какой музыкальный интервал разделяет соседние белые клавиши рояля поле чудес ответ
База-ответов
Кто хочет стать миллионером (237)
Большая база ответов на различные вопросы викторин, интеллектуальных игр и других вопросов.
Если вы участвуете в викторине, где необходимо ответить на вопрос за короткий промежуток времени, то этот сайт для Вас! Быстрый поиск на сайте поможет вам в этом.
Все ответы на вопросы прошли тщательную проверку на истинность. Случай ошибки крайне маловероятен, но всё же, если вы обнаружили неправильный ответ или повторяющийся вопрос, нажмите кнопку «пожаловаться» рядом с неверным ответом. Будет подана заявка на дополнительную проверку и ответ будет исправлен. Оставить отзыв
Рейтинг пользователей:
рейтинг пользователей наиболее активно пополняющих базу данных ответов
Музыкальные интервалы: какие они бывают и как их строить?
Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.
Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:
1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава
Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.
Интересные факты про названия интервалов
Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).
Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).
Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?
Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).
Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.
Обратимся к конкретным интервалам:
Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.
Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.
Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.
Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.
Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.
Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.
А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!
Интервалы от ноты ДО вверх
Интервалы от ноты СОЛЬ вверх
Интервалы от ноты ДО вниз
Интервалы от ноты ЛЯ вниз
Упражнения : играем интервалы на фортепиано
При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.
Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).
Упражнение 1. Играем примы
Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).
Упражнение 2. Играем секунды
Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.
Упражнение 3. Играем терции
Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.
Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.
Упражнение 4. Играем кварты и квинты
Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.
Упражнение 5. Играем сексты
Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.
Упражнение 6. Играем октавы
Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.
Упражнение 7. Играем септимы
Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».
Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!
Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.
Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.
В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!
о к т а в а
музыкальный интервал в 7 нот
• восьмой тон гаммы, звучащий сходно с первым, но в более высоком регистре и имеющий одинаковое с первым название
• самый низкий мужской голос; бас
• восьмая ступень гаммы
• всякое восьмидневное празднество в католической церкви
• музыкальный интервал, обьединяющий 12 полутонов
• расстояние от «до» до «до»
• стихотворная строфа из восьми строк, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних стиха — смежной рифмой
• единица измерения диапазона певческого голоса
• ею измеряют диапазон голоса певца
• единица измерения частотного интервала
• стихотворение русского поэта XIX века А. Майкова
• стихотворная форма из восьми строк
• расстояние между двумя соседними «до»
• часть музыкального звукоряда
• интервал в акустике
• интервал в восемь нот
• расстояние между «до»
• интервал от «до» до «до»
• интервал звукоряда в семь нот
• семинотный музыкальный интервал
• восемь ступеней и шесть тонов
• «a b a b a b c c» (тип строфы)
• музыкальный интервал в семь нот
• какую строфу в русскую поэзию ввел Василий Жуковский?
• слишком низкий бас
• ею измеряют диапазон голоса
• Музыкальный интервал, обьединяющий 12 полутонов
• 8-я ступень музыкальной гаммы
• Единица массы в Мексике (3,6 г)
• «a b a b a b c c» (тип строфы)
Как называются клавиши фортепиано
В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.
Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д. Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие. Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.
Где находится нота до?
Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).
Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:
Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь. На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».
Названия октав
Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто. В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?). Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).
Смотрим ещё разок и запоминаем:
Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:
Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые. Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах. Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.
Как играть диезы и бемоли?
Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных). Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька). Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.
Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).
Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).
Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?
Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами. Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа. Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).
Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.
Небольшое заключение
Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.
Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.
Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.
- Что значит слово вопреки
- Так раньше называли германию сканворд