, в которых коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы художественной культуры». Социально-эстетические функции музейного искусства многообразны. Музеи создают фонды художественной культуры, предоставляют материалы для ее изучения, обогащают внутренний мир человека, формируют его вкусы, создают особую атмосферу духовного общения с прошлым и современниками. Музеи – хранители ценностей прошлого, без которых нет будущего культуры.
Целью музейной практики является ознакомление с организацией музейного дела, осмысление роли музеев в научно-исследовательской и практической деятельности конкретных людей предприятий, учреждений, целых регионов.
Задачи музейной практики:
1.Закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения курсов «Основы музееведения», «Источниковедение» и других исторических дисциплин.
2.Изучение структуры, организации, методов руководства и особенностей функционирования музеев.
3.Освоение новых технологий в области учета, хранения, использования музейных фондов.
4. Овладение навыками эффективного поиска данных по конкретным проблемам, основными приемами источниковедческого анализа документальных материалов.
5. Формирование профессиональных и личностных качеств специалиста, необходимых для научной, практической и организационной деятельности.
Музейно-краеведческая практика позволяет студентам адаптироваться к реальным условиям профессиональной деятельности и сформировать свои практические и исследовательские интересы. В процессе прохождения практики студент приобретает навыки (компетенции), направленные на закрепление теоретических и практических знаний, полученных во время обучения и необходимых для дальнейшей работы по выбранной специальности. После прохождения практики студент, получивший зачет, сможет разбираться в многообразии музейных, краеведческих, экскурсионных и выставочных организаций Санкт-Петербурга, будет иметь представление о различных музейных специальностях и всем спектре направлений деятельности музеев: научной, организационной, выставочной, экскурсионной, реставрационной, и др.; приобретет начальные навыки работы в музее по одной/двум выбранным специальностям.
Музейная практика
Музейная практика является самостоятельной (для студентов набора от 2019 года) или частью совмещенной музейно-археологической практики. Основной ее целью является обретение компетенций при работе с музейными фондами и коллекциями. За время прохождения студенты получают возможность ознакомиться с огранизационной структурой и содержанием фондов и экспозиций музеев города и освоить методы музейной и музееведческой работы, перенимая опыт сотрудников ведущих учреждений города.
Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа
Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая Деревня» в Санкт-Петербурге является уникальным и современным учреждением. Там расположенны отделы западноевропейского искусства, истории русской культуры, Востока, археологии Восточной Европы и Сибири и Лаборатория научной реставрации станковой живописи. Студенты проходящие практику здесь имеют возможность не только ознакомиться с уникальными экспозициями, но и узнать о новейших технологиях, используемых в музейных пространствах.
Студентам организуются подробные экскурсии для ознакомления с коллекциями музея, а в качестве практической части они занимаются сортировкой и склейкой находок, а также их сканированием, фотографированием и маркированием.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) является одним из старейших этнографических музеев с уникальной коллекцией, насчитывающей более миллиона экспонатов со всего света. Студентам предоставляется возможность ознакомиться с особенностями экспозиции, организацией работы и способами работы с музейными архивами, материальными и онлайн коллекциями.
Студенты работают группами в разных отделах Кунсткамеры: с музейной экспозицией (проект «365 диковин Кунсткамеры») — материальной и онлайн коллекцией, в библиотечном отделе и в архиве, где получают опыт работы в музее наряду с другими сотрудниками.
Альтернативные варианты прохождения практики
Как и с каждым видом практики, студенты имеют возможность самостоятельного поиска организации, где они ее могут пройти. Кроме того рукодовство образовательной программы стремится к расширению сотрудничества с музеями, организуя новые опции.
Музей становления демократии им. Анатолия Собчака
Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака во дворце князей Белосельских-Белозерских был местом проведения музейной практики в 2017 году.
Музей обороны и блокады Ленинграда
Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграды, основанный после снятия блокады, был одним из первых музеев, посвещённых истории Второй мировой войны.
Студенты, проходившие практику в данном музее в 2018 году, получили опыт работы в секторе учета: приёма музейных предметов, систематизации музейных предметов, проверки наличия музейных предметов и коллекций и контроль за состоянием сохранности произведений, режимом хранения и своевременной консервации и реставрации музейных предметов.
В 2018 году две студентки приняли участие в организации ежегодного военно-исторического фестиваля «Ивангородский рубеж» в качестве музейной практики.
Новостные материалы о музейных практиках
Пишем отчет по музейной практике: что это такое, порядок написания и оформления
Музейная практика представляет собой специфический процесс подготовки специалистов в сфере туризма, а также по таким направлениям подготовки, как история, регионоведение, работников сферы культуры и искусства и пр. Чаще всего данный блок предусмотрен в подготовке учащихся исторического факультета.
Музейная практика представляет собой специфический процесс подготовки специалистов в сфере туризма, а также по таким направлениям подготовки, как история, регионоведение, работников сферы культуры и искусства и пр. Чаще всего данный блок предусмотрен в подготовке учащихся исторического факультета.
Что это такое?
Наименование практического блока «музейная практика» говорит само за себя. Учащиеся будут на протяжении определенного периода времени работать в музее, обретая конкретные навыки:
Нередко студенты понимают, что работа в музее не так проста и скучна, как это кажется на первый взгляд. Многие из учащихся принимают решение заняться научной деятельностью, стать музейным сотрудником и пр.
Музейная практика длится в среднем 14-21 день, на протяжении которых практиканты не только работают в культурном центре, но и выполняют поручения от кафедры, обретают первый практический опыт, а также оформляют соответствующий отчет.
Особенности прохождения музейной практики
Музейная практика специфична не только по условиям ее реализации – исключительно в музее, специальной галерее искусств и пр. Процесс прохождения практики предполагает поэтапное погружение молодого специалиста в профессиональную деятельность. Обретение всех необходимых качеств возможно в краеведческих музеях, картинных галереях, экспозиционных выставках, художественных (тематических и общих) выставках и галереях искусств и пр.
Цель музейной практики – приобщить студентов к искусству, привить им навыки по «переводу» творческого языка на понятные всем сленг и манеры, описать и рассказать историю искусства, привить креативные и иные способности посетителям и пр. Прохождение практики непосредственно для молодого специалиста играет ведущую роль. Ведь именно здесь он может обрести ключевые умения: ценить искусство, делиться впечатлениями и знаниями с окружающими, исследовать творческую среду, развить определенные качества, сформировать полноценную и всесторонне развитую личность и пр.
Подбор места практики для студентов исторического факультета
Подбор места для прохождения практики с учетом требований образовательной программы возможен двумя способами: студент сам ищет подходящую организацию или пользуется «распределением» от СУЗа/ВУЗа. Чаще всего объектом исследования становится местная галерея искусств, музей и пр. Притом практикант должен не просто описать «будни музейного работника», но и тщательно изучить один из экспонатов, проведя его анализ, «экспертизу», конкретизировав работу с ним и пр.
Проходить музейную практику можно не только в городе или регионе, на территории которого располагается образовательное заведение, но и в иных местах. На сегодняшний день с радостью принимают практикантов следующие заведения:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В каждом музее, галерее будут действовать собственные правила и порядок прохождения практики с учетом требований образовательной программы. Практикантам важно тщательно с ними ознакомиться.
В процессе прохождения данного практического рубежа необходимо не только выполнять прямые рабочие обязанности, но и формировать соответствующий документ – отчет.
Отчет по музейной практике: понятие и порядок написания
Отчет по музейной практике представляет собой грамотно структурированный материал, который подробно распишет основные моменты прохождения практики, ключевые занятия и мероприятия, обретенные навыки, проблемы в подготовке специалиста, а также покажет исследовательские способности учащегося.
В структуре этого документа выделяют:
Средний объем отчета по музейной практике достигает 20-40 страниц печатного текста с учетом всех оформительских параметров. Документ редко проверяется на уникальность, но в некоторых Вузах устанавливают процент оригинальности текста на уровне 60-70%. Выпускники нередко используют данные из этого файла в качестве основы ВКР (аналитический раздел, вторая глава).
Для проведения анализа экспоната целесообразно прикладывать его фото, делать сравнительные таблицы, схемы и пр. В отчете должна содержаться не только текстовая составляющая, но и графическая. На все приложения должна присутствовать ссылка или сноска в основной части. Текст изложения мыслей автора должен укладываться в рамки академического письма, а также учитывать принципы логичности, последовательности и читабельности.
Защита отчета по музейной практике проходит очно в виде небольшого выступления перед экзаменаторами, в числе которых могут присутствовать не только научный руководитель и декан, но и представитель организации (на базе которой студент проходил практику).
На отчете по практике должны стоять подписи руководителей (от СУЗа/ВУЗа и предприятия) а также «мокрая» печать музея, заверяющая факт прохождения практики и работы учащегося.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Музейная практика: как проходит и как написать отчёт
Обучение на историческом факультете — это не только лекции педагогов о разных эпохах, но и практика, которая позволяет приобрести реальные профессиональные навыки. Мы уже писали об археологической практике, которая обычно проводится после первого курса, а теперь расскажем о том, как проходит музейная практика и как получить за неё высокую оценку.
Учиться на отлично студентам любых образовательных программ поможет наш телеграм-канал с полезными советами и крутыми лайфхаками. А канал со скидками и акциями создан для тех, кто привык расходовать деньги рационально.
Что можно делать на музейной практике
Основная цель этого вида практики — познакомить студентов со спецификой музейного дела. За несколько недель студенты научатся:
Работа с фондами музея и изучение отдельных предметов — одна из самых важных задач учебной музейной практики. Учащиеся узнают, в каких условиях хранятся экспонаты, какого ухода требуют.
Инвентаризация предусматривает создание специальных инвентаризационных карточек и проверку состояния экспонатов. Обычно в ходе практики студенты проводят инвентаризацию одного отдела: это длительный процесс и на весь музей просто не хватит времени.
Не менее важной сферой деятельности является подготовка отдельных выставок. Здесь особенно важно правильно выбрать экспонаты, расположить их в логической последовательности, продумать пояснительные тексты (тут помогут теоретические знания о конкретной эпохе).
Проводить экскурсии студентам обычно разрешают на финальной стадии практики: куратор должен быть уверен, что учащийся хорошо знает выбранный исторический период, сможет ответить на вопросы посетителей.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Для студентов-историков музейная практика по сути является производственной
Музейная практика: отчёт студента
После завершения практики студент должен представить на профильную кафедру отчёт. В него входят следующие части:
Это приблизительная структура отчёта по музейной практике на историческом факультете. В этом документе студент должен указать, чем он занимался в ходе практики и дать характеристику базе практики: отметить особенности организации конкретного музея, кратко описать его фонды и самые ценные экспонаты, текущие выставки.
Правила оформления отчёта по музейной практике можно найти в методических указаниях. Обычно это стандартные параметры:
Написать дневник по музейной или педагогической практике, а также подготовить любую другую учебную работу помогут специалисты студенческого сервиса. Им можно доверить всё: от лабораторной до диссертации.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.