гадание по внутренностям животных в древнем риме

Гаруспик

гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть фото гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть картинку гадание по внутренностям животных в древнем риме. Картинка про гадание по внутренностям животных в древнем риме. Фото гадание по внутренностям животных в древнем риме

гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть фото гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть картинку гадание по внутренностям животных в древнем риме. Картинка про гадание по внутренностям животных в древнем риме. Фото гадание по внутренностям животных в древнем риме

См. также

Примечания

гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть фото гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть картинку гадание по внутренностям животных в древнем риме. Картинка про гадание по внутренностям животных в древнем риме. Фото гадание по внутренностям животных в древнем риме

Полезное

Смотреть что такое «Гаруспик» в других словарях:

гаруспик — а, м., одуш. ( … Словарь иностранных слов русского языка

гаруспик — сущ., кол во синонимов: 1 • жрец (46) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ГАРУСПИК — • Auspex, см. Divinatio, Дивинация … Реальный словарь классических древностей

Гаруспик — (лат. haruspex), член этрусской коллегии жрецов, посвящ. в тайны Disciplina etrusca. Г. надлежало предсказывать будущее, главным образом по внутренностям (преимущественно печени) жертв, животных (осмотр внутренностей, печени haruspicina) … Словарь античности

Великий понтифик — Статуя Августа, приносящего жертву (в образе великого понтифика), Рим, Музей Пио Клементино Великий понтифик (верховный жрец) (лат … Википедия

Коллегия понтификов — У этого термина существуют и другие значения, см. Коллегии. Коллегия понтификов (лат. Collegium Pontificum) в Древнем Риме высший жреческий институт царского и республиканского периода, возглавлялся Великим понтификом, который до … Википедия

Священный царь — или царь священнодействий (лат. rex sacrorum, rex sacrificus, rex sacrificulus) второй по значимости после Великого понтифика служитель культа в Древнем Риме после провозглашения республики. Выполнял: религиозные обряды… … Википедия

Мор (Утопия) — Для термина «Мор» см. другие значения. Для термина «Утопия» см. другие значения. Мор (Утопия) Разработчик Ice Pick Lodge Издатель … Википедия

жрец — коген, браман, авгур, друид, корибант, волхв, дестур, дроттар, маг, мистагог, брахман, бонза, идоложрец, оракул, гаруспик, фециал, атаурван, фламин, заотар, лаокоон, понтифик, салия Словарь русских синонимов. жрец сущ., кол во синонимов: 46 •… … Словарь синонимов

Источник

Гаруспиция

Предсказание будущего по внутренностям животных. Ее подвидами были гиеромантия (гадание по принесенной жертве) и гиероскопия, когда имели дело с наблюдением за предметами древних жертвоприношений и получением из них пророческих выводов. Существовали правила для определения значения известного рода конвульсий, агонии, состояния крови, печени, внутренностей. Отсюда “гаруспики” — древнеримские жрецы, прорицатели.

В древнеримской республике гаруспики были исключительно этрусского происхождения (родом из Этрурии), где, кроме гаданий по внутренностям жертвенных животных, занимались толкованием молний и других чрезвычайных явлений. Поэтому гаруспицию даже называли «этрусской наукой».В Риме, где уже действовала государственная коллегия авгуров, на долю гаруспиков осталось преимущественно первое из этих гаданий.

При императоре Клавдии жертвогадатели составляли уже многочисленную коллегию в шестьдесят человек и имели во главе своего магистра (magister publicus). Действовали они долгое время и при христианских императорах.

Они упоминаются даже во времена императора Гонория (419 год н. э.).

Порядок гадания

При гадании важнейшими внутренностями считались (как и у греков) печень, желчь, легкие и сердце.

Вот как гаруспики объясняли знамения, которые представляли собой внутренности (exta) жертвенных животных. Их исследованию подвергались селезенка, желудок, почки, сердце, легкие и печень. Относительно правил толкования, относящихся к трем первым органам, осталось мало свидетельств. Что касается сердца, вследствие того, что его внешний вид менее подвержен случайным изменениям, оно мало останавливало на себе внимание гаруспиков. Считалось хорошим знамением, если на кончике сердца замечается некоторое ожирение. Отсутствие этого органа считалось чудом. Легкие, вследствие того, что их внешний вид чаще подвергается изменению, заслуживал более внимания; если оно оказывалось как бы расколотым, то следовало отложить всякое предприятие. Но самое существенное значение имело исследование печени.

Одна сторона печени имела отношение к вопрошающему (pars familiaris), другая — к судьбе его врагов (pars hostilis). Развитие этой последней, богатство сосудов в этой части печени было, следовательно, дурным знаком. Так же были распределены и щели, которые разделяют печень на доли: была щель «дружественная» и щель «враждебная». Чем тоньше и изящнее была линия щели, тем более благоприятным знаком считалось это для вопрошающего или его врагов. Само собой разумеется, что щель, неправильно идущая или необыкновенная, считалась дурным знаком.

Выступающие концы печени (fibrae) представляли собой части, наиболее обильные знамениями, особенно та, которая называлась головкой печени — выпуклость на краю правой доли. Отсутствие этой выпуклости означало смерть; удвоение ее — борьбу двух сил, следовательно, раздоры; если она была как бы расколота щелью, то это предвещало переворот и изменение во всем строе жизни, что могло быть и хорошим и дурным знаком, смотря по обстоятельствам. Нередки были и чудесные случаи, что еще более осложняло анатомическое исследование гаруспиков. Попадалась двойная печень или с двойной оболочкой, что знаменовало силу и благополучие. Наконец, гаруспики изучали и расположение кровеносных сосудов. Это производилось во время варки внутренностей, которые сортировались согласно требованию ритуала, смешивались с кусками известных частей мяса, пересыпались мукой с солью и сжигались на алтаре. Это называлось «подношением внутренностей» (exta porricere).

Печень делили на две стороны: «дружественную» (familiaris) и «враждебную» (hostilis) — этим особенно интересовались на войне. Главное внимание обращали на мочки печени, особенно на так называемую их головку (caput). Отсутствие этой «головки» означало неудачу и несчастье, если она была разделена надвое — разрыв и вражду. Когда недоставало куска или обнаруживалась рана или порез (fissum, limes) между мочками, следовало ожидать перемены или переворота в прежнем положении. Если замечался какой-нибудь порок в легких, надо было отложить предпринятое дело, но самым большим несчастьем грозило полное отсутствие сердца (думали, что итак бывает). Во время торжественных жертвоприношений, если жертвой было рогатое животное, его внутренности сначала варились, а потом подвергались сожжению. Если при этом печень разваривалась так, что распадалась на части, то это было таким же дурным знаком, как и полное отсутствие этого органа.

В связи с очень большой распространенностью этого вида гадания у древних, возникает вопрос, отчего у них могла возникнуть мысль производить подобные действия? Отчего именно рассматривались внутренности животного? Тут надо вспомнить, что для древнего человека при его непрерывных переселениях самым важным фактором было, конечно, плодородие и здоровье той местности, куда он переселялся, а эти вещи весьма легко узнаются по состоянию внутренностей и особенно по печени животных, которые живут в таких местах. Этот древнейший метод гадания и в наше время, богатое экологическими катастрофами, становится весьма актуальным.

Кроме того, после понтификов жертвогадатели были главными заклинателями необычных чудесных явлений (procurare prodigia).

Вера в знания этих гадателей в древности была всеобщей. И хотя во времена Цицерона в среде образованных людей она уже значительно ослабела, тем не менее полководцы и впоследствии императоры пользовались на войне их предсказаниями.

У халдеев и ассирийцев осел был предметом налога, и предсказания производились по его внутренностям, если он предназначался в жертву какому-нибудь божеству. Вот, что говорится по этому поводу в Священном тексте:
«Если внутренности осла имеют отметки с правой стороны, (будет) наводнение».
«Если внутренности его черны и искривлены справа — боги даруют увеличение земли Царя».
«Если внутреннности черны и искривлены слева — боги не даруют увеличения земли Царю».
«Если внутренности справа искривлены (обезображены) и цвета черно-голубого — вопли (плач) постигнут земли Царя».
«Если внутренности слева искривлены и цвета черно-голубого — вопли и плач не посетят землю Царя».

Подвидами гаруспиции были гиеромантия (гадание по принесенной жертве) и гиероскопия, когда имели дело с наблюдением за предметами древних жертвоприношений и получением из них пророческих выводов. Существовали правила для определения значения известного рода конвульсий, агонии, состояния крови, печени, внутренностей. Отсюда «гаруспики» — этрусские жрецы, прорицатели. гаруспицию называли «этрусской наукой».

Источник

Гаруспики – гадатели по внутренастям

гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть фото гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть картинку гадание по внутренностям животных в древнем риме. Картинка про гадание по внутренностям животных в древнем риме. Фото гадание по внутренностям животных в древнем риме

Гадание гаруспиков по внутренностям животных

Языческое жертвоприношение было торжественным событием. В жертву богу приносились быки, бараны, козлы или птицы. Выбор жертвы зависел от богатства жертвователя, а также от дела, которое тот хотел «уладить» с помощью Богов. В ритуалах были задействованы как жрецы, так и сам жертвователь. Это обеспечивало привлечение внимания всех участников дела, о благополучном разрешении которого просили Бога. Внутренности и жир убитого животного сжигали, а мясо отдавали жертвователю. Внутренности забитой жертвы начали изучать, пытаясь узнать исход дела. Особенно преуспели в этом искусстве этрусские гадатели — гаруспики.

В основе гадания гаруспиков лежал тот же метод, который ввёл во врачебное дело Гиппократ. Он учил: нужно подробно записывать все проявления болезни, какое лечение было применено и что из этого вышло. После череды проб и ошибок корпорация врачей накопила богатый врачебный опыт.

Античная медицина вышла на уровень, которого европейская медицина достигла лишь в XVIII веке. Гаруспики тоже записывали обстоятельства жертвоприношения, дело жертвователя, состояние внутренних органов после забития жертвы (оно зависело от состояния психики животного в момент забоя) и как это дело разрешилось.

Гаруспики, как и врачи, были закрытой корпорацией, внутри которой передавались эти записи. Более того, когда в эпоху Возрождения восстанавливались античные знания, гаданием по внутренностям занимались именно врачи. Не все, но некоторые из них. Например, этим прославился врач Екатерины Медичи Амбруаз Парэ. Жертвоприношения в Париже XVI века были запрещены, поэтому Парэ гадал на внутренностях казнённых преступников.

Поскольку по органам жертвы определяли в первую очередь её психическое состояние во время ритуалов обращения к богу, следовало выполнить два условия. Во-первых, жертва должна быть спокойна. Если она испытает волнение, отчего расширится печень, — то только под влиянием психических сил. И второе — органы жертв должны быть стандартизированы. Когда органы животных существенно отличаются, никакая систематизация знаний гаруспиков невозможна. По этой причине жертвенных животных разводили при храмах. Это гарантировало здоровье и близкое родство особей. Знатный человек, желавший принести жертву на дому, покупал для неё животное в храме. Это было вызвано тем, что приглашение гаруспика для гадания по внутренностям забитой жертвы считалось обязательным элементом жертвоприношения. Люди заранее хотели знать результат.

Источник

Кровавые ритуалы Древнего Рима

О деятельности древнеримских жрецов рассказывает археологическая находка — бронзовая печень, изготовленная во II веке до н. э. Прототипом для нее стала печень овцы. Артефакт разделен на 16 зон, каждая из которых соответствует божеству. Этот предмет случайно обнаружил под Пьяченцей пахарь в конце XIX века. Не осознавая ценности находки, мужчина продал бронзовую печень за копейки, и лишь в 1894-м году она была передана ученым.

По этой модели этрусские жрецы — гаруспики — учились предвидеть будущее. Надписи на предмете — имена богов, кроме того, он разделен на зону луны и солнца. Суть гадания заключалась в том, чтобы верно трактовать аномалии в строении печени животных. Обряды всегда производились по одному и тому же канону, малейшее отклонение от правил порицалось.

Некоторые политические деятели, однако, скептически относились к предзнаменованиям. «Если можешь, найди причину нового и удивительного явления. Если не найдешь никакой, все же считай доказанным, что ничто не могло произойти без причины. С помощью природы прогони тот страх, в который тебя вводит новизна явления. Тогда ни землетрясения, ни зарницы, ни каменные или кровавые дожди, ни падающие звезды, ни огни в небе тебя не испугают. (…) Ибо ничто не может произойти без причины, и ничего не случается такого, чего не может случиться. А если произошло то, что могло произойти, то в этом не следует видеть чуда. Значит, нет никаких чудес», — писал Цицерон. Он отмечал, что каждый из гаруспиков использует свою методику гадания, а следовательно, доверия к ним нет: «Мы знаем, что разные гаруспики по-разному толкуют показания внутренностей. Нет у них единого для всех учения».

гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть фото гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть картинку гадание по внутренностям животных в древнем риме. Картинка про гадание по внутренностям животных в древнем риме. Фото гадание по внутренностям животных в древнем риме
Wikipedia.org

гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть фото гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть картинку гадание по внутренностям животных в древнем риме. Картинка про гадание по внутренностям животных в древнем риме. Фото гадание по внутренностям животных в древнем риме
Gallart. by

Надо отметить, что гадание по печени было широко распространено и на востоке — ученые обнаружили более 300 моделей, которые использовались прорицателями и их учениками.

Жрецы в Древнем Риме изучали и полет птиц, пытаясь спрогнозировать поведение богов. Крайне важной ауспиция была во время военных походов. За полетом священных птиц следили авгуры. На официальных церемониях они обязаны были появляться в белом одеянии с пурпурными полосками. Если птица пролетала слева от авгура, это считалось хорошим знаком, полет справа считался неблагоприятным предзнаменованием. Методов гадания было несколько — так, например, следили за тем, как цыплята клевали корм. Во время гадания любой знак мог считаться дурным, даже случайный звук.

Глубоко суеверными были многие из политических деятелей, в том числе основатель Римской империи Октавиан Август. Он верил: если в день его отъезда выпадала роса, значит, начинание завершится благополучно. «Когда на острове Капри с его приездом вновь поднялись ветви древнего дуба, давно увядшие и поникшие к земле, он пришел в такой восторг, что выменял у неаполитанцев этот остров на остров Энарию», — писал Светоний.

Цивилизация Этрусков. Жан-Поль Тюийе history. wikireading.ru

Винничук Лидия. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

Изображение для лида: fineartamerica.com

Изображение для анонса материала на главной страницы: cramberepetita.com

Источник

гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть фото гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть картинку гадание по внутренностям животных в древнем риме. Картинка про гадание по внутренностям животных в древнем риме. Фото гадание по внутренностям животных в древнем риме

в религия Древнего Рима, а гаруспекс (множественное число гаруспики; также называемый aruspex) был человеком, обученным практиковать форму гадание называется Haruspicy (Haruspicina), осмотр внутренностей (exta— отсюда также исключительный (экстиспициум)) из принесенные в жертву животные, особенно печень принесенных в жертву овца и домашняя птица. Чтение предзнаменований конкретно по печени также известно под греческим термином гепатоскопия (также гепатомантия).

Римская концепция напрямую происходит от Этрусская религия, как одна из трех ветвей дисциплина Etrusca. Такие методы продолжали использоваться в Средний возраст, особенно среди Христианские отступники и язычники, с Томас Беккет очевидно консультируясь и с гаруспексом, и с хиромант перед королевской экспедицией против Бретань. [1]

Латинские термины гаруспекс и Haruspicina происходят от архаичного слова, Хару = «внутренности, кишечник» (родственно грыжа = «выступающие внутренности» и хира = «кишка пуста»; ПИРОГ * ǵʰer-) и из корня спец- = «смотреть, наблюдать». Греческий ἡπατοσκοπία Hēpatoskōpia из гепар = «печень» и скоп- = «изучить».

Содержание

Древний Ближний Восток

гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть фото гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть картинку гадание по внутренностям животных в древнем риме. Картинка про гадание по внутренностям животных в древнем риме. Фото гадание по внутренностям животных в древнем риме

Вавилоняне славились гепатоскопией. Эта практика упоминается в Книга Иезекииля 21:26:

«Ибо царь Вавилонский стоит на разветвлении пути, во главе двух путей, чтобы использовать гадание; он качает стрелы туда и сюда, вопрошает он терафимов, смотрит в печень «. [2] [3]

В Ниневия В библиотечных текстах упоминается более десятка терминов, связанных с печенью. Печень считалась источником крови и, следовательно, основой самой жизни. Исходя из этого верования, вавилоняне думали, что они могут узнать волю богов, исследуя печень тщательно отобранных овец. Священник, известный как барх был специально обучен интерпретировать «знаки» печени, и вавилонские ученые составили монументальный сборник знамений, названный Bārûtu. Печень была разделена на части, каждая из которых представляла отдельное божество. [ нужна цитата ]

Одна вавилонская глиняная модель овечьей печени, датированная 1900–1600 гг. До н.э., сохранилась в британский музей. [4] Модель использовалась для гадания, что было важно для месопотамской медицины. Эту практику проводили священники и провидцы, которые искали знаки в звездах или в органах принесенных в жертву животных, чтобы рассказать им о болезни пациента. В отверстия на глиняной табличке помещали деревянные колышки, чтобы зафиксировать особенности печени принесенного в жертву животного. Затем провидец использовал эти особенности, чтобы предсказать течение болезни пациента. [ нужна цитата ]

Haruspicy был частью более крупного исследования органов ради гадания, называемого исключительный, уделяя особое внимание расположению органов и их форме. Существует множество записей о том, что разные народы использовали печень и селезенку различных домашних и диких животных для прогнозирования погоды. В северных странах есть сотни древних архитектурных объектов, лабиринтов, сложенных из булыжника, которые считаются моделью кишечника жертвенного животного, то есть толстой кишки жвачных животных. [ нужна цитата ]

Ассиро-вавилонская традиция также была принята в Хеттская религия. По крайней мере, тридцать шесть моделей печени были раскопаны на Хаттуса. Большинство из них имеют надписи на аккадском языке, но некоторые из них также имеют надписи на родном языке. Хеттский язык, что указывает на принятие гаруспици как части местного народного культа. [5]

Haruspicy в Древней Греции

Гадание, называемое гаруспицией, практиковалось и в Древней Греции. На нескольких греческих вазах изображены гадания на печени. [ нужна цитата ]

Haruspicy в Древней Италии

В Италии гадание практиковали этруски, римляне и умбры. Этруски были известны своей практикой гадания по внутренностям овец. А бронзовая скульптура печени, известной как «Печень Пьяченцы», датируемый примерно 100 годом до н.э., был обнаружен в 1877 году недалеко от города Пьяченца на севере Италия. Он отмечен названиями регионов, отнесенных к разным божества этрусской религии. [ нужна цитата ]

Искусство харуспики преподавалось в Libri Tagetici, собрание текстов, приписываемых Tages, детское существо, фигурирующее в Этрусская мифология, и который был открыт в открытом поле Tarchon; в Libri Tagetici были переведены на латынь и использовались для чтения примет. [ нужна цитата ]

На преемственность этрусских традиций у римлян указывают несколько древних литературных источников, возможно, самый известный случай, описанный Светоний [6] в котором гаруспекс по имени Спуринна предупрежден Юлий Цезарь остерегаться Мартовские иды. [ нужна цитата ]

Император Клавдий был студентом Этрусский язык и древности, и открыл колледж, чтобы сохранить и улучшить свое искусство, которое длилось до правления Феодосий I, христианского императора, уничтожившего последние остатки традиционного государственного культа. Были найдены дальнейшие доказательства существования гаруспиков у Бат, Англия где основание статуи было освящено гаруспексом по имени Мемор. [ нужна цитата ]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть фото гадание по внутренностям животных в древнем риме. Смотреть картинку гадание по внутренностям животных в древнем риме. Картинка про гадание по внутренностям животных в древнем риме. Фото гадание по внутренностям животных в древнем риме Древнеримская религия и мифология
Главные боги