Дом причта церкви спаса на песках
Архнадзор
Вид из окна
По информации «Москвы, которой нет», недавно приговорены к сносу три исторических дома во владении 2/1 по переулку Каменная слобода. Согласно документам, на их месте должен возникнуть настоящий Храмовый комплекс, строящийся по обращению Патриарха и при поддержке мэра. На самом деле здесь планируется строительство элитного жилого дома, некоторая часть помещений которого отойдет приходу соседней церкви Преображения Господня на Песках. Церковь эта, кстати, всем известна — она занимает центральное место в композиции знаменитого Поленовского «Московского дворика». А сносимый для её пущего блага дом в Каменной слободе примечателен тем, что именно из его окна В.Д. Поленов в 1877 году написал этюд для означенной картины, ставшей одним из символов русского искусства.
Почему для столь торжественной новостройки выбран именно этот тихий уголок в глубине Арбатских переулков – не нашего ума дело. Однако, место и правда уютное – дома выходят на небольшую Спасопесковскую площадь, образуемую храмом Преображения, особняком Второва (более известен как Спасо-хаус, резиденция посла США), усадьбой Щепкиной (уникальный памятник 18 века) и рядовой исторической застройкой 19 столетия. Двадцатый век присутствует здесь только в виде поднимающихся над домами башен Нового Арбата. Нет сомнений, что по возникновении шестиэтажной новостройки площадь, пока что полностью сохраняющая исторический облик, перестанет быть такой уютной.
Левое из трех подсносных строений (№1) – доходный дом церкви Преображения 1911 года, надстроенный в 1930-40е. Исследователи квалифицировали его как «рядовой элемент исторической застройки квартала, имеющий градоформирующее значение».
Справа в ряду стоит дом, также составлявший владения причта (стр.2). Его первый этаж – приходская школа 1899 года, второй и третий надстроены в 1906 году архитектором Постниковым. Интересен фигурный кирпичный киот на южном фасаде дома. Сохранились перила балкона и лестницы, элементы отделки интерьеров 1915 года.
Но наиболее интересен центральный из трех домов, также числящийся строением 2. Это одноэтажная деревянная постройка 1837 года, также принадлежавшая причту. Достаточно сравнить открывающийся отсюда вид на церковь с репродукцией «Московского дворика», что становится ясно, что Поленов увидел сию картину именно из этих окон. Между тем здание не состоит на госохране и не входит в числе поленовских мемориальных адресов. Недоразумение, должно быть, вызвано тем, что по официальной информации Поленов работал над картиной по адресу «Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен». Этот дом находился в соседнем квартале, на пересечении Трубниковского и Дурновского (Композиторского) переулков – на месте этого владения теперь стоят Новоарбатские корпуса. Но есть собственное свидетельство художника: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
Изначально для построек владения 2 по Каменной слободе рекомендовалась «ограниченная трансформация с реставрацией уличного фасада». Теперь речь идёт об их полном сносе. На днях в Москомнаследие была подана заявка о постановке здания на госохрану. Однако интересно, подаст ли голос в защиту памятника хоть кто-нибудь из заслуженных деятелей культуры…
Историческая справка:
«Пути всеобщего признания той или иной картины подчас неисповедимы для самого мастера. Посылая картину на Передвижную выставку, художник напишет отчасти заискивающее письмо влиятельному И. Н. Крамскому, в нем он как бы извинялся: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось вы ступить на Передвижную… с чем-нибудь порядочным; надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». Поленовская картина получила оглушительный успех, а позже стала одним из самых любимых произведений русской живописи для многих поколений зрителей вплоть до наших дней. Причина ее популярности, думается, заключается в искренности, правдивости, простоте и понятности чувств, которые были вложены художником в этот ностальгический пейзаж».
И ещё одна подробность: на крыше этого дома режиссер Соловьев сниал многие сцены известного фильма «Чёрная роза — эмблема печали…» Глядя на кадры посещения Каменной слободы И.В.Сталиным, можно заметить, что еще недавно фасад «поленовского» дома выглядел гораздо презентабельнее.
Дом причта
Кроме того, в доме причта могут размещаться помещения для канцелярии, ризницы, воскресной школы, паломнической гостиницы, трапезной и других благотворительных учреждений.
В городах России сохранилось значительное число домов причта, построенных, преимущественно, в XVIII—XIX веках. Так в Москве 32 здания домов причта отнесены к объектам культурного наследия и ещё 20 — к выявленным объектам культурного наследия.
После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесенного храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.
В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В списке представлены православные храмы, относящиеся к Москворецкому благочинию (также известному как Москворецкий благочиннический округ) Московской городской епархии Русской православной церкви. Географически храмы расположены на территории муниципальных районов Замоскворечье и Якиманка Центрального административного округа города Москвы.
Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.
Дом причта
В словаре С.И. Ожегова и других источниках читаем:
Причт (-а), муж. род ‑ служители и певчие в православной церкви (первоначально ‑ исключая священника ). Явился со всем причтом ( в переносном значении : со всем своим окружением; разговорная форма, шутл.).
Другими словами, причт ‑ штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, певчие, чтецы и т.д.) при православной церкви.
Произошло от причёт (причтённый) путём выпадения одной гласной. Прилагательное – причтовый.
Так вот, с давних времён неподалёку от храмов располагались дома, в которых и проживал причт, отдыхал, ежедневно отправлялся на службу.
Этот дом причта принадлежал в нашем городе церкви во имя Казанской иконы Божией матери.
До 1704 года Казанская церковь была монастырской и имела своё подворье. За всю свою нелёгкую историю она много раз уничтожалась пожаром, но всегда отстраивалась снова и снова. После пожара 1712 года церковь выгорела дотла, как и большая часть Саратова. Вскоре она была возведена на том же самом месте, но уже из камня, и обращена в приходскую.
Пожары часто тревожили Саратов. Так, спустя столетие, после очередного пожара здание церкви сильно пострадало, и за восстановление храма взялся купец Рыбакин. На углу подворья купец получил разрешение построить часовню и торговые лавки. В Петербурге проект «по неблаговидности фасада» был признан неудовлетворительным и выполнен в столице заново архитектором Д.Е. Ефимовым. Новый проект «на постройку каменной часовни с лавками при церкви во имя Казанской Божьей Матери» был утверждён 13 мая 1848 года.
В 1866 году через Глебучев овраг возводилась дамба. Для её устройства использовалась земля с ближайших улиц и дворовых мест. Земля, вероятно, была насыпной, оставшейся от бывшего крепостного вала. После выполнения земляных работ около часовни с лавками под здание подвели новый фундамент, построили второй этаж и устроили в нём жилые комнаты для причта Казанской церкви.
К 1914 году Казанская церковь была полностью восстановлена, но уже в 1930-е годы снесена. В настоящее время на её месте находится жилое здание, однако практически целиком сохранилось одно здание церковного ансамбля – дом причта Казанской церкви. (Теперь это многоквартирный жилой дом).
Здесь, кстати, заказчики и изготовители таблички допустили опечатку: дефис в названии не нужен.
Дом причта
Из Википедии — свободной энциклопедии
Дом при́чта, при́чтовый дом, приходско́й дом, церко́вный дом — жилое здание в комплексе приходского храма, предназначенное, преимущественно, для постоянного проживания причта (священнослужителей и церковнослужителей) храма со своими семьями. Дружное совместное проживание нескольких семей священнослужителей и церковнослужителей в одном доме при храме, и коллективное ведение ими хозяйства, сплачивало всю церковную общину данного прихода, и остальным прихожанам являло образ искреннего христианского единения, открытости, доверия, взаимной поддержки, бескорыстия и глубокого терпения.
После принятия в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, согласно которому церковные и религиозные общества не имели права владеть собственностью, дома причта, наряду с другим имуществом церковных организаций, были объявлены народным достоянием. Они использовались для размещения различных учреждений и коммунального заселения. С другой стороны, некоторые дома причта избежали участи многих церквей, разрушенных в советское время. Зачастую дом причта остаётся единственным зданием из комплекса снесённого храма. Таков, например, дом причта армянской Крестовоздвиженской церкви в Москве, построенный архитектором Ю. Фельтеном.
В настоящее время дома причта строятся в комплексах приходских храмов и православных миссий. Свод правил по проектированию и строительству «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31-103-99 предусматривает понятия «Церковно-причтовый дом» (крещальня, трапезная, просфорня и др.) и «жилой дом причта».
Дом причта церкви спаса на песках
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Арбатская церковь Спаса на Песках
В.Д. Поленов. Московский дворик, 1877. Третьяковская галерея
Церковь Николая Чудотворца в Плотниках, 1881
Спасопреображенский храм был построен в 1711 году. Ранее на этом месте находилась деревянная церковь стрелецкой слободы, известная с 1642 года.
Во время пожара 1812 года кровля частично обгорела, а церковь была разграблена мародёрами. Но спустя два года храм восстановили.
В 1849 году была сооружена церковная ограда. В 1891 году церковные ворота, сооружённые в стиле псевдоготики, были соединены с колокольней притвором и стали главным порталом церкви.
Этот традиционный московский пятиглавый храм с шатровой колокольней стал одним из последних, завершенных до введённого Петром I запрета на каменное строительство.
Архитектура храма характерна для московских церквей конца XVII века. Четверик (основной объём) с пятиглавием и шатровую колокольню соединяет низкая трапезная. Приделы храма расположены несимметрично. Это классический образец московской посадской церкви рубежа XVII-XVIII веков.
Элементы декора церкви соответствуют духу XVII века
Спасопесковский храм закрыли в 1933 году. Здание церкви отдали под мастерские «Союзмультфильма». В 1991 году распоряжением Правительства Москвы храм был передан Патриархии.