Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Схождение Благодатного огня. И почему Воскресение встречают яйцами и паской

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Благодатный Огонь — распространенная в православии название огня, используемого в пасхальный церемонии выноса Святого Света из Гроба Господня, в Иерусалимском Храме Воскресения. Церемония проводится в Великую субботу совместно греческим Иерусалимским православным патриархатом и иерусалимским патриархатом Армянской апостольской церкви. Вынесение Благодатного Огня символизирует выход из Гроба Света истинного, то есть воскресение Господа.

Так как схождение Благодатного огня – это, в некотором роде событие мистическое, то оно непредсказуемое. Нужно просто смотреть прямую трансляцию или находиться непосредственно в храме с самого утра. А вот когда именно благодатный огонь сойдет на землю – не известно. Время всегда разное. Но известно одно: если в огня не будет, значит, Господь посылает человечеству не самый хороший знак… считается, что если огня не будет — это станет предзнаменованием скорого конца света. Именно по этой причине верующие всего мира ждут сошествия Небесного огня. Но еще, конечно, и потому, что этот процесс является большим чудом современного мира.

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Сегодня чудо схождения огня произошло около 14:20 после молитв патриарха Иерусалимского Феофила III и тысяч паломников со всего мира — Господь дает нам еще один год.
Иерусалимский патриарх передал огонь тем, кто находился в храме, после чего он в считанные минуты был распространен среди ожидающих на улице.

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Традиции на Пасху вобрали в себя множество народных поверий, примет и обычаев.

В этом году Пасха (называемая в нас, на Украине также «Велыкдень») празднуется 12 апреля.
В этот день все жители так или иначе принимают участие в различных торжествах. Приметы и народные традиции Велыкодня разнообразны и связанны с непоколебимой верой человечества в вечное возрождение и победу жизни над смертью…

1. Слово Пасха — это, собственно говоря, традиция называния праздника Воскресения, взятая из иудаизма. Для иудеев Пасха — Пейсах — это праздник освобождения народа из египетского рабства. Накануне этого праздника предположительно в 33-й год нашей эры состоялся суд над Иисусом Христом, в котором толпа под влиянием древнеиудейской знати приговорила Иисуса к смерти на кресте.

2. «Пасхами» иногда называют праздничные хлеба праздника Воскресения Христова. В Украине их традиционно называют «пасками». Синонимом в русском языке является слово «куличи». Паски представляют собой насыщенную яичными желтками и изюмом, сдобную выпечку.

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

3. Традиции на пасху также предусматривают освящение и подачу ко столу крашеных яиц. Почитание яйца, как символа плодородия связывают с обрядами древнего Вавилона в честь богини плодородия Иштар. Христианская легенда рассказывает о том, как Мария Магдалина — близкая последовательница Христа, пытаясь убедить императора Тиберия в божественности жертвы Иисуса, принесла властителю в подарок яйцо, которое в ее руках стало красным.

4. Традиции на Пасху в Украине славятся изящным декоративным расписыванием яиц. Среди наиболее популярных узоров — цветы, птицы и восьмиконечные звезды.

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

5. Популярный способ создания расписного яйца — накапать узор воском горящей свечи, а затем погрузить на 5-10 минут в теплый отвар из луковой шелухи. Отвар придает яйцу насыщенный цвет — от красного до бордового.

6. Пасхе предшествует неделя строжайшего поста — Страстная или Великая неделя, в память о муках Иисуса, распятого на кресте.

7. Одно из самых торжественных и захватывающих священнодействий в православном христианстве — служба в ночь с Великой Субботы на Пасху. Заканчивается она ранним утром обрядом освящения праздничной пищи святой водой.

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

8. Приметы говорят — чем быстрее вы доберетесь домой после пасхальной всеношной и начнете употреблять освященные продукты — тем успешнее пойдут дела. Диетологи рекомендуют сначала съесть немного яйца, немного паски, а к мясу приступать уже погодя. Чтобы привлечь успех и богатство, кусочками освященной паски также кормят птиц.

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

9. Девушки, чтобы выйти замуж скорее выходят во время ночной службы во двор церкви и говорят: «Воскресение Христово, пошли мне жениха холостого»

10. Чтобы ребенок был здоровым и крепким, традиционная примета рекомендует на Пасху поставить его или ее, ножками на лезвие топора и при этом сказать: «Как крепка сталь — так и ты будь крепок».

Традиции на Пасху если и отличаются в зависимости от региона Украины, то разве что в деталях…

Источник

Особые привилегии: почему Благодатный огонь сходит только перед православной Пасхой

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Москва, 01.12.2021, 16:39:22, редакция FTimes.ru, автор Леонид Вислов.

Церемония схождения Благодатного огня — это неотъемлемая часть Пасхи. Однако все чаще в социальных сетях появляются посты с вопросами от людей, которые не понимают эту традицию.

Почему Благодатный огонь сходит только на православную Пасху

Каждый год христиане перед торжеством под названием Пасха очень ждут удивительного события. Оно стало известно как схождение Благодатного огня. Это одна из главных традиций для православных, но всем интересно, почему так случается, что священный огонь сходит только перед православной Пасхой. Правда, если посмотреть на католиков и их празднование Пасхи, никакого схождения огня нет.

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

К сожалению, это никак нельзя объяснить, никто не может предоставить официальной информации, но есть несколько версий. Каждая из этих версий имеет под собой основания, это не придуманные из воздуха идеи. Эти версии неоднократно обсуждались представителями разных конфессий мира.

Согласно одной из версий, православие можно расшифровать как право и сила, или же правильное прославление Мессии. Спаситель мира награждает всех православных. Существует и еще одна версия. Священнослужители говорят, что большинство людей ориентируются по юлианскому календарю, так как он является наиболее правильным и точным среди всех остальных. Именно в этом календаре точные даты, когда нужно проводить церемонию схождения. Так случилось, что схождение выпадает точно перед Пасхой для православных. Есть и еще одна версия, согласно которой преподобные православных церквей знают последовательность проведения этой процедуры, тогда как другим она неизвестна.

Почему огонь сходит в субботу

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Традиция схождения Благодатного огня в субботу непоколебима, верующие придерживаются ее, так как она является наиболее верной. Дело в том, что схождение всегда выпадает на праздник, который отмечают за сутки до Пасхи, название этого праздника — Великая суббота. В 2021 году этот праздник отмечают 1 мая, тогда как Пасха выпала на 2-е число.

Эта традиция остается одной из самых главных для православных верующих, а также верующих других конфессий. Схождение Благодатного огня не происходит в другие дни, так как это будет не по канону. Именно за день до воскрешения Христа нужно продемонстрировать священный огонь, это знак того, что Мессия возвращается.

Источник

Пасха 2019: традиции и приметы, как праздновать, Благодатный огонь, что можно и нельзя делать

Православные, у которых завершается Страстная неделя, готовятся встретить главный христианский праздник — Светлую Пасху Христову. В этом году православная Пасха отмечается 28 апреля.

Пасха: смысл праздника

Пасха — это самый древний и самый главный христианский праздник, посвященный центральному евангельскому событию: Воскресению Иисуса Христа, которого христиане почитают как сына божьего.

Почему католическая и православная Пасхи не совпадают

Наступление Пасхи разные церкви рассчитывают по разным методикам. Еврейский праздник Песах, с событиями которого напрямую связана христианская Пасха, рассчитывается ежегодно по очень сложному лунно-солнечному календарю. Православная Пасха календарно привязана к еврейскому календарю. Поэтому у православных праздник как правило (хотя и не всегда) наступает в конце Песаха (так происходит и в этом году).

Католическая церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю. Поэтому даты Пасхи у католиков и православных могут не совпадать. Иногда католическая и православная Пасха совпадают, и тогда все христиане мира встречают этот светлый праздник одновременно.

В этом году католическая и православная Пасха разошлись на неделю — католики отметили праздник 21 апреля, к православным он придет 28 апреля.

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Символы Пасхи

Главными атрибутами Пасхи считаются сдобные куличи, которые символизируют церковь; крашеные яйца (символ вечной жизни и чуда Воскресения); Благодатный огонь и крестный ход.

Куличи и яйца принято освещать в церкви в Великую субботу. Пасхальный крестный ход начинается в полночь при наступлении воскресенья. Перед этим звонят колокола, затем в храмах открываются царские врата и начинается крестный ход, по окончании которого поют тропарь: «Христос воскрес из мертвых!»

На Пасху и сорок дней после нее у православных принято приветствие: «Христос воскрес» — «Воистину воскрес» с троекратным целованием. Согласно преданию, этот обычай идет еще от апостолов.

Благодатный огонь

Благодатный огонь — это символизирующий воскресшего Христа свет божий, который проливается на все народы. Схождение Благодатного огня — это древняя церемония, которая ежегодно проводится в Иерусалимском храме в православную Великую субботу. В церемонии принимают участие представителей Иерусалимской, Армянской, Коптской и Сирийской церквей.

Около 15 часов Великой субботы по московскому времени в кувуклию храма Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме входит иерусалимский патриарх. Именно он выносит из кувуклии лампаду с Благодатным огнем, от которой верующие, собравшиеся в храме, зажигают свечи.

Церемония транслируется в прямом эфире в некоторых странах, в том числе в России. Затем лампады, зажженные от Благодатного огня, специальными авиарейсами доставляют в Россию, Грецию и другие страны, а там развозят по главным храмам.

Как праздновать, что можно и нельзя делать на Пасху

На Руси Пасха всегда была одним из самых популярных и любимых праздников. Это было связано с весной, окончанием Великого поста, предстоящим сезоном свадеб и т. д.

Как в старину, так и сегодня, по традиции на Пасху большинство православных посещают церковь, в том числе люди, достаточно далекие от религии. После службы верующие несут домой зажженные в храме свечи, чтобы поставить их перед иконами, и садятся за праздничный стол. Церковь считает, что Христос рад всем — и тем, кто постился, и тем, кто не соблюдал пост.

Выход из поста — разговение — принято делать кусочком пасхального кулича, крашеным яйцом, а взрослым еще и церковным вином — кагором (последнее не является обязательным).

Всю неделю после Пасхи, которая называется сплошная светлая седмица, на Руси было принято отдыхать, веселиться, посещать родственников и друзей, принимать гостей и, конечно, вволю есть и пить все, что душе угодно. В пасхальную неделю отменяются постные дни по средам и пятницам.

Никаких особых запретов на Пасху нет, за исключением скуки и сидения дома. На Руси это считалось плохой приметой, а люди, избегавшие пасхальных визитов и развлечений, вызывали подозрение.

Однако церковь и врачи напоминают: при выходе из поста нужна умеренность, чревоугодие и увлечение алкоголем не только опасно для здоровья, но и противоречат духовному смыслу праздника.

Народные традиции

Особенно много традиций и обычаев на Пасху связано с крашеными яйцами. Ими принято «биться»: победитель тот, чье яйцо разобьется последним. На Руси дети и взрослые на Пасху катали яйца с пригорка — побеждал тот, у кого яйцо укатывалось дальше.

Считалось, что пасхальное яйцо в кармане — это оберег от болезней, сглаза, а также от пожара. Вообще крашеные яйца в праздник очень ценились: у кого больше, тому везение и удача.

Из народных традиций также был обычай, попарившись на Пасху в бане, оставить веник «для покойников».

Пасха в СССР

В первые годы советской власти празднование Пасхи пытались запретить, но потом от этой идеи отказались. Пасху все равно отмечали, но власти старались отсечь от этой традиции молодежь, что отчасти удалось: за участие в крестном ходе можно было вылететь из института или заработать неприятности по службе.

Во времена позднего СССР на помощь антиклерикальной политике пришло телевидение, которое в пасхальную ночь работало допоздна. Чтобы отвлечь людей от праздника, по ТВ всю ночь показывали фильмы и концерты западных исполнителей, которые в обычные дни было не увидеть.

Считается, что именно в советское время появился обычай ездить на Пасху на кладбище, это заменяло людям поход в церковь. Церковь относится к этой традиции без одобрения, но с пониманием. На самом деле на кладбище стоит съездить в специально отведенный для этого день — на Радоницу, которая в этом году отмечается 7 мая. Но и на Пасху в больших городах будут обеспечены дополнительные автобусы до мест захоронений.

Впрочем, есть и славянские обряды, связанные с посещением кладбищ на Пасху: например, обкатывание могилы крашеным яйцом, чтобы «дать покойникам разговеться».

Пасха в наше время

Сейчас Пасха отмечается совершенно свободно и очень широко, интерес к празднику сопоставим с дореволюционным. Службы в главных храмах транслируются по центральным каналам, в них принимает участие руководство страны и региональные власти.

Источник

Схождение Благодатного огня

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи. Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха.

Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой.

В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены.

Каждый год несколько тысяч присутствующих в храме Гроба Господня видят: в Кувуклию, которая была проверена и запечатана, входит патриарх, одежды которого были специально осмотрены. В осмотре Кувуклии, в запечатывании ее и досмотре патриарха каждый год участвуют представители иных христианских конфессий и полицейские. Досмотр проводится, чтобы доказать, что патриарх никак не может принести в Кувуклию источник огня. Обычай этот установили турки, овладевшие в 1517 году Палестиной. После обыска в Кувуклии они запечатывали ее и ставили стражу до входа патриарха.

Патриарх в одном полотняном подряснике, с тридцатью тремя незажженными свечами в руке входит в часовню. Преклонив колена, он молится перед гробом Господним о ниспослании Благодатного огня.

Схождению огня предшествуют сполохи в виде молний голубоватого цвета, пронзающие все воздушное пространство храма. Потом на мраморной плите гроба Господня появляются огненные шарики голубого пламени как бы в виде капель дождя или росы. Иногда Благодатный огонь сам возжигает лампады у гроба. Патриарх зажигает от них вату и затем поджигает этим огнем свечи. Выйдя из часовни, он передает огонь Армянскому патриарху и народу. Весь храм охватывает ликование, огонь передают друг другу, зажигая его от уже горящих свечей. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей — по числу лет земной жизни Спасителя. Благодатный огонь первое время имеет чудесное свойство — не обжигать. Стоящие в храме проводят пламенем по лицу и волосам, «умываются»: первые несколько минут огонь не обжигает кожу и не опаляет волосы.

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Чудо схождения Благодатного огня именно на православную Пасху после молитвы Иерусалимского православного патриарха — доказательство истинности нашей веры. В 1579 году армянская община добилась у турецких властей, чтобы в часовню был допущен их предстоятель, а не православный патриарх. (Нужно сказать, что армяне, хотя и являются христианами, исказили веру православную еще в IV веке и придерживаются монофизитской ереси, то есть признают во Христе только одну — Божественную — природу.) Православные смиренно молились у закрытых дверей храма, армяне ждали схождения Благодатного огня в Кувуклии. И Господь сотворил чудо: Благодатный огонь сошел, но не на гроб Господень. Молния ударила в колонну, рядом с которой молились православные, и из нее вышел огонь. Опаленная мраморная колонна и сейчас свидетельствует об этом чуде.

Рассказ очевидца

Известный путешественник Авраам Сергеевич Норов присутствовал при схождении святого огня. Норов совершил путешествие в Иерусалим в 1835 году, был в часовне. Из придела Ангела видел принимавшего огонь митрополита Мисаила: «Таким образом, мы достигли часовни Гроба Господня среди чýдного зрелища народа, волнуемого или нависшего со всех аркад и карнизов.

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом только один из греческих епископов, архиерей Армянский (недавно получивший на это право), русский консул из Яффы и мы, трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда не угасающие лампады над гробом Господним были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковые отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня. Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред святым гробом, пред которым ничего не стояло и который совершенно обнажен. Не прошло минуты, как мрак озарился светом, и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей.

Источник

Отношение католиков к Благодатному огню

Величайшее чудо христианского мира – схождение Благодатного огня на Пасху – на протяжении веков поражает умы людей. И всё это время делаются попытки развенчать чудо, обвинить православных в мистификации. Сколь серьёзными были эти попытки, говорит тот факт, что всевозможные проверки предпринимали не только мусульмане, но, как это ни странно, христиане-католики. В сегодняшнем праздничном «Вертограде» мы печатаем исследование кандидата географических наук И.Н.Рубанова, состоящее из двух частей. В первой – говорится о несостоятельности критики Пасхального чуда. Во второй – о некоторых малоизвестных фактах, которые сопровождают чудо и отметают какие-либо сомнения в его истинности.

Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Смотреть картинку Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Картинка про Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху. Фото Если сошел благодатный огонь можно отмечать пасху

Благодатный огонь нисходит от Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения Христова в канун православной Пасхи и только в присутствии православных священнослужителей. Однако свидетелями чуда являются отнюдь не одни православные, которые на протяжении веков живут среди иноверцев и принимают Огонь в храме, разделённом между представителями различных деноминаций и вероисповеданий.

В силу исторических причин ни одной из христианских конфессий не приходилось так много писать о Благодатном огне и так основательно задумываться о сущности являемого, как Римско-Католической Церкви.

Представители Римской Церкви свидетельствовали о чуде Благодатного огня ещё на заре христианства. Одно из первых свидетельств содержится в записках западной паломницы Сильвии Аквитанской (IV в.). Латинский монах Бернард (около 865 г.) пишет в своём итинерарии: «В Святую субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поётся “Господи, помилуй!” до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается Свет в лампадах, висящих над Гробом».

Отпадение Римской кафедры от Вселенской Церкви началось в IX веке и окончательно завершилось в XI веке. В 1099 г. Иерусалим был завоёван крестоносцами и храм Гроба Господня перешёл под папский контроль. Церемония явления Святого света того времени подробно описывается в одном из самых авторитетных исторических документов средневековья – свидетельстве русского игумена Даниила, которому удалось стать очевидцем чуда благодаря тёплому приёму со стороны царствовавшего в Иерусалиме латинского короля Балдуина I.

В своих записях, наряду с критикой выдумок о Благодатном огне, он отмечает, как сами загорелись православные лампады, находящиеся у Гроба Господня: «Благодатию же Божиею те три кандила (греческое, от монастыря Саввы Освященного и русское. – Ред.) возжглись. а фрязския (католиков-францисканцев. – Ред.) кандила повешены суть горе, а тех кандил ни едино не возгореся тогда».

В это время католики ещё принимали участие в церемонии схождения Благодатного огня и одновременно с православными вели в храме свою службу. Однако в пределы Кувуклии, где возгорался Огонь, никто из них до его появления не входил. Восточная Православная Церковь была представлена монахами монастыря Саввы Освященного, присутствие которых считалось обязательным.

Если отрицающие Христово Воскресение мусульмане пытались воспрепятствовать схождению, римский клир стремился избавиться от присутствия православных «еретиков» на нисхождении Святого огня, и вообще в принадлежавшем им ранее Храме Гроба Господня.

В 1187 г. последователи папства были изгнаны из Иерусалима и потеряли единоличный контроль над храмом Гроба Господня, а руководство Римской Церкви, похоже, сделало определённые выводы. В 1238 г. Папа Григорий IX в одном из своих писем официально выступил против толкования «обряда» Благодатного огня как чудотворного. Как пишет одна из католических исследовательниц вопроса Ольга Басий, «в связи с распространением неправильного понимания этого обряда». К сожалению, неизвестно, какие изменения произошли в понимании этого обряда, за исключением прекратившегося участия в нём местных католиков.

С этого момента и до XX века Благодатный огонь для Римской Церкви как бы перестал существовать, широкой общественности в этот период ничего о нём не было известно.

Архимандрит Троице-Сергиевой лавры, девять раз присутствовавший при нисхождении Благодатного огня, с сожалением отмечает: «Католики занимают нейтральную позицию: опровергать факт нисхождения Благодатного огня бессмысленно, невозможно, лучше молчать. И они умышленно замалчивают существование этого чуда, поскольку ничего другого им не остаётся. То же было и в апостольские времена: апостолам ведь запретили говорить об имени Иисуса. Доказать ложность Его учения было невозможно, можно было только запретить произносить Его имя».

Паломник Лев Тихонов пишет: «Я в Иерусалиме от местных православных жителей слышал, что католики – единственная из “апостольских” церквей. которая игнорирует схождение Благодатного огня и считает всё происходящее “фокусами восточных схизматиков”. Косвенное подтверждение этому – прочитанный мною англоязычный францисканский путеводитель по Святой Земле, описывающий все археологические находки, все святыни и все обычаи вплоть до патриаршего крестного хода из Вифании в Неделю ваий. Точно так же в книжной лавке учёных-францисканцев, где он мною был куплен, обшаренной мною довольно капитально, ни в одном издании не упоминалось схождение Благодатного огня».

Тем не менее бывавшие в Иерусалиме католики узнавали о происходящем.

Известный путешественник по святым местам XIX в. А.С.Норов повествует: «Я очень желал сойтись с латинскими монахами дружественно. Беседуя однажды с ними в душевном прискорбии о распрях, разделяющих христианские Церкви в Иерусалиме, я слышал жалобы от их настоятеля на греков: он упрекал их, между прочим, за Святой огонь; он прибавил, что говорит мне о том как европейцу. Я отвечал, что если он принимает это за обряд, то и в таком случае обряд этот освящён столетиями, и что Римская Церковь не имеет права на такой упрёк; что мне Италия коротко знакома, что и я также отнесусь к нему как европейцу, о совершаемом обряде в Неаполе в церкви святого Ианнуария, когда хранимая в склянке кровь мученика, будучи вынесена пред народом, начинает кипеть. Тут настоятель воскликнул: “Ма quеstо е un vero mirасо1о!” (это настоящее чудо!) и не внимал никаким возражениям. “Если это так, – сказал я ему, – то позвольте мне более верить чуду, совершающемуся на Гробе Самого Спасителя”».

Любопытно отметить, что совсем иные чувства вызвало описываемое чудо у одного из непосредственных его свидетелей. Французская православная паломница Варвара Брюн де-Сент Ипполит (XIX в.) пишет:

«На (разноплемённых паломников, ожидающих схождения Благодатного огня. – Ред.) смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин, 18 лет тому назад перешедший в Латинскую Церковь.

В ожидании знамения с неба всё смолкает, но не надолго. Вот опять беспокойство – кричат, мечутся, молятся, волнуются. Наша миссия была на кафедре над царскими вратами; мне видно было благоговейное ожидание преосвященнаго Кирилла. Взглянула я также на стоявшего в толпе князя Гагарина. Лицо его мне хорошо было видно: оно выражало грусть; Гагарин пристально всматривался в Кувуклию.

Вдруг из бокового отверстия показывается пук зажжённых свечей. Вверху Кувуклии всё зажигается: лампады, люстры. Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости; сотни, тысячи свечей передают Свет одна другой. Суета. Арабы опаляют себе бороды, арабки подносят Огонь к обнажённой шее. В этой тесноте Огонь пронизывает толпы; но не было примера, чтобы в подобном случае произошёл пожар. Общего восторга описать нельзя, изобразить картину невозможно: это чудо неизобразимое. Все плакали от радости. Я нечаянно взглянула на князя Гагарина – вижу: у него градом текут слёзы и радостью сияет лицо. Как с этим выражением в одном и том же человеке соединить его вчерашнюю проповедь на Голгофе, которую он произнёс на французском языке и заключил так: “Теперь остаётся пожелать одного – чтобы мы все сделались католиками и покорились Папе”».

Тем не менее на протяжении ХII-ХХ вв. католики всё же присутствовали на литании Святого огня, однако их функция сводилась к контролю за православными. Ещё в начале XX века, во времена Британского мандата, они вместе с армяно-григорианами обыскивали Кувуклию и Патриарха. Очевидец свидетельствовал: «Ещё в отдалённом прошлом тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков, доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха. »

Иногда неприязнь распространялась и на обычных верующих. Так, один из русских паломников XIX в. писал: «Беды можно было ожидать от арабов католического исповедания, которыми внушено неверие в благодать Небеснаго огня. Католическое духовенство всегда старается подстрекать их против православных, и редкое торжество проходит без бунта чрез католиков арабов».

Православные же упрекали представителей католицизма в том, что они являются единственной из представленных в Иерусалиме христианских конфессий, не признающей чудо Благодатного огня. «В храме много мусульман. Они верят, что Священный огонь приходит с Неба, и только католики отказываются признать это».

Но всё же почтительное отношение к Благодатному огню представителей Римской Церкви, служивших в храме Гроба Господня, сохранялось и в это время. До наших дней Огонь, сошедший в Великую субботу, бережно сохраняется и все лампады в храме Гроба Господня зажигаются только от него. Это правило соблюдается и католиками. А ещё в начале XX века латинский клир, владеющий частью храма, со смирением принимал Благодатный огонь от православного Патриарха. Так, архимандрит Савва Ахиллеос, многократный очевидец схождения, писал: «Когда совершается служба Благодатного огня в Великую субботу, на ней присутствуют все иноверцы: армяне, католики, копты, сирийцы. Иноверцы с большим смирением в этот день подходят к Главе Православной Церкви. Они признают его, как представителя истинной православной веры и как Главу Иерусалимской Церкви, первым епископом и основателем которой был св. Иаков, брат Божий. Дух покорности выражается на их лицах. Они смиренно воздают Патриарху дань уважения и чести. Только при таких условиях они получают Благодатный огонь из рук Патриарха».

Начиная с XX века и особенно последних его десятилетий информатизация общества значительно изменила ситуацию – многие рядовые католики узнали о Благодатном огне из первых уст, для консервативной католической прессы труднее стало обходить стороной события, происходящие в храме Гроба Господня в Великую субботу. При этом отсутствие или, точнее, двойственность официальной позиции папства в этом вопросе обуславливает исключительную широту мнений представителей католицизма. В тех случаях, когда порядочность общественных деятелей Римской Церкви и осведомлённость аудитории оставляют желать лучшего, можно услышать откровенную клевету. В одной из радиопередач католического радиоканала «София» (6.01.1997) обновленческий игумен Иннокентий (Павлов) объявил чудо Благодатного огня «каким-то благочестивым сказанием о каком-то там схождении». Практикующий на радиоканале заштатный игумен, без всякого сомнения, прекрасно знает об этом ежегодно совершающемся чуде (о. игумен – известный эрудит и «блестящий знаток церковной истории»), но, несмотря на это, лжёт в угоду мировому экуменическому сообществу.

Католическая публицистка Ольга Басий в статье «Ещё раз о Благодатном огне» попыталась представить чудо как обычный церковный обряд, проводимый «как на Западе, так и на Востоке». Между тем она была вынуждена обмолвиться о чудесной стороне «обряда»: «Распространялись народные поверия о том, что огонь самовозгорается из скалы или снисходит с неба». Для нас удивительно даже не то, что «народное поверие» многократно зафиксировано на видеоплёнку, а то, что к разряду обольстившихся и обманутых «поверием» г-жа Басий, похоже, должна отнести и Папу Урбана II, произнёсшего публично перед участниками крестового похода: «Поистине, в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребён. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены над Гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. Чьё сердце, сколько бы оно ни было окаменелым, не смягчится таким явлением?» Видимо, спустя тысячелетие Папа получил ответ на свой вопрос.

Несмотря на вышеприведённую критику, многие представители Римско-Католической Церкви признают Благодатный огонь как чудо, исходящее от Бога.

Так, популярный католический интернет-журнал предваряет одно из них словами: «Католик Эксчендж обычно не уделяет значительного внимания сообщениям “о чудесах и знамениях”. Но нижеприведённый случай, описание которого было опубликовано на прошлую Пасху рядом католических печатных изданий, оказался столь удивительным и правдоподобным, что поразил нас, и мы просто обязаны поделиться этим рассказом с вами. »

Нельзя без уважения упомянуть о католическом исследователе Нильсе Хвидте, регулярно рассказывающем о Благодатном огне на страницах прессы Римской Церкви. В своей книге «Чудеса, происходящие между небом и землёй» он сожалеет: «. почему чудо Благодатного огня плохо известно западным католикам?» – и уверяет сомневающихся: «Лучшим аргументом против заявлений о мошенничестве. являются тысячи свидетельств паломников, которые на протяжении веков описывали голубые молнии, которые они видели за пределами Кувуклии, свечи, загорающиеся сами по себе прямо перед их глазами без какой-либо причины».

Часто представители Римской Церкви замечают: верить или не верить в конкретное чудо – дело личное, которое спасению помешать не может. «Согласитесь, даже злобные католики с их инквизиторскими казарменными замашками не могут считать человека лишённым шансов на спасение только потому, что он не верит в очередную плачущую статую Мадонны из гипса или в мироточение из ксерокопии» (Сысоев Павел Юрьевич, католик).

Наконец, говорится, что одно только чудо не может быть основой христианства и доказательством его истинности.

Однако, понимая, что истинные чудеса не могут быть основанием веры, мы вправе задуматься, почему и зачем Господь ниспосылает их нам, о чём они свидетельствуют и что значат, особенно если к таким размышлениям располагают обстоятельства их явления. Ведь сами апостолы называли истинные чудеса и знамения засвидетельствованием от Бога (Деян. 2, 22; Евр. 2, 4). В ином случае мы рискуем уподобиться тем, о ком евангелисты написали: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Ин. 12, 37), «ибо не вразумились [чудом]. потому что сердце их было окаменено» (Мк. 6, 52).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *