Как назвать одним словом то что мы говорим слышим видим и пишем
Урок «Звуки в окружающем мире и в речи», 1 класс
Тема урока : Звуки в окружающем мире и в речи
Цель урока: Создать условия для развития у учащихся умения слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки, делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим», составлять рассказ по рисунку и опорным словам
Планируемые результаты (предметные): Упражняются в произнесении и слышании изолированных звуков; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений
Личностные результаты: Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные : общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные : доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Создание эмоционального настроя детей на тему урока.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
II. Актуализация опорных знаний.
2.1.Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
— Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем?
— Что значит устная речь?
— Что значит письменная речь?
— Из чего состоит речь?
— Что такое предложение?
— Как в устной речи одно предложение различить от другого?
— Составьте предложение про звонок.
— Повторите моё предложение:
Сколько слов в предложении?
— Начертите схему предложения на доске. Что означает вертикальная черта?
Что означает точка в конце схемы? А какие знаки могут стоять в конце предложения?
Итак, предложение состоит из слов. А из чего состоит слово?
— Вернёмся к слову звонок. Сколько слогов в слове?
— Назовите 1-ый слог. 2-ой слог. Составьте схему этого слова на доске.
— А как называются слоги, которые произносятся более протяжно, с усилением в голосе?
— Найдите ударный слог. Как в письменной речи обозначается ударение?
2.2 Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 12)
На доске чертится схема :
– Подберите слова к данной схеме.
– Что вы видите на верхней картинке?
– В какие игры играют мальчики?
– Что вы видите на нижней картинке?
– Что делает мальчик?
– Что делают девочки?
– Какой звук произносит девочка, укачивающая куклу?
– Когда еще так говорят?
– Составьте предложения об играх детей.
2.3 Физкультминутка для глаз
III. Постановка учебной задачи.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели
– Сегодня мы с вами послушаем и узнаем, какие звуки есть в окружающем мире. Звуки мы произносим и слышим. Какие звуки вы слышите сейчас?
-Я предлагаю вам побывать на ферме или на сельском дворе.
3.1. Фонематическая игра «Угадай животное»
— Сейчас мы побываем на сельском дворе. Угадайте, кто здесь живёт?
(Учитель включает магнитофонную запись со звуками, которые издают животные: корова, собака, кот, петух, курица и т. д.)
-Как одним словом можно назвать эту группу предметов? (животные, звери)
-Чем отличаются домашние животные от диких?
— Как вы различили животных? (По звукам)
3.2. Игра «Кто как подаёт голос?»
— Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.
Где-то собаки рычали. – Р-р-ррр.
В стойле коровы мычали. – М-м-муууу.
В комнате мухи жужжали. – Ж- ж –жж.
Мимо машины бежали. – Др-др-др.
Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.
Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.
Перекликались в ночи поезда. – Чух –чух-чух. Ту-ту-ту.
IV . Объяснение нового материала
4.1. Формирование понятия «звуки неречевые и речевые»
— Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Хотя они невидимые, но их можно услышать.
-Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?
— Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. Это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово.
— Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Руки к верху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
— Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А чем мы слушаем? Уши – это важный орган нашего тела.
— Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая
предметы или животных, называются «речевые звуки».
— Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? ( Чтобы произносить звуки, нам нужен рот).
— Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).
В домике этом – Красные двери,
Рядом с дверями – Белые звери.
Красные двери это что? А что такое белые звери? ( Это губы и зубы)
-И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.
Всегда во рту, да не проглотишь. (Язык)
— Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
4.3. Наблюдение над произношением разных звуков.
-Что помогает произносить речевые звуки?
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [б], [п]. Мы их произносили, плотно сжав губы.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [д], [т], [л], [н]. Мы их произносили, прижимая кончик языка к верхним зубам.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р]. При произнесении этого звука язык дрожит.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [х], [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.
4.4. Дидактическая игра «Поймай слово из звуков»
— Что я произношу:[C], [М], [О]. (Звуки)
— А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке: [C], [О], [М]. (Мама, мир, нос, кот).
— Что значит это слово?
4.5. Условное обозначение звуков
— Условно мы будем обозначать звук квадратиком. Звуки – это кирпичики, из которых можно построить слова. Речь-предложение-слово-звук
V. Закрепление знаний и способов действий.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Из чего же состоят слова? Что вы можете сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)Какие бывают звуки?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока : Звуки в окружающем мире и в речи.
Цель урока: Создать условия для развития у учащихся умения слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки, делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим», составлять рассказ по рисунку и опорным словам.
Планируемые результаты (предметные): Учиться слышать и произносить изолированные звуки; составлять небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Личностные результаты: Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные: общеучебные – находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
I. Организация начала урока.
Проверка готовности детей; эмоциональный настрой на урок
Создание эмоционального настроя детей на тему урока.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Актуализация опорных знаний.
2.1.Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
— Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем?
— Что значит устная речь?
— Что значит письменная речь?
— Из чего состоит речь?
— Что такое предложение?
— Как в устной речи одно предложение различить от другого?
— Составьте предложение про осень.
— Повторите моё предложение:
Сколько слов в предложении?
— Начертите схему предложения на доске.
2.2 Физкультминутка для глаз
III. Постановка учебной задачи.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели
– Сегодня мы с вами послушаем и узнаем, какие звуки есть в окружающем мире. Звуки мы произносим и слышим. Какие звуки вы слышите сейчас?
Фонематические игры : «Внимательные ушки».
-А сейчас я предлагаю вам побывать в лесу.
( включить запись со звуками, которые издают птицы: кукушка, синица, соловей, снегирь и т. д.)
-Как одним словом можно назвать эту группу предметов? (птицы)
— Как вы различили птиц? (По звукам)
IV. Объяснение нового материала
Формирование понятия «звуки неречевые и речевые»
-Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу, дома, в школе?
— Нас окружает много звуков: скрип двери, телефонный звонок, шум ветра, шелест листьев и т. д. Это неречевые звуки. С их помощью мы не можем построить слово.
— Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только с помощью речевых звуков получается слово.
Ознакомление с органами речевого аппарата. (демонстрация картинок)
— Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А чем мы слушаем? Уши – это важный орган нашего тела.
— Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки?
— Рот – это домик звуков
В домике этом – Красные двери,
Рядом с дверями – Белые звери.
Красные двери это что? А что такое белые звери? ( Это губы и зубы)
-И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.
Если б не было его, не сказал я ничего. (Язык)
— Вывод: произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
Наблюдение над произношением разных звуков.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [м], [п]. Мы их произносили, плотно сжав губы.
— Произнесите звуки [д], [т], [л], [н]. Мы их произносили, прижимая кончик языка к верхним зубам.
-Произнесите звуки [х], [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.
Дидактическая игра «Поймай слово из звуков»
— Послушайте, я произнесу звуки:[т], [к], [о].
— А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке: [к], [о], [т]. (дом, кит, окно).
— Что получилось? Предлагаю выбрать слово и составить из него предложение.
V. Закрепление знаний и способов действий.
5.1. Составление рассказа по сюжетной картинке «Осенний парк»
Что нового вы узнали на занятии?
Все ли было вам понятно?
Оцените свою работу. Если вам было все понятно, то поднимите зеленый кружок. Если были трудности- желтый. Если было очень сложно- красный.
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки и буквы»
алёна корнейчук
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки и буквы»
ЗВУКИ И БУКВЫ.
Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется?
Из чего состоит наша речь? (из слов)
А слова? (из звуков)
Звуки мы произносим и слышим.
А буквы мы видим, пишем и читаем.
Звуки бывают гласные и согласные.
Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных Голос зовет, голос поет. Звук получается гласный.
Гласные звуки всегда обозначаются красным цветом.
Игровое упражнение «Назови картинки»
(Карточка с картинками: утка, игла, очки, автобус)
Согласные звуки.
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки петь не умеют, не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).
Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Посмотрите, есть согласные звуки, у которых в наряде есть и синий и зеленый цвет. Что это значит, как вы думаете, ребята? (предположения детей).
Это значит, что звуков два: и, твердый, и мягкий. Таких звуков много, посмотрите (педагог показывает звуки на доске).
Но есть звуки, которые или только твердые и мягкой подружки у него нет. Или наоборот, только мягкий звук, а твердой подружки нет.
Посмотрите, у мягких звуков есть справа вверху вот такая запятая. Она указывает на то, что звук мягкий. Это запятая называется апостроф.
Игровое упражнение «Назови картинки» Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука?
(Карточки- картинки: рубашка, ремень, белка, барабан, лампочка, лист)
Педагог уточняет у детей, чем отличаются гласные звуки от согласных?
(когда мы произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, а согласные встречают на своем пути преграду).
Физкультминутка У детей карточки с буквами. Бегают врассыпную, по сигналу –разделиться на 3 команды: гласные, твердые согласные и мягкие согласные.Три домика: синий, зеленый, красный.
Напомнить, что гласные звуки обозначаем красным цветом, а согласные – синим или зеленым цветом.
(Карточки с картинками: топор, ручка, окно, полотенце, лук)
(Карточки с картинками:игла, мяч, утка, зонт)
Ребята, мы все можем услышать звук, а можно ли его увидеть?
Звуки обозначаются на письме буквой. И на следующем занятии мы с вами начнем знакомиться с буквами.
Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» — гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Закрепление звука [К]-[К’], буквы К. Работа над предложением» Цель: Закрепление звука К (КЬ, буквы К. Работа над предложением Образовательные задачи: 1. Продолжать учить дифференцировать твердый звук.
Конспект урока по обучению грамоте «Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши» Тема: Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Цель: познакомить с твердым согласным звуком ш, с правописанием сочетания ши;.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з’] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.
План-конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [Г] — [К], буквы Г г — к к» МДОУ детский сад № 32 г. Рыбинска. План – конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки Г – К, буквы.
Сценарий НОД по обучению грамоте: «Звуки [к] — [к], буква «К»» в подготовительной группе. Сценарий непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте: «Звуки [к] – [к], буква «К»» в подготовительной группе Цель:.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [с], [с’]. Буква С» 1. Коррекционно-образовательные цели. Закреплять навыки различения и произношения звуков С, СЬ в слогах, словах, предложениях; упражнять.
Урок обучения грамоте «Согласные звуки [з’], [з]. Буквы З, з» Урок обучения грамоте по теме: Согласные звуки /з’/, /з/. Буквы З, з Цели урока: • создать условия для знакомства с новыми звуками /.
Конспект урока Обучение грамоте на тему «Звуки в окружающем мире и в речи» (1 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок Обучения грамоте в 1 классе.
Тема урока : Звуки в окружающем мире и в речи
Цель урока: познакомить детей с понятием «звук», научить различать речевые и неречевые звуки.
Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками в окружающем мире, научится моделировать предложения и тексты на заданную тему, воспроизводить элементы букв по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока и составления рассказов по сюжетным картинкам.
Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, продолжает осваивать базовые предметные понятия о звуках в природе и речи; активно использует речевые средства при составлении рассказов по заданиям учебника, учиться слушать собеседника и вести диалог по теме урока, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Создание эмоционального настроя детей на тему урока.
I. Организация начала урока.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минуты не теряем!
II. Актуализация опорных знаний.
2.1.Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
— Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем?
— Что значит устная речь?
— Что значит письменная речь?
— Из чего состоит речь?
— Что такое предложение?
— Как в устной речи одно предложение различить от другого?
— Составьте предложение про звонок.
— Повторите моё предложение:
Сколько слов в предложении?
— Начертите схему предложения на доске.
Что означает вертикальная черта?
Что означает точка в конце схемы? Какие знаки могут стоять в конце предложения?
Предложение состоит из слов. А из чего состоит слово?
— Как называются слоги, которые произносятся более протяжно, с усилением в голосе?
— Найдите ударный слог. Как в письменной речи обозначается ударение?
2.2 Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 12)
– Составьте предложения об играх детей.
2.3 Физкультминутка для глаз
III. Постановка учебной задачи.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели
– Сегодня мы с вами послушаем и узнаем, какие звуки есть в окружающем мире. Звуки мы произносим и слышим. Какие звуки вы слышите сейчас?
-Я предлагаю вам побывать на ферме или на сельском дворе.
3.1. Фонематическая игра «Угадай животное»
— Сейчас мы побываем на сельском дворе. Угадайте, кто здесь живёт?
(запись со звуками, которые издают животные: корова, собака, кот, петух, курица и т. д.)
-Как одним словом можно назвать эту группу предметов? (животные, звери)
-Чем отличаются домашние животные от диких?
— Как вы различили животных? (По звукам)
3.2. Игра «Кто как подаёт голос?»
— Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.
— Послушайте стихотворение и дополните его.
Замяукал котик: «Мяу! Мяу! Чужих в дом не пускает— собака лает «Гав-гав-гав!»
«Где теленок? Не пойму? —
Замычит корова: «Му-у-у». Цыпленок запищал: «Пи-пи! Где же братики мои?» Утка крякает: «Кря-кря! Много деток у меня» На заборе, наверху, Петух поет: «Ку-ка-ре-ку!» Квохчет курица: «Ко-ко! Кормить цыпляток нелегко!» Козочка кричит: «Ме-ме! Дайте свежей травки мне».
Сейчас вы произнесли звуки, которые издают животные, птицы
IV. Объяснение нового материала
4.1. Формирование понятия «звуки неречевые и речевые»
— Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Хотя они невидимые, но их можно услышать.
-Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?
— Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. Это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово.
— Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
— Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А чем мы слушаем? Уши – это важный орган нашего тела.
— Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая
предметы или животных, называются «речевые звуки».
— Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? ( Чтобы произносить звуки, нам нужен рот).
— Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).
В домике этом – Красные двери,
Рядом с дверями – Белые звери.
Красные двери это что? А что такое белые звери? ( Это губы и зубы)
-И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.
Всегда во рту, да не проглотишь. (Язык)
— Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
4.3. Наблюдение над произношением разных звуков.
-Что помогает произносить речевые звуки?
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [м], [п]. Мы их произносили, плотно сжав губы.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [л], [н]. Мы их произносили, прижимая кончик языка к верхним зубам.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р]. При произнесении этого звука язык дрожит.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.
4.4. Дидактическая игра «Поймай слово из звуков»
— Что я произношу:[Д], [М], [О]. (Звуки)
— А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке: [Д, [О], [М]. ( сон, кот).
— Что значит это слово?
4.5. Условное обозначение звуков
— Условно мы будем обозначать звук квадратиком. Звуки – это кирпичики, из которых можно построить слова. Речь-предложение-слово-звук
V. Закрепление знаний и способов действий.