Ельцова обучение грамоте старшая группа конспекты занятий
Электронный вариант книги Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения старшая группа (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Электронный вариант книги
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте 1-год обучения
УДК 372.21 ББК 74.102 П44
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте : система занятий, конспекты, дидактический материал /
В данном пособии представлены теоретические аспекты и практический материал по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте с учетом их особенностей, интересов и потребностей. Календарно-тематическое планирование и конспекты занятий в старшей и подготовительной группах, литературный и дидактический материал, советы для педагогов и родителей помогут определить цели, содержание и объем работы.
Предназначено воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ, может быть полезно учителям начальных классов, а также родителям для самостоятельных занятий с детьми.
УДК 372.21 ББК 74.102
ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
Тема: ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО».
ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ.
ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ
• дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»;
• дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
• знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).
1. Игра «Экскурсия в магазин».
Условия игры: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии.
Правила игры: педагог называет отдел, например: «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Электротовары» и т. д.
Усложнение игры: педагог загадывает загадки о предметах ближайшего окружения, дети отгадывают их
2. Игровое задание: назвать предметы, находящиеся в комнате. Дети выясняют, что у каждого предмета есть название, которое обозначено определенным словом; слов много и все они разные.
Вывод: все, что нас окружает, можно назвать словами.
3. Измерение слов руками: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны.
Вывод: слова бывают длинные и короткие.
4. Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».
Правила игры: педагог бросает мяч любому ребенку, тот ловит и называет ласково своего соседа по кругу.
Усложнение игры: назвать соседа, который находится справа (или слева) от тебя; назвать имя ребенка, который находится через одного от тебя и т. д.
5. Игра «Подскажи словечко»:
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само,
Как зовут нас. (Огурцы).
Он плывет по простыне,
Как кораблик на волне,
Он хозяйкам добрый друг
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
— Топай правою ногой,
Вот тогда придешь домой.
6. Знакомство с тетрадью в клеточку.
Обводка клеток по заданию, например: отсчитать сверху пять клеточек и обвести красным карандашом шестую и т. д.
7. Итог занятия в форме свободной беседы.
Тема: СЛОВА КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАШИХ МЫСЛЕЙ.
СОСТАВЛЕНИЕ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
• подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов;
• воспитывать речевое внимание, фонематический слух;
• поощрять речевую активность детей в словесных играх;
• упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Пособия: игрушки (мяч, кукла, дудочка, мишка, зайчик), картины о временах года, тетради, цветные карандаши.
1. Игровое упражнение «Кто я?» (дети сидят на ковре, по кругу).
Условия игры: воспитатель предлагает каждому ребенку ответить про себя, кто он: ребенок, мальчик, девочка, сын, дочь, человек, малыш и т. д.
Правила игры: высказаться можно только один раз, не повторяясь.
Продолжение игры: какие слова можно сказать про воспитателя (мама, тетя, женщина, человек, рукодельница). 2. Игра «Назови по-разному одну и ту же игрушку».
Условия игры: дети передают друг другу игрушку, обнимают ее и называют ласково, например: мишка, мишенька, медвежонок, мишутка, топтыжка, косолапка, зверь, малыш и т. д.
Правила игры: не повторять слова, которые уже прозвучали.
Продолжение игры: назвать ласково куклу (можно придумать ей ласковое имя), зайчика, дудку.
3. Игровое упражнение с мячом «О чем можно сказать, используя слова. ».
Условия игры: педагог называет признак предмета (имя прилагательное), дети подбирают к нему предметы, объекты, явления (то есть имя существительное), например: круглая (тарелка, сковорода), круглый (шар, мяч, обруч, поднос), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красный (флаг), красное (солнце, платье) и т. д.
Правила игры: ориентироваться на окончание слова, обозначающего признак предмета.
Вариант игры: «Какими словами сказать про то, что может делать. ».
— кошка (лакать, лазить, мяукать);
— ветерок (дуть, шуметь, обвевать, веять);
— ветер (выть, нести, дуть, сбивать);
— щенок, если его берут на руки (прижиматься, урчать, радоваться).
Правила игры: ориентироваться на смысловой оттенок слов. Вывод: наши мысли выражаются словами.
4. Игровая обучающая ситуация (ИОС) «Составляем предложение».
Педагог роняет мяч на пол и просит сказать про мяч два слова (мяч упал).
Дети называют первое (мяч), второе слово (упал), а затем по-вторяют все предложение.
Воспитатель предлагает кому-нибудь поднять мяч, остальные должны сказать об этом тремя словами. (Мальчик поднял мяч). Дети называют первое, второе, третье слово по порядку.
Продолжение игровой обучающей ситуации: по аналогии с мячом такую же работу на составление предложений проводят с другими игрушками.
Усложнение задания ИОС: назвать картинку одним, двумя словами, например: «Осень», «Осень наступила» и т. д.
5. Игровое упражнение «Зарисовка слова» (работа в тетрадях):
Правша игры: педагог называет признаки предмета, дети по признакам зарисовывают предмет, например:
Вывод: слова объединяются в предложения. Предложения могут состоять из одного, двух, трех. слов.
6. Итоговая беседа с детьми по содержанию занятия.
Тема: «ОСЕННИЕ ДЕНЬКИ». СОСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ И ДЕЛЕНИЕ ИХ НА ЧАСТИ.
• пробудить интерес к окружающему миру; • расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»; проводить работу над антонимами;
• упражнять в правильном согласовании существительных с прилагательными, образовании однокоренных слов; использовании в речи предложений;
• упражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);
• познакомить детей с графическим изображением предложения на доске;
• развивать умение детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).
Пособия: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мяч, картина из серии «Наши маленькие друзья», тетради, простые карандаши.
1. Беседа на тему «Осенние деньки».
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья.
— Какое сейчас время года? (Осень.)
— Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Перспективный план НОД по подготовке к обучению грамоте по программе О.М.Ельцовой
Подготовка к обучению грамоте
Введение понятия «слово».
Линейность и протяженность слов.
Знакомство с тетрадью в клетку.
дать детям знание о словесном составе речи, познакомить с термином «слово»;
дать знание о том, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов;
знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, разлиновка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).
Слова, как выражение наших мыслей.
Составление из слов предложений.
Введение понятия «предложение».
подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения; дать пример предложений из одного, двух, трех, слов;
воспитывать речевое внимание, фонематический слух;
поощрять речевую активность детей в словесных играх;
упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Составление предложений и деление их на части.
пробудить интерес к окружающему миру;
расширять запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень», проводить работу над антонимами;
уупражнять детей в составлении предложений и делении их на части (слова);
познакомить детей с графическим изображением предложения на доске;
учить детей правильно штриховать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники).
Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур.
развивать умение образовывать существительные с уменьшительными, ласкательными суффиксами;
упражнять детей в выделении предложений из текста и в составлении рассказа из небольших предложений;
воспитывать культуру речевого общения;
упражнять в штриховке геометрических фигур (круг, квадрат);
формировать быструю реакцию на слово.
Составление предложений по «живой модели».
закрепить знания о предложении, упражнять в умении находить короткие предложения в знакомом тексте;
учить детей составлять предложения по «живой модели;
дать знания о многозначности слов;
воспитывать речевое внимание;
развивать творческое воображение детей.
Деление слов на слоги.
Составление рассказа с использованием опорных слов.
учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов;
продолжать учить детей отгадывать загадки и давать аргументированный ответ-отгадку;
упражнять детей в придумывании рассказа на определенную тему. используя слова-опоры и графическую схему предложений;
развивать глазомер, мелкую моторику.
Введение термина «слоги».
Знакомство с односложными словами.
формировать умение слышать, четко и ясно произносить чистоговорку;
учить детей осознавать рифму и подбирать рифму (текст по рифме должен быть согласован со слогами);
упражнять в делении слов на части, познакомить с термином «слоги», познакомить с односложными словами;
развивать глазомер и мелкую моторику рук.
Деление слов на слоги и составление слов из слогов.
упражнять детей в делении слова на слоги;
закреплять умение в составлении слов из слогов;
развивать мелкую моторику.
Ознакомление со звучащим словом.
Введение термина «звук».
упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста;
закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;
обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин «звук» в активный словарь;
закреплять правила штриховки.
Определение количества слогов в словах.
Нахождение в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука.
Упражнять детей в определении количества слогов в словах;
закреплять знания о предложении (количество и порядок слов);
учить детей находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;
воспитывать речевое внимание и фонематический звук;
Нахождение местоположения звука в слове.
Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий.
формировать умение слышать, четко и ясно произносить, осознавать рифму;
закреплять знания детей о предложении в процессе игры;
упражнять в нахождении звука, чаще всего встречающегося в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук.
Деление слов на слоги.
Составление предложений из словосочетаний.
Выделение голосом определенного звука в слове.
упражнять детей в делении слов на слоги;
закреплять в словаре детей названия цветов;
учить детей составлять предложения по словосочетаниям;
закрепить у детей умение находить звук, чаще всего встречающейся в стихотворении. продолжать учить детей произносить слова с выделением звука и находить место звука в слове;
воспитывать речевое внимание и фонематический слух.
Деление на слоги дву-, трехсложных слов.
Определение местоположения звука в словах.
Выделение из текста предложений.
помочь детям правильно употреблять термин «слово» при речевом общении со взрослыми и сверстниками;
продолжать учить детей делить на слоги дву-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах;
учить детей выделять на слух отдельные предложения в тексте, слышать паузу.
Определение заданного звука в любой части слова.
Составление предложений по заданию.
Обогащать словарный запас детей;
Продолжать учить детей делить слова на слоги, правильно определяя последовательное звучание каждой части слова;
учить детей слышать и выделять определенные звуки в словах;
продолжать учить детей самостоятельно находить слова с заданными звуками, находящимися в любой части слова;
учить детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука.
Знакомство со схемой звукового состава слова.
Звуковой анализ слова «Ау»
познакомить детей со схемой звукового состава слова;
научить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;
учит детей произносить слово в соответствии с движением указки по схеме;
учить детей составлять предложения, каждое слово в которых начинается с определенного звука.
Звуковой анализ слова «мак»
Учить детей составлять по картинкам предложения, связывая их по смыслу в рассказ;
развивать творческое воображение, фантазию;
познакомить детей со звуковым составом слова «мак»;
учить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме;
упражнять в «прочитывании» слова в соответствии с движением указки по схеме;
учить ориентироваться на листе бумаги.
Звуковой анализ слова «дом»
Сравнение слов по звуковому составу.
Составление предложений по заданию.
закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
учить детей проводить последовательный звуковой анализ слова «дом»;
упражнять детей в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему;
закреплять представление о предложении;
развивать мелкую моторику.
Звуковой анализ слова «дым».
Составление предложений с соединительным союзом «и».
закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
учить детей проводить последовательный звуковой анализ слова «дым»;
упражнять в нахождении слов с определенным звуком в заданном тексте;
развивать тонкую моторику, координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи;
Звуковой анализ слова «сыр».
Введение понятия «гласный звук».
учить детей произносить звуковой анализ слова «сыр»;
учить сравнивать по звуковому составу слова «сыр» и «дым»;
познакомить детей с понятием «гласный звук»;
продолжать учить составлять предложения из 3 слов с соединительным союзом «и».
Звуковой анализ слова «шар».
Составление предложений из 2, 3,4 слов.
учить детей слушать и слышать, давать обоснованные ответы на вопросы педагога;
развивать представление детей о зиме;
развивать фонематический слух детей;
закреплять у детей умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова;
учить детей самостоятельно производить звуковой анализ слова «шар»;
Звуковой анализ слова «дом»
Сравнение слов по звуковому составу.
Составление предложений по заданию.
Закреплять умение интонационно выделять звук в слове;
расширять представления детей о родном языке в игровых упражнениях на словоизменение;
продолжать учить детей производить звуковой анализ слов «жук» и «лук»;
учить детей находить сходство и различие слов по их звуковому составу.
Подбор определений к существительным.
Перессказ текста по графической схеме.
Составление графической схемы предложений с предлогами.
упражнять детей в подборе определений к существительным;
учить пересказывать небольшой текст, опираясь на его графическую схему;
упражнять в составлении графической схемы предложений с предлогами.
Развитие пространственной ориентировки.
Введение понятия «согласный звук».
упражнять детей в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям;
продолжать учить детей «записывать» предложение графически;
создавать положительный эмоциональный настрой, развивать воображение.
Звуковой анализ слов «нос» и «рот».
Закрепление понятия «согласный звук».
упражнять в подборе однокоренных слов;
учить производить звуковой анализ слов;
закреплять понятие «согласный звук»;
развивать мелкую моторику.
Введение понятия «мягкий согласный звук».
Звуковой анализ слов «кот» и «кит».
совершенствовать речевую активность детей, способствовать развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности;
формировать способность анализировать звуковой состав слов «кот» и «кит», обратить внимание детей на мягкость звука К в слове «кит», добиваться правильного произношения этого звука; учить сравнивать слова по звуковому составу.
Закрепление понятия «мягкий согласный звук».
Деление на слоги дву- и трехсложных слов.
упражнять в подборе существительного к исходному слову- прилагательному, ориентируясь на окончание последнего;
развивать фонематический слух, учить детей на слух различать мягкие и твердые звуки в целых словах, произносить эти звуки изолированно;
учить детей делить на слоги дву- или трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
Звуковой анализ слова «осы».
активизировать словарь детей по теме «Человек и его тело», закреплять названия цветов;
познакомить детей со звуковой схемой слова «осы»;
учить произносить слова медленно, интонационно выделяя звук, который отмечается на схеме, произносить слова в соответствии с движением указки по схеме;
упражнять детей в делении слов на слоги;
развивать у детей умение удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, т.е. формировать щепоть.
Звуковой анализ слова «роза».
Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков.
активизировать речевую деятельность детей;
учить производить звуковой анализ слова, состоящего из четырех звуков;
познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков;
формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
«Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна».
учить детей отгадывать загадки, обратить их внимание на меткость и лаконичность языка загадки;
упражнять в подборе определений к существительным;
продолжать обучение звуковому анализу слов, состоящих из четырех звуков;
упражнять в подборе и назывании слов с определенным звуком;
продолжать учить детей делить на слоги дву-, трехсложные слова, отчетливо произносить каждую часть слова;
развивать мелкую моторику.
Звуковой анализ слова «лиса».
Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса».
расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
учить детей узнавать объект по описанию, активизировать словарь;
упражнять в проведении звукового анализа слова «лиса»;
учить детей сравнивать слова по звуковому составу;
развивать мелкую моторику.
Звуковой анализ слова «муха».
Поисковая деятельность в области грамматики.
упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;
учить детей составлять предложения с заданными словами;
упражнять в проведении звукового анализа слова «муха»;
активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;
развивать мелкую моторику.
Звуковой анализ слова «сани».
Поисковая деятельность в области грамматики.
упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы;
учить детей составлять предложения с заданными словами;
упражнять в проведении звукового анализа слова «сани»;
активизировать поисковую деятельность детей в области грамматики, воспитывать у них языковое чутье, развивать внимание к слову и его значению;
развивать мелкую моторику.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1351838
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.