Елизаровский монастырь официальный сайт псковская область
Спасо-Елеазаровский женский монастырь
Маленький, среди непроходимых лесов основанный преподобным Евфросином, Спасо-Елеазаровский монастырь во все века привлекал к себе внимание, потому что жили здесь монахи-подвижники, жили монахи-ученые, жили духовные старцы…
Показать полностью.
Монастырь был местом подвига монашествующих и спасения мирян.
Неведомое миру монашеское служение, молитвенное делание известных и безвестных подвижников не было забыто.
Вновь затеплилась монашеская жизнь в Елизарове, и в 2000 году древний Спасо-Елеазаровский монастырь стал возрождаться как женская обитель. Ныне, после упразднения и разорения, он вновь обретает свое прежнее значение.
Спасо-Елеазаровский женский монастырь запись закреплена
В 12 лет я стала наркоманкой и два года скиталась с компанией хиппи по подвалам и чердакам. Это был ад. Я погибала. И когда в 14 лет приехала в Оптину пустынь, то сидела уже «на игле». Как же я полюбила Оптину и хотела жить чистой, иной жизнью! Но жить без наркотиков я уже не могла. Мне требовалось срочно достать «дозу», и я уже садилась в автобус, уезжая из Оптиной пустыни, как дорогу мне преградил незнакомый инок.
Показать полностью.
Трофим устроил меня тогда в больницу и выхаживал, как старший брат. До сих пор в ушах звучит его голос:»Терпи. Потерпи еще немножко. Ради Господа нашего еще потерпи.»
Когда мне исполнилось 16 лет, вопроса о выборе пути для меня уже не было. Я хотела быть такой же, как инок Трофим, и ушла тогда в монастырь.
Из книги Н.Павловой «Пасха Красная»
Спасо-Елеазаровский женский монастырь запись закреплена
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РАССЕЯННОСТИ НА МОЛИТВЕ?
Совет от преподобного Нила Синайского
Преподобный Нил пишет, если молитва – беседа ума с Богом, то этот самый ум прежде начала беседы должен быть очищен от посторонних мыслей. Нельзя молиться с бухты-барахты: встав из-за стола, отойдя от плиты или только-только оторвавшись осоловевшими глазами от светящегося экрана смартфона.
Показать полностью. Даже когда нас беспокоят какие-то текущие, пусть и довольно серьезные, проблемы, всё равно необходимо постараться отмежеваться от них: за десять минут или полчаса ничего крамольного не произойдет.
А враги наши ведь не спят, и нередко решение тех или иных важных вопросов придет аккурат во время молитвы. «Когда демоны увидят в тебе расположение истинно помолиться, – пишет преподобный Нил, – тогда влагают в тебя мысли о чем-нибудь даже нужном и вскоре потом оживляют памятование об этом, побуждая ум к разысканию», – и всё, их дело – сделано, наше дело – провалено.
Еще одно препятствие для собранной молитвы – это память. Ее может возбуждать демон, чтоб отвлечь нас, погрузить в мечтательность, перемалывание и пересмотр прежних событий, происшедших с нами.
Протоиерей Владимир Долгих
Спасо-Елеазаровский женский монастырь запись закреплена
Разумная душа, над которою воцарился Бог, должна опытом познать благодать Божества, которое в ней царствует, и делом являть плоды Всесвятого Духа, т. е. любовь, радость, мир, долготерпение и прочее. Где царствует Бог, там уже нет места никакому действию работы диавола, но всё обращается на служение Богу (Преподобный Симеон Новый Богослов).
Когда благодатное утешение действует при таинственном познании Христа и Его воли, христианин не осуждает ни иудея, ни язычника, ни явного беззаконника, но пламенеет ко всем тихой, непорочной любовью (Святитель Игнатий Брянчанинов).
Спасо-Елеазаровский женский монастырь запись закреплена
. Чистота сердечная, т. е. блюдение и охранение ума. все страсти и всякое зло отсекает от сердца и искореняет из него, и вместо того вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, плач, слезы, познание себя самих и грехов своих, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и божественное рачение сердечное (Преподобный Исихий Иерусалимский).
Сердце жестокое и немилосердое никогда не очистится (Преподобный Исаак Сирин).
Спасо-Елеазаровский женский монастырь запись закреплена
Бог не создавал больных, Бог создавал здоровых людей. Но болеем мы сами, болеют наши дети, да и всё человечество последние полтора года живет в эпоху пандемии. Как принимать болезнь, можно ли молиться о здравии или принимать попущение Господа со смирением?
Почему человек болеет? Мы ищем ответы на эти вопросы. Кто-то вовне, кто-то внутри себя. Во время моей болезни одна женщина мне написала в социальных сетях, что все болезни бывают от грехов и недостатка витаминов. Такое интересное понимание. Может быть, оно так и есть. Как правило, когда тебе действительно подана реальная болезнь, то ты этот ответ ищешь сам в себе. И ты должен найти его самостоятельно, ведь этот ответ должен решить твои внутренние смысловые проблемы.
Хочешь не хочешь, а будешь болеть всё равно. Конечно, святые отцы рассуждают на эти темы очень много. Мы болеем, потому что произошло расстройство человеческой природы. Человек есть от Бога, а Бог и есть подлинная жизнь. Как только люди утрачивают связь с Жизнью, они тут же подпадают под действие смерти. Случается полная дисгармония, дисбаланс, всё начинает рушиться. Когда люди были в раю, они находились в гармонии, прежде всего, с Богом. Муж и жена не пребывали, как сейчас это часто бывает, в состоянии постоянных ссор, склок и недопонимания. Это были более здравые и теплые отношения. У человека с природой была гармония. Как говорил преподобный Макарий Египетский, когда Адам пребывал в раю, то ему ничто не могло причинить вреда: ни хищные звери, ни ядовитые змеи, никакое существо. Такое царское положение у Адама было, пока он не уступил диаволу. Поэтому мы наблюдаем абсолютно везде сплошной развал. И только там, где человек восстанавливает свои отношения с Богом, тут же начинает всё остальное восстанавливаться, даже в каком-то природном смысле.
Я очень люблю преподобного старца Паисия Святогорца. Как-то приехал к нему один физик, который сказал, что в Бога не верит. А преподобный Паисий ему отвечает: «Странный ты человек. Даже простая ящерица умнее тебя». И вдруг старец Паисий подзывает ящерицу, и она действительно подбегает к нему. И он говорит: «Скажи, есть Бог?» И ящерица становится на задние лапки, передние наверх поднимает и начинает головой кивать. Все, кто был рядом, это видели. То есть там, где устанавливается гармония человека с Богом, всё остальное тоже восстанавливается. Если ты в сердце своем взаимосвязь с Господом восстановил, то всё будет хорошо. И природа будет тебя слушаться, и в семье у тебя будут прекрасные взаимоотношения. Если Господь Бог становится на первое место, то всё остальное занимает свое положенное место.
Старец Паисий неоднократно высказывал такую мысль: «Если ты хочешь вымолить какого-то другого человека, то ты должен в своей молитве быть готов взять на себя его болезнь». И вот эта жертвенность становится настолько сильной перед Богом, что ты можешь вымолить такого человека. Понятно, что этот подвиг не для всех подходит.
Благодетелям
Жертва праведного мужа благоприятна, и память о ней незабвенна будет.
Сирах 35,6
Будем Вам благодарны за любой вклад в нашу Святую Обитель!
Наши реквизиты:
180523, Псковская область, Псковский район, п.о. Елизарово (20 км от г.Пскова).
Настоятельница и.о.игуменьи монахиня Мария (Корх)
Пожертвование можно внести на расчетный счет монастыря:
Религиозная организация
ЕПАРХИАЛЬНЫЙ СПАСО-ЕЛЕАЗАРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ПСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (Московский Патриархат)
ИНН 6018009492 КПП 601801001
в Отделении № 8630 Сбербанка России г. Псков
БИК 045805602 кор. счет 30101810300000000602
Также пожертвование можно внести на карту Сбербанка в рублях:
№ карты 4276 5100 1038 4367 (Кириченко М.)
Секретарь: 8 (905) 238 88 82
Телефон 8 (8112) 679-558
e-mail: istok_mon@mail.ru
www.eleazarovo.ru
Сбор пожертвований
на изготовление киота для чудотворной иконы Спаса Елеазаровского
Чудотворная икона «Спас Елеазаровский» – уникальный памятник древнерусского искусства — явление мирового значения. Эта удивительная икона, написанная предположительно в середине XIV века – один из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи.
Образ был явлен в пустынном месте, в деревне Слобода в Порховском районе в 1352 году. На месте обретения этой иконы был возведен Великопустынский мужской монастырь. Икона Спасителя до 1766 года пребывала в монастыре в Спасской церкви и издревле почиталась как чудотворная. Не один раз она спасала псковичей в годину страшных испытаний. Так еще в XIV веке икона спасла город от моровой язвы, когда с ней обошли город с крестным ходом. В память об этом чуде был установлен крестный ход, который проводился многие столетия в день Преполовения Пятидесятницы и был прерван только в годы богоборчества.
Из-за случившегося пожара Великопустынский монастырь был закрыт в 1766 году, а чудотворная икона Спасителя вместе с братией перешла в Елеазаровский монастырь, который стал называться в честь чудотворного образа Спасо-Елеазаровским.
Икону «Спас Елеазаровский» спасали в годы лихолетия 20-30-х годов, Гражданской и Отечественной войн десятки людей (музейные сотрудники, историки, искусствоведы, реставраторы), некоторым за это пришлось заплатить жизнью.
19 августа 2010 года чудотворная икона «Спас Елеазаровский» была передана Святейшим Патриархом Кириллом в Спасо-Елеазаровский монастырь из Псковского музея.
Дорогие братья и сестры!
Обращаемся к вам с просьбой о помощи в благоукрашении этой почитаемой святыни киотом из серебряной басмы с позолотой. Просим вашего участия в этом благом деле. Имена жертвователей будут внесены в монастырский синодик на поминовение.
Мы заранее благодарны всем, кто откликнется и внесет посильный вклад.
Милость Божия и благословение да пребудут с вами.
Внести пожертвования можно по банковским реквизитам, указанным выше (просим писать Ваши имена для внесения в синодик с пометкой «для киота»).
Синодик с именами жертвователей:
Чудотворные иконы
История Цареградской Иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. По исследованиям игуменьи Елисаветы за четыре столетия до разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051или 1071 года, как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию. в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.
Святая икона была встречена братией и возможно Евфрасином на дороге около монастыря, на месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским.
Вместе с Цареградской иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле.
Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, ученик прп. Евфросина старец Спасо-Елеазаровской обители игумен Филофей объявил всему миру: «Москва — Третий Рим», — и добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти».
Святая Цареградская икона Божией Матери со времени своего пришествия в монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией.
Оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы, утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его Игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель. К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.
Спас-Елеазаровский — Покровитель псковского края
Чудотворная икона «Спас Елеазаровский» – шедевр древнерусского искусства, явление мирового значения.
Эта удивительная икона Спаса Вседержителя, написанная в серединн XIV века – один из единичных сохранившихся древнейших памятников псковской иконописи вообще и единственный в Псковском крае.
Сей дивный образ был явлен в пустынном месте, в деревушке Слобода в Порховском районе в 1352 году. На месте обретения этой иконы был возведен Высокопустынский мужской монастырь. Икона Спасителя до 1766 года пребывала в Спасской церкви монастыря. Икона издревле почиталась как чудотворная. Не один раз она спасала псковичней в годину страшных испытаний. Так еще в XIV веке икона спасла город от моровой язвы, когда с ней обошли город с крестным ходом. В память об этом чуде был установлен крестный ход, который проводился в день Преполовения Пятидесятницы многие столетия и был прерван только в годы богоборчества.
Из-за начавшихся церковных реформ в XVIII веке Высокопустынский монастырь был закрыт в 1766 году, а чудотворная икона Спасителя была перенесена в Елеазаровский монастырь, который стал называться от имени чудотворного образа Спасо-Елеазаровским.
Икону «Спас Елеазаровский», которой веками поклонялись люди, спасали в годы лихолетия 20-30-х годов, Гражданской и Отечественной войн десятки людей (музейные сотрудники, историки, искусствоведы, реставраторы), некоторым за это пришлось заплатить жизнью.
Спас Елеазаровский и реставратор Александр Иванович Анисимов
Анисимов А.И. (1877-1937)– выдающийся реставратор и искусствовед, знаток и исследователь древнерусского искусства, много сделал для сохранения великих святынь, таких как иконы Божией Матери Владимирская, Боголюбская, Толгская и др. в течение нескольких лет руководил работами по спасению православных святынь на Псковщине. Особое внимание реставратора привлекла икона Спаса Елеазаровского. Выдающийся реставратор определил икону как интереснейший памятник эпохи, переходной от домонгольского периода к стилю XIV века. С сентября 1927 года началась реставрация святыни в Москве в Реставрационных мастерских, которая завершилась только летом 1930 году. Икона и ее великолепный оклад, изготовленный в XVI веке, вернулись в Псков, а их спаситель был арестован осенью 1930, получил срок 10 лет лагерей и 2 сентября 1937 года расстрелян.
И вот в великий праздник Преображения Господня, 19 августа 2010 года, эта чудотворная икона возвратилась в Спасо-Елеазаровский монастырь и заняла свое место в Трехсвятительском соборе обители. Это произошло во время Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Псковскую епархию. Его Святейшество лично передал святыню древней обители и выразил глубочайшую признательность всем, кто потрудился, чтобы свершилось это исполненное глубочайшего смысла событие.
В своем слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл при передаче чудотворного образа Спаса-Елеазаровского в Псковский Спасо-Елеазаровский монастырь назвал это возвращение-принесение чудотворной иконы Спасителя в ту обитель, в которой она многие сотни лет находилась святыни замечательным историческим событием.
Передавая великую святыню Русской Православной Церкви заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуков также отметил исключительную важность возвращения святыни в монастырь, где она пребывала несколько веков и то, что сейчас она доступна для поклонения всем желающим.
В настоящее время, икона сохраняется в условиях особого температурно-влажностного режима, под сигнализацией. Для ее сохранности и безопасности хранения сделан специальный киот, который предусмотрен для святынь такого уровня.
Источники
Многие века не прекращается паломничество людей к Пречистенскому источнику. Он находится прямо на дороге, ведущей из Пскова в Гдов. Иногда источник называют Елеазаровским в честь монастыря. Святой источник забил чудесным образом на месте встречи братией обители чудотворной иконы «Цареградской», переданной Константинопольским Патриархом Геннадием II старцу Евфросину. Встреча иконы состоялась 17/30 сентября. Этот день поминается церковью как день памяти иконы Цареградской. Монастырь же начал называться Сретенским.
Чудотворения на святом источнике продолжаются вот уже на протяжении нескольких столетий.
Сейчас над источником построена часовня Цареградской иконы Божьей Матери. А купальня, где можно окунуться в источник, «спрятана» несколько дальше в лесу, дабы паломники могли уединенно помолиться перед омовением. Так милость Господня изливается на верующих через воды Пречистенского источника.
Святое Ольгино озеро
Неподалеку от Елеазаровского монастыря есть Святое Ольгино озеро. По церковному преданию, в этом озере купалась в свое время равноапостольная княгиня Ольга. Местные жители всегда считали воду в этом озере целебной. Много столетий сюда за исцелением привозили детей, чтобы избавить их от хворей, особенно детей с больными ногами. Массовым паломничеством был день памяти преподобного Евфросина, 28 мая. Впоследствии традиция насильственно была прервана, но свидетельства об исцелениях людей после купания в Святом Ольгином озере постоянно продолжаются.
О чудесных исцелениях в Святом Ольгином озере рассказывала публично неоднократно и матушка Елисавета (Беляева). Так, например, 29 сентября 2009 н., во время пресс-конференции, посвященной проекту создания охранной зоны вокруг монастыря, игумения Спасо-Елеазаровской обители Елисавета рассказывала: «Я вам должна сказать еще об одном чуде, которое совершилось уже в наше время. Автор проекта охранных зон, архитектор N.. которая возглавляла группу специалистов, работала над этим документом.
В ее жизни произошла такая печальная история, она упала и повредила позвоночник. И, когда я приехала в институт «Спецпроектреставрации», чтобы заказать этот документ, она охотно согласилась возглавить эту работу. Я была очень удивлена… что человек уже в таком серьезном возрасте все-таки решился взяться за такую серьезную работу.
Они приехали сюда, занимались исследованиями, работали. Был ноябрь месяц и она, зная о том, что это святое озеро, искупалась в нем. Прошло, наверное, года два-три, мы уже работали с этим документом, и как-то с ней встретились, и она сказала: «Знаете, матушка, я боюсь об этом говорить, но в то же время я должна с вами поделиться и сообщить об одном значимом для меня событии. Когда я вернулась из Елизарова, я пошла к врачам, которые поставили очень тяжелый диагноз». Перспектива была плохая, если бы все развивалось по этому сценарию, она должна была остаться без ног. Она сказала, что «я не знаю, как это расценивать, но после того, как я искупалась в вашем озере, потом я попала к своим врачам, и диагноз был снят». До сих пор она в здравии пребывает, проблемы со здоровьем ее не беспокоят, и это действительно был случай чудесного исцеления в этом озере».
Основатель монастыря – преподобный Евфросин
Преподобный Евфросин родился около 1386 года в селе Виделебье, близ Пскова. Родители назвали сына Елеазаром. Господь одарил его хорошими способностями, и даже взрослые люди удивлялись, как глубоко понимал он Священное Писание.
С юных лет Елеазар готовил себя к монашеской жизни; когда отец и мать пожелали сочетать его браком, он тайно оставил дом и скрывался до тех пор, пока родители не оставили своего намерения. После смерти отца юноша поступил в Снетогорский монастырь и принял там монашеский постриг с именем Евфросин. Имея склонность к пустыннической жизни, в поисках более глубокой сосредоточенности в молитве он через некоторое время с благословения настоятеля ушел в безлюдные леса на берег реки Толвы. Это было около 1425 года.
Так преподобный Евфросин начал новый период в истории псковского монашества – пустынножительный. Позже, здесь же, на реке Толве, он основал первый общежительный «богорадный» монастырь. В него принимали желающих монашеской жизни без вклада, а «Бога ради». И монахи в нем жили не каждый на свои средства, как в особножительном, а собственность у них была общая. В то время на Псковщине шли споры о том, как следует петь «Аллилуйю» – два или три раза. Сторонник сугубой аллилуйи – то есть ее двоения – преподобный Евфросин за разъяснением отправился в Константинополь, где от самого Патриарха Иосифа получил подтверждение правильности двоения. Именно там он получил ответ и на волнующий его вопрос о смысле своего предназначения. «Благочестие изобиловах душу мою», – пишет он о своем путешествии. Спустя десятилетие из покоренного турками Константинополя Патриарх Геннадий II прислал новообразованной евфросиновой обители священный дар – Цареградскую икону Божией Матери. Братия встретила святую икону, выйдя на дорогу, ведущую в Псков. На этом месте забил святой источник, который стали называть Пречистенским, и до сей поры его воды несут людям исцеления. В память об этой встрече пустыньку назвали Сретенской. Пустынь была основана на рукотворном месте. Для того чтобы принять всю братию, стекавшуюся к нему, преподобный предложил срыть горку, под которой между двумя рукавами реки стояла его келья, и засыпать один рукав. На месте своей кельи, где ему было явление трех вселенских святителей, преподобный Евфросин, по их слову, построил в 1447 году Трехсвятительский собор. Заповедуя непрестанно трудиться и молиться, преподобный особое значение придавал общей церковной молитве. Он говорил: «Если бы ты и всю ночь простоял в келье своей на молитве, и то твоя келейная молитва не может сравниться с единожды пропетой в церкви краткою молитвою: ‘‘Господи, помилуй’’». Церковные службы в евфросиновом монастыре были столь продолжительными, что о преподобном и его учениках говорили: «Железный с железными». После молитвенного бдения целый день иноки трудились, расчищая от леса под поля землю и занимаясь полевыми работами. Своими трудами они питали не только себя, но и бедняков, которые приходили в обитель. Бывали случаи, что преподобный последнее раздавал, но Господь не оставлял иноков Своей милостью и посылал им необходимое для жизни через благодетелей. Чтобы монастырская жизнь протекала благочинно и духовно, преподобный Евфросин составил иноческий устав. Он понимал монашество как ангельскую жизнь на земле и в своем уставе говорил о девственности, нестяжательности, отрешенности от всяких мирских привязанностей и забот, любви к брату до готовности положить за него душу, полном отречении от своей воли и послушании, непрерывном труде для Бога и для других, постоянной молитве и посте как обязательных правилах жизни для монаха.Всех приходящих в обитель преподобный принимал с великой любовью. Так постепенно созидался монастырь, поначалу называвшийся лаврой, как свидетельствует автор жития преподобного Саввы Крыпецкого.
До глубокой старости дожил преподобный Евфросин. От трудов и подвигов воздержания совсем иссохло его тело. Провидя конец своей жизни, преподобный оставил завещание: «Братия моя, предаю вас всемогущему Богу и Его Пречистой Матери, да будет Она, всемилостивая, вам прибежищем и стеною от всех напастей и искушений диавольских. Украшайтесь смирением, нелицемерно любите друг друга, не забывайте страннолюбия, храните чистоту душевную и телесную, ни во что считайте честь и славу жития этого, но заботьтесь о достижении вечных благ, уготованных любящим Господа». В своем духовном завещании он повторил основные положения устава, указав на разницу добровольного вклада и вкупа; предостерег братию от возможности иметь личную собственность и наставлял устроить иноческую жизнь так, чтобы уберечь ее от обмирщения.
15 мая 1481 года с молитвой на устах блаженно почил святой старец на 96 году своей земной равноангельной жизни, перед смертью приняв схиму с именем Елеазар. Но, оставив телом обитель, святой не прекратил своих забот о ней, защищал ее от внезапного пожара и от нападений врага, исцелял братию от болезней, помогал богомольцам и приводил многих к принятию монашеского пострига. В память о преподобном обитель стали именовать Елеазаровской. Святые его мощи почивали в Трехсвятительском соборе. На раке были положены завещание старца и его святой образ, написанный при жизни святого его учеником Игнатием. Сохранилось описание внешности преподобного. Он был среднего роста и весьма сух телом, продолговатое его лицо, просвещенное благодатью, выражало кротость и смирение; взоры его были тихи и приветливы. Остроконечная борода спускалась ниже груди. Он был украшен старческими сединами, но крепок духом и телом до самой кончины. Соборная общецерковная канонизация преподобного Евфросина Псковского состоялась в 1549 году.