Догадка и смекалка не хуже разума смысл

Догадка не хуже разума

Пословица про оплошность и расторопность:

Догадка не хуже (дороже, лучше, стоит) разума.

Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл

Смысл пословицы

Смысл этой пословицы можно понять исходя из того, что она про оплошность и расторопность. Дополнительную информацию можно почерпнуть из описания похожих пословиц и выражений.

Похожие пословицы и выражения

Пословицы отмеченные звёздочкой Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смыслсодержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.

Смотрите все пословицы про оплошность и расторопность Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл

Скачать пословицу

Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.

Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл

Задать вопрос

Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.

Источник

«Каша из топора» — анализ русской народной сказки

Подробный разбор и анализ сказки «Каша из топора» показывает, что сюжет произведения учит быть находчивыми, выходить из различных ситуаций и с юмором относиться ко всем временным проблемам. То есть суть заключается в позитивном взгляде на жизнь. Этот рассказ входит в школьную программу обучения, и по нему в 5 классе пишут сочинение.

Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл

Анализ произведения

Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.

Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:

Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл

Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.

Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.

Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.

Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:

Большая часть произведения построена на диалоге между старухой и солдатом. Среди средств выразительности можно выделить восклицательные интонации, большое количество эпитетов и употребление устаревших выражений.

Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.

Краткое содержание

Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.

Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.

Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.

Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Смотреть картинку Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Картинка про Догадка и смекалка не хуже разума смысл. Фото Догадка и смекалка не хуже разума смысл

Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.

Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.

Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.

Источник

Урок по литературному чтению «Каша из топора» 2 класс

Разработка урока по литературному чтению 2 класс

Цель: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой.

отрабатывать навыки выразительного чтения.

обогащать речь учащихся.

учить работать с текстом.

расширение и обогащение словаря учащихся.

Тип урока: открытие нового знания

1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

2) Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».

3) Аудиозапись для физ.минутки.

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

I .Организационный момент.

— Проверьте готовность к уроку литературного чтения.

— Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

— Вспомним, как работаем со скороговоркой.

— Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

— Самое главное, правильно произносить все слова.

— Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

III .Проверка домашнего задания.

Детям было задано перечитать сказку «Лиса и Журавль» и подготовить иллюстрацию понравившегося отрывка.

На магнитной доске (заранее) вывешиваются рисунки учеников. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям (2-3 человека).

IV .Самоопределение к деятельности.

— Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

— Волшебные, о животных, бытовые.

— О чём рассказывают бытовые сказки?

— В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.

— В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

— Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.

— Можно ли по названию сказки определить главных героев?

— Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.

V .Изучение нового материала.

1)Текст читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ведётся словарная работа. Слова выписаны на доске.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

2)Первичная проверка понимания текста.

— Понравилась сказка? Чем понравилась?

— Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

— Зачем солдат постучал в избу?

— Что попросил солдат у старухи?

— Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

— Что придумал солдат?

— Что он сначала попросил у старухи?

— Что получилось у солдата сварить из топора?

— Какой показана старуха в сказке?

— Почему он так поступил?

— Сделаем небольшую паузу. Выполним упражнения под музыку.

VII .Закрепление изученного материала.

1)Работа над пословицами (на доске).

— Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

— Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

— Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.

В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.

Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.

— Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

— И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

— За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

3)Работа с иллюстрацией.

— А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.

— Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

— Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

— Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

— Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.

4)Работа над текстом.

— Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.

Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.

А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

— С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.

— Дайте характеристику солдату. Какой он? (Вопрос можно прочитать в учебнике на стр. 47.)

— Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации. Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.

— Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:

— Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.

— С какой новой сказкой познакомились на уроке?

— Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

— Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.

— Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.

— Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

— Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.

— Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.

— Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

— Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.

Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

Это седьмой урок в системе. На первых уроках происходит знакомство со статьёй Ю.Коваля «Сказки», а также со стихами Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». На следующих уроках изучаются русские народные сказки о животных.

На первых уроках формируется понятия «что такое сказка», «почему все любят сказки», «чему учат сказки». На последующих уроках формируется понятие «сказки о животных». Седьмой урок посвящен изучению понятия «бытовая сказка». Далее дети знакомятся с волшебной сказкой. На протяжении всех уроков продолжается работа над умением выразительно читать. На обобщающем уроке, дети имеют возможность продемонстрировать свои знания и умения.

Цель урока познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора» была достигнута.

Задачи урока также были решены: отрабатывались навыки выразительного чтения. На доске были выписаны слова, которые на сегодняшний день редко употребляются, проводилась работа по разъяснению смысла этих слов. Тем самым расширялся словарный запас учащихся, и обогащалась их речь. На уроке отрабатывалось умение работать с текстом, находить нужный ответ.

Цели и задачи урока были достигнуты. Цель оправдана содержанием программы, художественной природой произведения, возрастом класса. Учитель опирается на уже имеющиеся знания учеников. На этом фоне вводится новое понятие – бытовая сказка.

В ходе урока формируются читательские и речевые умения и навыки (рассмотрены после анализа). Отрабатывается навык выразительного чтения, ролевое чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

На уроке анализируется сказка достаточно подробно. Анализ отвечает требованиям.

Вопросы задаются аналитического, поискового характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации.

Работа на уроке была достаточно четко продумана, каждый вопрос раскрыт и объяснен. Этому способствовал продуманный план урока. Урок прошел в приподнятой эмоциональной атмосфере, поэтому степень активности детей достаточно высока. Этому способствовали самые разнообразные формы работы со сказкой.

Учитель: Репринцева В.В.

Анализ урока по литературному чтению во 2 «Б» классе по теме:

Урок построен методически грамотно. Один из этапов урока вытекает из другого. Все учащиеся вовлечены в активную деятельность с первых минут урока. С целью предупреждения ошибок и формирования правильности чтения учитель перед чтением использует различные упражнения. Чтения текста осуществляется небольшими фрагментами. Умело организуется на уроке инсценирование фрагмента текста. На уроке было опрошено большое количество учащихся. Учитель хорошо подобрал вопросы для анализа произведения, которые помогли детям лучше понять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Оценена работа учащихся на уроке. Урок прошел в спокойной, комфортной обстановке. Цели урока достигнуты.

Учитель (методист)_____________________ Лобос С.А.

Источник

Литературное чтение. Тема. Русская народная сказка «Каша из топора».

Урок литературного чтения во 2 классе

Урок 14. Тема. Русская народная сказка «Каша из топора». Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.

1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащение речи учащихся; учить работать с текстом;

2. Развивать память, внимание и умение работать в группе.

3. Воспитательные: привитие интереса к чтению; расширение кругозора; давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения.

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием.

2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач встречающихся в жизни.

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

4.Осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.

5.Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.

6.Оформлять свои мысли устно (на уровне предложения или небольшого текста).

7. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.

8. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

9.На примерах героев произведений прививать добрые чувства.

10.Организовать самостоятельную работу по составлению паспорта на главных героев (внешность, поступки)

11.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.

1.Выделять суть нравственных поступков героев, видеть мотивы поведения героев.

2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.

3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

2. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

1. Применять методы информационного поиска.

1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

1. Слушать и вступать в диалог.

2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.

3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.

4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

1) Учебник: Литературное чтение. Литературное чтение для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2014 год.

2)Аудиозапись русской народной сказки «Каша из топора».

I. Организационный момент.

1. Слово учителя. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш неблизкий. А что нам с вами поможет в пути? Хорошее настроение, хорошие люди рядом. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. Вы все выбрали осенний листочек, который укажет вам дорогу. Цвет листочков помог нам разделиться на группы. На улице прекрасная погода, время золотой осени, разноцветные листочки лежат в нашем саду разноцветным ковром. Давайте прочитаем такое четверостишье:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

И разноцветные листья

По ветру вьются, летят.

Для выразительного чтения большое значение имеет логическое ударение – это выделение слова, наиболее существенного.

Послушайте музыкальное произведение и скажите, куда же мы отправимся в путешествие? (Звучит песня «Сказка гуляет по свету»)

Итак, мы продолжаем изучать раздел «Устное народное творчество», сегодня отправляемся в сказку. Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие. Прочитайте стихотворение и подумайте, какая строчка в нём самая важная.

Если очень захотеть

В сказке можно очутиться.

У героев старых сказок

Можем мы всю жизнь учиться!

Как прекрасно добрым быть,

Как со злом бороться надо,

Как в житейском море плыть,

Чтоб в конце ждала награда!

Учитель. Сегодня мы будем учиться у героев сказки.

· Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (Волшебные, о животных, бытовые.)

· Давайте проверим, кто из вас самый внимательный читатель.

В сказках всегда происходят чудеса. А чтобы начались чудеса, нужно вспомнить и произнести волшебные слова. Какие слова-заклинания вы знаете?

Давайте вместе скажем. А теперь закройте глаза и повторите эти слова.

По щучьему велению, по моему хотению! Сказка, начнись!

II. Речевая разминка.

— Сегодня мы научимся произносить скороговорку:

Проворонила ворона воронёнка.

— Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

— Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

III. Систематизация изученного материала на предыдущих уроках.

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас. (Сказка)

2. Проверка домашнего задания. Прочитать сказку «Лиса и Журавль», пересказать и подготовить иллюстрацию понравившегося отрывка. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям.

IV. Самоопределение к деятельности.

1. Беседа. Отгадайте загадки:

Из крупы ее сварили,

Эй, ну где же ложка наша?

Так вкусна на завтрак. (каша)

Кто железным, плоским зубом

С елью справится и дубом? (Топор)

· Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке? (Про топор, про кашу)

· Вы посещаете библиотеки, много читаете, может кто знаком с этой сказкой? По этим иллюстрациям узнайте сказку.

· Как она называется? Как вы думаете, кто её написал?

Да, эта сказка русская народная. Она создана народом в глубокой древности, передавалась из уст в уста. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. Их рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Байка переходила от одного рассказчика к другому. Слово «сказка» к нам пришло уже в 17 веке. Сказка передавалась из поколения в поколение. Над ней поработало много талантливых людей, в ней мудрость народа.

2. Слово учителя. В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

3. Постановка цели и задач урока.

· Поставим цели на урок. Чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать?

· Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы будете решать?

V. Изучение нового материала.

1) Аудиозапись сказки «Каша из топора».

2) Словарная работа.

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде чего-нибудь, для вкуса.

2) Первичное чтение сказки. Первичная проверка понимания текста.

· К какому виду относится эта сказка?

· Назовите главных героев сказки.

· Зачем солдат постучал в избу?

· Что придумал солдат?

· Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

· Почему старуха прикинулась сиротой?

· Какой вам показалась старуха? На кого она похожа? Почему?

· Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается»?

Сегодня к нам на урок попали три слова: находчивый, скупой, хитрый.

· Где мы можем узнать значение этих слов?

Находчивый – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.

Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий лишних доходов.

Хитрый – изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманным путём.

· Эти слова обозначают качества характера. К какому герою они подходят?

А вы знаете, что солдат в этой сказке выбран неслучайно.

· Как вы думаете, почему?

Солдат – военнослужащий, он всегда начеку. Он настоящий защитник слабых. Он охраняет людей, свою Родину. Он должен быть смелым, умным и находчивым. Он борется с врагами и верит в победу.

· Какую победу одержал солдат в сказке?

Выполним упражнения под музыку.

VII. Закрепление и осмысление знаний.

· А вы знаете, в сказке есть фраза, которая стала устойчивым выражением у русского народа.

· Что она означает? (Несмотря на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только сильно этого захотеть и приложить усилие)

· Про кого говорят: «Этот из топора кашу сварит»? (Про человека, который сумеет с помощью находчивости добиваться успеха, из «ничего» сделать «нечто».)

3) Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.

Работа в группах. Каждая команда составляет пословицу из слов и объясняет её смысл.

· Догадка и смекалка не хуже разума.

· Глупый киснет, а умный мыслит.

· Что в котёл положишь, то и вынешь.

· Смётка дороже богатства.

Вывод: Так мы убедились, что русский народ высмеивает скупость и глупость. В сказке побеждает добро, смелость и находчивость. В общем, сказка очередной раз доказала свою уникальность. Какое ещё литературное произведение может заключить в столь простую форму столь глубокое содержание?

4) Выборочное чтение.

— Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

— Как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

— За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.

5) Работа с иллюстрацией.

— А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации. Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

— Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации? Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

6) Групповая работа.

Сегодня я предлагаю вам вид работы, который называется «Фишбоун».

· Кто знает, что означает слово «фиш» на англ.яз.? Задание творческое будет «Одеть рыбку». Я подготовила рыбку разноцветную, разобрала её по косточкам.

· Как вы видите, из каких частей сложена моя рыбка? (Голова, хребет, кости, хвост)

Каждая часть скелета этой рыбки подписана. Вам надо дополнить каждую часть словами и создать полную картину по сюжету русской народной сказки «Каша из топора».

Главное в нашем скелете, это хребет, на котором всё держится. Хребет – главная мысль.

Не может быть сказки без кого? Главных героев и их характеристики. Это запишите на верхних косточках.

Сам сюжет сказки можно разделить на части. Так, каждая косточка снизу будет означать какой-то пункт плана.

А в конце, посовещайтесь и сделайте вывод, какой урок преподносит нам сказка, какой совет она нам даёт, какая народная мудрость в этой сказке заключена.

· Какие правила работы в группе?

· Как я узнаю, что вы закончили работу?

· Как мы увидим работу группы? (надо её презентовать, выбрать для этого человека в группе)

· Чем полезен этот вид работы?

Так разложенный по косточкам в виде скелета рыбки, выглядит приём, который поможет ребятам самостоятельно анализировать, делать выводы, выделять главное в произведении. А также формулировать своё личное мнение по сюжету.

Народная мудрость заключена не только в сказках, но в поговорках и в пословицах. К нам на урок прибыли три пословицы, но ветер подул, и слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись.

Внешний вид (особые приметы)_______

Личные качества ___________________

3 группа. Это будет группа-кафе. Она создаст Рецепт приготовления каши. Все продукты находятся в конверте. Пользуясь текстом сказки, напишите поэтапное приготовление каши. И составьте рекламу своего блюда. В стихотворении дописать начало строчек. Презентовать будет шеф-повар. Пользуясь текстом сказки, напишите поэтапное приготовление каши. И составьте рекламу своего блюда.

Презентация работы групп.

— С какой новой сказкой познакомились на уроке?

— Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

— Добился ли солдат своего? Что ему помогло? Прав ли солдат?

— Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

2. Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям, пересказ по плану.

Хочу познакомить вас с притчей выдающегося педагога Шалвы Александровича Амонашвили «Два ручейка»

На вершине горы, родился ручеёк. В нем была вся будущая жизнь и была сокровенная тайна: напоить мир. Ручеёк с лепетом младенца устремился вниз. На пути споткнулся он об выступ скалы и раскололся на две части: одна потекла направо, другая — налево.

Та, которая текла направо, прошла через редкие минералы и слизнула их. Они облагородили её и превратили в целебный источник. Люди пили воду из него, исцелялись и благословляли его. Ручеёк был рад и счастлив.

Источник, что направо, и источник, что налево, не знали, что у них единое начало, что расколол их выступ скалы. Так и человек, оступившись однажды, может пойти плохим путём. Старайтесь прослушиваться к своей совести. И собирать на своём жизненном пути всё только хорошее, чтобы не превратиться в «грязный источник». (Жадность, скупость, ум, доброта, хитрость, глупость, злость, смекалка, находчивость)

Домашнее задание: выразительное чтение, предлагаю пересказать сказку от имени солдата.

2.Оцените свою работу на уроке.

· Я активно участвовал в процессе урока. Оказывал помощь участника учебного процесса. Могу выступать консультантом по данной теме.

· Не достаточно активно участвовал в процессе урока. На некоторых этапах урока мне требовалась помощь. Могу выступать помощником консультанта по данной теме.

· Принимал участие в процессе урока, но не активно. Мне необходима помощь консультантов для раскрытия творческого потенциала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *