Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Электронная книга Диалоги

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

Информация о книге

Произведение Диалоги полностью

Вступление17.02.16 I. АПОЛОГИЯ СОКРАТА17.02.16 II. КРИТОН17.02.16 III. ФЕАГ17.02.16 IV. АЛКИВИАД II17.02.16 V. МЕНЕКСЕН17.02.16 VI. ЕВТИДЕМ17.02.16 VII. ГИППИЙ МЕНЬШИЙ17.02.16 VIII. АЛКИВИАД I17.02.16 IX. ЛАХЕТ17.02.16 X. ЕВТИФРОН17.02.16 XI. ЛИСИД17.02.16 XII. ХАРМИД17.02.16 XIII. ИОН17.02.16 XIV. ГИППИЙ БОЛЬШИЙ17.02.16 XV. ПРОТАГОР17.02.16 XVI. ГОРГИЙ17.02.16 XVII. МЕНОН17.02.16 XVIII. КРАТИЛ17.02.16 XIX. ФЕДОН17.02.16 XX. ПИР17.02.16 XXI. ФЕДР17.02.16 XXII. ТЕЭТЕТ17.02.16 XXIII. СОФИСТ17.02.16 XXIV. ПАРМЕНИД17.02.16 XXV. ФИЛЕБ17.02.16XXVI. ГОСУДАРСТВО КHИГА I17.02.16 КHИГА II17.02.16 КHИГА III17.02.16 КHИГА IV17.02.16 КHИГА V17.02.16 КHИГА VI17.02.16 КHИГА VII17.02.16 КHИГА VIII17.02.16 КHИГА IX17.02.16 КHИГА X17.02.16 XXVII. ТИМЕЙ17.02.16 XXVIII. КРИТИЙ17.02.16 XXIX. ПОЛИТИК17.02.16XXX. ЗАКОНЫ КНИГА I17.02.16 КHИГА II17.02.16 КHИГА III17.02.16 КHИГА IV17.02.16 КHИГА V17.02.16 КHИГА VI17.02.16 КHИГА VII17.02.16 КHИГА VIII17.02.16 КHИГА IX17.02.16 КHИГА X17.02.16 КHИГА XI17.02.16 КHИГА XII17.02.16 XXXI. ПОСЛЕЗАКОНИЕ17.02.16 XXXII. УЧЕБНИК ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ17.02.16 XXXIII. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ17.02.16 XXXIV. ОПРЕДЕЛЕНИЯ17.02.16 XXXV. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ17.02.16

Статьи

Купить онлайн

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Диалоги

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Диалоги

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Диалоги

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Платон. Диалоги

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Диалоги. Апология Сократа

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Юный М.Ю. Лермонтов активно увлекался творчеством французских романтиков, поэтому его ранние стихотворения похожи на лирические исповеди или записи из личного дневника. Молодой поэт искусно играет абсолютно разными мотивами: от общественно-политических до философских и интимных.
Стихотворение «1830. Майя. 16 число» является образцом ранней лирики М.Ю. Лермонтова. Основу сюжета составляет тема смерти, в контексте которой поэт развивает и усиливает мотивы поэтического творчества, судьбы Родины и предназначения человека. Главный герой лирично размышляет о смерти, о судьбе певца, о разрушениях на земле родной, и все эти раздумья в произведении плавно гармонично переплетаются, перетекая из одного в другое. Также обращает на себя внимание интонация произведения – в нем много восклицательных и вопросительных предложений, что, безусловно, привносит оживляющие нотки в монолог героя, передавая его эмоции ярко и выразительно.
В своем произведении поэт использует преимущественно перекрестную и кольцевую рифму. Также в стихотворении имеются мужские и женские рифмы. Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб.

Научные достижения и новые технологии открыли для будущего всего человечества самые невероятные перспективы. Земля перестала быть для него единственным домом. Новые места обитания охватили всю солнечную систему: планеты, спутники и даже астероиды между ними. Каждое – чудо инженерной техники, некоторые – Настоящее произведение искусства.

Настоящее издание в своем роде обобщение режиссерской практики Андрея Кончаловского, описание мастером его художественного метода. Естественно, с примерами работы над конкретными фильмами, драматическими и оперными спектаклями, а помимо того – и с размышлениями о месте и роли киноискусства (как и искусства вообще) в контексте времени.

Сборник включает материалы устных выступлений и публикаций режиссера, примерно с середины 1970-х годов вплоть до текущего времени. Сюда относятся лекции Кончаловского для слушателей Высших сценарных и режиссерских курсов, мастер-классы, иные публичные выступления. В сборник входят также материалы интервью, отдельные статьи, фрагменты эссе, главы из мемуарных книг режиссера.

Таким образом, читатель получит возможность проследить, какие взгляды мастера на творчество и жизнь изменились, а какие остались практически неизменными как основа его мировоззрения.
Издание привлечет внимание тех, кто не равнодушен к проблемам киноискусства, интересуется мировым и отечественным кинематографом, в частности творчеством Кончаловского, его взглядами на сложный процесс становления отечественной и мировой художественной культуры.

В данное собрание отобраны все лучшие переводы из числа опубликованных, включены архивные материалы (переводы М.Зенкевича, В.Дукельского, В.Рогова, А.Кистяковского), а ведущие мастера перевода, среди которых М.Л.Гаспаров, В.М.Микушевич, О.Седакова, М.Фрейдкин, И.Кутик, Я.Пробштейн и другие, впервые перевели на русский язык произведения Паунда.

По внушительному размеру (около 400 страниц), многообразию и солидности анализируемых тем этот Сократический диалог Платона без колебаний можно назвать главным его философским трудом. Он создавался на протяжении длительного времени и вобрал в себя все основные положения учения мыслителя. В первую очередь, его воззрения о справедливости, правильном воспитании и искусстве.

Для Платона, идеальное государство воплощает в жизнь идеалы справедливости. Социальная структура государства по Платону соответствует его же теории структуры души человека и, в конечном итоге, космоса.

Глубокие и серьезные основополагающие идеи своей философии Платон облекает в легкомысленный жанр симпосий – застольных бесед. За расслабляющей чашей доброго вина, после обильного стола, пирующие ведут неспешную беседу о благе и любви.

Застолье происходит в доме известного в то время драматурга Агафона, а основной спор происходит между комедиографом Аристофаном, неудобным философом Сократом и прославленным политиком и полководцем Алкивиадом.

Каждый из присутствующих произносит собственную речь, которые Платон облекает короткими вступлением и заключением.

Источник

Идеализм в философии: понятие и основные идеи

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Один из распространенных вопросов, который не дает покоя философам, – «Что первично – материя или сознание?». В зависимости от выбранного ответа философов разделяют на две группы: те, кто поддерживают первый вариант, зовутся материалистами, а те, кто вторую группу – идеалистами. В рамках данного материала более подробно будет рассматриваться именно идеализм.

Что такое идеализм?

Идеализм – это направление в философии, согласно которому сознание первично, а материя вторична.

Главная особенность идеализма заключается в том, что существование физических объектов невозможно вне сознания, то есть именно восприятие является ключевым фактором. По мнению идеалистов именно сознание является тем уникальным инструментом, который позволяет человеку воспринимать мир, а значит, в его отсутствие мира не существует. В связи с этим человеческое тело должно существовать как идеальное, поскольку только в таком случае оно может стать воспринимаемым для конечного человека. Однако здесь важно отметить, что идеалисты не отрицают существование физического мира, с их точки зрения сознание лишь наделяет объекты субстанциональными свойствами, что, как результат, позволяет подводить их под категорию материи.

Идеализм является довольно давней теорией, поскольку он возник примерно 2,5 тысячи лет назад. Однако сам термин «идеализм» был выведен и сформулирован лишь в 18 веке, когда немецкий математик и идеалист Лейбниц охарактеризовал Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. В 1749 году Дидро, приверженец материализма, называл идеализм самым абсурдным вариантом системы из всех существующих.

Разновидности идеализма

Идеализм разделяется на две основные разновидности: субъективный и объективный.

В основе субъективного лежит существующее ощущение, представление, а также сознание конкретного индивидуума. Стоит отметить, что субъективный идеализм полностью отрицает наличие независимых от человека предметов за всеми ощущениями.

Объективный идеализм отличается от субъективного тем, что берет в качестве основы не личное, а некоторое мистическое сознание, то есть мировой разум, универсальную волю или нечто подобное. При этом наличие какого-либо отдельного сознания от человека не существует, а любое проявление идеализма приводит к божественной теории и религии.

Основные идеи идеализма

Основой для идеализма является первичность всего духовного и нематериального, при этом все материальное относится на второй план. Эта особенность делает идеализм крайне близким религии, которая также утверждает о конечности мира во времени, а также его обустроенности Богом. Идеализм использует телеологическую точку зрения, как основной контраргумент материалистическому детерминизму. Однако стоит отметить, что идеализм обладает широким количеством трактовок, несмотря на то, что термин, очевидно, считается исконно философским.

С точки зрения теории классового общества идеализм является некоторым наукообразным продолжением различных мифических, религиозных и фантастических представлений. Идеализм и его различные философски вопросы и особенности в значительной степени тормозят научный прогресс. Тем не менее, вопросы, поднимаемые последователями идеализма, способствовали стремительным темпам развития философии, поскольку они позволяли исследовать различные формы познания.

В любом случае идеализм крайне тесно связан с религией, поскольку он по своей сути является некоторым понятийным и концептуальным выражением религиозной точки зрения. Практически во все века идеализм являлся некоторым философским подходом к обоснованию веры.

Основные концепции идеализма

Одни из первых рассуждений в данном направлении были сформулированы в Древней Греции. Начало им положил Пифагор, который считал числа самостоятельной сущностью вещей, а их гармонию – сущностью вселенной. Платон же в свою очередь считается родоначальником философской системы объективного идеализма. Он выдвинул точку зрения, согласно которой помимо материального мира существует мир идей, который доступен только «очам разума». В рамках этого эфемерного мира существуют различные идеи и концепции, которые позволяют продвигать их и развивать материальный мир. При этом сам материальный мир рассматривается как тень мира идей. Платон полагал, что мир идей является божественным царством, где до рождения человека обитала его душа, и куда она вернется после смерти. Однако ученик Платон, Аристотель, оспаривал подобную точку зрения.

Однако наибольшего развития объективный идеализм достиг в работах немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770 — 1831). Он выдвинул теорию о том, что существует некоторый Мировой Разум, который являлся Абсолютной Идеей. Именно она становится основой для формирования всех понятий, постепенно обретает материальную оболочку, порождая окружающий мир и самого человека. Именно появление человека стало отправной точкой для нового этапа развития Абсолютной Идеи, поскольку она смогла проявляться не только в виде объектов физического мира, но и в качестве духовной – сознания человека. Основой идеализма Гегеля является идея развития и диалектики. При этом главная особенность подобной точки зрения заключается в том, что объективный идеализм отрывает общие понятия и законы от конкретных объектов и явления, возводя идеи в абсолют.

Классическим же проявлением субъективного идеализма является учение, которое было создано английским епископом Джорджом Беркли. Он считал, что все объекты физического мира являются некоторыми устойчивыми комбинациями из ощущений человека. Стоит отметить, что чрезмерное развитие подобной идеи приводит к выводу, что в мире не существует ничего, кроме ощущений. Подобные убеждения вылились в отдельное течение, получившее название солипсизма. Однако Беркли не поддерживал солипсизм, и в качестве ограничения определил, что ощущения являются воздействием Бога на душу. Таким образом, еще раз была подчеркнута тесная связь религии и идеализма.

Особенности развития современного идеализма

В современной философии существует достаточно большое количество экзистенциалистов, которые близки к идеалистическим воззрениям. Среди них можно выделить Л. Шестова (1866-1938), Н. Бердяева (1874-1848), М. Хайдеггера (1889-1976), Г. Марселя (1889-1973), Ж.П. Сартра(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Здесь важно отметить, что для каждого экзистенциалиста важнейшим компонентом является существование отдельного человека с его чувствами и переживаниями. Из этого формируется и задача философии, которая заключается в нахождении некоторого смысла человека, то есть его подлинной экзистенции. Для того чтобы осознать окружающий мир человек в первую очередь должен осознать собственный смысл существования. Здесь показательной является точка зрения К. Ясперса, который утверждает, что научный подход не позволяет ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки.

При этом, по мнению экзистенциалистов, истинной формой любого философского познания является интуиция, которая по своей сути является некоторым отражением субъективных переживаний личности. Также все экзистенциалисты разделяют существование человека на подлинное и неподлинное. Подлинное подразумевает свободную жизнь, где человек самостоятельно принимает все решения, а также несет ответственность за собственные решения. Неподлинная жизнь – полное погружение индивида в повседневности.

Стоит отметить, что в 20 веке появилось еще одно философское течение – персонализм, который по своей сути стал тесно пересекаться с субъективным идеализмом. Все персоналисты рассматривают человека с точки зрения двух аспектов: духовного, то есть человека как личность, а также материальном, человека как индивида. Первый аспект объясняется наличием у человека свободной и разумной духовной первоосновы и свободы выбора. Второй аспект формируется на том, что человек является частью природы и общества, а также подчиняется его законам. Персоналисты утверждают, что человек-личность подчиняется только Богу, в отличие от человека-индивида, который подчиняется еще и обществу. Из этой особенности следует важность религии, которая выступает в качестве связующего звена между божественной личностью и человеком.

Отличия материализма и идеализма

Два данных направления в философии конкурируют между собой практически с самого зарождения философии. Материализм является полностью противоположной концепцией идеализму. Его основными постулатами являются:

Если рассматривать с социальной точки зрения, идеализм является противоположностью материализма и выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных классов, которые не заинтересованы в корректном отображении бытия.

В связи с тем, что два данных направления являются полностью противоположными, истинным может быть только одно из них. Большая часть учёных склоняется к тому, что именно материализм является более правдивой стороной.

Историю соперничества материализма и идеализма можно изучать в учениях различных известных философов, где последовательно излагаются все подобные точки зрения.

Источник

АРИСТОКЛ

Смотреть что такое «АРИСТОКЛ» в других словарях:

АРИСТОКЛ — • Aristocles, см. Sculptures, 3., Скульпторы … Реальный словарь классических древностей

Аристокл — … Википедия

Аристокл — см. Платон. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. 3 е изд. Мн: Беларусь, 2001) … Античный мир. Словарь-справочник.

АРИСТОКЛ ИЗ МЕССЕНЫ — АРИСТОКЛ ИЗ МЕССЕНЫ (Ἀριστοκλῆς ὁ Μεσσήνιος) (2 в. н. э.), представитель поздней Перипатетической школы; род. в Мессене на Сицилии. Согласно Суде (Suda, A 3916), был автором сочинений: историко философского компендия «О философии» в 10 кн.… … Античная философия

ПЛАТОН — (nlato) (427 347 до н.э.) др. греч. мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом родоначальник европейской философии, глава филос. школы Академия. Биографические данные. П. представитель аристократического семейства, принимавшего активное … Философская энциклопедия

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА — Пеpипат(ос), или Ликей (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за вост. окраиной Афин), филос. школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова «(крытая) галерея», служившая лекционным залом (ср.… … Философская энциклопедия

СКУЛЬПТУРА, СКУЛЬПТОРЫ — •Sculptores, ваяние, резьба. Пластика, или ваяние, в широком смысле соединилась у эллинов с соответствующими родами ремесла, именно с выделкой деревянных сосудов, которые были вырубаемы топором из большого куска дерева… … Реальный словарь классических древностей

Платон — У этого термина существуют и другие значения, см. Платон (значения). Платон … Википедия

Птолемей III Эвергет — В Википедии есть статьи о других людях с именем Птолемей. Птолемей III Эвергет др. греч. Πτολεμαῖος Εὐεργέτης («Птолемей Благодетель») … Википедия

Фрагменты греческих историков — Титул первого тома Fragmentarum historicorum Graecorum Мюллера. Издательство Firmin Didot, Париж, 1841 г. Фрагменты греческих историков собрание сохранившихся в передаче других авторов цитат и пересказов трудов древнегреческих авторов … Википедия

Источник

Объективный идеализм Платона. Теория идей

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Платон, великий древнегреческий философ, ученик Сократа, жил примерно между 427 и 347 г.г. до н.э. Платона считают основоположником всей европейской философии, классическим представителем объективного идеализма и диалектики. Произведения Платона были, главным образом, посвящены проблеме государства и его этики. Своим произведениям он придавал форму диалогов, главным действующим лицом которых был Сократ. Сократ в произведениях Платона и выражал мысли самого автора.

Знание, считал Платон, есть обоб­щение чувственных образов. Идеи по Платону, и есть истинное бытие, ни одна из идей не возникает и не уничтожается, идея тождественна сама с собой. Она не воспринимается чувствами, а только разумом. Идея — сущность и причина чувственно воспринимаемых предметов: не было бы идей, не было бы и мира. Не было бы идеи красоты, не было бы и самой красоты, не было бы красивых вещей. Не было бы идеи человека, не было бы и конкретных людей.

Идея, по мысли Платона, — это форма определенного класса предметов. Предметы свидетельствуют о присутствии идей. Причем, отдельные предметы возникают и разрушаются (к примеру, лю­ди рождаются и умирают), класс, род же — сохраняются. Платон рассматривал это сохранение идеи как сохранениепричинывсех вещей. Каждая идея есть как бы первообраз, парадигма для каждой вещи. А каждая вещь есть подобиеэтой идеи. Так, “сама справедливость” или идея справедли­вости есть первообраз(парадигма) всех справедливых по­ступков. Каждый отдельный, справедливый поступок служит подобиемсамой справедливости.

Каждая идея, по Платону, представляетсобойвсовершен­ствето,кчему стремятся отдельные предметы. Идея красоты или «сама красота» есть совершенная красота (об этом подробно говорится в диалоге Платона «Пир»). Отдель­ные же предметы красивы лишь относительно, они никогда не могут быть совершенны по своей красоте. Идеи Платона составляют как бы иерархиюидей, завершаемой верховной идеей, которая есть само добро, сама красота, само совер­шенство. Возможно, Платон подразумевал под ней Бога, хотя и не говорил об этом прямо.

Единичное существует только как воплощение единого общего. Знаменитый платоновский «миф пещеры» рисует зримый воспринимаемый мир как видимые из пещеры тени на скале: человек имеет дело не с совершенными идеями-образцами как таковыми, но с вещами, т.е. подобиями образцов. Платон полагал, что понять истину помогают математические аналогии. Круг на песке несовершенен, но на его основе (сквозь него и за ним) можно помыслить точный круг, круг как таковой. Эти и подобные рассуждения Платона в современной европейской философии постмодернизма приобретают вторую жизнь.

2. Физика Платона, как уже говорилось, включала в себя и учение о человеке, поскольку человек и его душевный мир рассматривались как часть природы. Физика (от греч. приро­да) буквально означает «касающееся природы», поэтому так называлось все философское учение о природе. У Платона физике посвящен диалог «Тимей». По гносеоло­гии Платона природане истинное бытие, а лишь бывание, а потому она не может быть предметом знания.

Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Смотреть картинку Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Картинка про Его учение первая классическая форма объективного идеализма. Фото Его учение первая классическая форма объективного идеализма

Для ее по­нимания нужна не научная форма, не диалектика, а мифы. У Платона диалектика — это приемы научного мышления. Знанием для него является математика,а также — метафи­зика (а именно — учение об идеях, о душе). Учение же о при­роде (т. с. все естественные науки) относятся к мнению (или к вере). До сих пор эта точка зрения Платона является наи­более критикуемой.

К истинному знанию, по Платону, относится учение о ду­ше (об этом — в диалогах «Тимей» и «Федон»). Душу он полагал бессмертной, облекающуюся во многие тела попеременно. Душа, по Платону, есть идея повсюду разлитого дыхания. Она самодвижется и сущест­вует раньше ее телесной природы. Учение о душе продолжает мысль Сократа о бессмертии ду­ши. В диалоге «Тимей» Платон ввел понятие демиурга (твор­ца). Это понятие у греков, правда, употреблялось в разном значении (ремесленник, скульптор, врач, прорицатель), в том числе и в смысле мирового Зодчего.

Демиург, бесконечно добрый, создает мир с тем, чтобы добро из мира идей переш­ло и в чувственно воспринимаемый мир. Для этого он созда­ет мировую душу, с помощью которой формирует четыре сти­хии: землю, воду, воздух и огонь. Из их смешения образуется телесная природа. Получается мир, имеющий душу и пото­му — живой, порядок и разумность которого обусловлены ми­ровой душой. Знание об идеях сохраняется в душе как воспо­минание об увиденном ею в потустороннем или трансцендент­ном мире. На земле эти воспоминания сначала забываются, т. к. душа поглощена чувственными образами, но потом они оживают.

Вначале душа, считал Платон, находится на своей неподвижной звезде до того момента, который назначен ей роком, чтобы опустить­ся на землю и воплотиться. Первое воплощение происходит всегда в человеческом теле. Дальнейшая судьба души зави­сит от ее поведения в этом теле. Те души, которые помнили о своей истинной родине и о своем назначении (зная само добро — творить добро), после смерти тела возвращались на свою звезду и снова ждали момента для ее телесного воплощении.

Если же душа жила потребностями тела, то впоследствии она во­площалась в животных, характер которых соответствовал по­ведению (так, души пьяниц и обжор воплощались в свиней; души поэтов и музыкантов — певчих птиц; души хозяйствен­ников — в пчел, муравьев; души тиранов — в хищников и т. п.). И так до тех пор, пока душа не искупит своего падения, тог­да она снова воплощается в человеческое тело и ее судьба зависит от нее самой.

Учение о знании, как воспоминании, называют платонов­ской теорией воспоминания, или платоновской теорией прирожденности знания, или — прирожденности общих понятий. Учение это изложено в платоновском «Федонс».

Здесь же в научной форме дается доказательство бессмертия:

1) по­скольку душа существует до воплощения в тело, то ее суще­ствование не зависит от тела, а разрушение тела не есть раз­рушение души;

2) космологический закон состоит в том, что все переходит в свою противоположность, а не уничтожается;

3) простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким путем происходит уничтожение;

4) душа есть воплощение идеи жизни, потому она не может под­вергнуться смерти.

Платон верил в душепереселение (метапсихоз) и этим объяснял смысл существования животных: они нужны для искупления греха души, привязавшейся к земле.

3. Этика Платона (произведения «Федон» и «Государство») основана на понимании добракак высшей цели нашей дея­тельности. В чем состоит осуществление добра на земле? Оно — не в достижении личного счастья, а в совершенном обществе. Этика Платона — не индивидуальная, а социаль­ная, она органически связана с политической теорией госу­дарства.

Платон делил людей на три типа в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в них: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувствен­ная). Им соответствуют и разные типы добродетели. Если преобладает разумная, то людям свойственна мудрость, ко­торая состоит в истинном знании, т. е. в знании идей (идеа­лов), а следовательно — в понимании, что все служит для возможно большего осуществления добра.

Кроме того, муд­рость — это и принимаемые разумом решения, направленные только к добру. Люди этого типа привержены к правде, справедливости и умеренности во всем, касающемся чувствен­ных наслаждений. Их Платон называл философами, мудре­цами, и отводил им роль правителей в идеальном государст­ве.

При преобладании аффективной части души человек от­личался мужеством, отвагой, умением подчинять страсти дол­гу. Эти качества необходимы воину или “стражу”, который охраняет государство. Люди же с душой вожделеющеготипа должны заниматься физическим трудом, т. к. они слишком привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне, ре­месленники, обеспечивающие материальную жизнь государ­ства.

Платон считал, что в каждом человеке есть все три части души, но преобладает какая-либо одна из трех. То же отно­сится и к народам. Так, у греков чаще, чем у других народов, рождаются, по Платону, люди с преобладанием разума над другими частями души, потому греки и преуспели в науке. У фракийцев же преобладала аффективная часть души, и этот народ отличался смелостью и отвагой. А среди финикян преобладала низменная часть души, для них характерно стяжательство, они отличались корыстолюбием, успехами в тор­говле и пр.

Для полного развития добродетели справедливости, считал Платон, необходимо соединение людей в такое государство, в котором все было бы приспособлено к этой цели. Цель го­сударства, т. е. смысл его существования, состоит в обеспече­нии справедливости. Получается, что цель его — этическая. Однако исторические причины возникновения государства иные — экономические. Но т. к. смысл всего существующе­го — осуществление добра, то и смысл государства — тот же. Если государство организуется вне нравственных целей, то оно не будет прочным.

Платон, далее, предложил свое понимание государствен­ного устройства соответственно цели — достижению справед­ливости. Граждане в нем должны быть разделены на три со­словия (которые соответствовали трем частям души). Первое сословие — правители, архонты. Добродетель присущая им — мудрость, поэтому они называются и мудрецами, философа­ми.

Второе сословие — воины, их добродетель — мужество, а обязанность — служить архонтам, помогать им в управлении низшим сословием и охранять государство от внешних врагов. Третье сословие — люди, заботящиеся о материальном благе общества. Их обязанность — приобретать материальные бла­га и культивировать в себе добродетель умеренности. Это со­словие земледельцев, ремесленников, торговцев, промышлен­ников и т. п., оно должно быть в полном подчинении у прави­телей (как н низшая часть души должна подчиняться выс­шей).

Для того, чтобы два высших сословия соответствовали своему назначению, не отвлекались от пего, они должны быть поставлены в особые условия. Какие? Отсутствие у них част­ной собственности, семьи и полное равноправие женщины. Плату за свои труды они получают натурой от низшего со­словия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избе­жать соблазна накопления.

Есть одна добродетель, которая, по мысли Платона, долж­на быть присуща всем сословиям — мера. Ничего сверх меры — принцип, общий для большинства греческих филосо­фов.

Таков объективный идеализм Платона, выраженный в его теории идей. На объективном идеализме Платона построен его психологизм и социальная концепция, теория о совершенном и справедливом государстве как высшем счастье. Детальная разработка Платоном модели государственного устройства, основанной на философском разуме, является, в высшей степени, идеальной. Разумеется, в жизни по­добное идеальное государство невозможно.

Платон был первым известным в истории академической науки лектором, основоположником философской традиции. Само название академической науки восходит к его школе. Академия Платона просуществовала значительно дольше всех философских школ (с 347 г. до н. э., т. е. после смерти Платона, до 529 г. н. э. — более 8 столетий).

Философское учение Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) продолжил изучение проб­лем гносеологии с точки зрения логики, он по праву считает­ся основателем логики.

В чем состоят основные положения аристотелевского учения?

1. Аристотель создал учение о категориях. Оно основывалось на плато­новской теории идей и мысли о разнокачественных идеях. Аристотель различал, прежде всего, две категории: сущности и качества. Так, по Аристотелю, идея добра и само добро со­относятся как сущность и качество.

Сущность существует са­ма по себе, а не в чем-то другом. Качество (и количество) всегда соответствует какой-либо сущности, а не существует само по себе. Сущность — это подлежащее, а качество сказуе­мое. «Добро», например, это категория качества, т. к. сущест­вует не само по себе, но как чье-то свойство (добрые люди, добрые поступки). «Краснота» — тоже категория качества, т. к. не может существовать сама по себе, а только как свой­ство (красные вещи).

Категории Аристотеля «сущность» и «качество» (или «при­надлежность») при переводе на латинский язык обозначились терминами «субстанция» и «акциденция» (они и сейчас ис­пользуются в философском языке).

2. Учение о материи и форме Аристотеля означало учение о двух началах каждой вещи. Аристотель первый из филосо­фов ввел понятие материи, для чего использовал обыденный язык и понятие «материал» (например, лес, строительный матери­ал). Форма у Аристотеля —это не облик предмета, а дея­тельное начало, заставляющее материю сделаться определен­ной вещью. Таким образом, основной, деятельной, категорией для Аристотеля была форма, а не материя. Форма – первична, материя – вторична. Впоследствии именно эта точка зрения легла в основу теологии, религиозного формализма и схоластики.

3.Проблеме материи и формы посвящено его произведе­ние «Метафизика». Метафизикой Аристотель называл собст­венно философию (или «первую философию»). С IV в. до н.э. так стали называть философию. Что значит «первая философия», и есть ли, по Аристотелю, другие философии? Первая философия, по Аристотелю, и есть, собственно философия.

4. Изучение бытия возможно лишь с помощью логики, считал Аристотель. Логику он назвал «органической” наукой». Она есть орудие («органон») для изучения бытия (впо­следствии ученики Аристотеля назвали эту часть его учения «Органоном»). Логика, по Аристотелю, имеет методологичес­кое значение для познания. Она помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выведения общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные фак­торы, Аристотель назвал индукцией (выведение общего из частного). Метод доказательств из силлогизмов, т. е. из общих выводов — получение производных суждений, частных, он назвал дедукцией.

5. Важнейшее учение Аристотеля — о душе человека. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека — его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единич­ное). На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствие ее у живот­ного. Далее, у человека есть наука (т. е. знание общих на­чал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие че­ловека, формирует его волю. Воля складывается из стремле­ний и предполагает готовность человека к нравственному вы­бору (который в свою очередь основан на знании общего).

Особый смысл Аристотель придавал разуму, он считал его извне привнесенным в животную душу и развившим послед­нюю. По Аристотелю, в душе человека есть как бы две совер­шенно различные части: животная и разум. Разум — нечто чуждое индивидуальному, это нечто общее, неизменяемое и вечное. Разум у всех один, он чужд индивидуальных разли­чий. Он не связан с телесными процессами, а потому душа бессмертна только в своей разумной части.

Основные сочинения Аристотеля: «Физика», «Метафизика», «О душе», «Никомахова этика», «Политика», «Поэтика». Аристотель, как известно, был учителем Александра Македонскогоа впоследствии, в Афинах, основал свою школу, которая по многообразию изучаемых проб­лем опередила Платонову Академию. Философская школа Аристотеля получила название «Лицей» (по греч. “Ликей”), т. к. находилась близ храма Аполлона Лицейского (гр. ликейон— название рощи при храме). Лицей Аристотеля (который был вместе с Академией Платона как бы вторым афинским университетом) продолжал работать едва ли не до IV в. н. э,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *