Дневник практики в женской консультации образец
Производственная практика по акушерству «Помощник врача стационара»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Производственная практика по акушерству
«Помощник врача стационара»
Методическое пособие для студентов медицинского факультета НИУ «Белгородский государственный университет», обучающихся по специальности 060101 «Лечебное дело»
Зав. кафедрой акушерства и гинекологии, д. м.н., профессор ; доцент кафедры к. м.н. .
Белгород – 2012
В учебно-методическом пособии отражены цели и задачи практики, обязанности ассистентов и базовых руководителей во время прохождения производственной практики, даны образец ведения дневника, перечень практических навыков, которые должен освоить студент при работе в женской консультации, отделении патологии беременных, родильном блоке, послеродовом отделении и отделении новорожденных, отчет по производственной практики по акушерству, требования и темы к УИРС, тренировочные ситуационные задачи, рекомендуемая литература.
Кафедра акушерства и гинекологии, Белгород, 2012.
Основные цели производственной практики по акушерству
1. Проверка и закрепление знаний, полученных студентами по основным разделам физиологического, патологического и оперативного акушерства.
2. Закрепление знаний по оказанию неотложной помощи матери и новорожденному при нормальных и патологических родах, а также в экстремальных ситуациях.
3. Освоение новых методов диагностики, профилактики и лечения осложнений беременности, родов и послеродового периода.
4. Дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, полученных в процессе обучения на кафедре акушерства и гинекологии.
5. Углубление знаний по принципам организации службы родовспоможения в условиях города и района.
Основные задачи производственной практики по акушерству
1. Приступая к производственной практике каждый студент должен помнить, что специалист формируется к процессе его собственной деятельности, поэтому общая эффективность практики в конечном итоге зависит oт активности каждого студента, его желания научиться работать, познать новое и закрепить ранее приобретенные теоретические знания.
2. Студент обязан помнить и неукоснительно выполнять правила этики и деонтологии в акушерстве и гинекологии :
а) показывать пример чуткого и внимательного отношения к беременным, роженицам, родильницам, гинекологическим больным и их родственникам;
б) внушать пациенткам уверенность в благополучном исходе родов или операции, в выздоровлении и хорошем исходе при заболеваниях;
в) соблюдать профессиональную этику во взаимоотношениях с персоналом роддома и женской консультации;
г) уделять особое внимание сбору анамнеза у пациенток, ведению медицинской документации и сохранению врачебной тайны.
4. Студент должен так же:
а) Ознакомиться со структурой, принципами организации, условиями работы медицинского персонала и врачей в данном базовом учреждении, изучить основные качественные показатели его работы;
б) закрепить навыки и освоить методы обследования беременных, рожениц, родильниц, новорожденных и гинекологических больных;
в) научиться правильно оформлять медицинскую документацию (форма NN 111- у, 113- у, 25- у, 30- у, справок, листов нетрудоспособности и т. д.);
г) закрепить навыки ведения нормальных и патологических родов, первичного туалета новорожденного, обезболивания родов и малых операций;
д) освоить и проводить профилактику осложнений беременности, родов и послеродового периода, периода новорожденности, а так же послеоперационного периода;
е) овладеть умением проведения групповых и индивидуальных бесед с женщинами в различных отделениях лечебного учреждения;
ж) развивать навыки исследовательской работы, научиться анализировать и обобщать полученные данные, делать соответствующие выводы
Обязанности студента во время прохождения практики
1. Студент обязан прибыть на базу практики за один день до ее начала (начало практики определяется приказом ректора НИУ «БелГУ»).
2. Студент должен иметь санитарную книжку с результатами анализов крови на ВИЧ и RW, бактериологического содержимого зева и носа, данными флюорографии органов грудной клетки, заключение терапевта и зубного врача. При себе иметь чистый халат, хлопчатобумажное белье, колпак, маску, сменную обувь, дневник практики. На первой странице дневника записывается график работы по отделениям.
Программа предусматривает несколько видов работ:
I. Работа в отделениях родильного дома (перинатального центра) (72 часа);
1) отделение патологии беременных (24 часа);
2) родовой блок (24 часа);
3) послеродовое отделение
(отделение совместного пребывания «мать и детя») (12 часа);
II. Дежурства в родильном доме (перинатальном центре) (24 часа).
Ежедневное время работы (6 часов) рекомендуется распределить следующим образом:
8утренняя конференция врачей;
9встреча с руководителем базы, получение задания;
9работа в отделениях;
14отчет руководителю практики;
20дежурство (1 раз в неделю).
3. Студент должен полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики.
4. Пропуски рабочих дней практики (по уважительным причинам) отрабатываются по согласованию с базовым и вузовским руководителями практики.
5. Студент делает ежедневные записи в своем дневнике практики о характере выполненной работы, регистрирует объем работы в отчете по производственной практике по акушерству, представляет указанные документы для проверки руководителю практики.
6. По окончании практики студент представляет вузовскому руководителю практики письменный отчет, дневник, характеристику базового руководителя, сдает в присутствии обоих руководителей зачет по итогам практики.
7. Производственная практика является обязательной для всех студентов 4 курса. Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательную характеристику из ЛПУ или неудовлетворительную оценку при сдаче итогового зачета, отчисляются из университета.
Содержание практики
РАЗДЕЛ I
СХЕМА ДНЕВНИКА В ОПБ
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Принимал участие в утренней конференции. Совместно с врачом делал обход 5 беременных (палата N. ), самостоятельно определил срок беременности у 2 женщин по следующим данным (последняя менструация, первое шевеление, объективное обследование). Ознакомился с данными 5 историй болезни, анализами, заключениями специалистов, присутствовал при ультразвуковом исследовании 5 беременных (определение срока гестации, признаком жизни плода, местонахождение плаценты и т. д.). Из обследованных беременных заслуживают особого внимания две беременные.
Пример первобеременная Н., 30 лет, срок беременности 36 недель, тазовое предлежание, беременность осложнилась с 32 недель гестозом, АД в пределах 140/90 и 130/80 мм. рт. ст, В моче следы белка. Проводится интенсивная терапия гестоза. Планируется кесарево сечение по сочетанным показаниям. Под руководством врача назначил лечение беременной Н.
Прочитал лекцию на тему «Гигиена беременных».
Подписи студента и ответственного врача.
В ОПБ возможно проведение УИРС на темы: «Анализ работы ОПБ», «Анализ эффективности лечения беременных с гестозами, анемией, невынашиванием», рецензирование индивидуальных карт и т. д.
РАБОТА В РОДИЛЬНОМ БЛОКЕ (24 часа).
Ознакомившись с методами работы врачей родблока, методами обследования рожениц, правилами асептики у антисептики, участвует в обходе рожениц и родильниц. Самостоятельно проводит общеклинические методы обследования рожениц и родильниц, под руководством врача проводит влагалищные исследования, ставит диагноз, прогнозирует роды, составляет планы родов, оформляет документацию (историю родов, историю развитии новорожденного, справку о рождении, журнал родов и т. д.).
1) Глубокое и равномерное дыхание. Вдох через нос. Выдох через рот.
2) Равномерное поглаживание кожи низа живота обеими ладонями. Вначале пальцы рук располагаются у средней линии живота, при вдохе направляются в стороны, кзади и слегка кверху, при выдохе руки возвращаются в исходное положение. Следует помнить, что продолжительность схваткисекунд. За это время надо выработать такой ритм дыхания и темп поглаживания, чтобы осуществить 5-6 поглаживаний.
3) Ритмичное надавливание большими пальцами рук на область выступающих костей и одновременное ритмичное глубокое дыхание.
4) Поглаживание поясницы, переходящее в легкий массаж, значительно ослабляет болевое ощущение. Следует научить женщин выполнять этот довольно легкий и распространенный прием с одновременным ритмичным глубоким дыханием. Наблюдая в первом периоде родов за характерам схваток, студент может проследить и за эффективностью физиопсихопрофилактической подготовки, аутотренинга и самомассажа.
Во втором периоде родов студенты могут освоить и проводить пуден-дальную новокаиновую анестезию, использовать трилен и закись азота с целью обезболивания. В третьем периоде родов и раннем послеродовом периоде осваиваются и применяются анестезиологические пособия по показаниям.
В первый день работы в родблоке студент проводит наблюдение за роженицами во все периоды родов, следит за характером схваток, продвижением головки, сердцебиением плода, определяет степень раскрытия шейки матки ( совместно с врачом), делает записи дневников в истории родов, принимает участие в подготовке рожениц ко второму периоду родов. По согласованию с врачом, соблюдая правила асептики, студент совместно с акушеркой проводит второй и третий периоды родов. Самостоятельно оказывает пособие по защите промежности, предварительно освоив основные приемы:
1) препятствие преждевременному разгибанию головки;
2) уменьшение напряжения промежности;
3) регулирование потуг;
4) выведение головки вне потуг;
5) осторожное освобождение плечевого пояса и туловища.
Во время ежедневной работы в родблоке, студент под руководством акушерки осваивает и затем ведет самостоятельно роды, преимущественно у повторнородящих, обучается внутреннему акушерскому исследованию, определению готовности шейки матки к родам, осмотру шейки матки в зеркалах, зашиванию разрывов и разрезов промежности, методам борьбы с кровотечениями, аномалиями родовой деятельности. Совместно с врачом оказывает ручное пособие при тазовых предлежаниях, участвует в оперативных пособиях, руководствуясь прилагаемым перечнем практических навыков.
В конце каждого дня оформляется дневник с указаниями проделанной работы.
В родблоке студенты могут провести УИРС по следующим темам «Анализ родов у женщин с гестозами», в «группах риска по невынашиванию», кровотечению, анализ исходов операций, тактика ведения родов при тазовых предлежаниях» и т. д.
СХЕМА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА В РОДБЛОКЕ.
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Присутствовал на утренней конференции. Прослушал отчет о дежурстве. За сутки было 10 родов, доложено об их особенностях.
Обучил двух женщин приемам обезболивания. Знакомился с правилами асептики в родблоке.
Участвовал в утренней конференции, прослушал отчет о дежурстве. Выступил с обзором литературы по гестозам. Совместно с врачом сделал обход в предродовой палате. Осмотрел 6 рожениц в первом периоде родов. Самостоятельно всем пациенткам измерил АД на обеих руках, определил пульс и температуру. Измерил окружность живота, высоту дна матки. Определил сердцебиение плода и местонахождение головки.
Произвел тазоизмерение у роженицы (Ф. И.О.), определил размеры головки плода, степень соответствия размеров головки и таза, признак Вастена, который оказался положительным (после отхождения околоплодных вод). В связи с этим пересмотрена тактика ведения родов в пользу абдоминального родоразрешения.
Роды закончены операцией кесарева сечения. В данной операции участвовал в качестве второго ассистента. Оформлял под руководством врача историю родов, описывал операцию. Участвовал в переводе родильницы в послеродовое отделение.
РАБОТА В ПОСЛЕРОДОВОМ ОТДЕЛЕНИИ
(отделении совместного пребывания «мать и дитя»)
Студент знакомится с порядком работы послеродового отделения. Курирует родильниц человек. Изучает их истории родов, анализы, характер осложнений. Совместно с врачом делает обход в палате, наблюдает за общим состоянием, течением послеродового периода, обращает внимание на состояние молочных желез и характер лактации, инволюцию матки, лохии. Проводит профилактические мероприятия, например, при угрозе трещин сосков. Назначает лечение совместно с врачом. Проводит беседы, назначает комплексы ЛФК. Оформляет документацию. (При общении с беременными, родильницами и гинекологическими больными следует особое внимание уделять деонтологическим и этическим аспектам, уметь хранить врачебную тайну.)
Работая в отделении, студент усваивает принцип цикличности заполнения палат. Знакомится с работой отделения совместного пребывания родильниц и новорожденных. Изучает показания и противопоказания для госпитализации в обсервационное послеродовое отделение. Заполняет документацию.
СХЕМА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Присутствовал (участвовал) на утренней конференции. Сделал обход 15 родильниц. Измерил у них температуру тела, АД, пульс. Контролировал характер лохий.
Обучил трех женщин уходу за грудными железами, правилам сцеживания молока. Обработал у 4 родильниц швы на промежности, снял швы у двух. Заполнил 3 обменные карты, выписки из роддома для женской консультации, детской поликлиники, справки в ЗАГС. Провел 3 беседы о контрацепции.
РАБОТА С НОВОРОЖДЕННЫМИ
Знакомятся с подготовкой и выпиской детей. Заполняют документацию. Вся проделанная работа должна быть отражена в дневнике.
В отделении новорожденных возможно проведение УИРС по темам: «Влияние кесарева сечения на новорожденных», рецензия на истории развития новорожденных, анализ состояния недоношенных новорожденных, анализ перинатальной патологии за определенный период, влияние экстрагенитальной патологии матери на новорожденных и т. д,
НОЧНЫЕ ДЕЖУРСТВА (24 ЧАСА)
1. Приходя на дежурство, студент должен представиться ответственному дежурному врачу и работать под его руководством.
2. Участвовать в обходе больных, заслуживающих внимания дежурного врача.
3. Участвовать в приеме вновь поступающих беременных, рожениц и родильниц, обследовать их и заполнять необходимую документацию под контролем дежурного врача.
4. Принимать роды и производить туалет новорожденного совместно с акушеркой и дежурным врачом.
5. Принимать участие в оказании экстренной помощи беременным, роженицам, родильницам, новорожденным и гинекологическим больным.
6. Под руководством ответственного дежурного врача студент готовит отчет с подробным анализом наиболее сложных случаев по дежурству и докладывает на утренней врачебной конференции или перед руководителем практики.
Студенту разрешается нести дежурства в роддоме по собственному желанию, свыше необходимых 24 часов.
Дневник производственной практики по акушерству и гинекологии студента 4 курса Чувашский государственный университет имени (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 |
производственной практики по акушерству и гинекологии
« __ » группы ______________________________________________________
Место производственной практики____________________________________
Город ____________________________ район___________________________
Время производственной практики по циклу акушерства и гинекологии
С «______» ________________20_____г.
По «_____» ________________20 ____г.
Дневник производственной практики, заверенный руководителями учреждений, где проводилась практика, должен быть сдан в деканат не позднее 05 сентября.
Дневник является основным документом производственной практики студента 4 курса, дневник должен заполняться ежедневно и заверяться руководителями практики лечебного учреждения.
Составитель: к. м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО АКУШЕРСТВУ И ГИНЕКОЛОГИИ
Студент работает в родильном доме и женской консультации.
В родильном доме (родильном отделении) во время ежедневной работы и дежурств студент практически знакомится с санитарной обработкой и подготовкой рожениц к родам.
В родильном доме студент должен:
– провести не менее 6 ночных дежурств;
– провести обследование поступающих рожениц, собирает анамнез, производит общее обследование, наружное акушерское исследование и тазоизмерение, исследует мочу на белок, измеряет артериальное давление и т. д.;
– заполнять и вести историю родов;
– под руководством врача обучиться важнейшим манипуляциям (внутреннее акушерское исследование, техника разрыва плодного пузыря, зашивание разрывов промежности первой и второй степени, выскабливание полости матки при неполных выкидышах – до 3 месяцев, ручное обследование полости матки и отделение последа при родах, ручное пособие при тазовом предлежании), операциям – наложение выходных щипцов, классический поворот на ножку при первичном положении у многорожавших.
Помимо дежурств в родильном доме, студент должен проработать 6 дней в послеродовой палате с целью ознакомления с принципами ведения послеродового периода.
В послеродовой палате студент работает в качестве палатного врача:
– осматривает родильниц (измерение температуры, пульса, контроль за сокращением матки, оценка количества и качества лохий, осмотр промежности, обучается уходу за молочными железами, проводит взятие лохий для исследований, уборку родильниц, сцеживает молоко, делает массаж груди, выписывает родильниц);
– по согласованию с лечащим врачом делает назначения и выполняет соответствующие лечебные и иные манипуляции;
– изучает период новорожденности и уход за новорожденным, делает перевязку пуповины, проводит офтальмобленорреи, изучает порядок питания новорожденного;
– проводит санитарно-просветительные беседы с родильницами.
В женской консультации студент должен провести не менее 6–8 амбулаторных приемов беременных и гинекологических больных. Он оформляет больничные листы и другую документацию.
Под контролем врача студент собирает анамнез, производит наружное и внутреннее исследование, тазоизмерение, осмотр шейки матки с помощью зеркала (в необходимых случаях), определяет срок беременности, изучает ранние признаки беременности, определяет членорасположение плода, участвует в определении и выдаче отпусков по беременности, дает советы беременным и проводит профилактику токсикозов беременности.
Студент проводит санитарно-просветительскую работу среди беременных и женщин, посещающих консультацию, делает не менее 2 патронажных посещений на дому у беременных, принимает участие в работе школы материнства при женской консультации, присутствует на приеме в социально-правовом кабинете, участвует в психопрофилактической подготовке беременных женщин к родам.
по заполнению дневника производственной практики студента IV курса
Дневник должен отражать всю работу, проделанную студентом в процессе производственной практики.
Каждый клинический раздел должен содержать следующие данные:
2. Ежедневные итоговые цифровые показатели работы раздельно по стационару и по поликлинике.
3. Перечень курированных больных.
4. Отчет о практике по данному циклу.
5. Характеристику и оценку работы студента зав. отделением.
Дневник работы в стационаре и поликлинике (женской консультации) ведется в свободном изложении каждый день. Он должен отражать основное содержание рабочего дня с описанием наиболее ярких и поучительных моментов работы (диагностические трудности, операции, впервые проделанные манипуляции, уход за тяжело больными, профилактическая работы и др.).
Помимо дневника, студент ежедневно заполняет таблицы, учета практических навыков в стационаре и поликлинике с подведением итога в конце цикла в соответствующей графе. В процессе практики студент на специальной странице составляет перечень всех курированных больных в стационаре.
Зав. отделением, врач поликлиники (женской консультации) ежедневно визируют подписью дневник и таблицу учета практических навыков.
По окончании практики студент составляет краткий отчет о проделанной работе за цикл, в котором необходимо отразить следующее:
1. Краткое описание стационара (отделений), операционно-перевязочного блока, организацию работы в них, характеристику контингента больных, наличие лабораторных кабинетов, спец. коек.
2. Характеристику оперативной деятельности отделений, формы и степень личного участия студента в ней, диагностическую и лечебную работу отделений.
3. Характеристику и объем работы в поликлинике.
4. Характеристику и объем работы во время суточных дежурств. Работу по неотложной помощи.
5. Участие в конференциях (выступление, демонстрация больных, доклады).
6. Перечень проработанной литературы.
По окончании всей практики студент составляет общий отчет, включающий в себя:
1. Суммарные цифровые данные по основным показателям работы в соответствующей таблице.
2. Описательную часть.
В описательной части студент отражает следующее: подготовленность студента к началу его самостоятельной врачебной деятельности; какие выявились пробелы в его подготовке (методике обследования, знаний рецептуры и т. д.); насколько производственная практика расширила его диагностические возможности и обеспечила приобретение практических навыков; характеристику проведенной профилактической работы за весь период практики, ее положительные стороны и трудности, встретившиеся в процессе ее осуществления; общее заключение и пожелания.
По окончании практики главный врач больницы дает оценку работы студента и составляет на него отзыв, включающий производственную характеристику и дисциплину студента, его поведение в коллективе, в быту, а также достиг ли студент врачебного контакта с больными и правильных взаимоотношений с медицинским персоналом и т. д. Отзыв за подписью главного врача скрепляется, печатью на отдельном листке.
Ассистент, доцент – руководитель производственной практики составляет заключительную характеристику, которая заносится в дневник.
К дневнику прилагаются заверенные справки о прочитанных лекциях и конспекты этих лекций.
Общая оценка всей производственной практики (с проставлением этой оценки в зачетную книжку) осуществляется ассистентом (доцентом), который руководил практикой данного студента.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО АКУШЕРСТВУ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОСВОЕНИЮ В ПЕРИОД ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ