Евангелическо лютеранский приход собора святого михаила орган
Лютеранская Церковь Святого Михаила (СПб)
Лютеранский приход Святого Михаила входит в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России.
Все богослужения проводятся на русском языке.
Эта группа посвящена жизни и истории Евангелическо-Лютеранского прихода Святого Михаила в Санкт-Петербурге. Полное официальное наименование прихода: Местная религиозная организация «Русский Евангелическо-Лютеранский Приход Святого Михаила».
Материалы группы адресованы, прежде всего, нашим прихожанам. Также всем желающим мы предоставляем информацию о предстоящих концертах, выставках, лекциях и других интересных мероприятиях.
Лицами, имеющими право осуществлять миссионерскую деятельность от имени лютеранского прихода Св.Михаила, являются модераторы группы:
Остальные модераторы и участники данной группы действуют от своего имени, реализуя своё конституционное право распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28 Конституции РФ).
По всем вопросам можно написать сообщение в группу нашего прихода.
Лютеранская Церковь Святого Михаила (СПб) запись закреплена
Лютеранская Церковь Святого Михаила (СПб) запись закреплена
Лютеранская Церковь Святого Михаила (СПб) запись закреплена
Лютеранская Церковь Святого Михаила (СПб) запись закреплена
1-е воскресенье Адвента в приходе Святого Михаила выдалось ярким и многогранным! «Царь грядет!», как гласила проповедь, и народ Божий поспешил на встречу с Ним в Слове и Таинстве. Община неуклонно растет, пополняясь новыми членами. Сегодня состоялась конфирмация замечательной Юлианы, которая очень органично влилась в приходской коллектив и, будем надеяться, еще проявит себя. Прихожан, живущих на Васильевском острове, у нас всё больше и больше!
Показать полностью.
Через несколько недель исполняется 145 лет со дня освящения здания церкви Св. Михаила. Этот праздник еще впереди, но сегодня мы все соприкоснулись с живой историей, т.к. богослужение впервые посетили потомки пастора Карла Мазинга, при котором и был построен наш храм. Когда к алтарю вышли три поколения большой и дружной семьи Мазингов, прихожане не смогли сдержать эмоций и зал разразился аплодисментами! В память об этой символической встрече пастор Дмитрий Петров вручил гостям керамическое панно с изображением церкви Св. Михаила (художник Тамара Неретина), а после богослужения для них была проведена импровизированная экскурсия по храму.
Воистину, наш Адвент начался благословенно, и мы еще не раз удивим вас!
Лютеранская Церковь Святого Михаила в Санкт-Петербурге
Фотографии
На Среднем проспекте знаменитого Васильевского острова в старинной части города есть красивая островерхая церковь евангелическо-лютеранского вероисповедания. Она носит имя Святого Архангела Михаила. Знаменитый собор находится по адресу 18/3-я линия, 32. Архитектором церкви был военный инженер Карл Бульмеринг, а знаменитый фасад в псевдоготическом стиле создал архитектор Рудольф Бернгард.
История создания собора
В 1732 году на территории Кадетского корпуса, который располагался во дворце, ранее принадлежавшему князю Меньшикову, была открыта небольшая лютеранская церковь. Ее первыми прихожанами были кадеты, учителя и офицеры, служившие в корпусе. Свободный вход в маленькую домовую церковь разрешили также жителям окрестных кварталов.
Только в 1874 году городские власти дали разрешение на возведение нового храма. Закладка фундамента произошла 23 октября 1874 года. Новую вместительную церковь доверили спроектировать архитектору Карлу Бульмерингу.
Строительство было завершено в 1876 году. Новый собор освятил епископ Юлиус фон Рихтер. Немного позже, в 1886 году, было решено переделать фасад, сделать его более нарядным. Его проект был заказан академику архитектуры Рудольфу Бернгарду, который был прихожанином церкви. Так церковь приобрела знаменитый псевдоготический фасад.
Историки отмечают, что церковь в то время отличалась роскошным внутренним убранством и имела отменную акустику. В храме играл один из лучших в Санкт-Петербурге органов. При церкви был открыт приют для сирот, где они могли учиться, а также существовало общество попечения неимущих и вдовий приют.
Состояние церкви в советское время
Первые существенные изменения затронули церковь в 1929 году, когда ее отдали русской общине имени Иисуса Христа и произошло слияние двух приходов: русского и немецкого.
Тяжелый период для церкви начался в 1935 году, когда приход был закрыт. Помещение отдали спортивной базе, принадлежащей заводу Калинина. Немного позже здание приспособили под табачный склад, а затем сделали производственным цехом предприятия “Спорт”. Из-за такого обращения сильно пострадал интерьер церкви. Ее внутренняя планировка была изменена: главный зал разделили перекрытиями на 3 этажа.
Жизнь церкви в наши дни
В 1992 году здание вернули лютеранской общине, и богослужения в храме возобновились. Сегодня лютеранский приход, который носит имя Святого Михаила, принадлежит Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии.
С 2004 года началась тщательная реставрация внутреннего убранства здания, а также ремонт фасада, стен и крыши. Ремонтные работы были закончены в 2010 году.
Где в Петербурге послушать орган: топ-5 мест
Темы дня
«Санкт-Петербург.ру» составил подборку мест Северной столицы, где можно послушать органные мессы.
Евангелическо-лютеранский приход собора Святого Михаила
Фото: blog-fiesta.com
Адрес: Средний проспект Васильевского острова, 18/3-я линия, 32.
Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины
Фото: geosap.com
Католическая церковь Божией матери (Лурдской)
Богослужения с органом проходят каждый вечер в 19:00. В воскресенье церковь проводит мессы также на польском языке и латыни.
Фото: lifeglobe.net
Смольный собор
Католический собор Успения Пресвятой Девы Марии
Проект собора Успения Девы Марии был начат в 1870 году под руководством архитектора В.И. Собольщиковым и закончен в 1873 году Е.С. Воротиловым. Он имеет в форму латинского креста и объединён единым входом со зданием семинарии. Отсутствие парадного входа часто удивляет прихожан, поэтому обитатели собора просят обращать внимание на вывеску, чтобы не пройти мимо. За собором расположен Польский сад.
Здесь установлен уникальный английский романтический орган, создание которого датировано 1905-1906 годами. Вместе с редким музыкальным инструментом в соборе можно встретить и редкого органиста Анатолия Погодина, известного мастера и настройщика.
Фото: cityspb.ru
Адрес: 1-я Красноармейская улица, 11.
Евангелическо лютеранский приход собора святого михаила орган
Пирс Фредерик Иоганн фон Моссин
*служил в приходе с 1887г.
В 1883 г. Янис оканчивает консерваторию со званием «свободного художника». В знак особого поощрения его блестящих успехов ему была вручена Большая серебряная медаль. Его преподаватель Луи Гомилиус дал блестящий отзыв своему ученику, написав в рекомендательном письме о его выдающихся достижениях как органиста и хормейстера, «художника от Бога».
Игру Сермукслиса отличало виртуозное исполнение, однако назначение в немецкую церковь спровоцировало конфликт с приходским советом: впервые в истории местной общины на органе играл человек «низкого», латышского происхождения. На предстоящие 25 лет в его распоряжение поступил самый большой механический орган в мире (131 регистр, 4 мануала, педаль).
Одновременно Янис преподавал пение в Лиепайской школе и руководил местным хором. Своим профессионализмом, ответственностью и трудолюбием Сермукслис завоевал уважение, получил известность как педагог, хормейстер и музыкальный критик.
Благодарим лютеранский собор Святой Троицы в Лиепае (Латвия) за предоставленные материалы и портрет Яниса Сермукслиса.
Янис Сермукслис умер 31 декабря 1912 г. ( 13 января 1913 г. по новому стилю) в возрасте 57 лет, перенеся операцию по удалению аппендицита. Он был похоронен в Лиепае на Северном кладбище. Могила не сохранилась.
Благодарим лютеранский собор Святой Троицы в Лиепае (Латвия) за предоставленные материалы и портрет Яниса Сермукслиса.
Пирс (Пётр Романович) Моссин родился 13 апреля 1863 г. в семье петербургских немцев-лютеран. Его предками были балтийские немцы, выходцы из Лифляндии. Отец Рейнгольд фон Моссин, потомственный дворянин и магистр фармации, служил лаборантом в петербургских аптеках. Мать Пирса Иоганна-Элиза (в девичестве Ринге) была уроженкой Дерпта.
Воспитание в семье фон Моссин, где, кроме Пирса, подрастали еще два брата – Оскар и Эдвин, проходило в немецком духе: в его основу закладывались порядок и чувство долга. По окончании гимназического отделения Реформатского училища Пирс Моссин пошел по стопам старшего брата Оскара, ставшего юристом: в 1880 г. юноша поступает на юридический факультет Петербургского университета. Музыка оставалась для него увлечением и способом самовыражения. Постигая основы юриспруденции, Пирс сочетает учебу с пением в хоре Русского Музыкального общества. Окончив университет ( 1884 г. ), он поступает в Петербургскую Консерваторию, в класс органа профессора Луи Гомилиуса. Как «перспективного» ученика его сразу принимают на высший курс и предоставляют льготы по оплате обучения. Выбор инструмента для Пирса стал данью осознания своей национальной идентичности, своей причастности к немецкой культуре: орган в то время воспринимался в обществе как немецкий инструмент.
Еще будучи студентом консерватории, в 1887 г. он поступает на должность штатного органиста в Лютеранский приход Св. Михаила. Здесь, в новом здании немецкой кирхи, 17 февраля 1887 г. состоялся его первый сольный концерт. С тех пор и на многие годы Пирс Моссин становится активно концертирующим музыкантом. Его концертными залами становятся лютеранские храмы Петербурга. Сборы от выступлений позволяют музыканту осуществлять благотворительную деятельность в помощь лютеранским общинам. Помимо богослужебной деятельности, органист добросовестно проводит большую работу в приходе: дает уроки пения и сопровождает многочисленные церковные обряды, получая при этом очень скромное жалованье.
С 1899 г. Моссин пробует себя в качестве педагога, преподавая игру на фортепиано на Музыкально-драматических курсах Е. Рапгофа. Его долгая творческая жизнь была посвящена делу музыкального образования и просвещения, которому он отдал около 30 лет. Музицирование стало для него в значительной степени служением петербургской немецкой культуре, через которое он реализовывал свой творческий потенциал и помогал в этом своим коллегам-музыкантам.
Пирс Моссин умер 22 октября 1940 г. в возрасте 77 лет и был похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
Фотография из архива О. Р. Ницмана.
Александр Гефельфингер родился 31 марта 1886 г. в селе Богоявленское при медеплавильном заводе Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Его отец – швейцарский подданный и лютеранин – служил бухгалтером на заводе. Генрих Гефельфингер был активным участником евангельского движения в России.
В 1893 г. семья переезжает в Австрию, где Александр в течение трех лет учится органной игре в Музыкальной школе Моцартеум. В 1901 г. он возвращается в Россию и поступает в Петербургскую консерваторию в класс органа Л. Гомилиуса. В 1909 г. оканчивает консерваторию с Большой серебряной медалью, после чего начинает службу органиста в Немецкой Реформатской церкви в Одессе. Вскоре начинается его самостоятельная концертная деятельность, создавшая ему репутацию «серьезного музыканта и одаренного органиста».
С 1910 по 1921 гг. Александр Гефельфингер преподает в Одесской консерватории, где получает звание профессора. Вскоре он переезжает в Петроград, где начинает преподавать в органном классе 4-го Музыкального техникума (ныне Музыкальное училище при Консерватории), также ведет музыкально-теоретические дисциплины, пробует себя в качестве композитора.
В 1923 г. Александр Гефельфингер становится одним из учредителей и членов Русской общины лютеранского и реформатского исповедания им. Иисуса Христа в Петрограде, которая в 1929 г. была объединена с немецким лютеранским приходом Св. Михаила.
С истинно христианским смирением Александр Генрихович переносит все многочисленные испытания, выпадавшие на его долю. Профессиональной карьере музыканта он предпочитает бескорыстное служение ближнему.
Копия портрета любезно предоставлена К. А. Филимоновым.
Детство мальчика прошло в Мраморном дворце, где его отец служил домашним учителем в семье принца Петра Григорьевича Ольденбургского. Один из восьми детей принца – Александр – станет основателем Института экспериментальной медицины, работе в котором Евгений Ганике посвятит всю жизнь.
В детстве Евгений учился в гимназии Гуревича и Третьей классической гимназии, по окончании которой в 1888 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Здесь он выбирает для себя обучение на естественном отделении. При выпуске из университета Евгений продемонстрировал «весьма удовлетворительные» результаты в области физики, физической географии, химии, анатомии, зоологии, физиологии, минералогии, биологии, палеонтологии, ботаники, что позволило ему получить серебряную медаль.
С юных лет Евгений Ганике был активным христианином, участвовал в благотворительной деятельности лютеранской церкви: состоял членом Комитета Евангелического Дома трудолюбия (Большой Сампсониевский пр., 97). По окончании университета (по 1-му разряду) молодой химик был принят на службу в Институт экспериментальной медицины, где начал свой путь помощником заведующего сифилидологического отдела. Через два года Е. Ганике был переведен в Физиологический отдел, которым руководил И.П. Павлов, и на последующие 42 года стал ассистентом знаменитого академика и его «правой рукой».
В 1916 г. статский советник Евгений Александрович Ганике возглавил открывшееся при Институте физико-физиологическое отделение. Он владел всеми хирургическими и исследовательскими приемами и методиками, которые составляли основной интеллектуальный потенциал отдела. Через школу Ганике прошли почти все сотрудники павловского института. Один из них, академик Л. Орбели, в своем отзыве о Ганике писал, как о человеке «исключительно технического и конструкторского таланта… широко эрудированный и образованный в вопросах физики и химии, обеспечил Павлову всю техническую и методическую стороны работы как в области пищеварения, так и в области условных рефлексов Ганике разработал исключительно ценную методику изучения высшей нервной деятельности…». После смерти И.П. Павлова в 1936 г. научная деятельность Е. Ганике была связана с Институтом эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова в Колтушах (Всеволожский район Ленинградской области).
Евгений Ганике был разносторонне одарён: владел шестью европейскими языками, играл на нескольких музыкальных инструментах – рояле, виолончели, фисгармонии и органе. В церкви Св. Михаила Евгений Ганике служил органистом, что для советского времени было смелым поступком. Но Бог хранил его от ареста, несмотря на то, что имя Ганике было хорошо известно в НКВД. В последние годы перед закрытием церкви – 1934-1935 гг. – Ганике фактически осуществлял руководство общиной.
Для избранного круга сотрудников Института Ганике также устраивал концерты церковной музыки. Свой талант ученого он применил при механизации фисгармонии для игры в дуэте. Звук органной трубы использовался им в опытах на мышах при изучении условных рефлексов. Евгений Ганике является автором десятков научных работ, одна из которых, в частности, имеет название «О получении чистых звуков».
Научно-исследовательская деятельность ученого имела исключительное значение для развития физиологии высшей нервной деятельности. За оригинальные и ценные научные работы («Краткая характеристика методики условных рефлексов и методики лабиринтов» и «Материалы к вопросу об образовании условных рефлексов у мышей») в 1942 г. Евгению Ганике была присуждена Премия Академии Наук СССР имени И.П. Павлова. Профессор Евгений Ганике пережил блокаду Ленинграда. Он был награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За оборону Ленинграда». Его трудовой стаж в Институте экспериментальной медицины составил 56 лет!
Копия портрета любезно предоставлена Музеем Института экспериментальной медицины.
Евангелическо лютеранский приход собора святого михаила орган
В феврале 1841 г. здание, занимаемое церковью, вследствие его тесноты, решено было сломать, церковь устроить в помещении самого Кадетского корпуса специально для кадет, а прихожанам из числа гражданских лиц было предложено разойтись по другим приходам.
Наибольшая часть (более 2 тысяч человек) пожелала сохранить свою общину и устроила себе церковь в доме архитектора Л.Я. Тиблена на 3-й линии Васильевского Острова (№8), в наёмном помещении, где 16 августа 1842 г. была освящена церковь Святого Михаила. Одновременно проводился сбор средств для покупки участка земли и постройки собственного здания.
В 1874 г. Церковный совет получил разрешение на постройку церкви на Васильевском Острове, на углу Среднего проспекта и 3-й линии. 23 октября 1874 г. состоялась закладка каменного здания церкви на 720 мест в готическом стиле по проекту инженер-полковника Карла Карловича фон Бульмеринка.
19 декабря 1876 г. церковь была освящена епископом Юлиусом фон Рихтером. В 1886 г. академиком архитектуры Р.Б. Бернгардом был составлен проект нового фасада, однако проект не был реализован. Оба архитектора – Бульмеринк и Бернгард – были членами прихода Св. Михаила. Церковь была великолепно отделана внутри, имела замечательную акустику и один из лучших в городе органов. При церкви действовали сиротский приют с элементарной школой, вдовий приют и общество попечения о бедных.
С 1992 года церковь была возвращена русской лютеранской общине, возобновлены богослужения. Большую роль в возрождении прихода сыграл его настоятель Сергей Прейман (ум.2003). В 2004-2010 гг. проводилась реставрация с элементами реконструкции внутренних помещений церкви, ремонт кровли и фасада.
Лютеранский приход Святого Михаила входит в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России.