Если содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами теориями законами
Тест с ответами: “Теория и методика обучения”
1. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется:
а) сотрудничеством +
б) сглаживанием
в) принуждением
2. Моделью развития отношений между личностью и коллективом является:
а) гармония
б) альтруизм +
в) динамизм
3. Моделью развития отношений между личностью и коллективом является:
а) гармония
б) пассивизм
в) конформизм +
4. Система взглядов на понимание сущности содержания и методики организации учебного процесса:
а) концепция обучения +
б) педагогическая система
в) мировоззрение педагога
5. К достоинствам проблемного обучения относится:
а) большие затраты времени
б) учет индивидуальных особенностей учащихся
в) развитие мышления учащихся +
6. Отметкой в дидактике называют:
а) обеспечение обратной связи с учащимися
б) количественный показатель оценки знаний +
в) метод устного контроля
7. К достоинствам репродуктивной технологии обучения не относятся:
а) экономичность
б) систематизированные знания учащихся
в) развитие мышления учащихся +
8. Учебник выполняет такую дидактическую функцию:
а) мотивационная +
б) регулирующая
в) подталкивающая
9. Учебник выполняет такую дидактическую функцию:
а) подталкивающая
б) материализованная
в) контролирующая +
10. Учебник выполняет такую дидактическую функцию:
а) регулирующая
б) информационная +
в) альтернативная
11. К особенностям классно-урочной формы организации обучения относится:
а) наличие такой единицы занятий, как урок +
б) взаимное обучение
в) дифференциация обучения по способностям учащихся
12. К особенностям классно-урочной формы организации обучения относится:
а) взаимное обучение
б) постоянный состав учащихся +
в) меняющийся состав учащихся
13. К достоинствам программированного обучения не относятся:
а) репродуктивный характер усвоения знаний +
б) индивидуальный темп обучения
в) постоянный контроль усвоения
14. К конкретным формам организации обучения относится:
а) беседа
б) рассказ
в) факультатив +
15. К конкретным формам организации обучения относится:
а) урок +
б) повесть
в) рассказ
16. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения, как:
а) рассказ
б) дискуссия +
в) игра
17. Учета индивидуальных особенностей воспитанников требует принцип:
а) связи воспитания с трудом
б) связи воспитания с жизнью
в) личностного подхода +
18. Способы воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации:
а) методы обучения
б) методы организации деятельности и поведения +
в) методы самоконтроля и самооценки
19. Если содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то это соответствует принципу:
а) доступности обучения
б) систематичности и последовательности
в) научности +
20. Методы обучения делятся на словесные, наглядные, практические по:
а) дидактическим целям
б) источнику знания +
в) логическому пути познания
21. Теория дидактического материализма определяет цель обучения, как%
а) передача знаний из различных областей науки +
б) закономерности обучения
в) развитие личности
22. Функция контроля, как составной части процесса обучения:
а) диагностическая
б) обучающая
в) корректирующая
23. Функция контроля, как составной части процесса обучения:
а) диагностическая
б) образовательная
в) воспитательная +
24. Функция контроля, как составной части процесса обучения:
а) формирующая
б) развивающая +
в) образовательная
25. Функция контроля, как составной части процесса обучения:
а) формирующая
б) корректирующая
в) контролирующая +
26. Устное обсуждение, рассказ, опрос-это формы рефлексии:
а) невербальные
б) вербальные +
в) личностные
27. Компьютерная программа входит в классификацию средств обучения по:
а) носителю информации +
б) составу объектов изучения
в) характеру воздействия
28. Предписание к выполнению строго последовательных операций с учебным материалом, приводящее к решению задачи, называется:
а) проектом
б) программой
в) алгоритмом +
29. Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется:
а) авторской +
б) профильной
в) развивающей
30. Технические средства, способствующие распространению информации на большие аудитории – это средства:
а) образования
б) массовой коммуникации +
в) поощрения и наказания
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
ВОПРОС-ОТВЕТ
«Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами» (Я.А.Коменский) утверждает принцип
Если, содержание обучения знакомит учащихся с объективными
научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то, это соответствует принципу
Методы обучения делятся на словесные, наглядные, практические по:
Теория дидактического материализма определяет цель обучения как
Функции контроля, как составной части процесса обучения
Устное обсуждение, рассказ, опрос-это формы рефлексии
Требование, которое должно удовлетворять содержание школьного образования и педагогические основы его совершенствования
К инновационной деятельности учителя относится
Психолого-педагогическая основа обучения представляет собой
Воспитание дошкольников должно идти через ведущую деятельность этого возраста
Все характеристики профессиональной компетентности соотнесены с тремя сторонами труда учителя (А.К. Маркова): собственно педагогической деятельностью, общением, а также:
К перечню основных признаков синдрома эмоционального выгорания или психофизиологического истощения (Е. Малер, Н.А. Аминов) относят негативные установки по отношению к:
Когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают
Социально-ситуативный подход к обучению предполагает
Важным аспектом метасознания является
Метапознавательные способности дают обучающимся независимость в их обучении и позволяют различать понятия
Вопрос, перенаправленный другому ученику, относится к технике
Процесс, в котором идеи проходят в двух направлениях и продвигают обучение ученика
Способность понять, оценить и создать информацию, используя цифровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии по отношению к процессу преподавания являются
Открытый урок по педагогике «Принципы обучения»
Министерство образования и науки Республики Дагестан
«Республиканский педагогический колледж имени М.М.Меджидова»
Открытый урок по педагогике
Тип урока: повторение и обобщение знаний и умений.
Цель урока: систематизировать и обобщить знания по теме «Принципы и правила обучения».
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Оснащение: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки, тестовые задания.
Структура урока: 1.Организационный момент
2. Актуализация знаний и способов действий ( фронтальный опрос, индивидуальная работа)
3.Повторение и обобщение изученного
6. Подведение итогов занятия
Ход урока: 1.Организационный момент
2. Актуализация знаний и способов действий ( фронтальный опрос)
3. Повторение и обобщение изученного
Задание 1.Восстановите предложения
Задание 2. Анаграмма
Задание 3. Кроссворд
Задание 4. Тестирование Преподаватель зачитывает вопрос ( параллельно на слайде). 30 секунд идет обсуждение и записываются ответы в технологические карты, которые находятся на рабочем столе каждой подгруппы.
1. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала – это принцип…
А) принцип наглядности
Б) принцип доступности
В) принцип сознательности и активности
2. Принцип гуманизации характеризует
Б) уважение права человека быть самим собой
В) развитие познавательных сил учащихся
3. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает
А) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания
Б) слаженность действий воспитателей и родителей
В) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде
4. Сознательность и активность в обучении – это
Б) дидактический принцип
В) метод исследования
5. Правило: «от простого к сложному» относится к принципу обучения
А) связи теории с практикой
7. Принципом обучения является
8. Термин «принцип обучения» означает:
А) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса
В) дидактические закономерности
9. Если, содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то, это соответствует принципу:
В) доступности обучения
10. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные, моральные, физические перегрузки, то это реализация принципа:
Задание 5. «Подбери правильно к принципам обучения реализующие их правила обучения»
А) « От легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному»
Б) « Как можно чаще на уроке используйте вопрос «почему» для того, чтобы учащиеся понимали причинно-следственные связи»
В) « Изготавливайте вместе с учащимися учебные пособия: таблицы, схемы и. т. д »
Г) « Способствуйте осознанию и принятию учащимися задач урока»
Д) «Повторяйте пройденное, предупреждайте забывание»
Е) «Изучайте новый материал, связывая его с предыдущем и намечая путь к последующему»
Ж) «Показывайте, какое практическое применение находят изучаемые теоретические знания
Задание 6. «Соотнесите правильно понятия и их определения»
Задание 7.Решение педагогических задач
Каждой группе предлагается конверт с педагогической задаче. Дается 2-3 минуты на обсуждение ответа. Затем подгруппы по очереди доказывают свой ответ.
Перед чтением рассказа Л.Н.Толстого «Акула» выяснилось, что все дети видели акулу на картине, по телевизору и даже приблизительно верно определяли ее длину (10-12 м.) Учительница вывесила картину. Дети рассмотрели устройство зубов у акулы, обратили внимание на защитный характер ее окраски, и, когда учительница предложила им отмерить 8 м. (длину акулы) и рассказала, как акула, перевертываясь брюхом вверх, хватает добычу, в классе раздались восклицания: «Ой, какая большая!», «Вот какая опасная!» Дети стали задавать вопросы: «Может ли акула перегрызть человека?», «Нападает ли она на лодку?», «Опасна ли она для корабля?»
— Как способствовала беседа обогащению представлений учащихся и восприятию ими рассказа Толстого?
(Ответ: принцип сознательности и активности)
Ученику, плохо усвоившему грамматическое правило и допустившему ошибку в слове «пошел», учитель предложил остаться в классе после уроков и написать предложение «Я пошел» 150 раз. Ученик выполнил работу правильно, а в конце ее приписал для учителя: «Я закончил и пошел домой»
— Какие педагогические выводы следуют из этого факта?
Ответ: принцип прочности
Дети читали наизусть ранее выученное ими стихотворение «Зима» З. Александровой. В стихотворении есть строки:
В саду, где пели зяблики,
Как розовые яблоки,
Предложив учащимся рассмотреть рисунок, учительница спрашивает:
— Кого автор сравнивает с розовыми яблоками?
— Яблоки. (ученик не понял вопроса)
— А кто зимой иногда сидит на ветках яблони и напоминает нам розовые яблоки?
-Покажи на картине снегиря. (ученик показывает)
— Чем же снегирь похож на розовое яблоко?
— Он такой же красноватый.
— С какой целью использованы средства наглядности в данном фрагменте урока?
Ответ: принцип наглядности
При работе с рисунком в тетради, после анализа двух рисунков педагог проводит «графический диктант» такого вида:
Елку на рисунке справа закрасьте зеленым цветом, на рисунке слева – синим цветом. Один ребенок говорит: «Что синих елок не бывает».
Педагог объясняет ребенку, что бывают ели, которые называются «голубыми», они имеют голубой оттенок. После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели. Если на участке детского сада есть «голубая» ель, том можно провести наблюдения за елью. Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники.
Как вы оцениваете действия педагога в данной ситуации? Какие принципы он применяет?
Ответ: наглядности, научности, доступности, прочности, связи теории с практикой.
Задание8. Определи принцип по высказыванию известных педагогов.
Работа в группах. Каждой группе предлагаются высказывания. Нужно определить, о каком принципе идет речь в каждом из них. Записать на листе, а затем озвучить название.
1.Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуверенность в себе (К. Д. Ушинский) ( принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей)
2.Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас (К. Д. Ушинский) ( принцип научности, доступности).
3.Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято
(Я. А Коменский) ( принцип доступности)
4.Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой… Мало того, что он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжений и усилий (Я. А. Коменский).
5.Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту (Я. А. Коменский).
6.Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений (Л. Н. Толстой).
7. Не учить ничему, что учащийся не понимает (А. Дистервег).
8.Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому само-тоятельность – средство и одновременно результат образования (А. Дистервег)
Обобщающее слово преподавателя.
Принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов.
Подведение итога занятия.
Рефлексия – самоанализ деятельности и ее результатов.
Подводя итог урока, мы с вами попытаемся оценить свою активность, эффективность работы группы
1. Как вы думаете, на уроке были реализованы поставленные задачи?
Мы привели в систему наши знания о методах и средствах обучения?
У вас появился интерес к самостоятельному решению задач?
Мы работали над формированием умения переносить знания в новые ситуации (определять педагогические возможности и эффективность применения методов и средств обучения в решении практических задач)?
2. Как вы можете оценить степень познавательной активности вашей группы на уроке?
— эффективно ли работала ваша команда сегодня на уроке?
Открытый урок по теме: Принципы обучения и воспитания
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
» Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького «
Открытый урок
ОП. 01 Педагогика
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование)
Тема 1.6. Принципы обучения и воспитания.
Составление опорных схем для воспитателя « Правила реализации принципов обучения в работе с детьми дошкольного возраста»
Составитель: Эрастова Н.Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Лукоянов 2017
Пояснительная записка
Открытый урок по теме «Составление опорных схем для воспитателя « Правила реализации принципов обучения в работе с детьми дошкольного возраста » входит в состав темы 1.6. «Принципы обучения и воспитания» и проводится в соответствии с программой ОП.01. Педагогика
Результатом освоения знаний на данном занятии является овладение обучающимися следующими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Технологическая карта урока
Тема учебного занятия: Составление опорных схем для воспитателя « Правила реализации принципов обучения в работе с детьми дошкольного возраста
Тип учебного занятия: практическое занятие
Организационная форма проведения учебного занятия : комбинированное занятие
Цель: определение уровня сформированности профессиональных компетенций в рамках темы «Принципы обучения и воспитания» при составлении опорных схем.
Задачи:
1.Обобщить и закрепить знания по теме.
2.Совершенствовать профессиональные умения при составлении опорных схем реализации принципов обучения и воспитания с помощью методов эффективного общения в группах.
3.Формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации при составлении опорных схем.
4. Воспитывать уверенность в своих силах и возможностях, доброжелательные отношения в групповой работе
Оборудование: интерактивное оборудование, компьютерная презентация, конверты с заданиями, раздаточный материал для работы в группах.
Содержание учебного занятия
Положив на лоб левую ладонь, затем праву, повторить: «Я решаю любые задачи и ситуации, со мной всегда любовь и удача».
Подпрыгивая на правой, а затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!»
Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».
Содержание урока будет полезно вам при прохождении всех видов практики, а также в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.
Эпиграф к уроку: (слайд 1)
Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность”. Бернард Шоу
Подготовка к уроку
Выполнение упражнения на повышение энергетического и творческого потенциала.
1.2. Сообщение темы и цели практического занятия
1.3. Актуализация базовых умений, н навыков и знаний.
Сегодняшний урок мы проводим в форме практического занятия.
В рамках темы « Принципы обучения и воспитания » мы рассматриваем вопрос: Составление опорных схем для воспитателя « Правила реализации принципов обучения в работе с детьми дошкольного возраста» (слайд 2).
Основная цель работы на уроке заключается в определении уровня сформированности профессиональных компетенций в рамках темы «Принципы обучения и воспитания» при составлении опорных схем ( слайд 3).
Задачи, которые мы будем решать за практическом занятии помогут вам в дальнейшем во время всех видов практики, а также и в профессиональной деятельности ( слайд 4).
1. Обобщить и закрепить знания по теме.
2.Совершенствовать профессиональные умения при составлении опорных схем реализации принципов обучения и воспитания с помощью методов эффективного общения в группах.
3.Формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации при составлении опорных схем.
4. Воспитывать уверенность в своих силах и возможностях, доброжелательные отношения в групповой работе
Хочется верить, что в процессе плодотворной работы мы постараемся решить все поставленные задачи.
Результатом освоения знаний на данном занятии является овладение обучающимися следующими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: ( слайд 5).
ОК.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК.9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Формы работы на занятии будут разные:
Для более подробного осознания задач урока предлагаю выборочно «по цепочке» продолжить фразу, которая вам будет предложена. Итак, слушаем внимательно и отвечаем на вопросы.
Задание « Цепочка смыслов».
1. В начале занятия я хочу сказать и пожелать…
2.Считаю, что тема сегодняшнего урока будет…
3. Что касается меня, то я думаю, что….
4.Говоря о готовности группы к занятию, предполагаю, что…
5.В теме сегодняшнего урока меня интересует…
6.Размышляя о предстоящем общении, я думаю, что оно будет…
7.Коллективная работа в парах и группах позволит нам…
8.Успех любого практического занятия, на мой взгляд определяет…
Слуховое восприятие и осмысление темы, цели и задач практического занятия.
Педагог начинает фразу, а обучающиеся ее продолжают
2.1. Обучающая часть занятия: выполнение заданий на проверку теоретических знаний, предъявление инструкций по выполнению заданий
Задание 1. Составление синквейна ( центральное слово – принцип) ( слайд )
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом
3. Учитывает. обеспечивает, реализует
4. Положение, которым педагог руководствуется в педагогической деятельности
Задание 2. «Вопрос за спиной»
Следующее задание заключается в том, что у отвечающего за спиной будет карточка с названием принципа, который он должен назвать. Кто-то из другой подгруппы будет давать характеристику этому принципу.
Задание 3 . Домашнее задание. Конкурс на лучший слоган к словосочетании. «Принцип обучения»
Слоган – это рекламный текст, кратко характеризующий данное понятие. Вам нужно придумать рекламный текст. Можно придумать в виде четверостишья. Суть в том. чтобы доказать, что знание принципов необходимо в работе педагога.
Задание 4 .Решение педагогических задач
Каждой группе предлагается конверт с педагогической задаче. Дается 2-3 минуты на обсуждение ответа. Затем подгруппы по очереди доказывают свой ответ.
Перед чтением рассказа Л.Н.Толстого «Акула» выяснилось, что все дети видели акулу на картине, по телевизору и даже приблизительно верно определяли ее длину (10-12 м.) Учительница вывесила картину. Дети рассмотрели устройство зубов у акулы, обратили внимание на защитный характер ее окраски, и, когда учительница предложила им отмерить 8 м. (длину акулы) и рассказала, как акула, перевертываясь брюхом вверх, хватает добычу, в классе раздались восклицания: «Ой, какая большая!», «Вот какая опасная!» Дети стали задавать вопросы: «Может ли акула перегрызть человека?», «Нападает ли она на лодку?», «Опасна ли она для корабля?»
— Как способствовала беседа обогащению представлений учащихся и восприятию ими рассказа Толстого?
(Ответ: принцип сознательности и активности)
Ученику, плохо усвоившему грамматическое правило и допустившему ошибку в слове «пошел», учитель предложил остаться в классе после уроков и написать предложение «Я пошел» 150 раз. Ученик выполнил работу правильно, а в конце ее приписал для учителя: «Я закончил и пошел домой»
— Какие педагогические выводы следуют из этого факта?
Ответ: принцип прочности
Дети читали наизусть ранее выученное ими стихотворение «Зима» З.Александровой. В стихотворении есть строки:
В саду, где пели зяблики,
Как розовые яблоки,
Предложив учащимся рассмотреть рисунок, учительница спрашивает:
— Кого автор сравнивает с розовыми яблоками?
— Яблоки. (ученик не понял вопроса)
— А кто зимой иногда сидит на ветках яблони и напоминает нам розовые яблоки?
-Покажи на картине снегиря. (ученик показывает)
— Чем же снегирь похож на розовое яблоко?
— Он такой же красноватый.
— С какой целью использованы средства наглядности в данном фрагменте урока?
Ответ: принцип наглядности
При работе с рисунком в тетради, после анализа двух рисунков педагог проводит «графический диктант» такого вида:
Елку на рисунке справа закрасьте зеленым цветом, на рисунке слева – синим цветом. Один ребенок говорит: «Что синих елок не бывает».
Педагог объясняет ребенку, что бывают ели, которые называются «голубыми», они имеют голубой оттенок. После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели. Если на участке детского сада есть «голубая» ель, том можно провести наблюдения за елью. Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники.
Как вы оцениваете действия педагога в данной ситуации? Какие принципы он применяет?
Ответ: наглядности, научности, доступности, прочности, связи теории с практикой.
Слова для справок: наглядность, научность и доступность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, сознательность и активность Задание 6 . Определи принцип по высказыванию известных педагогов.
Работа в группах. Каждой группе предлагаются высказывания. Нужно определить, о каком принципе идет речь в каждом из них. Записать на листе, а затем озвучить название. Примеры высказываний:
1.Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуверенность в себе (К. Д. Ушинский) ( принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей)
2.Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас (К. Д. Ушинский) ( принцип научности, доступности).
3.Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято
(Я. А Коменский) ( принцип доступности)
4.Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой… Мало того, что он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжений и усилий (Я. А. Коменский).
5.Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту (Я. А. Коменский).
6.Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений (Л. Н. Толстой).
7. Не учить ничему, что учащийся не понимает (А. Дистервег).
8.Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому само-тоятельность – средство и одновременно результат образования (А. Дистервег)
Задание 7. Тестирование на знание содержания принципов
Преподаватель зачитывает вопрос ( параллельно на слайде). 30 секунд идет обсуждение и записываются ответы в технологические карты, которые находятся на рабочем столе каждой подгруппы.
1. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала – это принцип…
А) принцип наглядности
В) принцип доступности
С) принцип сознательности и активности
2. Принцип гуманизации характеризует
В) уважение права человека быть самим собой
С) развитие познавательных сил учащихся
3. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает
А) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания
В) слаженность действий воспитателей и родителей
С) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде
4. Сознательность и активность в обучении – это
В) дидактический принцип
С) метод исследования
5. Правило: «от простого к сложному» относится к принципу обучения
А) связи теории с практикой
7. Принципом обучения является
8. Термин «принцип обучения» означает:
А) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса
С) дидактические закономерности
9. Если, содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то, это соответствует принципу:
С) доступности обучения
10. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные, моральные, физические перегрузки, то это реализация принципа :
Обобщающее слово преподавателя.
Принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов. Перед выполнением практического задания познакомимся с рекомендациями для педагога
Рекомендации для педагога:
-Педагогу надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
-Педагогу целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь системы основных законов современной концепции школьного образования ( всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, единство обучения и воспитания).
-Педагог должен видеть взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.
Повторим принципы дошкольного образования на основе ФГОС. Это поможет вам при выполнении практического задания
1.4. Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
В группах выполняют задание.
На слайде предлагается синквейн, составленный преподавателем.
Предлагаются карточки с названием следующих принципов: наглядности,
доступности. прочности, гуманистический характер воспитания,
развивающий характер обучения.
Демонстрируют выполненные задания
Каждая группа получает конверт с педагогической задачей: определить принципы обучения и воспитания.