Если дал обещание богу и не сдержал слово что за это будет
Обещание, данное Богу: можно ли нарушить обеты Господу?
Надо ли всегда исполнять обещание, данное Богу? В Библии сказано, что если люди дают обещание Богу, то должны исполнить:
Моисей говорил со всеми главами родов израильских и рассказал им о наказах Господних. Если кто захочет дать Богу обет или пообещает принести Богу особый дар, пусть так и сделает, но пусть исполнит всё обещанное. (Числа 30:1,2)
Кроме того, в книге Екклесиаст сказано, что если обещали, не откладывайте с его исполнением.
Если ты пообещал Богу, то сдержи своё обещание, не медли с его исполнением, не в глупцах счастлив Бог. Сделай то, что ты обещал Богу. (Екклесиаст 5:4)
Разумно ли давать обеты Богу? Какой может быть результат, если мы не выполняем обещания, данные Богу?
Обещание, данное Богу и его исполнение
Всё начинается с обещания, не так ли? Когда мы становимся христианами, то в первую очередь мы обещаем, или исповедуем, что Иисус наш Господь. Обещание, конечно, не пророчество. Реальность часто противоречит нашим первоначальным обещаниям, о которых нам постоянно надо напоминать. Особенно в нашем еженедельном причащении. Я говорю это, так как Новый Завет не запрещает давать обещания Богу. Я бы не хотел вдохновлять своих читателей отказываться от своих обещаний, данных ранее, если только они не были глупыми изначально:
Сын мой, не бери на себя ответственность за долг другого человека. Обещал ли ты вернуть долг другого, если он не может расплатиться сам? Взял ли ты на себя ответственность за чужой долг?
Если так, то ты пойман, твои слова завлекли тебя в ловушку. Ты во власти того человека, поэтому пойди и освободи себя — упрашивай того человека освободить тебя от его долга. Не трать время на отдых и даже на сон. Вырвись из этой ловушки и беги, как олень убегает от охотника. Освободи себя, как птица освобождается из силков. (Притчи 6:1-5)
Иисус Христос, с другой стороны говорил о «не нарушении» клятвы, но далее «не клянитесь вовсе», видимо потому, что это может стать нашей ловушкой. И достаточно слова «Да», чтобы обещать, что мы это сделаем. Многие христиане, однако, дают обеты Богу и ставят цели.
Слышали вы также, что предкам нашим сказано было: «Не нарушай клятвы своей, соблюдай клятву, данную Господу». Я же скажу вам: не клянитесь вовсе. Не клянитесь небом, ибо оно-престол Божий. И не клянитесь землёй, потому что она принадлежит Богу. И Иерусалимом не клянитесь, ибо он-город великого Царя. И головой своей не клянитесь, ибо ни один волос не можете вы сделать ни чёрным, ни белым. Если хотите сказать «да», то и скажите просто «да», а если хотите сказать «нет», то и скажите просто «нет». Всё остальное-от дьявола. (От Матфея 5:33-37)
Я думаю, что мы должны быть осторожны с тем, как мы даем обещания Богу. Соломон предупреждал нас об этом:
Если ты пообещал Богу, то сдержи своё обещание, не медли с его исполнением, не в глупцах счастлив Бог. Сделай то, что ты обещал Богу. Лучше не обещать ничего, чем пообещать и не сделать. И не позволяй словам твоим быть причиной твоих грехов, не говори священнику: «Я не то имел в виду». Если ты сделаешь так, Бог может разгневаться и уничтожить всё, ради чего ты трудился. (Екклесиаст 5:4-6)
Так, как мы будем судимы по нашим словам (Евангелие от Матфея 12:37), то мы должны быть осторожны с тем, что говорим:
Но говорю вам, что в судный день людям придётся отвечать за каждое неосторожно сказанное слово. На основании слов твоих ты будешь признан невиновным, и на основании твоих слов ты будешь осуждён». (От Матфея 12:36,37)
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Что будет, если не выполнить обещание данное Господу
Обеты – это обещания, которые дают верующие Богу взамен на его помощь или покровительство в каком-либо деле. Как утверждают священнослужители, чаще всего люди прибегают к таким обещаниям в трудных жизненных ситуациях. Но можно ли вообще давать обеты? И, если можно, как правильно это делать?
Обеты в Библии
Упоминания об обетах, адресованных Богу, встречаются даже в религиозной литературе. Так, согласно Ветхому Завету, один из первых обетов дал Господу Иаков: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, … из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22). Кроме этого, обещали Богу совершить то или иное деяние в обмен на его благосклонность и другие библейские персонажи. Согласно книге Судей, Иеффай обратился к Богу с просьбой, предать Аммонитян в его руки. Если же это случится, Иеффай обещал сжечь первого, кто выйдет ему навстречу, когда он вернется домой (Суд. 11:30,31).
Примечательно, что некоторые Ветхозаветные источники даже содержат рекомендации по исполнению обетов. Например, во Второзаконии сказано, что если человек дал обет Господу, то должен непременно исполнить его, а если не давал, то и греха на нем никакого не будет (Втор. 23:21-23).
Мнения священников
Тем не менее далеко не все представители православного духовенства относятся к обетам положительно. Так, священник Родион Иванов утверждает, что наиглавнейший обет верующие дают Господу, когда проходят обряд крещения. Поэтому, по мнению Иванова, к каким-либо иным обетам прибегать не стоит.
Отец Андрей Ткачев советует не злоупотреблять обетами и отличать обет от зарока. По словам священника, «зарок – это отрицательная вещь», которая заключается в договорных отношениях с Богом. Например, зарекаюсь делать что-либо до тех пор, пока…
Как давать обеты?
Как же правильно давать обеты? Протоиерей Сергий Николаев рекомендует в обязательном порядке посоветоваться по этому поводу со священником и получить его благословение, а также придерживаться поговорки: «Не давши слова – крепись, а давши – держись».
Об этом же говорит и протоиерей Максим Хижий. Хижий призывает прихожан не давать никогда обетов, в выполнении которых они не уверены.
Если же случилось так, что человек пообещал сделать что-то, а впоследствии не сделал этого, то протоиерей Димитрий Смирнов считает, что первым делом необходимо попросить прощения у Господа.
Не сдержала клятву, данную Богу. Что мне теперь будет?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Не сдержала клятвы, данные Богу. Хотела пойти в монастырь, попросила Бога помочь туда попасть. Мама против, дала ей слово не идти, но думала сдержать слово потом. Спустя время понравился молодой человек. Попросила Бога, чтобы помог «любить его, каким боком мне это бы не вылезло».
Отказалась от Бога. Ничего не вышло ни тогда, ни через три года, когда он решил вернуться. Держал меня на расстоянии, периодически напоминая о себе. Сейчас не общаемся. Были ещё клятвы. Объясните, что мне теперь будет?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Ирина, впредь не нужно давать Богу какие либо клятвы. Лучше просить у Господа помощи на жизнь по Его заповедям, Он Сам поможет Вам избрать тот путь, который будет для Вас спасительным. В том, что давали Богу клятвы, следует покаяться на исповеди и более не повторять этой ошибки.
Вы пишете, что отказались от Бога. Как это случилось и в чём это выразилось? Если перестали жить христианской жизнью, то это следует непременно исправить. Если нет больше общения с человеком, о котором Вы написали, то не стоит его и искать. А вот обещание уйти в монастырь можно назвать поспешным. Монашеское призвание — удел немногих и Господь призывает к этому лишь тех, кто имеет его. Можно поехать потрудиться в женскую обитель и уже там станет понятно, близок ли Вашей душе такой путь ко спасению. Но и без этого христианка может спастись, требуется лишь всей своей жизнью стремиться к Богу и исполнять Божии заповеди.
Вам не стоит бросаться из крайности в крайность. Найдите для себя серединный путь, живите в Боге, регулярно посещая храм Божий и участвуя в Таинствах Церкви и Господь поможет Вам избрать тот образ жизни, который приведет Вас ко спасению.
Если дал обещание богу и не сдержал слово что за это будет
Обеты – это обещания, которые дают верующие Богу взамен на его помощь или покровительство в каком-либо деле.
Как утверждают священнослужители, чаще всего люди прибегают к таким обещаниям в трудных жизненных ситуациях.
Но можно ли вообще давать обеты?
И, если можно, как правильно это делать?
Обеты в Библии
Упоминания об обетах, адресованных Богу, встречаются даже в религиозной литературе.
Так, согласно Ветхому Завету, один из первых обетов дал Господу Иаков: «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, … из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22).
Кроме этого, обещали Богу совершить то или иное деяние в обмен на его благосклонность и другие библейские персонажи. Согласно книге Судей, Иеффай обратился к Богу с просьбой, предать Аммонитян в его руки. Если же это случится, Иеффай обещал сжечь первого, кто выйдет ему навстречу, когда он вернется домой (Суд. 11:30,31).
Примечательно, что некоторые Ветхозаветные источники даже содержат рекомендации по исполнению обетов. Например, во Второзаконии сказано, что если человек дал обет Господу, то должен непременно исполнить его, а если не давал, то и греха на нем никакого не будет (Втор. 23:21-23).
Мнения священников
Тем не менее далеко не все представители православного духовенства относятся к обетам положительно. Так, священник Родион Иванов утверждает, что наиглавнейший обет верующие дают Господу, когда проходят обряд крещения. Поэтому, по мнению Иванова, к каким-либо иным обетам прибегать не стоит.
Отец Андрей Ткачев советует не злоупотреблять обетами и отличать обет от зарока. По словам священника, «зарок – это отрицательная вещь», которая заключается в договорных отношениях с Богом. Например, зарекаюсь делать что-либо до тех пор, пока…
Как давать обеты?
Как же правильно давать обеты? Протоиерей Сергий Николаев рекомендует в обязательном порядке посоветоваться по этому поводу со священником и получить его благословение, а также придерживаться поговорки: «Не давши слова – крепись, а давши – держись».
Об этом же говорит и протоиерей Максим Хижий. Хижий призывает прихожан не давать никогда обетов, в выполнении которых они не уверены.
Если же случилось так, что человек пообещал сделать что-то, а впоследствии не сделал этого, то протоиерей Димитрий Смирнов считает, что первым делом необходимо попросить прощения у Господа.
Дал обещание Богу. а исполнить забыл. Что бывает за неисполение обещанного?
В трудный час, когда порой жизнь висит на волоске, человеку свойственно что-то пообещать Богу: «Сделаю то-то и то-то, только, Господи помоги, исцели, спаси и проч.».
Бог в Своем великом милосердии отвечает на молитву, крик о помощи, как это было с Анной, матерью пророка Самуила, мытарем Закхеем.
Примечательно, что Богу угодно, когда мы даем Ему обеты: Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему (Пс. 75, 12)
Бог дает то, о чем просит человек, прежде исполнения обещания со стороны последнего. Такова природа Бога – Он в любви склоняется к просьбам Своего творения. Но Он ждет исполнения обещанного – обета, который человек положил исполнить в сердце своем.
Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его. (Чис. 30, 3).
Исполняя просьбу, Бог устанавливает ответственность со стороны обещавшего.
Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех. (Втор. 32, 21)
Неисполнение обещания, обета, приравнено ко греху.
Грешит тот, кто не исполнил обещанного.
А последствия греха очевидны – наказание, отчуждение от жизни в Боге. Грех разрывает отношения с Создателем.
Часто верующие забывают самое главное обещание, которое они дали Господу, да и еще и при свидетелях при крещении: Обещание Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21).
Обещание дали, а исполнить забыли, – совесть оскверняется греховными делами, причем не греховными мыслями и чувствами, а именно поступками.
Не поступайте коварно с Тем, Кто в момент отчаяния и безнадежности пришел вам на помощь!
Какая опасность подстерегает православного человека, когда он клянется
Почему нельзя клясться
Человек часто использует клятву, чтобы уверить кого-то в своих словах. Но к сказанному нужно относиться осторожнее и серьезнее. Следить за своей речью, и думать о высказываниях. Слово имеет вес, и оно может влиять на судьбу человека.
Смысл клятвы можно найти в Священном Писании, которое объясняет почему она вредна для православного человека. Когда человек вспоминает небеса, то он клянется престолом Божьим, на которое не имеет прав. Землей – это опора под ногами Бога, а если Иерусалимом, то местом, где прожил свою жизнь Христос. Нельзя клясться даже своей головой, потому что человек не может влиять на цвет волос только одним желанием.
Лучше просто говорить «Да» или «Нет», потому что остальные слова идут от лукавого.
Древним людям было сказано Иисусом Христом: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
Нельзя клясться дорогими для сердца людьми, алтарем, Богом, потому что они не находятся под властью человека, который ее дает. Он ими не владеет, и не может распоряжаться. Об этом и говорит Господь, когда просит не произносить клятву.
Клятва
Кля́тва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения.
Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими, — заповедует Бог израильтянам через Моисея (Исх.22:11). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись (Быт.21:23-31). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню (Пс.118:106).
Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в (Мф.5:33-37) и (Мф.23:16-22), то же и у апостола Иакова (Иак.5:12). Третья заповедь Ветхого Завета запрещает опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Израильтяне легко прибегали к клятве, чтобы придать своим утверждениям дополнительный вес, но клятва порабощает человека, поэтому Спаситель запретил Своим ученикам клясться. Истинный смысл этой заповеди – призыв к абсолютной честности в любых словах.
Чем угрожает клятва православному человеку
Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.
Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.
Что делать при нарушении клятвы?
Если человек поклялся совершить что-нибудь или, наоборот, не делать чего-то, а потом нарушил эту клятву, то он совершил клятвопреступление и обязан искупить его. Искупительные действия (каффара), которые совершаются в таких случаях, подробно расписаны в Коране: «Аллах не взыщет с вас за праздные клятвы, но взыщет, если вы скрепили клятвы [намерением]. В искупление за [нарушение такой клятвы] нужно накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите ваши семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не может сделать этого, должен поститься три дня» (сура 5 «Трапеза», аят 89)
Для искупления клятвы можно выбрать любой из трёх упомянутых способов: накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Если же он не в состоянии сделать ничего из этого, то нужно поститься три дня. А теперь рассмотрим каждый из этих способов искупления по отдельности.
Если искупающий клятву может накормить десятерых бедняков, то каждого из них он должен накормить средним из того, что люди в его городе едят в обед или на ужин. Малик и аш-Шафи‘и считали, что каждому бедняку полагается один мудд пшеничного зерна (примерно 510 г.), причем Малик считал, что одного мудда достаточно в Медине, потому что жители города были достаточно бедными, а в других областях и городах нужно накормить бедняков средним из того, что едят люди. Абу Ханифа считал, что каждому бедняку нужно дать два мудда пшеничного зерна или четыре мудда ячменя или фиников, а можно просто накормить его в обед и ужин [Бидая аль-муджтахид 2/179-180].
Многие имамы прошлого считали, что просто накормить человека один раз недостаточно, а нужно накормить его и днем, и вечером, чтобы он съел не меньше мудда еды. Например, имам Малик сказал, что достаточно накормит десять бедняков в обед и в ужин. Имам аш-Шафи‘и считал, что недостаточно просто накормить их один раз, потому что одни едят много, а другие мало, а каждому бедняку нужно дать один мудд [Тафсир аль-Куртуби 6/277].
Другие законоведы считали, что накормить одного бедняка в обед или в ужин засчитывается за одно кормление, потому что ни в Коране, ни в Сунне не указывается точное количество еды, а, наоборот, говорится «средним из того, чем вы кормите ваши семьи», то есть количество пищи в данном случае не имеет значения. Этому мнению отдал предпочтение шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин [Аш-Шарх аль-мумти‘6/185].
Причём законоведы единодушны в том, что бедняк не обязательно должен быть взрослым, это может быть и ребенок, хотя совершенно ясно, что ребёнок ест меньше, чем взрослый человек. Вместе с тем между учёными были разногласия по поводу того, засчитывается ли кормление младенца, которого мать кормит молоком. Из слов имама Малика следует, что кормить с целью искупления можно того, кого оторвали от груди. Но большинство ученых трех других мазхабов считали, что и кормление младенца засчитывается, и об этом сообщил Ибн Кудама [Мугни 9/539].
Если искупающий клятву желает дать одежду десяти беднякам, то каждому из них полагается дать одежду, покрывающую те части тела, которые обязательно покрывать в молитве. При этом следует учитывать обычаи той страны, в которой живут эти люди, и если там принято носить изар и риду, то достаточно дать каждому бедняку по два таких покрывала, а если там принято носить брюки и рубашку, то следует раздать им брюки и рубашку. Если же речь идет о женщине, то ей достаточно дать платье, которое покрывает всё тело, и головной платок.
Если искупающий клятву желает освободить раба, то это должен быть верующий раб, который полностью принадлежит своему хозяину, неважно, мужчина или женщина, ребёнок или пожилой человек. Этого мнения придерживалось большинство законоведов. Ибн Джарир считал, что освобождение из рабства ребенка засчитывается в качестве искупления, если оба его родителя мусульмане. Но Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ан-Наха‘и и аль-Хасан аль-Басри считали, что если ребенок, находящийся в рабстве, тянется к вере, то его можно освободить в качестве искупления [Тафсир Ибн Касир 2/330].
В прежние времена, когда рабство было широко распространено, законоведы подробно разъясняли условия, при которых рабов можно освобождать в качестве искупления. В частности, Абу ‘Абдаллах аз-Зуркани в комментариях к «Муватте» имама Малика пишет, что за искупление не засчитывается освобождение, например, раба, который договорился со своим хозяином о сумме выкупа (мукатаб), или раба, которому хозяин обещал свободу в случае его смерти (мудаббар), или рабыни, которая родила ребенка своему хозяину (умм аль-валяд), а также рабов, имеющих серьезные физические недостатки, например, страдающих слепотой [Шарх аз-Зуркани 4/149].
Поскольку в наше время в большинстве стран рабство официально отменено, мы не будем вдаваться в подробности этого вопроса, и коснулись мы его только для того, чтобы иметь представление о том, какое место вопрос искупления отдельных грехов играл в жизни мусульманских обществ.
Если человек, нарушивший клятву, не имеет возможности сделать ничего из того, что мы упомянули выше, то он должен поститься три дня подряд. Это мнение ханафитских и ханбалитских законоведов, и оно опирается на кираат Убая ибн Ка‘ба и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, в котором говорится ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ مُتَتَابِعَاتٍ «три дня подряд». Это чтение не является муаватир, потому что слова «подряд» нет в мусхафе, и не все законоведы были согласны с тем, что на такие кирааты можно опираться для конкретизации общего смысла аятов. Поэтому Малик и аш-Шафи‘и разрешали поститься три дня по отдельности, хотя и считали желательным поститься три дня подряд [Бидая аль-муджтахид 2/180].
Разные мнения есть и относительно того, засчитывается ли искупительное действие, если человек совершил его до того, как он нарушил клятву. Имам Малик считал, что засчитываются, и это мнение четырнадцати сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Ханифа и его последователи, наоборот, считали, что в таком случае оно не засчитывается. Одни опирались на то, что искупление клятвы равноценно её выполнению, а другие говорили, что искупление становится обязательным только после того, как клятва нарушена, а совершать обряды поклонения раньше времени неправильно. Имам аш-Шафи‘и придерживался среднего мнения в данном вопросе, полагая, что искупление засчитывается, если речь идет о кормлении бедняка, дарении ему одежды или освобождении раба, и не засчитывается, если человек постился в искупление клятвы, которую он еще не нарушил [Тафсир аль-Куртуби 6/275].
Для того чтобы уйти от этих разногласий, лучше совершить искупительное действия уже после нарушения клятвы и сделать это сразу, не откладывая на потом. А Аллах знает лучше.
Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?
Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми.
Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» (Быт.21:22-24).
В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли (Быт.24:2-3).
Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов (Быт.47:29-30).
Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).
Несколько иначе выразил отношение к клятвам Спаситель. Напоминая Своим ученикам о древнем запрете на нарушение клятвенных обязательств, Он со всею решительностью заявил: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иерусалимом, …ни головою твоею» (Мф.5:34-36). При этом добавил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37).
Это наставление обусловлено рядом причин.
Во-первых, всё находится под владычеством Божьим. Когда христианин клянется Богом или святыней, или даже собственной головой, по строгому счёту он клянётся тем, что принадлежит не ему, даже он сам (христиане почитают себя за рабов Божьих и по чувству смирения, и зная, что «куплены дорогою ценою» (1Кор.7:23), то есть искуплены).
Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти).
В-третьих, даже во времена Ветхого Завета лжесвидетельство оценивалось как грех (Мк.10:19). Для христианина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не касаемся вопроса об исключительных случаях «облагороженной» лжи). Стало быть, христианин, давая обещание, должен стремиться выполнить его уже просто потому, что обещал.
Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр.