гадание на бараньей лопатке у бурят

Гримуар

Гадание по бараньей лопатке

гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть фото гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть картинку гадание на бараньей лопатке у бурят. Картинка про гадание на бараньей лопатке у бурят. Фото гадание на бараньей лопатке у бурят

Гадание по бараньей лопатке

Желающий узнать судьбу обязательно кладет лопатку на ночь под подушку, после этого он становится ее хозяином. На следующий день приходит с лопаткой к шаману. Гадание на лопатке совершают обычно поздним вечером. Шаман разжигает огонь вдали от посторонних глаз (печь или костер), на обряде может присутствовать не более 2-3 человек. Для начала лопаточную кость гадающий окуривает дымом от горящих ветвей можжевельника и, держа кость в правой руке, подносит ее к зеркалу. Затем он шепотом или мысленно призывает божеств с просьбой дать точный ответ. После этого гадальщик кладет лопатку в огонь, не дающий дыма (на угли) и ждет. Огонь должен быть не очень сильным, но и не очень медленным. Сначала кость темнеет, потом трескается. Иногда в процессе нагревания лопатки, некоторые шаманы плюют на нее, благодаря чему на кости также появляются трещины.
Если при обжигании лопатка издает громкий треск, то вас ждет важное событие, после которого вы уже не сможете жить так, как живете.
Если треск слабый, то перемены будут несущественными.
Если лопатка не начала потрескивать, то никаких активных перемен ближайший год вам не принесет.
Также громкий треск может указывать на то, что в доме поселились злые духи. Показателем того, что последние причиняют вред и сеют раздор в семье, служат звуки, напоминающие кудахтанье курицы.
Трактовка признаков зависит от цели гадания. Однако, если гребень лопатки быстро отламывается, это означает, что есть возможность устранить все вышеозначенные проблемы при помощи специальных ритуалов.

Через некоторое время обгоревшую кость осторожно достают из огня, смотрят на свет, и по многочисленным образовавшимся приметам (трещинам, цвету, месту сколов и обгорелостей и т. д.) производят само гадание.

Иногда гадают о погоде. Так, считается, что если на лопатке после «обработки» на огне появилось много темных пятнышек – будет оттепель, если же пятнышки белые – будет снег. Появление пепельного оттенка служит недобрым предвестником господства сильных ветров в этом году. Черный цвет предвещает ливни, а желтый – теплую погоду.

У некоторых гадальщиков вся лопатка делится на несколько секторов, имеющих свои названия. В зависимости от того, в каком секторе есть трещины и пятна, выносят прорицание.

Иногда используются не печеные, а вареные кости.

Источник

Республика Бурятия

гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть фото гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть картинку гадание на бараньей лопатке у бурят. Картинка про гадание на бараньей лопатке у бурят. Фото гадание на бараньей лопатке у бурят

гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть фото гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть картинку гадание на бараньей лопатке у бурят. Картинка про гадание на бараньей лопатке у бурят. Фото гадание на бараньей лопатке у бурят

гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть фото гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть картинку гадание на бараньей лопатке у бурят. Картинка про гадание на бараньей лопатке у бурят. Фото гадание на бараньей лопатке у бурят

Краеведческий портал

Районы

Гадание на баранье лопатке (01-04)

гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть фото гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть картинку гадание на бараньей лопатке у бурят. Картинка про гадание на бараньей лопатке у бурят. Фото гадание на бараньей лопатке у бурят

Современной молодежи необходимо знать обычаи и традиции своего народа, одно из которых гадание на бараньей лопатке.

Исследование духовной культуры народа во все времена вызывало огромный интерес. «В наши дни, когда усилилась потребность и, естественно, интерес к национальным многовековым корням традиций и обычаев, составляющих наряду с родным языком главное содержание этнической культуры.

гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть фото гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть картинку гадание на бараньей лопатке у бурят. Картинка про гадание на бараньей лопатке у бурят. Фото гадание на бараньей лопатке у бурят

Скапулимантия — один из древнейших видов гадания, практиковавшийся колдунами и шаманами многих народов мира. В английском языке сохранилось даже специальное выражение, означающее буквально: «читать по лопаточной кости».

Из воспоминаний Очировой А.А., жительницы с. Элысун, 85 лет:

«Осенью резали овцу, варили затем мясо и по лопатке определяли, какой будет зима. Если широкая часть лопатки тонкая, то значит, зима будет холодной и снега будет мало. А если нет, то зима будет теплой».

Вот что говорит Цыдыпов В.М., житель с. Элысун, 81 год: «Про гадание на бараньей лопатке я знаю из рассказов моего отца. Хотя считаю, что гадание на лопатке идет из шаманизма. Для гадания нужна белая или серая баранья лопатка. Ее варят очень долго, так, чтобы мясо отделилось от кости. А ещё я слышал, что овцу выкидывали в песчаный берег, и лопатка выгорала на солнце. Но и в первом, и во втором случаях надо задымить лопатку над огнём. Тогда в ней проступят видимые невооруженным глазом прожилины. По прожилинам знающие люди узнавали судьбу или надвигающиеся события».

гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть фото гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть картинку гадание на бараньей лопатке у бурят. Картинка про гадание на бараньей лопатке у бурят. Фото гадание на бараньей лопатке у бурят

Память народа хранит много знаний, передаваемых из поколения в поколение.

Я считаю, что изучение сущности старых и новых обычаев актуально, потому что материал, раскрывающий отдельные стороны различных обрядовых действ, помогает глубже понять духовную культуру народа.

Презентация по ссылке тут

Источник

Гадание на бараньей лопатке

У монголов это гадание называется далны мэргэ, у эвенков — далума, у эвенов — бирикэн, также распространен термин скапулимантия (гадание по костям).

Существует легенда, что впервые к этому методу предсказания обратились бурые медведи, которые, поедая горностаев и мышей, извлекали лопаточную кость из добычи, чтобы по имеющимся на ней линиям узнать, не гонятся ли за ними охотники. Последние как раз и подметили, что в одних случаях медведи полностью съедают тело своей жертвы, а в других оставляют его почти нетронутым: отсутствует лишь одна кость – лопатка.

Гадание по бараньей лопатке было широко распространено среди народов, занимавшихся скотоводством (у казахов, киргизов, бурятов, монголов, калмыков и др).

Это гадание можно отнести к разряду шаманских и считается оно самым безопасным, так как во время такого гадания не вызываются злые духи. Коренные народы считали, что баранья лопатка наделена особой магической силой и обладает способностью показать все предстоящие изменения в жизни.

Обычно выделяют три вида гадания на лопатке: белое (на обглоданной кости), черное (когда ее сжигают, а потом смотрят) и смешанное (гадание на старой кости, найденной в степи). Рассматривают все признаки ее частей (толстая, тонкая, маслянистая и пр.), при сжигании смотрят на форму трещин, слушают звук.

Гадать по лопатке может любой человек, который знает и умеет расшифровать все ее признаки, обычно это делают шаманы или знающие люди (мэргэн хун). Сам хозяин может определить по лопатке удачу, благополучие семьи, здоровье, найти вора, узнать хорошей ли будет дорога, и о прочих делах. Желающий узнать судьбу обязательно кладет лопатку на ночь под подушку, после этого он становится ее хозяином. На следующий день приходит с лопаткой к шаману.

Гадание на лопатке совершают обычно поздним вечером. Шаман разжигает огонь вдали от посторонних глаз (печь или костер), на обряде может присутствовать не более 2-3 человек. Для начала лопаточную кость гадающий окуривает дымом от горящих ветвей можжевельника и, держа кость в правой руке, подносит ее к зеркалу. Затем он шепотом или мысленно призывает божеств с просьбой дать точный ответ. После этого гадальщик кладет лопатку в огонь, не дающий дыма (на угли) и ждет. Огонь должен быть не очень сильным, но и не очень медленным. Сначала кость темнеет, потом трескается. Иногда в процессе нагревания лопатки, некоторые шаманы плюют на нее, благодаря чему на кости также появляются трещины.

Если при обжигании лопатка издает громкий треск, то вас ждет важное событие, после которого вы уже не сможете жить так, как живете.

Если треск слабый, то перемены будут несущественными.

Если лопатка не начала потрескивать, то никаких активных перемен ближайший год вам не принесет.

Также громкий треск может указывать на то, что в доме поселились злые духи. Показателем того, что последние причиняют вред и сеют раздор в семье, служат звуки, напоминающие кудахтанье курицы.

Трактовка признаков зависит от цели гадания. Однако, если гребень лопатки быстро отламывается, это означает, что есть возможность устранить все вышеозначенные проблемы при помощи специальных ритуалов.

Через некоторое время обгоревшую кость осторожно достают из огня, смотрят на свет, и по многочисленным образовавшимся приметам (трещинам, цвету, месту сколов и обгорелостей и т. д.) производят само гадание.

Шаман по сединам и трещинам на стороне, где находится гребень, гадает о жизненном пути, о постигшей болезни и предсказывает методы ее лечения. Линии в разные стороны (правую и левую) могут трактоваться как хорошие или плохие события, хороший исход начинания или проблемы, которые могут возникнуть.

Трещины, расположенные на гребне, говорят о том, что вам не страшны ни враги ни злые духи.

Подобное явление, наблюдаемое в зоне лопаточной ямки грозит потерей имущества, а если углубление окажется заполненным, то это сулит хороший достаток.

Если лопатка буквально испещрена линиями, то это говорит о потере жизненной ориентации или о несчастливом будущем.

Какие перемены вас ждут, позитивные или негативные, сказать можно и по тому, как кость чернеет.

Если лопатка почернела местами, то будут и хорошие перемены, и плохие.

Если цвет не очень изменился, то вас ждут исключительно положительные перемены.

Светлый или пепельный цвет лопатки – знак благоприятных событий в будущем.

Вообще, светлый цвет считается хорошим знаком, черный – плохим, а всевозможные оттенки темного сообщают о той или иной степени негативности событий.

После завершения гадания лопатку, прежде чем выбросить, надламывают с широкой стороны кости.

Также при помощи бараньей лопатки шаманы способны предсказать будущее родившегося ребенка

Завершающим этапом гадания было разрубание кости. Иначе ее нельзя было выбросить, потому что любой человек, нашедший гадательную лопатку, мог навести на ребенка порчу или подчинить волю ребенка своей.

Иногда гадают о погоде. Так, считается, что если на лопатке после «обработки» на огне появилось много темных пятнышек – будет оттепель, если же пятнышки белые – будет снег. Появление пепельного оттенка служит недобрым предвестником господства сильных ветров в этом году. Черный цвет предвещает ливни, а желтый – теплую погоду.

У некоторых гадальщиков вся лопатка делится на несколько секторов, имеющих свои названия. В зависимости от того, в каком секторе есть трещины и пятна, выносят прорицание.

Иногда используются не печеные, а вареные кости.

В этом случае лопатку варят и также по образовавшимся трещинам гадают о здоровье или будущем. Лопатку опускают в котел с кипящей водой и некоторое время варят. После этого вынимают ее из котла и внимательно рассматривают:

Хорошо заметны поперечные линии: продольная исчерченность указывает на происки врагов, а поперечная обещает деятельное заступничество друзей, родственников или просто доброжелателей.

Источник

Гадание на бараньей лопатке

гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть фото гадание на бараньей лопатке у бурят. Смотреть картинку гадание на бараньей лопатке у бурят. Картинка про гадание на бараньей лопатке у бурят. Фото гадание на бараньей лопатке у бурят На страницах нашей газеты регуляр но публикуются научные работы маститых осетинских ученых. Отдавая должное старшему поколению осетин ской научной элиты, мы считаем не обходимым давать возможность и мо лодым ученым представлять свой взгляд на те или иные стороны исторической науки. Предлагаем вашему вниманию научную заметку, посвященную народной магии осетин.

Осетинам было известно множество гадательных обрядов, являющихся разновидностью магии, к которым они прибегали с целью узнать будущее. Некоторые из этих обрядов применялись в различных обстоятельствах, другие только в отдельном случае и с определёнными целями. К примеру, в прошлом осетины широко практиковали обычай гадания по бараньей лопатке («оны кæсын »). Поэтому и в наше время в Осетии трудно найти ущелье или село, жители которого не рассказывали бы вам о древнем обычае подобного вида гадания.

Ритуал гадания на лопатке животных своими корнями уходит вглубь веков и, прежде всего, связан с культом домашних животных, который зарождался в различных обществах под влиянием определённого хозяйственного уклада.

Знанию особых примет, проявляющихся на лопаточной кости жертвенного животного и умению рассказать о них образно и увлекательно, придавалось большое значение в народе. По цвету, наличию пятен, форме выступов на кости опытные гадатели безошибочно предсказывали все предстоявшие изменения в жизни общества. В мировом фольклоре известно множество легенд и преданий о способах гадания на бараньей лопатке, к которому осетины прибегали во время традиционного обрядового застолья.

В системе застольного этикета осетин и других горских народов особое место занимают разделка, приготовление и раз дача определённых частей жертвенной туши барана. Наиболее почётными частями жертвенного животного являются три символические доли – отварная голова, шейная часть и лопатка, их всегда в обязательном порядке ставят на стол перед тремя старшими, возглавляющими ритуальную трапезу.

По словам старожилов, в завершение застолья правую баранью лопатку в очи щенном от мяса виде давали гадающему. При этом для гадания выбирали лопатку одно-двух летнего барана. Ягнята для оп ределения будущего не подходили.

Предсказатели оповещали о самых разных событиях, которые произошли или произойдут в будущем: нападение на стадо грабителей или волков, падеж скота от бескормицы, снежную зиму, голод или урожай в будущем году и т.д.

Отметим, что гадающего на бараньей лопатке осетины называют «оны дæсны ». Такие люди были широко известны в народе: Плиев Къадзах, (с.Рук), Ханикаев Самсон (с. Згъубир), Маргиев Копи (с.Бадзыгат), Плиев Бедзе (с.Дзомагъ), Дзиццойты Ладо (с.Урсдзуар). Преобладание мужских имен связано с тем, что гадание на лопатке было исключительно прерогативой мужчин.

Кроме лопатки барана осетины предсказывали будущее по рёбрам и бедренной части животного. По сведениям этнографа Л.А Чибирова, старожилы мог ли определить погоду на зиму также и по селезёнке ( фарсылæвзаг ).

В тех случаях, когда гадали о том, что касалось непосредственно данной семьи, то брали только лопатку принадлежавше го этой семье барана. В случае, если барана покупали, необходимо было произвести определённые обряды: животное обводили вокруг очага, давали лизнуть кусок каменной соли, после этого баран должен был какое-то время прожить у данной семьи. Если ло патка, по которой производилось гадание, принадлежала недавно купленному животному, считалось, что все «предсказы ваемое» лопаткой относится к той семье, которой баран принадлежал ранее. После завершения гадания лопатку, прежде чем выбросить, надламывали с широкой стороны кости.

Вопрос о времени зарождения способа гадания на бараньей лопатке у осетин помогают прояснить конкретные археологические данные. Многочисленные археологические источники свидетельству ют, что ведущей формой хозяйства, глав ной экономической основой жизни древ них кобанцев и ираноязычных скифо-сар мато-аланских племён, обитавших в цен-тральной части Северного Кавказа было скотоводство. Об этом же говорят и данные лингвистики. Е.И. Крупнов, Б.В. Техов и другие исследователи полагают, что широкое развитие скотоводства у предков осетин и носителей кобанской культуры вызвало появление у них своего покровителя, которого они представляли в виде священного барана. Подтверждением чего являются найденные в могильниках бронзовые головки барана в виде подвесок, а также изображения животных на бронзовых топориках.

О наличии культа барана у предков осетин свидетельствуют также находки множества костей баранов, овец в скифских городищах Северного Кавказа, датируемых VII-IV вв. до н.э. Пережитки ку льта барана прослеживаются и в позднем быту осетин. Как древний символ плодородия, материального благополучия, баран занимает особое место в свадебной обрядности и обрядах детского цикла.

На свадебном пиру старший высказывал жениху пожелание многочисленного потомства, как у барана: «Фырау хъæбул джын куыд уа!». О здоровом, красивом мальчике осетины говорят «похож на альчик барана» («фыры хъулы хуызæн»).

Весь скотоводческий производственный цикл горцев сопровождался жертвоприношением, прежде всего, барана. Его считали лучшим жертвенным животным в честь покровителей, а также при приеме почетного гостья. Более того, популяр ное осетинское божество Фарн (благодать) нередко выступало в образе барана.

Существовала прямая связь культа ба рана с культом огня, восходящая ко времени индоиранского единства. О связи культа барана с культом огня свидетельствуют детали таких обрядов, как приготовление пирогов в честь барана и выполнение из теста его фигурок на Новый год, изображение бараньих голов на светильниках (цырагъдарæн), жилищах и святилищах. Бараньи рога вешали на центральный столб главного жилого помещения семьи, нередко использовали в качестве сосуда для напитков.

Сакральная значимость барана в осетинских верованиях проявилась и в обряде «испытания места». Суть этого обряда: на участок застройки запускали животное и наблюдали за тем, где оно остановится и ляжет. Место это считалось счастливым для жилища. Здесь же резали барана, а по его лопатке гадали, где заложить первый камень, т.е. совершался обряд строительной жертвы через при ношение в жертву домашнего животного.

При строительстве башен осетины кровью барана поливали фундамент, что бы выбранное ими место становилось счастливым для жилья.

Вышеизложенное наглядно показывает, что лопаточная кость барана по представлениям осетин наделена особой магической силой, обладает способностью показать все предстоящие изменения в жизни общества. Характерно, что в некоторых селах южной части Осетии придерживаются такой традиции и сейчас, а это в свою очередь является показателем того, что архаичные традиции не исчезли полностью с осетинского духовного горизонта.

научный сотрудник ЮОНИИ им. З.Ванеева

Источник

Гадание на бараньей лопатке

Гадание на бараньей лопатке

Традиции и привычки народа складываются сотни лет. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климату. Буряты – прирожденные скотоводы. Веками они разводили скот и прекрасно знают повадки домашних животных. У кочевников бытуют поговорки:

Кто выращивает скот – у того губы в масле.

Кто ходит за скотом, любовно ухаживает за ним – живёт вдоволь и сытно.

По традиции, а она складывалась на основе особенностей натурального скотоводческого хозяйства, в каждый сезон употреблялось в пищу мясо сугубо определенного вида: летом – баранина, зимой – говядина. И у нас, в деревне, этот порядок сохранился и поныне.

Мясо овец и лошадей считалось более полезным и более «престижным». И многие наши обряды, и обычаи связаны с этими животными. Овца – это основное жертвенное животное при совершении различных ритуалов. Овец забивают и в связи с началом сенокоса, при строительных работах, по случаю приезда дорогих гостей.

Искусные скотоводы, буряты владеют секретами откорма животных, предназначенных на забой, великолепно знают их анатомию, разделяют тушу строго по частям, редко прибегая к топору. Каждая часть туши, каждый элемент субпродукта употребляется для приготовления определенного вида блюда. При обращении с костями нужно было соблюдать некоторые правила.

Баранья лопатка «дала» предназначалась для гадания. Гадали по лопатке овцы, родившейся в стаде именно этой семьи, масть и пол животного не имели значения. Когда с лопатки едят мясо, то его делят между всеми участниками трапезы. У лопатки есть множество примет. По лопатке овцы рассказывали о хозяевах дома, о предстоящей зиме, о будущем семьи, о состоянии домашнего хозяйства. На головке лопатки имеется чашечка – углубление, на дне имеется «накипь», то хозяин живет богато, часто варит сытную пищу. Если котел широкий, с обширными краями, то хозяин её богат и хороший человек; если он узкий и глубокий, то хозяин – средний богач и находится при делах, если же котел широкий и толстый – хозяин красноречивый и веселый человек.

Если ладонь лопатки (плоская часть) тонкая, просвечивает, то будущая зима будет белоснежной и холодной. Если же вокруг ладони много серой массы и кость плохо просвечивает, то зима будет снежной и теплой. Если ладонь широкая, то двор у хозяина просторный, широкий, где может разместиться много скота. На ладони находится гребень (возвышающаяся вертикальная часть). Если край (вершина) гребня выдается выступом вперед, это признак того, что хозяин, угощающий гостей, человек гордый, уверенный в себе. Если такого выступа нет, вершина как бы скошена: это характеризует хозяина с противоположной стороны. Если гребень высокий, широкий, то скота будет в этом году много. Если боковая часть, лопатки толстая, то все копытные в этом году будут расти быстро.

По лопатке определяют, в скором ли времени появится прибыль в доме, то есть когда родятся в семье дети, внуки. Если на ладони лопатки с правой стороны видны прямые неглубокие линии, то, говорят, скоро в доме родятся мальчики. Если такие линии имеются с левой стороны, то родятся девочки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *