Дымский монастырь в тихвине официальный сайт телефон
Антониево-Дымский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в начале ХIII века великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского – Антонием Дымским.
Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в 1206 году в Великом Новгороде от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении.
Однажды придя в храм святой отрок во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: «Аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф. 16:24). В них он услышал призыв к жизни иной. Вскоре после этого в 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Настоятель монастыря, прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил облечь в ангельский образ.
После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро.
Здесь, в совершенном безмолвии, перед очами Единого Бога подвижник совершил почти половину земной жизни. Но и дремучие Дымские леса не могли совершенно утаить в себе его Богоугодного жития от искренних последователей «благаго ига и легкого бремени Христова». Так образовалась новая обитель, в которой преподобный Антоний продолжал удручать свое тело трудом, постом и молитвою.
Во многолетних трудах, на 67 году жизни, приобщившись Святых Таин и с молитвой на устах он предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.
За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти.
Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере.
С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.
16 июня 2001 года были вновь обретены мощи угодника Божьего – преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.
1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.
Настоятелем был назначен игумен Игнатий (Бузин), ныне епископ Армавирский и Лабинский.
С апреля 2014 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан (Дементьев), в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.
Настоятель
Святые и подвижники благочестия
Праздники и чтимые даты
Святыни и святые источники
Храмы и Богослужения
Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во óбщее же оỳпокоéние брáтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.
В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.
В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.
Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.
В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: «В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами
В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.
Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.
В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.
В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.
Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные».
Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.
Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.
Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.
28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов.
В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.
Святыни обители
Мощи прп. Антония Дымского
(17/30 января и 24 июня / 7 июля).
Икона прп. Арсения Коневского с частицей св. мощей
(12/25 июня).
Икона св. блж. Матроны с частицей св. мощей
(23 февраля / 8 марта и 19 апреля / 2 мая).
Икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии с частицей святых мощей
(17/30 сентября).
Мощевик с частицами св. мощей Киево-Печерских святых:
Святые Ближних (прп. Антония) пещер
(28 сентября / 11 октября):
прп. Прохор Лебедник;
прп. Поликарп архим. Печерский;
прп. Варлаам игум. Печерский;
прп. Дамиан целебник;
прп. Никодим просфорник;
прп. Лаврентий еп. Туровский;
прп. Афанасий затворник;
прп. Лука эконом Печерский;
прп. Агапит врач безмездный;
прп. Феофил Слезоточивый;
прп. Нектарий схимник;
прп. Григорий иконописец;
прп. Савва Богоугодник;
прп. Сергий Послушливый;
прп. Пимен Многоболезненный;
прп. Нестор Летописец;
прп. Иоанн Многострадальный;
прп. Марк Гробокопатель;
прп. Никола Святоша кн.Черниговский;
прмч. Григорий Чудотворец;
прп. Онуфрий Молчаливый;
прп. Анатолий затворник;
прп. Алипий иконописец;
прп. Спиридон просфорник;
прп. Симеон еп. Суздальский;
прп. Никон иг. Печерский;
прп. Феофан Постник;
прмч. Анастасий диакон;
прп. Исаакий затворник;
прмч. Иоанн младенец;
прп. Ефрем еп. Переяславский;
Святые Дальних (прп. Феодосия) пещер
(28 августа / 10 сентября):
прп. Моисей Чудотворец;
прп. Лаврентий затворник;
прп. Иларион схимник;
прп. Мартирий диакон;
прп. Феодор кн. Острожский;
прп. Феофил архиеп. Новгородский;
прп. Григорий Чудотворец;
прп. Ипатий целебник;
прп. Иосиф Многоболезненный;
прп. Павел Послушливый;
прп. Нестор Некнижный;
прп. Феодор Молчаливый;
прп. Вениамин затворник;
прп. Арсений Трудолюбивый;
прп. Евфимий схимник;
прп. Меркурий Постник;
прп. Макарий диакон;
прп. Леонтий канонарх;
прп. Геронтий канонарх;
прп. Захария Постник;
прп. Силуан схимник;
прп. Игнатий архим. Печерский;
прп. Лонгин вратарь Печерский;
прп. Павел митр. Тобольский;
сщмч. Владимир митр. Киевский;
прп. Филарет митр. Киевский.
Ковчег со 154 частицами мощей древних и русских святых:
****************Правила для посетителей***************
Дорогие братья и сестры!
Монастырь является закрытой религиозной организацией, и время его посещения ограничено внутренним распорядком жизни монастыря.
Время посещения монастыря
Монастырские ворота открываются в 8:00 и закрываются по окончании вечернего Богослужения примерно в 21:00. В это время вход на территорию обители, к Святому озеру и часовне прп. Антония Дымского, а также на Богослужения свободный для всех при условии соблюдения тишины и приличия.
Посещение храма экскурсионными группами паломников и туристов возможен только во внебогослужебное время и ограничен внутренним распорядком жизни монастыря.
Правила поведения на территории монастыря
Посетители должны иметь уважение к монастырю и не позволять небрежного, непочтительного отношения к братии и труженикам обители.
Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается.
Вести съемку братии монастыря, а также съемку внутри храма во время богослужения можно только по благословению. Перед входом в храм и часовню, а также в течение всего
времени пребывания в монастыре мобильные телефоны уместно отключать или включать беззвучный режим.
Запрещается кричать, громко разговаривать и смеяться, курить, употреблять спиртные напитки, передавать алкогольную продукцию братии и трудникам обители, использовать
громкоговорящую аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, употреблять нецензурную брань, вести непристойные разговоры; сорить на территории монастыря, выгуливать животных.
Необходимо соблюдать чистоту в монастыре и на всей прилегающей к нему территории, в том числе на берегу Святого озера. Мусор оставлять в специально устроенных мусоросборниках.
Любые общественные мероприятия проводятся на территории монастыря только с разрешения Игумена обители.
Форма одежды должна быть приличной: одежда должна быть закрытой, с длинным рукавом, неуместны шорты, бриджы, майки; не принято в монастырях быть женщинам в брюках, коротких юбках и с непокрытой головой, накрашенным лицом.
Руководители групп обязаны заблаговременно ознакомить свои группы с правилами поведения на территории монастыря и несут ответственность за соблюдение правил в течение всего времени пребывания групп в монастыре.
Дымский монастырь в тихвине официальный сайт телефон
Антониево-Дымский монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан монастырь в 1243 году великим подвижником преподобным Антонием Дымским – преемником и учеником преподобного Варлаама Хутынского. История монастыря насчитывает почти восемь веков, в течение которых были как периоды расцвета обители, так и периоды запустения и разрухи.
В 1919 году монастырь был закрыт, а затем полностью разрушен и разорен.
В начале 2000-х годов в обители стала собираться братия, налаживаться богослужебная и хозяйственная жизнь. Были вновь обретены святые мощи преподобного Антония Дымского и монастырь был утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.
Игумен Адриан с братией обители
В обители возобновилась монастырская жизнь и активно развивается подсобное хозяйство: скотный двор, пасека, огород, теплицы, своя просфорня и пекарня. Восстанавливается Казанский соборный храм, ремонтируется братский корпус. На Дымском озере, на месте молитвенных подвигов преподобного Антония, в 2011 году была возведена часовня. В Казанском храме покоятся мощи преподобного Антония Дымского, ковчеги с частицами мощей древнехристианских подвижников, отцев Киево-Печерской Лавры и новомучеников Российских. В обители регулярно совершаются богослужения.
История
Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в начале ХIII века великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского – Антонием Дымским.
Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в 1206 году в Великом Новгороде от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении.
Однажды придя в храм святой отрок во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: «Аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф. 16:24). В них он услышал призыв к жизни иной. Вскоре после этого в 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Настоятель монастыря, прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил облечь в ангельский образ.
После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро.
Здесь, в совершенном безмолвии, перед очами Единого Бога подвижник совершил почти половину земной жизни. Но и дремучие Дымские леса не могли совершенно утаить в себе его Богоугодного жития от искренних последователей «благаго ига и легкого бремени Христова». Так образовалась новая обитель, в которой преподобный Антоний продолжал удручать свое тело трудом, постом и молитвою.
Во многолетних трудах, на 67 году жизни, приобщившись Святых Таин и с молитвой на устах он предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.
За свою историю обитель трижды разрушалась: в 1409 году – татарами, в 1611 году – шведами, а третий раз при советской власти.
Возрождение монастыря началось в 1994 году установкой поклонного креста на Святом озере.
С 1996 года, по май 2008 года монастырь являлся приписным скитом Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.
16 июня 2001 года были вновь обретены мощи угодника Божьего – преподобного Антония Дымского, которые были перенесены в Тихвинский монастырь.
1 июня 2008 года мощи преподобного Антония Дымского были перенесены в основанный им Антониево-Дымский мужской монастырь, который был вновь утвержден Священным Синодом 8 октября 2008 года.
Настоятелем был назначен Игумен Игнатий /Бузин/, ныне епископ Армавирский и Лабинский.
С апреля 2014 года Священноигуменом обители назначен игумен Адриан /Дементьев/, в прошлом насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря.