как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком

Как узнать, является ли здание культурным наследием

1. Что такое объекты культурного наследия?

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) — это объекты недвижимости, возникшие в результате исторических событий и представляющие собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, искусства, науки и техники, социальной культуры. Они являются источником информации о зарождении и развитии цивилизации.

Так как памятники истории и культуры представляют историческую ценность для народов России, их владельцы должны обеспечивать их сохранность. В частности, на территории объектов культурного наследия нельзя проводить капитальное строительство, здания и сооружения можно ремонтировать только при условии сохранения их внешнего вида, хозяйственная деятельность также не должна вредить историческому памятнику.

Вокруг объекта культурного наследия всегда есть охранная зона — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении также устанавливается особый режим использования земель.

Кроме того, владельцы объектов недвижимости, отнесенных к культурному наследию, в случае если это никак не навредит сохранности исторических и культурных памятников, должны обеспечить к ним доступ гражданам России и иностранцам.

2. Как узнать, является ли здание объектом культурного наследия?

Объекты культурного наследия вносятся в реестр объектов культурного наследия. Проверить, внесено ли здание в реестр, можно, изучив список объектов культурного наследия, размещенный на Портале открытых данных.

Кроме того, на многих памятниках истории и культуры Москвы установлены таблички с QR-кодами. Это проект «Культурные коды Москвы» навигационно-туристического портала «Узнай Москву».

При наведении на QR-код камеры мобильного устройства пользователь может получить информацию об объекте культурного наследия (историческую справку, фотографии, видео- и аудиоинформацию).

3. Как получить документальное подтверждение того, что сооружение — памятник истории и культуры?

Срок предоставления запрашиваемой информации — до 15 рабочих дней. Срок исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления. В результате вам выдадут на бумажном носителе:

4. Я могу посодействовать признанию здания объектом культурного наследия?

Да. Если вы считаете, что здание, расположенное в Москве, должно быть включено в реестр объектов культурного наследия, вам необходимо направить заявление в Департамент культурного наследия города. В заявлении нужно описать объект недвижимости, рассказать об истории его строительства, возможной мемориальной ценности, предоставить фотографии. Бланк заявления предоставляется в службе одного окна Департамента.

Источник

Объекты культурного наследия: как московским памятникам присваивают охранный статус

как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть картинку как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Картинка про как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком

В Москве насчитывается 8602 объекта культурного наследия, включая отдельные исторические постройки, комплексы зданий и памятные места. Многие из них считаются визитной карточкой города. 6339 памятников вошли в Единый государственный реестр — общероссийскую базу данных объектов культурного наследия. Еще 2263 памятника ожидают своей очереди, находясь под государственной охраной в статусе выявленных объектов.

В 2020 году выявленными объектами признали семь памятников, еще 21 из ранее признанных включили в реестр. Среди них дом второй половины XIX века во Вспольном переулке (получившем известность в начале XX века, когда в нем размещалась редакция журнала «Вопросы философии и психологии») и здание общежития Сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева, образец гражданской архитектуры конца XIX века и часть исторического комплекса Петровской земледельческой и лесной академии.

как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть картинку как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Картинка про как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком

как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть картинку как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Картинка про как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком

Кто может заявить о новом памятнике?

Согласно действующему законодательству, подать заявление, чтобы внести в единый реестр претендующее на статус объекта культурного наследия здание или место в Москве, вправе любое заинтересованное лицо.

По инициативе горожан в 2020 году в реестр внесли целый ряд зданий. Например, туда попал жилой дом Министерства Вооруженных сил СССР на Гончарной улице, построенный в 1950–1953 годах для высшего командного состава времен Великой Отечественной войны по проекту архитекторов Л.В. Руднева и И.З. Чернявского.

как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть картинку как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Картинка про как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком

Также в реестр включили доходный дом купца К.С. Клингсланда в Большом Козихинском переулке. Это яркий пример архитектуры московского модерна в его раннем варианте.

Куда обратиться?

Обнаружив ранее не зарегистрированный памятник, можно собрать документы, которые подтверждают его историко-культурную ценность (например, архивные материалы). Их нужно передать в Департамент культурного наследия Москвы, заполнив бланк с информацией об объекте (его истории и местоположении) и приложив несколько фотографий. В заявлении потребуется указать фамилию, имя и отчество, занимаемую должность, почтовый или электронный адрес для связи.

Правила распространяются на все виды исторических памятников, кроме объектов археологического наследия — в этом случае исследователю потребуется специальное разрешение.

как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть картинку как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Картинка про как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком

Критерии оценки

Приняв заявление, сотрудники Мосгорнаследия внимательно исследуют объект на предмет подлинности — определяют его историко-культурную и архитектурную ценность. На это отводится 90 рабочих дней.

Система оценки балльная, специалисты учитывают ряд критериев. Один из них — возраст памятника. Наиболее редкими и ценными считаются постройки XVII–XVIII веков. С момента возведения памятника должно пройти не менее 40 лет, но возможны исключения — например, если объектом выступает мемориальная квартира или дом выдающегося деятеля России.

На оценку влияет и статус архитектора. Наивысший балл начислят, если автор обладает мировым именем и внес какое-либо новшество в историю русской и мировой архитектуры.

Не менее важный аспект — оценка сохранности и уникальности интерьера и экстерьера (конструкций, фасадов, внешних элементов), а также исторической территории. Рассматривается и градоформирующая роль объекта: дополнительные баллы могут быть начислены, если здание расположено на площади и просматривается в городских панорамах.

как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть картинку как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Картинка про как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком

«Для каждого из критериев установлена шкала численных значений, в зависимости от возможной степени его выраженности. Наличие или отсутствие у объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, историко-культурной ценности определяется по итогам суммирования баллов по каждому критерию, — рассказывает Софья Рождественская, начальник управления государственного учета и экспертизы объектов культурного наследия Департамента культурного наследия Москвы. — Все численные значения были определены в соответствии с предварительной экспертной оценкой, проверенной экспериментально на таких разных типах московских памятников, как застройка XVIII–XIX веков, доходные дома, промышленная архитектура или архитектура 1930-х годов».

Если итоговая оценка превысит 200 баллов, памятник признают выявленным объектом культурного наследия. Получив такой статус, он окажется под государственной охраной, также будут определены границы его территории. С этого времени на участке запрещается капитальное строительство. Самовольная перепланировка здания, изменение его объемов, этажности, оригинального цветового решения, художественной отделки фасадов и внешнего вида кровли, возведение дополнительных пристроек и конструкций — все это будет признано незаконным. Под запретом и любая хозяйственная деятельность, которая может угрожать его целостности.

В отличие от владельцев памятников, внесенных в реестр, собственников выявленных объектов не могут обязать проводить реставрацию. Остальные работы по сохранению исторического облика должны проводиться в полном объеме.

Что дальше?

Далее будет организована государственная экспертиза с участием историков, архитекторов и реставраторов, аттестованных Министерством культуры. По итогам исследований специалисты предложат категорию (памятник может получить статус объекта культурного наследия федерального, регионального или местного значения) и предмет охраны, то есть описание всех элементов в здании, которые подлежат охране и научной реставрации. Кроме того, на этом этапе уточняют границы территории памятника. Заключительный шаг — общественные обсуждения: акт экспертизы будет размещен в свободном доступе на сайте Мосгорнаследия и граждане смогут высказать замечания и предложения.

как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Смотреть картинку как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Картинка про как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком. Фото как узнать распространяется ли охранный статус на фасад здания или на объект целиком

Почему памятник могут не включить в единый реестр?

Объект, получивший статус выявленного, может не попасть в реестр по нескольким причинам.

«Вывод об отказе может сделать государственный эксперт на основании анализа архивных материалов и натурных исследований. Основной причиной может послужить полная физическая утрата здания или утрата его историко-культурной ценности», — поясняет Софья Рождественская.

Если речь идет о частичной утрате ценности, объект все же могут включить в реестр. Насколько невосполнимой является утрата, решает эксперт.

Дальнейшая судьба памятника

Сотрудники Департамента культурного наследия Москвы следят за сохранностью исторических памятников, тщательно контролируют все ремонтные и реставрационные работы. Специалисты также реагируют на сигналы о возможных нарушениях со стороны собственников. О подобных случаях можно сообщить, позвонив по телефону горячей линии ведомства: +7 (916) 146-53-27.

В 2020 году инспекторы провели 76 проверок, в том числе около 60 внеплановых — по исполнению ранее выданных предписаний об устранении нарушений. Всего за год было возбуждено 385 дел об административных правонарушениях.

Источник

ЗОУИТ – что это такое и как владельцу земельного участка узнать о существующих ограничениях

В 2008 году в Градостроительный Кодекс РФ введено понятие «Зоны с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ)». А в 2018 году в Земельный Кодекс РФ введена новая глава XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий».

ЗОУИТ устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики,

объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение

природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения,

заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания

водных биологических ресурсов и других объектов животного и

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Ст. 105 Земельного Кодекса РФ установлены следующие виды ЗОУИТ:

1) зоны охраны объектов культурного наследия;

2) защитная зона объекта культурного наследия;

3) охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого

хозяйства и объектов по производству электрической энергии);

4) охранная зона железных дорог;

5) придорожные полосы автомобильных дорог;

6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и

7) охранная зона линий и сооружений связи;

8) приаэродромная территория;

9)зона охраняемого объекта;

10)зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта,

запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением

11) охранная зона особо охраняемой природной территории

(государственного природного заповедника, национального парка,

природного парка, памятника природы);

12) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием

окружающей среды, ее загрязнением;

13) водоохранная (рыбоохранная) зона;

14) прибрежная защитная полоса;

15) округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебнооздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов;

16)зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях,

предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации в отношении

подземных водных объектов зоны специальной охраны;

17)зоны затопления и подтопления;

18) санитарно-защитная зона;

19)зона ограничений передающего радиотехнического объекта,

являющегося объектом капитального строительства;

20) охранная зона пунктов государственной геодезической сети,

государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети;

22)зона безопасности с особым правовым режимом;

23) рыбоохранная зона озера Байкал;

24) рыбохозяйственная заповедная зона;

25)зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных

трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов,

26) охранная зона гидроэнергетического объекта;

27) охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена;

28) охранная зона тепловых сетей.

Все ЗОУИТ можно сгруппировать в 2 блока:

1) ЗОУИТ, которые возникли в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия);

2) ЗОУИТ, которые возникли при соблюдении специализированных требований (порядок их установления определяется Постановлениями Правительства РФ).

Существует несколько способов, чтобы узнать входит ли в ЗОУИТ ваш земельный участок:

1) Найти на Публичной кадастровой карте интересующий объект недвижимости. Включить слой «Зоны с особыми условиями использования территорий». Для этого нужно выбрать меню «управление картой» в левом верхнем углу. Стоит учитывать что, на карте отобразятся учтенные в Едином государственном реестре недвижимости зоны. Если границы зоны не внесены в ЕГРН (а таких зон большинство), проверка по публичной кадастровой карте ничего не даст.

2) Другой способ с использованием Публичной кадастровой карты – в левом верхнем углу нужно нажать на вкладку «все объекты в точке», и щелкнуть на ПКК мышью в границах интересующего земельного участка. Появится окно, в котором отражается информация об участке, в том числе и о территориальных зонах, в границах которых находится земельный участок. В данном окне также отражается реестровый номер, щелкнув по которому можно узнать тип территориальной зоны, вид, учетный номер, кадастровый район, а также дату внесения данных сведений в ЕГРН.

4) Заказать выписку из ЕГРН. Способ весьма ненадежный, так как большинство территориальных зон не внесены в ЕГРН и информация о ЗОУИТ просто не отразится в выписке.

6) Получить свежий градостроительный план земельного участка. Данный способ самый достоверный. В ГПЗУ будет содержаться максимум информации о территориальных зонах. ГПЗУ формируется на базе актуальных сведений из органов власти. Многие из этих сведений нигде не опубликованы. Получить ГПЗУ может собственник по государственной услуге. Можно обратиться за ГПЗУ на портал «Государственных услуг».

Стоит отметить, что при реализации своего права на распоряжение земельным участком собственник обязан указывать сведения о ЗОУИТ. Так, Росреестр при регистрации перехода права собственности и при неуказании в Договоре купли-продажи информации о ЗОУИТ, приостанавливает такие сделки со ссылкой на п. 1, статьи 37 Земельного кодекса РФ и на п. 1 ст. 432 ГК РФ. Вопрос зачастую решается заключением дополнительного соглашения с указанием всех существующих ограничений в отношении предмета договора купли-продажи.

На сегодняшний день информация о ЗОУИТ находится в информационных базах различных ведомств, процесс создания единой базы о ЗОУИТ конца не завершен. Можно утверждать, что только после создания единой базы о ЗОУИТ и ее интеграции с ЕГРН, правообладатели точно и безошибочно смогут узнавать об ограничениях, которые присутствуют в отношении их собственности. А пока собственникам приходится собирать информацию самостоятельно, при этом возможность не обнаружить достоверные данные об ограничениях в виде ЗОУИТ, на сегодняшний день довольно велика.

Источник

Как проверить, не попадает ли земельный участок в охранную зону?

Прочитала недавно статью о том, как люди десятилетиями жили в поселке, а потом его территорию включили в национальный парк «Самарская Лука». Теперь жители не могут нормально оформить свои дома, говорят, что даже новый забор нужно согласовывать.

Я хочу купить участок где-нибудь в Карелии. Но пишут, что там тоже много зон с особыми условиями, где нельзя строиться. Вплоть до того, что если звери ходят на водопой по определенной тропе, то там тоже могут ввести особую зону.

Как проверить, не попадает ли земля в охраняемую зону и что на ней можно строить?

Вы правы, что хотите проверить участок заранее и подстраховаться. В зонах с особыми условиями использования территории — сокращенно их называют ЗОУИТ — могут действовать разные ограничения: например, нельзя вообще строить дома или можно строить только определенной высоты.

На первый взгляд, кажется, что все просто: нужно проверить по ЕГРН, есть ли на участке ограничения. Но проблема в том, что ЗОУИТ может быть не зарегистрирована в Росреестре, а значит, таких данных там не будет. И даже если участок сейчас не попадает в ЗОУИТ, но располагается, например, рядом с заповедником, границы могут расширить — и участок включат в особую зону. Поэтому надо не только смотреть уже существующие ограничения на участке в Росреестре, но и провести дополнительные проверки. Расскажу, как это сделать.

Виды зон с особыми условиями использования

ЗОУИТ — это территории, где действует особый правовой режим и могут быть ограничения, например по строительству или эксплуатации участков. Такие территории нужны, чтобы обеспечить безопасность и благоприятные условия для жизнедеятельности человека, а также ограничить негативное воздействие на окружающую среду.

Всего по закону существует 28 видов ЗОУИТ. Перечислю некоторые:

А вот какие территории в законе не упомянуты, но тоже являются ЗОУИТ:

Такие территории никогда не указываются на публичных кадастровых картах и картах правил землепользования и застройки как ЗОУИТ. Но они ограничивают размещение дома на участке. Например, по санитарным правилам с точки зрения допустимой напряженности электрического поля от дома до высоковольтной ЛЭП должно быть от 20 до 55 метров.

На территориях ЗОУИТ действует особый режим. Например, есть участки, где нельзя размещать дома. Такие участки лучше не покупать: построить дом на них все равно не получится. А если и построите, то в лучшем случае будете просто пользоваться домом, но не сможете его согласовать, а в худшем — его обяжут снести как самовольную постройку. Даже если дом уже зарегистрирован в Росреестре, но установленный для ЗОУИТ режим не соблюдается, такой дом тоже могут снести по решению суда.

Вот список основных ЗОУИТ, в которых запрещено размещать дома:

На практике могут встречаться исключения. Так, чаще всего в санитарно-защитных зонах дом построить можно. Но в любой момент разрешения на строительство могут перестать выдавать, и оспорить это не получится, ведь по закону строить в таких зонах в принципе нельзя. Иногда можно увидеть дома рядом с высоковольтными ЛЭП. Это тоже частные случаи. Строить в охранной зоне высоковольток можно, если владелец ЛЭП дал на это согласие. Но пока нет критериев, по которым такое согласие реально получить.

С ЗОУИТ не работают рассуждения исходя из здравого смысла: мол, если деревня целиком попала в особо охраняемую природную или другую зону, то на участке для ИЖС или ЛПХ дом все равно строить можно.

Еще одно частое заблуждение покупателей: если в выписке из ЕГРН нет ограничений, а в жизни они есть, но не внесены в ЕГРН, то покупатель виноват не будет. Увы, такой подход не работает.

Источник

Парадоксы объектов культурного наследия: когда собственник не знает, чем владеет

Конфликты и судебные разбирательства, связанные со строительством на земельных участках, относящимся к охранным зонам памятников истории и культуры – не редкость. Однако далеко не всегда землевладельцы делают это умышленно. Некоторые из них, приобретая землю и начиная строительство, могут даже не знать о том, что их участок относится к особой территории и имеет обременение. Почему так происходит? Может ли покупатель или собственник земельного участка оградить себя от таких рисков? Получится ли выяснить это, получив выписки из ГКН и ЕГРП? Авторы статьи отвечают на эти и другие вопросы.

На протяжении уже нескольких лет возникают конфликты в связи со строительством землепользователями объектов недвижимого имущества в охранных зонах объектов культурного наследия. Некоторые из таких конфликтов получают широкое освещение в прессе, как, например, скандал со строительством в охранной зоне памятников культуры, расположенных в Московской области – Древнего города Радонеж в Загорском районе, музея-усадьбы «Архангельское» в Красногорском районе. Но большинство подобных конфликтов остается неизвестным широкой публике.

Причина нарушений далеко не всегда кроется в умысле. Часто собственники земельных участков, осуществляя строительство в охранных зонах объектов культурного наследия, даже не знают о каких-либо обременениях принадлежащих им участков. Нередко они узнают об этом только когда органы, уполномоченные в сфере охраны памятников культуры или органы местного самоуправления, обращаются в суды с исковыми заявлениями о сносе таких зданий как самовольных построек.

Одна из причин подобной неосведомленности заключается в том, что сведения об охранных зонах объектов культурного наследия не включены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Принимая во внимание большое количество охранных зон, для справедливого разрешения возможных конфликтов между землепользователями и органом, уполномоченным в сфере охраны памятников истории и культуры, необходимо квалифицировать правовую природу охранной зоны объекта культурного наследия, а также определить момент наступления правовых последствий установления такой охранной зоны.

Узнать об охранной зоне по сведениям из ГКН и ЕГРП практически невозможно

Охранная зона – это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее – Закон о памятниках истории).

Действующее законодательство не содержит определения термина «регенерация» историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, либо каких-либо критериев отнесения к такой регенерации нового строительства. По смыслу Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315) под регенерацией историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия понимается ее восстановление. При этом правоприменительная практика складывается таким образом, что отнесение нового строительства к регенерации осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, уполномоченными в сфере охраны памятников истории и культуры.

По общему правилу собственник земельного участка вправе возводить на земельном участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ). Однако установление режима охранной зоны в отношении земельного участка фактически лишает собственника права на осуществление строительства на таком земельном участке без получения дополнительного разрешения уполномоченного органа государственной власти либо местного самоуправления.

Земельный кодекс РФ (п. 1 ч. 2 ст. 56) признает установление в отношении земельного участка охранной зоны объекта культурного наследия обременением права собственника такого участка. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) под ограничением (обременением) права понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других). Таким образом, по своей правовой природе установление режима охранной зоны является ограничением прав собственника.

При рассмотрении споров важным является установление момента возникновения такого режима и сопутствующих ограничений. В соответствии с ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до внесения в ЗК РФ изменений Федеральным законом от 21.07.2011 № 257-ФЗ, далее – Закон № 257-ФЗ), ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации. Согласно действующей в настоящее время редакции указанной нормы ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о регистрации датой госрегистрации прав является день внесения записей о правах в ЕГРП. Соответственно, ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением в отношении Земельного участка режима охранной зоны, могут возникнуть только после этого момента.

Госрегистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости (ч. 2 ст. 13 Закона о регистрации). Росреестр уведомляет правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня регистрации. Таким образом, до принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением режима охранной зоны в отношении такого земельного участка, возникали только после внесения сведений о соответствующих ограничениях в ЕГРП.

К сожалению, после принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ, ситуация вокруг установления ограничений прав собственников земельных участков в связи с распространением на такие земельные участки режима охранной зоны объекта культурного наследия стала более запутанной.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов РФ и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия. В отношении объектов культурного наследия федерального значения это делает орган государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения это происходит в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Закона о памятниках истории). При этом ни Закон о памятниках истории, ни иной федеральный закон не содержат требования о внесении сведений об установлении охранной зоны в ГКН и (или) в ЕГРП.

Покупатели и собственники могут неожиданно узнать о принадлежности участка к охранной зоне

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, далее – Положение). Этот документ предусматривает, что сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГРОКН) и представляются в кадастровую палату (ФБГУ «ФКП Росреестра»). Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации (п. 18 Положения).

В настоящее время существует конфликт правовых норм. Действующее положение ЗК РФ предусматривает, что обременение прав собственников земельных участков подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральными законами. Однако федеральные законы, регулирующие порядок установления охранных зон объектов культурного наследия, не содержат требования о регистрации обременений, возникающих в связи с установлением таких зон. При этом такое требование устанавливается подзаконным актом – постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315.

Таким образом, формально действующее законодательство не содержит обязанности регистрировать обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны объекта культурного наследия. Неясным остается также вопрос о действительности соответствующих обременений, установленных еще до принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ, но не прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.

Правоприменительная практика, как правило, признает обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны возникшими с даты принятия нормативно-правового акта, утверждающего такие границы (например, апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-12985/2014, решение Щекинского районного суда Тульской области от 29.03.2013 по делу о признании возведенного строения самовольной постройкой и возложении обязанности снести ее.

Вместе с тем, по нашему мнению, госрегистрация обременений прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких участков режима охранной зоны является необходимым условием обеспечения прав таких собственников и поддержания нормального оборота земельных участков. Нередки случаи, когда устанавливаемые границы охранных зон объектов культурного наследия включают в себя целые поселения. При этом внесение в ЕГРП сведений о таких ограничениях является в настоящее время скорее исключением, а не правилом. Тем самым, лицо, приобретающее земельный участок, расположенный рядом с объектом культурного наследия несет риск невозможности застройки участка в связи с его нахождением в границах охранной зоны объекта культурного наследия. Более того, этот риск остается даже при отсутствии в ЕГРП сведений об обременениях участка.

Несмотря на то, что в соответствии с Положением «О Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», утвержденным Приказом Министерства культуры РФ от 03 октября 2011 г. № 954, сведения в том числе о наличии зон охраны объектов культурного наследия должны предоставляться по запросам физических и юридических лиц бесплатно, на практике очень немногие собственники земельных участков обращаются в Минкультуры России (как и в управления культуры соответствующих субъектов РФ или органы местного самоуправления) с подобными запросами при наличии правоустанавливающих документов на земельные участки, которые не содержат сведений о каких-либо обременениях таких участков.

На наш взгляд, норма, предусматривающая обязательность регистрации обременений в связи с установлением в отношении земельного участка режима охранной зоны, включена в Положение с целью ликвидации возникшего пробела законодательства. Но чтобы данное положение стало обязательным для исполнения, необходимо, чтобы такое правило появилось на уровне федерального закона.

В Госдуму внесен законопроект, который должен решить проблему

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект № 642612-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (внесен 06.11.2014), который предусматривает разработку специальных карт (планов) зон с особыми условиями использования территорий. Этот законопроект прямо не предусматривает перечень объектов и характер таких зон, однако он предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Эти изменения должны включать в себя возможность внесения по инициативе собственника объекта, функционирование которого требует установления зон с особыми условиями использования территорий, сведений о таких зонах в ГКН.

Законопроект в его текущей редакции, по нашему мнению, не сможет в полной мере решить проблему внесения информации об обременениях прав на земельные участки в ГКН. Возможность внесения таких сведений в ГКН есть и при имеющемся регулировании данной проблемы. Вместе с тем, при должной переработке содержания проекта шанс на разрешение проблемы есть. В частности, речь идет о введении положений об обязанности собственника объекта недвижимости по внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в ГКН, установлении предельного срока для такого внесения, установления гарантии необязательности ограничений, вытекающих из установления такой зоны, для третьих лиц до внесения информации в ГКН. При указанных поправках законопроект может внести значительный вклад в обеспечение прав собственников и покупателей земельных участков, расположенных в охранных зонах объектов культурного наследия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *